Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Глава первая 11 страница



Проблема становится еще более сложной, когда речь заходит о дуальных конституциях. ВП с ПК образуют одну из самых прочных пар, поскольку у обоих достаточно энергии Огня для общения друг с другом, а Вата одного уравновешивает Капху другого. ВК и ПК могут стать хорошей парой, хотя из-за присущего обоим упрямства они будут иметь тенденцию подчеркивать различия между собой. ВК и ВП могут составить хорошую духовную пару, однако житейское благополучие такой семьи будет ниже из-за подверженности обоих влиянию Ваты.

Ваш выбор должен зависеть главным образом от того, каких взаимоотношений вы желаете в этой жизни. Если вам нужны прочные отношения с совместимым партнером по браку, выбирайте того, у кого такой же конституциональный тип. Общие крайности, которые имеют место в таких парах, переносятся легче, чем напряженные отношения между супругами с радикально отличающимися конституциями. Человеку, тесно взаимодействующему с партнером со сходной конституцией, интуитивно понятны силы, движущие его партнером, поскольку эти же силы движут и им самим. Если вы не хотите, чтобы вам приходилось вкладывать в отношения много энергии, ищите партнера, принадлежащего к одному с вами типу.

Если же вы хотите использовать брак как средство саморазвития, выбирайте партнера, который будет стимулировать и встряхивать вас, который предложит вам то, чего не хватает у вас, и которому вы сможете обеспечить дополнительную энергию. Будьте, однако, осторожны, чтобы в конце концов из-за конституционального различия межлу вами и вашим партнером не оказалось, что у вас совершенно разные привычки и вкусы: что вы по-разному едите, пьете, развлекаетесь и т.д.

Окружение

Приведенные выше правила распространяются на все межличностные отношения. Главным критерием выбора друзей и товарищей также должен стать гармонизирующий эффект их влияния. Дружба с людьми, склонными к саморазрушению, будет усиливать ту же тенденцию в вас, если вы еще не полностью изгнали ее из своего существа; дружба с человеком, способным к сопереживанию, усилит эту способность и в вас. Связь с отрицательными личностями (санга доша) заставляет вас вбирать их физические, психические и духовные недостатки. Напротив, сатсанга — общение с сильными, здоровыми, духовными людьми — оставляет на вас отпечаток их внутренней гармонии.

Учитывать свои физические и психические особенности следует и при выборе постоянного места жительства. Люди чистого В-типа лучше чувствуют себя в жарком, влажном климате, таком, как на Гавайях или на побережье Мексиканского залива, а холодный климат кажется им почти невыносимым. Людям чистого К-типа для равновесия требуется жаркий, сухой климат, как в Западной пустыне. Чистый П-тип избегает знойного климата и очень любит холодный. Людям В- и К-типов нужны регулярные солнечные ванны, хотя чрезмерно длительное пребывание на открытом солнце может повредить их иммунную систему. Люди П-типа должны остерегаться солнца.

Что касается социального и культурного окружения, то можно поселиться в богатом районе среди соседей, склад ума и вкусы которых совпадают с вашими, и избегать любых контактов с беднотой, чтобы не терзать свои чувства зрелищем неустроенности. В этом случае получит максимальное развитие ваша способность демонстрировать свое физическое благополучие, и в вас укрепятся энергии Земли и Воды.

Если вы хотите максимально развить свою духовную природу, вы можете вести простой и умеренный образ жизни, живя в обычном доме по соседству с простыми людьми, избегая общества богатых и могущественных, чьи умы погружены в трясину мирских помыслов. Это повысит в вашем организме уровень энергий Воздуха и Эфира.

Если же вы хотите развить свои психические способности, то вам следует стремиться приспосабливаться к любой среде, в которой вы окажетесь, не избегать общения ни с кем и сохранять полное присутствие духа при любых обстоятельствах. Это разовьет вашу Огненную энергию.

Разные овощи, сваренные в одной кастрюле, отдают часть своей собственной индивидуальности и впитывают часть индивидуальности других. Вы ответственны перед собой не только за то, чтобы есть полезную пишу и вести здоровый образ жизни, но и за выбор друзей, здорового окружения и здоровых развлечений. Вот почему аюрведа настаивает на том, чтобы вы проводили свободное время со своими «старшими». Старший — это тот, кто превосходит вас по зрелости и опыту, независимо от возраста. Общества, где нет «старших», следует сторониться, как бы оно ни было развито в материальном или творческом отношении.

Сон

Сон называется в аюрведе «кормилицей мира», потому что он по-матерински питает существа и способствует их росту. Сущность сна — это инертность, бездействие тела при умственном расслаблении; поэтому сон тесно связан с Капхой.

Ночь — время для сна после того, как личность устала проецировать себя вовне. В-типу полезно подремать десять минут и днем. Долгий дневной сон разрешается в разгар лета, когда дни жаркие, а ночи короткие. В других случаях дневной сон усиливает Капху, и только детям, старым, слабым и тем, кто изнурен сексом, пьянством, болезнями, путешествиями, чрезмерной работой и физическими или

эмоциональными стрессами, можно спать в послеполуденное время больше десяти-пятнадцати минут. Недолгий сон перед едой иногда может быть полезен при остром несварении, но как правило, если вы не бодрствовали всю ночь, дневной сон неизбежно способствует выработке Амы.

Рано ложиться и рано вставать — это идеал для каждого. Вечер — это время Капхи, время, естественно подходящее для того, чтобы сбрасывать накопившееся напряжение и готовиться ко сну. Бодрствование после полуночи обостряет и Питту, и Вату. Полночь — это время Питты, когда людям П-типа особенно не рекомендуется бодрствовать, иначе у них повысится аппетит и появится соблазн поесть. Иногда люди П-типа просыпаются среди ночи от голода, а те из них, кто страдает язвой желудка, — от боли, причиняемой кислотой, которую выделяет в это время организм под влиянием Питты. Часы перед самым рассветом управляются Ватой, препятствующей крепкому сну. Людям В-типа в особенности желательно ложиться раньше, чтобы Капха помогла им крепко выспаться, пока Вата не потревожит их сон.

Никому нельзя наедаться ни физической, ни умственной пищей менее чем за два часа перед сном. Любые физические и умственные пищеварительные процессы должны быть завершены до отхода ко сну. Но медитация или успокоительные травы, например валериана, перед сном позволительны. На людей В-типа часто действует как снотворное чашка теплого молока со щепоткой шафрана.

Спать сидя лучше всего, потому что это — самый чуткий сон. Наилучшее расслабление дает сон на правом боку; сон на левом боку способствует пищеварению, сон на спине приводит к нарушениям Ваты, а привычка спать на животе — к нарушению всех систем организма. Те из йогов, которые не спят сидя, предпочитают спать на правом боку, чтобы стимулировать работу левой ноздри. Это охлаждает и расслабляет тело, облегчая контроль над ним, чему йога придает большое значение.

Людям, желающим вдоволь наслаждаться удовольствиями этого мира, следует спать на левом боку, так как это стимулирует работу правой ноздри. Правая ноздря разогревает и активизирует тело и усиливает потребность организма в пище, сне и сексе. Это способствует лучшему выражению вашей личности вовне, открывая перед ней возможность более полного чувственного наслаждения.

Во время сна на спине обе ноздри действуют одновременно, что нарушает интеграцию тела-ума-духа и косвенным образом способствует развитию болезней, поощряя выход энергии из тела. Сон на животе прямо содействует развитию болезней, затрудняя глубокое, здоровое дыхание.

Лучше спать головой на восток, а ногами на запад; это способствует медитативному сну. Сон головой на север выводит энергию из тела, нарушая интеграцию тела-ума-духа. Это хорошо для астральных путешествий, но не для здоровья. Если вы спите головой на юг, то в тело входит энергия, улучшая ваше здоровье. Когда же голова направлена на запад, снятся беспокойные сны.

Прежде чем броситься в объятия сна, нужно всегда мыть руки, ноги и лицо; необходимы также массаж стоп с небольшим количеством масла и непродолжительная медитация, чтобы рассеять отрицательную энергию прошедшего дня. Если вас беспокоят частые ночные поллюции, то снизить их вероятность поможет обливание перед сном ног и стоп холодной водой, оттягивающее энергию от гениталий.

Ложиться в постель можно только для того, чтобы спать, и никогда — для чтения, письма или размышлений, а вставать следует сразу же, как только вы проснетесь. Никогда не спите в кухне или в любом другом месте, где готовят пишу: вкусные запахи и тонкие вибрации будут беспокоить ваш пищеварительный тракт и нарушать ваш сон.

Идеальной формой сна считается йога нидра — состояние полной физической бездеятельности при сохранении умственной чуткости и осознавания. Чем больше вы сможете приблизиться к этому идеалу, тем лучше вы подготовите свой организм к новому воплощению на рассвете, когда весь ваш распорядок начнется сначала.

 

Глава шестая

РАВНОВЕСИЕ

Упорядоченная жизнь помогает ослабить воздействие стресса на организм. Стресс, или скорее неправильная реакция на стресс, может стать причиной новых болезней и усугубить уже имеющиеся. Стресс снижает реакцию иммунной системы на посторонние вторжения, что позволяет размножаться в организме таким чуждым сущностям,'как вирусы и раковые клетки.

Стресс возникает всякий раз, когда вам приходится приспосабливаться к новой ситуации. Каждый раз, когда ваша среда — ваше физическое, психическое, эмоциональное, социальное и духовное окружение — изменяется, вы должны изменяться вместе с ней и заново устанавливать с ней равновесие. Ваш иммунитет — это ваша упругость, то есть способность катиться в направлении толчка и быстро возвращаться в нормальное состояние даже после самых подлых ударов. Вместе с ростом стресса растет нагрузка на вашу иммунную систему. Когда нагрузка становится слишком большой, ваша иммунная защита не справляется с ней, и вы заболеваете.

Похоже, стресс становится вездесущим: в наши дни язвенная болезнь иногда развивается даже у еще не родившихся детей. Нет людей, защищенных от всех стрессов без исключения, однако в наших силах улучшить свой иммунитет на стрессы, с которыми мы сталкиваемся. Независимо от того, когда и какого рода стресс имел место, вы естественно реагируете так, как требуют того ваши гены, — если только вы не приучили свое тело реагировать иначе. Чтобы проявилась определенная болезнь, должна развиться специфическая картина расстройства Ваты-Питты-Капхи, но все возможные картины расстройств в своей основе обусловлены слабостью вашего иммунитета — вашей индивидуальности.

Ирана, Теджас и Оджас

Прана — это жизненная сила, то же, что ци или ки в восточной медицине. Она соединяет единой нитью дыхания тело, ум и дух, подобно жемчужинам в ожерелье, и заставляет их жить и действовать как единый организм. Теджас — это сила трансмутации, позволяющая телу, уму и духу влиять друг на друга, несмотря на то что они существуют на разных планах. Оджас, тончайшее проявление силы иммунитета, — это своего рода цементирующий клей, скрепляющий все эти компоненты и интегрирующий ваше существо. Прана, Теджас и Оджас связывают воедино ваши тело, ум и дух.

Три доши — Вата, Питта и Капха — это грубые проявления Праны, Теджаса и Оджаса, которые, однако, не являются дошами. Вата — это менее устойчивая форма Праны, Питта — более реактивная форма Теджаса, а Капха — более инертная форма Оджаса. Когда физическое, умственное и духовное пищеварение достигают своего пика, Вата, Питта и Капха образуются из Праны, Теджаса и Оджаса именно в тех количествах, которых достаточно д ля осуществления необходимых телесных функций. Однако при плохом пищеварении эти побочные продукты реакций вырабатываются в больших количествах, чем это необходимо, что уменьшает наличный запас Праны, Теджаса и Оджаса в организме. Повышенная выработка Ваты, Питты и Капхи требует также усиленного их выведения, что приводит к дальнейшим потерям энергии.

Мы получаем Прану из атмосферы и из пищи. Дыхание непосредственно пополняет запасы Праны. Прана не в большей степени является кислородом, чем Капха — слизью, а Питта — желчью. Прана — это жизненная сила; кислород же представляет собой одну из переносящих ее субстанций. Пища и вода тоже переносят Прану. В то время как большая часть питательных веществ впитывается в кровь из тонкого кишечника, Прана впитывается из толстой кишки. Современные исследования показывают, что вещества, называемые ненасыщенными жирными кислотами, всасываются в кровь из толстой кишки и могут служить для организма существенным источником энергии. Эти ненасыщенные жирные кислоты, как и кислород, являются носителями Праны. От здоровья наших легких и толстого кишечника зависит, сколько Праны мы можем впитать и, следовательно, насколько бодро мы себя чувствуем.

Когда легкие или толстая кишка расстроены, организм хуже впитывает Прану и в большем объеме вырабатывается Вата. Вата и Пра- на подобны друг другу — обе тонкие, воздушные, интенсивные, склонные к расширению, но Вата в отличие от Праны не обладает уравновешивающим и питающим свойствами. Если Вата регулярно не выводится из организма, она вызывает болезни. Расстроенная Вата может влиять на любую дхату, но особенно тесно связана с Костью. Здоровье Кости, таким образом, напрямую зависит от здоровья легких и толстой кишки. Поэтому Вималанавда советует поддерживать движение тела (костей), кишечника (толстой кишки) и дыхания (легких).

Патологии легких, костей и толстого кишечника часто связаны между собой. Например, у курящих женщин выше потеря кальция из костей вследствие влияния угарного газа на химический состав крови. Сходным образом, приведение в равновесие одного из этих органов может принести пользу остальным. Сухой имбирь, смешанный с тростниковым сахаром-сырцом, облегчает движение мочи и кала и, когда его дают больным с закупоркой верхних дыхательных путей, способен снимать эту закупорку, устраняя застой в толстой кишке. Иногда для снятия приступов астмы назначают лекарственные клизмы.

Теджас — это Огонь. Прана воспламеняет Теджас, как кузнечные меха раздувают пламя в горне. Когда ум устойчив и различение происходит четко, Теджас горит ясно и чисто и эффективно передается телу. Когда же ум находится под воздействием движения или инерции, когда различение взволновано памятью или поглощено эмоцией, Теджас искажается. Тогда при его передаче телу вырабатывается большее количество Питты. Поскольку сознание находится под сильным влиянием химических токсинов, переносимых кровью, способность Теджаса правильно питать физическое пищеварение зависит от крови, печени и селезенки, контролирующих кровь, а также от мозга.

Оджас представляет собой среду, через которую передается сила Теджаса. Физическое и умственное пищеварение могут быть здоровыми только при здоровом Оджасе. Оджас и Капха тесно взаимосвязаны. При хорошем переваривании пищи и других чувственных впечатлений Оджас вырабатывается эффективно. Ослабленное пищеварение становится причиной увеличения выработки Капхи и способствует появлению Амы.

Оджас в отличие от Теджаса и Праны представляет собой субстанцию; это значит, что его можно вырабатывать, собирать и хранить. Все, что увеличивает Вату, уменьшает Оджас, включая сухую и несвежую пишу, чрезмерное воздействие ветра и солнца, волнение, страх, сожаление, старость, недосыпание и слишком большие потери любых телесных тканей. Потери Шукры, непосредственно питающей Оджас, более пагубны, чем потери других тканей. Это одна из причин того, почему аюрведа рекомендует сексуальное воздержание.

Ама — это зловещий двойник Оджаса. Оджас представляет собой жизненную силу, охраняющую целостность человека. Ама — это жизненная сила в ином смысле: она представляет собой богатую питательными веществами среду для любых непрошеных захватчиков, которые могут покушаться на организм, — бактерий, вирусов, раковых клеток и т.п.

При сильном Оджасе Теджас может правильно переваривать и усваивать пишу и питать все дхату, которые укрепляют Ахамкару и вашу самотождественность. Сильная самотождественность не позволяет ни Аме, ни захватчикам оставаться в организме. Слабый Оджас мешает передаче Теджаса, что ослабляет пищеварение и способствует появлению Амы. Ама питательна только для захватчиков, поэтому ослабляет и дхату, и Ахамкару. Слабая Ахамкара, в свою очередь, поощряет чуждые сущности к пышному росту в навозе Амы, как слабое правительство поощряет распространение беззакония.

Оджас — это фундамент вашего физического иммунитета. Он создает вашу ауру. Аура — ваша первая линия обороны от вторжений извне, амортизатор всех негативных воздействий, сознательно или несознательно направляемых на вас в течение дня. При слабом Оджасе негативное просачивается сквозь барьер ауры, увеличивая внутреннюю дисгармонию. Чем слабее ваша аура, тем в меньшей степени вы способны просто «стряхнуть» с себя и проигнорировать стресс.

Несварение

Несварение представляет собой основу всех физических болезней, недуг, от которого происходят все остальные недуги. В определенном смысле несварение, неспособность к усвоению какой бы то ни было физической, умственной или эмоциональной пищи, является единственной болезнью живых существ. Обычно оно начинается в уме как «преступление против мудрости» и оттуда проецируется на физическое тело.

Всякая болезнь — результат сочетания физических, умственных и духовных причин. Некоторые болезни, например язвенный колит, обусловлены в основном психическими влияниями; другие, как, например, обычная простуда, имеют в основном физические причины. Больные, страдающие одновременно и психическими, и соматическими болезнями, скажем, шизофренией и астмой, обычно замечают, что физическое состояние ухудшается, когда ослабевает психическое расстройство, и наоборот. В конечном итоге все болезни имеют психическую природу: все они вызваны своеволием, тем извращением интеллекта и здравого смысла, которое заставляет нас делать то, на что мы не рассчитаны. Это своенравное извращение и называется «праджнапарада» — «преступление против мудрости».

Предположим, например, что вы человек ВК-типа, живущий в северной Миннесоте. Сейчас середина ночи, середина зимы и на улице бушует буран. Вас неожиданно охватывает желание поесть мороженого. Вам известно, что мороженое холодное, влажное, клейкое, тяжелое и активизирует выработку Капхи, что как ночь, так и зима — это время Капхи и что ваша конституция тоже включает в себя Капху. Вы знаете, что если вы едите мороженое, то тем самым усиливаете Капху, но вы все равно делаете это — и на следующее утро ваш организм полностью засорен Капхой. Это и есть наказание за «преступление против мудрости». Конечно, это не «божья кара» в буквальном смысле слова: никто не поразит вас молнией за то, что вы съели неподходящую пишу. Это своего рода штраф, который вам автоматически приходится выплачивать при нарушении какого-либо из правил здорового образа жизни. Как метко заметила одна проницательная индианка, нас наказывают не за наши поступки, а самими этими поступками: мы лишь пожинаем то, что посеяли, совершив «преступление против мудрости».

Межконтинентальный перелет является стрессом для всех, вне зависимости от конституции. Вы можете пересечь США от побережья до побережья примерно за шесть часов, миновав три часовых пояса. Ваше сознание прибывает к месту назначения через шесть часов и покидает самолет вместе с вами. Ваше тело, однако, в действительности прибудет туда лишь через три дня, так как ему нужен день, чтобы прийти в себя после каждого часового пояса, который вы пересекли. Если вы не пожалеете времени на то, чтобы отдохнуть и восстановить силы после своего путешествия, то сможете легко адаптироваться к своему новому местонахождению.

Ваш ум, однако, не любит оставаться без движения и не хочет позволить телу успокоиться. Нередко он убеждает сам себя, что его равновесие зависит от того, насколько быстро он отделается от предстоящей работы. Попытка приступить к работе сразу же, как только вы сойдете с трапа самолета, — это не меньший стресс, чем само воздушное путешествие. Нетерпимое отношение вашего ума к телу за его неспособность быстро адаптироваться еще больше затрудняет процесс адаптации. Если ваш ум будет настаивать на своем, и вы попытаетесь как ни в чем не бывало взяться за работу, то вполне возможно, что вашему телу это очень не понравится и оно выразит свое неудовольствие в виде болезни. Не следует винить свое тело за то, что оно мстит уму: ведь ваша болезнь — это естественное следствие совершенного вами «преступления против мудрости».

Между физиологией тела и ума можно провести параллель. Подобно физическим Пяти Великим Элементам, ум имеет свои Пять Элементов:

Постоянство — психический эквивалент Земли;

Эмоция — психический эквивалент Воды;

Различение — психический эквивалент Огня;

Память — психический эквивалент Воздуха;

Пустота — психический эквивалент Эфира.

Пустота ума есть то, что позволяет проявиться другим его состояниям. Различение — это пищеварение ума, определяющее, насколько тот или иной образ действий способствует благополучию организма. Пока ваша способность различения находится в норме, вы не будете совершать «преступлений против мудрости». Умственная неустойчивость ослабляет вашу способность различать — точно так же, как нарушения Ваты, Питты и Капхи негативно влияют на способность вашего тела к пищеварению. Слабое различение способствует образованию умственной Амы (аномалий восприятия) — точно так же, как слабое пищеварение приводит к образованию Амы физической (токсичных отходов).

Вата, Питта и Капха отвечают за объединение Пяти Великих Элементов в теле. Саттва, Раджас и Тамас выполняют ту же функцию по отношению к уму. Полезная, простая, хорошо переваренная пища и полезные, простые привычки поддерживают Саттву. Стимулирующая пища и интенсивная деятельность, например секс, увеличивают

Раджас. Несвежая, испорченная пища и притупляющая деятельность, такая как сон, увеличивают Тамас. Раджас и Тамас — это доши ума. Они нужны в небольших количествах, но когда они накапливаются в избытке, то вызывают болезни.

На хорошее физическое пищеварение указывают следующие признаки:

Вы не ощущаете дискомфорта, съев столько пищи, сколько вам хотелось.

После еды вы не отрыгиваете газ с тем же запахом и вкусом, что и у съеденной пищи.

После еды ощущение тяжести в животе не продолжается слишком долго.

Вы не ощущаете, как пища проходит через тонкую и толстую кишку; вы даже не должны осознавать этой стадии пищеварения.

Вы испражняетесь всегда в одно и то же время. Кал должен иметь нормальную плотность, не должен содержать крови, слизи, частиц непереваренной пищи или иметь отвратительный запах.

После переваривания пищи ощущение голода приходит в обычное время. (Желание ума доставить удовольствие языку не в счет.)

Если какой-либо из этих признаков отсутствует, то налицо физическое несварение.

Нижеперечисленные признаки указывают на хорошее умственное пищеварение:

Вы не ощущаете психического дискомфорта после получения желаемого количества чувственных ощущений.

Ваш ум не чувствует себя после этого пресытившимся и измученным.

Во время усвоения этой новой информации не появляется никаких неприятных эмоций.

При необходимости вы точно и без усилий можете найти в памяти этот опыт и воспользоваться им.

У вас крепкий и приятный сон без тревожных сновидений (указывающих на психическую Аму).

Желание чувственного удовольствия возникает вновь спустя нормальный промежуток времени.

Если какой-либо из этих признаков отсутствует, то налицо умственное несварение.

Физическое несварение может стать причиной несварения умственного и наоборот, но чаще всего они сопутствуют друг другу. Поскольку контролировать тело гораздо легче, чем ум, аюрведа считает, что сначала надо по возможности очистить и уравновесить тело, а потом начинать работу над умом. Гармонизированное тело оказывает гармонизирующее влияние на ум.

Физическое несварение бывает трех основных типов: обусловленное Ватой, обусловленное Питтой и обусловленное Капхой. Любая из этих дош может отрицательно влиять на способность тела перерабатывать пишу, но каждая делает это по-своему. По симптомам можно определить, какая доша в наибольшей степени нарушена.

Несварение, обусловленное Ватой, в основном влияет на толстую кишку. Запоры чередуются с поносами, и при этом обычно обильно образуется кишечный газ, но все эти симптомы непостоянны. Они могут исчезнуть на несколько дней, а затем без видимых причин возвращаются. Состояние все время меняется, и в конце концов человек уже не знает, какая пища и в какое время дает короткие периоды нормального пищеварения.

Несварение, обусловленное Питтой, в основном влияет на тонкую кишку и обычно характеризуется поносами. Возникают ощущения жжения, такие как изжога после еды или жжение в заднем проходе после дефекации. Может хотеться горячей пряной пищи, которая, однако, только ухудшает состояние.

Обусловленное Капхой несварение главным образом влияет на желудок. Больной обычно вообще не хочет есть и ощущает тяжесть в верхней части живота, слюнотечение во рту и тяжесть в конечностях. Это обычно сопровождается запорами.

Капха в основном образуется и локализуется в желудке, Питта — в тонком кишечнике, а Вата — в толстой кишке. Если несварение никак не пытаться лечить, то одна или больше дош значительно увеличатся, выйдут за пределы своих исходных органов и начнут циркулировать по всему организму, ища слабое место, где можно остановиться и вызвать болезнь. Оставленное без внимания несварение может стать причиной острых заболеваний — таких как простуда, лихорадка, кашель, грипп, понос, язва желудка и двенадцатиперстной кишки и т.д. Все эти болезни представляют собой методы, которые использует Природа, чтобы очистить ваш организм, когда ваше существо не может «переваривать» опыт жизни и вместо этого позволяет скапливаться внутри себя физической и психической грязи.

Не важно, насколько эффективно вы лечите острое заболевание: ваши усилия будут напрасны, если одновременно вы не обратитесь к лежащему в его основе несварению. Если не удалить этот корень, из него в дальнейшем вырастут другие болезни. Лечение должно начинаться с устранения коренной причины болезни и только затем переходить к любым специфическим проявлениям. Правда, в опасных для жизни ситуациях требуется экстренная помощь, но после того как кризис миновал, необходимо энергично приниматься за несварение.

Аюрведическое лечение

Йог по имени Чайтаньянанда до самой своей смерти, которая случилась не так давно, жил примерно в 300 км от Бомбея. Случаи исцеления им серьезных болезней, включая даже первые стадии рака, были тщательно документированы, и люди стекались к нему со всей Индии, чтобы получить лечение из его рук.

Он не скупился на приветствия каждому приходящему, чтобы создать у него иллюзию безопасности. Пока посетитель отдыхал, Чайтаньянанда уходил в джунгли, чтобы найти определенную траву, сок которой он затем давал ничего не подозревающему пациенту. Примерно через пятнадцать минут беднягу начинало тошнить и слабить. Интенсивный понос продолжался в течение трех часов. После того как тошнота и понос прекращались, пациенту давали кичади — блюдо из риса и лущеного маша. В эту кашу Чайтаньянанда добавлял смесь басм (минеральных солей и окислов металлов) в пропорции, определяемой характером заболевания. Эта процедура повторялась в течение тридцати дней. В результате организм пациента полностью очищался, и болезнь обычно проходила.

Чайтаньянанда никогда не изучал аюрведу в колледже, но принципы лечения, которые он использовал, были аюрведическими:

Устранение причины.

Очищение с целью ликвидации избытка дош.

Уравновешивание дош и новое возжжение пищеварительного огня.

Омоложение и перестройка организма.

Никакая терапия, не позволяющая уравновесить доши, не является аюрведической, и ее эффект вряд ли будет долговременным. Даже нарушение равновесия ума также вызывается дисбалансом дош либо сопровождается им.

Самая мощная во Вселенной сила, восстанавливающая равновесие дош, разжигающая огонь и омолаживающая организм, — это вера. Вспомните, что один из симптомов больной Раса дхату — «отсутствие веры». Вера в Природу и Ее целительные силы активно укрепляет Раса дхату, которая затем питает остальные дхату и Оджас. Вера усиливает способность Ахамкары к самоотождествлению с телом и укрепляет связь между индивидуумом и его личным космосом. Вера в исцеление — это залог здоровья.

Вималанацда всегда говорил, что есть только два способа вылечить болезнь. Можно верить в другое существо — врача, божество, свою бабушку, в кого угодно — и всецело отдать себя в его руки, чтобы оно направляло силу вашей веры. Или же можно верить в себя, в свои собственные возможности к самоисцелению, и лечить самого себя непосредственно.

Вера была важной составляющей лечения Чайтаньянавды. Люди приходили к нему с надеждой на облегчение, потому что слышали рассказы тех, кому он помог, и эта вера способствовала исцелению. Если у вас нет Чайтаньянавды, который заставил бы вас стать здоровыми, вы сами ответственны за свое лечение. Всеми фибрами своего существа вы должны прийти к выводу, что уже устали от отсутствия равновесия в своем организме и готовы подчиниться любой дисциплине, необходимой для исцеления. Пока вы не сможете честно сказать себе, что готовы изменить свое поведение, исцеления не произойдет. Твердое решение вылечить себя может появиться только тогда, когда ваш ум будет готов допустить, что виной всему его своеволие и «преступления против мудрости», когда он готов будет согласиться, что был неискренен, обвиняя тело в излишествах, в которых повинен сам. Когда ваш ум искренне раскается и будет готов простить себя, он сможет сотрудничать с телом, чтобы исправить положение.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.