Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Шрила Джива Госвами 20 страница



Текст 11

Олицетворенные Веды говорят здесь “джайа джайа! ” для того, чтобы Господь раскрыл преданное служение Ему. Они делают это, потому что Господь лично появляется там, где совершается преданное служение Ему. Слыша слова Вед “джайа джайа! ”, Верховная Личность Бога может спросить: “Какое из Моих достояний Я должен проявить? ” На этот вопрос Олицетворенные Веды отвечают: “аджам джахи”, что означает “пожалуйста, прояви величие преданного служения Тебе, которое полностью отбрасывает влияние майи”.

Текст 12

Тогда Верховная Личность Бога может возразить: “И Моя энергия знания, и Моя энергия невежества — обе они называются словом “майа”. Поэтому если “майа” выгоняется прочь, то трансцендентное знание будет уничтожено”.

Тогда Олицетворенные Веды отвечают: “Эта “майа” — “доша-грибхита-гуна””.

Слово “доша” означает здесь невежество, которое заставляет живые существа забыть Верховную Личность Бога. Слово “грибхита” означает “принятое”, а “гуна” — “знание, позволяющее живым существам помнить Верховную Личность Бога”. Это означает: “О Господь, когда Ты появляешься, невежество живого существа уносится прочь. Не имеет значения — где, когда, как или чье — невежество убегает прочь от живого существа. Поэтому, о Господь, пожалуйста, вырви с корнем это невежество и даруй живым существам чистую преданность Твоим лотосным стопам”. Это означает, что Сам Верховный Господь находится за пределами влияния энергии невежества. Он вечен, полон знания и блаженства. Веды описывают (чаранти) Верховного Господа, отвергая все то, что не имеет к Нему отношения.

Текст 13

Следующие цитаты Вед подтверждают, что Господь неподвластен влиянию материи:

“Человек должен знать, что хотя майа (иллюзия) ложна, или временна, ее источником является верховный волшебник, Личность Бога, которого зовут Махешвара, Верховный Повелитель”, (“Шветашватара-упанишад”, 4. 10);

“Верховная Личность Бога находится за пределами влияния энергии иллюзии”, (“Шветашватара-упанишад”, 4. 5);

“Верховный Господь — властелин всего сущего. Он повелевает всем”, (“Брихад-араньяка-упанишад”, 5. 6. 1);

“Верховный Господь нематериален”, (“Брихад-араньяка-упанишад”, 4. 2. 21).

Текст 14

На это Верховная Личность Бога может возразить: “Разве это не так, что молясь о разрушении майи, вы хотите уничтожить одно из Моих достояний? ”

В ответ Олицетворенные Веды говорят: “О Господь, Ты полностью обладаешь всеми шестью достояниями”, (твам аси йад атмана самаваруддха-самаста-бхагах). Это означает: “О Господь, Ты — властелин огромного множества богатств в духовном мире, который составляет три четверти всего бытия. Какой прок от этого крошечного, незначительного достояния материальной иллюзии? ”

Текст 15

В своем комментарии на “Шримад Бхагаватам” (10. 87. 38) Шридхара Свами объясняет:

“О Верховная Личность Бога, о властелин множества коров камадхену и энергий трансцендентного блаженства и знания, что Тебе делать с этой энергией материальной иллюзии? Тебе ни к чему эти восемь материальных совершенств, ограниченных временем, местом и прочими материальными пределами. Твои достояния духовны и безграничны”.

Текст 16

Здесь (“Шримад Бхагаватам”, 10. 87. 14) слово “атма” означает “Твоя форма”, а “бхага” — “Твои качества”. Используя эти слова в традиционном значении (рудхи), Олицетворенные Веды могут описать форму и качества Верховной Личности Бога.

Текст 17

Шрути-шастра описывает Господа и Его энергии:

“Бог — это Верховная Личность Господа. Из Него проявляются Его энергии”, (шрути-шастра);

“Верховная Личность Бога обладает разнообразными энергиями”, (“Шветашватара-упанишад”, 6. 8).

Текст 18

Таким образом, все Веды описывают энергии Господа. В этом стихе (“Шримад Бхагаватам”, 10. 87. 14) слово “ага” означает “неподвижные живые существа”, “джагат” — “движущиеся живые существа”, и “окасам” — “материальные тела, которые являются их прибежищем”. Фраза “акхила-шактй-авабодхака” стоит в звательном падеже и означает: “О Господь, Ты пробуждаешь все Свои энергии, в том числе индивидуальных живых существ (джив)”. Это означает: “О Господь, благодаря Твоему взгляду проявляются удивительные энергии майи. Ты подобен океану, наполненному волнами всех Твоих энергий”.

На это Господь может возразить: “Разве это не так, что если энергию майу уничтожить, то энергия, представляющая индивидуальных живых существ (джив), тоже неминуемо будет уничтожена? ”

На это Олицетворенные Веды отвечают: “Это не так, потому что “ага-джагад-окасам акхила-шактй-авабодхака” (о Господь, Ты пробуждаешь движущиеся и неподвижные живые существа). Наоборот, Твоя энергия (которая затмевает майу) наполняет живые существа блаженством”. Таким образом, Олицетворенные Веды описывают индивидуальных живых существ как татастха-шакти (пограничную энергию Господа).

Текст 19

Взаимоотношения Верховной Личности Бога и индивидуального живого существа описаны в шрути-шастре следующим образом:

“Кто может дышать и кто может оставаться живым, если Верховная Личность Бога, высшее блаженство, не пребывает на небосводе его сердца? ”, (“Тайттирия-упанишад”, 2. 7. 1);

“Верховная Личность Бога — это дыхание жизни каждого”, (“Кена-упанишад”, 1. 2);

“Все сущее является отражением Верховной Личности Бога”, (“Шветашватара-упанишад”, 6. 8).

Это означает, что звезды и другие небесные светила являются отражениями света Всевышнего.

В “Шветашватара-упанишад” есть еще одно описание взаимоотношений Верховной Личности Бога и индивидуального живого существа:

“Только тем великим душам, которые имеют безоговорочную веру в Господа и духовного учителя, сама собой открывается суть ведического знания”.

Текст 20

На это Верховная Личность Бога может возразить: “Откуда вы, Веды, знаете, что у Меня нет никаких обязанностей по отношению к нерожденной энергии майе, и откуда вам известно, что Я вечен, исполнен знания и блаженства, и что благодаря Моим личным энергиям Я во всей полноте обладаю всеми богатствами? ”

Веды отвечают: “Иногда мы видим Тебя в Твоей форме пуруша-аватары, когда Ты, создавая, поддерживая и уничтожая материальные миры, наслаждаешься играми с нерожденной энергией майей. Мы также видим Тебя, когда Ты посредством Своей внутренней энергии проявляешь Свои личные достояния, исполненные нектара вечности, знания и блаженства, или когда Ты являешься нам, Ведам, в виде слов или как достойный поклонения Верховный Господь. Поэтому мы, Веды, знаем о Тебе все”.

В этом стихе (“Шримад Бхагаватам”, 10. 87. 14) слова, указывающие на Верховную Личность Бога, стоят в притяжательном падеже.

Текст 21

Веды делятся на два раздела: один раздел описывает царство трех гун материальной природы, а другой — то, что находится за пределами этих трех гун. Раздел Вед, имеющий дело с тремя гунами материальной природы, в свою очередь делится еще на три части. В первой из этих трех частей Верховный Господь описан пребывающим ни границе между духовным и материальным мирами. Примером, иллюстрирующим эту часть Вед, служит следующее утверждение (“Тайттирия-упанишад”, 3. 1. 1):

“Материальные элементы появились из Верховной Личности Бога”.

Во второй из этих частей описано величие Верховной Личности Бога, потому что Он повелевает всем, что находится в царстве трех гун материальной природы. В качестве примера можно привести следующее утверждение шрути-шастры:

“Верховная Личность Бога — властелин всего, что находится в царстве трех гун”.

В третьей из этих частей Верховный Господь описан как учитель, который показывает, как превзойти эту область, где господствуют три гуны материальной природы.

Текст 22

Второй раздел Вед (описывающий то, что лежит за пределами трех гун материальной природы) можно разделить на две части. В первой части утверждается, что Всевышний отличен от царства трех гун, а во второй — что Всевышний тождественен этому царству трех гун. Примером первой части является следующее утверждение (“Брихад-араньяка-упанишад”, 3. 8. 8):

“Всевышний не велик и не мал. Он — не это. Он — не то”.

В качестве примера второй части можно привести следующие утверждения:

“Весь мир есть Брахман”, (“Чхандогья-упанишад”, 3. 14. 1);

“Ты есть то”, (“Чхандогья-упанишад”, 6. 8. 7).

Из двух последних цитат первая гласит, что все есть Брахман, поскольку все сущее изошло из Брахмана. Поэтому неизменный Верховный Брахман является убежищем всего сущего, все является частью Брахмана, и каждая часть есть чистый Брахман (дух).

Во второй цитате слово “твам” (ты) означает “индивидуальное живое существо, которое является энергией духовной формы Всевышнего”, а “тат” (то) означает “Верховный Брахман”. Не поняв истинного смысла слова “тат”, нельзя понять, что означает слово “твам”. И “тат” (Верховный Брахман), и “твам” (индивидуальное живое существо) — оба по своей природе превосходят царство трех материальных гун. Здесь совершенно ясно, что Всевышний — это Верховная Личность Бога (Бхагаван). Всевышний вовсе не означает безличный Брахман. Таким образом объясняются слова “аджайатмана ча чарато ‘нучарет” (“Шримад Бхагаватам”, 10. 87. 14).

Текст 23

Живые существа, которые поднялись над царством трех гун, делятся на две группы: те, кто преданны безличному Брахману, и те, кто преданны Верховной Личности Бога. Безличный Брахман описан следующим образом (“Тайттирия-упанишад”, 3. 6):

“Брахман исполнен блаженства”.

Текст 24

Верховная Личность Бога описана следующим образом (“Шветашватара-упанишад”, 6. 8):

“Тело, которым обладает Господь, не похоже на тело обычного живого существа. Между Его телом и Его душой нет разницы. Он абсолютен. Все Его чувства трансцендентны. Любое из Его чувств может совершать деятельность любых других чувств. Поэтому нет никого, кто был бы более велик, чем Он, или равен Ему. Он обладает разнообразными энергиями, и поэтому Его деяния совершаются сами собой, как естественный ход событий”.

Текст 25

Так объясняется утверждение “атмана ча чарато ‘нучарен нигамах”. Таким образом мы доказали, что Веды описывают Верховную Личность Бога. В разделе Вед, рассказывающем о том, что находится за пределами трех гун материальной природы, есть непосредственные описания Господа. В других разделах Он описан косвенным образом. Чтобы доказать, что Господь нематериален, описываются Его различные трансцендентные качества. Оставив в стороне все частичные описания, Веды прямо описывают трансцендентную форму и качества Верховной Личности Бога. Таково окончательное объяснение косвенного описания Господа.

Текст 26

О Господь, описывая Тебя, Веды исполняют свое предназначение. Это описано в следующих стихах, процитированных в комментарии Шрипады Мадхвачарьи:

“Ни глаза, ни уши, ни логика не помогут в постижении Верховной Личности Бога. Только шрути- и смрити-шастры учат тому, как познать Его”, (шрути-шастра);

“Верховная Личность описана в Упанишадах”, (“Брихад-араньяка-упанишад”, 3. 9. 26).

 

 

Ануччхеда 101

 

Текст 1

Таким образом, мы доказали, что Веды описывают Верховный Брахман. Окончательное заключение Вед о том, что Верховный Господь — это Личность Бога, описано следующим образом (“Шримад Бхагаватам”, 10. 87. 15):

“О Господь, те, кто стремятся к освобождению из этого материального мира, должны, поэтому, поклоняться Верховной Личности Бога, конечной причине всех причин. Ты подобен всей массе земли, из которой создаются разнообразные глиняные горшки. Горшки делаются из глины, добываемой из земли, они остаются на земле, а после их разрушения составляющие их элементы в конечном счете вновь растворяются в земле. Поэтому великие мудрецы все свои мысли, слова и поступки направляют только на Тебя. Как они могут избежать Тебя? Как люди могут не касаться земли своими ногами, когда они идут по ней? ”

Текст 2

Как постичь (упалабдхам) Верховный Брахман (брихат)? После уничтожения (викритех) материальной вселенной остается (авашешатайа) Верховный Брахман. На что это похоже? Это подобно земельной глине. Когда глина превращается в горшки и множество других вещей, то эти предметы сохраняют свою тождественность с глиной. С помощью этой аналогии можно понять (упалабдхам) Верховный Брахман (брихат). Веды считают, что создание и разрушение материального мира — это всего лишь превращения (викритех) Верховного Брахмана. “Тайттирия-упанишад” (3. 1. 1) объясняет:

“Все изошло из Всевышнего”.

Как горшки и другие вещи сохраняют свою тождественность с глиной, точно так же весь мир, будучи частью Всевышнего, сохраняет свою тождественность с Ним.

Здесь может возникнуть вопрос: “Если все сущее есть просто превращения Всевышнего, то почему Веды говорят, что Всевышний “не то и не это”? ” Ответ на этот вопрос заключен в слове “авикритат” (поскольку Всевышний остается неизменным).

В “Веданта-сутре” (2. 1. 27) Всевышний также описан как высший источник:

“Поскольку Всевышний является корнем, из которого произошли утверждения Вед”.

Смысл здесь таков, что благодаря Своей непостижимой энергии Господь остается неизменным (даже несмотря на то, что все сущее является превращением Него).

Текст 3

Хотя здесь использовано слово “Брахман” (брихат) и говорится, что Брахман обладает энергиями, на самом деле оно означает здесь “Бхагаван” (Верховная Личность Бога). Это так, потому что Верховный Господь не может быть отделен от Своих энергий. Поскольку Верховный Господь не является маленьким или незначительным, то здесь Его называют Брахманом (Великим). Поскольку пример с глиной в этом стихе указывает на то, что Брахман является действующим творцом вселенных, то следует понимать, что здесь говорится не о безличном Брахмане. Во второй половине этого стиха (“Шримад Бхагаватам”, 10. 87. 15) Олицетворенные Веды объясняют, что, в конечном итоге, Брахман — это Верховная Личность Бога. Они говорят:

“О Господь, поэтому великие мудрецы все свои мысли, слова и поступки направляют только на Тебя”.

Верховная Личность Бога и безличный Брахман едины и одинаковы. Их считают различными только потому, что в одном [аспекте] Господь проявляет Свои трансцендентные качества, а в другом — нет.

Затем мудрецы говорят:

“О Господь, как Веды могут избежать Тебя? Как люди могут не касаться земли своими ногами, когда они идут по ней? ”

Это означает: “Как Веды могут исполнить свое предназначение? О Господь, только в поисках Тебя они исполняются смысла”. Это подтверждается следующими словами (“Шримад Бхагаватам”, 3. 32. 32):

Текст 4

“Кульминацией философских поисков истины является постижение Верховной Личности Бога. Когда, постигнув Господа, человек выходит из-под влияния гун материальной природы, он достигает уровня преданного служения. Занимается ли человек преданным служением или идет философским путем познания истины, он должен достичь одной и той же цели — Верховной Личности Бога”.

Текст 5

В комментарии Мадхвачарьи есть цитата из шрути-шастры:

“В конечном итоге, все имена — это имена Верховной Личности Бога. Как реки текут к океану, точно так же все имена ведут к Верховному”.

Текст 6

Все Веды описывают Всевышнего как Верховную Личность Бога, а также как безличный Брахман. Оба этих имени Господа есть истина. Они не являются вымыслом. Олицетворенные Веды объясняют (“Шримад Бхагаватам”, 10. 87. 16):

Текст 7

“О Повелитель трех планетных систем вселенной, святые мудрецы освобождаются от всех страданий, погружаясь в океан нектара бесед о Тебе, воды которого полностью смывают все грехи мира. О Великий, как мы можем описать великих преданных, которые, избавляясь от пороков этого мира, власти времени и трех гун материальной природы, с чистым сердцем служат Тебе, всегда погруженному в вечное трансцендентное блаженство? ”

Текст 8

В этом стихе слово “трй-адхипате” означает “о Господь трех божеств (Брахмы, Вишну и Шивы), возглавляемых Брахмой”. Это означает, что пуруша-аватара, Господь Нараяна, является источником этих трех божеств, а Верховная Личность Бога (Господь Кришна), по природе превосходя всех, является повелителем Господа Нараяны.

Следующая фраза (тава акхила-лока-мала-кшапана-катхамритабдхим авагахйа) означает: “О Повелитель (Кришна) повелителя (Нараяны) повелителей (Брахмы, Вишну и Шивы), поскольку Ты — высшая цель Вед, разумные полубоги отрекаются от причитающейся им доли ведических жертвоприношений и, не занимаясь ничем другим, ныряют в океан нектара Твоей славы, воды которого смывают все грехи”. Слова “ким ута” означают “не говоря уже”.

Фраза “тапамси джахух” может означать либо “они освобождаются от всех страданий”, либо “они совершают суровые аскезы”.

Далее стих продолжается так: “Избавляясь от пороков этого мира, власти времени и трех гун материальной природы, начинающихся с гуны благости (сва-дхама-видхуташайа-кала-гунах), они с чистым сердцем служат Тебе, всегда погруженному в вечное трансцендентное блаженство, и знают Тебя как Высшую Истину, Брахман (парама бхаджанти йе падам аджасра-сукханубхавам)”.

Последовательность событий, описанная в этом стихе, такова: сначала они погружаются в океан нектара, затем освобождаются от всех страданий, а затем они служат Господу.

Текст 9

Смысл этого стиха заключается в том, что преданные отбросили мысль о том, что безличный Брахман — это единственный аспект Всевышнего. Здесь описаны три категории людей: сбитые с толку, разумные и достигшие успеха. Здесь можно видеть, что Веды, не пускаясь в пространные рассуждения и говоря только истину, описывают Верховную Личность Бога этим трем видам людей. Если это не так (что Веды описывают Верховную Личность Бога), то такие читатели из-за своего невежества не смогут очиститься, как это описано в словах “акхила-лока-мала-кшапана”.

Когда категория сбитых с толку людей не видит этого (что Веды описывают Верховную Личность Бога), то здесь можно привести поговорку “все равно, что жечь железный прут” [русский эквивалент: “Как об стенку горох” (прим. переводчика)], которая описывает неспособность Вед очистить их.

Когда разумные люди не видят этого, но при этом размышляют над смыслом Вед, то их циничное отвержение Верховной Личности Бога можно описать такой поговоркой: “Подобен человеку, который не верит тому, что он слышал о достоинствах детей бесплодной женщины”. Или такие люди, даже поняв истину, все равно сохраняют привязанность к деятельности, которая не связана с преданным служением. Тогда к ним приложима поговорка “подобен человеку, который, даже услышав о великой славе Ганги, все равно идет в другие святые места”.

И даже когда люди третьей категории, которые в высшей степени удачливы, поскольку достигли самоосознания, дерзко отказываются погрузиться в нектар повествований о Верховной Личности Бога, то к ним приложима поговорка “подобен цинику, который отказывается нырнуть в озеро нектара, поскольку ошибочно полагает, что река должна быть слаще”.

Истинный плод слушания о славе Господа описан в “Вишну-пуране” следующим образом:

“Когда Господь Хари входит в уши [слушающего о Нем], Он уничтожает все грехи”.

Текст 10

Это также описано в “Шримад Бхагаватам” (10. 87. 40):

“Дорогой Господь, любой, кто Твоей милостью осознал совершенство Твоих лотосных стоп, равнодушен к материальным счастью и страданиям, которыми управляешь Ты один. Он остается равнодушным, когда его прославляют или ругают обычные люди. Если преданный может поддерживать свое трансцендентное положение в общении с чистыми преданными, каждый день слушая о славе Твоих деяний, которые Ты совершал в разные эпохи и в различных воплощениях, то Ты Сам гарантируешь ему освобождение”.

Текст 11

Это еще раз подтверждается в Первой Песне (“Шримад Бхагаватам”, 1. 7. 11):

“Шрила Шукадева Госвами, сын Шрилы Вьясадевы, не только обладал трансцендентным могуществом, но был также очень дорог преданным Господа. Итак, он приступил к изучению этого великого повествования [“Шримад Бхагаватам”]”.

Текст 12

Таким образом, мы доказали, что Веды описывают Верховную Личность Бога и Его трансцендентные качества.

Текст 13

Это подтверждается в следующих утверждениях шрути:

“О Вишну, повторяя Твое святое имя с небольшим пониманием, мы обретаем глубокое знание”, (“Риг-веда”, 1. 156. 3);

“Как вода никогда не касается листа лотоса, точно так же грех никогда не затрагивает человека, который знает Верховную Личность Бога”, (“Чхандогья-упанишад”, 4. 14. 3);

“Деятельность, выполняемая для Верховной Личности Бога, не связывает человека законами кармы”, (“Иша-упанишад”, 2);

“Того, кто отверг всякую материальную деятельность, благочестивую или порочную, не может коснуться грех”, (шрути-шастра);

“Размышляя о Верховной Личности Бога, человек не думает: “Почему я не совершаю благочестивых поступков? Почему я грешу? ””, (“Тайттирия-упанишад”, 2. 9. 1);

“Те, кто достигли освобождения, все равно продолжают поклоняться Верховной Личности Бога”, (шрути-шастра).

В этих и других цитатах, описывающих преданное служение, говорится о превосходстве Верховной Личности Бога. Слова шрути-шастры вовсе не опровергают это.

Текст 14

На это кто-то может возразить:

“Слова, которые, как Вы считаете, описывают Всевышнего, тем не менее материальны по своей природе. Вы никогда не сможете описать Всевышнего с помощью слов. Это подтверждается в шрути-шастре:

“Всевышнего не описать словами. К Нему невозможно приблизиться посредством ума”, (“Тайттирия-упанишад”, 2. 4. 1 и 2. 9. 1);

“Всевышнего нельзя описать словами”, (шрути-шастра);

“Всевышнего, который наделяет нас способностью говорить, нельзя описать словами”, (“Кена-упанишад”, 1. 5);

“Того, кто дарует ушам способность слышать, нельзя услышать ушами”, (“Кена-упанишад”, 1. 8).

Таким образом, Ваша идея о том, что Всевышнего можно описать словами, опровергается”.

Текст 15

На это сомнение дается следующий ответ: “Если что-то нельзя описать прямо, то это нельзя описать и косвенно. Почему? Эти два вида описания не отличаются друг от друга, потому что оба они, в конечном итоге, входят в область слов. Поэтому, как материальные объекты могут быть описаны непосредственно, точно так же, когда говорится, что Всевышнего нельзя описать [прямо], то дается Его косвенное описание. Таково доказательство того, что Всевышнего можно описать”.

 

 

Ануччхеда 102

 

Текст 1

В следующей цитате из “Шримад Бхагаватам” (10. 87. 41) подтверждается, что Верховная Личность Бога — это высшая цель и заключение Вед:

“О Господь, так как Ты безграничен, то даже великие полубоги не могут определить границы Твоей формы и Твоих качеств. Мы думаем, что даже Ты Сам не знаешь полностью обо всех Своих трансцендентных качествах. Покрытые десятью и семью слоями, в Тебе плавают бесчисленные вселенные подобно пылинкам, несущимся сквозь пространство под влиянием колеса времени. Отвергая все то, что не является Тобой, Веды исполняют свое предназначение, когда находят Тебя”.

Текст 2

Здесь говорится, что трансцендентные формы и качества Господа невозможно описать по двум причинам: 1) потому что они безграничны и 2) потому что они не могут быть описаны должным образом.

Олицетворенные Веды так описывают безграничность формы Господа: “О Господь, так как Ты безграничен (анантатайа), то даже великие полубоги, правители Сваргалоки и других планет, не могут определить Твои границы”. Почему Ты безграничен (анантатайа)? Потому что Тебе нет конца. Лишь атеисты говорят, что Ты ограничен.

Почему Ты всеведущий и всемогущий? Олицетворенные Веды говорят: “Потому что Ты не имеешь предела (анантатайа)”. Всеведение и всемогущество Господа истинны. Они не являются вымыслом, как заячьи рога. Это описано в шрути-шастре:

“Если кто-то говорит, что он полностью понимает Господа Вайкунтхи, то он совершенно не понимает Его”.

Таким образом описана безграничность Господа.

Затем Олицетворенные Веды говорят: “Покрытые десятью и семью слоями (саваранах), в Тебе (йад-антара) распространяются (ванти) бесчисленные вселенные (анда-ничайах) подобно пылинкам (раджамси), несущимся сквозь пространство (кхе) под влиянием колеса времени (саха вайаса)”. Господь безграничен, поскольку в Нем покоятся бесчисленные вселенные, и так как Он является средоточием удивительных качеств, то Его качества также не имеют границ.

Текст 3

Это также описано в шрути-шастре:

“О Гарги, Всевышний находится над небесами, под землей и между небом и землей. Всевышний есть, всегда был и всегда будет”, (“Брихад-араньяка-упанишад”, 3. 8. 4);

“Героической славе Господа Вишну нет конца, как нет числа пылинкам на земле”, (шрути-шастра).

Текст 4

Олицетворенные Веды продолжают (стих 10. 87. 41, процитированный в Тексте 1): “О Господь, Веды исполняют свое предназначение, когда находят Тебя”. Это означает: “Описывая Твою безграничность, Веды находят свое завершение в Тебе”. В шрути-шастре говорится, что блаженство Верховной Личности Бога в сотни раз больше, чем то блаженство, которое ощущает полубог Брахма (“Тайттирия-упанишад”, 2. 4. 1):

“Слова уводят от Всевышнего. С помощью ума человек не может достичь Его. Мудрец, понимающий природу блаженства Верховной Личности Бога, никогда и ничего не боится”.

Поскольку Верховный Господь безграничен, Его блаженство неизмеримо и неописуемо.

Текст 5

В ведической литературе мы находим еще одно описание этого:

“Даже когда мудрецы видят великую гору Меру, они тем не менее не могут постичь ее. Точно так же Верховную Личность Бога нельзя познать, описать или вообразить”.

Текст 6

Отвечая на утверждение о том, что Верховную Личность Бога нельзя описать, мы доказали, что это возможно.

В следующей цитате (“Тайттирия-упанишад”, 2. 1. 3) приводится непосредственное описание формы Верховной Личности Бога:

“Верховный Господь, Личность Бога, вечен, исполнен знания и ничем не ограничен”.

Трансцендентные качества Господа описаны следующим образом (“Шветашватара-упанишад”, 6. 8):

“Своими деяниями Верховная Личность Бога показывает Свое безграничное знание и могущество”.

Олицетворенные Веды продолжают (стих 10. 87. 41, процитированный в Тексте 1): “Отвергая все то, что не является Тобой, Веды исполняют свое предназначение, когда находят Тебя”. Это означает: “Отвергая материальный мир, они находят свое завершение в Тебе”.

Текст 7

В “Бхагавад-гите” (10. 4-5) Господь говорит, что Он является источником всех качеств:

“Разум, знание, свобода от сомнений и заблуждений, снисходительность, правдивость, владение своими чувствами, управление своим умом, счастье и горе, рождение и смерть, страх и бесстрашие, отказ от насилия, уравновешенность, удовлетворенность, аскетизм, благотворительность, слава и бесславие — все эти качества, которыми обладают живые существа, созданы Мной одним”.

В Ведах также говорится:

“Скромность, разум, страх и все прочее — все это изошло из сердца Всевышнего”.

Однако, материальные знание и другие материальные объекты не тождественны со Всевышним. Это описано в “Брихад-араньяка-упанишад” (4. 4. 22):

“Всевышний — не то. Всевышний — не это”.

Следующая цитата (“Шветашватара-упанишад”, 6. 8) также опровергает идею о том, что Всевышний — это материальный мир:

“Все Его чувства трансцендентны. Любое из Его чувств может выполнять функции любых других Его чувств”.

Ниже приводятся еще цитаты, описывающие Верховную Личность Бога:

“Верховный Господь вечен и исполнен знания. Ничто не может ограничить Его”, (“Тайттирия-упанишад”, 2. 1. 3);

“Своими деяниями Верховная Личность Бога показывает Свое безграничное знание и могущество”, (“Шветашватара-упанишад”, 6. 8).

Текст 8

Поэтому знание и качества Господа отличаются от материи. Поэтому Олицетворенные Веды говорят: “Отвергая материальное знание и все остальные материальные объекты, Веды находят свое завершение в Тебе, о Господь”. Поскольку Верховный Господь недосягаем для материального разума, то Его невозможно описать, но на самом деле Господа можно описать до некоторой степени. Господь находится за пределами сферы материальных чувств, что подтверждается следующим утверждением: “О Господь, Ты — десятое проявление, расположенное за пределами мира материи”. Из одного лишь этого утверждения становится ясно, что Господь открывает Свою форму только по Своему собственному желанию. Так как Господь появляется в чистых сердцах Своих преданных только по Своему желанию, Веды заключили, что Он обладает могуществом явить Себя только тогда, когда Он этого хочет.

Текст 9

Следующие цитаты описывают, что Веды тождественны Верховной Личности Бога:

“Веды и безличный Брахман — это Мои вечные формы”, (слова Верховной Личности Бога из Вед);

“Веды тождественны Верховной Личности Бога”, (“Шримад Бхагаватам”, 11. 3. 43);

“Веды — это Сам Верховный Господь, Нараяна; они саморожденные. Вот что мы слышали от Ямараджи”, (“Шримад Бхагаватам”, 6. 1. 40).

Текст 10

В следующих цитатах также подтверждается, что Верховная Личность Бога — это заключение Вед:

“Этой прекрасной “Бхагавата-пураны”, составленной великим мудрецом Вьясадевой [в пору его духовной зрелости], вполне достаточно для осознания Бога. Зачем же нужны какие-либо другие писания? Как только человек начинает внимательно и смиренно слушать послание “Бхагаватам”, это знание сразу же утверждает Верховного Господа в его сердце”, (“Шримад Бхагаватам”, 1. 1. 2);

“Верховная Личность Бога описана в Упанишадах”, (“Брихад-араньяка-упанишад”, 3. 9. 26).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.