Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Оглавление 3 страница



Все, что не является жизненно необходимым, должно быть чуждо каждому порядочному человеку. Тем более во имя любви к желанному человеку должны быть оставлены все дурные и пагубные привычки, явно неприятные тому, кого хотят иметь спутником своей жизни.

Полная совместимость, истинное единство в супружеской жизни легко устанавливаются при общности мировоззрения любящих друг друга супругов, то есть при общности веры в Бога и общности стремления жить по вере37. Даже тогда, когда одного тянет на ипподром, а другого — на танцплощадку, уже во взаимных отношениях проглядывает несовместимость; а значит, где одному будет приятно, там неприятно будет другому. Не говоря уже о том, когда одного тянет в храм, а другого — в театр или в пьяные компании с дружками и подружками, приятные одному и, конечно, неприятные другому.

Супруги, любящие Бога и питающие любовь друг к другу, скорее оставят личные привычки и убеждения, неприемлемые в их совместной жизни по-Божьи, и, конечно, скорее отработают такое общее миросозерцание и такую линию поведения жизни вдвоем, которые помогут им сознательно стать на узкий путь приближения к Богу.

Несомненно, что даже у влюбленных друг в друга могут отмечаться разные склонности в поведении и различные способы выражения своих реакций на те или иные события и явления. И в этом нет ничего предосудительного. Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные (1 Кор. 11: 19)38. Следует всегда помнить завет блаженного Августина и придерживаться его в совместной супружеской жизни: «В главном — единство, во второстепенном — свобода, и во всем — любовь».

Как благословен супружеский союз двух верных участников одной и той же надежды, одних и тех же желаний, одного и того же учения, одного и того же служения! Оба они чада Божий -оба составляют одну плоть, один дух; вместе они молятся, вместе преклоняются пред Престолом благодати; взаимно учат друг друга, взаимно увещевают, взаимно поддерживают друг друга. Они одинаковы в церкви Божией, за трапезой Господней, в нищете и тесноте, в гонениях и в веселии. Никто из них не скрывает чего-нибудь от другого, никто не избегает другого, никто не тяготится другим. Добровольно посещают они больных, помогают нуждающимся. Их милостыни, их жертвы, их повседневное усердие ни в чем не встречают препятствий. Они вместе читают и поют молитвы, псалмы, гимны и песни духовные, в счастливом соревновании сердца и голоса. Христос, видя и слыша все это, радуется и посылает им Свой мир. Где двое, там и Он; а где Он — там нет лукавого.

Жизнь верующего с неверующим — пытка^

Живущий по-Божьи и стремящийся всегда быть с Богом избирает для себя товарищей с подобным же образом жизни и подобным же стремлением. Конечно, и в спутники себе он выберет человека, близкого по складу души, по стремлению и миросозерцанию. Идущий узким путем за Христом будет рад, если найдет себе попутчика, готового разделять с ним скорби и радости подвига странничества на земле. При этом разумеется, что человек, решившийся следовать узким путем в жизни, не станет искать себе спутника среди тех, кто шествует в ней широким путем вседозволенности.

Обычно девушки-христианки задают вопрос: среди наших сверстников нет верующих ребят, что же тогда — оставаться в девках?

Ответ дают законы церковные, запрещающие верующим вступать в брак с неверующими (да не сочетавается овца с волком, себе на погибель! ), и несчастный опыт всех таких браков, когда жизнь верующего супруга проходит в условиях непрерывной нравственной пытки и вдобавок сопряжена с опасностью погубить себя на веки вечные.

«Ибо мы, общаясь с тем, кого любим, незаметно принимаем его вкусы и склонности, не различая, хорошие они или худые» (19. С. 90).

Для христианина, благоговейно почитающего Бога во плоти, Иисуса Спасителя, не может быть покоя, радости, счастья с супругом, который, будучи неверующим, изо дня в день глумится над благочестием верующего, кощунственно высмеивает и поносит его святыни, наконец мешает и препятствует ему жить по-Божьи.

История, правда, знает редкие случаи таких супружеств, когда неверующий побеждался высотою христианской жизни верующего супруга и принимал его веру: становился христианином. Но история, увы, знает также и множество супружеств, в которых нечестивая жизнь во вседозволенности неверующего супруга соблазняла верующего и, заразив его, поставляла на тот же широкий путь нечестия и погибели39. Худое легче перенимается, нежели доброе.

Если я, например, при избрании себе спутницы жизни стану подходить к представительницам женского пола только с меркой чувственных ощущений, то, всего вероятнее, мой выбор остановится на особе, которая будет приятна для глаз, для слуха, вожделенного вкуса моей тактильной чувственности чисто животного порядка40. И этот мой выбор — как основанный исключительно на данных чувственных ощущений от такой-то особы (и воспринятый моим душевным «я») — под стать выбору щеглом щеглихи или медведем «своей» медведицы. У медведей, оказывается, все так просто: выбор закончен, ищется берлога. Живут вместе — вместе пасутся, ходят на добычу, вместе играют, плодят медвежат, растят их и даже обучают своему звериному, медвежьему нраву. И нрав среди зверья блюдется строже, чем это наблюдается ныне в нашем роде — роде человеческом. Медведь с медведицею и волк с волчицею сходятся на всю жизнь, чего не скажешь о многих из людей.

Когда зверь живет по законам своего телесного естества и по законам своей животной души, тогда он осуществляет в жизни и свое предначертание, то есть осуществляет повеленный Богом и определенный ему в удел нрав в среде обитания. Человек же, кроме тела и души (общих с животными), является мало чем умаленным пред Ангелами (Пс. 8: 6), — является носителем славного образа Божия, имеющим в душе своей порцию духа от дыхания Божия. Дух человека, по слову Екклезиаста, в момент смерти возвратится к Богу, Который дал его (Еккл. 12: 7; см. Иов. 33: 4).

Вот этот-то дух — данный Богом и имеющийся в душе человеческой — и становится очагом, беспокоящим душу, если человек уклоняется от своего предначертания, если он не живет по-Божьему. Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое (Пс. 61, 2).

Истинные начала для нравственно высоких, благочестивых отношений в семье и обществе даны и определены в Слове Божием и правильно и всесторонне истолковываются Церковью.

Спутника жизни надо избирать по воле Божией^

Переходя теперь к вопросу избрания человеком себе спутника для совместной в браке жизни, должно заметить, что христианин призывается познавать и исполнять спасительную волю Божию. Воля же Божия исполняется христианином тогда, когда он свою человеческую волю (часто греховную, плотскую, а значит, и недобрую, неразумную и несовершенную) всецело согласует с ней, то есть когда он осуществляет волю Божию как свою в своей практической жизни.

Спасение души для жизни вечной в единении с Богом является волей Божией о человеке, и оно же (спасение души) должно стать самой существенной целью человеческой жизни на земле, что практически и достигается его жизнью по-Божьи: в подражание Христу! (См. Еф. 5: 1; 1 Кор. 4: 16; 1 Ин. 2: 6; 4: 17…)

…Какое общение праведности с беззаконием? Что обшего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместимость храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого… Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божий. Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию (2 Кор. 6: 14 — 16; 1 Кор 6: 20; 10: 31).

Священное Писание говорит: Соверши дела твои вне дома, окончи их на поле твоем, и потом устрояй и дом твой (Притч. 24: 27).

В применении к теперешнему укладу жизни это древнее наставление может быть перефразировано так: «Получи образование (вне дома), заверши его применением на работе по специальности (на поле твоем), а потом созидай и семью свою (устрояй и дом твой). Иначе говоря, добейся самостоятельного, независимого от других положения в обществе — то есть обеспечь себя в материальном отношении, определи свое миросозерцание и свою линию поведения в жизни — и только тогда принимайся за созидание собственной семьи. Доколе ты сам в нравственном отношении не установился как личность, а в экономическом — не в состоянии содержать семью, — ты не можешь быть и главою семьи. Муж и отец — семейный центр, от которого сила и воля излучаются на всю группу лиц, ему принадлежащих и к которым он принадлежит»41.

Помни: Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его… (Пс. 126, 1. ) А посему будь христианином по жизни своей и молись Богу, Спасителю нашему, чтобы Он споспешествовал тебе в делах рук твоих (см. Пс. 89, 17). Ведь христианство — не в молчаливом, теоретическом, абстрактном, умственном убеждении, «но в величии дела, особенно когда ненавидит его мир» (9. С. 3).

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле (Быт. 20, 12). Делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них, ибо благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания (Сир. 3: 8-9).

Иаков любил Рахиль больше, нежели Лию… Господь [Бог]узрел, что Лия была нелюбима, и отверз утробу ее42, а Рахиль была неплодна (Быт. 29, 30, 31).

Допустим, христианин любит особу женского пола, тоже христианку (и она его любит также), и хотел бы ее иметь своею спутницею в жизни — взять себе в жены, но родители его (ее) протестуют против избранницы (избранника)43 и духовник не дает ему (ей) благословения на вступление с нею (с ним) в брак.

Решение: брака не должно быть. А любовь, возникшая между ними и не получившая благословения Божия, несупружеское общение, должна быть сублимирована (преображена) и выявлена в поистине святых делах на благо и радость многим — во славу Божию.

Допустим теперь, что у жениха (невесты) нет чувства любви к невесте (жениху), однако родители и жениха, и невесты хотят их бракосочетания и духовник благословляет их на вступление в брак.

Решение: брак должен состояться, и несомненно, что семейная жизнь супругов будет протекать счастливо во всех отношениях. Со временем между ними возникнет атмосфера взаимной любви: «стерпится — слюбится», а значит, станет радостной и их совместная жизнь. …Добрая жена — счастливая доля: она дается в удел боящимся Господа… (Сир. 26: 3. ) Дай Бог — с кем венчаться, с тем и кончаться.

Если воля Божия остается все еще неведомой для человека, то ему следует усиленно напрягать собственную волю на то, чтобы его личная жизнь постоянно протекала в атмосфере любви к Богу и к людям. Пребывающему в любви, как пребывающему в Боге, станет ведома и Его святая воля (см. 1 Ин. 4: 16). Доколе в человеке нет любви, нет познания воли Божией — ему надо смиренно в молитве просить Бога об этом и ждать посещения чувства большой любви в душе своей и выяснения в себе воли Божией. И думается, лучше всю жизнь проводить целомудренно, молиться и ждать наступления радостных переживаний любви, нежели, живя в супружестве, всю жизнь сокрушаться о том, что так и не пережил той радости, о которой всегда мечтает и тоскует сердце человеческое. Ждать любви в Боге — хотя бы столь долго, как сама жизнь, но не вступать в брачные отношения с тем, кого не любит душа твоя, и кто сам не любит Бога, и кто не предназначается волей Божией тебе в супруги. Где любовь — там и Бог. Радость и блаженство — в любви, потому что Бог есть любовь (1 Ин. 4: 8).

Плотское вожделение друг к другу — еще не любовь^

Плотское вожделение одного ищет своего осуществления и удовлетворения в близости с другим. Вожделение может носить односторонний характер — быть эгоистичным, когда один активно воздействует на другого, эксплуатируя его плоть и, так сказать, понуждая его к сексуальному послушанию — к соучастию в совокуплении. Вожделение может выражаться и в форме «эгоизма двоих», когда, вступая в близость, ничего иного друг от друга и не домогаются, здесь одна цель — удовлетворение страсти во взаимном похотливом наслаждении.

Эрос — плотское вожделение — может способствовать идеализации образа другого, делая еще более заманчивым именно в удовлетворении плотской страсти. Такая временная идеализация отношений тотчас исчезает в человеке, как только удовлетворяется плотская страсть. Тогда наступает волна разочарования… И это — явное свидетельство того, что достигнуто удовлетворение плотских страстей, но никакой любви не было вообще. Одного эроса недостаточно, чтобы выдержать все испытания брачной жизни, ибо как только плотское вожделение удовлетворяется, наступает недовольство друг другом и разочарование…

Внешняя, телесная красота омрачает духовные очи44, — не усмотрев сущностного содержания, не узнав вовсе духовной направленности отношений — бросаются в плотские объятия, завершившиеся совокуплением, а затем и разочарованием. Угар страсти прошел, и стало явно, что двое — чужие по существу люди: по духовному содержанию и устремлениям жизни. И по осознании этого в супругах зреет… развод45!

Любовь плотская — не будучи связана духовным чувством, -как только представится какой-то даже самый незначительный повод, очень легко испаряется.

Любовь, как «волненье крови молодое» (по Лермонтову), влечет человека в пылу разбушевавшейся страсти чуть ли не к первому попавшемуся субъекту, который окажется подходящим для удовлетворения похоти: поистине «ночью все кошки серы». Когда же похоть удовлетворяется — прекращается «волненье крови молодое», а заодно такая любовь кончается. Возбуждаемая похотью тяга к телу человека другого пола есть вожделенье чисто животного порядка, направленное на удовлетворение воспроизводительного инстинкта. Причем участников сближает не взаимная любовь, но любовь к самому наслаждению (= похотливому услаждению). Можно даже ненавидеть друг друга и в то же время заключать между собой — исключительно ради любви к плотскому наслаждению — постыдные (продажные! ) сделки о совокуплении (33. Т. 3. С. 14-15. Блж. Диадох. Гл. 15)46.

Словом, поступают по пословице: «Любить не люблю, а отстать не могу». Настоящую же любовь купить нельзя, она не продажна. Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презреньем(Песн. 8, 7).

Итак, физическая близость не должна быть исключительно самоцелью лиц, вступающих в брак. Плотское единение должно только восполнять их духовное единство, выражающееся в обоюдно согласованном стремлении жить в благочестии и чистоте, в соблюдении заповедей Божиих, словом — в единодушном стремлении жить так, чтобы святу быть: жить по-Божьи.

Сущность человека не в теле его — не в лице или фигуре, а в душе, ищущей покоя и радости в жизни пo-Божьи: Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое (Пс. 61; 2).

Если же, вступая в брак, не ищут Бога, не ищут Божиего в жизни, — а это присуще тем, у кого отсутствует вера в Бога, — то тогда материальное и плотское (в них господствующее) всегда будет подавлять и самую совесть, и высшие запросы духовного и нравственного порядка.

Вся жизнь такой безбожной пары будет всегда вращаться вокруг «стойла да пойла». Впрочем, такая «прогрессивная» пара может свое стойло оснастить шкафом с рюмками, фужерами и прочими безделушками под стеклом и конечно же в передний угол поставить телевизор для наслаждения «духовными» зрелищами: мордобоем при боксе, обнаженностью при балетах, ловкостью гимнастов и групповыми баталиями на стадионах, — хоккеем (зимою) и футболом (летом). А ведь подмечено: «Чем сильнее внутренняя самостоятельная работа в душе человека, тем менее он ищет развлечений» (57. С. 514). Поскольку же безбожными супругами отрицается наличие души, духовного начала (= образа Божия, напечатленного Любовью Божественной), постольку и речи нет ни о каком единомыслии «душ и телес»… Поневоле тогда и супружеские отношения безбожной «парочки» ограничиваются только их плотской близостью. Они единодушны в подходе к брачной жизни: их удовлетворяет плотская близость, а духовных запросов не знают и не признают. У них — единодушие скотства, единодушие удобства совместной жизни в коммунальном общежитии. Эротическая любовь всегда эгоцентрична; каждый возбужденный ею ищет себе партнера по страсти ради своего собственного удовлетворения, самовосполнения и самоусиления47.

Отчего же, при всех громаднейших усилиях, мы не достигаем счастья? — Оттого что мы следуем не по истинному пути к счастью, а по ложному: стремимся к счастью своей животной личностью (63. Т. 3. С. 48).

Вот слова из поучения новобрачным: «Не сделают вас счастливыми одни внешние блага, если вы не будете украшаться христианскими благими нравами и добродетелями. Доброе сердце, искренне и постоянно любящее Бога, усердие к соблюдению заповедей Божиих, постоянная взаимная любовь и верность в исполнении взаимных обязанностей, любовь к ближним, смиренная преданность Богу среди всех трудных и скорбных обстоятельств жизни и непоколебимое упование на Бога, премудро промышляющего о каждом человеке, — вот условия и благонадежный залог вашего истинного счастья в семейной жизни» (36. Кн. 1. С. 414).

Любить то, что достойно любви^

Любовь да будет непритворна… (Рим. 12: 9. )

«Любовь есть влечение к Божественному и осуществление этого влечения» (23. С. 47).

Суть человека в его сердце, в его душе. Человек в целом таков, какова его суть — его сердце, его душа. Взаимоотношения людей есть взаимоотношения их сущностей. Так, любовь и ненависть выражаются в людях любовью и ненавистью между их сущностями.

Любить человека — значит любить его сущность, а это возможно только сердцу, только душе. Когда в человеке возбуждается вожделение к плоти человека другого пола, то это еще не значит, что в нем возникла и есть настоящая, сущностная любовь к нему. Тут скорее приходится говорить о любви к плотским наслаждениям, доставляемым через сексуальное общение с этим человеком, а не о любви к самому этому человеку48.

В человеке нет ничего лучшего любви его: она его сокровище, кому отдает он свою любовь, тому отдает самого себя. Кому же должен отдать человек свое сокровище, как не единому Богу, -отдать совершенно, свободно, преимущественно перед прочими вещами, в силу простой справедливости, чтобы любовью воздать за любовь!.. Итак, как со стороны Бога Его любовь является величайшим благодеянием к миру и человеку, так со стороны человека и мира любовь к Богу является величайшей обязанностью к Нему (20. С. 530, 531).

Надо соблюдать порядок в любви: любить именно то, что достойно любви, и не любить недостойного. Если Вселюбящего, Всесовершенного Бога Творца не любить, то кого же тогда любить? Если Бога во плоти, Христа Спасителя нашего, не любить, то кто же еще может заслужить нашу любовь? Если Божиего — жизни, любви, добра, правды, чистоты, святости… — не любить, то можно ли по совести любить ложь, злобу, гордыню, разврат, душегубство?

Богопротивного нельзя, невозможно любить. Никто ведь не любит лжи, гордыни, злобы. И однако многие охотно свыклись с пороками в жизни: пьянствуют, развратничают, лгут на каждом шагу… да еще и гордятся такой своей жизнью. Какая же скверная душа может быть в человеке! — гордая, злая, завистливая, погрязшая в обольстительных плотских похотях и ничего, кроме физического, материального, в мире не признающая. Человек, увлекшись испытанным плотским удовольствием, не будет ничего иного почитать благом, кроме того, которое с некоторым наслаждением получает чрез тело, и, отвратив совершенно ум свой от стремления к благам бестелесным, весь сделался плотским, гоняясь постоянно за плотскими лишь наслаждениями, так что будет более любить удовольствие, нежели Бога (5. С. 328).

Душа, погрязшая в грязи страстей плотских, оказывается чуждой для жизни духовной — ей она недоступна: душа не понимает, не принимает и отрицает вообще духовность. Нет Бога, — в безумии заявляет она (Пс. 52, 2; 13, 1). Что же касается Иисуса Христа — Спасителя и Господа нашего, то поскольку нынче уже нельзя стало отвергать Его как миф — все-таки историческая Личность49! — то для гордой вседозволенности, для жизни в плотских страстях, более удобным оказалось просто отрицать Божество Иисуса Христа и, следовательно, делать для себя необязательным принятие Его Евангельского учения.

«Тело, — по святому Иустину, — есть жилище души, а душа жилище духа». И если душу определять как начало телесной жизни (душа присуща всем живым существам — одушевленным тварям), то дух в душе человеческой служит основой благодатной жизни человека. Пребывающие во грехе изгоняют Дух из своей души и остаются душевными человеками, живущими плотскою, животною жизнью. Чрез покаяние, смирение и жизнь человека по заповедям Божиим — в душу привлекается Дух, и тогда сама душа в человеке одухотворяется, и жизнь человека становится духовной, благодатной — по подобию жизни Божественной.

Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа (1 Фес. 5, 23). Здесь апостол Павел различает дух и душу в человеке только как две стороны одной и той же духовной его природы или особо обозначает в душе дух как высшую ее способность» (44. С. 444)50.

Состоя из тела и души (с духом), человек предназначается к гармоническому развитию составных частей, формирующих его личность.

Тело и душевные чувствования в человеке — будучи общими для всего животного мира — развиваются вместе с его возрастом. Организм, образованный из слияния двух зародышевых клеток, постепенно растет, послушно формируясь по соответственному генетическому коду, унаследованному от родителей. Вместе с ростом тела развиваются в человеке и чувствования душевные. И хотя он уже отприродно наделен чувствами — зрением, слухом, обонянием, вкусом и осязанием, — однако только опытно в человеке развивается способность пользования ими и только благодаря навыку в восприятии чувственных ощущений от внешнего мира человек приобретает представление об окружающей среде, тем самым в какой-то степени достигает осознания своего положения в среде обитания.

Поскольку чувственные ощущения присущи всякому живому существу вообще, постольку и человек в своем восприятии окружающего мира через ощущения принципиально не отличается от других представителей животного мира. Поэтому-то всякий человек, руководствующийся в жизни только и исключительно душевными чувствованиями, остается на уровне душевного человека, живущего, по сути дела, жизнью говорящего животного, все интересы которого — исключительно животного порядка и заботы — «естественные заботы» о сохранении жизни, о питании и размножении.

Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь… Есть тело душевное, есть тело и духовное» (1 Кор. 2: 14; 15: 44).

Итак, того, кто думает, что все происходит естественным порядком, и не допускает ничего сверхъестественного, апостол Павел называет душевным человеком, то есть плотским, естественным, ибо душа его занимается только домостроительством естества плотского. «И как глаза телесные, сами по себе прекрасные и в высшей степени полезные, без света ничего не могут видеть, так и душа, сделавшись способною к принятию Святого Духа, без Него не может созерцать предметов Божественных» (18. С. 412, 508). От тех, которые грешат, отлетает Дух, и оникак живущие по плоти о плотском помышляют (Рим. 8: 5). Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут (Рим. 8: 6-8)51.

Пользуясь чувствами, я избегаю того, что для моего организма болезненно и неприятно (скажем, холода или жары, укусов комаров или зловония трупов), и вообще я буду удаляться от всего, что угрожает моему существованию. И конечно же всегда буду искать приятного для глаз, для слуха, для чувств моих. Но ведь все это как раз и проделывают животные: они так же избегают опасного и неприятного и ищут того, что удовлетворяет запросы их животной жизни и что приносит им телесное наслаждение. Обойдем молчанием известные инстинкты (охранительный, питательный и воспроизводительный), заметим лишь, что и свинья охотно подставляет свое брюхо для почесывания, и кошка довольно мурлычет, когда ее гладят. Да и человеческому телу доставляет наслаждение, когда его кормят, моют, одевают52. Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал. 6, 8).

Плоть корыстолюбива^

Кто любит другого только за его красивую внешность, тот сам, очевидно, не знает иной красоты и потому гоняется только за наружностью. И кто любит другого за ловкость и умение устраивать легкую жизнь в удовольствиях и наслаждениях, тот сам вожделеет, домогается, ищет подобного же образа жизни.

Вообще, когда в человеке возбуждается любовь к другому за какие-то его внешние данные или качества (положим, за то, что человек хорошо физически сложен, внешне красив, хорошо одевается, увлекательно, забавно, умно или смешно говорит, хорошо поет, танцует, играет на скрипке или в футбол и т. п. ), то тут между любящим и любимым всегда можно обнаружить родство душевного склада, обосновывающее и сходство их воззрений и оценок настоящей плотской жизни, часто вовсе не признающей жизни духовной. Я люблю другого за то, что он удовлетворяет моим плотским запросам, и во взаимной близости мы оба получаем, таким образом, плотское наслаждение. Основа наших взаимоотношений — корыстолюбие плоти: уделяя тебе часть своего плотского «я» (для твоего наслаждения! ), я тем самым (для своего наслаждения! ) получаю от тебя во временное обладание твою плоть. Тут — одна корысть53, согласно девизу: «Я даю тебе с тем, чтобы ты дал мне! »

Верующие в Бога супруги оказываются всегда более верно, более прочно и более идейно соединенными друг с другом, нежели те супруги, которые отрицают все духовные ценности (включая бытие Источника всех благ — Бога) и остаются на последовательно материалистических позициях в своих супружеских отношениях; а позиции эти — никак не выше идеала удовлетворения взаимного полового влечения. И именно низость такой «идейности» в браке не дает супругам радости даже в их интимной близости54.

Жить в порабощении страстей и пристрастий — жить шутовской жизнью^

Плоть, мир и диавол забрасывают в душу человека свои удочки с приманками на любой греховный вкус — от грубых, чувственных, плотских удовольствий до тонких духовных обольщений славою и честью ума и сердца, до одуряющих воскурений, возбуждающих в человеке чувство превосходства над другими и подвигающих его на самообожение… Забрасывают и ждут: авось и клюнет человек! Авось сам, своею волей примет предлагаемое обольщение славою или соблазнится на наслажденье, на самообоженье и… поймается на удочку! А, поймавшись, глядишь, и заживет человек в похоти плоти, похоти очей и гордости житейской (1 Ин. 2: 16).

Следует уяснить, что духовность наша двоякая: одна от Духа Господня, от Духа Святого, а другая — от духа нечистого, бесовского.

Дух Господень наделяет смиренного человека духом премудрости и разума, духом совета и крепости, духом ведения и благочестия (Ис. 11: 2); и тогда духовность человека выявляется в плодах духа, которые суть: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5: 22-23).

Вдохновляемая же духом нечистым, духовность наделяет возгордившегося человека всякой греховностью…Ибо начало греха — гордость… (Сир. 10: 15. ) А начало гордости — удаление человека от Господа и отступление сердца его от Творца его… (Сир. 10: 14. ) Тогда надмевается дух его, и он ходит и буйствует… (Авв. 1: 11. )

Человек сам, склонностью своего сердца к смирению или к гордости, привлекает на себя и соответствующее вдохновение от Духа Святого или от духа нечистого и таким образом становится носителем избранной им духовности: благой или злобной.

Когда в человеке нет веры, действующей любовью (Гал. 5: 6), то есть нет веры во Христа Бога, которая всегда должна являться деятельной и живой, тогда в нем не может быть и духовности благодатной от Духа Святого. В неверующем человеке духовность может быть лишь от лукавого (мирская, страстная и злобная), поскольку весь мир лежит во зле (1 Ин. 5: 19). Он ради этой избранной им духовности может даже подавлять требования своей плоти с тем, чтобы всецело гордо посвящать себя служению греховным страстям и миру сему в науке55, искусстве, политике и всякого рода духовному общению с невидимым миром посредством магии и другими подобными способами.

Соблазны плоти, мира и диавола увлекают собою тех, кто внутренне склоняется на них, кто сам хочет быть ими увлечен. Пьяницы соблазняют на выпивку того, кто и сам уже склоняется выпить. И блудница собою обольщает того, кто ее домогается, кто сам вожделеет похотливого наслаждения с нею. Конечно, можно быть трезвенником среди пьяниц, равно как можно оставаться целомудренным и среди развращенных. Однако это -удел сильных подвижников благочестия, воюющих с помощью Божией против восстаний плоти, мира и диавола. Для всех же нас, менее стойких в духовном отношении людей, Псалмопевец считает лучшим уклоняться от зла (см. Пс. 33: 15) — не ходить на совет нечестивых, не стоять на пути грешных и не сидеть в собрании развратителей (Пс. 1: 1). Кто прикасается к смоле, тот очернится, и кто входит в общение с гордым, сделается подобным ему(Сир. 13: 1)56.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.