Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





вернуться в оглавление



 

· Паромом в Калининград: проблема эффективности перевозок на Балтике не снята (статья)

 

Из-за ситуации, которая сложилась в последние месяцы на белорусско-литовской и российско-латвийской границах, а также введённых против РФ и Белоруссии беспрецедентных санкций, коснувшихся и транспортной сферы, перед Россией встал серьезный вопрос о расширении использования паромного сообщения с Калининградской областью. От этого напрямую зависит не только положение в российском регионе, но и во многом будущее морских перевозок на Балтике.

Знаменательным событием в данном случае стало появление в начале марта на маршруте «Усть-Луга (Ленинградская область) – Балтийск (Калининградская область)» нового парома «Маршал Рокоссовский». По словам Владимира Путина, это свидетельствует о продолжении развития транспортной и социальной инфраструктуры в стране, «как бы ни было тяжело». Предполагается, что объем грузоперевозок на линии «Усть-Луга – Балтийск» вырастет более чем в полтора раза, до 2 млн тонн ежегодно, чему, действительно, есть предпосылки. В частности, до марта на данном маршруте работало только два парома – «Амбал» и «Балтийск», которые могут вместить 110 железнодорожных вагонов и 350 единиц накатной техники. Судно «Маршал Рокоссовский» также предназначено для перевозки подобных грузов и может взять на борт 67 вагонов и 35 единиц накатной техники.

Примечательно то, что двигатели нового парома используют в качестве топлива сжиженный природный газ или дизельное топливо с низким содержанием серы, что свидетельствует не только о его экологичности, но и возможности снизить стоимость эксплуатации. К слову, такими же параметрами обладает и строящийся сегодня паром «Генерал Черняховский». Считается, что годовой грузооборот «Маршала Рокоссовского» будет составлять примерно 0, 7-1 млн тонн, а 200-метровое судно сможет делать дополнительно 9 рейсов в месяц к уже существующим 11. Таким образом, в нынешних условиях морской транспорт такого класса еще больше обезопасит постоянную связь Калининградской области с остальной Россией.

Первый свое рейс паром «Маршал Рокоссовский» совершил 4-7 марта, когда привез в Калининградскую область автотрейлеры и 26 вагонов с товарами для жителей региона.

Теперь российские власти приглашают всех автоперевозчиков обратить особое внимание на паромные перевозки, тем более что сегодня вопрос прохождения сухопутных границ с Латвией и Литвой через Белоруссию остается крайне напряженным – фуры простаивают на погранпереходах в многокилометровых очередях не один день.

Вместе с тем сегодня еще рано говорить о том, как в дальнейшем будет развиваться судьба паромных перевозок в Балтийском регионе. Это связно с множеством проблем, на которые ранее в России не обращали внимания из-за бесперебойного функционирования железнодорожного и автомобильного сообщения с Калининградской областью. Более того, многие автоперевозчики и российские компании в прошлом отказывались использовать паромную переправу из порта Усть-Луга в Балтийск из-за того, что их не устраивала цена. Сам же «Росморпорт», который занимается развитием морского сообщения между РФ и ее эксклавом, неоднократно обращался к теме необходимости повышения коммерческой эффективности данного вида транспорта, в том числе и за счет расширения пассажирских перевозок. Однако до настоящего времени данный вопрос так и не был решен.

Дело в том, что ранее на данном маршруте работал только один паром «Петербург», который имел возможность перевозить 110 пассажиров. С выводом его из эксплуатации ситуация только ухудшилась. Еще в 2018 году ассоциация агентских и экспедиторских компаний заявляла, что новые паромы для Калининградской области будут рентабельны только при четком выполнении расписания и загрузке каждого из них достаточным числом пассажиров. Однако вплоть до настоящего момента решение по данному вопросу принято не было. Можно напомнить, что в 2021 году было выделено 2, 55 млрд руб. на достройку еще одного парома для маршрута «Усть-Луга – Балтийск» «Генерал Черняховский». Однако ни данное судно, ни «Маршал Рокоссовский», как и «Амбла» с «Балтийском», практически не приспособлены для перевозки пассажиров и, по сути, являются суднами типа Ro-Ro (roll-on/roll-off), которые перевозят грузы на колесной базе: автомобили, грузовой транспорт, ж/д вагоны. Таким образом, в нынешней ситуации увеличить привлекательность данного маршрута за счет пассажирских перевозок вряд ли удастся.

Кроме того, до настоящего времени сохраняется проблема отсутствия серьезного интереса к паромным перевозкам со стороны коммерческих компаний, а сами паромы никогда не были загружены полностью. В частности, известно, что загрузка из Усть-Луги в направлении Калининграда присутствует всегда, в полном объеме и законтрактована на длительное время вперед. В то же время обратная загрузка ранее была не более 30–40%, а из-за антироссийских санкций она может сократится еще больше. С учетом появления третьего парома в марте и в перспективе четвертого встает закономерный вопрос о рентабельности подобных перевозок, которые, как считают специалисты, можно повысить только за счет пассажиропотока. Однако, как уже указывалось, все паромы на линии «Усть-Луга – Балтийск» – грузовые. Более того, оказалось, что на начало года у коммерческих компаний не было интереса к фрахтовке «Маршала Рокоссовского», и вопрос о коммерческой целесообразности его использования по-прежнему остается на повестке дня.

Помимо всего прочего, проблемы усугубляются и в связи с антироссийскими санкциями. По словам губернатора Калининградской области Антона Алиханова, «целый ряд европейских контейнерных перевозчиков отказываются работать с российскими грузоотправителями, не заходят в российские порты». Это, в свою очередь, может серьезно ударить по всему грузообороту паромных перевозок, а значит, и снизить их окупаемость. Для преодоления данной проблемы российские власти сегодня ведут работу с китайскими контейнерными линиями и ведут поиск нейтральных портов с целью организации хабов для российских экспортных товаров. Однако и этот вопрос пока далек от своего разрешения.

Дополнительно ко всему туманной остается и перспектива дальнейшего расширения паромных перевозок. Постройка такого типа судов является делом дорогостоящим и требует долгого времени, а иностранные судостроители, как и компании, владеющими паромами, полностью отказались от сотрудничества с РФ. В теории в случае необходимости и при закрытии сухопутного коридора в Калининград (через Литву) можно перебросить на линию два железнодорожных парома «Славянин» и «Авангард» из Черного моря. Однако сегодня непонятно, смогут ли они дойти до пункта назначения из-за все тех же антироссийских санкций.

Нельзя забывать и о том, что интерес к паромным перевозкам мог бы расшириться в случае увеличения не только пассажиропотока, но и возможностей по перевозке автотранспорта. Но и здесь есть ряд трудностей. С одной стороны, ничего не мешает поставить на палубы железнодорожных паромов автомобили. Однако с другой – возникает вопрос о том, где в ходе рейса размещать водителей? Например, паромы «Амбал» и «Балтийск» могут взять не более 12 пассажиров. Переброска же водителей по воздуху в порт прибытия выглядит слишком затратной и может использоваться лишь в крайнем случае. Кроме того, есть еще более существенное условие для таких перевозок: количество автомобилей, отправленных из порта Усть-Луги, должно соответствовать тому количеству, которое отправляется из Балтийска. Как указывалось, на настоящий момент такого баланса нет.

Как отмечают эксперты, для того чтобы вывести паромные перевозки с Калининградом на новый уровень и повысить их эффективность, паромы должны быть универсальными, с возможностью перевозки грузов, легкового транспорта и не менее 100–150 пассажиров. В ином случае данный вид перевозок будет оставаться убыточным даже с условием той ситуации, которая складывается сегодня вокруг России. Конечно, наращивание мощностей паромных перевозок может быть простимулировано политически, без оглядки на финансовые и иные убытки, поскольку данный вид перевозок представляется для России стратегически важным с точки зрения обеспечения безопасности Калининградской области. Но и вопрос экономической целесообразности никто не снимал.

Ритм Евразии 25 марта 2022 г.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.