Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Повторим пройденное. Задание. МОДУЛЬ 16. МОДУЛЬ 17. Вы узнаете. Вы научитесь. Теоретический материал



Повторим пройденное

· Зачем нужен текст отчета о проделанной исследовательской или проектной работе?

· Почему в тексте исследовательской работы нежелательно использование метафор?

Задание

· Найди 3 главных признака, отличающие научный стиль изложения от популярного (публицистического), на основании двух приведенных в тексте примеров.

МОДУЛЬ 16

Подготовка отчета для доклада

МОДУЛЬ 17

Выступление

Вы узнаете

· Кто такие эксперты и чем они интересуются.

· Как наиболее выгодно рассказать о проделанной работе.

Вы научитесь

· Выстраивать доклад о проделанной работе в соответствии с требованиями конкретной конференции.

· Прогнозировать вопросы экспертов

Теоретический материал

Великий немецкий физик, один из основателей современной теоретической физики, создатель теории относительности Альберт Эйн­штейн говорил: «Если вы что-то не можете объяснить шестилетнему ребёнку, вы сами этого не понимаете». Вспоминается также шутли­вое обращение английского поэта XIX в. Джорджа Гордона Байрона:

«Учёный, ты объясняешь нам науку, но кто объяснит нам твоё объяснение? »

Эти афоризмы говорят нам о том, что, какую бы сложную работу ты ни выполнил, рассказать о её результатах необходимо максимально простым и по­нятным языком. Среди школьников ча­сто встречается заблуждение, что чем более «наукообразным» будет высту­пление, тем выше оно будет оценено. Это не так, суть работы должна быть понятна любому слушателю. Здесь су­ществуют два правила:

- не используй сложный термин, если вместо него можно употребить, более простое и понятное слово;

- не произноси научные термины, которые ты не можешь просто и понятно объяснить.

Главный человек на конференции — эксперт. Это профессионал в своей сфере деятельности. Приглашённым специалистом может быть, как ученый, так и учитель. Эксперт знакомится с материалами твоей работы, сравнивает твои результаты и доклад с аналогичными, услышанными им на других конференциях, со своим опытом научной работы.

В рамках конференций или семинаров обычно используются следующме формы рассмотрения работ:

- классическая форма доклада — поочерёдное прослушивание авторов с соблюдением установленного регламента (вопросы и ответы выступления);

- «выставка», или стендовая форма, — автор подготавливает стенд с отражением основных этапов работы и поочерёдно беседует с участниками конференции (имеющими разный формальный статус);

- представление компьютерных презентаций (очное или заочное).

Наиболее распространённой в современном научном мире является стендовая форма презентации работ. Она даёт возможность всем авторам представить свои результаты на равноправной основе, а всем желающим не прослушивать всю программу работы секций, а выбрать интересующие их работы и подробно расспросить авторов об их сути. Сообщение у стенда отличается от такового на секции, где заслушиваются доклады. На американской конференции INTEL ISEF доклад у стенда даже называют интервью с автором, подчёркивая тем самым, что защита работы проходит в форме беседы. Эксперт в любой момент может пре­рвать тебя и начать задавать вопросы по материалам, представленным на стенде, поэтому нужно быть готовым пояснить любую его часть.

При подготовке выступления нужно продумать три варианта:

- краткое (в несколько фраз) изложение сути работы (о чём она);

- более подробный рассказ об основных структурных элементах работы, не вдаваясь в подробности;

- подробное изложение всего хода работы, как это принято в обычном докладе.

Перед выступлением необходимо ознакомиться с регламентом конференции. На разных конференциях регламент представления работы может различаться. По возможности проконсультируйся с участниками, представлявшими работы на эту конференцию в про­шлом году. Нарушение регламента недопустимо. Поэтому чётко рас­считывай время презентации своей работы.

Доклад ни в коем случае нельзя зачитывать по написанному тек­сту (это сразу снижает оценку), а также нельзя произносить за­ученный текст. Выступление должно выглядеть как рассказ о работе своими словами. При тренировке доклада полезно три раза расска­зать о проделанной работе, каждый раз используя разные слова.

Какие же вопросы могут задать эксперты? Для анализа возмож­ных вопросов приведём аннотацию к одной из работ по экологической тематике.

Научно-исследовательская работа «Оценка экологического состояния реки Овсянки» имеет цель: изучить экологическое состояние реки Овсянки.

Для достижения данной цели использовались следующие методы: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, анализ и синтез, химический эксперимент, измерение и сравнение.

В ходе работы были изучены и исследованы гидрографическая сеть сельского поселения Майское, история названия рек, общие проблемы малых рек России. Исследовательская составляющая состоит в том, что было проведено исследование физико-химических и органолептических свойств реки Овсянки, сопоставление результатов с известными нормами и дана оценка экологического состояния реки, позволившая выявить существующие проблемы реки Овсянки и выяснить причины местных проблем и возможные пути их устранения.

Результатом работы стала неудовлетворительная оценка экологического состояния реки. Было замечено ухудшение качества воды (она становится непригодной не только для бытовых и сельскохозяйственных нужд, но и для отдыха жителей села), а также уменьшение рыбных ресурсов и сокращение количества воды в водоеме. Выявлены причины этого, предложены пути их устранения.

Возможные вопросы к этой работе можно разделить на следующие группы:

- По логике построения структуры работы.

Пример: Как определялось уменьшение рыбных ресурсов и на­сколько выявление этого фактора соответствовало цели работы изучению экологического состояния реки?

- По применённым методам и факторам, влияющим на ре­зультат.

Пример: Как использовались в работе заявленные в аннотации методы анализа и синтеза? С какой целью применялся метод анке­тирования?

- По статистической достоверности данных.

Пример: В каком количестве точек на реке проводились хими­ческие измерения, как обрабатывались их результаты?

- На понимание терминов и понятий, используемых в работе.

Пример: Что понимается под экологическим состоянием? Какие факторы влияют на экологическое состояние реки?

- По результатам работы.

Пример: Где можно использовать результаты работы?

- Сомнения в обоснованности результатов какой-то части работы.

Пример: Свидетельствуют ли результаты интервьюирования об объективном состоянии реки?

- Актуальность, практическая значимость (на такие вопросы нужно отвечать, в чём актуальность и практическая значимость работы для тебя лично, а не «вообще», и лишь на некоторых конференциях высокого уровня эксперты интересуются научной актуальностью).

Пример: Кому были интересны результаты твоей работы?

- На знание/уточнение фактов по содержанию области работы.

Пример: В чём особенности гидрографической сети сельского поселения Майское?

Каждое неаккуратно употреблённое слово может стать зацепкой для вопросов эксперта. Ты можешь не отвечать на некорректные вопросы и замечания — например, если эксперт полагает, что ты применил недостаточное количество методов, или спрашивает про факты, не относящиеся к теме работы. Здесь путеводной нитью является сформулированная тобой цель: в дискуссии должен обсуждаться только круг вопросов, связанных с её достижением. Корректным ответ: «Целью моей работы было... поэтому заданный Вами вопрос выходит за рамки данной работы».

Помни, что выступление на конференции — это не экзамен, на котором нужно воспроизвести информацию из учебника. Очень мо­жет быть, что единственного «правильного» ответа на поставленный в твоей работе вопрос вообще не существует и эксперт его не знает. Но он может сомневаться и задавать вопросы по непонятным ему аспектам. Твоя задача заключается в том, чтобы чётко и аргумен­тированно отстаивать свою точку зрения. Владение этим навыком называется культурой ведения научной дискуссии.

Повторим пройденное

· В чем отличие экспертизы от оценки?

· С помощью каких приемов лучше всего выстроить диалог с экспертом?

· Чем отличается стендовая презентация от доклада на секции?

Задание

· Предложи 3 вопроса к приведенной аннотации к работе.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.