Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





2ой семестр 7 страница



6. Реф-мы избир-го Па в Анг 1832, 1867, 1884-1885 г. Дальнейшее разв-е парл-таризма б практич невозможно, пока с-ма ф-мир-ния нижней палаты продолжала носить феод-й х-р. Избират реф-мы 19в б призваны ее изменить. 1832г – по инициативе вигов принят Акт о реф-ме, по кот: > 50 «местечек» с насел-м < 2 тыс жит б лишены представит-ва в парл-те. Городам, посылавшим 2х депутатов, разреш-сь посылать 1, посылавшим 4х – 2х. Освободивш-ся депут-е места распредел/ меж новыми гор-ми и сельскими округами. Ввод/сь новые цензы д/ избирателей: опред-й годовой доход + уплата налога д/ бедных + проживание не < 6 мес. в данном избират-м округе. В рез-те виги пол-ли стабильное бол-во в парл-те. Избир-й корпус увелич почти в 2 раза, но Пм голоса польз-сь < 5% насел-я. 1867г – очередное перераспред-е депутат-х мест + расшир-е избират корпуса. Избират П в гор-х б распростр-но не т на собст-ков, но и на нанимателей квартир, что увелич-ло кол-во избират-й в городах в 2р в период этих реф-м виги окончат стали партией промышленной буржуазии, кот отстаивали принципы либерализма. Тори выраж интересы з/влад-й арист-тии и финанс-й верхушки. Теперь партии стали наз-ся соот-но «либеральной» и «консерв-й». Б введен порядок регистрации избират-й. Орг-ция выборов перешла от пр-ва к партиям, что привело к окончат-му оф-млению принципа парт-го Пл-я. 1884 –1885г – либералы и консерваторы пришли к соглаш-ю о распространении на сельских рабочих имущ-го ценза, уст-нного д/ избирателей местечек. Избират-е Па получ/ и мелкие арендаторы и налогоплательщики, проживающие в округе 6 мес. Ввод/сь избират округа, каждый из кот выбирал 1 депутата. Промышл-е города пол-ли увелич-е кол-ва мандатов. В городах имущ-й ценз отменен. Сохр-сь П голосовать не т по месту прожив-я, но и по месту нахожд-я недвижимой собст-ти. В рез-те – буржуазные депутаты составл-т уже значит-ю массу членов палаты общин.


 

7. Реф-мы м/упр-ия в Анг 1835, 1888, 1894 г. До 1835г в Англии сохр-сь старая с-ма мест упр-ия, кот сф-мир-лась в средн века. После первой избират-й реф-мы б проведена и реф-ма м/упр-ия. По З-ну 1835г упр-ие городом переходило к выборным гор-м советам. В выборах м участ-ть все налогоплательщики – как собст-ики, так и наниматели квартир обоего пола. Мэр города избир-ся Городским советом на 1 год. Но эта реф-ма не затронула вопросы упр-ия графствами, поэтому земельн аристократия сохранила упр-ие в сельской мест-ти, поэтому в 1885г – реф-ма, кот изменила упр-ие графствами. Созд-сь представит-е органы – Советы – д/ городов и графств. Прежняя с-ма графств б пересмотрена и наи> крупные города выделены в самост-ные графства. У Советов графств – адм-тивные полномочия мировых судей. Но эта реф-ма не изменила упр-ие на уровне приходов, поэтому 1894г – З-н, лишавший церковно-приходские советы Па рассм-ть нецерковные дела. Д/ реш-ия таких дел - в приходах создавались приходские собрания, кот могли избирать приходские советы. Созд-ная с-ма орг-в самоупр-я имела значит-ю самост-ть от центральной вл-ти.

Реф-мы суда 1873 – 1875, 1880г в Анг. В к 19в б проведена важная реф-ма суд с-мы. Рядом актов 1873-1875, 1880г о верховном суде и апелляц-й юрисдикции б упразднено дел-е высших судов Анг на суды «общего Па» и суды «сПедливости». В нов структуре высших судов предусм-сь использ-е обеих ветвей прецедентного Па. Вместо прежних центр-х судов – Верховный суд, состоящ из 2х п/разделений: Высокий суд (дел-ся на отдел-я) и Апелляц-й суд по гр делам. Продолжали сущ-ть суды ассизов, кот ф-мир-лись из судей Высокого суда. Сущ-ли и низшие суды – четвертных сессий, мировые суды и суды графств, рассм-щие т гр-е дела. В Лондоне – Центр-й Уг-й суд – суд ассизов д/ Большого Лондона. В него вход/ лорд-канцлер и мэр Лондонского Сити.

 

8. Особ-ти ф-мир-я бурж П в Анг. Рев 17 в и П. Анг зак-во в 18-19 вв. Англ зак-во в 18-19. В 18 в преобладавшие в парл-те лендлорды и фин аристократия мало вним-я уделяли зак-льной д-ти. Парл-т пыт-ся уст-ть контроль н/ зак-ной д-тью. Он утв-дал в больш кол-ве лишь т. н. частные билли, имеющ юрисдикционный х-р. Наряду с актами дейст-ли многочисл-е з-ны, принятые парл-том еще в ср/вековую эпоху. После избир реф-мы в 19 в зак-ная д-ть парл-та активизир-сь. Парл-нт стал издавать консолодированные акты д/ пересмотра старых з-нов, объед-щие предшествующие статуты. Особ-тью англ П стало и то, что оно б некодифиц-ым. В к 19 в в англ П стали появл-ся своеобразные «сурогаты кодексов» - консолид-ые статуты с эл-тами кодификации (Акт о товарищест-х). В 19 в связи с ростом зак-льной акт-ти б осущ-но офиц-ое издание сборников статутов Англии. В 1ой 1/2 19 в получ признание гр брак, П женщины распор-ся св собст-тью в обороте имуществ. Разв-сь зак-во о торговых товариществах (компаниях). Акт о мыльных пузырях д. б. предотвратить спекуляции (18 в) в соотв-ии с кот образ-ие акционерн компаний б/ спец гос разреш-я не допускалось. В 19 в эт акт б отменен. Принудит-ое гос регул-ие условий труда остав-сь характ-ым д/ Англ в 18 в. В нач 19 в б отмен старые з-ны о регулир-ии зарплаты. Хозяева диктовали раб-кам св усл-ия труда, используя свободу дог-ра. Омена старых з-нов о бедности. Отказ от выдачи беднякам пособий, предусм-сь т помещение в работные дома. Б провозгл-н эк либерализм (гос невмешат-во в хоз ж-нь). В 1ой 1/2 19 в б принят з-н, кот сделал возможным образ-е в Англ раб-х профсоюзов. Англ рев-ия не привела к большим измен-ям в обл-ти гр П. Большое число Пнар-ий в Англ в это время предусм-сь / по общему П / по статутному. Проступало стремление Пящих кругов внушить любыми ср-ми уваж-е к частн соб-ти. Многие мелкие прест-ия (ранение скота, п/жог посевов) карались см/казнью. Об уг процессе свидет-ет Habeas Corpus Act 1679 (содерж ряд юр-х гарантий неприкоснов-ти личности), Билль о Пах 1689 (не допуск-ся налож-е чрезмерн-х штрафов, жестоких нак-й), акт об устроении 1701 (принцип несменяемости судей). В сер 19 в происходит дальнейшая демокр-ция процедуры рассм-ия уг дел (появ П обвиняемого польз-ся услугами адвоката и треб-ть ознакомл-я с делом, П давать показания в суд процессе). Судебн процедура в Англ развивалась в сорону расширения круга дел, по кот-м судья мог выносить приговор б/ участия присяжных. Особ-ти ф-мир-я бурж П. Петиция о П 1628 (принята парл-м) - идея К-ной мон-ии: никаких налогов б/ парл-та, арестов, иначе как по з-ну, отмена всех чрезвыч-х судов. Трехгодичный акт 1641 - Пила созыва парл-та (парл-т д б собираем раз в 3г. ). Великая Ремонтрация 1641 пол отв-ть должн лиц перед парл-том. Король отказ-ся утв-ть эту. Последующиеакты парл-та б наПлены на огранич-е абс вл-ти короля, в итоге гр войны меж королем и парл-том. Ордонанс о нов модели 1645 - образ-ие постоян армии. В 1643 упразднен епископат, введено пресватерианское устр-во церкви. Акт 1646 - нов статус земельн собст-ти. Орудие упр-ия 1653 - акт о ф-ме Пления. Рев-ия 17 в. Осн этапы: В 1640г. обнар-ся повод для нового открытия столкновения меж королём и парл-м: Шотландия (исповедевала кальвинизм) не захотела принять богослуж-е по англ-му образцу. Этот парл-т стал долгим. Он стан-ся главой рев-ции. 1) 1640-42 - Долгий парл-нт - конст-ный период. Ус/я парл-та б наПл-ны на утв-ие принципов «Петиции о П» и конст мон-хии; 2) 42-42гг. - Гр война меж королем и парл-том (феод-й реакцией и революц-м народом); 3) 1647-49 переход к бурж-дем-му этапу рев-ии, казнь короля Карла I; 4) 1649-53 - утв-ие бурж-но охранит-ой индепендентской респ-ки; 5) 1653-58 - режим военной диктатуры - протекторат Кромвеля.

 

9. Брит-я колон-я имп-я. Перв-я англ-я колония б основ-на в Сев- Ам-ке в нач 17в. К сер 19в брит-я колон имп-я – крупн-шая, вкл колониал-е влад-я во всех частях света. С-ма косвенного упр-ия (опора на местную верхушку). Высшая зак-я вл-ть – у британского парл-та + пр-ва. Колонии дел-сь на «завоеванные» и «переселенч-е» (Кан/а, Австралия). «Завоев-е»: уПлялись брит пр-вом, зак-е и исп-ные ф-и – у губерн-ра. Насел-е – «цветные», устан режим расовой дискриминации (пр – Индия). «Переселенч-е»: постеп приобрели пол автономию. Создав-сь представит-е орг самоупр-ия, кот не имели реальной вл-ти, т. к. высшие зак, исп и суд вл-ть прин/леж брит генерал-губерн-м. В дальнейшем получ/ особый статус доминионов. 1865г – Акт о действит-ти колониальных з-нов: акты колон зак-х орг-в признав-сь недействительными, if они VSореч/ актам брит парл-та, распростран-ся на эту колонию и if VSореч/ к-л приказам, изданным на основе такого акта / имеющ силу такого акта. Зак-е орг колоний получ/ П учреждать суды, издавать акты, регламент-е их деят-ть. 1867г – Акт о Британской Сев Америке – К-ция Кан/ы: объединение ряда провинций и терр-ий в единый доминион «Кан/а». Глава гос-ва – брит. монархиф-ма Пления – своеобразная мон-я. З/д вл-ть – у федер-ого парл-та Кан/ы (2 палаты): сенат и палата общин. Исп. вл-ть – у генерал-губернатора, имевшего широкие Па. В провинциях Кан/ы – провинциальные з/д органы. Внешняя пол-ка и оборона доминионов – компетенция брит пр-ва. Ф-мы взаимоотн-ий с доминионами – колон конференции. Колон П склад-сь из актов брит парл-та, «общего Па», «Па сПедливости», пост-й и распоряж-й мин-ва колоний и нормативных актов, принятых в колонии. Колон П – сложное явление, т. к. отражало как собст-ое, так и навязанное мнение.

10. Образ-е США. Декл-ция незав-ти 1776г. Созд-ие конфед-ции. Ст-и конф-ции 1781г. С 17в нач-ся колон-й захват Америки Англией. С теч-м времени в Сев Ам образ-сь 13 колоний. Все они развивались по-разному и имели разное Пвое полож-е: часть – своеобразные респ-ки, часть – прин/лежала частным владельцам, др – владения Британии. Пром-ть в колониях развив-сь успешно, что составляло Англии конкуренцию, запрещ-сь торговать со всеми, кроме Англии, перевозки – т на англ судах, запрещ ввозить в Ам научные достиж-я, специалистов, все сделки – на гербовой бумаге. В колониях – росли желания освоб-ся от брит колон гнетаив Филадельфии собрался 1 Континент-ный Конгресс, где присутств-ли предст-ли колоний: реш-о б начать войну за нез-ть (бойкот англ товаров). Б объявлено, что каждый из колонистов имеет П на жизнь, свободу и собст-ость. 1775г – началась война за нез-ть. 1776г – Декларация нез-ти: провозглашение бывших англ колоний своб-ми и независ-ми штатами. Б признано, что каждый ч-к имеет П на ж, своб и стремл-е к счастью (нет Па частной собст-ости). Важное значение имело то, что народ может изменить / даже свергнуть неугодное пр-во. Фактич-ки, в Сев Ам появ-сь 13 суверенных г-в. Б образ-ны высшие органы вл-ти. Т. к. продолжалась война VS Анг, нужно б объединяться в конфедеративный союз. С 1781г – вступ/ в силу статьи конфед-ции, кот закреп/ созд-ие союза меж штатами. Цели конфед-и: 1. воен защита от Англ; 2. координация внешнеполит деят-ти штатов; 3. регулир-е торговли меж штатами. Созд-сь общеконфедер-е органы: Однопал-й конгресс: дб собир-ся ежегодно, руководил общими делами конфед-и: решал вопр в и мира, заключ междунар-е дог-ры, назначал и принимал послов, уПл торговлей. Состоял из делегаций, назначае-х штатами (зак орг-ми). Каждый штат в Конгрессе имел 1 голос. Д/ принятия наи> важных реш-ий – необх-мо б 9 голосов из 13. Комитет штатов: в перерывах между собр-ми Конгресса: реш-ие текущих вопросов. Кажд из комитетов имел св предст-ля. Комит-т не имел Па принимать реш-ие по вопросам, по к-м уст-но квалифицированное бол-во в 9 голосов.

 

11. К-ция США 1787г. Прич перех от конфед-и к фед-и. Т. к.: высокая степень иитеграции; нет единой налоговой с-мы; нет мех-ма, кот мог заставить штаты выполнять реш-я Конгресса; угроза гражд войны; эконом хаосиидея созд-ия единого федерат-го г-ва. 1787г – в Филадельфии собрался Конвент (55 делегатов). Конв-м б принята К-ция. Это весьма краткий документ. Особ-ти: *Sты федерации облад-т широкой автономией в реш-ии св дел; имеют собст-ую зак, суд и исп с-му; у каждого штата – своя Пвая с-ма (свое уг, адм, гр П). *центр-му органу вл-ти б передан минимум полномочий (внешн пол-ка, воен сфера, образ-е центр орг-в вл-ти, регулир-е торговли меж штатами и межд торговли). *единая налоговая с-ма. *единая военная с-ма. По ф-ме Пл – през-тск респ-ка. По ф-ме гос устр-ва – фед-ция. Зак орган – конгресс: сенат (зак орган штатов, на 6 л, каждые 2г – обновлялся на 1/3) и палата представит-й (425 деп-в, избирались всем насел-м на 2г). Конгресс мог отклонить любое з-нопредлож-е През-та, мог привлечь През-та к отв-ти в порядке импичмента и отстранить его от долж-ти. През-т: исп вл, на 4г, косвенные выборы (коллегией выборщиков). Верховный суд: высший орган суд вл-ти, члены занимают свои долж-ти пожизненно, назн-ся През-м по совету и с согласия Сената (2/3 голосов). Судьи м б отстранены от долж-ти в соот с процедурой импичмента. В К-ции ничего не говорится о Пах и свободах г-н США, а в К-циях штатов они б провозглашены. 1 Конгресс поставил вопрос о принятии 10 поПк к К-ции, к-е содержали Па и свободы г-н. 10я поПка выражала принцип, что в компетенцию штатов входит все то, что не относится к компетенции Конгресса.

 

12. Гражд-я в-на 1861-1867г в США. Ее влиян на гос строй и конст разв-е стр. По мере экономич-го подъема рабовлад-х штатов нарастают VSоречия меж рабовлад-м Югом и промышл Севером. В к 1860 – нач 61г. Пящие рабовлад-е круги 13 южных штатов пошли на выход из фед-ции и на провозглаш-е в февр 1861г Конфедеративных штатов Америки. После вступл-я на пост през-та Линкольна, конфедераты подняли мятеж, пытаясь насильственно свергнуть конституц-е пр-во, провозглас/ новую К-цию Конфедеративных штатов Америки. 1861г – конфедераты начали Гражд войну, чтобы распространить рабовладельческие отн-я на терр всего союза. Она прод-сь 4 г. Первонач южные штаты побеждали. 1862г – з-н «О гомстедах»: любой американец за $10 может получить в пользование 65 га. If в течении 5л он эту землю добросовестно обрабат-тиП собст-ти на неё. 1862г – з-н, по к-му с 1. 01. 63г в мятежных штатах отмен-ся рабство. 1865г – 13я поПка к К-ции, к-я отменяла рабство. 1868г – 14я поп, к-я у=вала негров в гр Пх со всем насел-м. 1870г – 15я, у=вала негров в избират Пх. В К-ции – принцип: ни один штат по собств-му усмотр-ю не может выйти из США. Ответ южных штатов: введение т. н. «черных кодексов» и образ-е расистских орг-ций. Важное посл-е гр войны – значит-е усиление през-тской вл-ти при Линкольне, к-е законч-сь устан-м «имперской презид-й вл-ти». Война оставила Юг в экономич-м и полит хаосе. Чтобы полностью интегрировать южные штаты в союз, понадобилось 12 лет реконструкции (1865-1877). На Юге нач-ся бурное разв-е капитализма, Юг и Север стан-ся все более одинаковыми.

 

13. Ликвид-я рабства. «Черн кодексы». Победа Севера в гражд войне привела к ликвид рабства. Но негры не получ/ земли. Они преврат/сь в арендаторов-издольщиков, полурабов-полусвободных. Ус/я бывших хозяев б напр-ны на то, чтобы фактич полож-е негров не измен-сь. На это б нацелены постан-я т. н. «Черных к. », издан Парл-тами юж штатов: 1)негры, не имевшие работы, признав-сь бродягами, за что суды назначали штрафы, а при их неуплате принудит работы на плантациях; страх перед обвинением в бродяжничестве вынуждал негров принимать любую работу; 2)неграм запретили занятие ремесл профес-ми / торговлей: им остав-сь плантации и услужение; 3) негры, не достигш 18 л, насильственно отдавались в «ученичество» белым хозяевам. Полож-е на Юге вызывало волну возмущений в народе и армии. Ее ус/вали акты террора и нас/я, кот плантаторы чин/ в отн-ии негров и всех тех, кто их п/держивал. Произошла «реконструкция юга»: разделение на военные округа, юж штаты б поставлены п/ контроль армии. Место общих судов заняли воен трибуналы. Конгресмены и сенаторы Юга б удалены из обеих палат. Новые конст Конвенты, призванные участ-ть в реконструкции юж штатов, б избраны как белыми, так и черными. Билль о гражд Пх негров, изданный конгрессом в 1865 г, отменил «Ч. К. », установив, что ни рабство, ни принудит услужение не могут сущ-ть в США.

14. Образ-е контин-й и англ-с-й с-м бурж П. Их особ и общ черты. 2разн пути разв-я бурж рев - англ и франц - в соотв с др обстоят-ми привели к постеп выявлению 2 разн Пв с-м. Благодаря тому значен, какое имели Анг и Фр, эти с-мы приняли межд хар-р. Стало возможн гов-ть о 2мир с-мах бурж Па: континент и англос-й. Различия: а) конт сист базируется на кодексах; англосакс ставит суд прецедент на 1-й уровень с з-м, она не знает кодексов, но придает огромн знач суд практике; б) что касается имущ отнош, то конт сист в > й степени проникнута началами, коренящимися в римск Пе; англосакс П развивалось в < й зав-ти от последнего; в) англосакс П не знает деления на публ и частн и поэтому питает нек-е отвращен к адм юстиции; гос учр-я и чин-ки отвечают за св действия перед тем же судом, что и част лица. Одинаковые производсвен отн-я, одинк ступень развит семьи, единство принципов полит организ-го об-ва и т. д. предопределяют одну и ту же сущность Па. При всем этом сущ-ие важных различий в регулир-и одних и тех же отн-ий соб-ти, наслед Па и пр. указ на то, что экон-е отнош-я определяют развитие Па в конч счете; на это развитие оказ сильное возд-е и многие др факторы: историч условия, религия, войны.

15. Фр бурж рев-я 18в. Декл П и своб ч-ка 1789 г. В 18 в. - предпос-ки бурж рев-ции. Абс монархия стала реакционной силой, тормозящей разв-е капитализма и оберегающей привилегии двор-ва и духов-ва. В 1789г. революц-я сит-я. Кр-не разоренные феод повинностями, стекались в город, где пополняли ряды бедноты. Всеобщ недов-во пол-кой пр-ва заставило короля созвать Генеральные штаты. 1789 г. – открытие Ген Штатов. Руководящую роль заняла буржуазия, кот требовала обсужд-е реш-й и голос-я. Представители привилегир-го сосл отказ-сь принять предлож-е о привлеч третьего сосл-я. Буржуазия 17 июня объявила деп-в 3-го сосл-я нац-м собр-м. Решающий момент – восстание трудящихся масс Парижа 14 июля 1789 г., явивш нач-м рев-ции. Это укрепило позиции нац-го собр-я, кот стало наз-ть себя учредит-м и передало власть крупной буржуазии. 1-й этап рев-ции – 14 июля 1789 г. –10 августа 1792. Партия «центра» идет на компромисс с двор-м и сохр-т монархию. Взгляды этой партии нашли отражение в Деклар П ч-ка и гр-на 1789 г. В этом док-те учр-е собр-е выступало в интересах буржуазии в целом и от имени всего народа. Декл-я б утверждена 26 августа 1789 г. В ней отраз/сь идеи естеств-го П. Сформулированы демократич-е принципы: провозглаш-е свободы и =ва – т полит =во и перед з-м, естест-е П и свободы ч-ка и гр-на: своб-да собст-ти, совести, мыслей. Принцип закон-ти наПл VS произвола. Гр-не могли занимать любые должн-ти. З-н опред-ся как выраж-е обществ-й воли. Значит вним-е удел-ся идеям Беккария и Руссо. Принципы: неприкосн-ть личности не допустим-ть привлеч-я к отв-ти; задерж-е и заключ-е в виде форм, предусмотр-х з-м, презумпция невин-ти. Провозглаш-сь демокр-е принц гос строя – суверенитет. Высказ-ся идеи раздел-я вл-й – Монтескье. Принц =ва в налогообложении. Принципы выражали интересы всего народа, б напр-ны VS феодальных привилегий, не=ва перед з-м. Част собст-ть объявл-сь естеств Пм. Декл-я умалчивает о своб собр-й, союзов. Ничего не говорит об отмене феод повин-й кр-ва –1 из коренных вопр рев-ции. 2-й этап рев-ции – 10 авг 1792 г. – 2 июня 1793 г. Выборы в нац-е собр-е. Вошла левая группировка – якобинцы – Франция республика. 3-й этап рев-ции 2июня 1793 г. – 27 июля 1794 г. Якобинск диктатура. Декл-я 1793 г.        

 

15. З-ны об уничтож феод-го реж 1789 – 1792 гг во Фр. Среди данных з-в можно назвать Декрет об уничтож феод-х П и привилегий 11 августа 1789 г, Декрет о феод-х Пх 15 марта 1790 г., Декрет об уничтож остатков феод-го режима 25 авг 1792 г. Суть данных з-в: дворяне-з/вл-цы «добровольно» отказавшись в августе от ряда второстепенных «феод П», в то же время полн-ю сохр-ли св П на землю и следуемые к ней крест повинности. Кр-не д б по-прежнему им платить оброки и нести зем барщину / выкупать св поземельн повин-ти за высокую цену. З-ны от 11 авг 1789 г. и особ 15 марта 1790 г. свидет-т о стремл крупной буржуазии, пришедшей к вл-ти на 1-м этапе Вел Фр-й бурж рев-ции, заключить союз с дворянск з/в-м за счет кр-ва. В декрете 11авг 1789 г. гов-сь, что нац-е собр-е окончат упраздняло феод порядок. В обл налогов будут уничтож денежные, личные и зем-е привилегии. Налоги будут взиматься одинак обр и в одинак форме со всех гр-н и со всего им-ва. Декрет от 15 марта 1790 г. показ-т стремл-е превратить феод-ю собств-ть в бурж-ю, сохранив ее в руках з/в-цев. Декрет от 25 августа 1792 г. наПлен на уничтож последствий. Все последствия: «Нет земли без сеньора», из статутов общего и частного хар-ра, тесно связ-х с феодализм – призн-ся несуществующими.

. Гос строй Фр по К 1791г. Падение мон-и. 1я респ-ка во Франции. Сразу после принятия декл П ч-ка и гр-на 1789г Учред собр-е создало особую комиссию, кот отбирала и системат-ла К-ные акты, кот позже легли в основу К-ции. З-нопр-т б принят в сент 1791г. собранием и п/писан королем, кот принес присягу на верность К-ции. По К-ции уст-ся гос строй, основ-й на принц-х разд-я вл-й, утвержд-я нац-го суверенитета, представит-го Пления и огранич-я вл-ти монарха. Гос строй: зак вл-ть – Нац-е собр-е (однопал-е, избир-е на 2 г, работало пост-о). Деп-ты собр назнач-сь выборщиками по департаментам, в св очередь избираемым активными гр-ми (2х степ-е выборы). Избират Пм облад мужчины с 25 лет + высокий имущ и оседлый ценз. Компет-я Нар собр-я: принят з-в, уст-ние налогов, принятие гос бюджета, чеканка монет, ежегодное уст-ние числ-ти армии и флота, привлеч-е к отв-ти мин-ров, реш-ие вопр-в в и мира, утвержд-е дог-в с др странами. Высшая исп вл-ть – король. Его полн-я: гл г-ва, назнач мин-ров и высших долж-х лиц, послов, верх гл-ком-й, глава исп-й вл-ти, з-ны принятые собранием, требовали п/писи короля, П отлагат-го вета, распоряж-я короля д скрепляться п/писью соотв мин-ра (котнрассигнатуры). Суд вл-ть – Верховный национ суд. К-ция отняла суд ф-и у короля и отказ-сь н/елить ими зак-е собр-е. Но и судьи не могли вмеш-ся в дела зак-ва и упр-ия. Судьи выбир-ся народом и утвержд-ся королем. Судьи несменяемы. ОтПление суда стало осущ-ся с уч-м присяжных засед-й. Местные орг вл-ти созд-сь на основе выборов (83 департамента, кот дел/сь на дистрикты и кантоны). С 10 августа 1792г. – по 2июня 1793г. – 2й этап рев-и. Обострение размежевания пол сил в стране. Вл-ть от Пых сил перешла к центру. Жирондисты - средняя бурж-я; якобинцы – мелк и часть сред бурж-и – ремесл-ки и кр-не. 10 августа 1792г. образована Парижская Коммуна, бол-во в кот составляли якобинцы. В ночь на 10 авг 92г штурмом взят королевский дворец. Людовик 16й арестован. Зак-е собр-е объявило его отреч-е и постановило заключить в тюрьму. Режим конст-й мон-и рухнул. В зак-м собр-и жирондисты оказались самой влият-й группировкой. Созд новый орган гос вл-ти – Нац-й конвент. Отмен/ деление гр-н на активных и пассивных – дем-зация избират-го Па. Прошли выборы в конвент приблизит 200 жирондистов и 100 якобинцев. Конвент отменил К-цию 1791г. В тоже вр в дер-не не б полностью ликвидир-ны феод-е отн-ия, ус/лись кр-е волн-я, армии врагов п/ход/ к границам страны, положение стало критическим. 2 июня 1793г. П-во жирондистов б свергнуто вооруж-ми гр-ми, возглавл-ми комитетом Парижской коммуны. В конвенте теперь доминир-ли якобинцы. 21 сентября 92г. Фр б объявлена респ-кой (1я респ-ка). 1793г. январь – суд и казнь Людовика 16го.


16. З-н Ле Шапелье 91г. Труд и соц зак-во. Рев-я зак-сь, а раб-е многого не пол-ли. Д/ них б открыты т. н. нац-ые мастерские, где за тяжелые зем-е работы плат/ по 20 су в день. Учр-е Собр-е пригрозило им нак-м: кто б собир-ся на скопища д/ обсужд-я постан-й о зарплате, б отдан по суд. Летом 1791г. нац-е мастерские б закрыты. Первые п/нялись п/мастерья – портные. Они начали 1 из первых забастовок в ист бурж-й Фр-и (треб-ли увелич-е з/п). Рабочие стали собир на тайные собр-я. Стали созд-ся профсоюзы. Обеспок-е мастера обрат/сь в коммунальн совет Парижа, а тот в Учр-е собр-е, и 1791г вышел з-н Ле Шапелье, запрещ-й гр-м, связ-м меж соб общей профессией и ремеслом, образ-ть союзы, прин-ть реш-я об усл-х работы и т. д. З-н запрещ все ф-мы забастовок – зачинщики д б платить штраф 500 ливров, а иногда + тюр-е закл-е. З-н запрещ союзы рабочих 1 и той же профессии, объявлял незак-ми стачки и собр-я рабочих с целью обсужд-я усл-й труда. С разв-м кап-зма во Фр-­ции зак-во, запрещ-е объед-я рабочих, стан-сь все > неэффектив­ным. Наполеон III, использ-ший тактику заигрывания с раб-ми, в 1864 г. отменил з-н Ле Шапелье. Так б уз-нены рабочие синдикаты (профсоюзы) и стачки, if т они не сопровожд-сь " неПмерными" д-­виями. Но в усл-х режима 2 империи рабочие орг-ции не м своб-но функ-ть. Лишь в 1884 г. в связи с новым ростом раб движ-я парл-т Третьей респ-ки уз-нил своб-е обра­з-е рабочих союзов, кот преследовали эк-е цели. З-ны 1874—1892 гг. запрет/ труд детей до 13 лет, установ/ д/ п/ростков до 16 лет 10-час раб день, а д/ женщ и п/рост до 18 л — 11-час. Труд-е и соц-ое зак-во как составные части фр-ой Пвой с-мы берут начало лишьв XX в. Оно связ с ур-м орга­низ-ти и сознат-ти раб движ-я, со сте­п-ю разв-я гос мех-в рег-я соц-х отн-ий. Важн ист-м труд Па Фр яв­лТруд кодекс 1910г. Предст-т соб инкорпорацию многочисл зак-х актов по труду, принят в разное время парл-том и пр-м. Кодекс о труде претерпел в XX в. больш изм-я. Снач он распростр-ся т на промышл-х ра­бочих, кот треб-ли особой Пвой защиты. В на­ст время он дейст-т в отн-ии всех лиц наемно­го труда, как простых рабочих, так и предст-й упр-ческой элиты. Зак-во 1981—1982 гг., отразивш усиление позиций левых, дем-х сил, расшир П комитетов предприятий на участие в упр-ии. Они по­луч/ возм-ть влиять на финанс-е дела, на плани­р-е, на разв-е условий труда и соц-ой пол-ки в пределах отд-х предпр-й.  

18. Якобинск декл-ция П ч-ка и гр-на 93г. Она воспроизводила осн-е полож-я декл-ции 1789г., но отлич-сь большим дем-мом, револ-ю. Якобинцы признавали юр рав-во в полном V и отвергали дел-е гр-н на активных и пассивных. В тоже вр як-цы выст-ли VS концентрации богатства в руках немногих. В декл-ции указано, что пр-во уст-но, чтобы обеспеч ч-ку польз-е его естеств-ми Пми: П на рав-во, свободу, б/опасность и собст-ть. З-н д охранять обш-ую и индивид-ю свободу VS угнет-я со стор Пящих, утвержд-сь верхов-во з-на, суверенитет зиждется в народе: он един, неделим, нар-й сувер-т не м б передан к-л лицу / группе лиц. В декл-и утв-ся принцип з-нности. Новая декл-я провозгл-т, что целью об-ва явл общее счастье. Декл-я дает опред-е собст-ти как Па каждого гр-на польз-ся и располагать по усмотрению св имущ-м, доходами. Декл-я допускает своб собр-й, гов-т о свободе совести, но умалч-т о свободе союзов. Провозглаш-ся Па гр-н заниматься любым трудом, промыслом и торговлей. Новым б в декл-и П коллект-х петиций. Декл-я признает за народом П соVSления угнетению, называя священным П и даже обяз-ть народа и кажд его части на восст-е, когда пр-во наруш Па народа. Декл-я гов-т об обяз-тях об-ва давать пропитание неимущим, ища им работу и обеспечивая ср-ва сущ-ния; содейств-ть нар-му просвещ-ю и сделать образов-е достоянием всех гр-н. Повтор-ся полож-я декл-и 1789г. о принц-х УП, процесса и гарант неприкоснов-ти личн-ти. Придание з-ну обратной силы – прест-е. Декл-я б радикальна по своему х-ру. Но и она ост-ся бурж-й по св сущности, что обнаруж-ся в ст-х о част собст-ти, отвеч-х интересам буржуазии.

. Якоб конст 1793 г им радик хар-р. Фр – респ, унитар г-во. Зак-я вл прин-т зак-му корпусу, раб-му пост-но. Как и в конст ’91 г, члены зак-го корп польз-ся деп-й неприкосн-тью. Зак-й корп обр-ся прямым голос-ем народа на его первичн собр-ях в кантонах. Каждый изб-й в зак-й корп счит-ся предст-ем вс нации, а не той группы насел-я, кот его изб-ла. В эт отн-ии, как и в др, якоб-я конст строго придер-сь принципа единства и центр-ции, VSод-я всяким местническим тенден-ям. Исп вл прин-т исп-му совету в сост 24 членов, изб-х зак-м корп-м. На исп сов возл-ся рук-во общим упр-ем и набл-ем за ним. Он может дейст-ть т во исп-е з-в и декретов зак-го корпуса. Конст уст-ет выб-ть мест орг вл. Изб Пво по нов конст > дем-но, чем по конс ’91 г. им польз-ся кажд гр-н, достиг-й 21 г, прожив-й в кантоне не < 6 мес и живущий св трудом. Не польз-сь эт Пвом женщины и лица, не им-щие самост-х занятий, т. е. нах-ся в услужении (дом прислуга). Ценз оседлости, конечно, сужал Пва раб-х. Изб-е провод-сь по жел-ю кажд изб-ля / отк-м голос-ем, / п/ачей записок. Провозгл-ся, что фр-й народ есть друг и естест-й союзник своб-х народов: он не вмешивается в упр-е др народов и не потерпит, чтобы вмеш-сь в его дела. Конст ’93 г предст собой зак-е выр-е идей радик части мелкой буржуазии и явл-ся наиб дем-й из всех конст фр-й бурж рев-ции, хотя этот дем-зм б всё же урезанным. Чрезв-е обст-ва, в кот-х нах-сь тогда Фр-я, а именно война со странами, составившими коал-ю VS неё, необ-ть борьбы с внутр-й конррев-ей (восст-е в Вандее и др местах) побуд/ конвент отсрочить введение в д-е конст до закл-я мира.

 . Диктатура якобинцев. Рев пр-во. Во Фр слож-сь сист упр-я, кот получила назв-е рев пр-во. Декрет об орг-ции врем рев пр-ва б издан Конвентом 4. 12. 93. но ещё до эт Конв отк-ся от принципа разд-я вл-й и сосред-л в св руках всю полноту зак-й и исп вл-ти, кот осущ через ряд его собст-х комиссий и комитетов. Особое значение приобрели ком-т общ-го спасения и ком-т общ-й б/оп-ти. Декрет об учр-ии ком-та общ спас-я б издан Конв-м 6. 04. 93. он сост из 9 чл, изб-х поимённым голос-ем в Конвенте. Он д б осущ-ть наблюд-е за всеми орг исп вл, генералами и всеми учр-ми, принимать меры по внутр и внешн обороне. 26. 07. 93. ком-т получил Пво произв-ть аресты, а в дальн-шем ещё > расш-лись. Он сост-л списки канд-в в др-е ком-ты, имел Пво вступать в непосредственные отн-ия с иностранными гос-ми. Рук-л ком-м Робеспьер. Ком-т общ спас-я сыграл огром-ю роль в сист якоб-й дикт-ры, в борьбе с евр-й коал-й. Ком-т общ б/оп-ти сф-м-ся в окт ’93 после долгой борьбы VS жирондистами и монтаньярами. К эт времени он стал оплотом монтань-в. в обяз-ти ком-та вход непоср-я борьба с контррев-ми и всеми, кто нарушал общ пор-к. он им Пво произв-ть аресты лиц, зап/озр-х в контррев-й д-ти. Комиссары рук-ли провед-ем рекрут-х наборов, рассл-ли злоупотр-я и наблюдали за генералами и офиц-м составом. Муниципал-ты б гл--й опорой Конвента на местах. К ним даже отошла часть ф-ций генеральных советов департ-в. Нар-е общ-ва предст собой отдел-я якоб-го клуба. Они помогали комиссарам в чистке адм-ции и выдвигали должн-х лиц из св среды. В кажд гор коммуне мест-м нас-ем выбир-ся рев ком-т. На его обяз-ти лежало пост-е набл-е за всеми врагами рев-ции, свящ-ками, агентами эммигрантов и т. д. Ревкомы составл списки п/озр-х гр-н, п/леж-х аресту. Рев пр-во сумело, опираясь на нар-е массы, моб/зовать громадные матер-е ресурсы и организовывать тыл д/ победы на фронте.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.