Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Оглавление 5 страница



Обратим внимание и на тех родителей, которые испытывают огромные сложности в супружеской жизни или из-за того, что они едва могут нести бремя финансовых трудностей, или вследствие того, что воспроизведение детей влечет за собой самую прямую опасность для жизни жены. Мьгпитаем к ним глубокую симпатию и призываем их принять во внимание, что в семейной — а равно и в личной — жизни все мы призваны носить крест, претерпевать испытания и искушения, и в то же время должны воспитывать в себе полное доверие к Богу Всемогущему, Который может сделать нас способными к подъятию и несению бремени креста.

При таких стеснительных обстоятельствах супруги имеют обязательство быть воздержанными, целомудренными, подобно тому, как супругам, по указанию апостола Павла, необходимо соблюдать воздержание во время поста и молитвы. Только полное воздержание в супружеской жизни есть законное средство предупреждения воспроизведения детей тогда, когда реальная необходимость того выявляется самими обстоятельствами. Пусть же христианские супруги будут убеждены, что посредством навыка в самообладании и посредством навыка в подчинении себя не беспорядочным побуждениям плоти, но Божественному закону они способны жить не как плотские, но как духовные люди и что — ради сохранения семьи и ради возвышенного, нравственного представления о браке, — по соглашению о времени воздержания, могут и будут обращать тем самым крест свой в венец и благословение со стороны Первого Кресто-носителя — Господа нашего и Бога и Спасителя Иисуса Христа, благодать Которого и бесконечное милосердие да будет на таковых и со всеми вами. Аминь.

Подписи архиепископа Афинского и Всей Греции Хризостома и последующих пятидесяти пяти митрополитов79.

Энциклика о браке священного Синода епископов Православной Церкви в Америке^

…И будут двое одна плоть (Еф. 5: 31)

Дорогие братья и сестры во Христе!

Мы вынуждены обратить внимание на вопрос краеугольной важности христианской жизни. Значительно секуляризованный мир имеет тенденцию все более и более пренебрегать традиционным библейским пониманием брака и семьи. Неправильное понимание свободы и провозглашение прогресса человечества, которое будто бы столь возмужало и поумнело, что может уже не следовать в жизни по Евангелию Христову, привели к тому, что многие люди мира сего оставляют Евангельские нравственные требования. Последствия оказываются ясно видимыми для всех: распадается семья, легализованный аборт убивает миллионы нерожденных детей, происходит неистовое растление сексуального поведения. Нравственные основы общества падают.

Мы, епископы Православной Церкви в Америке, вновь провозглашаем вам, — стаду, вверенному нашему попечению, — великое и святое воззрение на брак, которое прекрасно сохранилось и проявилась в учении, Литургии и каноническом Предании Церкви. Это провозглашение мы предпринимаем не во имя устаревшего консерватизма и не потому, что наше теперешнее общество считаем по существу более развращенным, нежели прошлые поколения. Мы говорим потому, что заботимся о благополучии и спасении вас — членов нашего стада и всех людей. Мы говорим о том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами… о Слове жизни (1 Ин. 1: 1). Мы говорим потому, что нам известно: Истина Евангелия Христова должна быть вечной Истиной — единственно только нужной, благой частью (ср. Лк. 10: 42) для всех людей во все времена и во всех местах.

Многие (православные и неправославные и даже нехристиане) удивляются нашему прекрасному брачному чинопоследованию. Наша задача заключается в том, чтобы показать им явление, которое это чинопоследование открывает, — явление брака как изображения троической жизни Самого Бога, — и указать на ответственность и обязательства, которые подразумевают это явление брака.

Поэтому мы обращаемся ко всем вам, ответственным за жизнь наших прихожан и за будущее нашей молодежи, с тем, чтобы предпринять общее усилие и обеспечить надлежащее руководство и помощь всем в супружеских вопросах как посредством ваших личных примеров чистоты частной жизни и неоскверненных браков, так и посредством слов увещания и объяснения, дабы вы знали, как отвечать каждому (Кол. 4, 6), а также посредством программ образования.

Мы научены из Ветхозаветного Писания, что Бог создалчеловека по образу Своему… мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1: 27). И после такого начала существования человека Бог говорит: …оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два]одна плоть (Быт. 2: 24).

Мужчина и женщина взаимно дополняют друг друга, и эта дополнительность, выраженная в их союзе и общей деятельности, отражает самый образ и подобие Божие. Духовная основа брака явно переступает границы (не подавляя! ) плотского единения тел. Плотские отношения, — если они отделены от духовных отношений, — оказываются искаженными; они должны быть сплетены в чистой и общей любви между мужчиной и женщиной, соединенными в браке.

В Новозаветном Писании, со слов Господа нашего Иисуса Христа, мы научены, что брак является единственным и нерасторжимым союзом мужа и жены, соединенных Самим Богом: …Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19: 6).

Чинопоследование брака также выясняет, что жених и невеста объединяются не сами по себе, но Богом: «…от Тебе сочетавается мужу жена» (Последование венчания, молитва третья). По этой причине православное Чинопоследование брака лишено каких-либо клятв или брачных обетов самих сторон брачующейся пары. Их желание и свободно данное согласие, конечно, являются необходимыми для брака, ибо таинства не суть действия магии, которые исключают надобность человеческого содействия. Все же никакой обет (или клятва) не может соединять вместе мужчину и женщину благодатным и совершенным образом, предусматриваемым в христианском браке.

Истинно христианский брак совершается Самим Богом. В таком союзе, описываемом святым апостолом Павлом как великая тайна (см. Еф. 5: 32), человеческая любовь и вожделение дружеского общения становятся любовью, пронизанной и освященной Божественной благодатью: вода превращается в хорошее вино, как это было на свадебном пиршестве в Кане Галилейской. В христианском браке муж и жена выявляют в своей жизни союз между Богом и Его возлюбленным народом, союз между Христом — Женихом и Церковью — Его Невестой (см. Еф. 5: 32). Бог сопровождает мужа и жену, приводя их в единство, которое будет обнаруживаться как совершенное и вечное в Его Царстве, и исполняя их жизнь Святым Духом так, чтобы самость и разделение могли бы быть преодолены. По молитвам брачного чино-последования, Бог сообщает брачующимся существование, соединенное в единстве и любви, вере и единомыслии душ, святости, чистоте и целомудрии, радости и славе Божией и возможности к вечной жизни. Он объединяет их телом и духом, сердцем и разумом.

Очевидно, христианский брак никогда не будет находить своего окончательного исполнения и завершенного счастья в этом мире. Подобно всему иному во Христе, брак также должен пройти через крест, через искушение, страдание, испытание и наконец через смерть — прежде наступления его крайнего завершения в воскресении и Царстве Божием, которое придет в силе в конце веков. Все это христианские пары познают теперь, когда они стараются осуществить в собственной жизни великое дарование, преподанное Богом им в браке: …возложил на голову его венец из чистого золота. Он просил у Тебя жизни; Ты дал ему долгоденствие на век и век (Пс. 20: 4-5; Прокимен при венчании). Ибо для тех, которые сражаются за добро, — сражаются как добрые и верные рабы, — венцы становятся их вечным воздаянием как свидетельства о Христе и брачные одеяния превращаются в одежды спасения и вечной славы.

Брак — наиболее совершенное осуществление любви между мужчиной и женщиной: двое становятся одно. Любовь соединяет так, что двое живут одной жизнью в совершенной гармонии. Любовь, освященная Богом, — великий источник счастья, которое обретается в браке, и в нем лежит сила преображения и тех, кто любит, и тех, кого любят. Вследствие такой преобразующей силы любви все трудности и недостатки в семейной жизни могут быть преодолены. Истинная любовь никогда не прекращается — будь то в этом мире или в веке грядущем. Верность и доверие должны господствовать в браке, ибо в нем не может быть обмана в любви. Когда муж и жена объединяются любовью, они разделяют общую жизнь и помогают друг другу во всем, что делают: любовь друг к другу выражает себя во взаимной помощи и поддержке.

Такая любовь предполагает и такое взаимоотношение в браке, которое выявляется всецелым соответствием супругов друг другу. Муж и жена должны жить не ради чисто индивидуального удовольствия, но друг для друга, ибо именно в такой жизни и заключается смысл истинной любви. Брак должен быть всегда предлагаем, утверждаем и укореняем в жизни и учении Церкви — в сознательном хождении супругов пред Богом. Муж и жена могут достичь конечного прославления в веке грядущем лишь посредством самопожертвования друг за друга в этой жизни во славу Божию. Христианский брак является особым приложением одного из основных учительных положений Христовых: Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее (Мф. 10, 39).

Величайшее чудо этой Божественно освященной любви в браке есть рождение добрых, прекрасных и святых детей. По образу Божию, Который производит жизнь в любви, и христианский брак — единство в любви, установленной Богом, — производит святую и благую жизнь: Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы (1 Кор. 7: 14).

Совершенный брак может быть только одним, единственным и неповторимым, прообраз брака — единство между Христом и Его Церковью — исключает множественность браков: Христос имеет лишь одну Церковь; и Церковь не имеет другого Христа. Даже смерть не может разорвать узы совершенной любви. Поэтому Церковь не поддерживает вторых и третьих браков даже для вдов и вдовцов; скорее, они терпимы в качестве снисхождения к человеческой моральной неустойчивости и слабости, тогда как четвертые браки всецело запрещаются.

Венчание, имеющее место во время последования бракосочетания, выявляет жениха и невесту новой общиной во Христе. Муж — глава этой общины, как Бог — глава Христа, а Христос — глава Церкви (а Христу глава — Бог (1 Кор. 11: 3); Христос глава Церкви (Еф. 5: 23). Его главенство — не власть над своей женой и семьей, но Божественно данная ответственность быть носителем образа (вслед за образом Христа) совершенного Человека: …Мужа, засвидетельствованного вам от Бога (Деян. 2: 22). Главенство мужа есть его жертвенное служение любви. Он должен питать и лелеять свою жену и семью, как и Господь Церковь (Еф. 5: 29). Жена — помощница своего мужа, возлюбленного спутника жизни, источника радости и благополучия. В Еве — матери жизни — обнаружилась полнота жизни, ибо без нее Адам был один и не имел спутника, для себя подходящего (…нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт. 2: 18). Как носительница жизни в зачатии детей, жена непосредственно заботится о жизни и ее качестве, она — та, которая дает содержание жизни своего мужа и семьи: чистоту, доброту, мир, нежность и заботу о других. Ее истинное украшение в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом (1 Пет. 3: 4).

Чтобы жить согласно своему высокому призванию, христианская семья должна быть твердо утвержденной в вере. Муж и жена должны стремиться больше поучаться вере и принимать положения веры в качестве закона своей жизни. Вера в Бога должна стать для супругов авторитетом, чтобы испытывать и оценивать все то, что видят, слышат или читают.

Особенно важно, чтобы христианская семья принимала участие в жизни Церкви: молитвой дома, посещением храма, участием в таинствах, соблюдением постов, праздников Церкви и ее традиций. Важно также, чтобы христианская семья участвовала в общей жизни своего прихода и имела в качестве друзей тех, кто отличается глубокой, крепкой личной верой и чистотой жизни.

Каждый христианин должен искать совета и руководства у пастырей Церкви. Православные мужчины и женщины — особенно перед вступлением в брак — должны общаться со своим пастырем с тем, чтобы он мог бы объяснить истинную природу брака в Церкви и помочь им лучше понять все требования истинно духовной и нравственной семейной жизни. Каждая семья подобным образом должна жить под руководством и с помощью Церквц и ее пастырей.

С Божией помощью все трудности и неудачи — столь неизбежные в жизни — будут преодолеваться, ибо невозможное человеку — возможно Богу. С верою в Бога муж станет действительно способным вести семью по пути спасения к Царству Божию, любя свою жену и своих детей более, нежели себя.

С Божией помощью и жена станет способна быть источником чистоты, святости и любви в семье. И дети, рожденные для Бога в такой семье, с самого начала будут воспитываться как христиане. Такая семья станет прекрасным образцом и источником веры, великодушия, доброты для всех окружающих.

Христианский идеал брака и семьи (а также — мужественности и женственности) является несравненно более полным и возвышенным, нежели те воззрения на брак и жизнь, которые предлагаются материалистическими идеологиями, сводящими, по сути дела, смысл человеческой жизни к удовлетворению половых влечений, материальной обеспеченности или другим столь же ограниченным функциям и желаниям материального и плотского порядка.

Во Христе человек раскрывается как сын и друг Божий. В Церкви человек способен стать членом Христа — душой и телом. В христианском браке человек способен достигать вечного, неповторимого и цельного союза в любви.

Дорогие братья и сестры во Христе! Будьте настоящими мужчинами и женщинами. Будьте верными христианскому идеалу брака и семьи. Пусть наши христианские семьи объединяются во взаимной любви и заботе.

Мужья и жены! Любите друг друга, любите своих детей.

Дети! Уважайте своих родителей.

Повинуйтесь друг другу в страхе Божием (Еф. 5: 21).

…Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание… за которые гнев Божий грядет на сынов противления… (Кол. 3: 5-6. )

Подписи митрополита Всей Америки и Канады Иринея, архиепископа Нью-Йорка, шести архиепископов и пяти епископов80.

Из определения священного собора православной Российской Церкви о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью, от 7 (20) апреля 1918 года^

§ 2. Расторжение брачного союза Святая Церковь допускает лишь по снисхождению к человеческим немощам, в заботах о спасении людей, — в предупреждение неизбежных преступлений и в облегчение невыносимых страданий, — при условии предварительного действительного распадения расторгаемого брачного союза или невозможности его осуществления.

§ 3. Поводами к расторжению брака могут быть:

а) отпадение от Православия,

б) прелюбодеяния и противоестественные пороки,

в) неспособность к брачному сожитию,

г) заболевание проказою или сифилисом,

д) безвестное отсутствие,

е) присуждение одного из супругов к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния,

ж) посягательство на жизнь и здоровье супруга или детей,

з) снохачество, сводничество и извлечение выгод из непотребства супруга,

и) вступление одного из супругов в новый брак.

§ 4. В случае отпадения одного из супругов от Православия право просить церковный суд об освобождении от брачных обетов и о расторжении брака принадлежит супругу, остающемуся в Православии.

К вопросу о причащении пребывающих в незаконном сожительстве (21. С. 4—6)^

В 1923 году московские священнослужители на своем собрании рассуждали о том, при каких условиях могут разрешаться смертные грехи, и особенно незаконное сожительство, часто наблюдаемое в наше время.

Некоторые пастыри очень строго относятся к подобным грешникам, лишают их Святого Причащения; другие же, более снисходительные, допускают их к Святой Чаше, думая этим расположить к исправлению и веря, что благодать, преподаваемая в Святых Тайнах, сама обновит их. Нужно, однако, всем духовникам принять за правило, что нельзя на согрешающих налагать одинаковые запрещения, нельзя действовать по шаблону: что для одного пригодно, то для другого губительно.

Рекомендовалось следующее: Церковь, в силу канонических правил, в известных случаях лишает членов своих Святого Причащения, но она не дозволяет ни к кому проявлять презрения, потому что этим можно оттолкнуть от веры. В основе всех отношений к людям должна лежать святая любовь, привлекающая и грешников к покаянию и исправлению. Руководствуясь любовью, пастырь обязан порочных духовных чад брать на особое свое попечение, под усиленный надзор и проверку, усердно молиться о них и кротко внушать, что Святое Причащение до их исправления служит лишь в осуждение, а потому спасительнее считать себя недостойными Святой Чаши и не требовать Ее, пока не освободишься от греха. Только в смертный час, когда отходит всякая страсть и человек невольно кается, принятие Святых Тайн никому не возбраняется. Словом, верующих надо воспитывать в сознании, что Святое Причащение стоит в непременной связи с покаянием, и пастырю нужно следить за проявлением его у пасомых, дабы никого не «упустить», не лишить блаженной будущей жизни.

Жизнь в браке по законам природы81^

Вот мнение о цели идеального христианского брака одного из современных нам благочестивых пастырей, отца Митрофана Серебрянского.

Цель брака я признаю только одну: вечное спасение души мужа и жены при взаимной помощи и рождении и воспитании детей как истинных христиан, тоже для вечного спасения. В мире животных до сих пор одна цель брака — рождение детей. У людей же после грехопадения частично прибавилась еще одна, о которой говорят святой апостол Павел и святитель Иоанн Златоуст. Но эта цель не признается обязательной; и я лично знаю массу исключений, то есть знаю много супружеств, которые соблюдают одну первую цель брака.

Брак есть таинство, низводящее на брачующихся особую благодать, помогающую мужу и жене спастись для вечности, рожать и воспитывать детей для вечности и смирять похот-ное раздражение, чтобы в нужное время быть истинными братом и сестрой. Это трудное дело, здесь несомненно нужна помощь высшей силы; и еще больший вопрос, что труднее — христианский брак или девство. Недаром святой Апостол сказал про брачующихся: …мне вас жаль (1 Кор. 7, 28). Но правду ли говорит этот пастырь, что подобные браки существуют действительно?

В «Тульских Епархиальных ведомостях» (в конце XIX века) дается описание чествования одного почтенного протоиерея. У этого священника было двенадцать детей, и его супруга пользовалась всеобщим уважением и любовью прихожан. В день 35-летнего юбилея своей, пастырской службы он рассказал, между прочим, следующее:

«Вы все знаете, что Господь благословил нас с матушкой двенадцатью детьми, чем многие смущались, относя эту многодетность к нашему сладострастию…

Но это не так, мы твердо знали закон Божий, что цель брака -рождение детей, и решили жить супружеской жизнью лишь по этому закону и исполняли его при помощи Божией. Спали мы с женой в разных комнатах, когда же решались на супружеские сношения, то я перед этим надевал эпитрахиль и в присутствии матушки служил молебен.

Если обнаруживалась беременность, то мы становились братом и сестрой, и не только на все время беременности, но и на десять месяцев кормления младенца грудью.

Думаю, что за все 35 лет нашей супружеской жизни унас было всего 30-40 брачных сношений. Можно ли это назвать сладострастием? »

О подобной же брачной жизни свидетельствовал Петербургский митрополит Исидор: у одного сельского священника было 14 сыновей, и все они окончили Петербургскую Духовную академию. При встрече с ним митрополит расспросил его о семейной жизни. Священник рассказал ему, что в своей жизни он руководствовался законами природы: брачные сношения с женой прекращались от начала беременности до завершения кормления ребенка молоком (из записок игумена Кронида из Троице-Сергиевой Лавры).

Эти жизненные примеры идеального понимания брака пусть послужат образцом для тех, кто на земле «ищет горнего» и кто может найти в себе силы и в браке возвыситься до идеалов целомудрия — и стать этим, быть может, на высшую ступень христианского подвига, чем подвиг иночества.

Счастье^

Рассказ прихожанки

Как-то после Обедни подошла ко мне одна из прихожанок. И мы с ней долго беседовали, потом она мне сказала: «Знайте, отец Константин, я очень счастливая женщина». — «Да что вы? — заинтересовался я. — Такое признание приходится слышать крайне редко. В чем же ваше счастье? » — «В детях». — «Ну, это понятно, вырастили хороших детей и этим счастливы». — «Да нет, батюшка, счастье у меня особенное, дети-то ведь не мои». — «А чьи же? » — «Ну, уж раз начала, придется вам все рассказать…

В молодости я жила в провинции с родителями и, окончив школу, начала готовиться в высшее учебное заведение. Лето. Все гуляют, а я сижу зубрю и только сквозь стены слышу разговоры о том, какие у нас в городе новости. Вот так через стену услыхала, что у Николая, товарища моего старшего брата, скоропостижно умерла жена и пятерых ребят оставила. Пожалела его про себя, но помочь ничем не могу. Зубрить надо, приемные экзамены на носу. Вот сижу как-то с книжками, отец на террасе, и слышу, что к нему Николай пришел, а его у нас в семье очень любили и знали с детства. Отец ласково его принял, усадил и, слышу, утешает: «Ничего, Колюша, не горюй! Другую жену найдешь и счастливым будешь! » — «Эх, Иван Михайлович, Иван Михайлович, жену-то я, может быть, и найду, но не жена мне нужна, а мать детям. Где мать для них возьму? Ведь пятеро их, мал мала меньше. Старший уже что-то понимает, а младшие ничего не смыслят и знай кричат: «Мама, где наша мама? » Всю душу надорвали. От тоски похудели, ручонки тоненькие сделались, есть не хотят и только мать зовут. А мать — в могиле», — сказал и зарыдал…

Он сильный такой, Николай-то, а тут плачет как маленький. Отец растерялся и знай твердит: «Найдется, Колюша, и такая, верь мне, найдется». А я сижу, слушаю и не могу понять, что со мной творится, — как будто в душе что-то большое растет и радостное. И как хвачу я тригонометрией об пол, выбежала на террасу и громко говорю: «Правильно отец сказал, найдется, вот и нашлась, бери меня, Коля». Отец как закричит: «С ума ты сошла? Куда ты на пятерых-то лезешь? Девчонка глупая! » Потом на Николая накинулся: «Уходи ты! Что девку с толку сбиваешь, ей в институт готовиться надо». А Николай не уходит и только мне руки протягивает. Я схватила их да вместе с ним с террасы и побежала прямо к нему домой. Пока я с ним шла, у меня в душе какие-то сомнения возникать начали насчет того, правильно ли я делаю, но как вошли мы в дом, как увидела я всех пятерых, жалких, плачущих, головенки растрепанные, и возле них равнодушную, сонную няньку, сразу же сомнения ушли.

Дома у меня были крик, плач, уговоры, но я на своем стояла твердо. И вместо института пошла с Николаем в ЗАГС, а потом и под венец.

Первые дни моей новой жизни были очень трудными, но я ребяток крепко полюбила, а они меня. А Николай на меня, как говорится, Богу молился. И хоть особенной любви у нас не было, потому что я всю ее отдала детям, но были мы очень счастливы. Так и прошла моя жизнь.

Подросли дети, муж умер. Сейчас все переженились и замуж повыходили, а у меня одно дело: от одного к другому в гости езжу. Живу у дочки, а сын уже покоя не дает: «Дорогая мамочка, когда приедешь? » Та, у которой живу, не отпускает, а остальные тоже пишут: «Что нас забыла? Ждем! » Сейчас самый младший из армии вернулся и сказал: «Никуда тебя не отпущу, сиди со мной дома, я ведь самый маленький».

Из воспоминаний митрополита Вениамина (Федченкова) (69. С. 3-4)^

Мама моя рассказала мне, что дедушка наш, Николай, женился на бабушке Надежде не по своему выбору, а по воле родительской, как это обычно делалось в старину в простых сельских семьях и у духовенства.

Дело было так. В один зимний вечер отец дедушки, дьякон Василий, приходит в дом, а дедушка Николай, тогда еще молодой человек, лежал на печи.

— Николай, а Николай! — говорит прадед нашему дедушке.
— Что, батюшка?
— Я тебя решил женить.
— На ком, батюшка? — интересуется жених.
— Да вот у отца Василия (в селе Оржевке был другой дьякон, тоже по имени Василий) хочу взять за тебя Надежду.
— Батюшка! Это — рябую-то?! — возражает недовольный и невольный жених.

А бабушка в детстве переболела оспою, и у нее на лице осталось несколько крупных, но совсем не портивших ее лица рябин.

— Как? — разгневался прадед. — Да ты что? Разве я тебе не отец, а враг?! Я знаю, кого выбираю тебе. Ну-ка, слезь с печи!

Дедушка слез, а прадед взял ухват (каким ставили у нас в печи горшки и чугуны) да его по спине — раз, другой и «поучил».

— Прости, батюшка! — запросил пощады дедушка. — Хоть на рябой, хоть на кривой, — воля твоя!

И поженили. И какой мудрый был выбор: дедушка был не совсем мирного характера… И вот такому неспокойному жениху Господь послал смиреннейшую Надежду. И она никогда не жаловалась, никогда не сердилась на дедушку: всегда была тихая-претихая, молчаливая и кроткая. Да, можно сказать, прямо — святая.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.