Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Повторим пройденное. Задание. МОДУЛЬ 15. Вы узнаете. Вы научитесь. Теоретический материал



Повторим пройденное

· В чем главная сложность при анализе полученных результатов?

· Как понять, какой фактор в полученных экспериментальных данных является определяющим?

Задание

· Придумай еще 5 факторов (можно фантастических), которые могли бы повлиять на результат эксперимента по выращиванию овса. Расположи их по степени вероятности влияния на результат.

МОДУЛЬ 15

Подготовка отчета о работе

Вы узнаете

· О разных жанрах представления отчета о выполненной работе.

· О структуре статьи или презентации.

· Почему и какие ошибки делают школьники при написании отчета.

Вы научитесь

· Писать отчетную работу в соответствии с требованиями выбранной конференции или конкурса.

· Выдерживать научный стиль текста.

Теоретический материал

Отчет знаменует собой итог всей твоей работы. Он может быть представлен в разных жанрах: в форме тезисов, статьи, компьютерной презентации и др. Каждая из этих форм имеет свои особенности и нормы. В тексте отчёта должны быть чётко и внятно даны ответы на все вопросы, которые были сформулированы в постановочной части работы.

Текст отчета об исследовательской работе должен иметь следующую структуру:

1. Обоснование темы. Здесь автор раскрывает, что конкретно ему неясно и какие

конкретно свойства объекта или явления нуждаются в прояснении (например, черты различия и сходства воззрений Аристотеля и Платона по какой-то конкретной проблеме или химический состав примесей в озере N).

1. Постановка цели и задач. Формулируется генеральное направление исследований (цель) и поэтапные шаги, которые нужно предпринять, чтобы этой цели достигнуть (задачи).

2. Гипотеза (напоминаем, для исследований школьников не является обязательной) – предположение, которое доказывается или опровергается в ходе исследований.

3. Это главный инструмент получения учащимися собственных данных. Методика должна быть чётко определена, и автор должен уметь объяснять её суть (например, маршрутный учет хищных птиц, контент-анализ и др. ). Необходимо помнить, что у| признанных научных методик есть авторы. Ссылки на источники, из которых были получены сведения о методах исследования, обязательны при изложении полученных результатов.

4. Собственные данные. Этот раздел нужно чётко выделять и обязательно включать в отчёт. Данные должны быть получены путём самостоятельного применения метода на конкретном материале (например, исследования биологической продуктивности водоёма или способа очистки воды).

5. Анализ, выводы. В этом разделе нужно обобщить полученные данные, проанализировать и сравнить их как между собой, так и с взятыми из литературы, а также зафиксировать новые знания, которые удалось получить в ходе работы.

В отличие от исследования проектная разработка имеет несколько иную структуру:

1. Постановка проблемы обоснование актуальности (для кого-то конкретного) заявленного проекта. Необходимо раскрыть, почему возникла необходимость создания нового объекта (или в чём польза усовершенствования имеющегося объекта). Нужно также провести анализ имеющихся объектов и показать, чем они тебя не устраивают.

2. Определение критериев результативности: по каким позициям ты планировал судить об успешности проекта на стадии замысла (например, при создании модели судна главными характеристиками могут быть скорость, манёвренность, устойчивость хода, грузоподъёмность и др. ).

3. Создание концепции проекта, анализ ситуации, прогнозирование последствий. Необходимо представить, на основе каких научных или технических принципов ты предполагал получить заявленные новые характеристики объекта, привести результаты исследования возможности и эффективности применения этих принципов, а также анализ возможных положительных или отрицательны» последствий, которые могут возникнуть для других характеристик объекта, окружающей среды и людей.

4. Определение доступных ресурсов, необходимых для реализации проекта: какие материалы, комплектующие потребуются и где их найти, сколько времени предполагается потратить на реализацию проекта, какие финансовые средства (на что и сколько) необходимо привлечь для работы, какие потребуются консультанты и их квалификация и др.

5. План выполнения проекта. Необходимо представить график выполнения проекта, рассчитав время и необходимые ресурсы, а также определив методы работы.

6. Реализация плана, корректировка. Здесь необходимо описать ход выполнения проекта, возникшие трудности и способы их разрешения, а также рассказать о том, какие непредвиденные результаты были получены на промежуточных стадиях выполнения проекта и как на основании их проводилась корректировка первоначального замысла.

7. Оценка эффективности и результативности. Этот раздел включает в себя общую оценку достигнутого результата, его сравнение с первоначальным замыслом, а также авторскую оценку эффективности проекта и перспективы его дальнейшего развития.

Очень важно выдерживать научный стиль текста, который предполагает последовательность и академичность изложения. Такой текст сильно отличается от газетного или используемого в социальных сетях, то есть публицистического. При этом в тексте мы рекомендуем использовать только те понятия и термины, которые ты сам хорошо понимаешь, иначе можно попасть в смешную ситуацию, когда тебя обвинят в том, что ты не понимаешь сути своей же работы.

Ниже приведены фрагменты из научного и популярного текстов о пересыхающем Аральском море, которое находится в Центральной Азии и известно как зона экологического бедствия.

Почти весь приток воды в Аральское море обеспечивается реками Амуда­рьи и Сырдарья. На протяжении тысячелетий случалось, что русло Амударьи родило в сторону от Аральского моря (к Каспию), вызывая уменьшение размеров Арала. Однако с возвращением реки Арал неизменно восстанавливался в прежних границах. Сегодня на интенсивное орошение полей хлопчатника и риса уходит значительная часть стока этих двух рек, что резко сокращает поступление воды в их дельты и, соответственно, в само море. Осадки в виде дождя и снега, а также подземные источники дают Аральскому морю намного меньше воды, чем её теряется при испарении, в результате чего водный объём озера-моря уменьша­ли, а уровень солёности возрастает.

И другой фрагмент (Миклин Ф. и др. Возможное будущее Аральского моря и его фауны // Астраханский вестник экологического образования. -2016. - № 2(36). — С. 16—37).

Аральское море представляет собой терминальное бессточное солёное озеро, лежащее посреди обширных пустынь Центральной Азии. Его водосборный бассейн занимает более 2 млн км2. Как терминальное озеро, Арал получает приток поверхностных вод, но лишён стока. Таким образом, баланс между притоком воды из впадающих в него рек Амударьи и Сырдарьи и чистым испарением в общем и целом определяет его уровень.

Море оставалось в относительно стабильной «высокой» фазе вплоть до современной регрессии, начавшейся в 1960-х гг., когда из-за крайне нерационального расширения орошения, истощавшего обе впадающие в него реки, началось быстрое высыхание и осолонение Арала.

Рост орошаемых площадей с примерно 5 млн га в 1960 г. до 8, 2 млн га I 2010 г. уменьшил компенсаторные эффекты, что сместило равновесие за точки устойчивости и привело к заметному сокращению речного стока в Арал. Paзница между речным стоком и чистым испарением существенно росла в течь ние 1960-х, 1970-х и 1980-х гг., что сопровождалось ростом дефицита водного баланса и быстрым падением уровня моря.

Мы видим, что в популярном тексте используются понятия, понятные широкому кругу читателей, общие оценки состояния Аральского моря. Научный же текст оперирует конкретными цифрами и использует научные термины.

Текст твоей работы должен быть написан не в расчёте на понимание широкой аудитории, а в соответствии с требованиями конференции или конкурса, на который она представляется (школьный семинар, муниципальный, всероссийский или международный конкурс). Можешь вообразить себе конкретного человека — учителя или профессора — и писать для него, ведя с ним мысленный диалог.

Конференции и конкурсы сильно различаются по требованиям и критериям оценки. Например, в одном случае экспертов интересует самостоятельность автора, и они простят ему небольшие недостатки в применении методов измерений, а в другом главным является академичность стиля и корректность изложения. Особенности требований к работам, как правило, изложены в Положении о конкурсе, которое нужно внимательно прочитать, особое внимание уделив регламенту представления и критериям оценки.

Необходимо определить и технические моменты, без соблюдения которых работа не рассматривается, какой бы гениальной она ни была. К этим моментам относятся: носитель (бумажный, электронный), объём (в страницах или знаках), форма сопроводительного письма (заявки), информация о том, куда, каким образом и в какие сроки сдавать работу, порядок подачи заявок (подаёт конкретный учащийся, учреждение, орган управления образованием и т. д. ), наличие квалификационных требований (например, диплом конференции более низкого уровня) и т. д.

Распространено заблуждение о том, что чем больше объём работы, тем она лучше и качественнее. Большинство объёмных работ, которые мы видели, хуже кратких: в них нередко много лишнего, не относящегося напрямую к цели работы. Выдающийся советский физик Пётр Капица говорил: «Чем лучше работа, тем короче она может быть доложена». Поэтому тщательно отбирайте только тот материал, который необходим для понимания её сути.

Необходимо сказать несколько слов об аннотации (от лат. Annotatio - замечание) — необходимом требовании к работам на большинстве, конференций. Это краткое, всего в несколько строчек, изложе­ние основного содержания работы. Аннотация пишется для того, чтобы читатели могли быстро, не вдаваясь в детали, понять, нужно им читать полный текст или нет. В аннотации даются ответы на вопросы: в чём состоит проблема? Что и как делалось? Что получили?

|В Москве главным конкурсным мероприятием является Московский городской конкурс исследовательских и проектных работ обучающихся, который проводится Департаментом образования Москвы и Центром педагогического мастерства. На сайте mgk. ollmpiada. ru размещена вся информация о проведении этого конкурса: Положение, критерии экспертизы и др. Конкурс проходит в три этапа и начинается со школьного уровня, в котором ты можешь принять участие.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.