![]()
|
|||||||
2ой семестр 3 страница
35. Основные черты П Фр феод-й раздрабл-ти. Кутюмное П. Роль РП на юге страны. В истории фр П нашли наи> полное отражение типические черты средневек-го П Зап Евр. Важнейшим ист-м П, придавший ему особую пестроту, б обычай. К 10в. во Фр практич прекрат действовать Салич правда и др варварские обычаи. На смену им в условиях феод-й раздробленн-ти пришли терр-е Пвые обычаи (кутюмы) отдельных регионов. Особенно велика б роль кутюмов в сев-й Фр-и, кот даже называли в связи с этим " страной обычного П", " страной неписаного права". Сила и авторитет обычного П определялись тем, что оно отражало реальные потреб-ти терр-х коллективов феод-го общ-ва, не зависело всецело от произвола гос власти. Поэтому и соблюдение кутюмов в большинстве случаев было добровольным. Для признания обычаев в судах было необходимо, чтобы они были известны по крайней мере 40 лет. Начиная с XII в. отдельные кутюмы стали записываться, а к середине XIII в. в Нормандии был составлен сравнительно полный сборник обычного П - Большой кутюм Нормандии, кот использ-ся в суд-й практике. Наи> известным и популярным в среднев-й Фр-и стал сборник обычаев — Кутюмы Бовези (около 1283 года). Сборник хотя и не давал системного и цельного изложения Пго материала, описывал большое кол-во кутюмов по разл-м вопросам П (организация суда и процесс, Пвой статус разных категорий лиц, юр режим земельных владений и т. д. ). Создавались и др кутюмы. Поскольку частные сборники обычного права не отличали полнотой, проблема доказывания кутюмов в судах оставалась сложной. В 1454 году Карл VII предписал свести в единые сборники кутюмыи направить для обобщения в Парижский парламент. В соответствии с этим предписанием были составлены, а в XVI в. отредактированы 60 сборников " больших" кутюмов и около 200 сборников " малых" кутюмов (они становились определ-ми, стабильными, неизмен-ми). Но они формально не рассматривались как закон. На Юге Фр-и постепенно важнейшим ист-м П становилось РП, кот имело здесь достаточно глубокие историч-е корни. Французские юристы развернули свою деят-ть еще до создания знаменитой итальянской школы глоссаторов. Но настоящий ренессанс РП во Фр-и начин-ся с XIII в. на Юге страны, что было связано с активной деят-ю школы глоссаторов, открывших дорогу для юстинианового РП. Возрожденное т. о. и объясненное глоссаторами РП выступало во Фр-и как " П ученых", оно оставалось далеким от практики корол-х судов. Признав доктринальное значение римского нрава, французские короли ограничивали его практическое применение. Постепенно на Юге местные Пвые обычаи приходили в упадок, а РП признавалось в качестве общего права и проникало в судебную практику. В XIV—XV вв. в парламенте большим авторитетом пользовались постглоссаторы (бартолисты). Фр-ие бартолисты адаптировали РП к условиям средневекового общ-ва, т. е. к потребностям суд-й практики. В XVI в. во Фр-и сложилась и своя школа РП получившая название школы гуманистов (необходимо устанавливать подлинный смысл оригинальных текстов РП и соотносить их с истор-ми условиями, в кот они создавались). К числу важных источников права, действов-х в =ой мере на терр-и всей страны, относились нормы канонического права. Нормы канон-го П, принятые церковью уже после утвержд-я свода канон-го законодат-ва (1582 год), требовали спец-й корол-й санкции. Фактически корол-е суды стали принимать во внимание лишь те акты церковных соборов и римских пап, кот сопровожд-сь спец-ми корол-ми грамотами. Большое значение во Фр-и в период средневековья имело и городское право, кот рассм-сь как своего рода обычное П. По мере усиления королевской власти все более важное место среди других источников права занимают законодательные акты королей: установления, ордонансы, эдикты, приказы, декларации. Начиная с Филиппа Красивого (конец XIII — начало XIV в. ) королевские акты чаще всего стали именоваться ордонансами. В качестве дополнительного и сравнительно менее значимого Источника французского средневекового права выступала судебная практика парламентов, особенно Парижского парламента.
36. Возн-е Ген штатов в 1302г. Сословно-представ-я мон-я. Великий мартовский ордонанс 1357г. В нXIV в. во Фр-и на смену сеньор-ой мон-и приходит новая форма феод-го г-ва - сословно-предст-я мон-я. Становл-е сословно-предст-й мон-и связано с прогрессивным для данного периода процессом пол-ой центр-и, дальнейшим возвыш-м корол-й вл-ти, ликвидацией самовл-я отд-х феодалов. Сеньор-ая власть феодалов по существу утратила свой самост-й пол-й хар-р. Короли лишили их права собирать налоги на пол-е цели. Людовик XI отнял у феодалов П чеканить монету. В XV в. в обращении во Фр-и б лишь единая корол-я монета. Короли лишали феодалов и их традиционной привилегии — вести частные войны. Постепенно огранич-сь сеньор-ая юрисдикция. На пути фр-х королей, стремившихся к объедин-ю страны и к усилению личной власти б еще 1 серьезное пол-е препятствие — римско-католич-я церковь. Корол-я власть избегала открытой конфронтации. Король Филипп Красивый бросил вызов римскому папе Бонифацию VIII. В качестве ответной меры папа издал в 1301г. буллу, в кот грозил королю отлучением от церкви. Этот конфликт закончился победой корол-й вл-ти и переносом под давлением фр-х королей резиденции римских пап в г. Авиньон (1309—1377 гг. ). Большую роль в юр-м обосновании этого процесса сыграли легисты, кот говорили: " Король получил королевство ни от кого другого, кроме как от себя, и с помощью своей шпаги". Был выдвинут также тезис: " всякое правосудие проистекает от короля", в соотв-и с кот король получил П рассм-ть любое суд дело сам/ делегир-ть это П своим слугам. Ген штаты. Возник-е Ген штатов положило начало изменению формы г-ва во Фр-и - превращ-ю его в сословно-предст-ю мон-ю. Созыв Ген штатов королем Филиппом IV Красивым в 1302 г. имел под собой вполне конкретные истор-е причины: неудачная война во Фландрии, серьезные эк-е трудности, спор короля с римским папой. Но создание общенац-го сословно-предст-го учрежд-я б закономер-ю в развитии монарх -го г-ва во Фр-и. Периодичность созыва Ген штатов не была установ-на. Высшее духовенство (архиепископы, епископы), а т/ж круп светские феодалы приглаш-сь лично. Ген штаты первых созывов не имели выборных предст-лей от дворянства. Примерно 1/7 часть Ген штатов сост-ли юристы. Ген штаты всегда б органом, представл-м имущие слои фр-го общ-ва. Вопросы, вынос-е на рассм-е Ген штатов, и продолж-тьих заседаний т/ж опред-сь королем. Король запрашивал мнение Ген штатов по ряду законопр-в, хотя их согласия на прин-е корол-х з-в не требовалось. Чаще всего причиной созыва Ген штатов б нужда короля в деньгах, и он обращ-ся к сословиям с просьбой о финансовой помощи/разрешении на очередной налог, кот мог собираться только в пределах 1 года. Ген штаты им П вносить предложения, критиковать деят-ть корол-й адм-ции. Наиболее острый конфликт Ген штатов с корол-й вл-ю произошел в 1357 году в момент восстания горожан в Париже и пленения фр-го короля Иоанна англич-ми. Ген штаты, в работе кот приняли участие гл-м обр-м предст-ли 3го сословия, выдвинули программу реформ, получившую название Великий мартовский ордонанс. Взамен предоставления королевской власти субсидий они потребовали, чтобы сбор и расходование денежных средств производились самими Ген штатами, кот дб собираться 3 раза в год, и без созыва их королем. Были избраны " ген-ые реформаторы", кот надел-сь полном-ми контролировать деят-ть корол-й адм-ции, увольнять отдел-х чиновников и наказ-ть их, вплоть до примен-я см казни. Однако попытка Ген штатов закрепить за собой постоянные финансовые, контрол-е и даже законод-е полномочия не имела успеха. После подавления в 1358 году Парижского восстания корол-я вл-ть отвергла требования, содерж-ся в Великом мартовском ордонансе. В Ген штатах каждое сословие собиралось и обсуждало вопросы отдельно. Только в 1468 и 1484 гг. все три сословия проводили свои заседания совместно.
37. Французская абсол-я мон-я и ее особ-ти. Органы гос вл-ти в центре и на местах. Реформы Решелье. Неизбежным результ-м формир-я капитал-го уклада и нач-ся разложения феодализма б становление абс-зма. В абс-зме б заинтер-ны дворятство, духовенство и крепнущая буржуазия, кот не м еще претендовать на пол-ю вл-ть, но нуждалась в корол-й защите от феодальной вольницы, вновь всколыхнувшейся в XVI в. в связи с реформацией и религ-ми войнами. Устан-е мира, справедл-ти и общ-го порядка б заветной мечтой основной массы фр-го крест-ва, связыв-го свои надежды на лучшее будущее с сильной и милосердной корол-й вл-ю. Получившая широкую общ-ю поддержку и опирающаяся на возросшую гос-ю мощь корол-я вл-ть приобрела в условиях перехода к абс-зму большой пол-й вес и даже относит-ю самостоят-ть по отнош-ю к породившему ее общ-ву. Становл-е абс-зма в XVI в. имело прогресс-й хар-р, т. к. корол-я вл-ть способств-ла заверш-ю терр-го объед-я Фр-и, формир-ю ед-й Фр-й нации, более быстрому развитию промышл-ти и торговли, рационализации системы адм-го управл-я. Однако по мере усиливающ-ся упадка феод-го строя в 17-18 вв. абс-я мон-я все более возвышаясь над общ-вом вступает сним в неразреш-е противор-я Верховная пол-я вл-ть при абс-й мон-и всецело переходит к королю и не делится им с какими-то гос органами. Уже в 16 в. Ген штаты практически перестают функц-ть. В 1614 году они были созваны в последний раз, вскоре были распущены и уже не собирались до 1709 года. Изменилось и общее представление о вл-ти короля. В 1614г. по предложению Ген штатов фр-я мон-я б объявлена божеств-й, а власть короля стала рассматриваться как священная (Людовик XIV: " Государство — это я! " ). Юридически король признавался источником любой власти, которая не подлежала какому-либо контролю. Это, в частности, привело к закреплению полной свободы короля в сфере законод-ва. Король принимал важнейшие внешнепол-е решения, определял эк-ю пол-ку г-ва, устанавл-л налоги, выступал высшим распоряд-м гос-х средств. От его имени осущ-сь суд вл-ть. Аппарат управл-я. Гос органы при абсолютизме разрослись и усложнились. В XVI в. появляются должности гос секретарей, один из кот в случаях, когда король был несовершеннолетним, выполнял фактически функции 1го министра. Формально такая должность отсутствовала, но Ришелье, например, совмещал в одном лице 32 государственных поста и титула. В к16 в. к возраст-т роль гос секретарей, кот поручаются определ-е сферы управл-я (иностр дела, военные дела, морские дела и колонии, внутр дела). При Решелье гос секретари играли чисто вспомог-ю роль. Большую роль в центральном управлении играл сначала суперинтендант финансов (при Людовике XIV был заменен Советом по делам финансов), а затем Генеральный контролер финансов (составлял гос бюджет и всей эк-й Фр-и, но практ-и контрол-л деят-ть адм-ции, организ-л работы по составл-ю корол-х з-в). Для обсуждения внешнепол-х дел созыв-ся Верхний совет, куда обычно приглаш-сь гос секретари по иностр-м и военным делам, несколько гос советников. Совет депеш обсуждал вопросы внутр-го управл-я. Совет по вопросам финансов разраба-л финанс-ю пол-ку, изыск-л новые источ-и поступл-я средств в гос казну. Управление на местах отличалось особой сложностью и запутанностью. Появились многоч-е специализир-е службы на местах: суд управл-е, финанс-е управл-е, надзор за дорогами и т. д. Терр-е границы этих служб иих функции не б точно определены, что порождало многоч-е жалобы и споры. В начале XVI в. в качестве органа, проводившего политику центра на местах, были губернаторы. Начиная с 1535г. короли посылают туда комиссаров, кот вскоре станов-ся постоян-ми должн-ми лицами, инспектир-ми суд, адм-ю городов, финансы. Они дейст-ли уже как настоящие администр-ры. Их власть стала приобретать авторитарный характер. Решелье (1612-1640гг. ): 1)запрещ-е дуэлей, 2)огранич-е П сосл-й, 3)админ-е реф-мы, 4)военн реф-мы.
38. Англосаксонская раннефеод-я монархия. Норм-е завоевание. Формир-е феод-го общ-ва у герман-х племен в Британии происх-ло медленно, что в определенной степени связано с консервацией племенных обычаев англосаксов на острове и стойким влиянием скандинав-х традиций. В правдах VI—VII вв. среди населения выделяются родоплеменная знать (эрлы), свободные общинники (кэрлы), полусвоб-е (лэты) и домашние слуги-рабы. В Х в. всем, не способным отвечать за себя в суде, было предписано найти себе глафорда (принудит-я коммендация). Любой человек, прежде чем обращ-ся за правосудием к королю, дб обратиться к своему глафорду. Из обедневших кэрлов образовались многоч-е категории завис-го крест-ва - как с фиксированными повинностями, так и без них. После смерти крест-на глафорд получал все его имущ-во. Значит-е распростр-е по-прежнему имел рабский труд завоев-го населения. В целом к моменту нормандского завоевания процессы феод-ции англосакс-го общ-ва, оформление феод-го землевлад-я, вассально-ленной иерархии б еще далеко не завершены. Существ-а значит-ая прослойка свободного крестьянства, особенно на востоке страны. Несмотря на возвышение и укрепление корол-й вл-ти в англосакс-й период, сохраняются отнош-е к королю как к военному предводителю и принцип выборов при замещении престола. Постепенно монарх утвердил свое П верховной собств-ти на землю, монопольное П на чеканку монеты, пошлины, на получ-е натуральных поставок со всего свободного населения, на военную службу со стороны свободных. Высший гос орган в англосакс-ю эпоху - витанагемот - совет витанов, " мудрых". Все важные гос дела решались " по совету и с согласия" этого собрания. Его основ функции — избрание королей и высший суд. Местное управл-е в Ан-и в значительной мере основ-сь на принципах самоупр-я. Нормандское завоев-е Ан-ии повлекло за собой углубл-е феодал-ции анг-го общ-ва. Основой феод-го хоз-ва а нормандской Ан-ии стал манор – совок-ть зем владений отдел-го феодала. Вельгельм Завоеватель проводил пол-ку способ-ую централ-ции г-ва и укреплению основ корол-й вл-ти. Значит-я часть конфиск-й у англосак-й знвти земли вошла в состав королевского домена, а остальная распред-ся между нормандскими и англос-ми феодалами. Завоеватели принесли с собой строгое «лесное П», давшее возможность объявить корол-ми заповед-ми знач-е лесные массивы. Король объявил себя вкрховным соб-ком всей земли. Феодалы всех рангов давали присягу верности королю и станов-сь его вассалами. Принцип «вассал моего вассало – не мой вассал» в Англии не утверд-ся. Все феод-лы раздел-сь на 2 основ-е категории: непосредств-х вассалов короны (графы, бороны) и подвассалов (мелкие и средние землевла-цы). Сложился принцип верхов-ва корол-го правосуд-я по отнош-ю к судам феодалов всех рангов. В1086г. была проведена перепись населения и составлена «Книга страшного суда». По данным переписи, большая часть крестьян б закрепощена, но еще сохранилась прослойка свободного крестьянства. Относит-е ед-во г-ва, связи с Нормандией и Францией способствовали развитию торговли. В условиях усиления центральной власти англ-е города не получили такой автономии, как на юге континента/в Германии, и вынуждены б покупать корол-е хартии, в кот сод-сь некоторые торговые привилегии.
39. Реформы Генриха 2го Платагенства а Англии. Мероприятия нормандских королей способст-ли госу-й центр-ции и сохранению гос единства, несмотря на углубляющуюся феодал-цию общ-ва. Однако до конца XII в. централ-ция обеспеч-ась в основном за счет сеньор-ых, частных прав англо-нормандских королей и зависела от ихспособ-ти выступать авторитетным главой феодально-иерархической системы и местной церкви. В XI—XII вв. не прекращ-сь мятежи баронов, обвиняющих корону в злоупотр-х св сеньор-ми Пми. С момента норманд-го завоев-я и в теч-е всего XII в. короли вынуждены б постоянно подтверждать свою приверженность исконным обычаям и вольностям англосаксов, а баронам и церкви даровать " хартии вольностей". Эти хартии содержали положения о мире, об искоренении " дурных" и поддержке старинных, " справедливых обычаев, об обязат-х короны соблюдать привилегии и вольности феодалов, церкви и городов. До второй половины XII в. центр управл-я — корол-й двор (курия, собрание непосред-х вассалов и приближ-х короля). Во время отсутствия короля Англией факт-ки правил главный юстициарий — духовное лицо, знаток канонического и римского права. Центр-я вл-ть была представ-а на местах " разъездными" посланцами, кот нередко выход из-под контроля центра. Реформы Генриха II (1154—1189), кот способ-ли созданию общегос-й бюрократ-й сис-мы управл-я и суда, не связанных с сеньор-ми Пми короны, можно условно свести к 3м главным направл-м: 1) приведение в систему и придание более четкой структуры корол-й юстиции (усовершен-е форм процесса, создание конкурирующей с традиц-ми и средневековыми судами системы корол-го разъездного Псудия и постоянно действующих центр-х судов); 2) реформир-е армии на основе сочетания принципов ополченческой системы и наемничества; 3) установл-е новых видов налогового обложения населения. В суд разбир-ве участв-ли присяжных —12 полноправных граждан сотни, кот давали присягу в качестве свид-й/обвинит-й. Что же касается Пнаруш-й, то даже виллан мог обрат-ся в корол-й суд с уг-м иском. Шерифы могли, не считаясь с Пми феодалов, вступать в их владения с целью поимки преступ-в и проверки соблюд-я круговой поруки. В связи с введением усоверш-х суд-х процедур с сер. 12в. происх-т упоряд-е структуры и компетенции высшего органа центр-го управл-я — корол-й курии. В процессе спец-ции ф-ии и выдел-я в составе курии ряда отдел-х ведомств окончательно сформир-сь канцелярия во главе с канцлером, центр-й (" личный" ) суд короля и казначейство. Корол-я вл-ть сохраняла контроль над церковью. Нормандские короли сами назначали епископов, издавали церк-е постан-я для Англии и Нормандии, получали доходы с вакантных епископств. Генрих II, пытаясь усилить влияние короны на местную церковь, издал в 1164 году Кларендонские К-ции. По ним король признавался верх-м судьей по делам, рассм-ым церк-ми судами. После нормандского завоевания структура местного управления не изменилась. Сохран-сь дел-е страны на сотни (бейлифы) и графства (шерифы). Военная реформа Генриха II состояла в распр-ии воинской повинности на все свободное население страны: любой свободный — феодал, крест-н, город-й житель — дб иметь вооружение, соотв-е его имущ-му полож-ю. Военные и финансовые реформы Генриха II позволили резко увеличить числ-ть преданных королю войск и подорвать руководство войском со стороны крупн-х феодалов, а также получить средства на содерж-е професс-го чиновнич-ва. Кроме того, очень доходной статьей бюджета оставалось осущ-е Псудия.
40. Великая Хартия Вольностей 1215г. Образ-е феод-го парламента (1265г. ). К н13в. в Англии складыв-ся объективные предпосылки для перехода к новой форме феод-го г-ва — мон-и с сословным представ-вом. Но укрепившая свои позиции корол-я вл-ть не прояв-ла готовности привлекать к решению вопросов гос-й ж представ-й господ-х сословий. Возникали острые соц-пол-е конфликты, кот приняли форму движ-я за ограничение злоупот-й центр-й вл-ти. Основными вехами этой борьбы б конфликт 1215г., законч-ся принят-м Вел-й хар вольн-й, и гражд-я война 1258-67гг., кот привела к возникн-ю парламента. Вел хар вольн-й б принята в рез-те выступ-я баронов при участии рыцарства и горожан против короля Иоанна Безземельного. Официально в Англии этот документ счит-ся 1ым К-ым актом. Больш-во ст-й Хартии касается вассалыю-ленных отношений короля и баронов и стремится ограничить произвол короля в испол-ии его сеньор-х П, связанных с земел-ми влад-ми. Эти статьи регламентируют порядок опеки, получения рельефа, взыскания долга и т. п. Среди чисто " баронских" ст-й Хартии выдел-ся и такие, кот имели общепол-й характер (ст. 61). В ней прослеж-ся стремление к созданию баронской олигархии путем учрежд-я комитета из 25 баронов с контрол-ми ф-ми в отнош короля. Ст12 и 14 предусм-ли созд-е совета королевства, огранич-го власть короля по финан-му вопросу — взиманию " щитовых денег". Ст21 и 34 были напр-ы на ослабл-е суд-х прерогатив короны. Очень скупо говорится в Хартии о правах горожан и купцов. Через неск-ко мес-в после оконч-я конфл-а Иоанн Безз-й, опираясь на подд-у папы, отказался от собл-я Хартии. Образование парламента. Более сложным и важным по своим пол-м рез-м б конф-т в 1258-67гг. В 1258 году на Совете в Оксфорде вооруж-е бароны заставили короля принять т. н. Оксфордские провизии. В них предусм-сь передача всей исп-й вл-ти в стране Совету 15 баронов наряду с кот дб собир-ся Большой совет магнатов. Т. о, это была новая попытка устан-я баронской олигархии, кот не удалась в 1215 году. К к13в. корол-я вл-ть оконч-но осознала необх-ть компромисса, пол-го соглашения с феодалами всех рангов и верх-й горожан в целях устан-я пол-й и соц-й стабил-ти. Следствием такого соглашения явилось формир-е органа сословного предст-ва. В 1295 году был созван парламент, состав кот послужил моделью для послед-х парлам-в Англии. До сер 14 в. сословия заседали вместе, а затем раздел-сь на 2 палаты. Палата общин (рыцари и предст-ли городов) и палата лордов (круп магнаты). Первое время влияние парл-та на пол-ку корол-й власти б незнач-на. Постепенно парл-т приобрел 3 важнейших полномочия: П на участие в издании з-в, П решать вопрос о поборах в корол-ю казну и П осущ-ть контроль над высш должн лицами. П законод-й инициативы парл-та возникло из практики подачи колл-х парлам-х петиций королю. В теч-е 14в. закреп-сь компит-я парлам-та в фин-х вопросах. С кон 14в. парламент ввел процедуру импичмента (о злоупотр-х должн-х лиц). На протяжении 13 в. развив-ся новый исп-й орган – Корол-й совет, кот сост-л из ближ-х совет-в короля, в руках кот сконцентр-сь высшая суд и имполн-я вл-ть.
41. Абсолютная монархия в Англии. Абс-я мон-я установилась в Англии, как и в других странах, в период упадка феод-зма и возник-я капитал-х производ-х отнош-й. Вместе с тем англ-й абс-м имел свои особен-ти, благодаря чему получил в лит-ре название " незавершенного". Незаверш-ть этой пол-й означала сохран-е пол-х институтов, свойств-х предшеств-й эпохе, а также отсут-е некоторых новых элементов, типичных для абс-зма классического т. е. фрго образца. Основная особ-ть - наряду с сильной корол-й властью в Англии продолжал существ-ть парламент. Др-е особ-ти -сохранение местного самоупр-я, отсутствие в Ан-и такой центр-ции и бюрокр-ции гос аппарата, как на континенте, отсутств-ла и крупная пост-я армия. Центр-ми орг-ми власти и управл-я в период абс мон-и в Ан-и б король, Тайный совет и парламент. Реальная власть сосред-сь в этот период полн-ю в руках короля. Усилившаяся корол-я вл-ть не смогла упразднить парламент. Парламент продол-л сохр-ть за собой прерогативу утверждения размеров сборов и налогов. В связи с бурной колонизацией неанглийских терр-й Британских островов англ-я система управл-я постепенно распростр-сь на всю Британию. В период абс-зма оконч-но утвержд-ся верхов-во корол-й власти над английской церковью. Т. о, так наз-я англ-я церковь перестала зависеть от рим-го папы и превр-сь в часть гос аппарата. Высш церковным органом страны была Высокая комиссия. В ее состав наряду с дух-ми лицами вход ч-ны Тайного совета и др должн-е лица. Компетенция ее б чрезв-о обширной. Она рассл-ла дела, связанные с наруш-м з-в о верховенстве корол-ой власти в церковных делах, " беспорядки духовного и церковного характера". Основной задачей комиссии была борьба с противниками реформированной церкви — как с католиками, так и со сторонниками наиболее радикальных и демократических форм протестантизма. В дальнейшем к ведению Высокой комиссии был отнесен ряд сугубо светских дел — о бродягах в Лондоне, о цензуре и т. п. При абсолютизме окончательно оформилась структура и юрисдикция центральных Вестминстерских судов, в том числе Суда справедливости и Высшего суда адмиралтейства. Создаются чрезвычайные суды - Звездная палата – спец-е отделение Тайного совета, явл орудием борьбы с против-ми корл-й вл-ти. Впоследствии Звездная палата стала выполнять также ф-ии цензора и органа надзора за правильностью вынесения вердиктов присяжных. Тюдортами б против бродяг и нищих. Этими з-ми вводились жестокие нак-я для лиц, обвиненных в бродяжн-ве и в собрании милостыни без разрешения властей. Их бичевали, клеймили и иодавали в рабство. Началом «кровавого з-м» положил статут 1495г. Генриха 7. З-н 1576г. предусм-л организ-цию работных домов для нищих. Цель: превратить согнанных с земли крестьян в людей, готовых к наемному труду.
42. Феод-е П Англии. Прецедент-е П, законод-во и П справедл-ти. Феод-е П Анг-и отлич-сь сложностью, запутан-ю, казуист-ю, что было связано с особыми путями его формир-я, в частности с тем, что ононеиспытало действенного влияния РП. С деят-тью на постоянной основе корол-х разъездных судей при Генрихе II (XII в. ) и было связано формир-е " общего права" страны. Разъездные суды начали унифицировать нормы местного обычного П и создавать " общее право" с помощью корол-й канцелярии, которая издавала специальные приказы. Со временем в приказах стал четко формулироваться вид требования, иска; приказы стали классифицироваться по определенным видам правонарушений. Так как на ранней стадии формирования " общего права" королевские приказы издавались по каждому конкретному случаю, то уже к началу XIII в. их накопилось так много, что в них трудно было разобраться. В связи с этим в XIII в. стали издаваться своеобразные справочники по " общему праву" — реестры приказов, в которых они стали фиксироваться в виде образцов исков, в строгой юридической форме. Другим каналом формирования норм " общего права" стала сама практика королевских судов (записи по суд делам). Вместе с публикацией материалов судебных дел стала формироваться и теория судебного прецедента. Результатом формализма, дороговизны, медлительности, общей неспособности " общего права" решительно трансформироваться связи с меняющимися историческими условиями стало появление в Англии в XIV в. " суда справедливости" и последующего (Формирования еще одной правовой системы, " права справедливости" . Основные принципы " права справедливости", часть которых была заимствована из " общего права", сведенные в определенную систему норм в XVII в., сохранили свое значение до наших дней. Главный из них заключается в том, что " право справедливости" — Это " милость короля", а не исконное право потерпевшего. Обяз-ое право. В Англии еще в англосаксонские времена стали развиваться договорные отношения, но понятие договор (в связи с распространенной ленной, вассальной зависимостью), требующее соглашения двух формально равноправных сторон, в это время так и не сложилось. Сущ-ли обязательства из деликтов и договоров. Сцщ-ли иск «о долге», «иск об отчете» (1 сторона дб совершать опред-е действия в пользу др-й), иск «принятия на себя» и др. Уг право. Сущ-л принцип - " слабоумный или безумный не отвечает за преступление". Исключ-сь отв-ть лица в случае самообороны при прест-х, напр-х против личности. Учение о соучастии исходило из принципа: " кто совершает нечто через другого, делает это сам". Тяжесть вины соучастников во многом определялась тем, действовал ли соучастник до или после совер-я прест-я. Вместе с понятием соучастия было создано учение " о разной степени преступности": " главного участника преступления I степени", совершившего преступление, " главного участника преступления II степени", не принимавшего непосредственного участия, но присутствовавшего на месте совершения преступления, " дополнительного участника", до совершения преступления помогавшего советом преступнику и не препятствовавшего совершению преступления. Деление всех прест-й на 3 группы: измена (самое страшное прест-е, кот предусм см казнь), фелония (тяжкое уб-во, простое уб-во, похищение имущ-ва) и мисдиминор (мошенич-во, изгот-е фальшивых док-ов, подлог - тюремное заключение или штраф). Нак-я: см казнь - сожжение, колесование, четвертование. Суд процесс. В 12-13 вв. процесс носил обвинит-й хар-р, т. е. о движении дела заботились сами стороны. Пытки примен-сь и в судах при определ-х обст-х. Если обвиняемый признавал себя виновным, он немедленно присуждался к наказаниям. После того как стороны полностью предоставляли свои док-ва, судья дб суммировать обст-ва дела и дать совет присяжным, указывая на правовые вопросы по делу. Суд присяжных должен был выносить вердикт о виновности или невиновности обвиняемого единогласно. Процесс носил открытый характер, за исключением процесса в " Звездной палате". Бр-сем П. Феодальное брачно-семейное право Англии в значительной мере определялось интересами охраны и защиты феодального землевладения. Английская средневековая семья носила патриархальный характер. Правовой статус замужней женщины был крайне ограничен. Относительно большей дееспособностью пользовались замужние женщины в крестьянских, ремесленных и купеческих семьях, там, где действовали соответствующие нормы обычного права. Они могли управлять своим имуществом, заключать договора, заниматься торговлей. Развод признавался англосаксонским обычным правом. Женщина, уходя из семьи мужа в случае развода или в случае смерти мужа, получала свою долю семейного имущества (движимое имущество, скот, деньги). В феодальной Англии не было какой-либо единой системы наследования. Особый, медленно меняющийся порядок перехода по наследству реальной собственности отличался от наследования личной собственности.
|
|||||||
|