Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Оглавление 2 страница



По замыслу Творца, общение мужа и жены должно быть целостным: …оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть (Мф. 19: 5-б)14. Это возможно при всецелой и гармоничной взаимной любви мужчины и женщины, то есть любви к вечной сущности данной особи, состоящей из тела и из души с духом. Причем поскольку душа больше тела, постольку, несомненно, и любовь к душе должна быть больше, чем к телу. Так по-Божьи. Диавол же извращает порядок любви в человеке и внушает ему и возбуждает в нем явно преувеличенную любовь к телу, к эфемерным ценностям, одновременно отвращая от любви к ценностям непреходящим, к Богу.

…Сыны Божий увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены… (Быт. 6: 2. ) Отсюда — плотская, чувственная любовь. Последняя непременно входит — как некая составляющая — в полноту целостной взаимной любви мужчины и женщины. Но плотская любовь никогда не должна становиться абсолютной, не должна собою заполнять и того, что по праву принадлежит общности духа и души в полноте гармоничной любви между представителями разных полов. Плотская близость супругов не должна собою подавлять их духовную жизнь в общности устремлений к созиданию домашней церкви и достижению спасения душ в единении с Богом. Два человека, любящие друг друга, должны быть как один — по мыслям, чувствам, намерениям, действиям; они должны являть собою как бы одно существо, будучи одушевлены (точнее, одухотворены) одним духом любви.

Да не сочетавается овца с волком, себе на погибель^

Семейство представляет собою один из атомов, из совокупности которых слагается организм государства. От прочности нормальных отношений в семье в значительной степени зависит незыблемость их в государстве (43. С. 638)15.

Соборным разумом отцы Церкви вынесли запрещение верующему христианину вступать в брак с неверующим. «Не подобает смешивати несмешаемое, ниже совокупляти с овцою волка, и с частью Христовою жребий грешников. Аще же кто постановленное нами преступит — да будет отлучен» (VI Вселенский Собор, правило 72).

Толкование Зонары. Если у сожительствующих душевное расположение относительно веры противоположно, то как они будут единодушны в прочем? Или как, не сходясь и не имея общения в большем, то есть в вере, они сойдутся между собою и будут иметь общение в прочем? Посему отцы Собора хотят, чтобы нарушители настоящего правила, по уничтожении такого незаконного брака, подвергаемы были отлучению. Толкование Вальсамона. Гражданский закон16 определяет, что брак есть общение и соучастие в Божественном и человеческом праве…

Ибо какое будет общение у волка с овцою, когда они во всем противоположно думают и враждуют по причине различия образа их жизни? И отцы Собора определяют не только расторгать такое сожительство, но и подвергать отлучению того, кто дерзнет сделать что-либо такое (42. С. 212).

…Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим (1 Кор. 7: 12-14).

Рассматриваемую заповедь Апостола относи к тому только случаю, если муж и жена соединились браком, когда еще оба находились в неверии, но после та или другая сторона обратилась к вере. Ибо если прежде только один муж был неверным или только одна жена, то верной половине вовсе не позволялось вступать в брак с неверною: это видно из слов Апостола. Ибо не сказал он: если кто пожелает взять неверную, но: …если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее… Изобилием чистоты верной половины преодолевается нечистота неверной (18. С. 437)17.

В самом деле, во имя чего будет создаваться семейный союз, если один из супругов пламенеет любовью к Богу, а другой — отвергает само бытие Бога? Сфера важнейших интересов совместной жизни никак не может быть втиснута с духовною пользою для верующего супруга (при другом неверующем) в одно лишь прокрустово ложе общности совокупления. Если же все-таки иногда и втискивается, когда верующий супруг живет в браке с неверующим18, то это уже не есть единение образов Божиих в плоть едину (Мк. 10, 8), но только их плотское единение и, по сути дела, не человеческое супружество в единомыслии душ и телес, но оскотиненная жизнь их участия в совокуплении.

Полнота любви — жить в любимом^

Высший жизненный интерес человека, смысл его земной жизни определяется тем, что он любит.

«Что полюбит человек, в чем будет обращаться, то и найдет: полюбит земное — земное и найдет, и поселится у него на сердце это земное и сообщит ему свою земляность и свяжет его; полюбит небесное — небесное и найдет, и поселится оно в его сердце и будет животворно им двигать» (11. Т. 1. С. 99). Любовь получает свое имя от любимого предмета. Если любят нечто скотское, то и любовь скотская; если любят человека, то любовь называется человеколюбием; если же любят Бога, то и любовь называется Божественною. Итак, посредством любви человек может перемениться в благородного и неблагородного — сам собою и совершенно свободно… Так как наша любовь связывает нашу волю с тем, что мы любим, так что любимое господствует над нашей волей, — то ни одна земная вещь не достойна нашей любви: ни тело наше, ни животные, ни солнце, ни луна, ни деревья, ни стихии, ни дома — ничто, ничто земное! И так как лучшее и благороднейшее должно господствовать над худшим и низшим, то Бог достоин полной любви в высшей и несравнимой степени (20. С. 543, 544).

Для любящего существует любимый; и всякая любовь делает любящего несколько односторонне настроенным, как бы даже отделяющим его от всего, что не есть любимый.

Жить в любимом — вот полнота любви! Но что значит жить в любимом, что значит любить?

Ответ на этот вопрос мы уже имеем: любить — значит находиться в живом общении с любимым, жить его жизнью, его интересами, его радостями и скорбями, его надеждами, его целями. Любовь есть живое единение с любимым в мысли, чувстве и воле, есть горячее желание согласовать с этими мыслями, чувствованиями и стремлениями всю свою жизнь, проникаться ими до совершенного уподобления любимому. Всякое нарушение гармонии в жизни любящих в каком-либо отношении есть уже причина глубочайших страданий, а там, где остается еще разделение моего и твоего, — там нет и любви настоящей, полной, глубокой, всеобъемлющей. Вот это непрестанное стремление жить с любимым и быть одно с ним — составляет настоящее содержание чувства любви вообще и религиозной любви, в частности. Обычно в жизни говорят, что любящий на все начинает смотреть глазами любимого, и чем сильнее любовь, чем более она захватывает душу, тем более она исключительна, тем полнее выражается это единство жизни любящих в гармонии их душ.

То же самое вполне приложимо и в отношении любви к Богу: чем полнее и горячее эта любовь, чем более она исключительна, тем более выражается в жизни нашей души, согласной с жизнью Бога. Какая же это жизнь? Бог, — отвечает Апостол, — есть любовь (1 Ин. 4: 16)… — и жизнь человека, возлюбившего своего Творца — Бога, всегда будет отображением этой существенной стороны Божеской жизни. Мы, христиане, должны любить Бога всею душою, всеми своими силами и способностями, — иными словами, мы должны любить Бога своим чувством, волей и разумом так, чтобы достигать усвоения Божественных чувствований исполнения Его воли в жизни по-Божьи. …В вас, — заповедует Апостол, — должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе…(Фил. 2: 5. ) Какие же именно чувствования? На это отвечает каждая строка Евангелия, каждое дело и слово Христа. Эти чувствования — бесконечная полнота любви, проявляющейся в жертвенности во имя блага и спасения других, в отзывчивости на горе и радость других, в постоянной озабоченности самому точнее исполнять волю любящего нас Бога и других призывать к тому же.

Блуднику недоступна радость семейной жизни^

…Должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе… (Фил. 2, 5. ) Увы, наши чувствования далеки от Христовых! Тому, кто только что поел соленой воблы, невкусной покажется и прекрасно приготовленная осетрина. Так и блуднику, вследствие искаженного вкуса, уже оказываются недоступными наслаждения жизни целомудренной. Разврат не есть только недостаточность, скудость целомудрия, но совершенное его искоренение — как бы изгнание из души и, при усилении и укоренении греха, потеря самой способности к целомудрию, нравственная невозможность чистоты (31. С. 122).

Человек порочный, искавший любви на стороне, не может искренно любить свою жену. И причина, почему не может, выяснена глубоко психологически. Прошлая его любовь будет всегда стоять между ним и чистотой его невесты или жены. Нечистые грезы воображения или нечистые образы прошлого грязной тенью лягут на светлый фон чистого настоящего и убьют эту чистоту. Они осквернят святость союза, внесут яд и грязь в храмину святой, освященной Богом любви. Воспоминания прошлых нечистых объятий помешают ему принять чистую любовь жены. Прошлое встанет призраком между ним и ее чистотой, и этот призрак отравит минуты счастья, сделает невозможным это счастье. В то же время нечистое прошлое необходимо внесет свой яд в душу человека, оставит свою разлагающую накипь в этой душе и через это сделает невозможными истинно моральные отношения между мужчиной и женщиной. Такой человек развратит и жену, потому что внесет в храмину семьи разлагающий аромат преступной любви. На этом основании преподобный Феодор Студит (IX в. ) считает безусловно необходимым, чтобы чистый соединялся с чистой, невинный с невинной, побеждающий в борьбе со страстью плотской с побеждающей. Соединение невинной с человеком морально павшим кажется уродством (48. С. 24)19.

«Блудник грешит против собственного тела в том отношении, что смешивается не по желанию произвести детей, как при совокуплении с законною женою, но напрасно портит его излиянием семени и тем обессиливает его. Блудник грешит против женщины, с которою смешивается, так как она становится через это его телом… Блудник сам отделяет себя от семьи, отняв свои члены у жены, сделав их членами блудницы. Совокупляющийся с блудницею, делаясь одним с нею телом, становится нечистым; очевидно, и совокупляющийся с язычницею становится одним с нею телом» (18. С. 433, 437)20.

Не санкционированная таинством брака всякая связь такого рода между двумя христианами является обыкновенным прелюбодеянием… Любая связь между христианами вне таинства брака, даже если она основана на каком-либо гражданском циркуляре, есть не иное что, как омерзительное и смертельно греховное прелюбодеяние, осужденное Церковью.

Горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое — горьким! (Ис. 5: 20. ) …Плотские помышления суть вражда против Бога… Посему живущие по плоти Богу угодить не могут (Рим. 8, 7, 8). Ибо плотские удовольствия действительно подобны луку и чесноку: сообщают много остроты и раздражительности; кто вкусил оных, у того из внутренности издают они тяжелое и едва истребимое зловоние и причиняют много слез вкусившим (1. С. 237 ) 22. «Телесные наслаждения возбуждают к себе сильное пожелание, когда их нет, а когда их вкусят, тотчас по удовлетворении делаются отвратительными для вкусившего» (4. С. 226).

Любовь не знает прелюбодейства^

Любовь — дар совершенный (Иак. 1: 17), совокупность совершенства (Кол. 3, 14); и потому обладающий даром любви достигает и совершенства: пребывания в Боге (см. 1 Ин. 4, 12, 16).

Любовь не знает прелюбодейства, несовместима с ним22. Любящий не станет вожделеть иного, кого не любит его душа, не станет и прельщаться внешнею, телесною красотою чужой для него особы, зная только, кого любит его душа. Не засматривайся на красоту женскую и не похотствуй на жену (Сир. 25: 23). По учению Спасителя, нам «не должно с похотливым желанием и очей устремлять на чужую жену; потому что бесстыдный взор — начало бесстыдной любви, и только избегающий такого взора избежит и греха» (3. С. 247)23. Ведь недозволенная похоть подобна печи, где стоит закрыть выход пламени, как она затухает, а стоит дать волю — начнет бушевать.

Жизнь пола в таинстве брака является аскетически регулированной, с одной стороны, через то, что в браке любовь не должна приобретать односторонний характер служения плоти, а с другой — получает свое жертвенное оправдание в деторождении. Сверх того, таинство брака является одновременно и благословением личной любви как духовной дружбы.

Благословляя любовь духовную, таинство брака своею благодатью умеряет и аскетически регулирует жизнь плотскую (27. С. 376). Ведь благословение есть (по святителю Василию Великому) преподание освящения. Благодать освящает собою природное влечение в супругах и делает его способным быть тем, к чему стремится возвышенное, духовное их сознание и воля. Супружеская любовь тогда будет включаться в любовь духовную, стремящуюся исполнять заповеданное Богом, жить по-Божьи и направлять себя и своего супруга к спасению, к жизни вечной в единении с Творцом. Плотское сближение супругов, направленное к удовлетворению взаимного страстного тяготения, только тогда оправдано, когда их плотская любовь служит дополнением к существующей между супругами любви истинной, любви духовной. Благоразумная супружеская любовь состоит в том, чтобы и любящий, и любимая взаимно вразумляли друг друга (8. С. 321).

Истинная любовь переживает как измену и грех против любимого человека всякое наслаждение, всякое сильное впечатление, пережитое врозь, всякое общение с другими людьми, даже принятие пищи, приготовленной чужими руками. В любви — действительное, реальное слитие воедино, отсюда и эта боль всякого разделения, всякой разлуки. Где любовь угасает, там распадаются самые крепкие союзы: друзья делаются врагами; дети, попирая священные узы родства, вооружаются против родителей; о других менее крепких союзах нечего и говорить. Без любви если и может быть связь, то только связь чисто механическая; только любовь создает единство внутреннее, то есть единство истинное (23. С. 162).

По грехопадении наших прародителей Господь, обращаясь к Еве, говорит: …умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою (Быт. 3, 16).

И к мужу твоему влечение твое — в этих словах еще яснее выражается весь трагизм положения жены: несмотря на то, что жена при рождении будет испытывать величайшие муки, соединенные с опасностью для самой своей жизни, она не только не будет отвращаться от супружеского общения со своим мужем — этим невольным источником ее страданий, но будет еще более и еще сильнее, чем прежде, искать его (43. С. 28).

Плодитесь и размножайтесь (Быт. 1: 28) — было первым повелением Божиим, данным новосозданной чете человеческих существ еще до их грехопадения. И уже потому, конечно, сексуальная связь мужчины и женщины, направленная к продолжению рода, никак не является позорящей для людей. И будут одна плоть (Быт. 2: 24), и дадут при этом начало — зародыш новому, потомственному порождению от себя.

Плотское влечение друг к другу мужчины и женщины есть физическая потребность, исходящая из особенностей телесного строения, присущего каждому из них: разделенное на обособленные половинки единство. Влечение к единству обособленных половинок столь сильно, что часто вообще оказывается в людях непреодолимым (не все вмещают, говорит Спаситель (Мф. 19: 11). «Природа в человеке часто бывает сокрыта, иногда — подавлена, но редко истреблена. Цельное существо было бы андрогином. Человек есть существо половинчатое, то есть половое существо. Он тоскует и стремится к восполнению, к достижению цельности, никогда ее не достигая или достигая лишь в мгновения» (24. С. 147)24.

«…Ибо невозможное дело, чтобы кто-нибудь победил свою природу, — говорит преподобный Иоанн Лествичник, — и где природа побеждена, там познается пришествие Того, Кто выше естества…» (33. Т. 2. С. 520. )

Что значит «любовь» и «любить»^

Любовь для нас — где бы и как бы она в мире ни действовала — это всегда есть сила Божия, нас с существом Божиим соединяющая. Любовь — это Бог в Себе25. Любовь — Божественна по природе, по происхождению. И потому сам человек не может «созидать» любовь, она — не от мира сего, она — Божественна. Человек, однако^ наделен любовью от Бога. Человек несет в себе напечатленный образ Божий — напечатленную в душе любовь Божественную; и, как получивший этот небесный талант, он призывается умножать его на земле своего обитания: распространять вокруг себя любовь, делая все с любовью и поступая так, как Сам Спаситель поступал (см. 1 Ин. 2, 6; 4, 17). Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим. 5, 5). Любовь есть «стремление жить в Боге и для Бога, стремление чрез наибольшее раскрытие в себе Божественного начала приблизиться к Богу» (23. С. 51).

Любить — это значит частицей (элементом) имеющейся в человеке любви приобщиться, объединиться со всем Божественным в мире для того, чтобы в конце концов воссоединиться с Источником Любви — с Богом. «Любовь — радостное и благоговейное видение Божественности всего сущего, непроизвольный душевный порыв служения, удовлетворение тоски души по истинному бытию чрез отдачу себя другим, — эта любовь есть сама сердцевина веры» в Бога и жизни по-Божьи (59. С. 220)26.

Преуспевая в добродетелях, человек может стать добродетельным; однако если в нем нет любви, он — медь звенящая или кимвал звучащий, он — ничто, и нет ему в том никакой пользы (см. 1 Кор. 13, 1-3). Все, вдохновляемое любовью, способствует совершенству; с другой стороны, без любви ничто не достигает совершенства27. Ибо все дары служения ничто пред Богом, если их не проникает всецело и не движет всевластно любовь. Так как любовь соединяет любящего с возлюбленным, то любящий и нравам научается возлюбленного, из любви следует за ним и делает ему угодное. Так, кто истинно любит Христа, тот научается Его жизни и добродетели, ибо знает, что это Ему угодно.

А теперь — о любви супружеской. Любить — значит всецело принадлежать одному; быть любимым — значит сделаться живою частью другого существа. Любовь представляет из себя нечто единое: ее нельзя делить, не убивая, не уничтожая. Поэтому нельзя любить сразу двоих, не обманываясь самому и не обманывая другого.

«Любить — это не значит смотреть друг на друга; любить — значит вместе смотреть в одном направлении» (60. С. 284); и добавим: смотреть на Бога, жить пo-Божьи, чтобы достичь Бога!

Если первая аксиома любви гласит, что нет любви без жертвы, то вторая, высшая, состоит в том, что нет любви без радости блаженства, и вообще нет иного блаженства, кроме любви(27. С. 79)28.

«Любить и быть любимым — лучшее человеческое счастье»29. И это счастье — по благому Промыслу Божию — доступно всем, ибо, с одной стороны, Бог любит все существующее, а с другой — в воле каждого любить Бога и наслаждаться счастьем; или не любить Бога и… быть несчастным. Если Бога, Спасителя Христа, не любить, то кого же остается любить на земле? Кто заслуживает тогда любви нашей?..

Значит, если я на любовь Бога ко мне. отвечаю любовью — я счастлив, я просто не могу быть несчастным, когда люблю. Мое пребывание в любви дает мне блаженство единения с Богом. Итак, пребывание в любви есть практическое осуществление небесной жизни на земле. О, как же редко такая небесная жизнь встречается в нашей повседневности! О преподобном Сергии Радонежском говорится: «Небесный человече, земной Ангеле»30. И как мало среди нас подобных Преподобному!

В записках отца Иоанна Кронштадтского есть такое место: «Я хочу жить так, чтобы моя жизнь радовала Любовь мою, Распятую ради меня на Кресте. Особенно же я возьму себе спутницу и подругу жизни моей — Любовь Святую, всех вмещающую в моем сердце, жаждущую спасения всех, радующуюся с радующимися и плачущую с плачущими».

Вот какое место занимает в сердце богоугодного человека Любовь Божественная, Любовь Святая, «жаждущая спасения всех»! Увы, чаще встречается в людях любовь неупорядоченная — любовь к страстям… Тогда люди ходят по похотям плоти и бывают более сластолюбивы, нежели боголюбивы (2 Тим. 3: 4), в которых господствует похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1 Ин. 2: 16). Плодом преобладания в человеке только чувственной любви является блуд — ненасытимость плотской страсти, похоти. У ненасытимости две дочери: «давай, давай! » (Притч. 30: 15), ибо утроба бесплодная… не говорит: «довольно! » (Притч. 30: 16. ) И пенящиеся срамотами своими (Иуд. 13) поступают по своим похотям (нечестиво и беззаконно)(Иуд. 16)31.

Смысл плотской любви вложен в нас Творцом и заключается в воспроизведении новой жизни — в рождении новых особей человеческого рода. Любовь эта передает эстафету жизни от одного поколения к другому и таким образом, преодолевая временное в воспроизведении потомков, устремляется к вечности.

Инстинкт самосохранения побуждает не только сохранять, но и совершенствовать, развивать себя, становиться лучше и сильнее по духу и по телу, увеличивать свои силы количественно, улучшая их и качественно. Половой инстинкт есть как бы видоизменение инстинкта самосохранения. Не имея возможности сохранять самого себя от разрушения, человек стремится продолжать свое земное бытие в подобных себе лицах и производит этих последних. Эти инстинкты, как и все прочие инстинкты, суть только бессознательное выражение любви к самому себе, которая составляет глубочайшее основание внутренней жизнедеятельности (23. С. 88)32.

Цель брака — возрастание в любви^

«Брак есть мужеви и жене сочетание и сбытие во всей жизни — Божественныя же и человеческия правды общение» — таково определение брака по Кормчей (Ч. 2. Л. 60. Гл. 48. 1).

Соединение двух лиц в браке возможно только по свободной воле, «движимой любовью, а отнюдь не по принуждению. Потому Церковь всегда торжественно вопрошает жениха и невесту перед самым венчанием, по благому ли и непринужденному произволению вступают они в супружество. И, только получив утвердительный ответ, благословляет их союз» (44. С. 490). Вступающие в брак сами пред иереем свидетельствуют обещание друг другу «и дают руки, ибо како кийждо имать сохранити к другому веру, честь, любовь брака даже до предела жизни своея, во всякой беде не оставляти одному другого». Затем утверждается и благословляется от иерея сие согласие и обещание их и исполняется написанное: Брак у всех да будет честен и ложе непорочно… (Евр. 13, 4. ) (54. Вопр. 115. С. 68. )33

Брак заключается лишь при добровольном обоюдном согласии брачующихся. Брачное соглашение является юридической формой признания взаимной любви, возникшей и имеющейся между лицами, вступающими в брак.

Давая согласие на брак, брачующиеся берут на себя и определенный риск, поскольку не только красота, возраст и здоровье обоих супругов изменчивы, но и расположение их друг к другу и взаимная верность могут со временем ослабеть. Только любовь во всей полноте своих проявлений (то есть любовь не только к телу супруга, но и к содержанию его души, к направлению его духовной жизни, его мировоззрению, его идеалам! ) способна в надежде на милость Божию пойти на этот риск.

Цель брака — возрастание брачующихся во взаимной любви, возрастание до той пламенной, жертвенной, большой любви, когда один способен собою жертвовать во имя блага другого, во имя спасения души другого. Величие взаимной любви вступивших в брак лиц имеет своим примером любовь Христа к Церкви — Любовь Христову, спасающую мир. «Полнота человеческой любви раскрывается при участии в ней всех сторон человеческого существа (духа, души и тела) при руководственном влиянии духа» (27. С. 358).

Благословляя брак, Церковь молится о вступающих в него:

«Господи Боже наш… благослови я (их). Даждь им плод чрева, доброчадие, единомыслие душ и телес…»; «Сам и ныне, Владыко Господи Боже наш, низпосли благодать Твою небесную на рабы Твоя сия… яко да поживут по воли Твоей» (из молитвы II).
«Сопрязи я [их] в единомудрии» (из молитвы III).
«В мире и единомыслии сохрани» (из молитвы IV).

«Нужно, — читаем у святителя Иоанна Златоуста (10. Беседа на Быт. 48, 6), — чрез молитвы и благословение заключить союз супружества, чтобы умножалась любовь жениха и сохранялось целомудрие невесты, а всего более чтобы в дом их вошли дела добродетели и святости и изгнаны были из него все коварства диавола (ложь, нечистота, зло, гордость), чтобы супруги, соединяемые благодатью Божией, препровождали жизнь праведную и благочестивую. — Да будет ваш дом церковью! »

В человеке порою возбуждаются нечистые стремления к наслаждению телом другого пола, к удовлетворению плотской страсти. «Можно и словом соблудить, и оком прелюбодействовать, и слухом оскверниться, и в сердце принять нечистоту, и неумеренностью в пище и питии преступить пределы целомудрия» (Т. 2. С. 317-318). Церковь же своей молитвой в чинопоследовании брака создает в брачующихся (наряду с этим греховным, страстным стремлением, присущим плоти) стремление любви к целостному человеку (то есть стремление не только к телу, но и к его душе, к его духу), прививая и благословляя нравственное желание святой семьи, святого ребенка, святого дома — созидание домашней церкви.

Любовь созидает в любящих единодушие, единомыслие и стремление к единению в плоти34.

Так, любовь плотская создает в любящих общность взглядов, мыслей и устремлений низменных, исключительно плотского порядка. Тогда как воспламененная в супругах целостная любовь друг к другу будет способствовать взаимному духовному усовершенствованию на основе общности взглядов, мыслей и устремлений жизни по-Божьи. Это отнюдь не значит, что среди супругов, стремящихся жить по-Божьи, нет места плотской близости: брак благословлен Богом! Но это значит, что главенствующая роль в жизни супружеской пары отводится духовной составляющей, то есть основная забота супругов заключается во взаимном духовном совершенствовании и спасении души. При этом плотская их близость играет роль второстепенную, восполняющую целостную между супругами любовь и имеет своей целью воспроизведение потомства — святых членов Церкви Христовой. …Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 2-5). Ибо не властны супруги над своими телами, но жена есть раба и вместе госпожа своего мужа, раба, поелику не имеет власти над своим телом, чтобы продавать оное, кому захочет, но владеет им муж, а госпожа, потому что тело мужа есть ее тело, и он не властен давать оное блудницам. Подобным образом и муж есть раб и вместе господин своей жены… Если брак позволяется во избежание блудодеяния, то соединенные браком уже не должны совокупляться между собою без всякой неумеренности, но -целомудренно… Чтобы ваша молитва была пламеннее, удерживайтесь друг от друга, потому что совокупление хотя и не оскверняет, но мешает благочестивому занятию (18. 434, 435)35.

Христианский брак не есть лишь земной сексуальный союз, но вечные узы, которые продолжаются и тогда, когда наши тела будут духовными и когда Христос будет все и во всем (Кол. 3, 11).

…Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. …Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа (Еф. 5: 23-33).

Искренне любя свою жену, муж вправе ждать и от жены ответной любви к себе. Жена же, любя мужа, да боится высмеивать, унижать, огорчать любовь своего мужа36.

Истинное единство — в любви^

Любовь — вне категорий возможного и невозможного. Любовь есть дар совершенный (Иак. 1, 17), известный лишь чрез опытное переживание. Любовь несовместима с прелюбодеянием. В случае прелюбодеяния дар — любовь — отвергается и брак перестает существовать. Что происходит затем, есть не только легальный «развод», но трагедия злоупотребленной свободы, то есть трагедия греха (46. С. 9).

Стремящимся устроить семью надлежит прежде всего устроять свою личную жизнь по-Божьи: исполнять заповеди Божий, молиться, поститься, причащаться. Только на пути личной благочестивой жизни человек просвещается, вразумляется Богом. Только сам идущий в жизни по пути, указанному Христом, только сам живущий по-Божьи, может верно распознавать, кто как живет, каким путем — узким или широким — направляет себя в жизни: . .. духовный судит о всем, а о нем судить никто не может (1 Кор. 2, 15).

Когда жених говорит невесте: «Я тебя люблю, но не могу бросить курить» (или расстаться с такими-то развлечениями, водкой, товарищами), не верь его любви к тебе: она слишком дешево им оценивается и потому не может быть ни длительной, ни постоянной (часто лишь до первой оказии: «Я понервничал — и закурил»; или до первой встречи с дружками и подружками). Жених такой — безвольный раб своих дурных привычек и страстей, его словам, заверениям и чувствам нельзя доверяться, его любви — нельзя верить.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.