Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Оглавление 1 страница



 

вященник Михаил Труханов

 

Оглавление

  • Немного о составе и назначении человека
  • Целомудрие и любовь — условия познания
  • Жить по воле Божией — значит освящаться и спасаться
  • Истинное благо творит ближнему тот, кто приводит его ко спасению
  • А теперь — разговор о любви
  • Да не сочетавается овца с волком, себе на погибель
  • Полнота любви — жить в любимом
  • Блуднику недоступна радость семейной жизни
  • Любовь не знает прелюбодейства
  • Что значит «любовь» и «любить»
  • Цель брака — возрастание в любви
  • Истинное единство — в любви
  • Жизнь верующего с неверующим — пытка
  • Спутника жизни надо избирать по воле Божией
  • Плотское вожделение друг к другу — еще не любовь
  • Любить то, что достойно любви
  • Плоть корыстолюбива
  • Жить в порабощении страстей и пристрастий — жить шутовской жизнью
  • Любовь расширяет сердце
  • Человека должно любить за то, что в нем есть божественного
  • Супродеская любовь не должна принимать характера эгоизма вдвоем
  • Дети и их первоначальное воспитание
  • Приложения
    • Опеределение Синода греческой Церкви по вопросу рождаемости детей
    • Энциклика о браке священного Синода епископов Православной Церкви в Америке
    • Из определения священного собора православной Российской Церкви о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью, от 7 (20) апреля 1918 года
    • К вопросу о причащении пребывающих в незаконном сожительстве
    • Жизнь в браке по законам природы
    • Счастье
    • Из воспоминаний митрополита Вениамина (Федченкова)

 

С давних пор, говоря о ступенях (уровнях) истинной веры, СТАРЦЫ имеют в виду: Храм души, сердца и разума каждого, кто принял веру во Христа Спасителя и стремится жить по заповедям Его; Храм семьи — дома, где начинается жизнь верующего и открывается первейшая возможность возлюбить — по заповедям Божиим — ближних своих; Храм церковного прихода, где соборно возносят верующие свои молитвы к Богу и совершаются важнейшие ТАИНСТВА.

Одному из таких таинств, Божественному смыслу брака и жизни в супружестве, посвящен труд священника Михаила Труханова. Таинство брака освящает не только совместную жизнь супругов, которые по Промыслу Божию становятся единой плотью (см. Мф. 19: 5-6), но и будущее их потомство.

Тема о любви и браке особенно актуальна в наши дни, когда семья — священная ячейка, соединяющая личность и общество, — подвергается особенно жестоким нападкам.

Именно в супружестве, которое, как подчеркивает отец Михаил, есть ДАР БОЖИЙ и требует особого сбережения, открывается наиболее полная возможность вновь и вновь реализовать основополагающие христианские заповеди: любовь к Богу и ближним своим. Только на этом пути, особенно в нашей противоречивой действительности, может быть достигнуто не просто «счастье двоих», но и СПАСЕНИЕ, в котором истинно верующие видят смысл своей земной жизни, к которому стремятся по мере своих возможностей.

Немного о составе и назначении человека^

Природа человека трехсоставна: тело, душа и дух. Тело и душа имеются во всех земнородных существах, а дух — только в человеке. Дух — от дыхания Бога Вседержителя. Тело человека является как бы футляром для его души, а душа — футляром для духа. И если душа заведует низменными чувствами чисто животной стороны жизненных отправлений человека, то дух, содержащий в себе образ Божий, осуществляет высшую функцию души — практическую устремленность к достижению человеком Богоподобия1.

Человек предназначен жить духовной жизнью на земле — жить по-Божьи. Это и бывает тогда, когда в человеке господствующее положение отводится духу: дух управляет и направляет на духовность чувства души, пользуется одухотворенным телом для практического осуществления на земле дел Божиих.

Если же дух в человеке подавляется плотскими и душевными (чувственными) началами, то господство последних над личностью низводит ее на уровень скотской жизни. Тогда личность оказывается человеком только по форме, а по поведению, по образу жизни — животной…. Человек в чести не пребудет; он уподобится животным… (Пс. 48: 13. ) Будучи в чести как сотворенный по образу Божию, и притом один только из всех тварей, человек не уразумел этого своего достоинства… и присоединил сам себя к бессловесным скотам, и дошел до такой степени неразумия, что перестал размышлять о небесном и устремил все свои мысли к одному земному; закон бессловесных стал и для него теперь законом и начал направлять его действия к удовлетворению страстей. Всякий раз, как только зарождались в его душе какие-либо желания или стремления к чему-нибудь, он стал преследовать всеми зависящими от него способами лишь одни плотские удовольствия (37. Т. 1. С. 301-302). .. Живущие по плоти о плотском помышляют… Помышления плотские суть смерть… потому что плотские помышления суть вражда против Бога….. Живущие по плоти Богу угодить не могут (Рим. 8: 5-8). Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослуженив, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. …Поступающие так Царствия Божия не наследуют (Гал. 5: 19-21).

Апостол Павел напоминает нам: …Тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа… Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божий (1 Кор. 6: 19-20).

Если личность не живет духовной жизнью, а лишь душевной и плотской, то ее духовная составляющая (дух, от дыхания Божия) не развертывается к практическому осуществлению предназначенного человеку совершенства, а подавляется, одебелевается и оземленяется. В силу единства личности — единства, составляемого телом, душой и духом, — ее духовная составляющая у человека, живущего по плоти, всегда будет подавляться и как бы даже улетучиваться вовсе. «Чувствую, — пишет праведный Иоанн Кронштадтский, — что когда я здоров совершенно и не утруждаю и не изнуряю себя трудами, я умираю тогда духом, тогда нет во мне Царства Божия, тогда обладает мною плоть моя и с плотью — диавол» (12. С. 293)2.

Плотская страсть погашается скорбью, мучительной болезнью, жизненными обстоятельствами, тяжелой, изнурительной работой и жизненно важными заботами. Она также подавляется воздержанием в пище и питии (постом), бдением, молитвою, сопровождаемою преклонением колен, чтением Священного Писания…

Всякое слово Бога чисто… (Притч. 30: 5. ) Бог! — непорочен путь Его, чисто слово Господа… (2 Цар. 22: 31. ) Слово Твое весьма чисто… (Пс. 118: 140. )

Спаситель говорит ученикам: Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь (Ин. 15: 3; 6: 63). Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Мф. 24: 35; Мк. 13: 31; Лк. 21: 33).

…Слово Бога нашего пребудет вечно (Ис. 40: 8). Слово Божие живет, потому что оно есть слово неизменного, независимого Бога. Бог не скажет сегодня того, чего Он не хотел вчера, и также завтра не вычеркнет того, что Он говорит сегодня. Когда мы читаем в Библии слова Божий — повеления, заповеди, обетования, — высказанные тысячи лет назад, они так же новы и сильны для нас, как будто уста Господни произнесли их сегодня. Вечное Слово, исходящее из уст Всемогущего Бога, обладает тою же могучею силою и новизною сегодня, как и тогда, когда Он говорил его Моисею, Илии или высказывал Его устами Своих пророков Исайи или Иеремии… Слово Божие всегда верно, неизменно и полно могущества. Оно — не просто слово, облеченное нравственною силою. Оно — сила Божия, живой носитель благодати Божией, проводник ее в приемлющие души. Оно никогда не будет отжившим свое время. Слово Божие — вечно, свежо, ибо оно есть вода живая (Ин. 4, И): Евангелие Царства Божия, проповедь Любви, учение Христа Спасителя.

Благоговейно читающий Слово Божие тем самым утоляет жажду души своей кристально чистою водою живою, как бы омывает ею свою душу и очищается от грязи греховной. Все Писание богодухновенно (2 Тим. 3: 16), и молитвенное чтение Священного Писания, размышление над ним, исследование его помогают очищать душу от греховной нечистоты, освобождают ум от дурных помыслов и склоняют его к размышлению о Боге. «Занимайся тщательнее либо молитвою, либо чтением — и будешь то сам с Богом беседовать, то Бог с тобою» (14. Ч. 1. С. 20).

Целомудрие и любовь — условия познания^

«Нет подвига более девства, — читаем у преподобного Феогноста. — Ведущему безбрачную жизнь удивляются самые Ангелы, потому что сколько трудов и усилий потребно, чтобы, состоя из плоти и крови, стремиться всегда непорочностью подражать невещественности Ангелов! И подлинно, столь велика и возвышенна сия добродетель, что — как превышающая природу — кажется невозможною, если Господь свыше не поможет! »3

«…Совершающие поприще девства текут не один день, а всю жизнь; и путь их, и течение по нему невидимы, как невидима и брань, какую имеют они с невидимыми врагами. И как если бы кто увидел человека окрыленным, справедливо удивился бы, как он имеет вид то человека, то Ангела; так и хранящий подвижнически девство представляет странное некое зрелище и для Ангелов, и для людей: во плоти он и выше плоти; в мире и выше мира… …Для многих дар сей невместим, и отложен только для тех, кои распинают себя образом жизни своей», то есть которые стремятся следовать за Христом, живя в благочестии и чистоте (Прп. Феодор Студит /33. Т. 4. С. 477)4. Епископам, в частности, признано за благо быть безбрачными (VI Вселенский Собор, правило 12) ради попечения «о спасении и о преуспеянии людей на лучшее».

… — Тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа… Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела(1 Кор. 6, 19, 13). Иначе говоря, не для того создано тело, чтобы утопать в наслаждениях и впадать в блуд, но для того, чтобы оно повиновалось Христу как главе своей, а Господь как Глава управлял им.

Свежий и нежный цветок целомудрия портится и вянет даже от шутливого или легкомысленного обращения, а нечистое прикосновение может его уничтожить. Целомудрие исходит от сердца, но его материей является тело человека, потому-то как все внешние чувства, так и сердечные желания могут его нарушить; нечистота взгляда, слуха, речи, прикосновения может его нарушить, когда сердце начинает забавляться ими и находит удовольствие в таких делах, о которых апостол Павел говорит: …не участвуйте в бесплодных делах тьмы, по и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить. А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым(Еф. 5: 11 — 12: 3). (27. С. 79-80. )

Практически здоровый человек, не отягощаемый физическим трудом и живущий в материальном довольстве, к тому же ничем жизненно важным не озабоченный, беспечно препровождающий время в семейной суете, пустопорожней болтовне или занимающийся от нечего делать чтивом, телевидением и всякого рода хобби, — просто не может, — да, да, не может! — иметь чистоту мыслей. И если даже такой человек нынче не копошится в плотской нечистоте, как навозный червь, то и тогда его ублажаемая покоем, пресыщенная плоть, возбуждаемая потребностью физиологически нормальных отправлений организма по удовлетворению вожделений воспроизводительного инстинкта, будет из себя поставлять в его внутреннее «я» плотские мечты, картины и нечистые мысли. И какие бы энергичные меры и усилия лично ни предпринимал человек в борьбе с нечистотою в своих мыслях, он все же не может (да и не в силах, доколе надеется только на себя и на свои личные усилия) достичь чистоты своего «я». «Кто хочет бороться с своею плотию и победить ее своими силами, тот, — говорит преподобный Иоанн Лествичник, -тщетно подвизается; ибо если Господь не разорит дома плотской похоти и не созиждет дома духовного, то всуе бдит и постится думающий разорить» (13. Слово 15. § 25).

Ты говоришь: «Не могу, нет сил бороться с греховным помыслом». Однако это не так. Совесть твоя, твое сознание не стали бы требовать от тебя невозможного. Сознание говорит: «Гони прочь от себя греховное пожелание». И это — для тебя возможно, ведь это — в твоей воле, в твоей власти… Но ты так сдружился со страстью похотения, что тебе жаль расстаться с нею, вот ты и говоришь: «Не могу» — и сам себя обманываешь… Все, что способствует возбуждению похоти, есть греховная страсть. Отсюда — роскошь, богатство, праздность и беспечность, — каждая из них может быть названа почвой, произращающей страсть похотения. Таким образом, если мы желаем быть целомудренными, то не должны себе дозволять никакой страсти, возбуждающей похоть (18. С. 779). Плотская страсть, пьянство, ревность и бес — равны между собой. К кому они пришли, у того погублен ум (5. Т. 2. С. 229). В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху… (Прем. 1: 4. )

«Ты думаешь, у меня нет помыслов и искушений, — говорил как-то отец Алексей Мечев одному диакону, сетовавшему на то, что его одолевают нечистые мысли и плотские искушения. — И у меня есть они, но они не владеют мною, потому что я все время занят: или молюсь, или принимаю народ, или служу. Так и ты будь все время в кипении, в работе — и будешь свободен от дурных мыслей… Мысли нехорошие гони чтением Слова Божия, и труд физический тут нужен» (50. С. 309, 66).

При искушениях плотских, в борьбе с греховными помыслами не надейся на себя, а призывай в помощь Бога, памятуя, что выше сил Господь не попускает искушений (см. 1 Кор. 10, 13). «…Воззри на Небо, если можешь, душевным оком, а если нет, то хоть телесным; простри крестовидно руки, и держи их неподвижно, чтобы и сим образом посрамить и победить мысленного Амалика. Возопий к Могущему спасти, и возопий не красноречивыми словами, но смиренными вещаниями, начиная прежде всего сим воззванием: Помилуй меня, Господи, ибо я немощен… (Пс. 6: 3. )» (13. Слово 15. § 80). Страсти тела погашаются только в том случае, если и тело примет соответствующее участие в трудах подвижничества5.

Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор. 6, 12). «Я господин над пищею и питием; но если буду употреблять их не в меру, то из господина сделаюсь их рабом. Ибо кто пользуется ими как должно, тот господин над ними; напротив, кто впадает в неумеренность, тот уже не господин, а раб их, потому что в этом случае пресыщение делается его тираном… Итак, позволено мне есть и пить, но вредно для меня принимать пищу и питие не в меру» (18. С. 431).

«Знай, — читаем у преподобного Иоанна Лествичника, — что часто бес приседит желудку и не дает человеку насытиться, хотя бы он пожрал все снеди Египта и выпил всю воду в Ниле. По пресыщении нашем сей нечистый дух отходит, и посылает на нас духа блудного… Сей, пришедши, улыбается и, связав нам руки и ноги сном, уже все, что хочет, делает с нами, оскверняя душу мерзкими мечтаниями и тело истечениями» (13. Слово 14. § 26, 27). «Страшись особенно невоздержности и нетрезвости, потому что они скоро и легко могут отнять у тебя все добродетели и особенно лишить драгоценного сокровища — чистоты и целомудрия… Если хочешь быть целомудренным, храни воздержание и прерви вредные свидания. В какой мере приближается человек к тому, что производит соблазн, в такой мере невозможно сердцу его пребыть без смятения помыслов и без воспламенения лукавых пожеланий, потому что видимое лицо и речи возбуждают его к страсти» (8. С. 86-87)6. Целомудрие не воспитывается в развращенной среде. Поэтому не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы (1 Кор. 15: ЗЗ)7.

Апостол Павел пишет: Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу (1 Кор. 7: 32 — 34). Недостаточно быть святою телом, но должно быть таковою и по духу, ибо в этом, то есть в чистоте души, состоит истинное девство8. «На опыте многие, будучи чисты и непорочны по телу, скверны по душе» (18. С. 442)9.

Чтобы целомудренно жить, надо всегда быть в состоянии успешно сражающегося с греховными поползновениями своей плоти, то есть надо побеждать даже «законные» требования своей плотской природы. Наши теперешние страстные похотливые поползновения тела вошли в него после грехопадения наших прародителей, когда извратилось естество человеческое, и греховные отправления тела стали с той поры носить как бы законный характер. И потому девственник, успешно сражающийся против законных требований своей плотской природы, восстанавливает себя как бы в прежнее равноангельское состояние, бывшее в людях до грехопадения. Девственник протестует собою и сражается против извращенной грехом своей природы, против ныне действующих законов естества человеческого тела. Бог есть Творец природы и ее законов. Поэтому приостанавливать, изменять или отменять действия законов природы может только Сам Бог — Творец и Законодатель природы. Человек же может побеждать физиологически законные запросы своей плоти лишь в той мере, в какой ему в этом поможет Бог. «Никто из обучившихся хранению чистоты да не вменяет себе приобретение ее: ибо невозможное дело, чтобы кто-нибудь победил свою природу; и где природа побеждена, там познается пришествие Того, Кто выше естества…» (13. Слово 15. § 9) — пришествие Бога. Ибо труден этот подвиг, тяжела борьба с самим собою, с природою своею, но зато и награда за него — Царство Небесное.

Жить по воле Божией — значит освящаться и спасаться^

Воля Божия направлена на то, чтобы ничего не погубить(Ин. 6: 39), дабы всякий, верующий во Христа Спасителя, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3: 15, 16).

Верующий всецело вверяет себя Богу, зная Его вечную неизменную любовь ко всему сотворенному (см. Прем. 11: 25). Человек, веруя в Бога, охотно познает Его волю, принимает ее и живет по ней. Христианин призывается познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим. 12: 2).

Спаситель, говоря ученикам: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня— и совершить дело Его (Ин. 4: 34), тем самым свидетельствует, что цель Его пришествия на землю состоит в том, чтобы совершить дело искупления человечества, дело, предопределенное волею Божиею (Ин. 3: 16: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную). Совершить это величайшее дело и таким образом исполнить волю Божию — вот та пища духовная, которая удовлетворяет потребности Его Духа более, чем пища телесная удовлетворяет потребности тела, так что из-за первой можно позабыть о последней…

«Кто решится, кто захочет творить волю Божию, тот по внутреннему чувству и опыту удостоверится, что… под волей Божией разумеется здесь в обширном смысле нравственный закон, данный человеку как во внешнем откровении, так и в совести, по преимуществу, без сомнения, в откровении письменном, ветхозаветном, которое само по себе есть путь ко Христу. Кто хочет творить волю Божию и тем самым совершенствоваться нравственно, того внутренний голос уверит, что учение Христово есть учение Божественное. При таком стремлении к нравственному совершенству открывается душе человека непосредственно все величие учения Евангельского в его непреоборимой силе» (47. Т. 3. С. 161, 260).

«Живи как заповедано, — читаем у святителя Феофана (Говорова), — имея в виду одно угождение Богу; и не стой, а все более и более преуспевай в совершенствовании своей жизни по воле Божией» (17. С. 327). Ибо воля Божия есть освящение ваше… (1 Феc. 4, 3. )

Воля Божия направлена к тому, чтобы ничего не погубить(Ин. 6, 39). Значит, если по всеведению Божию общение одного человека с другим будет спасительным для обоих, то воля Божия будет способствовать установлению этого спасительного для них общения, не подавляя, разумеется, при этом проявлений личной воли каждого.

Если же между людьми — по совпадению греховных желаний во взаимном общении, к которому их направляет греховное своеволие, — могут установиться отношения во вред обоим, то Господь хотя и попускает их движение к желаемому общению (отнюдь опять-таки не ограничивая свободы их волеизъявления! ), но Промыслом Своим, заранее зная о вреде и погибельности осуществления общения, поставляет их в такие объективные обстоятельства, при которых в сознании участвующих может проясниться пагубность ими желаемого.

Бог многократными воздействиями на участников (то посредством внушений совести, то советами родных и окружающих лиц, то «неудачными» стечениями обстоятельств, скорбями и болезнями…) стремится отвести их от исполнения задуманного, погибельного и богопротивного дела. Если же, вопреки всему, каждый из участников все же упорно волею своею продолжает стремиться к осуществлению греховного желания во взаимном общении, то Господь, попуская им поступать своевольно, как бы вовсе оставляет их до времени, когда посетит их неотвратимым наказанием за совершенное против воли Его беззаконие: …Он исполнил прошение их, но послал язву на души их (Пс. 105, 15).

Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8, 16). И Его воля, движимая любовью, всегда свята, добра и совершенна, и всегда спасительна для всего сотворенного. Поэтому воля Божия всегда должна быть для человека желанной (»угодной» — по русскому, менее точному, переводу текста) и всегда должна охотно и с радостью им исполняться.

Во вселенной нет сил, способных воспрепятствовать осуществлению того, чего хочет Бог (см. Пс. 113, 11; 134, 6). …По воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: что Ты сделал? (Дан. 4, 32. )

Однако каждый человек — как носитель образа Божия — наделен свободою волеизъявления и потому сам может выносить окончательное решение: принимать или отвергать волю Божию о себе.

Господь призывает: Будьте совершенны (Мф. 5, 48), будьте святы. (Лев. 11, 44; 19, 2), придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим(Мф. 11, 28 — 29).

По Своему всеведению Господь знает, что именно будет способствовать человеку в достижении истинного блаженства, и потому Он Промыслом Своим устрояет все обстоятельства таким образом, чтобы человек направлялся именно по заданному пути. Следуя воле Божией, человек всегда приближается к истинной любви и вечной радости в единении с Богом. Если же но своему греховному своеволию человек воспротивится воле Божией, то и тогда Господь не перестает направлять его — внушениями совести и советами близких лиц, огорчениями, утратами, скорбями и болезнями — к тому, чтобы привести к спасительному концу. Да, Промысл Божий, направляя человека к Царству Небесному, дает ему вкушать уже в здешней жизни истинные радости во Святом Духе (см. Рим. 14: 17), но в то же время Господь весьма скудно может давать человеку (или и вовсе лишать) вкушать радости телесные и довольство от обладания материальными благами в царстве мира сего. Шествующий узким путем к Царству Небесному уподобляется страннику (см. 1 Пет. 2: 11; Евр. 11: 13; Пс. 118: 19), которому надлежит мириться с невзгодами дорожной жизни.

Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2: 4), и все устрояет так, чтобы и из противящихся могли обитать у Него (Пс. 67: 19). Господь призывает последователей своих — христиан — участвовать в Его спасительном действовании и посылает их работать на ниву Свою и в виноградник Свой (см. 1 Кор. 3: 9; Мф. 20: 1-16; Лк. 20: 9-15). Христиане —соработники у Бога, сограждане святым и свои Богу (1 Кор. 3: 9; Еф. 2: 19). В лице апостолов всем христианам повелевает Спаситель мира: . .. идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16, 15-16). …Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28: 19-20).

«Итак, если христианин поступает по воле Божией, то он, исполняя заповеданное Богом, спасается сам и будет привлекать к спасению лиц, с которыми ему придется (по воле Божией! ) вступать в общение. Любовь к ближнему есть любовь к его духу и его духовности, а не просто любовь к его страдающей животности… Любовь к совершенству любимого всегда остается сильнее, чем страх перед его возможным страданием» (40. С. 96, 136)10.

Истинное благо творит ближнему тот, кто приводит его ко спасению^

Нам надлежит относиться с любовью ко всем, а значит — всем делать добро. А так как для всякого человека нет большего блага, чем становление души в единение с Богом, то наш долг по отношению ко всем и будет заключаться в том, чтобы содействовать достижению этого высшего блага (словом проповеди, личным примером и молитвою к Богу) — радостной и совершенной жизни в Боге. Станем любить не словом или языком, но делом и истиною (1 Ин. 3: 18)11, — увещевает апостол Иоанн Богослов. Иначе говоря, наша любовь к ближнему не должна быть болтовнёю о любви к нему, но должна практически выявляться во всяческом ему благотворении. Любовь к ближнему всевозможными средствами направляет его к становлению на путь праведной жизни и способствует достижению им спасения души.

Благо, когда человек проявляет заботу о теле ближнего: кормит его, поит, одевает, врачует болезни, способствует сохранению телесной жизни человека. Но несравненно большее благо делает для ближнего тот, кто заботится о спасении его души, о поставлении его на узкий путь следования за Христом. …Благо следовать Господу (Сир. 46: 12).

Христос говорит: …идите за Мною (Мф. 4: 19), идите… и проповедуйте Евангелие всей твари (Мк. 16: 15), идите, научите все народы… уча их соблюдать всё, что Я повелел вам (Мф. 28: 19-20).

…Как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое! (Рим. 10: 15) …Как хорошо слово вовремя! (Притч. 15: 23. ) Поистине: …слово — лучше, нежели даяние (Сир. 18: 16).

Итак, наша любовь к ближнему, наша забота о нем должна быть прежде всего и преимущественно направлена на спасение его души для жизни вечной12. И если возникает ситуация, при которой благополучие земной жизни любимого нами человека может быть (как нам кажется по-человечески) сохранено прямым нарушением заповедей Божиих или, скажем, его жизнь сохранится только чрез его явное отступничество от веры во Христа Спасителя, то нам следует находящегося в опасности лишения жизни земной человека укреплять в уповании на благодеющую волю Божию (всегда с любовью к нему простирающуюся), убеждать в неуклонном исполнении заповедей Божиих и смелом, дерзновенном исповедании веры во Христа.

Христиане предпочитают страдать от болезней, но не домогаться исцеления от них за счет нарушения заповедей Божиих. И христиане, как известно из истории, пополняли (и пополняют! ) ряды исповедников и мучеников за веру в Бога, но не отрекались от Него. И не должны, конечно, отрекаться, памятуя слова Христовы: …кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10: 33).

Любящий не отречется от того, кого любит его душа, — от любимого. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас (1 Ин. 4: 12).

…Если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые… Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь (1 Пет. 3: 17; 4: 15-16)13.

А теперь — разговор о любви^

Как ни различно понимание чувства любви, сколь ни различное содержание вкладывается в это широкое понятие, но одно всегда несомненно: чувство любви неотделимо от живого стремления к предмету любви, к единению с ним. Это стремление находит свое выражение во всех формах любви без исключения, от самых низких до самых высоких, от чисто животных до чисто духовных. В отношениях людей не только рукопожатия, поцелуи, объятия служат необходимым внешним выражением любви, но стремление к единению с любимым захватывает все наши чувства до возможности как бы отождествления себя с любимым. Глубокая любовь ничем не сдерживается, но всецело предается любимому. Так как любовь не может быть вынужденной — ибо никто никого не может принудить любить, — то она есть дар свободный, дающий сам себя и сам себя сообщающий. Что же отдано другому, то уже в его власти; потому и любовь принадлежит уже тому, кому она дана, кого любят. А так как человек ничего не имеет собственного, кроме любви, то кому он дает свою любовь, тому дает самого себя. Таким-то образом и соединяется любящий с любимым (20. С. 543).

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену…(Быт. 2, 18, 22. ) Факт единства природы мужа и жены, а через то и всего человечества служит основанием их обоюдного влечения и определяет характер их должного взаимоотношения.

Именно в силу такого единства природы муж и жена, влекомые взаимною любовью, стремятся жить нераздельною жизнью. В супружеской любви господствует стремление всего существа одного супруга (духа, души и тела его) к органическому, сущностному сочетанию с другим. Отдать другому — любимому — всего себя: свои телесные силы, содержание своей души, свои радужные духовные мечты и стремление к святости. Отдать все свое любимому существу и, объединивши все свое со всем что есть лучшего у него, взять затем для нераздельной жизни самое чистое, самое светлое, самое святое с тем, чтобы, устрояя из семьи домашнюю церковь, совместно служить самой жизнью Богу в благочестии и чистоте.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.