Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Олег Михайлович Боровских 17 страница



Ничего не попишешь — хорошее снабжение значило очень много. А мест, хорошо снабжавшихся, было очень мало (и на том же Дальнем Востоке, далеко не везде было одинаково). Даже " кулаки", высланные в район Комсомольска, жили заметно лучше, чем ограбившие их односельчане в Центральной России (парадокс, но дело обстояло именно так) — в том числе, благодаря относительно милосердному климату, позволившему многим из них стать самой зажиточной частью населения той местности. В быстро растущем городе они легко сбывали продукты питания рабочим, получавшим (особенно на военных заводах) неплохие зарплаты. Когда я на Орловщине слушал рассказы местных старожилов о том, как они бедовали в своих колхозах, как унижались перед каждым бригадиром за дополнительный мешок зерна, как ходили в город за солью — за 20 километров пешком — я прямо говорил им, что они жили гораздо хуже высланных кулаков, по крайней мере тех, которые угодили на Амур.

Правда, доводилось слышать, что некоторые сёла, обжившимся-было в тайге " кулакам", приходилось спешно бросать из-за того, что появилось много вооружённых банд, состоявших из людей отчаявшихся и на всё готовых. Кроме того — " кулаков", попавших в окрестности Благовещенска и в Еврейскую автономную область, быстро " сорганизовали" в обычные колхозы, где им приходилось несладко. Окрестности Комсомольска как-то выпали из внимания " коллективизаторов" (там даже гораздо позже, при Брежневе, почти не было колхозов), видимо просто не знавших, что Комсомольск — ещё не север, там растёт даже виноград, и тем более всё, что может вырасти в Центральной России.

А потом пришла война. Фронт от Дальнего Востока проходил далеко. К тому же поначалу опасались, что японцы ударят вместе с немцами. Я, кстати, и сейчас не понимаю, почему Япония кинулась не на истекавший кровью Советский Союз (когда бои шли уже под Москвой), а на целые и невредимые Соединённые Штаты, которые, разумеется, никак не могли быть побеждены японцами один на один (а чем могли помочь самураям немцы, бросившие все силы на восточный фронт, да ещё с непобеждённой Англией в своём тылу? ).

Тем не менее, Япония ринулась именно на Америку. После удара японской авиации по Пёрл-Харбору, в Кремле вздохнули свободнее и начали активнейшую переброску резервов с Дальнего Востока на Запад. Всем этим объясняется тот факт, что дед мой попал на фронт только в 1942 году — как раз тогда, когда накапливались силы для контрнаступления под Сталинградом. Перед тем как в окопы бросить, держали призванных на сборных пунктах. Кормили там так плохо, что в бане все были похожи на обтянутые кожей скелеты. Только и мечтали — на фронт попасть, наесться досыта.

И вот попали… Ровная заснеженная степь, нигде ни кустика. Прямо в этой открытой степи, в маскхалатах, лежат готовые к броску солдаты. Над ними лениво проплывает немецкая " рама" (тихоходный самолёт-разведчик). На всякий случай, время от времени, даёт по земле очередь из пулемёта. Рядом кого-то убило, а кого-то ранило… Потом — миномётный обстрел. И опять кого-то уносят… А стрелять в ответ нельзя. Маскировка. Силы накапливаются для решающего удара. Накапливаются в открытой всем ветрам, промороженной степи, на такой местности, где кажется и кошке не спрятаться…

Вот тогда, поминутно ожидая смерти, дед дал зарок: " Вернусь живым — буду пить и есть в полное своё удовольствие, ни в чём себе не отказывая. Плевать на все нравоучения и какие-то долгосрочные планы — один раз живём!.. "

И вернулся живым. Всю войну прошёл — до самого Берлина. Ни разу не был ранен. Однажды, правда, впился в шею маленький осколочек — но товарищ, находившийся рядом, тут же его и вытащил. Ни в какой медсанбат обращаться не стал.

А приходилось, порой, всяко. Пару раз случалось в окружение попадать. Но оба раза везло людям в том, что не было с ними ни одного офицера. Слушались деда — как старшего по возрасту. Какой-нибудь сопляк-лейтенант, мужественно поднял бы солдат в атаку: " За Родину, за Сталина! " — и положил бы всех под немецкими пулемётами. Дед горячку не порол. Оба раза поступал весьма просто (как сейчас сказали бы — " принимая во внимание человеческий фактор" ) — в самый глухой предрассветный час, когда спать хочется сильнее всего, закопав рацию и избавившись от любых, способных звенеть-греметь предметов, уходили, почти не дыша, под самым носом у сонных немцев.

Благодарность деду от командования фронта, присылали даже семье в Комсомольск.

Бывало и так: не могут взять какую-то высоту. Один командир-идиот поднимает в атаку бойцов — и гибнет, вместе с изрядной их частью. Его дурь повторяет второй горлопан… К вечеру весь склон усеян трупами — а дело не сделано. Тогда, глубокой ночью, несколько человек берут ножи поострее — и тихонько ползут (где можно — в обход) на немецкие позиции. И высота взята — без единого выстрела. После пары-тройки подобных случаев, в которых принимал участие мой дед, стали посылать его за " языками". Случалось ему финкой " снимать" немецких часовых. Конечно, кидаться с ножом на человека — не очень хорошо. Но, между прочим, когда бывали в части случаи " самострелов" и изобличённых солдатиков приговаривали к казни, дед никогда не вызывался быть палачом-добровольцем. А добровольцы были…

Запомнилась ему своей красотой Рига.

Ещё запомнилось, как (уже на территории Германии) " рокоссовцы" (бывшие зэки), люди безумной храбрости и столь же безумного поведения, обрушились на немецкое население подобно дикой орде, и стали творить такие грабежи и насилия, что их приходилось останавливать, используя другие войска. Существовала даже инструкция, согласно которой, патруль, увидев как " рокоссовец" насилует немку, обязан был приказать ему встать и прекратить насилие. А если тот не встанет (рокоссовцы обычно посылали на три буквы всех подряд), то в него можно стрелять…

Тем временем, в Комсомольске-на-Амуре, двое маленьких сыновей деда были при смерти — не хватало витаминов, еды нормальной, оттого болезни наваливались. Все более-менее квалифицированные врачи были на фронте. Оставшиеся в тылу (возможно — по блату) коновалы, пытаясь лечить детей, занесли с уколами инфекции. Оба ребёнка (в разное время) умерли. Три девчонки (в том числе — моя мать) были постарше, покрепче — поэтому выжили. Это не значит, что всем там жилось столь же тяжело. Дальний Восток снабжался американцами. И снабжался хорошо (по крайней мере, это касается Комсомольска-на-Амуре, с его военными заводами). Всевозможное начальство, оставшееся в тылу " по броне", устраивало порой вечерние балы (да-да, именно так они и назывались), на один из которых, их избалованные но недалёкие жёны, явились в американских ночных рубашках — приняли их за бальные платья…

Впоследствии, учась в школе, моя мать с изумлением узнала, что оказывается, только её семья и семья ещё одной одноклассницы (у той отец погиб на фронте) голодала. Прочие дети (отцы которых фронта в глаза не видели) откровенно удивлялись: " Какой голод?? Вы что?!.. "

Я много читал в книгах о доблестных партийных руководителях, которые в оккупированных областях возглавляли сопротивление, партизанские отряды организовывали, участвовали в подпольной борьбе… Да куда ж им деваться было, если немцы их к стенке ставили?! К тому же и из Кремля приказывали шевелиться, зачастую специально в тыл к немцам забрасывали. Судить надо по поведению тех, кто оставался в неоккупированной местности. Там поведение этих шкур, было далеко от геройского и от просто человеческого. Об этом писать как-то не принято — в том числе и в наше время…

После того как вернулся дед с фронта, назначили его поначалу каким-то мелким начальничком. Многих фронтовиков старались выдвигать на руководящие посты — не слишком, впрочем, высокие — как заслуживающих доверия. Надо признать — люди вернулись с войны какими-то изменившимися в лучшую сторону, одухотворёнными, верящими в идеалы добра и справедливости. Не было у них того, что сегодня именуют синдромами (" афганский", " чеченский" …). Они действительно заслуживали доверия.

Но долго на том посту вчерашний фронтовик не задержался. По доброте душевной, старался закрывать людям наряды побольше. Начальство, стоявшее у него над головой, столь же старательно эти наряды срезало. Рабочие начинали удручённо канючить: " Как же так, товарищ Кириллин — вы же обещали" … И товарищ Кириллин, приняв на грудь, однажды пошёл и облил чернилами с головы до пят, своего непосредственного начальника, виновного в срезании нарядов. Вытурили товарища Кириллина из партии — и с должности сняли. Пошёл работать простым работягой — каковым и был всю жизнь. Правда, спустя некоторое время, проворовался начальник, побывавший под чернильным душем — и, в свою очередь, был вышвырнут из партии и с должности. Тогда подкатили-было к деду на полусогнутых — возвращайся, дескать, заблудший сын, в лоно партии родной. Какой-нибудь карьерист был бы рад до икоты и расстройства кишечника. В 1956 году из лагерей выходили, после 10–15 лет отсидки — и с воплями радости кидались обычно, в объятия родной КПСС-ВКП(б). Но дед был не из того теста. " Что суки — в партию, на фронте, чуть ли не на ошейнике тянули, когда в окопах был нужен, шкурой своей рисковал; а война закончилась — за какую-то падлу выгнали!.. " В общем — послал их подальше.

Надо ведь и то учесть, что коммунисты, как идейные, просто обязаны были первыми подписываться на всевозможные государственные займы. А разновидностей займов было множество — страна восстанавливалась после войны и одновременно развёртывалась гонка вооружений. Поэтому, будучи в партии, дед порой вынужден был всю зарплату отдавать на займы. Бабка выла от злости, кляня и его, и партию…

Потом работать ему много где приходилось. Ярмо везде было, а заработать особо не давали. К тому же, выполняя данный себе под Сталинградом зарок, дед никогда не экономил, ни на выпивке, ни на закуске. Да ещё кучу друзей-товарищей нередко тащил на свои застолья (порой обделяя семью). А в свободное время любил ходить в тайгу — с ружьём, финкой, плащ-палаткой и собакой. Охотился, рыбачил, грибы с ягодами собирал. Набредёт на малинник, или на заросли дикого винограда, финкой вырежет куски берёсты, сплетёт короб — и тащит в этом коробе ягоду домой. Забирался порой, так далеко в дебри, что собака ложилась на землю, отказываясь идти дальше. Если у него оставались силы — брал её на закорки и нёс. Если сил уже не было — уходил один. Собака заявлялась дня через два-три. Ложилась пластом и долго приходила в себя. Дети ей воды поднесут, она попьёт — и спит… Но каждый раз в лес с дедом шла охотно. Хоть нередко её, и пчёлы дикие, и змеи кусали, так что морда распухала как шар — а всё-таки, иной раз, где зайчика схватит, где утку придушит…

Люди делали немалые деньги на ягоде, орехах, грибах, на той же плотницкой шабашке. Даже специально приезжали на Дальний Восток целыми семьями из Средней Азии и с Украины — именно подзаработать, тем или иным способом. Дед к наживе не стремился, деньги текли у него как-то меж пальцев. Отправили его раз, вместе с группой других рабочих, в какой-то колхоз в Еврейской автономной области, в район Амурзета — на самую китайскую границу. Обычная практика для СССР — отправлять людей " на картошку", то бишь, на помощь колхозам-совхозам, выручать дураков-председателей. Там он сильно простудился — и на удивление быстро умер. А ведь имея кучу наград (дети играли орденами и медалями, за неимением игрушек), не имел ни единого ранения. Говорят — возможно нервное напряжение сказалось. Даже до брежневских времён не дожил. Поэтому я с долей некоторого недоверия посматриваю на иных ветеранов, которые живы до сих пор (или — были живы до недавнего времени). Может быть и грешно так думать, но невольно мыслишка в голову закрадывается: а те ли они, за кого себя выдают? Доводилось ли им лично ходить в атаки?..

 

 

Разумеется, говоря о Комсомольске-на-Амуре, невозможно не сказать о том, что город построен трудом не только вербованных, но и зэков. Что касается комсомольцев, в честь которых город назван, то говорят, что сначала действительно прикатило в тайгу некоторое количество желторотых энтузиастов, мечтавших о пении песен под гитару у костра, в обществе симпатичных комсомолок. Но — при первых атаках комаров, оводов, слепней и мошкары, а также при первых признаках цинги, задор юных романтиков, испарился как утренний туман. Хлопцы стали сматывать удочки (а их отлавливали и судили). На этом собственно комсомольская эпопея закончилась.

Зэков водили на работу пешком, под конвоем (штыки наперевес! ), через весь город, не особо стесняясь чьих-то посторонних глаз. Дети часто подбегали к заключённым (особенно к женщинам) с ведёрками воды. Пили те жадно. Мать вспоминала, что совсем недалеко от их дома, чуть ли не каждый вечер разыгрывалась одна и та же сцена: зэки отработали день, на строительстве какого-то здания. За ними пришёл грузовик, чтобы отвезти их в жилую зону. Ехать надо стоя — и видимо далековато. Заключённые понаделали примитивных скамеечек. Охрана не разрешает им брать эти скамеечки с собой в кузов — боится, что этими скамеечками им головы поразбивают. Зэки отказываются забираться в машину. Охрана стреляет поверх голов. Зэки матерятся. Охрана опять стреляет — ещё ниже, ближе к головам. Заключённые кое-как начинают посадку…

Однако наибольшую неприязнь у " вольных" горожан, вызывали в годы войны вовсе не зэки (которых жители частенько втихаря подкармливали) и даже не их охранники (к которым в этих краях относились довольно негативно), а солдаты-зенитчики, которые установили свои орудия во всех городских парках и скверах (опасаясь японского нападения, власти допускали возможность бомбёжек), неотлучно дежурили при этих орудиях и " по большой нужде" ходили тут же, загадив всё вокруг.

После войны возникла, так сказать, особая категория " населения" — японские военнопленные, которых много нагнали в город. Ведь Маньчжурская (Квантунская) армия японцев, практически в полном составе капитулировала по приказу своего правительства. Несколько лет эти пленные строили дома в Комсомольске-на-Амуре. Поисписали их иероглифами, которые после отправки японцев на родину, были срочно замазаны. Иероглифы были вырезаны и на концах палочек, которые японцы носили с собой вместо авторучек. Когда требовалось поставить свою роспись в какой-нибудь ведомости, японец доставал палочку, окунал её в чернильницу — и прикладывал к бумаге. Как ни странно, при всей строгости ведения документации в сталинскую эпоху, советские бюрократы вполне удовлетворялись такими " росписями", из абсолютно не понятных для них закорючек.

Летом японцам было относительно хорошо. Они, вместо трусов, просто завязывали себе кое-как на " интимных местах" носовые платки и ходили, практически голышом. Частенько таскали при себе маленькие лопатки (типа детских) и соль. Копнут землю, вытащат червяка, слегка ополощут в луже, посолят — и в рот. Частенько показывали горожанам свои семейные фотографии и открытки с видами Японии. Порой рисовали портреты, или мастерили что-нибудь, за еду. Пытались что-то обменивать. Подойдёт к торговке пончиками японец, предлагает ей носовой платок за пончик. " Да ты его небось себе на мотню привязывал, а теперь мне предлагаешь!.. "

Зимой, детям Страны Восходящего Солнца приходилось туго. Холода они переносили плохо. Видимо тут сказывался и недостаток полноценного питания, и отсутствие по-настоящему тёплой одежды. Климат на Дальнем Востоке муссонный. В отличие от Сибири (где во время морозов не бывает ветра), на Амуре морозы (хоть и послабее сибирских) сопровождаются сырыми ветрами с океана — что тяжело переносится даже коренными народностями. В этих местах прекрасная, дружная весна; хорошее, тёплое лето; долгая золотая осень. Но зима на Дальнем Востоке — ужасная. Грипп нередко принимает тяжелейшие формы. В Москве не каждый поверит, что эта болезнь, в принципе может быть смертельной. В Комсомольске этим никого особо не удивишь (В Приморье конечно полегче). Даже в более южной Японии, лётчики в очках — обычное явление. В Комсомольске же, проблемы с зубами и зрением — почти у всех.

Ведут японцев, скрючившихся от холода, строем в столовую. Перед входом останавливают. Следует зычная команда (совершенно всерьёз): " Па-адтереть сопли! " Японцы (люди патологически законопослушные) дружно трут сопли рукавами и шмыгают носами…

Если, во время работы, требуется поднять какую-нибудь тяжесть — например, бревно — сыны микадо, подобно муравьям, облепляют это бревно в невообразимом количестве. Под вопли: " уно-сайно! " (это что-то вроде: " раз-два, взяли! " ), бревно поднимается. Так и несут его — всей толпой…

Когда Япония стала после войны демонстрировать экономические успехи, многие комсомольчане той эпохи, воспринимали это с некоторой долей удивления — вспоминая, как сопливые японцы вдвадцатером каждое бревно таскали. А теперь, мол, гляди-ка, поднялись!..

Впрочем — на Дальнем Востоке вообще " традиционно", с долей высокомерия относятся к окружающим азиатским народам. Если например в Москве и Петербурге действует (сейчас, правда, подзавяла) секта " преподобного Муна", возглавляемая корейцем — то у дальневосточников сам этот факт вызывает насмешки. В какой-то мере, тут сказывается психология осаждённой крепости. Ведь за Амуром, Уссури и Туманной, живёт и множится неисчислимое китайско-корейское население — что, естественно, воспринимается русскими с подсознательной настороженностью. Да и экономика соседей (за исключением Японии — получившей, впрочем, крупные финансовые вливания из США) долгое время находилась в крайне примитивном состоянии, что позволяло смотреть на монголов, китайцев и корейцев как на дикарей. А то, что творилось в Китае в годы " культурной революции", только утверждало это мнение. Ведь на Дальнем Востоке радиоприёмники всегда неплохо ловили передачи китайского радио — которое на русском языке воспевало всю кошмарную дурь того времени.

Едва Комсомольск покинули эшелоны с отправляемыми на родину японцами, как на город свалились полчища новых иностранцев — беженцев из Северной Кореи. В 1950 году, северные и южные корейцы с энтузиазмом вцепились друг другу в горло. До сих пор историки спорят, кто же первым напал — юг на север, или север на юг. Мне этот спор представляется как минимум наивным — потому что той войны хотели все: и северяне (совокупно со своими покровителями в лице Сталина и Мао Цзэдуна) и южане (активно подбадриваемые американцами и англичанами). Разделение Кореи по 38-й параллели в 1945 году, всеми сторонами воспринималось как чисто временное явление.

Довольно быстро выяснилось, что северяне-то явно посильнее будут. Оно и неудивительно: представьте себе на минуту, что сегодняшних эрэфовских солдат, которые друга дружку в попу насилуют и побираться заставляют, послали в бой против такого же количества, точно так же вооружённых красноармейцев эпохи Великой Отечественной войны. Угадайте с трёх раз, через сколько минут доблестные защитники демократии драпанут по кустам от людей, подобных панфиловцам?..

Уяснив, что судьба ему улыбается, Ким Ир Сен попытался провести блицкриг. Северокорейские войска довольно быстро заняли почти всю Южную Корею (98 % её территории). Но потом на Северную Корею обрушились американцы, не только отбившие Южную Корею, но и взявшие Пхеньян (на 45 суток), а затем вышедшие на пограничную с Китаем реку Ялу. Однако, тут в дело встряли Китайцы, отбросившие американцев на 38-ю параллель — правда, очень дорогой ценой. Они шли буквально по своим трупам. Американцы за всю эту войну потеряли убитыми 58 тысяч человек. Китайцы — 900 тысяч. Погиб даже один из сыновей Мао Цзэдуна, принимавший участие в той войне. Обозлённые американцы пообещали " вбомбить Северную Корею в каменный век". И были близки к осуществлению задуманного. Но, после того как их самолёты пару раз нанесли удары по советским аэродромам в районе Посьета, Сталин послал в Корею советских лётчиков, во главе с самым успешным асом Отечественной войны Иваном Кожедубом (62 сбитых немецких самолёта — притом, что на фронт попал только в 1943 году! ). Воздушное наступление американцев было отбито. В 1953 году война затухла, примерно на тех же рубежах с каких начиналась.

Пока шла вся эта катавасия, беженцы отсиживались на территории СССР — в том числе, в Комсомольске-на-Амуре. Для них выделили отдельные бараки, предоставили им работу на городских предприятиях. Да и сами они подрабатывали, как могли. Например — шили для местных. При этом говорили, что живётся им лучше чем в Корее, в которой у многих тогда фанзы топились " по-чёрному".

Отношение к ним русских, было довольно прохладным. Не то чтобы вражда — а просто совершенно разный менталитет и культурный уровень. Когда корейцы сожрали всех собак, каких только могли умыкнуть — их начали поколачивать. А когда они стали предлагать за собак деньги и даже обменивали их на свиней (были подобные случаи) — это вызвало к жизни шквал анекдотов. Обычаи корейцев тоже нередко вызывали насмешки, или недоумение. Например — невестка у них обязана каждый вечер мыть свекрови ноги. А когда корейская семья вкушает такой деликатес как собачатина, лучшие части барбоса — голова и лапы — достаются зятю. Дерутся корейцы не кулаками, а головами — с шипением, похожим на гусиное. На детей своих, если раздражены, шипят подобным же образом. У местных драчунов даже выработался приём — бить голову " атакующего" корейца об колено…

Мало понимания у россиян той эпохи, находило стремление корейцев любой ценой — питаясь буквально травой и кореньями (папоротником, например — он пахнет огурцами, видимо создаёт какую-то иллюзию насыщения), копить разные вещи. Например — яркую материю, целыми рулонами, от пола до потолка. Кореянки, нередко полуголодные, одевались во всё блестящее и обвешивались дорогими побрякушками. В Советском Союзе того времени, подобное " стремление к накопительству", считалось чем-то зазорным (хотя — смотря где конечно; про Среднюю Азию я бы этого не сказал).

Впрочем, вскоре после окончания корейской войны, беженцы вернулись в родные пенаты (некоторые, кстати, отчаянно не хотели возвращаться), где жутко мудрый (а главное — беспощадный) вождь Ким Ир Сен, быстро приучил подданных к простым синим блузам, украшенным лишь значками со своим изображением…

Расстояние между Хабаровском и Комсомольском-на-Амуре, составляет около четырёхсот километров. То есть, примерно столько же, сколько между Москвой и Брянском, Москвой и Костромой, Москвой и Орлом. Трава на тех просторах, вымахивает в рост человека. И кругом (если не считать воинских частей) — пустота. Редко где мелькнёт палатка геологов. А ведь там могло бы пастись множество скота. Дальний Восток мог бы не только себя, но и Сибирь обеспечивать продуктами питания. Однако советское руководство было буквально помешано на всеобщей милитаризации. В Комсомольске-на-Амуре производятся атомные подводные лодки, реактивные истребители — и не только. Для всего этого нужен металл — поэтому действует мощный металлургический завод " Амурсталь". Собственно говоря, город и построен " с нуля", на равном расстоянии от сухопутной границы и от побережья (то есть — малодоступен и для сухопутных, и для морских сил потенциального противника) как военная кузница Дальнего Востока. Вместе с тем, для развития сельского хозяйства и пищевой промышленности в окрестностях, не делалось почти ничего. Люди откровенно посмеивались, глядя в магазинах на латвийскую сгущёнку (из города Резекне) и белорусские орехи лещины. Эта самая лещина, густыми зарослями покрывает все окрестности Комсомольска. Правда, на Дальнем Востоке лещина колючая — но это и есть всё отличие от лещины, растущей " на западе". И сюда волокли орехи из Белоруссии — через всю страну! Так же как и берёзовый сок — с Урала…

Надо сказать — мёду на Дальнем Востоке много (в сравнении с другими регионами России). Но это и понятно — просто нигде в стране нет столько цветов, растущих везде и всюду, без всяких искусственных посадок. Достаточно назвать саранки — жёлтые, красные, чёрные, практически всех цветов радуги — которые в Центральной России напыщенно именуют лилиями. Предприимчивые люди (не хотелось бы называть их мошенниками) приезжают в эти края, ищут по лугам и распадкам особые разновидности саранок, выкапывают, привозят в западные районы России (и не только России), размножают на своих участках — и продают доверчивым гражданам, выдавая за особые сорта лилий, выведенных где-нибудь во Франции, или Италии. И названия этим сортам присобачивают какие-нибудь фердиперцевые, типа: " Золото Короны", или " Королева Изабелла". А по этим " королевам" где-нибудь в Приморье коровы топчутся…

Примерно такая же история случилась с плодом, который известен теперь под названием " киви". Сейчас рассказывают сказки о неких селекционерах из Новой Зеландии, которые якобы сумели скрестить клубнику со сливой (или ещё что-то в этом роде) и таким образом получили чудо-гибрид, названный в честь символа Новой Зеландии — птицы киви. Всё это конечно чепуха. " Киви" — одна из разновидностей лиан, которых много на российском Дальнем Востоке. Например, " Бархат Амурский" — тоже разновидность лианы.

Просто (в случае с " киви" ) какие-то предприимчивые новозеландцы хорошенько полазили по нашим лесам, вывезли понравившиеся плоды в свою страну, размножили (допускаю, что несколько улучшили, путём элементарной селекции), дали им " своё" название — и стали продавать по всему миру.

Между прочим — орехи дальневосточного кедра (если правильно — " сосны корейской"; настоящие кедры растут в Ливане и никаких орехов не дают) в три раза крупнее, чем орехи кедра сибирского (точнее — " сосны сибирской" ). В Москве я нигде ни разу не встречал дальневосточных кедровых орехов. И не только в Москве, но и нигде к западу от Байкала. Большинство русских людей (тем более — европейцев) даже не представляют себе, каким крупным может быть кедровый орех. Рано или поздно, какой-нибудь предприимчивый малый из Швейцарии или Канады, вывезет саженцы дальневосточного кедра к себе на родину, придумает местное название (" пихта монбланская", или скажем, " секвойя юконская" ), и будет стричь купоны с граждан государств, чьи власть имущие не хотят палец о палец ударить, чтобы взять из рук природы то, что она буквально сама им протягивает.

Та же Северная Корея, имеет немалые плантации женьшеня, которые являются одним из главных источников валюты для этой страны. И даже Польша, с её не очень-то подходящим для этого климатом, пытается стать поставщиком женьшеня на мировой рынок. Между тем, специалисты в один голос говорят, что именно российский Дальний Восток — идеальное место для произрастания женьшеня. Именно у нашего женьшеня наиболее сильны целебные свойства. Но что-то я не слышал ни об одном хозяйстве, которое занималось бы выращиванием женьшеня. А если и займётся — можно себе представить, какая орава бандитов, чиновников, налоговиков и прочих вымогателей, навалятся на это самое хозяйство!..

Наверное по этой же причине (если тут уместно само слово " причина" ) многие жители России понятия не имеют, что крупнейший вид осетра — калуга — водится именно в Амуре, а не где-нибудь в районе Астрахани. Равно как многим невдомёк, насколько крупными бывают самые большие в мире камчатские крабы. А мягкотелые черепахи из озера Ханка, являющиеся дорогущим деликатесом по представлениям европейских гурманов — кто о них в России вообще слышал?! А морские котики, с их ценнейшим мехом! А куча других, не менее ценных представителей фауны и флоры Дальнего Востока (например — элеутерококк)!.. Так стоит ли делать ставку только на безудержное выкачивание сахалинской нефти — да на примитивное сведение леса, отправляемого необработанным кругляком за рубеж?..

На линии Волочаевка — Комсомольск-на-Амуре, станции носят в основном нанайские названия: Джелюмкен, Менгон, Тейсин, Болонь, Эльбан… Да и на месте Комсомольска когда-то стояло нанайское стойбище Дзёмги. В переводе — " берёзовая роща". После одной из эпидемий оспы (как тогда говорили — " морового поветрия" ), осталось от того стойбища два чума. Вообще, эпидемии, то и дело налетавшие из Китая, регулярно косили местные народности. В наше время " Дзёмги" — один из районов Комсомольска.

Несмотря на нанайские названия, живут в пристанционных посёлках в основном русские (нанайцы давно ушли за Амур — они просто не могут существовать без красной рыбы, которой становится всё меньше). С одним из таких посёлков у меня связаны два воспоминания из далёкого детства — хотя и жить-то там довелось всего один год. Посёлок Менгон, расположенный километров за 90 от Комсомольска, делился железнодорожной линией на две части — " гражданскую" и " военную". На " гражданской" стороне — частные дома с огородами. На " военной" — воинская часть и огромные (воинские же) склады. На станции было два магазина: обычный " гражданский", и " военторг". Так, по крайней мере, было в середине 1970-х.

Первое воспоминание связано, со странной по своей примитивности " шпионской" историей.

В " военной" части Менгона была маленькая общага, в которой ютились какие-то неприкаянные выпивохи, видимо после лагерей, работавшие где придётся — то дрова для котельной рубят, то канавы какие-нибудь копают. В общем, так сказать — местные чернорабочие. Среди этой публики затесался невзрачный тип с азиатской внешностью, назвавшийся казахом. Сейчас-то, поездив по свету, я понимаю, что на казаха он не был похож — скорее смахивал на уйгура, или туркмена (каковым, возможно и был). Для казаха у него было недостаточно плоское и округлое лицо, недостаточно узкие глаза. Впрочем, для такого захолустья как Менгон, его легенда была вполне удовлетворительной. Когда у него спрашивали, чего ради он припёрся на Дальний Восток — он нёс какую-то ахинею насчёт того, что, мол, он чем-то там болеет, ему для лечения нужны определённые травы, растущие только в Приамурье. Мог бы придумать кучу причин попроще и поправдоподобнее, типа: с женой поссорился, или — с начальством не ужился… Да мало ли что можно было сказать!



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.