Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Глава первая 7 страница



Алкоголь

Алкоголь представляет собой вид сверх-Сладкого вещества, которое в процессе обмена веществ перерабатывается так же, как и сахар. Огромный приток Сладкого, который дает алкоголь, приносит огромное удовлетворение Ахамкаре. Алкоголики — это люди, для которых получаемая от алкоголя Сладость настолько превосходит остальные формы Сладкого, что они упорно не желают отказываться от него. В небольших количествах алкоголь служит лекарством, но злоупотребление превращает его в яд. При регулярном потреблении алкоголя ваш организм основывает на нем свое равновесие, и в конце концов вы начинаете плохо себя чувствовать, если вам не удается выпивать регулярно. У вас появляется зависимость, даже если вы не классический алкоголик.

Алкогольная зависимость представляет собой форму зависимости от Сладкого, при которой нарушаются все три доши. Небольшие количества лечебных вин помогают при лечении болезней Вата-типа; в б&пьших количествах алкоголь сам становится причиной Вата-за- болеваний. Из-за своих горячих, сильных вкуса и запаха и своей жидкой природы алкоголь возбуждает Питту и Капху, которые затем создают препятствия свободному движению Ваты и искажают его. Поздние стадии алкоголизма имеют природу чистой Ваты: нетвердая походка, пустой взгляд, многословная и бессмысленная речь, резкие колебания настроения, белая горячка и галлюцинации — все эти симптомы отражают глубокую умственную и физическую « судо рож - ность» как результат неустойчивости расстроенной Ваты. Даже если вы не отъявленный алкоголик, для того чтобы избавиться от привязанности к алкоголю, вам придется сначала успокоить Вату и только потом вернуть в норму Питту и Капху.

То, насколько легко будет протекать д ля вас процесс избавления от алкогольной зависимости, определяется целым рядом факторов

В их числе — общество, в котором вы живете, и ваш генетический код. Недавние исследования позволяют предположить, что существует по меньшей мере два типа генетической предрасположенности к алкоголизму. Первый, который не обязательно является очень тяжелым, может передаваться от отца или матери к сыну или дочери и обычно приводит к развитию алкоголизма после 25 лет. Второй тип передается только от отца к сыну. У индивидуума, находящегося под влиянием этого типа предрасположенности, могут обнаружиться серьезные наследственные аномалии мозга, даже если он вообще не пьет. Но в большинстве случаев такие люди начинают пить в раннем возрасте, с И или 12 лет, и быстро превращаются в алкоголиков. В отличие от людей с предрасположенностью первого типа их поведение часто характеризуется агрессивностью.

Люди, зависевшие от алкоголя, а затем бросившие пить, нередко меняют свое пристрастие к нему на пристрастие к кофе, в который они могут бросать горы сахара, а также на пристрастие к горячей, Кислой, Соленой и Острой пище вроде французского жаркого с кетчупом и соусом чили. И кофе, и соус чили, имеющие Острый вкус, заменяют Острый вкусовой аспект алкоголя. Интенсивное потребление белого сахара — самый простой для организма способ достичь того уровня поступления Сладкого, к которому приучил его алкоголь. Кетчуп и другие соусы обеспечивают тот уровень Кислого и Соленого, который необходим, чтобы заставить уже перегруженный желу- дочно-кишечный тракт нормально перерабатывать тяжелую жареную пишу, тяжесть и маслянистость которой способствуют ослаблению Ваты. Организм алкоголика использует все эти вкусы для поддержания относительного баланса.

Желательно, чтобы такие люди получали все эти вкусы из более легких продуктов, содержащих также немного Горького вкуса, помогающего уменьшить потребность организма в интенсивности переживаний. Сладкий вкус можно получать из цельных зерен злаков, а также из фруктов и фруктовых соков. Зерновые являются регулярным, стабильным источником сахара для крови, а фруктовые соки, например виноградный или грушевый, хороши тогда, когда организму срочно требуется «доза» Сладкого. Финики и сушеный инжир укрепляют тело и являются хорошими источниками Сладкого вкуса. Гранатовый сок, помимо Сладкого, дает также Горький и Вяжущий вкусы, которые оказывают терапевтическое воздействие на Питту и способствуют омоложению организма.

Морковный сок очень Сладок, достаточно горяч, чтобы способствовать хорошему пищеварению, и достаточно горек, чтобы способствовать снижению потребности организма в интенсивной стимуляции. Удовлетворение и равновесие, которые организм получает от морковного сока, дают огромное подсознательное удовлетворение мозгу, до некоторой степени компенсирующее отсутствие приятных психических искажений, которые вызывает алкоголь.

Морковный сок можно пить без каких-либо добавок, а при сильном расстройстве печени можно добавить свекольного сока. Добавление длинного белого китайского редиса помогает поддерживать ослабленное пищеварение. Вязкость огурца помогает ослабить жажду интенсивной стимуляции и успокаивает воспаленные ткани. Но самая лучшая добавка — это кинза, которая является Острой, но холодной. Кинза — это один из лучших продуктов для борьбы с гневом, поскольку она забирает тепло из тела и ума. Если пищеварение очень слабое, из редиса и моркови можно приготовить в скороварке суп с кусочком свеклы; можно также сделать из названных овощей кичади, мелко нарезав их, приготовив с машем и рисом и положив перед подачей сверху кинзу.

Кокос является охлаждающим и тяжелым для пищеварения; последнее свойство помогает утолить потребность алкоголика в тяжелой пище. Свежее кокосовое молоко служит превосходным источником Сладкого вкуса, если только из-за слабости печени не приходится ограничивать прием жира. Оно обычно продается в бутылках в магазинах здорового питания. Можно приготовить его в домашних условиях: для этого следует нарезать мякоть свежего кокоса, положить в миксер и добавить ровно столько воды, чтобы ею пропиталась вся мякоть. После смешивания процедить, добавить еще холодной воды и повторить весь процесс. Затем нужно добавить горячей воды и процедить в третий раз, а затем выбросить остатки мякоти. Все три порции отцеженной жидкости следует слить в одну посуду — и кокосовое молоко готово. Смешайте его с соком кинзы — и вы получите непревзойденное сочетание для охлаждения печени и крови.

Главным источником Кислого вкуса для алкоголика должен стать лимонный или лаймовый сок, а наилучшими источниками Соленого вкуса будут молотая ламинария или другие водоросли. Если есть возможность достать плоды или порошок амалаки, то они будут наиболее подходящим источником Кислого. Сушеный имбирь — наилуч

ший источник Острого, но его следует использовать осторожно, чтобы не усугубить нарушения Питты.

Щадящая слабительная терапия — превосходный способ очищения для злоупотребляющих алкоголем, поскольку она выводит накопленное тепло из печени, страдающей от повышенной Питты. Горький вкус можно обеспечить такими травами, как горечавка, барбарис, алоэ вера, одуванчик, боэргавия, катука и брингарадж, которые тоже выводят токсины из печени. Следует избегать резкого очищения: оно быстро ослабляет Питту, а своей интенсивностью возбуждает Вату. Поскольку жажда интенсивной стимуляции является одним из аспектов зависимости от алкоголя и других наркотиков, снижение интенсивных влияний на организм имеет терапевтическое значение.

Физиологическое равновесие избавляет от судорожности и способствует устойчивости, которая, в свою очередь, помогает уму выправиться и вернуться к нормальной деятельности. Люди пьют потому, что алкоголь раздувает Ахамкару, выводя ее из границ. Эти люди существуют на раздутой энергии Ахамкары, раздутой индивидуальности, не обращая внимания на дух, ум и тело. Отвращение и жалость к самому себе, которые алкоголик демонстрирует, когда он трезв, — это уловка, к которой прибегает Ахамкара, чтобы продолжать наслаждаться своей алкогольной пищей. Алкоголизм, в сущности, является болезнью Ахамкары — индивидуальности.

Алкоголь представляет собой супер-Сладость. Никакая обычная пища не может дать такого интенсивного потока Сладости, какой поступает в мозг вместе с алкоголем. Чтобы создать хотя бы частичную замену, наполните все чувства Сладким. Пусть нос пациента вдыхает Сладкие ароматы, например розы, и пусть его кожа ощущает «Сладкие» прикосновения, скажем, масла. «Сладкие речи» должны литься в уши пациента, и «Сладостное» окружение, например жизнь в сельской местности, должно радовать его глаз. Необходимо предоставить интенсивную Сладость всех видов, пока мозг не захочет умерить поступление Сладкого. Иначе пациент может снова вернуться к алкоголю, который, как ему или ей известно, может надежно обеспечить Сладость.

Необходимо укрепить ум, чтобы его способность к различению могла заново утвердиться. И память, и способность к различению можно усилить с помощью травы брами, принимаемой в виде чая или в капсулах, которые следует запивать чаем из шлемника. Брами является главным ингредиентом в аюрведическом лекарстве Брами Вати.

Самая большая психологическая проблема алкоголика — слабость воли. Зависимая от алкоголя Ахамкара полагает, что способна жить и действовать независимо от тела, ума и духа, и готова, пока это возможно, обманывать их. Чтобы навсегда сохранить свое неограниченное потакание себе, она ослабляет индивидуальную волю до тех пор, пока та уже не может противостоять ее желанию пить. Нельзя предложить никакого средства против этого пристрастия, пока индивидуальная сила воли вновь не заявит о себе и не наложит ограничений на Ахамкару. Как сказал об этом мой учитель Вималанада, «если хочешь выпить, то будь уверен, что ты пьешь питье, а не оно тебя». Зависимая от алкоголя Ахамкара позволяет питью поглотить весь свой организм в обмен на лживое обещание вечной жизни и жизнеспособности, которое дает опьянение алкоголем.

Более 3000 лет алкоголизм считают в аюрведе тяжелой болезнью, внимательно относятся к его могуществу, его потенциальной способности приносить вред и настаивают на том, что человек, испытывающий алкогольную зависимость, должен принять помощь извне для того, чтобы поставить Ахамкару на место. Такой же подход применяется в современных программах, построенных на том убеждении, что первый шаг при избавлении от любой зависимости заключается в признании существования проблемы. Признание того, что Ахамкара вышла из отведенных ей границ, открывает дверь к восстановлению равновесия всего организма.

Глава четвертая

ПИТАНИЕ

Семьдхату

Переваренная пища питает тело и ум и дает силу и поддержку Ахамкаре и ее возлюбленной личности. В аюрведе все телесные ткани делятся на семь классов, называемых дхату\ дхату — это все, что обеспечивает прочность. Каждая дхату удовлетворяет одно из требований Ахамкары, которые необходимы для ее существования в человеческом теле, и «укрепляет» или «подтверждает» ее самоотож- дествление с телом. То, насколько хорошо ваша личность приспособлена к вашему телу, определяет силу сопротивления чужакам, которые ставят под сомнение ваше право на собственный организм.

Семь дхату таковы:

Раса — буквально «живица», или «сок», — тканевые жидкости, включая хилус, лимфу и плазму крови. Ее вспомогательными тканями являются грудное молоко и менструальная кровь, а отходами — слизь. Ее функция — при- нана (питание).

Кровь — красные кровяные клетки. Ее вспомогательные ткани — кровяные сосуды и сухожилия, а ее отходы — желчь. Ее функция — дживана (жизнеспособность).

Плоть — скелетные мышцы. Ее вспомогательными тканями являются связки и кожа, а отходами — все то, что скапливается в отверстиях тела: ушная сера, сопли, пупочная корпия, смегма и т.п. Ее функция — лепана («оштукатуривание» скелета).

Жир — жир в конечностях и торсе. Его вспомогательные ткани — сальники, а отходы — пот. Его функция — снехана (смазка).

 

 

Кость — все кости. Вспомогательными тканями являются зубы, а отходами — волосы на теле, борода и ногти. Кость обеспечивает телу дхарану (поддержку).

Костный мозг — все, что находится внутри кости: красный и желтый костный мозг, а также головной и спинной мозг, которые целиком заключены в кости. Вспомогательные ткани — волосяной покров головы, а отходами являются слезные выделения. Костный мозг осуществляет пурану («наполнение» костей).

Шукра[11] — мужская и женская половые жидкости. Ее задачи — гарбхотпатти (воспроизводство) и выработка Оджаса, флюида, образующего ауру и контролирующего иммунитет. Эта дхату не имеет никаких вспомогательных тканей и не дает отходов.

Эта схема не является детальным описанием человеческой физиологии. Риши не интересовались мелкими деталями; они смотрели глубже, пытаясь раскрыть ключевые принципы. Эта схема — объяснение того, как Ахамкара облекает себя в тело.

Пока дхату здоровы и хорошо сформированы, а отходы минимальны и быстро выводятся, Ахамкара испытывает максимальное удовлетворение от своего воплощения, а индивидуум — глубокое соматическое чувство благополучия. Когда же питание дхату недостаточно, Ахамкара чувствует это, и ее неудовлетворенность передается сознанию индивидуума. Пищеварение и усвоение играют важную роль в благополучии человека на всех уровнях.

Согласно аюрведе утверждается, что каждая следующая дхату формируется из непосредственно ей предшествующей, исключая вспомогательные ткани, которые только питаются, но сами ничего не питают. Грудное молоко и эндометрий[12], например, предназначены для питания ребенка и не играют никакой роли в питании самой матери. Отходы, вырабатываемые на каждой стадии пищеварения в дхату, используются при диагностике, поскольку излишки отходов указывают на плохое пищеварение на уровне этой дхату.

Большинство из нас готовы согласиться, что проглоченная пища сначала образует хилус, из которого затем получаются красные кровяные клетки, в свою очередь питающие Плоть. На этом, однако, возможности нашего здравого смысла по части понимания дальнейшего исчерпываются. Как Плоть может питать Жир, или Кость — питать Костный мозг? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно дать новое определение слову «питать». Эти дхату «питают» друг друга, создавая такие метаболические условия, которые приводят к выработке следующей дхату, и каждая удовлетворяет определенную потребность Ахамкары, тем самым давая возможность обратиться к следующей потребности.

Например, если Кость метаболически нездорова, ухудшается химическая проводимость среды тела, что затрудняет правильное формирование Костного мозга, и в результате снижается его способность образовывать здоровую Шукру. В текстах приводится три способа питания дхату:

Одна дхату может полностью превратиться в другую. Например, Раса обеспечивает прямое питание для производства Крови. Большая часть циркулирующей Расы превращается в Кровь. Аналогией является образование йогурта из молока.

Дхату может протекать через тело, постепенно питая следующую дхату посредством более сложной серии реакций. Например, когда Кровь питает Плоть, она протекает через множество различных частей тела, питая ее на всем протяжении этого пути. Традиционной аналогией является течение воды по оросительному каналу.

Дхату может просто «посеять» следующую дхату, послав гормональные или ферментные сигналы для ее зарождения. Так, Плоть питает Жир, а Жир питает Кость.

В аюрведе это сравнивается со случайным засевом поля голубем, роняющим семена из клюва.

Раса дхату

Ахамкара и дхату взаимозависимы. Без одобрения Ахамкары ни одна молекула не может быть допущена в братство вашего тела; в свою очередь, уверенность Ахамкары, определяющая ее способность поддерживать иммунную защиту тела, зависит от хорошо питаемых дхату. Последовательность семи дхату представляет семь стадий питания Ахамкары. Эта интеграция внешнего, чуждого материала в ваше внутреннее существо — очень тонкая операция, которая начинается с поступления пищи в рот. Вкусы готовят мозг к тому виду пищи, который вы проглатываете в данный момент; а мозг в соответствии с этими сигналами управляет процессом пищеварения. По мере продолжения пищеварения материал, подвергшийся предварительной переработке, абсорбируется организмом и начинает циркулировать в нем. Это Раса дхату.

Слово «раса» имеет в санскрите по меньшей мере два десятка важных значений и может обозначать такие разные вещи, как вода, семя, растительный сок и металлическая ртуть. Раса дхату в основном означает хилус, плазму крови и лимфу, но относится также ко «вкусу» и «эмоции». Тот факт, что «раса» означает «вкус», указывает на то, что хорошая Раса дхату может получиться лишь тогда, когда проглатываемая пища обладает теми вкусами, которых требует организм. Эти вкусы обеспечивают правильную работу дош.

Вата, Питта и Капха, в свою очередь, обеспечивают переваривание и усвоение пищи. Вата управляет движением питательных веществ к клеткам и выводом из них отходов. Недостаток питательных веществ или избыток отходов мешают питанию дхату. Капха обеспечивает структуры, в которых протекают эти движения; расстроенные структуры означают расстроенную передачу. Питта ответственна за превращение питательных веществ в части тела и определяет, сколько питательных веществ будет использовано и сколько получится отходов.

Особой функцией Раса дхату является «принана»; это слово переводится как «питание», но происходит от корня, обозначающего романтическую любовь. Все организмы живут от одного приема пищи до другого, все время требуя новой пищи. Когда организм голоден, голодна и каждая его клетка. Как растение, увядающее от недостатка внимания и воды, оживает буквально на глазах, будучи заботливо полито, так и все наши клетки физически и эмоционально оживляются, когда получают «растительный сок» Раса дхату. Самой по себе Расы недостаточно для питания всего организма, но она обещает, что придет что-то лучшее.

Романтическое чувство — это кратковременный эмоциональный подъем, во время которого человек мысленно переносится в будущее, более богатое возможностями, нежели настоящее. Выпив стакан сока после голодания, мы получаем большое удовлетворение, а выпив стакан воды после нескольких часов жажды, испытываем облегчение. Но в действительности эти реакции являют собой лишь предвкушение питания, которое получат ваши ткани после того, как пища или вода переварятся. «Принана» — это удовольствие, которое вы испытываете, когда питание еще только поступает в ваш организм.

Она называется «романтической любовью» потому, что это подлинный танец двух отдельных существований — вашего и пищи, — которые пытаются сблизиться настолько, чтобы можно было слиться в одно целое. Чувство опасности, экзальтация, волнение перед лицом неизвестности и все остальные эмоции, включая страсть, все, что вы испытываете влюбляясь, вы, в более простой форме, чувствуете и тогда, когда ваше тело заполняется свежей Расой из хорошо переваренной пищи.

Если ваша пища не переваривается должным образом или если она хорошо Переваривается, но неправильно усваивается, то Ахамка- ра будет ощущать в точности то же самое, что ощущает девушка, чей возлюбленный не пришел на свидание: она будет чувствовать себя обманутой, использованной, оскорбленной и разочарованной. Процесс пищеварения, следующий за пережевыванием и проглатыванием пищи, заставляет Ахамкару ожидать вечера, полного удовольствий (хорошего усвоения здоровой Расы). Но если Ахамкаре придется прождать целые часы в растущем отчаянии, глядя, как вянет не пригодившийся букетик, это станет для нее ударом по уверенности в себе (ослабление способности Ахамкары поддерживать целостность личности). Если подобные ситуации повторяются слишком часто, это может ухудшить ее мнение о самой себе (ослабление иммунитета).

В текстах перечислено множество симптомов, возникающих при нарушениях Расы. Важнейшие из них — «отсутствие веры» и «отсутствие вкуса». «Отсутствие веры» возникает из недостатка уверенности в себе. Оно может проявляться как отсутствие веры в себя или в других или того и другого вместе — в зависимости от того, на кого ваша Ахамкара возлагает ответственность за свое плохое питание: на свои собственные недостатки или же на злонамеренное вмешательство внешней силы. Отсутствие веры может перерасти в подозрительность, а подозрительность может создать барьеры против того аспекта внешнего или внутреннего мира, который Ахамкара обвиняет в предательстве.

«Отсутствие вкуса» имеет двоякое значение. Физиологически оно указывает на отсутствие аппетита, которое возникает, когда вместо Раса дхату вырабатывается Ама. В этом случае организм полагает, что прежде всего должен переварить Аму, убрать все то, что препятствует процессу питания дхату, и лишь затем продолжать прием питательных веществ.

Психологически «отсутствие вкуса» означает отсутствие интереса к жизни, отсутствие заинтересованности в происходящем. Будучи неспособным ощутить волнение от чего бы то ни было, подверженный этому недугу человек пребывает в постоянном страхе. Это форма любовного томления: влюбленная (Ахамкара), у которой отнят объект любви (Раса дхату), бродит как в тумане, не в состоянии получать удовлетворение от обычных занятий. Страх — это Капха, отходы, вырабатываемые на стадии превращения пищи в Расу. Неудачное превращение создает избыток Капхи, которая приводит к выработке Амы и вызывает апатию.

Если поклонник Ахамкары (пища) разоблачается как преступник (Ама), как существо, в действительности желающее ей зла, его следует вышвырнуть из дома и прекратить отношения с ним. Ахамкара должна исцелить свое разбитое сердце, отвернуться от своей прежней жизни (не потреблять больше определенной пищи и подвергнуться терапевтическим процедурам) и терпеливо жцать нового поклонника. Никакая личность не может быть умственно и эмоционально здоровой, пока ее физическое тело заполнено непереваренной Амой.

Кровь

Когда организм в состоянии получать достаточно Расы, ваша Ахамкара встречается со своим питанием и Раса получает возможность превращаться в Кровь. Кровь порождает «жизнеспособность», волну оживляющей энергии, которая заставляет нас ощущать полноту вибраций жизни. Ощущение опасности частично исчезает, когда Ахамкара знакомится со своим поклонником и находит его восхитительным и волнующим. Он «вошел в ее кровь». Она очарована им;

она начинает думать, что он, возможно, подходит ей в качестве супруга. Ожидание и надежда оживляют ее.

Когда Раса переваривается плохо, Крови вырабатывается недостаточно, но в избытке создается Питта, представляющая собой отходы на этой стадии. Питта — это горячее, интенсивное воздействие, точно такое же, как Кровь, но она не может выполнять стимулирующую функцию Крови. Питта может лишь разогреть организм, результатом чего будет усиление гнева (на объект любви за то, что он не желает подчиниться власти Ахамкары) и ревности (как бы другая Ахамкара не попыталась отобрать непостоянный объект любви). «Влюбленные с горячей кровью» имеют обильную Расу для романтики или страсти, но в крови у них слишком много Питты; их неистовство — результат выхода этой тепловой энергии после того, как она опалила человека.

Плоть

Здоровая и правильно образующаяся Кровь питает Плоть, которая выполняет роль «штукатурки», покрывая скелет и внутренние органы для защиты от внешних воздействий. Отходы на этой стадии образуются в отверстиях тела и закупоривают их. Плоть, кроме того, создает предварительный барьер между «я» вашего организма и «не-я» внешнего мира. Ваши мышечные волокна подобны кирпичам и строительным блокам крепости, защищающей ваше тело против атак извне; они дают чувство безопасности.

На уровне Плоти, в продолжение нашей аналогии со свиданием, наша пара — Ахамкара и ее пища — решили обручиться. Отныне он будет защищать ее, как свою собственность, во всех испытаниях; у нее теперь есть заступник, «телохранитель», который будет укрывать ее от внешнего мира. Ахамкара, которой не хватает здоровой Плоти, чувствует себя обнаженной и беззащитной, раскрытой перед миром, доступной всем внешним воздействиям, несмотря на всю романтику и жизнеспособность. Культуристы, отворачивающиеся от всех человеческих стремлений ради роста своих мускулов, — это зачастую неуверенные в себе люди, использующие эти мускулы для того, чтобы отгородиться от необходимости близкого взаимодействия с кем бы то ни было во внешнем мире.

Жир

Хорошо питаемая Плоть питает Жир, функцией которого является «снеха», что в буквальном переводе означает «маслянистость». Снеха — это тоже любовь, хотя и не такая, как принана. Это скрепленные какими-либо узами надежные любовные отношения, как у матери с ребенком или у мужа с женой. Как любящие партнеры льнут друг к другу и тепло обнимаются, так и Жир «обнимает» наши тела и дает нам теплую, утоляющую наши чувства любовь. Ахамкара и пища заключили наконец союз; теперь, к добру это или нет, они обвенчаны друг с другом. Жир, а также до некоторой степени и Плоть, дают нам то великое удовлетворение, какое крепко спящий получает от толстого теплого одеяла в холодную ночь.

Жир и его отходы — пот — помогают поддерживать внутреннюю температуру тела. Жир изолирует нас, позволяя сохранять тепло внутри; пот рассеивает тепло. Человек, у которого недостаточно Жира, постоянно испытывает физический и эмоциональный холод из-за отсутствия тепловой изоляции, которую обеспечивает Жир. Этот холод вынуждает человека искать дополнительную физическую и психологическую подпитку, будучи порой не слишком разборчивым в средствах, чтобы напитать Жир и получить от него теплую, насыщенную любовь. Вспомните тощего Кассия с его «холодным блеском в глазах»[13], не стеснявшегося в средствах для достижения своих целей. Кассий, подобно всякому, кто наслаждается вожделением, жизнеспособностью и физической безопасностью, старательно избегая искренних эмоциональных привязанностей, искал удовольствия, а не любви. Возможно, одной из причин современной моды на внешность, позволяющую предположить, что ее обладатель страдает анорексией[14], является стремление к независимости и свободе от корней, которое разрывает всяческие узы и отношения, обязывающие к чему- либо, а в психосоматическом аспекте выражается в почти патологическом отвращении к Жиру.

Некоторые люди, отчаявшиеся найти скрепленную узами любовь с другим человеком, напротив, обращаются за утешением к пище, обеспечивающей жир и позволяющей накапливать его в избыточных количествах. Таким сердечным людям просто не хватает любящего спутника жизни или прочной семьи, которые могли бы стать объектом привязанности. Удовлетворение, которое испытывает страдающий ожирением человек от своей тучности, реально и ощутимо для Ахамкары, и вероятность успешного, долговременного снижения веса будет небольшой, пока Ахамкара не поменяет свои ориентиры и не захочет отказаться от «подушки безопасности», за которую она цепляется. Эта привязанность должна быть направлена на другие объекты — вовне (на служение обществу) или внутрь (на духовное развитие). Ожирение — не просто психологическая проблема и не просто проблема питания. Это проблема психологического питания.

Кость

Здоровый Жир способствует росту здоровой Кости, задача которой заключается в «поддержке». Кость дает нам возможность двигаться в этом мире. Не будь у нас скелета, мы все лежали бы, как медузы, в грязи на полу. Кости и суставы тесно связаны со способностью ума к самовыражению, поскольку такая способность проистекает из возможности двигаться. Кость — это и «поддержка», и «опора». Она позволяет нам проецировать свою индивидуальность во внешний мир, точно так же как ее «отходы» — волосы на теле, борода и ногти — переносят себя изнутри вовне в процессе роста. Когда не хватает опоры, то удовольствие, достаток жизненной силы, безопасность и преданность приносят лишь ограниченное удовлетворение.

Перечисленные выше четыре дхату связаны исключительно с нашим внутренним здоровьем и совершенно не соотносятся с наиболее жизненно важными органами нашего тела. С Кости начинается смещение акцента. Теперь пища, чтобы способствовать поддержанию внешнего здоровья, поступает глубоко внутрь организма, в его центр. Способность Ахамкары поддерживать свою внутреннюю целостность уже защищена; теперь необходимо укрепить ее способность поддерживать свою внешнюю целостность, свою способность являть миру свой ясный, единый лик. Слабая Кость ослабляет поддержку Ахамка- рой ее внешней проекции. Задумайтесь над эпитетом «бесхребетный», и у вас появится представление о влиянии нездоровой Кости на человека. Здоровая Кость позволяет Ахамкаре укрепить свою личность и установить твердые черты индивидуальности.

Костный мозг

Кость производит Костный мозг. Костный мозг — это все, что находится внутри кости, включая жирный желтый костный мозг, кроветворный красный костный мозг, а также головной и спинной мозг, которые полностью заключены внутри кости. Обратите внимание на то, что хотя физически Костный мозг вырабатывает Кровь, она в аюр- веде отождествляется с печенью, которая, согласно данным современной медицины[15], управляет кроветворением в организме и даже, возможно, является тем самым местом, где оно происходит. Аюрведу интересуют коренные причины.

Функция Костного мозга — «наполнение». Кость родственна толстой кишке: обе пустотелы, а потому склонны к накоплению Ваты. Но если Кость хорошо «наполнена» Костным мозгом, в ней остается мало пустого пространства, в котором могла бы накапливаться Вата. На ментальном плане здоровый Костный мозг препятствует опустошению ума. Пища уже обеспечила Ахамкаре твердую опору; это сделал бы любой хороший супруг. Теперь пища погружается еще глубже в организм и проникает в Костные бастионы, созданные для нее Ахамкарой. В виде Костного мозга она действует как энергосберегающий носитель, нечто вроде батареи конденсаторов: резервуар пассивной легкодоступной силы.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.