Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Оглавление. Примечания



1. Святой Климент Александрийский противополагает душу как начало жизни телесной и дух как начало жизни духовной — жизни по образу Божию, состоящей в развитии и осуществлении Божеских свойств до Богоуподобления. Дух и душа — два имени одной и той же невидимой сущности в человеке, а если иногда и различаются, то для того только, чтобы обозначить разные отправления и состояния этой сущности.
2. Бесовщина входит в людей (и тогда они становятся одержимыми) «оттого, что люди предаются плотскому образу жизни, чревоугодливости и не молятся, — естественно, что и выйти она из них может от противоположных причин поста и молитвы» (12. С. 302) Кстати, старец Силуан замечает: «Сытое тело мешает чисто молиться, и Дух Божий не приходит в насыщенное чрево… Благодать любит жить в сухом теле».
«Имеющий благодать имеет иной ум, иной смысл и иную мудрость, нежели какова мудрость мира сего» (Прп. Макарий Великий) «Он — во всем иной, он — инок. Самое иночество есть не что иное, как духовность, и духовность не может не быть иночеством» (58. С. 274).
3. Прп. Феогност. Главы о деятельности, созерцании и священстве. Гл. 67 / Цпт. по: Христианское учение, 1826. Ч. 23. С. 168. См. 33. Т. 3. С. 396).
4. Кстати, «и в девстве, и в браке может быть соблюдаемо благочестие, а без благочестия и девство нецеломудренно, и брак нечестен» (Свт. Амфилохий, еп. Иконийскии. Слово на Сретение Господне). «Нами теперь упорядочивается, — читаем в Новелле 24 Императора Льва VI (886 — 912), — чтобы браки утверждались священным благословением, и если пара будет пренебрегать этой процедурой, то их сожительство не будет рассматриваться во всяком случае как брак и не будет производить законных следствии брака. Ибо вдали от целибатства и от брака нет иного безукоризненного положения. Вы желаете жениться? -Вы должны соблюдать законы брака. Вы не хотите жениться? — Тогда осуществляйте целибатство, а не фальсифицированный брак и не обманное целибатство».
5. Прп. Нил Сорский/Цит. по: 39. Т. 1. С. 592.
6. Жорж Занд «в немного лет произвела сильнейшее изменение в нравах, чем все писатели, заботившиеся о развращении людей. Она, может быть, и в помышлении не имела проповедовать разврат, а обнаружила только временное заблуждение свое, от которого потом, может быть, и отказалась, переступивши в другую эпоху своего состояния душевного; а слово уже брошено» (Гоголь Н. В. Поли. собр. соч. Т. 8. С. 262 — 263).
7. «Целомудрие есть мерность, которую хранит кто в ядении и питании, и одеянии своем, аще и в словесех своих, и во всех делех своих, еюже разглаголует и еже что есть лепотственно ему по Апостолу, глаголющему: Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорами зави-сти… (Рим. 13, 13. ) Подобне и инде: …все должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор. 14, 40) (54. С. 105).
8. Ведь даже если прелюбодеяние запрещено Законом, то все же не запрещено все, что ведет к нему; и потому человек, стремящийся сохранять в чистоте свою душу, должен всячески отвращаться от того, что может ее испачкать.
9. Сверх того, обрати внимание и на то, что та не дева, которая печется о мирском, и знай, что она нисколько не отличается от замужней… та не дева, которая обременяет себя множеством суетных занятий. «Не тот чист, кто сохранил нерастленным сие бренное тело, но тот, кто члены его совершенно покорил душе… Целомудр тот, кто и в самом сне не ощущает никакого движения или изменения в том устроении, в котором он пребывает» (13. Слово 15. § 12, 6). Ничто так не помрачает девства, как недостаток милосердия.
10. Биографы великого молитвенника и праведника Иоанна Кронштадтского упоминают такой случай из его жизни. Как-то перед самым началом Великого поста он тяжко занемог. Врачи настаивали на усиленном скоромном питании: «Умрете обязательно, если не станете есть мяса…» По просьбе отца Иоанна было отправлено письмо к матери с тем, чтобы она прислала благословение сыну и разрешила ему вкушение скоромной пищи во премя поста. В ответ на это мать написала: « Посылаю благословение, но скоромной пищи вкушать Великим постом не разрешаю ни в коем случае» (51. С. 17 — 18).
11. «Да разорится наше все, да погибнет и дело наше, только да соблюдутся нами заповеди Божий, и их ради душа наша», — говорил старец архимандрит Паисий Величковский.
12. …Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее (см. Мф. 16, 25; 10, 39; Лк. 9, 4; 17, 33). Кто стремится к жизни вечной, тот должен быть готов безбоязненно пожертвовать своей земной жизнью, когда этого потребует исповедание Христа и Его Евангелия (67. С. 2021).
13. Соломония, мать семерых детей, которых за верность отеческим законам подвергали пытке по приказу Антиоха Епифана в 166 г. до Р. X., обращаясь к самому младшему сыну, говорила: Умоляю тебя, дитя мое… Не страшись этого убийцы, но будь достойным братьев твоих и прими смерть… (2 Мак. 7, 28, 29. )
Святая София убеждала дочерей своих Веру, Надежду и Любовь пролить кровь за Христа (ок. + 137). София подавила в себе материнскую привязанность и любовь к своим дочерям и возлюбила их духовно так, что, вопреки материнскому естеству, убеждала смело идти на смерть за веру во Христа, чтобы чрез мученическую кончину обрести вечную жизнь со Христом.
Святая мученица Филицата (ок. + 1164) бесстрашно предстала перед префектом Публием, готовая идти на смерть за веру во Христа Спасителя вместе со своими сыновьями. Сама подвергаясь истязаниям и взирая на мучения своих семи сыновей, Филицата желала только, чтобы дети прежде нее вошли в Царство Небесное и не уклонились бы от пути к нему. Святая мать боялась за живых детей, радовалась за умирающих и возвеличилась тем, что семь сыновей прежде нее вошли в Царство Небесное, куда за ними последовала и сама она, восьмая, восприяв с детьми своими мученическую кончину ради имени Господа нашего Иисуса Христа (Житие св. мч. Филицаты, 25 января).
14. Слово прилепится по-еврейски выражено глаголом добак, означающим: поглощаться, ассимилироваться, уподобляться (см. Втор. 10, 20; Руфь. 2, 8; 3 Цар. 11, 2), и, следовательно, указывает не столько на физическую связь между супругами, сколько на духовное объединение их интересов, настолько тесное, что они должны представлять собой уже не две особых, а как бы одну общую личность (43. Т. 1. С. 23).
Всякая плоть соединяется по роду своему, и человек прилепляется к подобному себе. Какое общение у волка с ягненком? Так и у грешника — с благочестивым (Сир. 13, 20-21).
15. Семья, основанная на добровольно заключенном браке — едином и нерасторжимом, — является и должна считаться первым природным существенным ядром государства. На нее должны быть обращены заботы экономического, социального, культурного и нравственного порядка — для укрепления ее прочности и для облегчения ее особого назначения. Родителям первым принадлежит право не только питать, но воспитывать своих детей.
16. Гражданский закон тогдашней Византийской империи имел христианский характер.
17. «Легче жить с бесом, нежели с неверным, — читаем у преподобного Ефрема Сирианина (8. С. 428). — На беса произнесешь заклинание — и он удалится, потому что не может противиться имени Иисусову; но если на неверного произнесешь тысячи заклинании -не отступит он от злобы своей и не оставит безумия своего».
18. Пророком Моисеем повелевалось народу предавать смерти всякого человека, будь то брат, сын, дочь, жена, сновидец, пророк или друг твой, который для тебя, как душа твоя (Втор. 13, 6), — за то, что он уговаривал вас отступить от Господа, Бога вашего…. желая совратить тебя с пути, по которому заповедал тебе идти Господь, Бог твой…(Втор. 13, 5. ) …Не соглашайся с ним и не слушай его; и да не пощадит его глаз твой, не жалей его и не прикрывай его, но убей его; твоя рука прежде всех должна быть на нем, чтоб убить его, а потом руки всего народа… (Втор. 13, 8-9. ) Имея значение карательной меры, закон о совратителях имеет в то же время и предупредительный характер: …весь Израиль услышит сие и убоится, и не станут впредь делать среди тебя такого зла (Втор. 13, 11). Да не погубит грешник безгрешного с собою.
19. Существует разница между чистотою неискушенного девства и его наивностью и сознательной чистотой зрелости, морального совершенства (26. С. 330).
20. Блуд наносит вред обоим вместе, соединяя блудника и блудницу общим союзом осквернения; и обесчестивший тело подвергается одинаково бесчестию с обесчещенным. Убийцы, умерщвляя, случается, не умирают вместе с убитым; осквернивший же плоть и сам сопричастен осквернению (5. С. 452 — 453).
21. «Мучительность и драматизм человеческого существования в значительной степени зависят от закрытости людей друг для друга, от слабости той синтезирующей духовности, которая ведет к внутреннему единству и единению человека с человеком. Эротическое соединение в сущности оставляет страшную разобщенность и даже вражду. Подлинное соединение людей между собой свидетельствует о Богочеловеческой связи. Люди могут быть соединены лишь в Богочеловечестве, а не в человечестве» (24. С. 142-143).
22. Если «кто-нибудь будет иметь жену верную в Господе, и найдет ее в прелюбодеянии, то грешит ли муж, если живет с нею»? И он сказал мне: доколе не знает греха ее, муж не грешит, если живет с нею. Если же узнает муж о грехе своей жены, и она не покается, но будет оставаться в своем прелюбодеянии, то муж согрешит, если будет жить с нею, и сделается участником в ее прелюбодействе… Такой образ действия одинаково относится как к мужу, так и к жене (Пастырь Ерма. Заповеди 4, 1 / Цит. по— 65). …Если она не ходит под рукою твоею, то отсеки ее от плоти твоей (Сир. 25, 29).
23. Всякое прикосновение мужчины и женщины неприлично, если оно не стоит на основе любви; всякое сладострастье под тенью великих крыльев любви — целомудренно. Для любви нет грязи, нет низости, нет позора. Это — свет, который освещает все; это — тепло, способное разогреть лед; это — мед, который уничтожает всякую горечь. Любовь освещает все, до чего рукой, взором или мыслью коснулся тот, кого мы любим.
24. Нет сферы жизни, в которой накопилось бы столько уродства и пошлости, как вокруг пола. Человек скрывает свой пол, как стыд. Пол переживается не только как источник жизни и возможного жизненного подъема, но и как унижение и рабство человека. Значение стыда — желание, стремление человека скрыть свою наготу, недостаток, безобразие; скрыть то, что ему неестественно, — порок, страсть, коротко — свое зло (Митрофан, мои. Как живут наши умершие, и как будем жить и мы по смерти. С. 359). Стыд есть, по Аристотелю, известное неприятное чувство, относящееся к такому злу, которое, по нашим понятиям, ведет к дурной славе… Стыд, ощущаемый нами в присутствии других людей, как раз соразмеряется с тем уважением, которое мы имеем к их мнению (57. С. 411).
«Откуда стадность (и бесстыдство) наготы, запрещение ее в Библии и в религиозном сознании народов? — Я думаю, что «голый человек» — «грешный человек», отпадший от Божией славы. Тела прародителей и тела святых облечены «светом, яко ризою»; у нас, павших, свет заменен одеждами до времени: «голое состояние» — есть вызов Богу, утверждение в своем грехе» (38. С. 96).
25. Что такое «вещь в себе» — нам не известно. Тем более мы не можем знать, что есть Бог по существу. Из Писания нам известно: Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8, 16). Это слово недоступно нашему разумению, но доступно нашему чувствованию (56. С. 68, 69).
26. «Всех обнять любовью может только Господь, а поэтому полюбить всех мы можем только через Христа» (50. С. 345).
27. Преподобный Максим Исповедник говорит. что чуждый любви чужд Бога, потому что Бог есть любовь… Любящий Бога на земле препровождает ангельскую жизнь. Постится, бодрствует, поет, молится; о всех человеках всегда доброе мыслит (см. 33. Т. 3. С. 168. Первая сотница о любви. § 38, 42).
28. Жить надо в бескорыстии, чистоте сердца и большей, чем секс, любви. Вопрос о смысле жизни, жизни удачной, счастливой, приносящей счастье другим, наполненной любовью, а потому и правильной, — не может утратить для человека свое значение, не может устраниться анализом души или общественными преобразованиями.
29. «Нет, поистине нет ничего драгоценнее, как быть столь любимым женою и любить самому ее» (10. Т. 9. Кн. 1. С. 427).
30. Служба преподобному Сергию: икос по VI песне канона. «Земнаго Ангела и небеснаго человека» — так Церковь именует и преподобного Серафима Саровского (см. стихиру на «Господи воззвах»).
31. «В законном браке и блудодеянии действие бывает одно и то же, но цель составляет различие дела: ибо один совокупляется для рождения детей, а другой — для удовлетворения своего сладострастия» (7. С. 172).
32. Мы не можем предполагать в только что родившемся ребенке ни сознательной мысли о потребности питания, ни тех знаний физики, которые нужны для того, чтобы устроить пневматическую машину изо рта. На этом основании мы разделяем действия сознательные от действий инстинктивных (57. С. 349).
33. «Прежде венчания и благословения брачного да наставит иерей и повелит жениху и невесте исповедь сотворити всех грехов своих. И аще мощно есть приуготовляти себе постом и молитвами и к Святому причащению; и еже к тайне супружества святолепно и благочестно, якоже подобает Христианом, приступити. Да не дерзнет никакоже иерей… никогоже венчати по обеде, ниже вечер, но порану ничтоже ядших, ниже пивших; абие по Божественней Литургии, или поне по часех предуготованных и уже исповеданных сущих да венчает» (64. С. 139-140). IV Карфагенский Собор (398 г., гл. 13) определил: «Жених и невеста… приняв благословение, да пребывают в ту ночь, из уважения к этому благословению, в девстве».
Симеон, епископ Солунский, весьма похваляет древний обычай — непременно приобщать Святых Тайн сочетающихся в самый день венчания. «Прекрасно делает Церковь, что приготовляет Божественные Дары в умилостивление и благословение сочетавающихся»; их приобщали преждеосвященными Дарами «для мирного единения и единомыслия» (Писания св. отцев и учителей. Т. 2. С. 359 / Цит. по: 55. Вып. 2. С. 46).
34. «Между любящими разрывается препонка самости, и каждый видит в друге как бы самого себя, интимнейшую сущность свою, свое другое «я», неотличнос, впрочем, от «я» собственного. Друг воспринимается в «я» любящего, — оказывается в глубоком смысле слова приятным ему, то есть приемлемым им, допустимым в организацию любящего и нисколько не чуждым ей, не извергаемым из нее» (58. С. 433).
35. Урии Хеттянин, вызванный с поля сражения царем Давидом в Иерусалим, отказался идти в дом свой. И сказал Давид Урии: вот, ты пришел с дороги; отчего же не пошел ты а дом свой? И сказал Урия Давиду: ковчег [Божий], и Израиль и Иуда находятся в шатрах, и господин мой Иоав и рабы господина моего пребывают в поле, а я вошел бы в дом свой и есть и пить, и спать со своею женою! Клянусь твоею жизнью и жизнью души твоей, этого я не сделаю. …Вечером Урия пошел спать на постель свою с рабами господина своего, а о свой дом не пошел (2 Цар. 11, 10-11, 13).

Габриэль Марсель в своем произведении «Смерть назавтра» описывает эпизод, как солдат приходит на побывку домой и как его жена считает для себя святотатством спать с мужем, зная, что он назавтра погибнет в бою под Верденом (1917).

Любовь библейского Урии к жене и француженки к мужу уже из жизни земной переступила за грань конечного и, опираясь на любовь Божественную — бесконечную, устремляется к Богу. При этом нетрудно преодолевается все временное.
36. Ни мужчина, ни тем более женщина не имеют в браке друг перед другом абсолютной власти. Насилие над волей другого, хотя бы во имя любви, убивает любовь; а тогда вопрос: надо ли подчиняться такому насилию, раз в нем опасность для самого дорогого? (38. С. 34. )
37. Без любви если и может быть связь, то только связь чисто механическая; только любовь создает единство внутреннее, то есть единство истинное (23. С. 162).

«Дар любви, как всякий другой дар, — читаем у Б. Пастернака (»Доктор Живаго»), — он может быть велик, но без благословения он не появится. А нас точно научили целоваться на небе и потом детьми послали жить в одно время на землю, чтобы друг на друге проверить эту способность. Какой-то венец совместимости — ни сторон, ни степеней, ни высокого, ни низкого, равноценность всего существа, все доставляет радость, все стало общею душою».
38. Различия любящих восполняют недостающее каждому из них в единстве общения, основанном на любви. Поэтому профессор и прачка, например, полюбившие друг друга, обретают в единстве общения взаимную радость, несмотря на всю разницу в их интеллектуальном развитии. Ибо любовь сглаживает различия и гармонизирует разнообразие, существующее фактически между любящими.
39. Это именно и вызвало на свет Соборное постановление Церкви, запрещающее браки между верующими и неверующими. В самом деле, какими могут вообще быть беседы, встречи и близкие единения, если обе стороны говорят на разных языках, если одна сторона признает высшие, общие для всех людей ценности, а другая — упорно отвергает и отрицает их.
40. «Право, какое затруднение — выбор! Если бы еще один, два человека, а то четыре — как хочешь, так и выбирай… Уж как трудно решаться, так просто рассказать нельзя, как трудно!

Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая есть у Балтазара Балтазаровича, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича — я бы тогда тотчас же решилась» (Гоголь Н. В. Поли. собр. соч. Т. 4. С. 253).

Полярный исследователь Роберт Пири, хорошо узнавший быт эскимосов, пишет: «Умение эскимоски обрабатывать шкуры и шить одежду в большей мере решает, какой муж ей достанется. Мужчины-эскимосы не очень разборчивы в женской красоте, зато высоко ценят домовитость» (Пири Р. Северный полюс. М, 1972. С. 116). «Если у женщины два претендента, они решают вопрос испытанием силы, и тот, кто сильнее, получает свое. Такие поединки не имеют ничего общего с дракой — спорящие миролюбиво настроены друг к другу; они просто борются, а иногда колотят друг друга по руке — кто дольше вытерпит» (Там же. С. 44).
41. A Theological Word Book of the Bibble London, 1980. P. 76
42. «Бог, милостиво призирающий на всех несчастных и обиженных, дарует Свою милость и не имеющей полного супружеского счастья в любви Лии она делается матерью первая»(43. С. 171)
43. Каноны церковные дозволяют взрослым детям вступать в брак и поступать в мона-стырь без согласия своих родителей
44. «Плотские наслаждения помрачают ум преданного им человека до такой степени, что он Ие видит сияния истинного Света, и чем ниже его наслаждения, тем большим мраком покрываются для него высшие предметы» (4. С. 332).
45. «Красота телесная, не соединенная с душевною добродетелью, может увлекать партнера двадцать или тридцать дней, а далее не будет иметь силы, но, обнаружив дурные качества другого партнера, уничтожит всякую любовь к нему. Те же, которые блистают красотою духовною (а ее источник — жизнь по-Божьи), — чем больше проходит времени, тем больше обнаруживают свое благородство и тем сильнее своею добронравною привлекательностью располагают и привязывают к себе партнера, ищущего добронравности и праведности жизни, и еще больше воспламеняют его любовь к себе» (см. 10. Беседа о браке).

У святителя Григория Богослова читаем: «Я признаю ту одну красоту, которую дала природа… Придай своей красоте бледность, изнуряя себя подвигами для Христа, молитвами, воздыханиями, бдениями днем и ночью. — Вот притирания, годные и незамужним и замужним! А красильные вещества побережем для стен… Если же столько заботишься о накладной красоте, то не можешь иметь здравого смысла о красоте неподделыюй… О целомудрии твоего сердца я заключаю по неукрашенной красоте твоего лица» (3. Т. 2. С. 247, 248, 249).

Святитель Василий Великий пишет: «Все то, что предпринимается не ради потребности, а для прикрасы, подлежит обвинению в суетности. Желающий, чтобы одежда и обувь, хотя и недорогие, шли к нему, с целью, чтобы это нравилось людям, явно страдает человекоугодием, а чрез то удаляется от Бога» (Краткие правила 50, 49 / Цит. по: 34. С. 309).
«Человек ведь не цветочек и не бабочка, внешность для него — не самое главное» (Тагор Р. Крушение. М, 1956. С. 14).
46. «Против тебя поднимает войну жена, тебя входящего встречает она как зверь, изощряет язык свой как меч, — горестное обстоятельство, что помощница стала врагом! Но испытай самого себя: наделал ли ты сам чего-либо в молодости против женщины, — и вот рана, нанесенная тобою женщине, врачуется женщиною, и язву чужой женщины, как хирург, выжигает собственная жена. А что худая жена есть заушение грешному, об этом свидетельствует Писание. Жена злая будет дана мужу грешному, и будет дана как горькое противоядие, которое иссушает худые соки грешника» (10. С. 632-633). Всякая злость мала в сравнении со злостью жены, жребий грешника да падет на нее (Сир. 25, 11). «Ведь бывает и так, что некоторые среди чужих напоминают ангелов, а у себя дома напоминают бесов» 19. С. 74).
47. A Theological Word— Book of Bibble. London, 1980. C. 133. «Впрочем, иногда и эротическая любовь постепенно научает любящего воспринимать абсолютную ценность самой личности любимого, то есть когда через любовь к внешнему облику любимого — телесному и душевному — мы проникаем к тому глубинному его существу, которое этот облик «выражает», хотя всегда и несовершенно, — к его личности, а это значит: к его существу» (59. С. 210).
48. «Почему не любят женщину всю, как она есть? Любят какие-то ее внешние черты, а ее внутренняя жизнь остается в тени. Ее любят, как любят музыку, роскошь. Она остроумна или нежна, и она возбуждает желание. А во что она верит, что она чувствует, что она несет в себе… до этого никому никакого дела нет» (60. С. 54).

Женщина не желает — и не может позволить, чтобы с ней обращались как с инструментом. Она желает, чтобы ее рассматривали как личность — как в области жизни домашней, так и в области жизни общественной. Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы (Притч. 31, 30).
49. Безбожникам приходится считаться с христианством, которое исповедует почти 2 млрд человек в мире. Однако, вопреки историческим упоминаниям о Христе и христианстве, сохранившимся в сочинениях лиц, враждебно настроенных против христианства и живших в эпоху его возникновения и становления (Иосиф Флавий, Плиний Младший, П. К. Тацит, Г. Светоний, А. Цельс), наимение разумные (зато наиболее ярые) из безбожников отрицают историчность Иисуса Христа. Отсюда нелепость: «Христианство есть, а Иисуса Христа не было». Следуя этой нелепости, можно ведь столь же упорно утверждать и такое: «Марксизм есть, а Маркса не было». Знать, туго приходится атеистам строить свое безбожное «кредо», если они идут на подлоги и отрицание историчности самой Личности Иисуса Христа, засвидетельствованной наукой!

Бог вошел в историю человечества и как Человек стал просто одним из миллиардов, и в то же время Единственным из людей» — непричастным греху Богочеловеком. В самом деле, если не отрицать историчности Христа, то ведь придется, пожалуй, признавать величие и совершенство и святость этой Личности, придется принимать Его и Его учение, придется поверить Христу и жить христианскою жизнью… Ведь иной столь высокой, любящей, Святой Личности мир за всю свою историю не знает. И не новые правила, даже не новое нравственное учение дал и дает нам Христос, но Самого Себя, а в Себе Самом эту новую жизнь, исполненную не человеческой, но Божественной Любовью: …заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас (Ин. 15, 12). «Нет! лучше, чтобы не было Христа! » — к такому антинаучному, выгодному для жизни в обольстительных похотях выводу приходят атеисты. Тогда — вседозволенность в свободе безбожного сознания, ни перед кем, кроме животной самости, не склоняющего своего гордого «я».
50. «Душа достоинством своим выше тела, а ее превышает в достоинстве дух, и выше духа — сокровенное Божество» (8. С. 398).
51. «Что зрение, вкус и прочия чувства разсеявают память сердца, когда пользуемся ими без меры, об этом первая возвещает нам Ева. Ибо пока не взглянула она на заповеданное древо сластолюбно, дотоле тщательно помнила заповедь Божию: чего ради как бы покрываемая крылами любви Божией, не ведала она и наготы своей. Когда же воззрела на то древо сластолюбно. ’коснулась его с великим похотением и наконец вкусила от плода его с неудержимым вожделением; тотчас восприяла склонность к плотскому самоуслаждению и, как обнаженная, сочетавшись с сею страстию, все свое вожделение предала взысканию вкушения настоящих утех, примесивши по действию видимой привлекательности плода к своему падению и падение Адама; вследствие чего уму человеческому стало затруднительно памятовать о Боге, или о заповедях Его» (Блж. Д и а дох. Гл. 56 // 33. Т. 3. С. 36).

Плотские страсти, — читаем у святителя Григория Двоеслова (4. С. 252), — рассеивают внимание ума и затемняют его проницательность; но мы не терпим от них вреда, если держим их в стеснительном положении.

«У человека плотского вся его жизнь, все его занятия имеют плотское направление и плотскую цель: молитва— плотская; учение и обучение других — плотское; писание или сочинение — плотское; в жизни на каждом шагу, в каждом почти слове проглядывает плотская жизнь. Особенно сильное проявление имеет плотская жизнь в чреве человека: тут седалище и трибуна плотского человека» (11. С. 199).
52. «Кстати, одежда должна быть благопристойной — прикрывать телесную наготу, скромной, удобной и укрывать от непогоды. Изысканность одежд и украшений, обольстительные прикрасы лица свойственны одним только непотребным женщинам, и ни у кого не бывает убранства дороже, как у тех, у кого дешев стыд» (14. С. 133).
53. «Любовь есть способность к единению и отождествлению с любимым; но единение на низменном уровне истощает и постепенно угашает самую эту способность, а отождествление со злом может поглотить и извратить благодатность любви» (40. С. 122).
54. См.: Свядощ А. М., проф. Почему без радости… // Здоровье. 1982. № 3. С. 18-19.
55. Сама исключительная увлеченность, упоенность человека в научном познании законов материального мира, — без познания любовью Бога, Творца мира! — обращает такого «ученого» в одержимого бесовщиною, который в своем знаниитолько безумствует (см. Иер. 10, 14), кичась, надмеваясь каплею познанного в океане непознанного. Сказано: . .. знание надмевает, а любовь назидает. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него (1 Кор. 8: 1-3). Это оттого, что такие ученые не знают Бога: они умны на зло, но добра делать не умеют (Иер. 4: 22); и посему Господь посрамляет их и знание их делает глупостью (Ис. 44: 25).
56. Горделивый человек своим умом и наукою хочет познать все, но ему не дается познать Бога, потому что Господь открывается только смиренным душам… Если ты хочешь познать Господа, то смири себя вконец, будь послушлив и воздержан во всем, люби истину, и Господь непременно даст познать Себя Духом Святым; тогда ты опытом познаешь, что есть любовь к Богу и что есть любовь к человеку. И чем совершеннее любовь, тем совершеннее познание… Гордая душа, хотя бы и все книги изучила, никогда не познает Господа, ибо она гордостью своею не дает в себе места благодати Святого Духа, а Бог познается только Духом Святым. Горделивый не хочет жить по воле Божией: он любит управлять собою сам и не понимает того, что не хватает у человека разума без Бога управлятьтобою.
57. «Сюда же должно отнести и страсти сребролюбия, вещелюбия, любостяжания, винопития, блуда, гордыни… Так как все страсти «суть демоны», то каждая из них отводит человека от Бога и порабощает диаволу» (2. Отв. 301).
58. Исполняя Его заповеди, вы увидите и поймете больше того, что понимаете и видите теперь, чрез свои кривые очки, отуманенными глазами, с головою в чадном угаре. Заскорузлыми руками нельзя плести кружева, нельзя с тяжелой плотью вознестись в горняя и размышлять о святом с животными страстями. «Очистим чувствия и узрим! » (53. С. 70. )
59. «Созерцать Бога — значит созерцать любовь, а созерцать любовь — значит иметь ее, гореть ею… Христианство открыло глаза души для упоительно прекрасного видения Царства любви; отныне душа в своей последней глубине знает, что Бог есть любовь, что любовь есть сила Божия, оздоровляющая, совершенствующая, благодатствующая человеческую жизнь» (59. С. 220, 223).
60. Блж. Августин // Цит. по: 28. С. 270.
61. «Благожелательное отношение к злому человеку, имеющее смысл в его будущем исправлении, не должно никогда превращаться в снисхождение к злу как таковому» (см. 67. С. 2016 (Примечания).
62. Мы любим другие вещи за то вечное, что присутствует в них.
63. Сзади и спереди Ты обьемлешь меня… …Ты окружаешь мвня… (Пс. 138, 5, 3. ) «Любовь и нравственное совершенство больше справедливости, соразмеряющей и отвешивающей каждому по его делам; благость и милость, проистекающие из любви, не соблюдают справедливости, а покрывают и превышают ее; и любви дано любить в благодатном милосердии, не «в меру» и не «в соответствие», а сверх всякого соответствия и сверх всякой справедливости (притча о блудном сыне). Превосходство любви над справедливостью проявляется именно в милосердии» (40. С. 187).
64. «Существует поговорка: «Женится — переменится; жениться — переродиться». Непринятие брака святым Франциском Ассизским исходило лишь из того соображения, что семья слишком поглощает внимание человека и заставляет его заботиться только о себе» (Цит. по: 52. С. 58).
65. «…Ничто так тесно не соединяет людей между собою, как то, когда они сорадуются (друг другу) в одном и том же и имеют одинаковый образ мыслей» (7. С. 189).
66. Скорбями Господь нас отзывает от земного, готовя к Небесному: допускает расшатывание земного благополучия, постоянно чрез это напоминая нам, что мы здесь, на земле, только странники и пришельцы и что истинное Отечество наше не здесь, а в Небесном Жилище — в обителях Отца Небесного (см. 49. С. 12).
67. Стремления души к идеально прекрасному, несказанно чистому не могут быть удовлетворены объектами, ограниченными в пространстве, во времени и скованными чувствами. Есть много людей, которые хотят осуществить идеал абсолютно достойного существования в любви к другому существу. Поскольку это существо является другим человеческим «я», существующим в пространстве и времени, этот идеал никогда не достижим. Искать полноту любви и красоты в другом человеческом существе, мужчине или женщине, — это самообман. Совершенное осуществление любви может быть только в Вечном — в Боге.
68. У святителя Григория Нисского читаем: «Чистому душою надлежит любить жену так, как Христос любит Церковь, а тому, кто более страстен, как свое тело» (6. С. 117). Он же говорит: брак «есть начало и корень суетных попечений» (5. Ч. 7. С. 323).
69. Иудейская традиция считала бесчестием отсутствие детей в семье: не рождать — это проливать кровь человеческую. Онан, не пожелавший иметь детей от Фамари, злое делал пред очами Господа, и Он умертвил… его (Быт. 38, 10).
Мать, которая извела зачатый ею во чреве плод так, что он не видел здешнего мира, сама обрекает себя на печальную участь в веке будущем: Что посеет человек, то и пожнет… (Гал. 6, 7. ) Как она не дозволила плоду своего чрева насладиться жизнью и светом в этом веке, так — по правосудию Божию — и ее лишат жизни во свете в будущем веке. Таково правосудное воздаяние Божие матерям, посягающим на жизнь своих детей. Горе, горе матерям, убивающим своих детей еще до их рождения! (66. Ч. 2. С. 11. )
70. …Жена, — читаем у апостола Павла, — спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием (1 Тим. 2, 15).
71. Кормление младенцев грудью на древнем Востоке продолжалось очень долго, доходя, по свидетельству блаженного Иеронима, до пяти лет, и обычно продолжалось не менее трех лет, как это можно видеть из различных мест Священного Писания (1 Цар. 1, 22 — 24; 2, 11; 2 Пар. 31, 16; 2 Мак. 7, 27). Иудейские раввины и Коран доселе предписывают не кончать его раньше двух лет. Завершение этого периода праздновалось торжественным семейным пиром, в котором уже мог принимать некоторое участие и сам виновник его (43. С. 132).
Мы считаем, говорит профессор И. А. Аршавский, что кормить ребенка надо через 20 — 30 минут после рождения, в крайнем случае — не позже чем через час. «Женщины, кормящие грудью своих детей, в целом отличаются «большей женственностью: они, в частности, менее тревожны и менее агрессивны, лучше относятся к детям и т. п. Естественно, что у таких матерей устанавливается более тесный контакт с ребенком. В дальнейшем девочки строят свое поведение по примеру матери: предполагается, что более тесный эмоциональный контакт с матерью у девочек, которых кормили грудью, ведет к более высокой степени подражания, что в свою очередь способствует лучшему развитию их умственных способностей по сравнению с теми, которых не кормили грудью и чьи эмоциональные отношения с матерью более холодны» (Природа, 1981. № 10. С. 108).
72. «Трудовая деятельность матерей вне дома, несомненно, всегда будет иметь отрицательные последствия в первую очередь для маленьких детей, положительные душевные склонности которых раскрываются и формируются главным образом под воздействием обращенной к ним материнской любви. Известный американский педиатр и пацифист Б. Спок пишет (в книге «Ребенок и уход за ним». М., 1971) о незаменимости материнской ласки и любви для детей в первые четыре года их жизни. Отсутствие или недостаток материнской ласки и любви по отношению к ребенку в ранний период его жизни оказывается невосполнимым вообще и накладывает мрачную печать на его характер с чертами жестокости, ненависти, сухости (можно еще добавить — и неверия в существование бескорыстной любви в людях и большой, спасительной, жертвенной любви Бога к людям). Воспитание детей настолько трудное и вместе важное дело, что даже самая даровитая женщина должна смотреть на него как на едва-едва выполнимую задачу. Женщина не лишена возможности влиять на общественную жизнь, но влияние ее не прямое, оно посредствуется воспитанием детей. Если женщина внушает детям своим любовь к Церкви и Отечеству и навык к полезной деятельности, то она приготовляет важных деятелей для общества и государства и оказывает им великую услугу — гораздо большую, чем если бы сама стремилась сделаться государственным чиновником» (см. 62. С. 270 // Цит. по: 35. С. 634-635).
73. Известно, что дети в раннем возрасте, еще не зная речи, владеют языком эмоций, на этом языке они общаются со взрослыми и отлично понимают друг друга… Задолго до овладения речью ребенок уже прекрасно умеет выражать голосом эмоции; радость, печаль, горе, гнев, страх — эти чувства различит в его голосе не только чуткое ухо матери, но и посторонний человек.
74. Плодотворно, говорит известный хирург, академик Н. М. Амосов, воспитание может осуществляться только при индивидуальной работе с каждым ребенком.
Фактор тренировки особенно важен в клетках растущих, потому что именно в этот период клетки, особенно головного мозга, нервные, очень лабильны, гибки, подвержены влиянию, которое условно мы уже можем называть воспитанием.
Так устроен маленький ребенок, что его воспитание без любви невозможно. Родители дают эту любовь, но не умеют воспитывать. А в дошкольном учреждении дело обстоит иначе. Даже очень любящий детей высококвалифицированный педагог 25 — 30 детей воспитывать не может. Три, четыре ребенка могут находиться под постоянным контролем и влиянием педагога, но не больше (Амосов Н. М. // Цит. по: 30. С. 140-142).
75. Аршавский И. А., проф. Пока ребенок не родился // Наука и жизнь, 1982. № 2. С. 74, 76. «Требование в интересах будущего ребенка совершенно исключить супружеские обязанности беременной женщины в настоящее время не всегда выполнимо. Однако свой долг ученого я вижу в том, чтобы предупредить людей об опасности» (Там же. С. 76).
76. «Совершенная пара породит и совершенного ребенка, который и дальше будет развиваться по законам совершенства» (38. С. 59). А вот пример иной: «Сейчас, когда я сама стала мамой, вдруг с особой остротой почувствовала себя обделенной и обиженной… Моя мать? Нет, она не умерла, она жива и живет неподалеку. Она бросила меня на старую бабушку, когда мне было четыре года. Кто мой отец, я и сейчас не знаю, да и она, наверное, тоже: где за постоянной пьянкой углядеть, кто рядом? Бабушка добрая, она жалела дочь и велела мне звать ее мамой, а я не могла. Называла «тетя мама»…»
77. «К чему привыкнешь в юности, от того очень трудно отстать и в старости; и трудно научиться тому в старости, чему не учились в юности; труднее начинать спасение в летах преклонных, нежели в возрасте цветущем, с сердцем мягким, с душою, ко всему открытою» (22. Т. 1. С. 631). «Дерево, вполне выросши высоким или низким, с ветвями, распростертыми прямо или искривленными, так и остается — не допускает изменения своего вида. Обод, изогнутое дерево у колеса, как показывает опыт, неизменно находящееся в этом положении, легче ломается, чем выпрямляется То же самое возвещает Бог о людях, привыкших поступать дурно». Может ли Эфиоплянин переменить кожу свою и барс — пятна свои? так и вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое? (Иер. 13, 23. ) (41. Т. 1. С. 67. )
78. «Почему важно торопиться наполнить сердце и ум ребенка светом и добром с самого раннего возраста? — В детстве — сила доверия, простота, мягкость… способность к умилению, к состраданию, сила воображения, отсутствие жестокости и окамененности Это именно та почва, в которой посеянное дает урожай в 30, 60 и 100 крат. Потом, когда уже окаменеет, очерствеет душа, воспринятое в детстве может снова очистить и спасти человека» (38. С. 114).
79. Журн. «Единая Церковь», 1954. №6. С. 52-55.
80. Авторский перевод с английского. См. Orthodox church. V, 1975. Р. 5.
81. Выписка из диссертации на соискание степени кандидата богословских наук Г. Б. «Пути к совершенной радости» (1981 г. ).

Литература

1. Василий Великий, свт. Творения. СПб., 1911.
2. Варсонофий и Иоанн, прпп. Руководство к духовной жизни. М., 1883.
3. Григорий Богослов, свт. Творения. СПб., 1911.
4. Григорий Двоеслов, свт. Беседы на Евангелия. СПб., 1860.
5. Григорий Нисский, свт. Творения. М., 1868.
6. Григорий Нисский, свт. Сборник отеческих изречений. М., 1899.
7. Авва Дорофей, прп. Душеполезные поучения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1874.
8. Ефрем Сирианин, прп. Творения. М. — Т. 3, 1882; Т. 5, 1887.
9. Игнатий Богоносец, свт. Послание к смирнянам //В кн. «Писания мужейАпостольских». Брюссель, 1978.
10. Иоанн Златоуст, свт. Творения. СПб., 1903.
11. Иоанн Кронштадтский, прав. Моя жизнь во Христе. М., 1899.
12. Иоанн Кронштадтский, прав. Мысли христианина. СПб., 1906.
13. Иоанн Лествичник, прп. Лествица. М., 1862.
14. Киприан Карфагенский, свмч. Творения. Ч. 1 -2. Киев, 1879.
15. Климент Александрийский, свт. Строматы. VI), 2//Цит. по: Макарий, архиеп. (см. 44).
16. Старец Силуан, прп. Жизнь и поучения. М., 1991.
17. Феофан, свт. Толкование посланий св. ап. Павла к Филиппинцам и 1-2Фессалоникийцам. М., 1895.
18. Феофилакт, блж. Толкование на Новый Завет. СПб., 1911.
19. Франциск Сальский, св. Руководством благочестивой жизни. Брюссель, 1967.
20. Арндт И. Об истинном христианстве. СПб., 1911.
21. Арсений Жадановский, еп. Воспоминания о замечательных московских протоиереях (машинопись). Шамордино, 1913.
22. Барсов М. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия. СПб., 1893.
23. Беляев А. Любовь Божественная. М., 1884.
24. Бердяев Н. Экзистенциональная диалектика Божественного и человеческого. Париж, 1952.
25. Бердяев Н. Смысл истории. Париж, 1969.
26. Булгаков С., прот. Агнец Божий. Париж, 1933.
27. Булгаков С., прот. Утешитель. Париж, 1936.
28. Булгаков С., прот. Невеста Агнца. Лондон, 1971.
29. Бэкон Ф. Опыты и наставления в нравственной и политической жизни. М» 1954.
30. Галузинская В. Десять путешествий в науку. Киев, 1980.
31. Голубинский Ф. А. Премудрость и Благость Божия. СПб., 1894.
32. Груздев В. С. Наследственность. Пг, 1917.
33. Добротолюбие. Т. 1-5. Троице-Сергиева Лавра, 1992.
34. Древние иноческие уставы. М., 1892.
35. Дьяченко Г., свящ. Уроки и примеры христианской любви. М., 1894.
36. Евсевий, архиеп. О православной вере. СПб., 1877.
37. Евфимий 3игабен. Толковая Псалтирь. Т. 1. Киев, 1883.
38. Ельчанинов А., свящ. Записи. М., 1992.
39. Зарин С. Аскетизм. СПб., 1907.
40. Ильин И. А. О сопротивлении злу силою. Париж, 1975.
41. Коменский Я. Великая дидактика. М., 1939.
42. Книга правил. М., 1912.
43. Лопухин А. П. Толковая Библия. Т. 1. СПб., 1904.
44. Макарий, архиеп. Православно-догматическое богословие. СПб., 1868.
45. Макарий, архиеп. Полное собрание проповеднических трудов. Томск, 1910.
46. Мейендорф И. Православное воззрение на брак (машинопись).
47. Михаил, архим. Толковое Евангелие. М., 1874.
48. Михаил, иером. В поисках лика Христова. СПб., 1904.
49. Мусин-Пушкин В. Христианская жизнь и смерть. Нью-Йорк, 1965.
50. Отец Алексий Мечев. Париж, 1970.
51. Отец Иоанн Кронштадтский. Биография. СПб., 1895.
52. Пименов Э. К. Франциск Ассизский. СПб., 1896.
53. Погодин М. П. Простая речь о мудреных вещах. М., 1875.
54. Православное исповедание веры Соборныя и Апостольския Церкви Восточныя. М., 1794.
55. Сборник решений недоуменных вопросов из пастырской практики. Киев, 1904.
56. Свенцицкий В., прот. Диалоги (машинопись).
57. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. М., 1953.
58. Флоренский П., свящ. Столп и утверждение Истины. М., 1914.
59. Франк С. Л. С нами Бог. Париж, 1964.
60. Экзюпери А. Сочинения. М., 1964.
61. Гоголь Н. В. Поли. собр. соч. М., 1912- 1913.
62. Олесницкий М. Нраственное Богословие, или Христианское учение о нравственности. СПб., 1907.
63. Тареев М. М. Основы христианства. Сергиев Посад, 1908.
64. Кормчая книга. М., 1810.
65. Писания мужей Апостольских. Рига, 1992.
66. Душеполезное чтение. М., 1912.
67. Библия. Брюссель, 1973.
68. Нил Сорский, прп., Предание и Устав. СПб., 1912. О нем см.: Жизнь и труды прп. Нила Сорского. М., 1889.
69. Вениамин Федченков, митр. Вера, неверие и сомнение. М., 1955.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.