|
|||
М. Ryklin's Back in Moscow, sans the USSR is a parallel reading of the same texts that J. Derrida analyzes in his work. 3 страница
„С о в е т с к и й С о ю з н е о п р а в д а л н а ш и х н а д е ж д, н е в ы п о л н и л с в о и х о б е щ а н и й, х о т я и п р о д о л ж а е т н а в я з ы в а т ь н а м и л л ю з и и. Б о л е е т о г о, о н п р е д а л в с е н а ш и н а д е ж д ы... Н о м ы н е о т в е р н е м о т т е б я н а ш и в з г л я д ы, с л а в н а я и м у ч е н и ч е с к а я Р о с с и я. Е с л и т ы с н а ч а л а б ы л а п р и м е р о м, т о т е п е р ь, у в ы! т ы п о к а з ы в а е ш ь н а м, к а к р е в о л ю ц и я у ш л а в п е с о к "
3. П у т е ш е с т в и е и е г о в о д я н ы е з н а к и П у т е ш е с т в е н н и к и 20—70-х г г. в ы н у ж д е н ы п р и б е г а т ь к с х е м е „б ы т и я -в -с т р о и т е л ь с т в е "; о н и п о с т о я н н о з а с т а ю т М о с к в у д а л е к о н е в т о м и д е а л ь н о м с о с т о я н и и, н а к о т о р о е и м п о з в о л я л а н а д е я т ь с я р е в о л ю ц и о н н а я и л и к а к а я -т о и н а я (б ы л и и т а к и е, о ч е м п о й д е т р е ч ь н и ж е ) р и т о р и к а: п л о х о о д е т ы е л ю д и, х р о н и ч е с к и й н е д о с т а т о к п р о д у к т о в, и х д о р о г о в и з н а с р а в н и т е л ь н о с з а р а б о т н о й п л а т о й. Н о в т о ж е в р е м я к о н с т а т и р у е т с я к о л л е к т и в и з м, о б щ и т е л ь н о с т ь м о с к в и ч е й, в ы г о д н о о т л и ч а ю щ а я и х о т з а м к н у т о й в с в о й ч а с т н ы й и н т е р е с з а п а д н о й л и ч н о с т и. К а к а я -т о ф о р м а г и б р и д и з а ц и и с т а н о в и т с я н е и з б е ж н о й, п р и д а в а я т е к с т а м „в о з в р а щ е н и й " у т о п и ч е с к и й х а р а к т е р. И з н а н к о й к о л л е к т и в и з м а и „т о т а л ь н о й п о л и т и з а ц и и " я в л я е т с я к р а й н е е у б ы с т р е н и е п р о ц е с с о в с о ц и а л ь н о г о м е т а б о л и з м а, у б ы с т р е н и е, к о т о р о е о б ы ч н о п р е д с т а е т в н е ш н и м н а б л ю д а т е л я м к а к к а т а с т р о ф и з м у л у ч ш е н и я, т о ч н е е, с а м к а т а с т р о -ф и з м о б ъ я с н я е т с я к а к в р е м е н н о е п р о я в л е н и е к о л л е к т и в н о й в о л и к с л и ш к о м р а д и к а л ь н ы м и з м е н е н и я м.
З н а м е н и т о е „С С С Р с т р о и т с я " Ж и д а и м е е т п р о д о л ж е н и е в п р е д в и д е н и и с к о р о г о у л у ч ш е н и я: „С к о р о, я н а д е ю с ь, с р о с т о м п р о и з в о д с т в а у в е л и ч и т с я в ы п у с к х о р о ш и х т о в а р о в " 72. Б о л е е ч е м ч е р е з д е с я т ь л е т п о с л е п о е з д к и Ж и д а, в 1947 г о д у, Д ж о н С т е й н б е к п о в т о р и т т о т ж е д и а г н о з в м е с т е с к у р с о м л е ч е н и я, к о т о р ы й з а к о р о т к о е в р е м я р а д и к а л ь н о и з м е н и т н а л и ч н о е с о с т о я н и е: „К а ч е с т в о и п о ш и в о д е ж д ы о с т а в л я л и ж е л а т ь м н о г о л у ч ш е г о... Н о н е х о т е л о с ь б ы о б о б щ а т ь: д а ж е з а к о р о т к о е в р е м я, ч т о м ы б ы л и в С о в е т с к о м С о ю з е, ц е н ы с н и з и л и с ь, а к а ч е с т в о в р о д е с т а л о л у ч ш и м. Н а м п о к а з а л о с ь, ч т о т о, ч т о в е р н о с е г о д н я, н а з а в т р а м о ж е т о к а з а т ь с я н е в е р н ы м " 73. Ч е р е з д в е н а д ц а т ь л е т п р и м е р н о т о ж е с а м о е н а п и ш е т о М о с к в е н е м е ц к и й ж у р н а л и с т, а е щ е ч е р е з п я т н а д ц а т ь л е т н а б ы с т р ы е и з м е н е н и я к л у ч ш е м у б у д е т н а д е я т ь с я у ж е и с к л ю ч и т е л ь н о п р о ф е с с и о н а л ь н а я „к о м м у н и с т и ч е с к а я " п р е с с а. П р и н я в с т о р о н у с а к р а л ь н о й к а т а с т р о ф ы, п р е о д е л е н и я и с т о р и и, в т я г и в а ю щ е й в с е б я „в с е л у ч ш е е " (п о ч е м у и м е н н о л у ч ш е е? ), ч т о в э т о й и с т о р и и б ы л о, п у т е ш е с т в е н н и к -р е в о л ю ц и о н е р н а с а м о м д е л е п о с т о я н н о с т а л к и в а л с я с п р о ф а н н ы м и к а т а с т р о ф а м и, в р а м к а х к о т о р ы х т е р р о р, в о п р е к и в с я к о й т е о р и и, с о с е д с т в о в а л с н о с т а л ь г и е й п о и с т о р и и и н е н а в и с т ь ю к н е й. У ж е „Р у с с к и й д н е в н и к " С т е й н б е к а н е у к л а д ы в а е т с я в т р а д и ц и ю „в о з в р а щ е н и й ", с к о р е е, о н в т я г и в а е т С С С Р в о р б и т у з д р а в о г о с м ы с л а, д е п а т е т и з и р у е т е г о. Н а С С С Р о п р о б у ю т с я п о с т у л а т ы э м п и р и з м а, в н е м у ж е н е н а х о д я т н и ч е г о п р и н ц и п и а л ь н о н е о б ы ч н о г о, н е п р е д с к а з у е м о г о; в о б щ е м, т а м „в с е, к а к у л ю д е й ". „Э т о б у д е т п р о с т о ч е с т н ы й р е п о р т а ж: б е з к о м м е н т а р и е в, б е з в ы в о д о в о т о м, ч т о м ы н е д о с т а т о ч н о х о р о ш о з н а е м... " О д н а к о а в т о р у н е у д а е т с я у д е р ж а т ь с я н а у р о в н е с о б с т в е н н ы х о б е щ а н и й, и „н е п р и т я з а т е л ь н ы е " в ы в о д ы в к о н ц е к н и г и, в к о н ц е п у т е ш е с т в и я о н в с е -т а к и д е л а е т: „Н у в о т и в с е. Э т о о т о м, з а ч е м м ы п р и е х а л и. М ы у в и д е л и, к а к и п р е д п о л а г а л и, ч т о р у с с к и е л ю д и — т о ж е л ю д и и, к а к и в с е о с т а л ь н ы е, о н и о ч е н ь х о р о ш и е. М ы з н а е м, ч т о э т о т д н е в н и к н е у д о в л е т в о р и т н и ф а н а т и ч н о н а с т р о е н н ы х л е в ы х, н и н е п р и н а д л е ж а щ и х н и к к а к о м у к л а с с у (? ) п р а в ы х. П е р в ы е с к а ж у т, ч т о о н а н т и р у с с к и й, в т о р ы е — ч т о о н п р о р у с с к и й. К о н е ч н о, э т и з а п и с и н е с к о л ь к о п о в е р х н о с т н ы, а к а к ж е и н а ч е? М ы н е д е л а е м н и к а к и х в ы в о д о в, к р о м е т о г о, ч т о р у с с к и е т а к и е ж е, к а к и в с е д р у г и е л ю д и н а З е м л е " 75. 1. М е т а ф и з и ч е с к о е с о д е р ж а н и е л е г к о в ы ч и т ы в а е т с я и з у т в е р ж д е н и я „р у с с к и е л ю д и — т о ж е л ю д и ", п р и ч е м „т а к и е ж е ", к а к и о с т а л ь н ы е. О п и с а н и я С т е й н б е к а ч а с т о п о к а з ы в а ю т р у с с к и х к а к р а з н е т а к и м и ж е, к а к д р у г и е, т. е. е с л и и „т о ж е л ю д ь м и ", т о л ю д ь м и в с о в е р ш е н н о с п е ц и ф и ч е с к о м с м ы с л е. З е р к а л ь н о е н а л о ж е н и е н а ч а л а и к о н ц а — „у в и д е л и т о, ч т о п р е д п о л а г а л и, х о т е л и у в и д е т ь " — т а к ж е н е и м е е т о т н о ш е н и я к п у т е ш е с т в и ю к а к п е р е м е щ е н и ю в п р о с т р а н с т в е, к а к и п р е д в о с х и щ е н н о е п р и с у т с т в и е в С С С Р Ж и д а, Э т ь е м -б л я и Ф е й х т в а н г е р а; с м ы с л н е з а р о ж д а е т с я о т „в п е ч а т л е н и й ", а п р и в о з и т с я с с о б о й, в ч е м о д а н е (п у т е ш е с т в е н н и к а м г р о з и т и н т е р е с н о е о б в и н е н и е п о с л е о б ы с к а н а т а м о ж н е: п р о и з в о д с т в о и т о р г о в л я с м ы с л а м и, к о н т р а б а н д а о ч е в и д н о с т е й ). 2. „Э т о б у д е т п р о с т о ч е с т н ы й р е п о р т а ж ". О б ы д е н н а я ж и з н ь л ю д е й б у д е т к а к б ы н е в з н а ч а й з а с т и г н у т а в м н о г о о б р а з и и е е п р о я в л е н и й, в н е и с к а ж а ю щ е й е е „в ы с о к о й п о л и т и к и " и п р о ч и х в ы с о к и х м а т е р и й. (К э т о м у ж е п о т о м б у д е т с т р е м и т ь с я ц е л ы й с о н м ж у р н а л и с т о в, п и с а т е л е й, э с с е и с т о в. ) З д е с ь п р е д п о л а г а е т с я, ч т о в М о с к в е, в С С С Р м о ж н о п р о с т о в и д е т ь, н е м у д р с т в у я л у к а в о, и, г л а в н о е, б у д е т ч т о т а к и м о б р а з о м у в и д е т ь. 3. Л ю д и в е з д е „т а к и е ж е ", т. е. и м е ю т п р и р о д у, к о т о р а я п о в с ю д у б о л е е и л и м е н е е е д и н о о б р а з н а в с в о и х п р о я в л е н и я х. Э т о д р е в н е й ш е е м е т а ф и з и ч е с к о е д о п у щ е н и е.
|
|||
|