Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Шрила Джива Госвами 19 страница



В этом стихе (“Шримад Бхагаватам”, 2. 9. 35) Господь говорит: “Как материальные элементы одновременно внутри этого космоса и вне его, точно так же и Я одновременно нахожусь в мыслях преданных и вне преданных, когда они воспринимают Меня своими чувствами. Так как преданные полностью посвятили себя Мне, Я появляюсь перед ними в Моей форме, исполненной блаженства и любви. Это Моя тайна”.

В “Шримад Бхагаватам” (2. 6. 34) полубог Брахма говорит:

Текст 8

“О Нарада, я крепко держусь за лотосные стопы Верховной Личности Бога, Хари, и потому все, что я говорю, еще никогда не оказывалось ложью. Ничто и никогда не было препятствием для моего ума, а чувства мои не оскверняла преходящая привязанность к материальным вещам”.

Текст 9

Хотя этому утверждению (“Шримад Бхагаватам”, 2. 9. 35) можно дать несколько объяснений, смысл его очевиден, потому что оно следует четырем главным утверждениям Господа (“Шримад Бхагаватам”, 2. 9. 31-34). Слова “на тешу” в этом стихе также опровергают другие его толкования. Как драгоценный камень чинтамани спрятан в сундуке ювелира, точно так же материалистические объяснения скрывают эту тайну от греховных и равнодушных людей.

Текст 10

Сам Господь говорит (“Шримад Бхагаватам”, 11. 21. 35):

“Мудрецы, познавшие Веды, говорят эзотерическим языком, и такие скрытые описания доставляют Мне большое удовольствие”.

Текст 11

Эта великая тайна объяснена во многих местах Вед. Ее величие описано в следующем стихе “Шримад Бхагаватам” (5. 6. 18):

“Те, кто желают обрести милость Господа, очень легко получают от Него освобождение, однако получить от Него возможность непосредственного служения Ему не так-то просто”.

Текст 12

Верховный Господь лично открыл эту тайну двум великим преданным — Арджуне и Уддхаве:

“Так как ты — Мой дорогой друг, Я даю тебе Мои высшие наставления, самое сокровенное знание. Выслушай Меня, ибо это для твоего блага”, (“Бхагавад-гита”, 18. 64);

“Теперь Я поведаю тебе самое сокровенное знание”, (“Шримад Бхагаватам”, 11. 11. 49).

Текст 13

Брахма раскрыл эту тайну Нараде следующим образом (“Шримад Бхагаватам”, 2. 7. 51-52):

“О Нарада, “Шримад Бхагаватам”, наука о Боге, был в сжатой форме поведан мне Верховной Личностью Бога. Эта наука, открытая мне, вобрала в себя все многообразные энергии Господа. Ты же, пожалуйста, разработай эту науку в деталях”.

Текст 14

“Наберись решимости и опиши эту науку о Боге так, чтобы человек смог встать на путь трансцендентного преданного служения Личности Бога Хари — Сверхдуше всех живых существ, которая является высшим благом, средоточием и источником всех энергий”.

Текст 15

Шрила Шридхара Свами очень красноречиво объясняет, что слово “рахасйам” (“Шримад Бхагаватам”, 2. 9. 31) относится к чистому преданному служению.

Как же постичь эту тайну, описанную в этом отрывке (начиная с “Шримад Бхагаватам”, 2. 9. 31)? В следующем стихе Верховная Личность Бога учит методу познания этой тайны (“Шримад Бхагаватам”, 2. 9. 36):

Текст 16

“Тот, кто ищет Высшую Абсолютную Истину, Личность Бога, должен во что бы то ни стало продолжать свой поиск вплоть до достижения своей цели — всегда и везде, при любых обстоятельствах, как прямыми, так и косвенными методами”.

Текст 17

В этом стихе слово “атманах” означает “Меня, Верховной Личности Бога”, “таттва-джигйасуна” — “тот, кто желает познать тайну чистой любви”, “джигйасйам” — “может получить знание от духовного учителя”, и “анвайа-вйатирекабхйам” — “с наставлениями совершать одни поступки и воздерживаться от совершения других”. Это следует делать всегда, везде и при любых обстоятельствах.

Текст 18

Это описано в “Шримад Бхагаватам” (2. 2. 33):

“Для тех, кто блуждает в материальной вселенной, нет лучшего метода освобождения, чем преданное служение Господу Кришне”.

Текст 19

Действия, которые нужно совершать и которых нужно избегать, описаны следующим образом (“Шримад Бхагаватам”, 2. 2. 36):

“Поэтому, о царь, так важно, чтобы каждый человек всегда и везде слушал повествования о Верховном Господе, Личности Бога, прославлял Его и помнил о Нем”.

Текст 20

Это следует делать, как сказано в “Шримад Бхагаватам” (2. 9. 36), “всегда, везде и при любых обстоятельствах”. Таким образом, в этих четырех стихах (“Шримад Бхагаватам”, 2. 9. 31-34) Верховная Личность Бога учит гйане, вигйане, рахасйе и тад-анге.

В начале этой главы также сказано (“Шримад Бхагаватам”, 2. 9. 9):

“Аскеза, которую совершал Брахма, доставила Личности Бога огромное удовлетворение. Поэтому Господь явил его взору Свою обитель, Вайкунтху, высшую из планет. Этой трансцендентной обители Господа поклоняются все, кто познал себя и избавился от страданий и страхов иллюзорного бытия”.

Далее там говорится (“Шримад Бхагаватам”, 2. 9. 15):

“Господь Брахма увидел на планетах Вайкунтхи Личность Бога — повелителя всех преданных, супруга богини процветания, Господа всех жертвоприношений и Господа вселенной, которому служат лучшие из слуг: Нанда, Сунанда, Прабала и Архана — ближайшие спутники Господа”.

В этих словах “Шримад Бхагаватам”, как и в “Гопала-тапани-упанишад”, Господь Кришна описан как Верховная Личность Бога. Господа Кришну никогда не описывают как воплощение Господа Нараяны, Господа Гарбходакашайи Вишну или пуруша-аватар. Поскольку эта “Маха-пурана” описывает Господа Кришну, который произнес эти четыре стиха (2. 9. 31-34), как Верховную Личность Бога (Бхагаван), она поэтому называется “Шримад Бхагаватам”.

Текст 21

В следующей цитате (“Шримад Бхагаватам”, 12. 13. 19) подтверждается, что Господь Кришна — это изначальный рассказчик “Шримад Бхагаватам”:

“Я медитирую на эту высшую Абсолютную Истину, которая безупречна, чиста и не подвластна страданиям и смерти и которая на заре творения явила Брахме свет этого несравненного факела знания. Затем Брахма рассказал это знание мудрецу Нараде, который поведал его Кришна-двайпаяна Вьясе. Шрила Вьяса открыл этот “Шримад Бхагаватам” величайшему из мудрецов, Шукадеве Госвами, а Шукадева милостиво пересказал его Махарадже Парикшиту”.

Слово “пара” в этом стихе указывает на то, что Верховная Личность Бога является изначальным рассказчиком “Бхагаватам”.

В следующем стихе из “Шримад Бхагаватам” (2. 6. 42) скрыт намек на то, что Господь Кришна — это Верховная Личность Бога:

“Каранарнавашайи Вишну является первым воплощением Верховного Господа. Он повелевает вечным временем, пространством, причинами и следствиями, умом, стихиями, материальным эго, гунами природы, чувствами, вселенской формой Господа, Гарбходакашайи Вишну, а также всеми движущимися и неподвижными живыми существами”.

Из этого утверждения можно понять, что Господь Кришна отличен от разнообразных воплощений Бога (поскольку Он — источник всех воплощений).

Текст 22

В следующем стихе (“Шримад Бхагаватам”, 12. 13. 10) также подтверждается, что Верховная Личность Бога является изначальным рассказчиком “Шримад Бхагаватам”:

“Первым, кому Верховный Господь полностью поведал “Шримад Бхагаватам”, был Брахма. В то время Брахма, испуганный материальным существованием, сидел на цветке лотоса, который вырос из пупка Господа”.

Текст 23

В этом стихе использовано слово “бхагават” (Бхагаван, Верховная Личность Бога). Именно Бхагаван разговаривал с Брахмой, когда тот сидел на цветке лотоса, выросшем из пупка Господа Нараяны. И именно Бхагаван был Тем, кто открыл Брахме мир Вайкунтхи (стихи из “Шримад Бхагаватам” 2. 9. 9 и 2. 9. 14, процитированные в Тексте 20).

 

 

Ануччхеда 98

 

Текст 1

Верховная Личность Бога описана во всех Ведах. Это подтверждается следующими словами “Чатур-веда-шикхи”:

“Цель всех Вед — познать Верховную Личность Бога. Веды не описывают никого, кроме Него. Тот, кто стремится к освобождению, должен изучать Веды, размышлять над их словами и пытаться постичь Его”.

Текст 2

Это подтверждается также в следующих цитатах:

“Мудрецы, стремящиеся к освобождению, полубоги и брахмавади — все медитируют на Верховную Личность Бога”, (“Шри Нрисимха-тапани-упанишад”, 2. 4);

“Все Веды медитируют на стопы Верховной Личности Бога, и все аскезы поют Ему хвалу”, (“Катха-упанишад”, 1. 2. 15);

“Позвольте мне приблизиться к Верховной Личности Бога, великой Сверхдуше, созерцающей все сущее. Те, кто не знают Веды, не могут понять Его”, (шрути-шастра);

“Я спрашиваю о Верховной Личности, которая описана в Упанишадах”, (шрути-шастра);

“Цель всех Вед — познать Меня. В действительности Я — составитель Веданты, и Я — знаток Вед”, (“Бхагавад-гита”, 15. 15).

Текст 3

В “Падма-пуране” говорится:

“Заключение таково, что Верховная Личность Бога Вишну описан во всех Ведах”.

Текст 4

В “Сканда-пуране” говорится:

“Верховную Личность Бога называют всеми именами. Ему поклоняются все Веды”.

Текст 5

В “Вишну-пуране” говорится:

“Мы в глубоком почтении склоняемся перед Верховной Личностью Бога, вечным автором Вед”.

Текст 6

В “Брахма-тарке” говорится:

“Цель всех Вед, Итихас, Пуран и Юктика-шастр — познать только Верховную Личность Бога, и никого больше”.

Текст 7

Верховная Личность Бога описывает Себя как заключение Вед (“Шримад Бхагаватам”, 11. 21. 43):

“Я — предписанные Ведами жертвоприношения, и Я — почитаемое Божество. Это Я представлен в различных философских гипотезах, и только Я один являюсь Тем, Кого затем отвергают при помощи философского анализа”.

Текст 8

В этом стихе слово “мам” означает “Я, объект ведических жертвоприношений”, “видхатте” — “Веды предписывают”, и “абхидхатте мам” — “Веды устанавливают Мою форму, формы всех Божеств, а также создателя эфира и остальных материальных элементов”. Следующая цитата (“Тайттирия-упанишад”, 2. 1. 3) подтверждает, что Верховная Личность Бога является творцом эфира и остальных материальных элементов:

“Эфир появился из Верховной Личности Бога”.

Слова “викалпйапохйате тв ахам” означают “размышления о том, что нет ничего отличного от Меня”.

 

 

Ануччхеда 99

 

Текст 1

Таким образом, нами было доказано, что Верховная Личность Бога является предметом изучения Вед. Это подтверждается следующим вопросом царя Парикшита и ответом на него Шри Шукадевы Госвами (“Шримад Бхагаватам”, 10. 87. 1):

“Поскольку ведическое знание обычно имеет дело с предметом трех гун материального мира, как же тогда может оно рассматривать вопросы, касающиеся трансцендентности, находящейся вне сферы действия трех материальных гун? Если ум материален, и словесная вибрация — это материальный звук, то как может ведическое знание, выражая в материальных звуках мысли, рожденные в уме, обращаться к трансцендентности? Когда описывается предмет, необходимо описывать и тот источник, из которого он происходит, его качества и его деятельность. Такое описание человек может дать, лишь думая материальным умом и произнося материальные слова. Хотя Брахман, или Абсолютная Истина, не имеет материальных качеств, наша способность к речи не поднимается над материальными качествами. Как же тогда ты можешь своими словами описать Брахман, Абсолютную Истину? Я не понимаю, как возможно понять трансцендентность из таких проявлений материального звука”.

Текст 2

Суть в том, что Веды состоят из слов, которые, главным образом, описывают гуны природы, начинающиеся с благости, а Верховный Брахман находится за пределами этих гун природы. По этой причине Верховный Брахман не может быть описан. Верховный Брахман нельзя описать, так как он находится выше деятельности гун материальной природы. Слова “сат” и “асат” означают здесь “причина” и “следствие”. Брахман также превосходит причину и следствие.

Иногда слова имеют только одно значение. В качестве примера можно привести слово “даттха” (игрушечный слон). Некоторые слова имеют еще и второе значение. Примером этого является фраза “симхо девадаттах” (лев Девадатта), где слово “лев” на самом деле означает “подобный льву”. Иногда слова имеют метафорическое значение. Например, во фразе “гангайам гхошах” (деревня пастухов на Ганге) слово “Ганга” означает “не в Ганге”, а “на берегу Ганги”. Как же тогда Веды могут описать лишенный качеств Верховный Брахман словами, которые имеют так много двусмысленных значений?

В утверждениях Вед, которые не описывают ничего, кроме Всевышнего, как например утверждение “Веданта-сутры” (1. 1. 3) “Верховный Брахман — это источник писаний”, следует принимать основное, буквальное значение. В этих самоочевидных утверждениях Вед следует принимать буквальное значение. Почему? Потому что ты (Шукадева Госвами) лично произносишь их, движимый великим состраданием. В противном случае было бы невозможно постичь Брахман с помощью Вед. Как же тогда без твоего объяснения можно было бы познать Верховную Личность Бога, который превосходит Брахман? По этой причине путь самоочевидных Вед ведет к Верховной Личности Бога. Это описано в этом отрывке, который начинается со стиха 10. 86. 59 “Шримад Бхагаватам”.

Текст 3

Шрила Шукадева Госвами ответил следующим образом (“Шримад Бхагаватам”, 10. 87. 2):

“Шукадева Госвами сказал: “Верховный Господь создал материальный разум, чувства, ум и жизненный воздух живых существ, чтобы они могли потворствовать своим желаниям чувственного наслаждения, заниматься кармической деятельностью, переселяясь из одного тела в другое, возвыситься в следующих жизнях и, в конечном итоге, обрести освобождение от материальных условий существования””.

Текст 4

В этом стихе составное слово, начинающееся с “буддхи”, означает “разнообразные качества”, а слово “джананам” означает “индивидуальных живых существ”. Чтобы предоставить живым существам возможность для чувственного наслаждения, Верховный Господь (прабхух) создал их разум, ум, чувства и жизненную силу. Сами индивидуальные живые существа, используя свое собственное знание, не могли создать эти материальные компоненты. Это утверждение опровергает виварта-ваду (теорию имперсоналистов о трансформации). В этом стихе слово “матра” означает “материальных чувств”, “бхава” — “деятельность, ведущая человека к следующему рождению”, “атмане” — “индивидуальному живому существу, которое пришло в материальный мир, чтобы наслаждаться”, и “акалпанайа” — “для освобождения и избавления от материальных желаний”. Материальные желания, о которых здесь идет речь, — это четыре цели, к которым стремятся люди: материальное благочестие, экономическое развитие, чувственное наслаждение и безличное освобождение. Под освобождением здесь подразумевается состояние, когда человек понимает, что все сущее есть дух.

Текст 5

“Шримад Бхагаватам” (5. 19. 19-20) объясняет:

“Если человек при помощи истинного духовного учителя определит свое положение в системе четырех сословий [брахманов, кшатриев, ваишйев и шудр] и четырех укладов духовной жизни [брахмачарйи, грихастхи, ванапрастхи и саннйасы] и научится должным образом служить Господу Вишну, следуя предписаниям этой системы, тогда его жизнь непременно увенчается успехом”.

“Когда спустя много жизней плоды благочестивых поступков человека созревают, он получает возможность общаться с чистыми преданными. Такой человек способен разрубить узел невежества в своем сердце, возникший под влиянием разнообразной кармической деятельности. Общаясь с преданными, он постепенно начинает служить Господу Васудеве, которого невозможно постичь умом или описать словами, который свободен от привязанности к материальному миру и совершенно независим. Бхакти-йога, или преданное служение Господу Васудеве, — это истинный путь к освобождению”.

В этом отрывке из Пятой Песни описаны два вида преданного служения.

Текст 6

Оба этих метода преданного служения (следование варнашраме и общение с преданным) позволяют человеку освободиться от иллюзий материального невежества. Поэтому Верховная Личность Бога создает разум и чувства обусловленных душ, чтобы дать живым существам возможность заниматься преданным служением. Все это становится возможным благодаря действию Его энергии сампадана-шакти. Так как три цели жизни — материальное благочестие, экономическое развитие и чувственное наслаждение — являются внешними и материальными, то освобождение отличается от них. Освобождение — это часть духовной энергии. Так как освобождение сокровенно и состоит из духовного знания и преданного служения, и так как оно разрывает путы материального бытия, оно поэтому отличается от материи. Это описано в “Шримад Бхагаватам” (2. 10. 6):

“Освобождение — это возвращение живого существа в его неизменное состояние, которого оно достигает, когда оставляет постоянно меняющиеся грубые и тонкие материальные тела”.

Когда живые существа отвергают преданное служение Господу, то их разум и чувства попадают в рабство энергии материального невежества. Когда живые существа покрыты гунами материальной природы, Господь не проявляет Себя, но когда они освобождаются от влияния гун, то Он появляется перед ними. Таково объяснение этого стиха.

Текст 7

Шрила Шукадева Госвами завершает свой ответ следующими словами (10. 87. 49):

“О царь, таким образом я ответил на заданный тобою вопрос о том, как ум может получить доступ к Абсолютной Истине, которую нельзя описать и которая лишена качеств”.

Текст 8

Таким образом духовная энергия открывает нематериальные и исполненные блаженства формы и качества Господа. Поэтому Господа можно познать и описать словами. Позднее мы также докажем, что Веды могут описать нематериальные формы и качества Господа. Поэтому истина о том, что слова индивидуальной души могут описать Верховную Личность Бога, является доказанной. Это объясняется следующим образом (“Шримад Бхагаватам”, 1. 5. 11):

“Но сочинение, состоящее из описаний трансцендентного величия имени, славы, форм, игр безграничного Верховного Господа, резко отличается от них. Оно составлено из трансцендентных слов, назначение которых — совершить переворот в неправедной жизни сбившейся с пути цивилизации. Такие трансцендентные произведения, даже если они несовершенны по форме, слушают, поют и принимают чистые люди, которые безукоризненно честны”.

В дополнение к этому говорится, что Веды изошли из дыхания Верховной Личности Бога. (Поэтому есть два вида описаний Верховной Личности Бога: те, что сделаны индивидуальными живыми существами, и те, что сделаны Самим Верховным Господом. ) Что еще здесь можно сказать? Веды могут непосредственно описать Всевышнего.

Текст 9

В “Шримад Бхагаватам” (10. 87. 14) будет сказано:

“О Господь, иногда Веды могут познать Тебя, кто наслаждается играми со Своими энергиями — материальной и духовной”.

В Двенадцатой Песне (“Шримад Бхагаватам”, 12. 6. 40-41) будет идти речь о священном слоге ом:

Текст 10

“Эту омкару, абсолютно нематериальную и невоспринимаемую, слышит Сверхдуша, которая не имеет материальных ушей или любых других материальных чувств. Все многообразие ведических звуков изошло из омкары, которая появляется на небосводе сердца из самой души. Это непосредственное обозначение Абсолютной Истины, Сверхдуши, у которой нет другого источника, кроме Нее Самой. Эта омкара — скрытая сущность и вечное семя всех ведических гимнов”.

Текст 11

В шрути-шастре также сказано:

“Ом — это имя Всевышнего”.

Текст 12

Слово “недиштхам” означает здесь “без утаивания каких-либо из Его качеств”. Вопрос царя в следующем: “Как это возможно, чтобы Веды могли непосредственно описать Всевышнего? Пожалуйста, расскажи”. Мысль, выраженная в этом вопросе, состоит в том, что нельзя описать Всевышнего с помощью слов. Это представление опровергается следующим образом (“Шримад Бхагаватам”, 10. 87. 41):

“О Господь, так как Ты безграничен, то даже великие полубоги не могут определить границы Твоей формы и Твоих качеств. Мы думаем, что даже Ты Сам не знаешь полностью обо всех Своих трансцендентных качествах. В порах Твоего трансцендентного тела плавают бесчисленные вселенные подобно пылинкам, увлекаемым ветром. Отвергая все то, что не является Тобой, Веды исполняют свое предназначение, когда находят Тебя”.

Тот, кто читает Веды поверхностно, считает, что они описывают материальное благочестие, экономическое развитие и чувственное наслаждение. Но суть Вед заключена не в этих внешних вещах, а скорее в сокровенном, эзотерическом описании Всевышнего.

Текст 13

Из сострадания к несчастным живым существам, пребывающим за пределами вечной духовной реальности, Верховный Господь проявил Веды, которые изошли из Его дыхания. Сначала, чтобы живые существа развили веру в невидимую и неизвестную духовную реальность, Веды предоставляют им легко достижимые цели, такие как рождение сына. Когда живые существа начинают прилагать усилия, следуя наставлениям Вед, они развивают веру в способность Вед даровать благословения. Вместе с этой верой Веды показывают преходящую природу материального мира и вдохновляют живых существ отправиться в удивительные высшие миры Сваргалоки, давая им в качестве средства достижения этой цели Агништома-ягью. Снова и снова совершая религиозные обряды, живое существо привлекается религией, и благодаря этому его сердце очищается. Живое существо обретает мудрость, и, зная, что его материальное положение временно, оно начинает испытывать страх перед круговоротом повторяющихся рождений и смертей. Тогда Веды вдохновляют его достичь блаженства безличного освобождения. В конечном итоге, из этого блаженства безличного освобождения появляется духовная форма Высшей Истины, Личности Бога.

Текст 14

Эта конечная цель Вед описана следующим образом (“Шримад Бхагаватам”, 1. 2. 9-10):

“Выполнение любой предписанной деятельности не преследует никакой иной цели, кроме достижения окончательного освобождения. Ею ни в коем случае не следует заниматься ради материальной выгоды. Более того, по словам мудрецов, тот, кто занимается таким высшим служением, никогда не должен использовать материальные достижения для более изощренного удовлетворения своих чувств”.

Текст 15

“Желания человека не должны быть направлены на удовлетворение чувств. Следует желать лишь здоровой жизни, то есть самосохранения, ибо назначение человека — задавать вопросы об Абсолютной Истине. Ничто иное не должно быть целью его деятельности”.

Текст 16

До какой степени разум и чувства погружаются во внутреннюю духовную реальность, настолько они способны понять Высшую Истину, проявляемую духовной энергией. Так они обретают способность превзойти наставления Вед, касающиеся трех гун материальной природы, и познать Высшую Истину, которая находится за пределами этих гун.

В Двенадцатой Песни (“Шримад Бхагаватам”, 12. 6. 39) в отношении священного слога ом сказано следующее:

Текст 17

“Из этой тонкой трансцендентной вибрации возникает омкара, состоящая из трех звуков и обладающая невидимым могуществом. Эта омкара представляет Абсолютную Истину в трех Ее аспектах — Брахмана, Параматмы и Бхагавана”.

Текст 18

Высшая Истина проявляется двумя способами: в форме Верховной Личности Бога и в форме безличного Брахмана. Духовная энергия также проявляется двумя способами: в форме самопроявленного преданного служения и в форме духовного знания. Разделы Вед, описывающие преданное служение, ведут к Верховной Личности Бога, а разделы Вед, посвященные знанию, ведут к безличному Брахману. Таково заключение Итихас.

 

 

Ануччхеда 100

 

Текст 1

“Шримад Бхагаватам” (10. 87. 12) объясняет:

“Санандана сказал: “После разрушения всего космического проявления вся энергия и все творение в своей ядерной форме входят в Гарбходакашайи Вишну. В это время Господь пребывает во сне долгое, долгое время, и когда вновь возникает необходимость в творении, олицетворенные Веды собираются вокруг Господа и начинают прославлять Его, описывая Его чудесные трансцендентные развлечения””.

Текст 2

Во время космического уничтожения Господь вбирает (апийа) в Себя вселенные, которые Он создал, и ложится отдыхать вместе со Своими энергиями. Материальная природа, пуруша-аватары и части Его частей входят в Него, и Он закрывает Свои глаза. Когда время космического уничтожения почти подходит к концу, Веды будят Господа молитвами, описывающими Его трансцендентные качества. Господь здесь — это Верховная Личность Бога. Это не экспансия пуруша-аватары.

Текст 3

В Третьей Песне (“Шримад Бхагаватам”, 3. 5. 23) описано, что пуруша-аватара тоже входит в Господа:

“До сотворения материального мира существовал только Господь, Личность Бога, повелитель всех живых существ, и не было никого, кроме Него. Лишь по воле Господа материальный мир создается и затем снова погружается в Него. Качества этой Высшей Души нашли выражение в Ее разнообразных именах”.

Текст 4

Продолжая описание, с которого началась эта Ануччхеда, “Шримад Бхагаватам” (10. 87. 13) приводит следующий пример:

“Тогда Веды начинают прославлять Господа. Это в точности подобно тому, как в спальне спящего царя собираются назначенные для этого рассказчики и начинают прославлять его доблестные деяния — царь же, слушая о них, постепенно просыпается”.

Текст 5

Здесь приведен пример могущественного царя, во славу которого поют хвалебные гимны, а не безличного, лишенного качеств нечто. Таков смысл слов “Это в точности подобно тому, как в спальне спящего царя... ”. Ночью царь наслаждается развлечениями со своими царицами. Он пренебрегает всеми внешними обязанностями и вместе со своим близким окружением остается во внутренних покоях дворца. Потом певцы будят его, исполняя гимны, прославляющие его доблесть. Верховная Личность Бога сравнивается здесь с таким царем. Пренебрегая всем, что связано с материальными вселенными, Он наслаждается развлечениями со Своими спутниками в Своей обители, скрытой от материальных глаз. Спутники (анудживинах) Господа — это те, кто знают сердце Господа.

Текст 6

В этом отрывке Веды раскрывают истину о форме Господа, которую можно непосредственно созерцать благодаря преданному служению. Это преданное служение позволяет живому существу непосредственно видеть Господа, а также дарует ему трансцендентное знание и множество трансцендентных достоинств. Олицетворенные Веды говорят (“Шримад Бхагаватам”, 10. 87. 14):

Текст 7

“О Непобедимый, Ты — Верховная Личность. Нет никого равного Тебе, нет никого более великого, чем Ты. Никто не может быть более славен в своих деяниях. Слава Тебе! Слава Тебе! Ввиду Своей трансцендентной природы Ты в полной мере обладаешь всеми шестью совершенствами, и потому Ты можешь освободить все обусловленные души из когтей майи. О Господь, мы горячо молим, чтобы Ты сделал это. Все живые существа, будучи Твоими неотъемлемыми частичками, по природе своей блаженны, вечны и полны знания, но из-за собственных ошибок они пытаются подражать Тебе, стараясь стать верховными наслаждающимися; так они не повинуются Твоей верховной власти и оскорбляют ее. Из-за наносимых ими оскорблений Твоя материальная энергия берет на себя управление ими; и так их трансцендентные качества — счастье, блаженство и мудрость — покрываются облаками трех материальных гун. Это космическое проявление, созданное из трех материальных гун, подобно тюрьме для обусловленных душ. Обусловленные души бьются изо всех сил, чтобы вырваться из материального рабства, и в соответствии с их разными условиями жизни им даются разные занятия. Но все эти занятия основываются на Твоем знании. Человек может совершать добродетельные поступки, лишь вдохновляемый Твоей милостью. Поэтому, не обратившись к Твоим лотосным стопам, человек не может преодолеть влияние материальной энергии. В действительности, мы, как олицетворенное ведическое знание, всегда заняты служением Тебе, чтобы помочь обусловленным душам понять Тебя”.

Текст 8

Слово “аджита” означает здесь “О Непобедимый”, а слова “джайа джайа” означают “пожалуйста, открой Свою славу”. Из уважения слово “джайа” повторено дважды. Слово “аджита” стоит в звательном падеже.

Текст 9

В “Шримад Бхагаватам” (6. 2. 10) сказано:

“Просто повторяя святое имя Господа Вишну, такие порочные люди могут привлечь к себе внимание Верховного Господа, который может подумать: “Поскольку этот человек произнес Мое святое имя, Мой долг —защитить его””.

Текст 10

Из этого можно понять, что Верховная Личность Бога лично присутствует в звуке Своего святого имени. Он не отличен от Своего имени подобно тому, как Он не отличен от Своей трансцендентной формы. Он не присутствует лично в чем-либо, что отличается от Него. В шрути-шастре говорится, что страх, ненависть и другие пороки и недостатки присутствуют в форме Господа только символически. Они не похожи на материальные страх и ненависть. Это уже было доказано в шрути. Форма Господа появляется через глаза, а святое имя Господа — через голос. Форма и имя Господа — это одно и то же непосредственное проявление Господа, хотя оно появляется разными способами. Нужно ли о чем-то еще говорить? Используя санкету, рудху и другие литературные приемы, Веды множеством способов объяснили, что Господь неотличен от Своего имени.

Здесь Веды говорят: “О Господь, пожалуйста, открой Свою славу (джайа джайа)! ”. Таким образом, не прибегая к помощи каких-либо косвенных литературных приемов, Олицетворенные Веды прямо говорят, что слава и качества Господа самые возвышенные. Это описано в шрути-шастре следующим образом:

“О Господь, Твоя слава настолько велика, что даже Ты Сам не понимаешь ее полностью”, (шрути-шастра);

“Нет никого, кто был бы равен Верховной Личности Бога или превосходил бы Его”, (“Шветашватара-упанишад”, 6. 8).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.