|
|||
Хаббард Л Рон 69 страницаНаконец, мы можем иметь дело с преклиром, который драматизирует только инграммы. Это--более или менее нормальное состояние, и кейс расположен достаточно высоко на шкале тонов. Колонка диаграммы, относящаяся к проявлению инграмм и локов не требует дополнительных комментариев, если читатель знаком с основными принципами. Существует три типа локов: пресеченные драматизации, рестимуляции и ARC локи. Одним из принципов тэта является стремление довести до завершения любой начатый цикл действий. Когда такой цикл прерывается, как при пресечении драматизации, тэта подвергается возмущению и превращается в энтэта. Лок рестимуляции возникает, когда человек вновь испытывает ощущения, близкие к записанным в инграмме. Если человек утомлен или нездоров, эти ощущения--зрительные, слуховые, обонятельные--любые возможные--будут рестимулировать инграмму с аналогичными записанными ощущениями, а инцидент становится локом этой инграммы и в некоторой малой степени повышает ее заряд. Третий тип локов возникает при принуждении человека, связанном с симпатией, коммуникацией или реальностью, когда человек не хочет этого, или когда с рациональной точки зрения это не нужно, или когда одна из вершин этой триады подавляется или отбрасывается окружающими. Некоторые ARC локи настолько интенсивны и добавляют в инграмму настолько большой заряд, что рассматриваются как вторичные инграммы. Л. Р о н Х а б б а р д Ч А С Т И И З Р А Б О Т Ы К К У У РРРР ССС К К У У Р Р С С К К У У Р Р С КК УУУУ РРРР С К К У Р С К К У У Р С С К К УУУ Р ССС ССС У У ППППП ЕЕЕЕЕ РРРР С С У У П П Е Р Р С У У П П Е Р Р С УУУУ П П ЕЕЕЕ РРРР === С У П П Е Р С С У У П П Е Р ССС УУУ П П ЕЕЕЕЕ Р ВВВВ А Й Й Й ЗЗЗ ЕЕЕЕЕ РРРР А В В А Й Й З З Е Р Р А В В А А Й ЙЙ З Е Р Р А А ВВВВ А А Й Й Й З ЕЕЕЕ РРРР А А В В А А ЙЙ Й З Е Р А А В В ААААА Й Й З З Е Р ААААА ВВВВ А А Й Й ЗЗЗ ЕЕЕЕЕ Р А А ОБРАЗОВАНИЕ, ЕГО ОПРЕДЕЛЕНИЕ Это определение образования было разработано в середине 50-х годов как начальный подход к предмету. ОБРАЗОВАНИЕ - ЭТО ПЕРЕДАЧА ИДЕЙ, ОБРАЗОВ И ТВОРЕНИЙ ОТ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА К ДРУГОМУ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ И ИХ СОЗНАТЕЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВТОРЫМ ЧЕЛОВЕКОМ. Под образами подразумеваются конструкции, формы и последовательности действий. Знание представляется идеями, образами и творениями, и может включать любую концепцию или понимание. Тогда представляется жизненно необходимым, чтобы преподаватель был также и специалистом в общении (коммуникации), и чтобы его цикл коммуникации был как можно более совершенен. Формула коммуникации такова: ПРИЧИНА, РАССТОЯНИЕ, СЛЕДСТВИЕ, С НАМЕРЕНИЕМ И ВНИМАНИЕМ, И ТОЧНЫМ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕМ В СЛЕДСТВИИ ТОГО, ЧТО ИСХОДИТ ОТ ПРИЧИНЫ. Поскольку ПОНИМАНИЕ играет свою роль в образовании, необходимо знать компоненты понимания. Это АФФИНИТЕТ, РЕАЛЬНОСТЬ и КОММУНИКАЦИЯ (общение) (АРК). Три этих элемента совместно образуют понимание и таким образом играют свою роль в ОБРАЗОВАНИИ. ОБЯЗАННОСТИ СУПЕРВАЙЗЕРА В обязанности супервайзера курса входит: Доведение информации до студента таким образом, чтобы было достигнуто восприятие, воспроизведение и применение технологии в стандартной и эффективной форме. ЧТО ТАКОЕ КУРС? Курс состоит из контрольных листов с перечнем всех заданий и материалов, и самих материалов, указанных в контрольных листах, доступ к которым возможен в том же порядке. " Материал контрольных листов" - это статьи, аудиокассеты, любой справочник или любые упомянутые книги. " Материалы" включают в себя также пластилин, мебель, магнитофоны, диски с информацией, обходные листы, пачки розовой бумаги, книгу для переклички, дела студентов, картотеки и любые другие предметы, которые могут потребоваться. Если вы внимательно вчитаетесь в вышесказанное, то заметите, что там не говорится о " материалах в нужном порядке действий" или " кроме тех, которых у нас нет", или " в другом порядке". Это определение необходимо понимать именно так, как оно дается. Если студенту необходимо уяснить смысл слова, то это происходит согласно порядку и отражено в контрольных листах. Для ведения курса необходим супервайзер. Им необязательно является человек, закончивший данный курс и имеющий опыт его применения. ЭТО ДОЛЖЕН БЫТЬ СПЕЦИАЛЬНО ПОДГОТОВЛЕННЫЙ СУПЕРВАЙЗЕР КУРСА. В его обязанности не входит учить. От него требуется добиться полного внимания студентов к процессу обучения, проведение перекличек, правильно выполненный контроль, работа с непонятными для студентов моментами путем определения того, что студенту было неясно. Необходимо заставить студента разобраться в этом. Супервайзер, который отвечает на вопросы студентов, попусту тратит время. Он наносит вред процессу обучения, как только вносит дополнительную информацию в процесс, даже если он специально подготовлен. Тем более, если он прошел подготовку по предмету. Супервайзер - это НЕ " учитель"; именно поэтому он и назван " супервайзером". Мастерство супервайзера определяется его умением заметить одурманенность, веселье и другие проявления непонимания, и умением прояснить непонятое, а не в знании информации, которую он мог бы дать студенту. Супервайзеру необходимо иметь представление о том, какие вопросы могут быть ему заданы. Ему необходимо знать, куда направить студента за ответом. Непонимание влечет за собой отказ студента от занятий. Супервайзер, хорошо знающий свое дело, никогда не сталкивается с этим, ибо он предотвращает подобные ситуации до того, как они возникнут. Он должен увидеть, что студенту что-то неясно, еще до того, как это поймет сам студент, и сделать так, что студент сам обнаружит непонятный момент и сумеет разъяснить его. Работа супервайзера заключается в том, чтобы организовать работу студента согласно порядку, указанному в контрольных листах, быстро и точно, с минимальной потерей времени. Имеющий успех супервайзер должен быть тверд, это не старый добродушный мямля. Он ежедневно ставит максимально большие задачи перед каждым студентом, следит за тем, чтобы эти задачи были выполнены, и т. п. Супервайзер дорожит каждой минутой. Ему так много нужно сделать. Он дорожит временем своих студентов. Его не так много, поэтому он следит за тем, чтобы оно тратилось рационально, без потерь. Супервайзер курса любого объема имеет Администратора Курса, в строго определенные обязанности которого входит ведение курсовой административной работы, выдача-сбор материалов, а также обеспечение их сохранности. Если один из этих трех пунктов нарушается, то ответственность за это несет Администратор Курса. Он должен иметь контрольные листы и соответствующий материал в количестве, необходимом для проведения курса. И, наконец, неотъемлемой частью курса являются сами студенты. Если курс соответствует всем вышеуказанным требованиям, нет никаких отступлений, если он насыщен, если график работы точно расписан и время используется с полной отдачей, то это будет полный, целиком раскрытый и очень успешный курс. Если есть отклонения от всего вышесказанного, то дело остановится, появятся случаи отказа от учебы или в результате вы будете иметь некомпетентных учеников. Конечный ценный результат любого курса - это выпускники, которые могут успешно применить полученные знания и достичь успеха в данной области. Это ответ на вопрос: " Что такое курс? " Если какое-либо из условий выпадает, то это - уже НЕ курс, и он не может быть успешным. Таким образом, призыв " Наладь работу курса! " означает результат выполнения всех этих условий. Итак, вот наказ: КОГДА ПРЕДЛАГАЕШЬ ОБУЧЕНИЕ ПРЕДОСТАВЬ ВСЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ КУРСА. СУПЕРВАЙЗЕР КУРСА Замечено, что не все супервайзеры курса работают непосредственно со своими студентами. В плохо организованном курсе супервайзер не находится в классе совсем. Иногда он время от времени заглядывает в класс. Иногда он там, но занят административной работой или читает, а не работает со студентами. Супервайзер курса должен обязательно находиться В классе, работая СО студентами. Вот точный минимум его обязанностей: Он руководит своими студентами, включает их в работу, обычно устанавливая план работы на день. Затем он работает со своими студентами, бдительно следит за любыми проявлениями невнимания. Он использует Метод 3 в работе со студентами, не проявляющими повышенного интереса к изучаемому. Он работает отдельно с каждым студентом в течение всего периода. Он не дает студенту информации. Он отсылает его к справочникам. Он не занимается одним студентом на протяжении нескольких часов, забывая о других. Он руководит всеми одновременно. Он не беспокоит студента, который имеет очень хорошие показатели и хорошо продвигается по курсу. Он никогда не говорит попусту. Он весь в деле. Он доносит ИНФОРМАЦИЮ так, чтобы она была принята и использована. Он СПОКОЕН, он знает технику выяснения значений незнакомых слов и пленки по образованию назубок. Он знает, ЧТО ТАКОЕ КУРС? и обеспечивает все условия для него. Он следит, чтобы фигурки при демонстрации в пластилине были достаточно большими, чтобы весь демонстрационный набор из мелких предметов использовался правильно и в полной мере. ОН ОТВЕЧАЕТ ЗА КАЧЕСТВО И ОБЪЕМ ПОДГОТОВКИ КАЖДОГО СТУДЕНТА. Позиция хорошего супервайзера - СИЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС К ПРОГРЕССУ СТУДЕНТА. Он ИНТЕРЕСУЕТСЯ тем, как продвигается работа студентов. Он ИНТЕРЕСУЕТСЯ КАЖДЫМ ИНДИВИДУАЛЬНО КАК СТУДЕНТОМ. Когда студенты закончат учебу, они будут вспоминать этот курс и говорить: " Благослови Господь этого супервайзера! " Его собственная статистика - это только УСПЕШНО ЗАВЕРШИВШИЕ КУРС СТУДЕНТЫ. Если студент не завершает курса или заканчивает его плохо, то мы ищем причину в супервайзере. Если студент завершает курс быстро, является отличным выпускником, который получил знания и может применять их на практике, то мы все гордимся таким супервайзером. Студенты, не выполняющие поставленной перед ними задачи, или те, чьи успехи не высоки, требуют особого внимания супервайзера. Причина возникших трудностей устанавливается и устраняется (обычно это - непонятые студентами слова). Хороший супервайзер никогда не перекладывает своих обязанностей на кого-либо другого, никогда ничего не откладывает, поэтому студент никогда не запутается в организованном супервайзером учебном процессе. Он может отправить студентов в ведение других служб для дальнейшей работы с ним, но как только супервайзер замечает, что студент не находится под чьим-либо контролем, он ВОЗВРАЩАЕТ СТУДЕНТА К РАБОТЕ НАД КУРСОМ. Он чувствует приближающийся отказ студента от учебы (срыв) и быстро находит выход из сложившейся ситуации (обычная причина этого - непонятое слово). Пост супервайзера - это РАБОТАЮЩИЙ пост. Пост супервайзера - это ПРОДУКТИВНО РАБОТАЮЩИЙ пост. Администратор занимается административной работой. Супервайзер курса, читающий на посту, уподобляется студенту - это уже не супервайзер. В университетах и других учебных заведениях студенты в какой-то степени предоставлены самим себе, занимаясь самообразованием. Там студентов не ОБУЧАЮТ. Хорошо, так давайте не будем возвращаться назад в Х1Х век. Наша технология - это уже ХХ1 век. Она подразумевает обучение посредством справочников, аудиокассет и учебников. Я имею в виду ОБУЧЕНИЕ. Если студенты получают и могут использовать все это, то можно говорить о работе супервайзера. Он доводит студентов до ЗАВЕРШЕНИЯ КУРСА, закончив его, они смогут ВЫПОЛНЯТЬ РАБОТУ, К КОТОРОЙ ИХ ГОТОВИЛИ. Хорошие супервайзеры - большая ценность. БАРЬЕРЫ, МЕШАЮЩИЕ ОБУЧЕНИЮ Существует три разных набора физиологических и психических реакций человека во время обучения, которые вызываются тремя различными причинами - барьерами в обучении. Это - три отличающихся друг от друга набора симптомов. 1. Обучение при отсутствии массы (наглядности). При этом обучение будет очень трудным для студента. Действительно, отсутствие наглядности делает человека подавленным, поникшим. Его голова идет кругом, он испытывает состояние апатии, скуки или сильного раздражения. Таков будет результат, если человек изучает процесс производства, технологию или устройство чего-либо, и при этом отсутствует наглядность. В этом случае могут помочь фотографии, фильмы, т. к. они несут в себе элементы массы (наглядности), но все равно печатная страница или произнесенное слово не могут заменить, к примеру, трактор, если вы изучаете его устройство. Объясняя человеку какую-нибудь материальную вещь, которой он не имеет перед глазами или которую нет возможности ему показать, вы можете вызвать определенные физиологические реакции с его стороны. Это просто факты. Вы пытаетесь рассказать человеку все о тракторах, и не показываете ему никаких тракторов. В результате он запутывается, его охватывает состояние подавленности, возникает головная боль, и сосет под ложечкой. У него наверняка время от времени будет кружиться голова и очень часто начинают болеть глаза. Поэтому можно ожидать наибольшего количества самоубийств и болезней в той области образования, где обучение ведется без наличия массы (наглядности). Подобное изучение чего-либо при отсутствии массы вызывает наиболее ярко выраженные реакции. Если ребенок почувствовал себя плохо в процессе обучения, и было выяснено, что виной тому - отсутствие наглядности, то действенным лекарством будет наличие массы предмета или того, чем можно было бы его заменить - и это исправит ситуацию. 2. Существует другой набор физиологических явлений, возникновение которого обусловлено слишком высоким градиентом обучения. Это другой источник физиологической реакции, возникающей в процессе обучения из-за слишком высокого градиента. Что-то вроде смущения или головокружения ощущается при этой реакции. Вы столкнулись со слишком высоким градиентом. Это был слишком большой для студента прыжок, поскольку он не понял, что делает, и перепрыгнул к следующему материалу, не усвоив предыдущего; он поспешил, а теперь припишет все свои трудности этому новому материалу. Теперь четко уясните себе - потому что градиент выглядит очень похоже на третье из этих препятствий к обучению, связанное с определениями - что это совершенно разные вещи. Градиенты более выражены в области выполнения последовательности действий, но они все равно вмешиваются в область понимания. Однако, в связи с градиентами мы более интересуемся именно действиями. У нас есть спланированный курс действий для продвижения вперед в порядке их выполнения. Мы обнаруживаем, что студент сильно запутался на втором из действий, которые он должен был выполнить. Мы тогда должны предположить, что он в действительности так и не выполнил первое из них. Средством, позволяющим выбраться из подобной ситуации, является возвращение назад. Определите тот момент, когда студент еще не нарушил последовательность действий, когда он еще все понимал, а затем определите новое действие, которое он предпринял после этого. Найдите то действие, которое он хорошо понял. Сразу перед тем местом, где он совсем запутался, найдите последнее, что он хорошо понял - и тут мы обнаружим, что он понял это плохо. Это место находится в конце той информации, которую он понял, и после него он превысил приемлемый для него уровень градиента. Это легко можно заметить и исправить, если речь идет о нарушении последовательности изучения материала. Это и есть второй барьер - градиент, нарушение последовательности действий. Этому явлению сопутствует набор определенных признаков. 3. Есть еще и третий барьер, с другим набором физиологических реакций, которые вызваны неправильно понятым словом, символом или понятием. Неправильно понятое слово приводит к появлению у человека чувства пустоты в голове и упадка сил. А затем следует чувство отрешенности и нечто, похожее на нервную истерику. Появление у студента желания бросить учебу (" срыв" ) является следствием третьего барьера, препятствующего обучению, которым является неправильно понятое или не понятое определение, невыясненное слово. Человек не отказывается от занятий в результате двух других барьеров - их нельзя назвать причинами срыва. Они сопровождаются только физиологическими явлениями. Явление неправильно понятого определения намного важнее. От него зависят человеческие отношения, ум и успешная учеба. От него зависит наличие или отсутствие способностей. Это именно то, что психологи пытаются определить с помощью тестов уже много лет, не представляя, что это такое. Это - определения значения слов. Неправильно понятое слово. Вот к чему все это сводится, что дает такое количество разнообразных влияний на ум, что само по себе является первичным фактором существования глупости, так же, как и существования многих других последствий. Если у человека не было бы неправильно понятых слов, то его талант, может, проявился бы, а может, и нет, но его способности к выполнению действий присутствовали бы в полной мере. Мы не можем утверждать, что Джо будет рисовать так же хорошо, как Билл, если оба они не были аберрированы в области искусства, но можем сказать, что неспособность Джо рисовать, по сравнению с его способностью выполнять движения, нужные для процесса рисования, зависит исключительно от неправильно понятых определений. В области искусства существует какое-то слово, которое человек, не имеющий сейчас способности, не понял или неправильно определил, и за этим и последовала неспособность действовать в этой области. Это очень важно, поскольку объясняет нам, что случается со способностью к выполнению действий, и что восстановление способности выполнения действия зависит только от восстановления смысла непонятого слова, непонятого значения слова. Это позволяет достичь очень быстрых, охватывающих различные сферы и значительных результатов. Для этого существует технология, очень простая технология. Это потрясающе фантастическое открытие в области образования, и не надо пренебрегать им. Вы можете проследить в прошлом человека тот предмет, воспринять который он был неспособен или любой другой предмет, который с ним оказался связанным. Итак, это открывает двери для образования. И хотя этот барьер в обучении рассматривался тут последним, он является наиболее важным из всех трех. НЕЯСНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Когда у человека есть неясное представление о чем-то, или ему кажется, что возник конфликт представлений, ТО ЭТО ВСЕГДА ОЗНАЧАЕТ, ЧТО В ОСНОВЕ ЭТОГО ЗАМЕШАТЕЛЬСТВА ЛЕЖИТ НЕПРАВИЛЬНО ПОНЯТОЕ СЛОВО. Каждая группа неопытных, " зеленых" студентов будет спорить и шуметь о представлениях, или о путанице в указаниях или материалах, предоставленных им для чтения. Они будут создавать дикие представления и ошибочные концепции того, о чем говорится в тексте. Они будут неправильно действовать и говорить, что так указано в тексте. Они допрашивают своих преподавателей о неясных представлениях. Они требуют их " разъяснения". А В ОСНОВЕ ВСЕГО ЭТОГО ЛЕЖАТ ПРОСТО НЕПРАВИЛЬНО ПОНЯТЫЕ СЛОВА. Не существует также неправильно понятых представлений. Есть только неправильно понятое слово, которое затем порождает огромные и ошеломляющие неверные понятия. НЕПРАВИЛЬНО ПОНЯТОЕ СЛОВО РОЖДАЕТ НЕЯСНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. Неясные концепции или представления о материале Неправильно понятое слово Сознание студента РУКОВОДСТВО КУРСОМ И ЭКЗАМЕН: ПОВЫШЕНИЕ ИХ УРОВНЯ Основной причиной того, что студент долго не может завершить курс, является неумелая критика со стороны преподавателей, оценивающих соответствие его достижений требованиям, предъявляемым к ним. Существует технология критики в сфере искусства, прекрасно изложенная в энциклопедии, опубликованной издательством Focal Press. В статье об этом подчеркивается, что критик, который является еще и хорошим художником, склонен предвзято вносить свое собственное стремление к совершенству (а также предрассудки и разочарования) в свои критические работы. Мы на всех наших курсах поразительно много страдаем от этого явления. Я ранее не замечал этого, потому что сам не требую от студента, находящегося еще на низших уровнях, чтобы он показывал результаты, достижимые только на высших уровнях. Вы можете неосторожно понять это, как стремление " позволять студентам почувствовать себя победителями", но при этом вы упустите самую суть. Пример: студент, намеревавшийся сдать Тренировочное Упражнение (ТУ) 1, провалился потому, что не сумел дать подтверждение. Но студент на уровне ТУ 1 еще не был обучен давать подтверждение. Этот студент еще даже не читал о подаче подтверждения. Итак, студент не может сдать ТУ 1 и поэтому так никогда и не дойдет до ТУ 2, в котором обучают подавать подтверждение - а если и дойдет до него, то, в своем сознании, он в действительности так и не сдал ТУ 1 и, следовательно, не продвинулся. Таким образом, если вы все время нарушаете последовательность обучения, забегая вперед, и требуете от студента того, до чего он еще не дошел, то студент в конце концов запутается в противоречиях как кошка, размотавшая клубок пряжи. Преподаватели должны обучать, исходя не из собственных представлений, а из предусмотренной учебником последовательности действий, которым студент обучается. Заходить выше этого уровня - значит, не давать студенту четкого представления о том, что от него ожидается. А если он никогда не выучит части, то никогда и не соберет целого. Обучение производится по градиенту. Обучайте хорошо каждой части по отдельности. И только тогда объединение этих частей даст то, что нам нужно - хорошо обученного студента. Это - не занижение критериев. Это - их повышение в процессе всего обучения. ПРОВЕРКИ Другая сторона процесса, обучение теории, страдает из-за привычки. Эта привычка представляет все годы, что человек провел в официальных учебных заведениях, в которых весь образ жизни упирается в одну ошибку: Если студент знает слова, преподаватель теории считает, что он знает и мелодию. Студенту никогда не приносило ничего хорошего простое знание фактов. От него требуется их понимание. Противостоять мысли настолько легко, а действию настолько трудно, что многие преподаватели благодушно позволяют студенту выговаривать слова и фразы-понятия, которые для студента не имеют никакого значения. ВСЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОВЕРКИ ДОЛЖНЫ ПРИНИМАТЬ ВО ВНИМАНИЕ ПОНИМАНИЕ СТУДЕНТОМ МАТЕРИАЛА. В противном случае они бессмысленны и периодически будут выводить студента из состояния равновесия. Болтовня и отвлечения в процессе изучения курса происходят исключительно от непонимания студентом слов и данных. Здесь существует два явления. ПЕРВОЕ ЯВЛЕНИЕ Когда студент не понимает слово и пропускает его, то раздел, находящийся сразу после этого слова, остается в его памяти пустым местом. Вы всегда можете вернуться к непонятому слову, предшествовавшему этой пустоте, добиться его понимания и чудесным образом обнаружить, что бывшая пустота теперь не пуста. Все это - настоящее волшебство. ВТОРОЕ ЯВЛЕНИЕ Второе явление - это цикл овертов (неблаговидных поступков), следующий за неправильно понятым словом. Когда слово непонято, студент впадает в непонимание (пустоту) того, что следовало за этим словом. Вслед за этим студент находит решение для этого пустого состояния, и это обособиться от него, отделить от него " Я". Теперь, став чем-то иным, чем пустое место, студент совершает оверты, направленные против более общей области. За этими овертами, конечно, следуют попытки сдержать себя от совершения овертов. Все это давит на человека, он стремится найти оправдания своим поступкам. За этим следуют различные психические и физические состояния, а также разные жалобы, поиски виновных и обвинения типа " смотри-что-ты-со-мной-сделал". Этим он оправдывает свой отказ от занятий, " срыв". Однако система образования, не одобряя подобного, на самом деле заставляет студента в действительности обособлять свое " Я" от предмета обучения (что бы он ни изучал) и вместо него подставлять устройство, которое может принимать и выдавать высказывания и фразы. Теперь у вас есть " сообразительный студент, который почему-то никогда не применяет на практике то, чему обучается". Это явление, таким образом, состоит в том, что студент может учить какие-то слова и выдавать их в ответ, и все же не быть участником этого действия. Студент получает на экзаменах отличные оценки, но не может применять эти данные. Совершенно глупый студент просто застрял в пустоте непонимания, последовавшей за каким-то неправильно понятым словом. А " очень сообразительный" студент, который при этом не может использовать данные, просто не находится на месте. Он уже давно прекратил обращаться к сути предмета или к предмету в целом. Исцеление обоих состояний - " сообразительного непонимания" или " глупости" - лежит в обнаружении пропавшего слова. Но возникновение таких состояний можно предотвратить, не давая студенту пройти дальше пропущенного слова без того, чтобы не выяснить его значение. И это является долгом преподавателя теории. ДЕМОНСТРАЦИЯ Проверять знания, определяя, может ли студент цитировать материал или пересказывать его своими словами значит совершенно ничего не выяснить. Это не гарантирует, что студент знает данные или сможет ими пользоваться, или применять их, это даже не гарантирует того, что студент " находится на месте". Ни " сообразительный", ни " глупый" студент (оба страдают от одной и той же " болезни" ) не получат пользы от такого экзамена. Итак, экзаменовать, определяя, " знает" ли студент текст в смысле, что может его цитировать или пересказывать, совершенно неверно и так делать нельзя. Правильный экзамен можно провести, только, если от экзаменуемого требуют ответов на следующие вопросы: а. Значения слов (определять используемые им слова в собственных выражениях и демонстрировать их использование, самостоятельно придумывая предложения с ними), и б. Демонстрировать, как используются данные. " Что содержится в первой части этой главы? " - вопрос, чуть ли не самый глупый из всех возможных. " Какие правила приводятся относительно....? " - вопрос, который я никогда не побеспокоюсь задать. Ни один из этих вопросов не скажет экзаменатору, кто перед ним: сообразительный, но не могущий применять знания студент, или же глупый. Такие вопросы просто умоляют, чтобы на них ответили болтовней и срывом, бегством с курсов. Я бы просмотрел первый параграф любого учебного материала, на знание которого я бы экзаменовал студента, и выбрал какие-нибудь необычные слова. Я бы попросил студента определить каждое и продемонстрировать его использование в придуманном им предложении, и провалил бы его за первое же " Ну... это... минуточку... " и закончил бы на этом его спрашивать. Слова я бы выбрал не слишком обычные, такие, как " благодать", " свободомыслие", " вычисленный", а также специализированные слова. Студенты, экзаменуемые лично мной, стали бы ходить с затравленным видом и таскать с собой словари - НО ОНИ БЫ НЕ НАЧАЛИ БОЛТАТЬ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ, ЗАСТРЕВАТЬ НА КАКОМ-ТО ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ, ИЛИ БРОСАТЬ ЗАНЯТИЯ. И ОНИ БЫ ИСПОЛЬЗОВАЛИ ТО, ЧЕМУ ОБУЧИЛИСЬ. И прежде всего я сам обязательно бы убедился, что знаю значение этих слов, прежде, чем начать экзамен. Когда у студента есть слова, я потребовал бы от него музыку. На какую мелодию они положены? Я бы сказал: " Ну, хорошо, а как ты используешь этот материал? " Спросил: " Вот это правило, что нельзя есть конфеты, когда в качестве тренера проводишь занятие, откуда такое правило взялось? " И если бы студент не смог представить, откуда, я вернулся бы к словам, расположенным непосредственно перед этим правилом и нашел бы то, которое он не понял. Я бы спросил: " Какие шаги используются для выяснения значения неправильно понятого слова? " И, после того, как студент перечислил бы их, я бы все равно должен был увериться, что студент понял, почему эти шаги такие. Я бы спросил, " Почему" после того, как он перечислил бы мне эти шаги. Или " Что вы собираетесь с ними делать? " " Использую их для выяснения значения слова" мог бы он сказать. А я бы сказал: " Хорошо, но почему именно эти шаги? " Но если бы студент еще не дошел до той стадии учебного процесса, когда сведения о том, почему эти шаги такие, содержались бы в его материалах, я не стал бы спрашивать. Ведь все правила, что не следует экзаменовать, предъявляя студенту требования, превышающие его уровень, очень строго должны соблюдаться при проверке знания теории, так же, как и практических навыков и общего образования. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕПРАВИЛЬНО ПОНЯТОГО СЛОВА Термин " неправильно понятое" или " непонятое" используется для определения любой ошибки или пробела в понимании слова, понятия, символа или связи слова с другими словами. Большинство людей склонно считать, что неправильное понимание - это просто незнание чего-то - " непонимание. " " Непонимание" является частным случаем неправильного понимания, но существуют и другие способы неправильного понимания слова.
|
|||
|