|
|||||||
Повторим пройденное. Задание. МОДУЛЬ 16. МОДУЛЬ 17. Вы узнаете. Вы научитесь. Теоретический материал⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15 Повторим пройденное · Зачем нужен текст отчета о проделанной исследовательской или проектной работе? · Почему в тексте исследовательской работы нежелательно использование метафор? Задание · Найди 3 главных признака, отличающие научный стиль изложения от популярного (публицистического), на основании двух приведенных в тексте примеров. МОДУЛЬ 16 Подготовка отчета для доклада МОДУЛЬ 17 Выступление Вы узнаете · Кто такие эксперты и чем они интересуются. · Как наиболее выгодно рассказать о проделанной работе. Вы научитесь · Выстраивать доклад о проделанной работе в соответствии с требованиями конкретной конференции. · Прогнозировать вопросы экспертов Теоретический материал Великий немецкий физик, один из основателей современной теоретической физики, создатель теории относительности Альберт Эйнштейн говорил: «Если вы что-то не можете объяснить шестилетнему ребёнку, вы сами этого не понимаете». Вспоминается также шутливое обращение английского поэта XIX в. Джорджа Гордона Байрона: «Учёный, ты объясняешь нам науку, но кто объяснит нам твоё объяснение? » Эти афоризмы говорят нам о том, что, какую бы сложную работу ты ни выполнил, рассказать о её результатах необходимо максимально простым и понятным языком. Среди школьников часто встречается заблуждение, что чем более «наукообразным» будет выступление, тем выше оно будет оценено. Это не так, суть работы должна быть понятна любому слушателю. Здесь существуют два правила: - не используй сложный термин, если вместо него можно употребить, более простое и понятное слово; - не произноси научные термины, которые ты не можешь просто и понятно объяснить. Главный человек на конференции — эксперт. Это профессионал в своей сфере деятельности. Приглашённым специалистом может быть, как ученый, так и учитель. Эксперт знакомится с материалами твоей работы, сравнивает твои результаты и доклад с аналогичными, услышанными им на других конференциях, со своим опытом научной работы. В рамках конференций или семинаров обычно используются следующме формы рассмотрения работ: - классическая форма доклада — поочерёдное прослушивание авторов с соблюдением установленного регламента (вопросы и ответы выступления); - «выставка», или стендовая форма, — автор подготавливает стенд с отражением основных этапов работы и поочерёдно беседует с участниками конференции (имеющими разный формальный статус); - представление компьютерных презентаций (очное или заочное). Наиболее распространённой в современном научном мире является стендовая форма презентации работ. Она даёт возможность всем авторам представить свои результаты на равноправной основе, а всем желающим не прослушивать всю программу работы секций, а выбрать интересующие их работы и подробно расспросить авторов об их сути. Сообщение у стенда отличается от такового на секции, где заслушиваются доклады. На американской конференции INTEL ISEF доклад у стенда даже называют интервью с автором, подчёркивая тем самым, что защита работы проходит в форме беседы. Эксперт в любой момент может прервать тебя и начать задавать вопросы по материалам, представленным на стенде, поэтому нужно быть готовым пояснить любую его часть. При подготовке выступления нужно продумать три варианта: - краткое (в несколько фраз) изложение сути работы (о чём она); - более подробный рассказ об основных структурных элементах работы, не вдаваясь в подробности; - подробное изложение всего хода работы, как это принято в обычном докладе. Перед выступлением необходимо ознакомиться с регламентом конференции. На разных конференциях регламент представления работы может различаться. По возможности проконсультируйся с участниками, представлявшими работы на эту конференцию в прошлом году. Нарушение регламента недопустимо. Поэтому чётко рассчитывай время презентации своей работы. Доклад ни в коем случае нельзя зачитывать по написанному тексту (это сразу снижает оценку), а также нельзя произносить заученный текст. Выступление должно выглядеть как рассказ о работе своими словами. При тренировке доклада полезно три раза рассказать о проделанной работе, каждый раз используя разные слова. Какие же вопросы могут задать эксперты? Для анализа возможных вопросов приведём аннотацию к одной из работ по экологической тематике. Научно-исследовательская работа «Оценка экологического состояния реки Овсянки» имеет цель: изучить экологическое состояние реки Овсянки. Для достижения данной цели использовались следующие методы: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, анализ и синтез, химический эксперимент, измерение и сравнение. В ходе работы были изучены и исследованы гидрографическая сеть сельского поселения Майское, история названия рек, общие проблемы малых рек России. Исследовательская составляющая состоит в том, что было проведено исследование физико-химических и органолептических свойств реки Овсянки, сопоставление результатов с известными нормами и дана оценка экологического состояния реки, позволившая выявить существующие проблемы реки Овсянки и выяснить причины местных проблем и возможные пути их устранения. Результатом работы стала неудовлетворительная оценка экологического состояния реки. Было замечено ухудшение качества воды (она становится непригодной не только для бытовых и сельскохозяйственных нужд, но и для отдыха жителей села), а также уменьшение рыбных ресурсов и сокращение количества воды в водоеме. Выявлены причины этого, предложены пути их устранения. Возможные вопросы к этой работе можно разделить на следующие группы: - По логике построения структуры работы. Пример: Как определялось уменьшение рыбных ресурсов и насколько выявление этого фактора соответствовало цели работы изучению экологического состояния реки? - По применённым методам и факторам, влияющим на результат. Пример: Как использовались в работе заявленные в аннотации методы анализа и синтеза? С какой целью применялся метод анкетирования? - По статистической достоверности данных. Пример: В каком количестве точек на реке проводились химические измерения, как обрабатывались их результаты? - На понимание терминов и понятий, используемых в работе. Пример: Что понимается под экологическим состоянием? Какие факторы влияют на экологическое состояние реки? - По результатам работы. Пример: Где можно использовать результаты работы? - Сомнения в обоснованности результатов какой-то части работы. Пример: Свидетельствуют ли результаты интервьюирования об объективном состоянии реки? - Актуальность, практическая значимость (на такие вопросы нужно отвечать, в чём актуальность и практическая значимость работы для тебя лично, а не «вообще», и лишь на некоторых конференциях высокого уровня эксперты интересуются научной актуальностью). Пример: Кому были интересны результаты твоей работы? - На знание/уточнение фактов по содержанию области работы. Пример: В чём особенности гидрографической сети сельского поселения Майское? Каждое неаккуратно употреблённое слово может стать зацепкой для вопросов эксперта. Ты можешь не отвечать на некорректные вопросы и замечания — например, если эксперт полагает, что ты применил недостаточное количество методов, или спрашивает про факты, не относящиеся к теме работы. Здесь путеводной нитью является сформулированная тобой цель: в дискуссии должен обсуждаться только круг вопросов, связанных с её достижением. Корректным ответ: «Целью моей работы было... поэтому заданный Вами вопрос выходит за рамки данной работы». Помни, что выступление на конференции — это не экзамен, на котором нужно воспроизвести информацию из учебника. Очень может быть, что единственного «правильного» ответа на поставленный в твоей работе вопрос вообще не существует и эксперт его не знает. Но он может сомневаться и задавать вопросы по непонятным ему аспектам. Твоя задача заключается в том, чтобы чётко и аргументированно отстаивать свою точку зрения. Владение этим навыком называется культурой ведения научной дискуссии. Повторим пройденное · В чем отличие экспертизы от оценки? · С помощью каких приемов лучше всего выстроить диалог с экспертом? · Чем отличается стендовая презентация от доклада на секции? Задание · Предложи 3 вопроса к приведенной аннотации к работе.
|
|||||||
|