|
|||
2ой семестр 2 страница
17. Г-во в Др-й Спарте. Спарта б своеобразной аристократич респ-й. Причины этого уходят в прошлое. В XII—XI вв. до н. э. в небольш область на п-о-ве Пелопонесс — Лаконику — вторглись дорич племена. Область эта б уже заселена. После борьбы победители и побежд-е заключ/ союз, образовали общину. Возгл-сь она 2 царями. Лаконика б тесной для новой общины. Нач-сь война за овладение соседней Мессенией. Завоев-е поставило перед спартанской общиной новые задачи. Н б создать орг вл-ти, до того врем неизвестные дорийцам. Но первобытнообщ-й строй еще не б полн-ю разруш. Рез-м этого явился сплав сильной гос вл-ти и пережитков родового устр-ва. В этом своеобразии — гл особ-ть Спарты. Общ строй. Спарта б земледельч-й общиной. Ремесла и торговля б делом неполноПх. Занятие своб-го спартанца — воен дело. Земля б п/елена на равные участки — по числу полноПх гр-н. Наделы б насл-ми, но верховное П на з-лю сохр-сь за г-вом. Отчужд-е / раздробл-е наделов запрещ-сь. Обраб-ли землю илоты (рабы). Они имели семью, двор и зем надел. Обяз-ти их огр-сь опред-й п/атью. На эту п/ать сущ-ла вся община и кажд ее уч-к в отд-ти. Семья в Сп б парной, а в нектх отн-х напоминала — брак групповой. Заключ-е и расторж-е брака не предст-ло трудностей. Можно б иметь 2 жены. Победа парного брака опред-сь постеп-но. Сущ-ю часть д-ти г-ва сост-ло воспит-е молодежи: оно выраб-ло в юноше смелость, дисциплинир-ть, п/чинение. Илоты отдавали св госп/ам пол урожая. Ост-е б их собств-ю. Этим они отлич-ся от рабов. Гос строй. Дейст-ло нар собр-е, совет старейшин и 2 царя. Нар собр-е еще сохр-ло старин демокр-е устр-во, но утратило реальную власть. Выст-ть в собр-и, предл-ть з-ны / канд-в для избр-я м т долж-е лица. Когда собр-е вых-ло из п/чинения вл-й, оно распускалось, а его реш-я счит-сь не имевшими силы. Избр-е должн-х лиц производ-сь криком. Совет старейшин / герусия, сост из 28 членов-геронтов, избир-ся нар собр-м, и 2 царей. Они зан-ли места пожизн-но. Герусия рассм-ла и п/готовляла з-нопр-ты, осущ-ла суд по уг-м делам. Ф-ции царей огранич-сь воен, религ и нектми суд делами. С теч-м вр-ни в Спарте приобрела решающее влиян на дела г-ва коллегия эфоров, сост-я из 5 ч-к, избир-ся нар собр-м на год. Эфоры созывали нар собр-е, совет старейшин и предл-ли им вопр для обсужд-я. Они руковод/ всей внутр и внеш пол-й, след/ за исполн-м з-в. Суд тяжбы по гражд делам б их компетенцией. Отчитывались эфоры т перед своими преемниками. Прич общ-го и гос строя Спарты. Живя в окруж превосходящей, враждебной массы илотов, спартиаты вынужд б превратить свой город в пост воен лагерь. Власть в лагере д б принадлеж немногим. Той же опасн-ю б вызвано стремление спартанской общины предотвратить возн-е имущ-го нер-ва, соц-х конфликтов.
18. Особ-ти обр-я г-ва в Др Риме. Время осн-я города Рима хар-ся проц-ми разлож-я перв-нообщин строя у 3 племен. Объед-е 3 племен: латин, сабин и этрусков—привело к образ-ю в Риме общины. Члены старейших рим родов наз-сь патрициями. Разв-е скотовод-ва и з/д-я повл имущ-ю диф-ю и появл-е ч-й собст-ти. Возникло и патриарх-е раб-во, ист-ми кот стали войны. В родах выд-ся аристокр-е семьи. К ним перех-т лучш зем-е уч-ки и больш доля воен-й добычи. Появл-ся соц группа клиентов - из обедневших общинников. В Рим стек-сь нас-е из сосед-х племен. Но огр-ть зем фонда поставила п/ угрозу благосос-е общины. Естеств-м рез-м б превр-е общины в замкн-ю орг-ю. Пришлое нас-е - получило название плебса. Плебеи б свободны, но б огр-ны в имущ-х и личных Пх. Они м иногда получать зем-е наделы из своб-й части общинного зем фонда, но П на уч-е в его разделе не имели. Не имели они и П вступать в брак с членами общины и уч-ть в упр-и. Глава общ-ны - выборный вождь - рекс. Его полн-я свод/сь к воен-м, жреч-м и суд-м делам. Орг-м упр-я б совет старейшин родов—сенат. Важн вопр рассм-сь на нар-м собр-и. В общину вход 300 родов, объед-ся в 30 курий, кот-е вход/ в трибы. Постеп-но в рим-м общ-ве развивается имущ-я диф-я. Появл-я плебеи—богатые ремесл-ки и торговцы. Увел-ся число плебеев—бедняков. Плебеи нач-т бороться с патриц-ми за П уч-ть в разделе общинного зем ф-да и в упр-и общими делами. Побед/ плебеи. Т о возн-е г-ва в Др Риме б рез-м общ-х процессов разл-я 1бытнообщ-го строя, порожд-х разв-м част-й собст-ти, имущ-й и клас-вой диф-и. Истор-я трад-я связ-т возн-е г-ва в Др Риме с реформами Сервия Туллия, относ к 6 в до н. э. Реф-мы рекса СТ полож/ в основу общ-й орг-и Рима имущ-й и терр-й принципы. Все своб-е нас-е Рима и члены рим-х родов плебеи — б разд-но на имущ-е разряды. В основу дел-я б положен размер зем надела, кот владел чел-к. Всего б 6 разрядов. Каждый разряд выставлял опр-е число воор-х муж-н, из кот форм-лись центурии — сотни. Центурии стали не т воен, но и полит един-й. Реш-е нар собр-я по центуриям пол-ло силу з-на. В Риме б образ-но 4 гор-х и 17 сел-х терр-х округов. В трибу вход/ и патриции и плебеи, жившие в ней, п/чинявшиеся ее старосте. Он же соб-л налоги. Реф-мы допуст/ плебеев к уч-ю в нар-х собр-ях. В 494 г. до н. э. б учр-на долж-ть плебейского трибуна. Второе достиж-е плебеев З-в XII таблиц, огр-х возм-ти патриц-х долж-х лиц произвольно толковать Ны обыч П. Эти З-ны свид-т о почти полном ур-и пл-в с патр-ми в гр-х Пх. Заверш-м борьбы плебеев за равноПе б принятие з-на Гортензия, по кот реш-я плебейских собр-й по трибам получ/ тж силу з-на, как и реш-я центуриатных собр-й. 20. Г-й и общ-й строй Рима в пер респ-ки. В 509 г. до н. э. в Риме уст-сь респ-ка. Осн соц дел-м в Риме б дел-е на своб-х и рабов. Своб-ые в Риме распад-сь на 2 группы: имущую верхушку рабовлад-в (з/в-в, торговцев) и мелких произв-й (з/д-в и рем-в). Борьба меж рабовлад-ми и мелкими произв-ми сост-ла осн-е сод-е истории Рим респ-ки. Позднее на 1 план выступает VSоречие м-ду рабами и рабовлад-ми. Пвое пол-е лич-ти в Риме хар-сь3 стат-ми — своб, гр-ва и семьи. Т лицо, облад всеми стат, имело полную Пспос-ть. В публ П она означала П уч-ть в нар собр-и и зан-ть гос-е д-ти. В част П - П вступать в рим брак и уч-ть в имущ-х Потн-х. По ст своб все нас-е -своб-е и рабы. ПолноПм м б т своб-й. Рабы б гос-е и частновлад-е. Первыми б большая часть военнопл-х. Они экспл-сь в рудниках и гос-х мастерских. Раб явл-ся собст-ю св хоз-на и рассм-лся как вещь. Вл-ть над рабом б неогр-й. Рабовлад-е отн- я опред-ли общую незаинтерес-ть рабов в рез-х труда, что заставляло рабовл-в искать более эф-е ф-мы экспл-и. Т ф-мой сталпекулий — часть им-ва хозяина, кот он давал рабу для самост-го вед-я хоз-ва и пол-я части дохода. Др ф-мой былколонат. Колоны не = рабы. Это арендаторы земли, попад-е в эконом-ю завис-ть от з/в-в и прикреп-я к земле. У колонов б личное им-во, они м заключ дог-ры и вступать в брак. Впосл-ии рабов стали отпускать. Вольноотпущ-ки остав-сь в завис-ти от хозяина, в пользу кот они б обяз нести опред-е мат-е и труд-е пов-ти и кот в случае их бездетности наследовал их им-во. По статусу гр-ва своб-е нас-е Рима дел-сь на гр-н и иностр-в (перегринов). Полную Пспос-ть м иметь т свободнорож-е рим гр-не. Помимо них к гр-м относ/сь вольноотпущ-ки, но они б огр-ны в Пх. Возн-т привилег-е сосл-я нобилей и всадников. Ноб/ - знатные патриц-е и богатые плеб-е роды. Эк-й базой нобилей б круп-е з/вл-е, рабы и ден ср-ва. Они пополняли сенат и избир на высшие гос-е д-ти. 2е сосл-е (всадники) -из торгово-фин-й знати и з/в-в средней руки. В I в. до н. э. развив процесс слияния нобилей с верхуш всадников. Жители Италии, не вход-е в рим общину (латины), не польз-сь Пми рим гр-н. Они дел/сь на—др-е латины и латины колоний. У 1х б - имущ-е П, П выступ в суде и вступ в брак с рим гр-ми, но они не м уч-ть в нар-х собр-х. Л колоний польз-сь теми же Пми, что и др латины, за искл-м П вступать в брак с рим гр-ми. 2й кат-й своб-х, не им-х Пв рим гр-н, б перегрины (своб-е жители провинций). Они д б нести налоговые повинности. Статус семьи означ, что полной полит и имущ-й Пспос-ю польз-сь домовладыки. Ост-е чл семьи б п/ его вл-ю. Пвое пол-е лица изм-сь с утратой того / иного статуса. С утратой ст свободы полностью тер-сь Пспос-ть. С утратой статуса гр-ва терялась Псп-ть гр-на, но сохр свобода. Гос строй. Рим респ-ка былааристокр-й. Гос орг - нар-есобр-я, сенат и магистратура. Сенат и магистраты фактич-ки упр-ли вл-ю. В Риме сущ-ли 3 вида нар собр-й — центуриатные, трибутные и куриатные. В компет-ю центуриат собр-я входило принятие з-в, избр-е высших долж-х лиц респ-ки, объявл-е войны и рассм-е жалоб на приговоры к см казни. Трибутные собр-я дел/сь на плебейские и патрицианско-плеб-е - они избирали низших долж-х лиц и рассм-ли жалобы на приг-ры о взыск-и штрафа. Нар-е собр-я вР созывались по усм-ю долж-го лица—магистрата, кот м и прервать собр-е. Он председат-л в нем. Огр роль в гос мех-ме Рима игралсенат. Он контролир з-дат-ю деят-ть центуриатных собр-й, утверждая их реш-я, в его распоряж нах-сь казна г-ва, уст-л налоги и опр-л необх расходы. Магистратурами в Риме именовались гос долж-ти. Все маг-ры б коллег-ми—на 1 долж-ть избир-сь неск-ко ч-к. Но специфика колл-ти в Риме заключ в том, что каждый магистрат мог самост-но прин-ть реш-е, но оно м б отменено его коллегой. Вл-ть мяг-в п/разделялась на высшую (высшая военная вл-ть, П заключать перемирие, П созывать сенат. Принадл-ла диктатору, консулам и преторам) и общую (принадл всем магистратам и включ в себя П отдавать распоряж-я и налагать штрафы за их невыполн-е). Маг-ры дел/сь на ординарные (обычные - должн-ти консулов, преторов) и экстраординарные (чрезвычайные - созд-сь т в чрезвыч обст-х). Военн орг-ция Рима первонач-но б проста. Пост армии не б. Все гр-не от 18 до 60 л, облад-е им-м цензом, б обяз участв в воен д-х. Кажд разряд имущих гр-н выставлял опред число центурий, объединявш-ся в легионы. Команд-е армией осущ-л консул. Во главе легионов стояли военные трибуны; центуриями команд-ли центурионы.
21. Г-й и общ-й строй Р в пер-д имп-ии. С разв-м рабовл-го строя и расшир-м гос границ вырос и укрепился класс рабовл-в. Ряды нобилей и всадников дополн-ся рабовл-ми из Италии и провинций. Ноб/тет превр-ся в сенаторское сосл-е. Сенаторы зан-т высш посты в гос апп-те и армии и стан-ся наиб прочной опорой императ вл-ти. Сосл-е всадников преврат-сь в служилое сосл-е Происх-т изм-я и в полож рабов. Оно неск-ко улучш-ся. Жестокое обращ-е с рабами запрещ-ся. Сохр-ся и шир-я прослойка своб-х мелких производ-й в городе и сельск мест-ти. Гос строй. Респ-е учреждения сохр-ся в первые века сущ-я империи. Постеп-но вл-ть имп-в ус/вается. К к II в. сенат отстр-ся от упр-я, кот-е перех-т к чиновничье-бюрократич-му и воен-му апп-ту, возгл-му имп-м. Период имп делят на 2 этапа: 1) принципат (1в. до н. э. — III в. н. э. ); 2) доминат (III—V вв. н. э. ). Принципат. Переход упр-я г-вом к принцепсуб закреплен надел-м его высшей вл-ю — избранием на важн должн-ти, созд-м им чиновн-го апп-та и команд-м всеми армиями. Уже Октавиан пол-л высш вл-ть. Пост-я принцепса рассм-ся как имеющие силу з-на. Принцепсы избир-ся одновр-но консулами, цензорами и нар-ми трибунами. Компет-я сената изм-ся. Пост-я сената — сенатус-консульты пол-т силу з-на. Но со II в. н. э. сенат практич т утверж-л предлож-я прннцепса. Огр-ся его П и по распор-ю г-ми финансами и упр-ю провинц-ми. Параллельно с респ-й магистратурой созд-я императорский чин-чий апп-т, на верш котрого стоялисовет и канцелярии принцепса. К высшим чин-м, назн-ся из сенаторов и всадников, относ/сьпрефект претория, команд-ший имп-й гвардией, префект гор Рима, распоряж-ся полиц-ми когортами. Произошла реорганизация упр-я провинциями, кот б разд на императ-е и сенатские. Первые упр-сь легатами, осущ-ми воен и гр-ю вл-ть, вторые — проконсулами и пропреторами. Доходы с сенатс провинций пост-ли в гос казну, доходы же с имп-х провинций шли в казну принцепса. Постеп вл-ть принцепса распростр-сь ина сенат провинции и к III в. н. э. они стали имп-ми. Армия. Явл-ся опорой личеной и гос-й вл-ти принцепса. Привилегир-е полож-е зан-ла преторианская гвардия. Осн часть армии сост легионеры. Доминат. С к III в. нач-ся новый этап ист империи — доминат, этап, на кот Рим превр-ся в монарх-ое г-во с неогранич вл-ю императора. Личный совет принцепса превр-ся в гос совет —консисториум. Склад апп чин- в, разд-х на ранги. С отдел-м гр-й вл-ти от воен появл-ся гр и воен чин-ки. 3 группа чин-в — придворные. Римом стал упр-ть префект, назнач-й имп-м и п/чиненный ему. Сенат превр-ся в совет города Рима, а магистраты в муниц-х должн-х лиц. Армия п/разд-ся на п/вижные (для п/авл-я восст-й) и погранич-е войска. Диоклетиан провел воен и адм-ю реф-мы. Воен-я закрепила образ-е погранич-х и п/вижных войск, ввела армию добровольцев. Диоклетиан назначил себе соПителя — цезаря. Империя б разд-на на 2 части - зап-ю и вост-ю. Столица Зап имп-и б перенес в Равенну. Столице Вост имп-и сталаНикомедия. Константин продол-л реф-мы. По воен реф-ме проф-я воина стан-сь наслед-й. В адм-й сфере в каждой из 2 частей имп-и б образ по 2 префектуры, упр-е префектами, обл-ми гр-й вл-ю. If Диокл-н относ-ся к церкви враждебно, то при Константине христ-я церковь стан-ся 1 из гл-х опор домината. В Конст-ль (Византий) б перенесена столица. В 395г. Феодосия б разд-на на Зап-ю и Вост-ю Рим-ю имп-рию. В 476г. Зап-я имп-я прекрат св сущ-е.
26. Римское классическое УП и процесс. УП отразило обострение полит-й борьбы и стремление рабовлад-й верхушки во главе с императором спасти пошатнувшиеся соц-е и пол-е порядки (путем усиления Уг репрессий). УП было распространено на всю терр-ю империи и на все категории населен-я, даже на перегринов. В данный период ряд частных деликтов постепенно включаются в категорию прест-й. (пр: кража – частный деликт, а кража со взломом - преступление). Появл-ся большое число новых прест-й, в т/ч такие, кот рассм-ся как опасные посягат-ва на устои г-ва т. е. VS императорской власти – заговор с целью сверж-я императора, покуш-е на его ж/ на ж его чиновников, непризнание религиозного культа императора и т. д. К прест-м VS г-ва т/ж относ/сь присвоение казенного имущ-ва, расхищение гос-х средств, взяточничество, подлог, фальшивамат-во, участие в запрещенных сборищах и объединениях, неуплата налогов. В связи с ростом армии увеличив-ся кол-во воинских прест-й – измена в бою, утеря оружия, неповиновение командиру. Существ-л ряд религиозных прест-й, число кот выросло в посткласс-й период с принятием христианства. Прест-я VS личности – различные виды убийств и различные телесные повреждения, за кот отв-ть стала дифф-ся в зав-ти от места потерпевшего в соц-й иерархии. Прест-я VS семьи и нравственности – кровосмешение, супр-я измена, мужеложство и т. д. Цель нак-я – не возмездие, а устрашение. Новые виды см казни: сожжение, повешанье, распятие, утопление. Назнач-ся каторжные работы, принудительные работы, очень много видов ссылок. Ярко выражен сословные принцип Уг отв –ти. В большей степени выбор нак-я и его тяжесть зависит от судей, кот в импер-й период в связи с перестройкой всей системы Уг суда и процесса получ/ широкую свободу усмотрения. Процесс: инквизиционный хар-р. Судья (импер-й чиновник) сосредоточил в своих руках и обвинит-ые и суд-е функции. Суд закрыт, обвиняемый лишен Па на защиту, в ходе суд процесса к рабам м примен пытки. Новой и ед-й гарантией для обвиняемого ствло П убежища в императ-х храмах и около статуй импер-ов, что временно могло спасти его от ареста. Надлюд-ся некоторый прогресс в области юр техники (разработка пон-й вины, соучастия, покушения и тп. ), но рост произвола императоров к тому, что многие из этих котегорий не использов-ся на практике импер-ми судами. Однако впоследствии они оказали большое значение на развитие средневекового П Зап Евр.
27. Брак, семья, наследование по РП. Хар-й чертой класс-й эпохи явл прогрессир-е разлож-е патриарх-й семьи. Брак с мужней вл-ю уже ко2 в. н. э. выход из употредления, а проживание жены в доме мужа 1 год уже не влечет за собой мужней власти. (sine manu). Женщина оставалась имущественно самостоят-й, получала некоторые П в отношении детей, не порывала с прежней семьей. Развод стал возможен по обоюдному согласию/ с согласия 1 из супругов. Распространение получил конкубинат – неоформленное сожительство. Разлож-е патриарх-й семью отразилось и на отцовскую власть – прекратилась продажа детей, а их уб-во отцом явл тяжким прест-м. Сыновья нередко получали от отца особое имущ-во (пекулий) для занятия земледел-м, ремеслом и торговлей. Изменился и институт опеки – устанавл-сь отв-ть за ведение дел подопечного, исчезла опека над взрослыми женщинами. Наследование: расширен круг наследников, куда помимо подвласт-х членов семью (агнатов) были включены и эмансипированные дети умершего и когнаты до 6го колена, пережившая мужа супруга. Изменилась форма завещания, установл-е кот уже требов-о сложной процедуры (с пом-ю меди и весов). Завещ-е составл как Пило в письменном виде, но с соблюд-м определ формы. В посткласс-й период наряду с частными завещаниями, кот составл в рисутствии 7 свидетелей, в практику вошли т. н. публичное завещение, составл в присутствии магистратов и с внесением в протокол местных властей/ с передачей на хранение в императ-ий архив. Ус/вабтся ограничения завещат-й свободы (незаконным признав-сь лишение имущества законных наследников без особых к этому оснований). В класс-й период долее широкое распространение получило установл-е легатов (завещ-х отказов), согласно кот наследник обязан был выдать определ-ю часть имущ-ва указанному наследодат-м лицу. Распоряжение о выдаче части имущ-ва к-л лицу давалось без составл-я завещ-я (пример перегринам и женщинам). Такие распор-я наз-сь фидеокомиссами и не были первоначально обязательны для наследников. Но в период императора Августа им была придана юр сила. В посткласс-й период (особенно в кодификации Юстиниана) большинство фидеикомиссов практически сл/сь с легатами.
28. Возн-е г-ва у франк. Гос строй при Меровингах и Кар-х. Прек-е и иммун-е грамоты. Общ строй. Союз герм племен, имеющ общее назв-е – франки, слож-ся в 3 в. н. э. на северо-вост-х границах Галлии, провинц Римс имп-и. На терр-и Галлии к 5в. возвыш-ся королевство салических (приморских) франков во главе с Хлодвигом. Салич-е франки подчин ряд др гарм-х королевств и в 6в. завоев-т Галлию. Г-во по св форме б раннефеод-й мон-й. Это общ-во хар-ся многоукл-ю, т. е. сочет-м рабовлад-х, родоплем-х, общ-х, феод-х отн-й. Г-во франков в св разв-и прошло 2 этапа: кон 5-нач7в. и с 8 по 9в. Рубеж, раздел-й эти периоды, хар-ся не т сменой Пящих династий (Меровингов на Каролингов), но и нач-м нов этапа глубокой соц-эк-й и пол-й перестройки франкского общ-ва, в ходе кот склад-сь г-во в форме сеньориальной мон-хии. Гос строй: При Меровингах происх-ло перерожд-е орг-в племен демократии в орг новой публичн вл-ти, в гос орг. При Каролингах постеп-но гос вл-ть франкских монархов превращ в частную вл-ть государей-сеньоров, т. е. синьориальн мон-ю. Снач общеплеменное собр-е замен-ся смотром войск – снач в марте (мартовские поля), а затем (при Каролингах) в мае (майские поля). Но на местах продолж суще-ть сотенные собр-я (малюс), выполн суд ф-ции. Постеп происх усиление власти королей. Короли и магнаты нач-т обладать з-дат-й вл-ю. При короле создан Совет короля – совещат орган. Центр-е уПление в том виде, как оно слож при Мировингах б простым: майордам – 1ый сановник, дворцовый граф – юр советник короля, референдарий – уПитель его канцелярией, маршал – команд-й кор-й конницей. На местах – графы и герцоги. Королевск чин-ки награжд-сь имениями, располагали нектр частью суд штрафов. С теч-м вр-ни они преврат/ эти имения в феод-ю собст-ть, а назв-я должн-й – в почетные наследств-е титулы. Позже б созд Королевский совет, состоящ из предст-лей служилой знати и высшего дух-ва. Прекарная грамота – (просьба) П польз-я замлей, предоставл-й зем собственником на более / менее длит-й срок по обращенной к нему просьбе. Дог-р перакия б непосредственно связ с передачей земли. Он влек за собой возн-е условного держания земли, передав-й во врем-е польз-е, сопровожд-е возник-м некот обяз-й прекариста (работать на полях господина, отдавать ему часть урожая). В лице прекаристов созд-ся переходный слой от своб-х общинников к завис крест-м. Прекарий мб взят в любую минуту. Вслед за утратой земли наступ утрата личн свободы. Своб-е люди под страхом нак-я обяз-ся нвйти себе господина (сеньора). Сеньоры стали добив-ся П самим собирать налоги, призывать св людей на воен службу, судить их по уг делам и имущ-м спорам. Они обзавод/сь собствен дружинами и вассалами. Крупные з/в-цы добив-ся вскоре полного иммунитета – независ-ти от местной и центральной админ-ции. Иммун-е грамоты – (освобождение от ч. -л. ) освобожд-е круга лиц из-под д-вия общих Пвых норм. В силу этих грамот терр-я, принадлеж-я владельцу иммунитета, изымалась из ведения гос властей в суд-х, податных, адм-х делах. Иммунные грамоты, как Пило, санкц-ли уже слож-ся отн-я пол-й завис-ти крест-н от св сеньоров-вотчинников. Общ строй: Салич Пда указывает на сущ-е рабов (= вещь), знать, своб-е франки (общ-ки) и полусвоб-е литы (практич как рабы, неполПй житель общины, наход-ся в личной и матер-й завис-ти от св господина). Важн фактором, влияющ-м на Пвые полож-я, стала принадл-ть к корол-й службе, к склад-ся гос апп-ту.
30. Реформа Карла Мартелла. Майордом Карл Мартелл начал свою деят-ть с усмирения внутр-й смуты в стране, с конфискаций земель своих пол-х противников, с частичной секуляризации церк-х земель. Он воспольз-ся при этом Пм королей на замещение высших церковных должностей. За счет созд-го т. о. зем-го фонда стали раздаваться новой знати зем-ые пожалования в пожизн-е условное держание — бенефиции (благодеяние) при несении той/иной службы (чаще всего конной военной). Землю получал тот, кто мог служить королю и приводить с собой войско. Отказ от службы или измена королю влекли за собой потерю пожалования. Бенефициарий получал землю с зависимыми людьми, которые несли в его пользу барщину/платили оброк. Использ-е этой формы пожал-ий др круп землевлад-ми привело к складыв-ю отнош-й сюзеренитета-вассалитета между круп-и и мелкими феодалами. Расшир-ю феод-го землевлад-я в VIII в. способ-ли новые захватнич-е войны, сопровожд-яих новая волна франкской колонизации. С середины VIII в. начинается период, предшеств-й заверш-ю процесса рассл-я франкского общ-ва на класс феод-х землевлад-ев и класс завис-х от них крестьян, широкое распростр-е получают отнош-я господ-ва и подчинения, возник-е на основе особых договоров коммендации, прекария, самозакабаления. Отнош-я покровит-ва и патроната были вызваны крушением старых родовых связей, невозможностью эк-й самостоят-ти мелкокрест-го хоз-ва, разоряемого войнами, грабежами феодалов. Покровит-во влекло за собой установл-е личной и имущ-ой завис-ти крестьян от землевлад-ев-магнатов. В этих процессах огромную роль играла христ-ая церковь, ставшая сама крупным зем-м собств-ом. Договоры коммендации (покровительства) возникли прежде всего в отнош-х крестьян с церковью, монастырями. Они невсегда б связаны с потерей свободы и прав собств-ти на землю, как это имело место в случае договора самозакабаления. Договор прекария был непосред-но связан с передачей земли. Он влек за собой возник-ие условного держания земли, передав-ой во врем-ое польз-ие, сопровожд-ся возник-м тех/иных обязан-ей прекариста в пользу крупного землевлад-а (работать на полях господина, отдавать ему часть урожая). В лице прекаристов создав-ся переходный слой от свободных общинников-аллодистов к завис-м крестьянам. Прекарий мб взят обратно землевлад-м в любую минуту. По мере того как число подвластных магнату людей (прекаристов, коммендируемых) росло, он приобр-л н/ними все > ю власть. Г-во всемерно содействовало укрепл-ю этой власти. А в IX в. круп бенефициарии добиваются П передавать бенефиции по наслед-у. На смену бенефицию приходит феод. Круп феодалы превращ-я в суверенов, облад-х пол-ой властью в своих владениях.
31. Салическая правда. Наи> полное представл о раннефеод-м П дают так наз варварские правды, в кот б записаны Пвые обычаи, устояв-ся образцы суд решений германцев. 1 из самых древних явл Сал пр, составл-я на рубеже 5-6 вв. в пер правл Хлодвига. Правда не резделена на отрасли и институты. Изложение материала носило казуистич хар-р. Общ строй: Салическая правда указывает на существование рабов (= вещь, его кража=краже животного). Брак раба со свободным влек за собой потерю последним свободы. Сал правда указ-ет на др сой группы: знать, свободные франки (общинники) и полусвободные литы (практически как рабы, неполноправный житель общины, наход-ся в личной и матер-й зависимости от своего господина). за преступление литу полагалось тоже наказание, что и рабу. Важным фактором, влияющ-м на Пвые положения, стала принадл-ть к корол-й службе, к склад-ся гос аппарату. В Сал пр-де гов-ся о господской челяди/дворцовых слугах-рабах, обслужив-х господское хоз-во. широкое распростр-е получают отнош-я господ-ва и подчинения, возник-е на основе особых договоров коммендации, прекария, самозакабаления. Отнош-я покровит-ва и патроната были вызваны крушением старых родовых связей, невозможностью эк-й самостоят-ти мелкокрест-го хоз-ва, разоряемого войнами, грабежами феодалов. Покровит-во влекло за собой установл-е личной и имущ-ой завис-ти крестьян от землевлад-ев-магнатов. В этих процессах огромную роль играла христ-ая церковь, ставшая сама крупным зем-м собств-ом. Договоры коммендации (покровительства) возникли прежде всего в отнош-х крестьян с церковью, монастырями. Они невсегда б связаны с потерей свободы и прав собств-ти на землю, как это имело место в случае договора самозакабаления. Договор прекария был непосред-но связан с передачей земли. Он влек за собой возник-ие условного держания земли, передав-ой во врем-ое польз-ие, сопровожд-ся возник-м тех/иных обязан-ей прекариста в пользу крупного землевлад-а (работать на полях господина, отдавать ему часть урожая). Имущ-е отнош-я: еще нет однозначного пон соб-ти. Больш-во предпис-й СП посвящено охране П соб-ти на разл-е движимые вещи. СП закрепл-т П на землю, кот владеет семья т. е. приусад-й участок, кот постепенно переходит в частную соб-ть. В СП зарождается институт наслед-я земли (по мужской линии). О к-пр земли ничего не говорится. Сцщ-ла общинная соб-ть на землю. СП знала институт приобр-й давности (1 год). Договоры: не получ-ли значит развития, но сущ-ли дог-ры к-пр-а, мена, поклажи, залога, заема, ссуда, дарения. Отсутствуют указания на общие условия действия договоров. Должник в случае неиспол-я обяз-ва станов-ся рабом кредитора. Семья и брак: древний обычай германцев допускал установление брака покупкой жены/похищение. Ко времени СП эти обычаи уже отмирали. Место выкупной платы заняли вещи/деньги, кот муж приносил жене в качестве «утреннего дара». Они оставались в семье. Жена приносила приданное. О разводах СП ничего не говорит, но др источники говор, что развод допуск по взаимн согл-ю супругов. Но затем разводы б запрещ по треб-ю церкви. Похищение девушки каралось очень большим штрафом. Запрещ браки с рядом родствен-в и свойственников. Брак с рабами влек потерю свободы. Уг П: Законодат-м путем отмен кровная месть. За уб-во ч-ка назн штраф, кот получил название – вергельд. Цена ж ч-ка зав-ла от соц-го полож-я. за женщину платили в 3 раза >, чем за мужчину, т. к. она рожала детей (старая женщина=мужчине). Сам вергель делился на 3 части: сыновьям убитого, родителям, в казну. Отягчающ-е обст-ва: убийство шайкой, попытка скрыть следы прест-я. В выплате вергельда учавств родственноки убийцы (обычай «о горсти земли»). Виды прест-й: 1. должн-е (см казнь), 2. воинские (см казнь), 3. против церкви, 4. гос-е (подделка монет), 5. против соб-ти (кража, разбой, поджог), 6. против личности (телесн-е поврежден-я, оскорбление словом и делом), 7. против нравств-ти (изнас-е). Виды нак-й: см. казнь, изъятие из общины, членовред-е, всевозможные штрафы. Процесс: состязат хпр-р. Потерпевший сам приводил ответчика и сам собираль док-ва: свидет-е показания, документы, вкщкств-е док-ва. Особенные виды док-в: 1. ордалии – божий суд (окунали руку в кипящую воду, если быстро заживало, то не виноват, если долго, то не виноват). 2. суд поединок (при защите чести женщины). 3. соприсяжничество (друзья и родственники обвиняемого клялись, что он честный ч-к и не м этого сделать). 34. Возник-е и разв-е сеньориальной монархии во Фр. Реф Люд-ка 9. В IX-XII вв. в условиях пол-й децентрал-ции, приведшей к глубокой терр-й раздробл-ти, корол-я вл-ть утратила свое былое значение. Король рассм-ся феодалами как " 1ый среди =ых". Вне пределов корол-го домена власть принадл-а круп-м землевлад-м (герцогам Бургундии и Нормандии, графам Тулузы, Шампани и др. ). Такая форма феод-го г-ва, построенная по принципу сюзеренитета-вассалитета, мб определена как сеньориальная монархия. Пол-я власть в ней фактически б раздел-а между королем и феодалами разл-го уровня, связанными сеньориально-вассальными отнош-ми, и приобрела тем самым частноПвой хар-р. Становл-е сеньориальной монархии (IX—XI вв. ) означало упадок центр-й гос-й вл-ти, подрыв внутр-го ед-ва страны, ослабление ее внешнепол-го полож-я. На данном этапе развития средневек-го общ-ва во Фр-и эта форма г-ва наи> точно отражала существ-ю соц-ю пол-ю реальность. В условиях эк-й и пол-й децентр-ии отдельные феодалы > эффективно осущ-ли гос-е функции, чем это делала корол-я власть. Когда в XII—XIII вв. постепенно начинают вызревать новые эк-е потреб-ти, связанные с развитием городов и товар-денеж хоз-ва, пол-я децентр-ция постепенно прекращается, уступая место противопол-ой тенденции — неуклонному усилению королевской власти (король реально выступает в кач-ве сюзерена всех феодалов). Центр-я корол-я админ-я: в условиях феод-ой раздроб-ти и ослабления корол-ой вл-ти органы центр-го управл-я не б структурно оформлены и дифференцированы. Дворцово-вотчинная система сочеталась с управлением, основ-ым на вассальных отнош-х. Сохранился королевский двор, состоявший из знатных феодалов и дворцовых слуг. Главную роль в королевской администрации (до к XII в. ) играл сенешал (глава корол-го двора, команд армией, подпис-л гос документы). В военных делах за сенешалом следовал коннетабль — глава королевской конницы, помощником которого был маршал, а с XIII в. - королевский адмирал. Королевский казначей ведал гос архивами и корол-ой казной. Корол-й канцелярией руковод канцлер, кот редактировал корол-е акты, представл их на подпись королю, а затем скреплял печатью. Органы мест-го корол-го управл-я созд-сь лишь в домене короля, где признавалась его власть. В крупных сеньориях действовала своя система местного управления. Корол-е чиновники на местах осущ-ли самые разнообр-е функции: адм-е, воен-е, суд-е, финан-е. С середины XI в. король ввел в своем домене должность прево, кот назнач-сь в спец-е округа — превотства. С кXII в. возник-т > крупные адм-ые ед-цы — бальяжи (они объед-ли несколько превотств). Нередко короли, присоединяя крупные сеньории, не ломали сложившуюся адм-но-терр-ю структуру, а назначали туда спец-го чин-ка из числа местных феодалов – сенешала. Реформы Людовика IX. Большую роль в повышении авторитета корол-ой вл-ти и укрепл-и центр-й адм-ции сыграли реф-мы Люд IX (1226—1270). Военная реформа: создание городской милиции, отрядов наемников (король в < й степени зависил от феод-го ополчения, > е эффект-о использ-л вооруж силы в борьбе с непокорными вассалами). На всю терр-ю ввод-сь т. н. 40 дней короля. В теч-е этого срока феодалы не м начинать военн действия, с тем чтобы любая из спорящих сторон м перенести спор в суд короля. При ЛюдIX из корол-й курии, представлявшей ранее съезд феодалов, начин выдел-ся специализ-ые Центральные ведомства. Малый королевский совет стал постояным совещ-м органом при короле, счетная палата ведала корол-ми финансами. В 1260 году на базе королевской курии б создан спец-й суд-й орган — парламент, кот избирался на сессии в Париже 4 раза в год и стал высшим сдом до Франции. Людовик IX ввел на терр-и домена ед-ю корол-ю монету, запретив здесь использ-е денег, выпущ-х др феодалами. Корол-я казна получила т. о. новый источник доходов. Была создана сис-ма спец-х инспекторов, кот следили за верностью королю сенешалов и бальи. Реформы Людовика IX, активно проводившего политику по преодолению феодальной раздробленности, начатую еще в начале XIII в. Филиппом II Августом, способствовали терр-у объед-ю страны и консолидации основной массы феодалов и городского населения вокруг короля. Т. о., происшедшие в XIII в. измен-я в общ-ом и гос строе заложили основу для послед-го возникн-я во Фр-и сословно-предст-ой монархии.
|
|||
|