Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Глава первая 15 страница



Все Горькие вещества способствуют ослаблению тенденции к аллергии, изменяя и гармонизируя обмен веществ. Аюрведические составы, такие как Тикта и Махасударшан Чурна, являющиеся крайне Горькими, активно помогают организму избавляться от аллергического состояния, если принимать их регулярно в течение по крайней мере шести недель. Такие вещества могут также прекращать или предотвращать некоторые аллергические реакции.

Наилучшее средство для снятия воспалений при ревматоидном полиартрите — гуггул. Основной его вкус — Горький, хотя имеются и вторичные Острый, Вяжущий и Сладкий вкусы. При таких состояниях нередко применяется состав Трипхала Гуггул, поскольку трип- хала очищает организм, а трикату (также входящий в этот состав) улучшает пищеварение.

Однако самый лучший препарат гуггула при обострениях ревматоидного полиартрита — Симханада Гуггул. В него входят макши- ка басма, трипхала, сера, гуггул и касторовое масло, которые готовятся вместе в железном сосуде. Макшика басма — это зола пирита, содержащего железо и серу. Железо удаляет Аму из тканей, сера очищает Кровь. Гуггул очищает суставы от Амы, оказывает противовоспалительное действие и улучшает обмен Жира. Все эти вещества представляют собой омолаживающие средства.

 

Касторовое масло является специфическим средством лечения ревматических состояний. Слово «Симханада» переводится как «львиный рык», и санскритский стих утверждает:

«Только лев касторового масла может убить бешеного слона ревматизма, когда тот в панике носится по всему телу».

Касторовое масло улучшает пищеварение, контролируя Вату и удаляя Аму из толстой кишки и Кости. Если желудочно-кишечный тракт покрыт Амой, будет разумно начать лечение с приема 2—4 столовых ложек касторового масла с 250 мл крепкого чая из сушеного имбиря, чтобы тщательно промыть толстую кишку и начать очищение суставов. •

Касторовое масло обладает Острым вкусом, так же как сера и, до некоторой степени, гуггул. Острые средства в небольших количествах можно применять даже при обострениях, если имеется много Амы, которую нужно удалить, и если нет сильного воспаления или других симптомов, указывающих на значительное влияние Питты. Людям П-типа, если только их организм не слишком сильно загрязнен Амой, следует с осторожностью относиться к большинству острых веществ.

Вот обычные Острые растения:

 

Корень аира Котовник Пажитник
Базилик Куркума Петрушка
Буквица Лобелия Полынь обыкновенная
Валериана Мята курчавая Фенхель
Имбирь Мята перечная Чеснок

 

Мята, несмотря на свой Острый вкус, не усиливает Питту, если не применять ее в чрезмерных количествах. То же относится и к куркуме.

Вот один простой рецепт при жалобах на ревматические проявления, особенно если речь идет только об одном суставе: размельчить зубчик чеснока и принять в чайной ложке молока непосредственно перед сном. Хотя молочные продукты строго запрещены при этом состоянии, такое малое количество молока будет служить проводником для чеснока и смягчит его горячие, раздражающие свойства.

При крайне сильных воспалениях, когда Питта чрезмерно возбуждена, лучше применять Кайшоре Гуггул — препарат гуггула, ко-

терьй нзготавливается из травы гудучи, смягчающей горячие и острые свойства гуггула.

Ремиссия

Когда обострение заканчивается, уместна сбалансированная, антиаллергическая диета. Можно использовать влажное тепло. При ревматических состояниях полезны такие аюрведические масла, как Дханвантрам Тайла, Кширабала Тайла, Сахачара Тайла, Пинда Тайла и Вишагарбха Тайла. Ядовитое масло Вишагарбха Тайла полезно и во время обострений. Все эти масла насыщены лекарственными веществами, очищающими и смазывающими суставы. Специально назначаемые клизмы, особенно когда меняются привычки кишечника, а сам он наполнен газами, очень помогают поддерживать слизистую оболочку толстой кишки в здоровом состоянии, свободном от Амы.

Гуггул полезен во время ремиссии для удаления из дхату старой, слежавшейся Амы. Лучше всего подойдут составы Йогарадж Гуггул и Махайогарадж Гуггул. Оба они содержат больше двух десятков острых трав для улучшения пищеварения, но в состав Махайогарадж входят также минералы, которые усиливают омолаживающий эффект.

Во время обострения иногда необходимо оставаться в постели, пока не пройдет воспаление сустава. Слишком энергичное движение воспаленного сустава может еще больше повредить его и еще глубже загнать в него Аму. Как только воспаление пройдет, суставу будет необходимо движение, чтобы свести к минимуму атрофию мышц и заставить циркулировать в нем синовиальную жидкость. Когда эта циркуляция нарушается, токсичная Ама получает возможность скапливаться и вызывает новое воспаление.

Простые йогические позы и дыхательные упражнения способствуют удалению Амы. Когда ваше здоровье улучшится, дополните йогу энергичными упражнениями. Регулярная программа упражнений особенно важна для тех больных артритом, которые страдают от излишнего веса, поскольку тяжелые конечности увеличивают нагрузку на мышцы и суставы.

Некоторые люди отмечают, что приятные сексуальные переживания на время избавляют от артритных болей. Это происходит бла

годаря сочетанию психологического эффекта и высвобождения в мозгу обезболивающих химических веществ. Хотя секс и можно иногда использовать для быстрого облегчения, будет неразумно прибегать к нему как к болеутоляющему средству постоянно, ибо чрезмерная сексуальная активность ослабляет нервы и истощает Оджас, что ухудшает пищеварение, увеличивает Аму и усугубляет артрит. Не стоит покупать кратковременное облегчение ценой длительного страдания.

Кортизон и другие противовоспалительные препараты вроде фе- нилбутазона, представляют собой еще одну обычную меру кратковременного воздействия, которая иногда может быть необходима, чтобы предотвратить серьезное повреждение сустава. Тем не менее их нельзя использовать постоянно, так как они не воздействуют на Аму, являющуюся причиной этого состояния. Такие лекарства, как кортизон, на самом деле подкупают иммунную систему, с тем чтобы она смотрела в другую сторону, пока в дхату контрабандой поступает еще больше Амы. Однако если вы принимаете кортикостероиды регулярно, ни в коем случае не следует резко прекращать их прием: это может быть крайне опасно. Вы должны уменьшать дозировку очень постепенно, под наблюдением квалифицированного врача.

Даже «обычные» болеутоляющие следует применять с осторожностью. В среднем у одного из четырех человек, употребляющих не- стероцдные противовоспалительные препараты (НПВП) против хронических болей, развивается язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. Употребление антацвдных средств[32] для борьбы с язвой повышает риск внутреннего кровотечения. По оценкам исследователей, от кровотечений при язвенной болезни, вызванных НПВП, ежегодно погибает от 10 до 20 тысяч человек и примерно в десять раз больше пациентов подвергаются госпитализации. Все мы должны научиться терпеливо переносить относительно легкую боль и прекратить поиски таблеток, которые избавили бы нас от страданий мгновенно. Чувство боли подсказывает нам, что больной конечности следует дать временный отдых, потому что она, возможно, переутомилась. Хватаясь за обезболивающее при малейшем неудобстве, вы рискуете нанести больной части тела новую травму, из-за чего в дальнейшем боль станет еще сильнее. Одна из главных задач в лечении ревматических заболеваний — научиться четко распознавать, в каких ситуациях требуется покой (успокоение Ваты), а в каких — активность (стимуляция Капхи и выведение Амы).

Экспериментально подтверждено, что лекарственные средства, помогающие человеку отделить мысли и эмоции от физических ощущений, существенно ослабляют боль и повышают настроение у людей, страдающих хроническими болями.

Как только наступила ремиссия, необходимо заняться своими эмоциональными конфликтами. Может быть, причиной вашего заболевания стала ситуация, которая осталась в прошлом, и ваши страдания представляют собой ее запоздалое следствие. Если вы заглянете в себя и не найдете никакого глубинного смятения, это значит, что оно могло исчезнуть после того, как создало в вас чуждую сущность, которая теперь вас разрушает.

Если же вы все-таки обнаружите эмоциональный вихрь, то должны беспристрастно его исследовать. Дополнительный прием Горького вкуса поможет вам признать свою неудовлетворенность собой. Нет никакого смысла искать виноватых в этой неудовлетворенности. Гораздо важнее разобраться в существующей реальности, определив свои нынешние потребности и подумав о том, как их удовлетворить. Если вам трудно объективно оценить свою ситуацию, попросите помощи у близкого друга или у профессионального консультанта. Не вводите в привычку эмоциональную несдержанность как способ разрядки, чтобы это не стало усугублять ваши страдания, подобно тому как злоупотребление Горьким вкусом усиливает Питту и, следовательно, гнев.

Не укрепляйте эту инородную личность, которую вы для себя создали, придавая ей неоправданно большое значение. Вы создали ее для того, чтобы она работала на вас, и она свою задачу выполнила. Теперь, когда она больше не нужна вам, ее можно отпустить. Как только Ама будет удалена, а дхату поправят свое здоровье, Ахамкара станет сильнее, и вы сможете найти в своем «я» то удовлетворение, которого не можете найти во внешней реальности. Любовь и сострадание к самому себе служат лучшими лекарствами от любой болезни и лучшей пищей для вашей иммунной системы.

Рак

Еще большее значение любовь и сострадание имеют при злокачественных состояниях. Как и при ревматоидном полиартрите, в этих случаях создается чужеродная личность. При артрите эта сущность, как хороший раб, выполняет функцию, для которой была создана. При раке же она восстает и обращается против своего создателя. Овладевая клетками-отступниками, бунтовщик быстро разрастается, создает себе тело и объявляет Ахамкаре гражданскую войну за обладание организмом; начинается рак. Если Ахамкара сдается и признает, что все потеряно, рак вступает в конечную стадию.

Кажется удивительным, что Ахамкара, которая так сильно любит жизнь и пытается держаться за нее как можно дольше, могла сдаться и уступить свою власть выскочке-убийце. Иногда причиной становится губительное физическое загрязнение, например, интенсивное или длительное воздействие химических канцерогенных веществ либо радиации, которое делает организм нежизнеспособным. В других случаях у человека, чье пищеварение было расстроено в течение многих лет, рак развивается из-за застарелой остаточной Амы. А иногда возникновению этой болезни способствует ощущение крайней безнадежности, которое подавляет Ахамкару и иммунную систему.

Сила этого ощущения такова, что даже у людей, имеющих крепкую, целостную личность, может развиться рак, если потрясение от какой-либо потери оказалось слишком тяжелым. Даже короткого периода безнадежности может оказаться достаточно, чтобы начать способствующую появлению рака цепь событий у того, чье тело наполнено застарелыми накоплениями физической Амы. Воздействие мощных химических или радиоактивных канцерогенов порождает чувство безнадежности у клеток тела, которые осознают смертельность этого воздействия. Эта безнадежность клеток в конечном итоге оказывается роковой и для личности.

Кровь поддерживает жизнеспособность Ахамкары, поэтому здоровье Крови является решающим фактором предотвращения развития рака. По существу, гемолиз (разрушение крови) обычен при раке. И в этом случае Кровь утрачивает свою нормальную «окраску». Пока Кровь сохраняет красный цвет — пока в ней много здоровых красных телец, — она питает и наполняет жизненной силой все дхату и поставляет им Прану. Когда же Кровь становится «белой» — наполняется белыми тельцами иммунной системы, что сигнализирует о переориентировке деятельности организма с питания дхату на удаление Амы и чуждых элементов, — она не может обеспечить необходимой жизненной силы. Недостаток Праны, переносимой кислородом, поощряет рост раковых тканей, которые ненавидят кислород. «Белая Кровь» способствует ощущению безнадежности на клеточном уровне.

Рак обычно появляется тогда, когда человек проходит через физический или психический опыт, который его личность совершенно не в состоянии переварить, не может перенести ни при каких обстоятельствах. Не желая смотреть в лицо реальности, Ахамкара замыкается в себе и уже одним этим поступком наделяет неперевариваемый опыт некой сущностью и индивидуальностью. Это неприемлемое переживание пребывает в организме, ожидая, что найдется патологическая, бунтующая клетка, в которой оно сможет жить, и тогда родится захватчик.

Когда эта «индивидуальность» обнаруживает подходящую клет- ку-хозяина, она «овладевает» ею подобно тому, как развоплощенный дух может вселиться в человеческое существо. Непринятое Ахамка- рой переживание с самого начала зачисляется ею в категорию разрушительных, или «злых», поэтому, получив индивидуальность и свободу действий в организме, оно начинает его разрушать — в соответствии с той ролью, которую ему приписали. Рак очень часто оказывается самосбывающимся пророчеством. Даже убеждение, что «кто угодно может заболеть раком, только не я», являющееся признаком умственного несварения, нередко маскирует сильную подсознательную боязнь именно такого исхода.

Возникновению рака обычно способствует множество факторов, степень влияния которых может быть различной. Общей для всех случаев, однако, является инкубация патогенных субстанций (канцерогенов) в поврежденных клетках и попадание этих клеток во власть посторонней сущности. Иногда сама Ама действует как канцероген. Но даже если это не так, Ама все равно имеет большое значение для разрастания рака, потому что представляет собой непереваренный материал. Непереваренная мысль и непереваренная пища естественным образом притягиваются и питают друг друга. Раковые клетки получают свое питание за счет орошения Амой, а психическое поощрение — за счет ощущения безнадежности.

Отмечается, что большинство больных раком не получали в свое время грудного молока. Это могло лишить их некоторых важных для иммунитета веществ, содержащихся в материнском молоке, или не позволило им в младенчестве установить связь с матерью, или же сказались оба фактора. Хорошая связь с другими начинается с хорошей связи с матерью. Плохая связь с другими обычно влияет на способность Ахамкары устанавливать связь с дхату и позволяет делать это клеткам-бунтовщикам.

Первопричиной болезни может стать именно недостаток полноценных связей с другими людьми, если этот дефект осознается на любом уровне, на каком только Ахамкара допустила такое осознание. Известно, что при равных физических обстоятельствах среди умственно отсталых и душевнобольных людей больные раком встречаются вдвое реже, чем у людей «нормальных». Более того, поскольку во всем мире существует немало людей, которые курят, пьют и живут в свое удовольствие до ста лет, так и не заболев раком, можно предположить, что удовлетворенность своей жизненной ситуацией или беззаботное отношение к ней снижают риск развития ракового заболевания.

У потенциальных кандидатов на раковое заболевание могло рано выработаться сознание одиночества, и они могли воздвигнуть барьеры, не позволяющие другим любить их. Обычно с лица у них не сходит улыбка, а услышать от них жалобы на что-либо можно крайне редко. Они могут отдавать больше, чем получают, и чувствовать неловкость, принимая что-либо от других. Эта Вяжущая зажатость, препятствующая Соленому наслаждению, приводит к неспособности принимать от других Сладкое питание и гарантирует разочарование во взаимоотношениях из-за необходимости отдавать. Горечь разочарования может создать несфокусированный Острый гнев или Кислую зависть. Когда же все вкусы будут достаточно разбалансированы, Ахамкара может решить, что жизнь больше не стоит того, чтобы жить.

У многих раковых больных проявляются те же психические особенности, что и у самоубийц. Некоторые люди, когда последняя капля переполнила чашу их терпения, выбирают пистолет, петлю или таблетки, чтобы свести счеты с жизнью; другие совершают психическое самоубийство и удаляются от мира в шизофрению. А люди, склонные к раку, приглашают в себя злокачественную инородную сущность, чтобы сделать обоснованной свою потребность в сочувствии со стороны других. Тогда они наконец позволяют себе принимать помощь от других по причине своей болезни, в которой они, по общему мнению, не виноваты.

Всякая сильная неудовлетворенность может влиять на Ахамка- ру. Рак шейки матки чаще всего поражает либо тех женщин, которые всю жизнь оставались девственницами, либо тех, которые совершенно неразборчивы в отношении секса. Первые избегают удовольствия, которого они, по их мнению, не заслуживают, вторые принимают это удовольствие, но убеждены, что не получают от него реального удовлетворения, поскольку считают последнее незаслуженным. Соответственно, мужчины, страдающие от подобной сексуальной неуверенности, чаще других склонны к раку простаты.

Такие эмоционально предрасположенные к раку люди нередко находят какую-нибудь внешнюю причину для того, чтобы жить. Они могут жить ради работы, ради семьи, ради каких-либо своих целей — не важно, благородных или низменных. Пристрастившись к тому, ради чего они живут, эти люди вкладывают все, что имеют, в этот внешний «костыль», давая ему все полномочия. Потеря этого «костыля» будет сокрушительным ударом, потому что лишит Ахамкару ее дела. Если не удастся срочно найти какую-нибудь замену, человек может впасть в окончательное отчаяние и уныние — и вот уже готово поле деятельности для каждой из ста тысяч раковых клеток, которые появляются в организме каждый день, чтобы установить в нем свой собственный режим.

Эти клетки могут появиться сначала в одной из дхату, и если не пытаться остановить рак, он в конечном счете проедает все остальные. Вата делает раковые клетки аномальными и заставляет их быстро размножаться. Капха способствует бесконтрольному увеличению клеточной массы, а Питта лишает пищи другие дхату, чтобы питать захватчика. Рак — это одновременно и смерч Ваты, разрушающий все функции и структуры организма, и бушующий лесной пожар Питты, пожирающий все дхату, и мощный прилив Капхи, наводняющий их ядовитой Амой. Доши, в мирное время предохраняющие тело, разрушают его, когда власть над ними получает болезнь.

Увядание

Эта категория болезней представлена несколькими терминальными состояниями, в том числе туберкулезом и СПИДом. Она также называется «истощением» или «синдромом хронической усталости» — термины, используемые при диагностике СПИДа у вирусоно- сителей. Аюрведа называет эти состояния «увяданием», потому что они начинаются тогда, когда болезнь полностью опустошает человека, пожирая его. Как и при раке, все дхату и вкусы нарушаются в этом состоянии, которое отличается от рака тем, что мышление увядающего полностью противоположно мышлению больного раком. И тем и другим присуще сознание одиночества, но увядающие редко сомневаются в собственной ценности. Они уверены в том, что заслуживают всех удовольствий жизни, и ставят свои желания выше желаний других людей. Они берут все, что хотят, не обращая внимания на последствия.

Главной причиной увядания является своеволие. Люди, склонные к увяданию, полагают, что могут делать все, что хотят, и вконец перенапрягаются, пытаясь доказать это. При этом Ахамкара так озабочена чувственными удовольствиями, что потакает себе, вновь и вновь совершая преступления против мудрости, и пренебрегает правильным питанием своего тела.

Увядание развивается в одном из двух направлений. Прием любых питательных веществ в неудобоваримых количествах, особенно при чрезмерном потворстве неправильному питанию, до краев наполняет организм Амой и возбуждает Капху. Излишнее увлечение физическими упражнениями, сексом или дисциплиной, например строгими диетами или аскезой, неумеренное курение, потребление алкоголя, наркотиков и других опьяняющих веществ истощает Оджас, лишает питания дхату и возбуждает Вату. Также стимулирует Вату постоянный отказ удовлетворять какую-либо естественную потребность.

Общей причиной во всех этих случаях оказывается «чрезмерность». Ахамкара слишком упорно старается «рисоваться», показывать, что она лучше, способнее, сильнее, сообразительнее, крепче, талантливее и вообще достойнее всех в мире. Она пытается превзойти себя, но в итоге лишь превышает свои возможности.

Излишнее питание приводит к тому, что Капха и Ама блокируют пути для питания дхату и препятствуют правильному движению питательных веществ, которое контролируется Ватой. Недостаточное поступление питательных веществ, которые должны возмещать избыточный отток энергии, особенно из-за без конца повторяющегося, не приносящего удовлетворения секса, непосредственно нарушает Вату, сухость, легкость и грубость которой истощает дхату. Оба процесса лишают дхату питания, истощают Оджас и ослабляют иммунитет, позволяя паразитическим сущностям колонизировать организм. Проблема заключается не в туберкулезных бациллах, дрожжеподобных грибках или вирусе Барра и даже не в вирусе СПИДа. Все дело в иммунной слабости, которая является следствием возбуждения Ваты.

Мы, американцы, охраняем свою приверженность к избытку, чтобы доказать самим себе свою индивидуальность. Наши «пожиратели бензина» должны быть больше, чем у кого бы то ни было; наш валовой национальный продукт должен быть самым огромным в мире. Мы наслаждаемся и наслаждаемся, не думая ни о своем завтрашнем дне, ни о завтрашнем дне других. Мы сосредоточиваем свою жизнь вокруг хлеба и зрелищ. Но мы не можем вечно увеличивать свое наслаждение, так же как не можем без конца расширять свою экономику, потому что болезнь увядания ждет всех, кто потребляет сверх меры и пытается возвеличить себя за счет остальных творений Природы.

Нет единой терапии для рака и увядания. Аюрведический подход к обоим заключается в ослаблении силы болезни и в одновременной перестройке иммунных способностей человека, чтобы создать климат, в котором лечить болезнь сможет Природа. Но какой бы ни была терапия, существенную роль в ней будут играть укрепление дхату и омоложение организма.

При болезнях, способных привести к фатальному исходу, таких как рак и увядание, обычная последовательность лечения изменяется на обратную. Когда вы получили травму в результате несчастного случая, прежде всего необходимо обработать поврежденные места, а потом уже беспокоиться обо всем остальном. Так и при серьезных болезнях сначала необходимо спасать жизнь и только затем думать об очищении и балансировке организма.

Поэтому при раке и увядании мы, как правило, действуем в таком порядке:

Во-первых, восстановление сил (омоложение), чтобы сохранить жизнь.

Во-вторых, приведение в равновесие дош, чтобы укрепить больного и ослабить болезнь.

В-третьих, Панчакарма, чтобы очистить организм.

И наконец, когда пациент будет готов к этому, устранение эмоциональной причины состояния.

Этот принцип остается в силе, даже если болезнь еще не приняла тяжелой формы, особенно когда основной причиной является психическая предрасположенность. Одна моя приятельница жаловалась, что когда в ней поднимается настоятельное желание чего-то «достичь» — на работе, в отношениях, — это в конечном итоге вызывает у нее лихорадку. Лихорадка сжигает все ее запасы нервной энергии, затем отступает и дает ей на какое-то время расслабиться, но потом возвращается вновь и вновь. Она просила у меня совета.

Я сказал ей, что ее трудности в основном были результатом настойчивых попыток использовать для решения своих проблем силу воли. Когда ее начальник выражал недовольство или ее возлюбленный спорил с ней, она очертя голову бросалась в ситуацию, пытаясь приступом взять стены, мешающие свободному общению.

Напомнив ей, что если биться головой о кирпичную стену, единственным возможным результатом будет шишка, я посоветовал ей, когда она вновь почувствует приближение «лихорадки», провести омоложение с помощью трав и любимых занятий, а от всего остального воздержаться. Как только кризис пройдет, необходимо уравновесить энергию взаимодействия с начальником или с другом, а когда к ней вернется спокойствие — очистить отношения, устранив причину разногласий.

Прочие заболевания

Настойчивые попытки проявлять силу воли во всех житейских мелочах могут, разумеется, привести не только к вышеупомянутым болезням, но и ко многим другим расстройствам. «Синдром хронической усталости» — хороший пример того, что происходит, когда вы пытаетесь делать слишком много дел одновременно в течение слишком долгого времени. Для большинства людей, страдающих хронической усталостью, самая большая трудность состоит в том, чтобы смириться со своими ограничениями, с мыслью, что они не могут больше черпать из резервуара энергии, казавшегося бездонным. Конечно, их запас энергии вовсе не был безграничным — иначе они просто не заболели бы; однако им удавалось убеждать себя в неистощимости этого запаса до тех пор, пока не наступил слом.

Большинство людей, подверженных хронической усталости, по- видимому, принадлежат к П-типу — типу, который редко соглашается принять свои ограничения до тех пор, пока Природа не вынудит его смириться. И большинство из них, как и положено представителям П-типа, упорно игнорируют болезнь даже после того, каку них не остается сил на сопротивление. Стоит энергии восстановиться хотя бы чуть-чуть, эти люди хватаются за возможность потратить ее и тут же используют всю без остатка, полагая, будто они уже «выздоровели». Затем наступает очередной слом, и разочарование растет как на дрожжах, а вместе с ним разрастаются и пятна внутренней «ржавчины», образующейся при посредстве Питты. До тех пор, пока человек не избавится от упрямства, характерного для чистого П-типа, излечиться от хронической усталости ему будет весьма и весьма нелегко.

С усилением Питты часто связана и волчанка — еще один вариант синдрома «сделай сразу все». Подобно ревматоидному полиартриту, эта болезнь проявляется в виде чередования обострений и ремиссий, и при ней также зачастую эффективны препараты гуггула, в первую очередь Кайшора Гуггул. Нередко применяют также Пунар- навади Гуггул и Гокшуради Гуггул, которые, в частности, помогают предотвратить или затормозить развивающееся при волчанке расстройство функции почек.

Рассеянный склероз — это системное заболевание, при котором поражается миелиновая оболочка нервов, управляющих произвольными движениями. По-видимому, рассеянный склероз существует в двух основных разновидностях. Первая возникает при посредстве Капхи, и главными причинами здесь являются холодный, влажный климат в сочетании с рационом, богатым животными жирами. Вторая разновидность — высокоэнергетичная, связанная с избыточной активностью и переутомлением и поражающая, главным образом, Вату и Питту. В первом варианте нервы повреждаются и истощаются из- за излишка Амы, а во втором, по-видимому, сначала происходит повреждение, а затем уже накапливается Ама. Но затем оба процесса начинают развиваться одинаково и на первый план выходят симптомы избытка Ваты.

Лечение рассеянного склероза начинается, как обычно, с устранения причины заболевания, а для того чтобы устранить причину, прежде всего нужно ее установить. Холодная и влажная форма этой болезни требует активизации и стимуляции организма, тогда как при интенсивно# и сухой форме больной, напротив, нуждается в успокоении и восстановлении запасов энергии. В обоих случаях необходимо справиться с воспалительным процессом. При рассеянном склерозе препараты гуггула также полезны, но сами по себе они почти ничего не дают. Чтобы гуггул обрел силу, нужно изменить привычки питания и образ жизни, сосредоточившись на регулировке Ваты. Обязательны регулярные йогические упражнения без интенсивных физических нагрузок, как и при лечении большинства заболеваний, поражающих опорно-двигательную систему, в число которых входит также фибромиалгия — еще одна болезнь, в картине которой эмоциональное истощение сочетается с физическим.

Снова и снова мы возвращаемся к проблеме стресса и нашей неспособности справляться с ним. Если вы не в состоянии расслабиться и перегруппироваться под ударом стресса, отсутствие равновесия быстро вас состарит. Стресс поглотит вас. Наилучшим решением проблемы стрессов, которую ставит перед нами современная жизнь, будет систематическое омоложение.

 

Глава восьмая

ОМОЛОЖЕНИЕ

Болезнь всегда заставляет нас прямо посмотреть на свои привязанности. Все привязанности временны, и Природа рассеивает их, когда считает, что настало время расширить нашу личность. Болезнь — это всегда возможность сделать выводы из своих ошибок, возможность, которую Природа предоставляет нам по своему материнскому великодушию. Она надеется, что болея, мы научимся достаточно многому, чтобы никогда больше не болеть. Она может даже научить нас тому, как преодолеть смерть и сделать свою личность непреходящей, как у бессмертных. Омоложение представляет собой первый шаг к бессмертию.

Старость — это аутоиммунная болезнь, признание Ахамкарой того, что она больше не может адекватно отождествляться с телом. Старость является следствием повторяющегося потакания стремлению к чувственным удовольствиям, которые утомляют и изнашивают тело и разрушают Оджас. Чем быстрее ритм вашей жизни, тем быстрее вы разрушаетесь. Колибри порхает лишь несколько сезонов, но черепаха ползает десятки и сотни лет. Долговечность требует неспешности. Только когда вы ведете неспешную жизнь, ваша аура может эффективно посредничать между вами и внешним миром.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.