|
|||
2ой семестр 8 страница19. Госстрой Фр по Конст 1795 г. Конст 3го г п/тв-ла сохр-е респ режима. Всеобщ изб Пво отм-сь: ввод-ся выс изб ценз. Это б громоздкая по ф-ме, многословн и консерват по сод-ю Конст буржуазии. Осн упор в ней б сделан на закр-е бурж морали и увековеч-е принципов капит-го общ-ва. Осн-м принципом гос строя по Конст б: представительное Пл-е и разд-е вл--й. Восст-ся имущ ценз. Зак-й корпус сост из Совета старейшин (250 чл-в, изб-х из лиц не моложе 40 л) и Сов пятисот (из лиц не моложе 30 л). Исп вл вручалась Дир-рии из 5 чл, изб-х путем тайн голос-я Зак-м корпусом. Ежегодно Дир-рия обновлялась на 1 чл. Председ-ли в ней поочередно все чл в теч 3 мес. Конст III г. не сод никаких нов норм, кас-хся режима нар предст-ва. Хотя пор изб-я обоих сов-в б одинаков, ф-ции их б разл-ны. Сов 500-т обладал зак-й иниц и выраб з-нопроекты. Совет старейшин одобрял/отклонял поступившие из Сов 500-т з-нопр-ты. Дир-рия явл-сь коллег-м орг-м исп-й вл-ти Респ-ки; она сост-ла из 5 чл, 1 из кот (в пор очер-ти) б предс-лем, но всего на 3 мес-й срок. Самой трудн б проблема выб-в чл-в Дир-рии. В рез споров б реш-о признать в принципе, что члены Дир-рии явл-ся изб-ками нар-а, но выборы б предост-ны зак-му корпусу, «вып-шему ф-ции зак-го собр-я от имени нации». Т. о. б уст-на сист 4степен-х выб-в. Дир-рия правит, но не упр-т. Члены Дир-рии не заним-ся деталями, они не руков-т никакими мин-вами, назнач-е Дир-рией мин-ры несут перед ней отв-ть. Т. о., б осущ-но полн отд-е ф-ций правл-я от ф-ций адм-х. По целому ряду вопр-в мест адм-я б п/ч-на Дир-рии. В департ-х созд-сь центр адм-я из 5 чл, наз-мая собр-ем выборщ-в. Дистрикт (округ) б упразднен. В коммунах с числом жит-й < 5 тыс. упразд-сь муницип-ты и ввод-сь долж-ть мун-го агента; мун-я адм-я изб-сь в коммунах с числом жителей свыше 5 тыс., причем в коммунах с нас-ем свыше 100 тыс. н/лежало иметь по меньш мере 3 мун-та; в Париже б созд-о 12 вполне самост-х мун-в. Мун-е вл-ти п/ч-сь департ-им вл-м, а те – мин-м. Дир-рия назн-ла в адм-ю кажд департ-та и мун-та комиссара, уполном-го следить за исп-ем з-в и п/чин-гося тол ей. Все эти изм-я б напр-ны на то, чтобы предотвратить возн-е на местах таких орг вл-ти, как «узурпаторская» Коммуна Парижа 1792—1794 гг., кот-ю термидор-цы долго не м заб. Конст и доп-е декреты б утв-ны плебисцитом, сост-ся в сент ‘95 г. на осн всеобщ изб-го Пва.
20. Брюмер перев-т. В 1799 г. Наполеон прибыл во Фр-цию. В теч 2 дней того же г, он и его люди свергают режим Директории. Главой Фр стан-ся Наполеон в звании первого консула респ-ки. Успех брюмерск г-го перев-та не б случайностью. На стор перев-та нах-сь крупная промышл и финанс буржуазия Фр. Стор бонапар-го режима приняло фр крест-во, П зем-й собст-ти кот Наполеон упрочил и урег-л. К 1799 г. новый пол режим нашел отраж-е в К-ции 1799 г. К-ция не упоминала о пол свободах. Всеобщ-ее избират-е П б восст-но след-м обр-м: «коммунальный» (первичный) округ избирал из св среды 1/10 гр-н. В совокупн-ти с делегатами др округов они сост-ли т. н. окружной список. Эти люди в свою оч-дь избрали 1/10 св-го состава. Так сост-ся департаментский список. Из этих последних сост-ся нац-ый список. Из него черпались все деп-ты, судьи кассац-го суда и т. д. Избр-е чл-в зак-х собр-й, консулов и чл-в верх-го суда К-ция вверяла Сенату. Он же н/елялся Пм отменять акты, if находил, что они наруш-т К-цию. Прохожд-е з-нопр-в прох-ло след обр: составл-сь и редактир-сь они Гос Советом, обсужд-сь в трибунате, приним-сь / отвергались Зак-м корпусом. Исп вл перед-сь 3м консулам, из кот т первый консул получал П прин-ть реш-ия. Первый консул замещал Гос Совет и руководил его работой, назначал и смещал мин-ров, посланни-в, офицеров, руковод-х чин-в местной адм-ции. Он назн уг-х и гр-х судей. Второй и третий консулы имели совещат-й голос. Реальная вл-ть сосредоточ в руках Наполеона. Последующ измен-я К-ции 1799 г. имели 1 и то же наПл-е: в 1802 г. Наполеон б объявлен пожизнен консулом, в 1804 г. — имп-ром. Имп-й сан перед-ся по насл-ву.
22. Гос строй Фр по конст-ой Хартии 1814 г. После вступления русс-х, австрийских и прусс-х войск 31 марта 1814г. в Париж и отречения Наполеона произошла реставрация мон-хии Бурбонов. Стремясь восстановить феод-й строй во Фр-и, Бурбоны столкнулись с тем фактом, что почвы для этого уже во Фр-и не б. Значение Фр-й буржуазн-й рев-ции конца 18 в. закл-сь в том, что сама возможность восстановления феод-зма во Фр-и б уничтожена. Капитализм глубоко проник и в пром-ть и в с/х-во. Следовательно восстан-е мон-хии Бурбонов представл-ло собой акт, за кот дб последовать превращ-е феод-й мон-ии в буржуазную. Реставрация совершилась на почве компромисса между дворянством, желавшим восстановл-я феод-го строя, и верхним слоем Фр-й буржуазии, стрем-ся сохранить богатства и преим-ва приобрет-х ею за время рев-ции. С 1814-1830гг. во Фр-и была установл т. н. легитимная (з-ная) монархия. По К-й хартии 1814г. (король Людовик 18 был вынужден соглас-ся на К-е правление) законод-я вл-ти принадл-ла парламенту, состоящему из палаты перов, назнач-й королем, и палатой депутатов (5 лет), выбираемой не основ высокого имущ-го ценза. Обе палаты имели реакционный состав. Король получал всю полноту исполнит-й власти и имел П законод-й инициативы. Король им П пожаловать титул пера. Высокие возрастные и имущ-е цензы отстран-ли от выборов знач-ю часть мужского населения. Из 31 милл. фр-ов П выбирать получили приблизо 50 тыс., а избранными мб около 15 тыс. Хартия дб примирить верхи буржуазии с дворянством. Соот-но с этим признавалось, что: а) гр-не «= перед з-м» и в =ой степени допуск-ся к гражданским и военным делам. б) верховная вл-ть короля огран-ся законод-ми полном-ми палат и несмен-тью судей. в) король получал П объявлять войну, закл мир и муждунар-е дог-ры, команд-ть армией, назначать на все должности, издавать регламенты, ордонансы, необх-е для приведения в исполнение з-в и для безопасности г-ва. Т. о, неогран-й ни в чем существенном, король надел-ся законод-ми функц-ми, конкурируя с парлам-м. Поскольку феод-й строй и абсол-я монархия не им-ли под собой соц-й основы, постольку и король, и возврат-ся с ним дворяне – эмигранты дб сойтись на К-ции, примирявшей на какое-то время монархистов и конституцион-ов, дворян и буржуазию. Устанавл своего рода компромиссная форма правления, пример кот подала в свое время послерев-ая Англия. 23. Июль мон-я. Хартия 1830 г. Двор-я реакция достигла св апогея и сер 20-х гг. XIXв., когда на престол вступил Kapл X. Руковод-е посты в г-ве полн-ю перешли в ее руки. Нов король, идя навстречу треб-м дворян возвратить земли, конфиск-е в годы рев-ции, утвердил з-н о выплате вернувшимся эмигрантам ден-го возмещ-я в разм около 1 млрд. фр. Вся тяжесть выплаты ложилась на плечи крест-ва. Кроме того, б приняты з-ны, сущ-но ущемлявшие интересы предприн-й, введ суровые нак-я за выступл-я прот церкви, предост-на свобода деят-ти ордену иезуитов. В июне 1830 г. пр-во реш упразднить конст-й режим, уст-й Xapтией 1814 г. Б приняты 4 ордонанса: о роспуске пал деп-в (посл выборы дали больш-во в ней предст-м умеренной либерал оппоз-ии); об уменьш вдвое числа деп-в в нижней пал (в списках лиц, имеющ П избир и б избр-ми в ниж пал, б оставл лишь круп зем-е собств-ки); о введ-и дополнит-й цензуры прессы; о запрещ собрании и манифестации. Ордонансы вызвали протесты в стране. Пост нараставшее недов-во реж-м вырвалось. В июле 1830 г. парижане поднялись на воор-е восст. После ожест-х боев столица оказ в руках восст-х, кот поддерж провинция. Карл Х бежал. С легнтимн мон-й б покончено. Победой восп-сь круп бурж-я. Её ставленники сформир-ли Вр пр-во, кот обеспеч провозгл-е королем Луи-Ф/ппа Орлеанского, тесно связ с крупн банкирами страны. Нов реж ознаменовал св рожд-е Кй, получ известность как Хартия 1830 г. По форме и во многом по содерж-ю она воспроизвод Х 1814 г: а) г-не = перед з-м и в = степени допуск-ся к гр и военным долж-м; б) Зак-я иниц-ва вруч-сь обеим пал-м и королю. Б пониж возраст и имущ цензы, что привело к увелич числа выборщиков. Созд-сь 2 палаты: верхняя, назнач королем, и нижняя, избир-я узкой коллегией; в) король именл П объявл-ть войну, заключ мир и межд-е дог-ры, команд-ть армией, назнач на все долж-ти, изд-ть регламенты, необх-е д/ привед-я в исполн-е з-нов и д/ б/опасн-ти г-ва. Б расшир роль парл-та. Но важн-е звенья гос мех-ма и на этот раз не претерпели существ изм-й. 24. Рев-я 1848 г. во Фр. 2 респ-ка. К-ция 1848г. В 40-х г. х 19 в во Фр успешно разв-ся пром-ть. На место мануфактуры и кустарной пром-ти стан-ся кап-кая фабрика. Наступ эпоха крупного маш-го пр-ва. Посл-я этого: 1. усиление враждебности меж рабочим классом и бурж-й. 2. их недовольство реж-м июльской мон-и. Промышл-я бурж-я не желала терпеть пол-ю монополию финанс аристократии, рабочие не могли сносить св полож-е. Сит-ю осложнили 2 бедствия в 1847: неурожай и мировой торг-й и пром-й кризис. Используя сит-ю, оппозиц-е круги буржуазии требовали сниж-я избират-го ценза. Так они н/еялись завоевать нижнюю палату. В защиту избират-й реф-мы и VS пр-ва Гизо п/нялись рабочие предместья Парижа. Пр-во бросило VS них войска. В ответ на это Париж покрылся баррикадами. Борьба прод-сь весь след-й день. В н/ежде устоять Луи Ф/пп дает отставку Гизо, выраж-т согласие на реф-му. Но б уже поздно. Восставш захват-т Тюильри, корол-й дворец. Отрекшись от престола король сбежал. Фр во втор раз сдел-сь респ-й. Завоевав респ-ку, рабочие н/еялись, что она б соц-ой. Эти н/ежды б обмануты. Учр-е собрание провозгласило бурж-ю респ-ку. Рабочие восстали VS бурж-зии. Поводом послужила ликвидация Нац-ых мастерских. Восстание б стихийным, никто его не готовил. Не б ни центра, ни программы. Перевес б на стороне бурж, за ней стояли финанс арист-я, сред слои, мелкая бурж, армия, интеллиг-я, кр-во. 26 июня бои прекрат/сь. Учр собр-е возобновило обсужд-е нов К-ции. К-ция 1848 г. объявл Фр респ-й, девизом кот служ/ семья, труд, собст-ть и общ-ый порядок. К-ция оставила неприкосн-ми всю старую орг-цию упр-ия, муниципалитеты, суд и армию. Самым сущ-енным из новшеств б уз-нение всеобщ мужского избират П, провозглаш-го февр рев-ей 1848 г. Отменить его Учр собр-е не реш-сь. Но б введен срок оседлости 6 мес. Изд-е з-в б поруч Нац-му собр-ю, исп вл-ть - през-ту респ-ки. Пред-сь всеобщее голос-е. От през-та завис орг м/с-я, ему п/чинялись ВС, П помил-я. Бурж-я, страшась огранич-я св вл-ти со стор през-та, пост-ла, что всякая попытка през-та распустить Собр-е есть гос измена, судьям верх суда предпиыс-сь в этом случ собраться д/ суда н/ през-м.
25. Гос перев Наполеон. Конст 1852 г. 2ая империя во Фр. В дек 1848 г. през-м Фр б избран Луи Наполеон. Кр-не связ-ли с его именем возрожд-е величия страны, отмену налогов и уничтож-е респ-ки. Крупная бурж-я приветст-ла Нап-на как переходную ступень к мон-и. През-т респ-ки д б ожидать истечения 4-лет срока, после чего его пр-е зак-сь. Луи решил не допустить эт. Он готовил ниспровержение респ-ки. През-т приближ к себе соратников и устранял VSников. Особенные ус/я б приложены, чтобы привлечь к заговору армейск части. Спец отряд полиц-х получил приказ об аресте 78 чел-к, среди к-рых б 16 лидеров оппозиц в Нац собр-и. Заговорщ заняли Бурбонский дворец, на улицу б вывед войска. Захват дворца обошелся б/ кровопролития. Утром 2 дек 1851 г. спец прокламация оповестила Париж, что именем фр-го народа през-т респ-ки распускает Нац собр-е. Б провозг-но след-щее гос устр-во: през-т избир-ся на 10 лет, гос совет разраб-т з-нопр-ты, мин-ва смещ-ся и назнач-ся по воле през-та. Т. о. декретировалась воля 1 лица. Начало нов респ-ки б ознам-но кровопролитием. Войска обруш/сь на парижан. Защитники респ-ки б расстр-ны. В янв 1852 г. пол-ла утвержд-е нов К-ция. В центре вс с-мы Пления нах-ся през-т. Вл-ть его кас-сь как зак-ва, так и упр-ия. Он назнач и смещал мин-ров. Суд отПлялся его именем, в его вл-ти наход/сь армия и полиция. Он объявлял осадное положение, издавал декреты и утвержд з-ны. Плебисцит закрепл-й К-цией реальной силы не имел. В 1852 Наполеон устраняет VSоречие между титулом и вл-ю. Сначала сенат, а затем и плебисцит провозглаш его имп-ром Фр п/ именем Наполеона 3. Реал вл-ть оказ в руках финанс и промышл буржуазии. Вторая империя родилась в момент, когда напуганная дем-ми реф-ми буржуазия б настроена контррев-онно. Пример эт мож служить декрет 1852 г., лишивш прессу гарант независ-ти. 2 имп-я просущ-ла до 1870 г. Первые же сражения франко-прусской войны обнаруж/ разложение пр-ва и армии Фр. Наконец, п/ Седаном прусско-герм войска застав/ капитулир-ть фр-ую армию. В Париже народ ворвался в зак-е собр-е, б упразднена империя и восст-на 3 респ-ка - 4 сент 1870.
26. Гос строй и зак-во Парижск К. 18 марта 1871 г. пролетариат Парижа восстал после шестимес осады города прусск войсками, измученный голодом и б/работицей. Организ-й в Нац-ую гвардию пролетариат провозглас Коммуну. Вр-я вл-ть оказ-сь в руках Центр комитета Нац-ой гвардии. Дем-ки избр-й, социалист-ий по св убеждениям, ЦК объявил о переходе пр-ной вл-ти в руки рабочих. Пр-во Тьера бежало в Версаль. Две силы: пролетарский Париж и бурж Фр-я оказ-сь в сост гр-й войны. Коммуна ликвидир пост-ую армию, распустила старую полицию. Не стало буржуаз суда, церковь б отделена от г-ва. Бурж-е чин-во б сметено указом о выборности долж-х лиц. Выборы в Совет коммуны производ/сь по гор-м округам, на основе всеобщ избир-го Па и при свободе мнений. Не < 1/2 деп-в сост-ли рабочие. Ни 1 партии, ни тверд бол-ва в Сов Ком не созд-сь. Руководящ роль играли бланкисты. Раздел-я вл-тей не сущ-ло. Исполн-е з-в совет поручил 10 комиссиям, 9 из кот имели опред-ю компет-ю: финанс-ю, просвещ-я юстиции, внеш сношений, труда и обмена, обороны, обш-ой б/оп-ти. Роль координирующ центра играла особ Исполнит-я комиссия, составл-я из делегатов всех остальных комиссий. Утвержд принцип: обсуждать коллег-но, отвечать одному. В соот с этим во главе комиссий б поставлен делегат коммуны, н/ел-й шир полн-ми. Состоявш при нем комиссии приобрели знач совещат-х коллегий. Комиссии в св очередь опир-сь на профсоюзы и др рабоч орг-ции. Б приняты меры VS бюрократизма. Одним из декретов предпис-сь, чтобы з/п чин-в не превыш заработка рабочего. Выборн-ть, п/отчетность и сменяем-ть стали принципами гос орг-ции. Коммуна разработала план гос переустр-ва Фр. Он б назван Декл-цией к фр-ому народу (19 апреля). Фр д б стать респ-кой, объединяющ своб-е коммуны, организ-е по типу Парижской. Города и дер-ни д б обладать полнотой самоупр-ия, огранич-й т интересами страны. Коммуны д б заботиться о своб собр-й и печати. Каждой коммуне предоставл-сь П иметь собст-ую воор силу в лице нац гвардии. Коммуны объед-сь в гл-ом городе округа. Окружн собр-я посылали деп-в в Нац делегацию, заседающ в Париже. Пока шли бои коммуна отдав предпочтен центр-ции вл-ти. Декретом от 16 апр коммуна пост-ла, что комиссия труда и обмена в сотруднич-ве с делегатами от разл отраслей пром-ти д опред-ть способ передачи покинутых капит-ми предпр-й в руки кооперат-х рабочих об-в. Уставом Луврских мастерских, ввод-ся рабочий контроль н/ произв-м. Конец Комм: обладая перевесом сил, версальское пр-во овладело Парижем. Фр-я не п/держ Париж. Нах-сь меж 2 арм-ми, фр и нем-й, комм б обреч на гибель. 27. Гос строй и пол режим 3 респ-ки. Конст-ые з-ны 1875 г. Отдав Германии Эльзас и Лотарингию, обязавш 5-млд контрибуцией нац собр-е Фр приобрело мир. После того гл-ой задач собр-я стала выработка К-ции. На это ушло 4 г. Больш часть деп-в желала восст-ения мон-и. Но они опасались реакции рабочих. Б 3 претенд-та на вл-ть: легитимистский (старшая линия Бурбонов), орлеанистский (потомок Луи Ф/ппа), и бонапартистский. 29 янв 1875 г. собр-е не приняло К-ную поПку, кот провозглаш респ-ку, но оставл место д/ мон-го переворота. К-ция1875 г. замышлялась как врем-я. Х-р К-ции опред-ся теми изм-ми, кот произошли в эк-й и соц-й ж страны. Это заверш-е перехода к крупной машинной пром-ти. Усл-я в кот нах-ся пролетариат оказались > / < устойч-ми. К-ция оставл-т б/ вним-я ф-ние пр-ва, полож-е судей. Избр-е през-та производ-сь абс-ным бол-вом нац-го собр-я, он мог б переизбран на новый срок. К-ция н/еляла его Пм личного команд-я армией, Пм роспуска палат в любое время, он имел П помил-я и освоб-я из тюрьмы любого из св единомышл-в. Их 300 сенаторов 225 выбир-ся на 9 лет, 75 назнач-ся пожизн-но. Выборы поруч-сь особым коллегиям, члены кот б деревенск мэры-кулаки. Нижняя палата избир-сь всеобщ мужским голос-м. В 1884 респ-цы провели з-н, запрещ-й ставить вопр об измен-и респ-й ф-мы пр-я. На пост през-та нач выбир аутсайдеров. В итоге през-т б лишен возм-ти исполн по св воле любую из св прерогатив. Пр-во д б иметь согласие палаты деп-в. Роспуск палаты стал фактически невозможен. Командование армией отошло к пр-ву, военному мин-ву, ген штабу. Палата деп-в избир-сь по округам на основе мажорит с-мы относ-го бол-ва. Несмотря на пост-ую угрозу свержения кабинет мин-ров приобр все большую вл-ть. Касаясь пол режима н отмет двоякий процесс. Расширение свобод и одновр-о пост-ое тяготение к реакции, доходившее до открытого похода VS дем-и. 1881- уничтож-е огранич-я печати, 1881- уст-ние своб собр-й, 1884- своб ассоциаций. Но преоблад 2 тенденция. Поворот к реакции опред-ся в 1893-94, когда развернул шир-я антидем-я кампания. " Злодейский з-н" 1894 г. разреш прим-ть ссылку на каторгу всех зап/озренных в пропаганде анархизма.
28. Фр-ая колон-я имп-я. Фр-ая колон имп-я б созд-а в сравнит короткий срок - меж 1880 и 1918 гг. Терр-я имп-ии в момент ее наи> го расшир-я, после 1МВ, составила около 12 млн. кв. мкм., а население- > 60 млн. чел-к. Начало фр-м колон-м захватам б полож в 16 в. Ее конкур-ми б Испания и Португалия. В нач 17 в Франции удается обоснов-ся в Кан/е. Вслед за этим она захват-т о-ва у бер-в Америки, среди них Мартинику, Гваделупу, часть Гаити. Фр-зы дел-т поп-ку закрепиться в Африке и Мадагаскаре, пробив-ся в Индию. После 7-лет войны Кан/а, Индия и др терр-и б потеряны. В 1830 Фр нач-т завоев-е Алжира. Воина зан 20 лет. В 50-60 гг. 19 в Фр-я пробивает путь в Индо-Китай, захват-т Камбоджу, расшир-т влад-я в Сенегале, покоряет Мавританию, утвержд-ся на бер-х Тихого океана. Крайний размах колон-я пол-ка приобрет во Фр с 1881 г, когда назрела потребн-ть в вывозе кап-а из страны. В1881г. Фр армия вторгается в Тунис. В рез-те продвиж-я созд-ся огр-я терр-я: Сенегал, Гвинея, Судан, Мавритания, Нигер, Алжир, Тунис, Марокко. Продвиж-е сопровожд-ся уничтож-м враждебн племен, оттесн-м коренных жителей, уст-м полного контроля фр-ой адм-ции. Слабость промышл кап-а во Фр служила помехой уст-нию тесного эк-го контакта с колон-ми. Фр-я отвела колон-м роль сырьевой базы д/ св пр-ти. Осн-я масса колоний б п/елена на 4 генерал-губерн-ства: Фр зап Африки, фр экваториальной Африки, Мадагаскара, Индо-Китая. Самым богатым счит-ся Индо-Китай. Его п/ел/ на неск частей. В особ полож-е б поставл Алжир, он нах-ся в вед-и МВД, пр-ные акты, кас-ся Алжира, имели п/пись през-та респ-ки. Страна дел на 3 департ-та. Гр-е упр-ие департ-ми возглавл-сь префектами. Коренные Алжирцы счит-сь не гр-ми, а п/данными Фр-ции. Т в 1919г. з-н предоставил П гр-ва тем алжир-м, кот-е уч-ли в в-не, распол-ли зем-й собст-ю, читали и писали по фр-ки. В Тунисе и Марокко б сохранены местные мон-и. Но их вл-ть б номинальной и треб-ла визы фр-ого резидента.
29. Фр ГК 1804 г. Единый и стабильный ГК Напол-на. В его разраб-ке прин уч-е видные фр юристы (Порталис, Тронше, Мальвиль). ГК сыграл важную роль в разраб и утвержд-и мног принц-в нового гр П. К отлич стройностью излож-я, четкостью трактовки осн-х пон-й и институтов ГП. Он сост из вводного титула и 3-х книг. Его структ отразила схему постр-я институций РП: лица, вещи, насл-е и обяз-ва. 1-ая книга " О лицах": всякий француз польз-ся ГПм. ГП, пред-е К, не распростр-сь лишь на иностр-в. В ГК отсутст-ло пон-е юр лица. В нач 19 в кап-зм еще не вышел за рамки индивидуалистич предст-й и любой гр-н выст-л в имущ обороте самост-но. ГК устан-л ряд огранич-й в ГПх д/ женщин. Закрепл-сь осн принц сем-го Па. Мужч занимал в семье госп/ствующ полож-е, имел П опред-ть место жит-ва д/ семьи, жена б обязана след-ть за св мужем. В ГК б ст-и, кас-ся развода по прич неверности 1 из супругов. Не=Пие женщ-ы тж проявл в ее имущ положении в семье, в отн-ии детей. К тж рег-т вопр вступл-я в брак, вопросы отцовства. 2 книга посвящ регламент-и вещных П. Центр место занял институт соб-ти: отказ от феод предст-й об условн-ти и родовом хар-ре вещных П. ГК трактует Па зем-го соб-ка. Соб-к з-ли стан-ся полным хоз-м всех прир богатств, обнаруж-х на его уч-ке. 3 кн уст-ла 3 спос приобр-я Па соб-ти: дарение, насл-е и в силу обяз-в. ГК п/твердил отмену феод принц наслед-я. Насл-ми стан-сь дети, нисходящие, восходящие, боковые родст-ки. Нез-нные дети м насл-ть т в случае з-нного признания. ГК расшир свободу завещ-й и дарений. Осн место зак-ль отводит обяз-м отн-м. Зак-ль закрепил рав-во сторон в дог-ре, его добровольности и неприложности. Согл-е сторон явл необх усл-ем действ-ти дог-ра. Зак-ль не уст-ал к-л усл-й, относ к содерж-ю дог-в. Неисполн-е обязат-ва должником приводит к возмещ-ю убытков. В ГК отсут полож-я, регламент-е отн-я меж хозяевами и рабочими. ГК п/держивал интересы хозяев. К юр-ки закреп в имущ обороте своб личности и предприн-й деят-ти, невмешат-во г-ва в дог-е отн-я.
30. Фр УПК 1808 г. УПК п/вел итоги послерев-онных преобраз-й в обл-ти У проц. УПК ввел во Фр т. н. смешанный процесс. В период расслед-я дела сохр-сь тайное и письм-е произ-во. Ведение следствия осущ особыми следств-ми судьями, полн-я кот б широки. Следств-й судья мог издать приказ о явке обвиняемого на следствие, о его принудит-м приводе / аресте. Он производил допрос обвин-го, свидет-й, совершал смотр на месте прест-я и др следст-е д-вия. Суд разбир-во строил на принц-х гласности, устности и состязат-ти. УПК предусм разгранич-е следствия и обвин-я. Обвинение на суде п/держивал прокурор. После прокурора слово имел адвокат. УПК п/твердил суд присяжных, введенный в гг. рев-и, кот вынос/ вердикт о виновности / невин-ти обвин-го простым бол-вом голосов. Председат-щий судья получил возм-ть давления на присяжных. Перед вынесением вердикта он обращ-ся к присяжным с речью, в кот резюмир-л дело, фиксир-л осн-е док-ва, формул-л вопросы, на кот д. б. дать ответ присяжные. Напутствие часто выливалось в обвинит-ю речь и б отменено в 1881 г.
31. УК Фр 1810 г. УК проводил идею рав-ва лиц перед УЗ, вводил ясные критерии прест-я, четко очерчивал круг нак-я. Структура УК им общ и особ части. УК п/черкивал, что прест-ми явл д-ния, кот запрещ з-м, что УЗ обратной силы не имеет. Не б разраб мног общие вопросы УП: не б опред-ны ф-мы вины, ничего не гов-сь о давности, о совокупн-ти прест-й, упом-сь покуш-е. УК ввел 3хчленную классифик-ю прест-й, кот в завис-ти от хар-ра нак-я дел/сь на 3 группы: прест-я, проступки и Пнар-я. В УК четко очерч-ся круг возможн-х уг санкций, закрепл-ся отказ от ряда жестоких нак-й. Но в нем восстан-сь пожизн каторга, см казнь с предворит-м отсече-м руки, депортация в колонии, гр-я деградация. Дополн наказ-я: клеймение. Исправ-е нак-я: тюремн закл-е, врем-ое лиш-е полит, гр-х, сем П, а тж штаф. УК особо защ-т собст-ть. Запрещ-т коалиции и стачки рабочих, вводит репрессию VS нищих и бродяг. УК на первое место выносит прест-я VS публ интересов. 32. Торг К Фр 1807 г. Дальн разв-е торг зак-ва. В 1807 г. после серии банкротств б принят спец ТК, дополн-ший ГК полож-ми о юр д-виях, соверш-х коммерсантами. Этот кодекс закрепил дуализм частн Па, т. е. его дел-е на гр и торг-е. Сост из 4 книг. В 1-ой содерж-сь общ полож-я, относ-ся к коммерсантам, торг-м книгам, товариществам, разделу имуществ, торг биржам. Коммерсант опред как лицо, кот соверш-т торговые акты в порядке осущ-я св обычных занятий. ТК предусм обязат введ-е торг-й отчетности. 2-ая книга б посвящ вопр межд морской торговли. 3-я книга рег-ла пор-к банкротства, 4-я б связ с торговой юрисдикцией, с особыми торг-ми судами и с проц-ми. В нем б внутр VSоречия и пробелы. В кодексе отсутст-ли полож-я, кас-ся банковских и страховых операций. Его текст начал перераб-ся буквально с мом-та принятия. В 19-20 вв. ТК п/вергся пересмотру. В1838 г. б принят спец з-н упорядоч-щий процедуру банкротства. В 1844 г. з-н об изобретениях и патентах на изобретения. В 1852-62 гг. з-ны о реорг-ции банковских учр-ний. З-н 1867 г. легализовал АО, кот созд-сь явочным путем. ТП получ наиб разв-е во 2-ой пол 20 в в связи с усложн-м мех-в Пвого рег-я хоз жизни. Многие изм-я в торг зак-ве Фр. в 20 в. вызваны присоединением к межд конвенциям. Особ влияние оказ. П европейских сооб-в. Разв-е торг Па Фр. осущ--сь путем исключ-я из кодекса ряда важн институтов. Т. о, разв-е Фр ТПа происх-ло путем изд-я больш кол-ва самост-ных хоз актов.
33. Пад-е " Свящ Римск имп герм-й нации" (СРИГН). Образ-е первых объед-й герм-х г-в: Рейнский союз 1806 г. СРИГН лишь ф-мально предст-ла соб ед-е г-во и скреплялась культ-м, язык-м ед-м ее народа. Во 2-й пол 18 в на ж империи все > е влиян оказ Пруссия, провод-я пол-ку просвящ абс-ма. Пад-е СРИГН стало прямым следст-м наполеон-х войн, в ходе кот б перекроена полит карта Европы. Дальнейший импульс пол-ло и разв-е Герм-и по кап-истич пути. В 1806 г. 16 ф-мально независ-х прирейнских г-в б объед-ны в Рейнский союз. Впосл-вии их число увелич-сь. Рейнс союз возник как союз мон-й, не лишенных суверенитета. Г-ва РС объяв/ о св выходе из СРИ, что и предопределило ее распад. В этих г-вах б отменены сосл-е привилегии, личная крепост завис-ть кр-н и реорганиз-на суд и Пвая с-ма, введ в дей-е ФГК 1804 г. После пораж-я Пруссии в в-не с Фр в 1807 г. процесс возражд-я нач-ся с серии буржуаз реф-м. Самой значит-й б отмена в 1807 г. личн завис-ти кр-н и введ-е своб-й купли-прод з-ль. В 1811 г. б издан указ об усл-ях выкупа кр-х платежей и повин-й. Двор-во пол-ло П зан-ся предприн-й деят-ю. Б введено новое налог облож-е, осущ-сь секуляризация церк земель, отменены цеховые огранич-я. Б проведены изм-я в гос апп-те: введ мин-ва, город самоупр-е, террит деление на провинции, проведена реорг-ция армии. В 1814 г. в Пруссии б введ всеобщ воин повинность. Пвой основ объед-я герм г-в стал Союзный акт 1815 г., принятый на Венском конгрессе державами-победительницами.
34. Рев-я 1848 г. в Герм. Конст-я Герм имп 1849 г. В сер 19 в заверш промышл-й перев-т, кот нач-ся до рев-и в усл-х полит раздробл-ти при сохр-нии феод уклада в значит части нем деревни. Достиж-е гос ед-ва Герм стало 1 из важн-х задач буржуазно-дем рев-и 1848 г. В переменах б заинтерес-но п/авляющее бол-во народа. Буржуазия отстаив идею созд-ия федер-ой К-ной мон-и с либеральн режимом п/ эгидой 1 из герм г-в. Мелкобуржуазная дем-я треб-ла неогранич свободы ассоциаций, воор народа, полн своб слова и печати, уничтож-я всех привилегий двор-ва. Апогеем герм рев-и стала мартовское массовое восст-е в Берлине в 1848. Король, стремясь погасить рев-ю, п/писал в марте 1848 г. серию указов, идущих навстречу ее дем-м треб-м. В апреле 1848 г. собр-е предст-й местных ландтагов выступило с иниц-й созыва общегерм-го парл-та во Франкфурте-на-Майне. Собр-е сост, гл обр, из предст-й мелкобурж дем-и, бол-во кот в кач-ве св гл-х задач считало принятие К-ции, объединенной на федер основе Герм-и. К-я б опубл в 1849. Гл-м достоинст-м яв-сь разработка Пвых основ модели фед-го г-ва объед-ной Герм-и. В Герм федерацию дб входить г-ва герм союза. Sты фед-ции дб сохр-ть св независ-ть. К-я перечис-т полн-я общеимперских орг-в. Перед имперскими вл-ми б пост-на задача созд-ия единой дипломат-й службы и проведения единой внеш пол-ки. Т имперская вл-ть м заключ междунар дог-ры. Империи прин/лежало П в и мира, распоряж-е ВС объед-ной Герм-и, издания з-в, кас-ся воен орг-ции, назнач-е высшего имперского команд-я, искл П на содерж-е военно-морск флота. К-я закрепл-а основы созд-я единого эк-кого пространства. Т имперская вл-ть м изд-ть з-ны, кас-ся таможенного, почтово-телеграфн дела, осущ-ния н/зора за монетным делом, регул-е банковского дела и ден эмиссии. К-я вместе с введ-м единого гр-ва предусм-ла необх-ть созд-я единого Пго простр-ва, закрепив П и обяз-ть империи изд-ть общие уложения Па. Уст-ся приоритет имперских з-в н/ местными. Во главе империи дб встать 1 из крупных царствующ монархов. Имп-р дб осущ-ть св вл-ть через назнач-х им мин-ров, кот прин-ли всю отв-ть перед Рейхстагом за его д-вия путем контрасигнации его распоряж-й. Предполаг-сь созд-е ответств-го пр-ва. За главой империи закрепл-сь П зак-й иниц-вы, П созыва и роспуска народной палаты, публикация имперских з-в. Издание, отмена, изм-е треб-ли пост-я Рейстага. Любой з-н дб б принят обеими пал-ми Рейхстага, палатой гос-в и палатой народов и утвержден пр-м. Герм К-я закрепл шир перечень осн-х П герм народа (рав-во перед з-м и судом).
36. Прусская К-ция 1850 г. В К-ции деклар-ся Па и своб, перечень кот б шире, чем в прежних К-циях: рав-во перед з-м, уничтож-е сосл-х привил-й, доступность всех общ-ых долж-й, личная своб, неприкосн-ть личной собст-ти, ж/ща, своб слова, запрещ-е цензуры, своб собр-й, союзов. Регламентация этих П дб б осущ-на текущим зак-вом, кот так и осталось неразработ-м. Значит место в К б уделено разв-ю школьн образ-я: провозглаш-сь своб преп/авания, бесплатн обуч-е в публичн нач-х школах, предоставл-сь П учреждать частные школы. Вместе с тем К предпис строгий гос н/зор за школами с целью пресеч-я всякого вольнодумства. Учителя публ школ н/елялись Пами и обяз-ми гос чин-в. Армии в К удел-сь особ вним-е. Высшее команд-е прин/леж королю. Закрепл-сь всеобщ воинская повин-ть, П короля в случае войны соз-ть нар ополч-е, использ-ть армию д/ п/авл-я внутр беспор-в, изд-ть пост-я о воин дисциплине. Личность короля провозгл-сь неприкосн-й. В его руках сосредотач-сь команд-е армией, назнач-е пр-ва, прежде всего мин-ра-през-та, всех долж-х лиц, П объявл в и мир, заключ дог-ры. Предусматр-сь П короля на изд-е особых распор-й, когда эт треб-ло сохр-е общ-ой б/оп-ти, устран-е бедствий. Королю вверялся контроль н/ двухпал-м ландтагом, в т. ч. П его досрочного роспуска. Зак вл-ть парализовалась абс-ным вето короля. К предост-ла королю зак-ю иниц-ву. Мин-ры б п/отчетны т королю. К-ия Пруссии ф-мально пред-ла строгую финансово-налоговую дисциплину, треб-ла ежегодного утвержд-я з-на о бюджете, взимания налогов, п/атей, займов т на осн-и з-на, отчета П-ва по использ-ю бюджетных ср-в, уничтож-е всех привилегий в области нал-в. Ф-мир-ние нижней палаты ландтага. Все избиратели нижней палаты дел/сь на 3 курии ( верхн палата ф-мир-лась королем ) по размерам выплач-х налогов. Это позволяло имущим лицам избирать такое же кол-во выборщиков, как и 70 избирателей 3-ей курии. К не пред-ла иных гарантий ее соблюдения, кроме принес-я членами обеих палат и гос чин-ми присяги верности, повинов-я королю и К-ции. Ни король, ни армия не присягали в соблюдении К. К. по св содерж-ю ост-сь К абс мон-и, способной удерживать двор-во с опорой на буржуазию и наоборот.
|
|||
|