Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Раздел 4. Упражнения



Раздел 4

СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОТРАБОТКИ ПОЛНОЦЕННЫХ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА

Методические рекомендации

Отклонения в формировании речевой деятельности (недостаточный уровень средств языка и умения пользоваться ими) приводят к трудностям овладения чтением и письмом, которые проявляются в недостаточной способности осуществлять звуко-буквенный анализ и синтез слов при чтении и письме, специфических заменах букв и искажениях структуры слова, недостаточном темпе чтения и письма, уровне понимания читаемого, а также в недостаточной выразительности чтения (несоблюдение пауз, логического ударения, интонационной выразительности).

Степень выраженности этих недостатков у детей не одинакова и зависит от природы первичного дефекта, компенсаторных возможностей, этапов овладения чтением и письмом. Все это и определяет содержание коррекционного воздействия. Принципиальным условием формирования навыков чтения и письма является преодоление дефектов устной речи и развитие звукового анализа и синтеза слова.

Одним из компонентов чтения и письма на начальных этапах их формирования является процесс опознания изображения букв и их сочетаний. У детей с речевыми дефектами наблюдается несоответствие между зрительным и артикуляционными образами, нарушается связь между буквами и звуками, которые дефектно произносятся и недостаточно четко различаются. Это приводит к неправильному озвучиванию и письму ряда букв в процессе чтения. Поэтому следует упражнять учащихся в узнавании и различении букв, что и предлагается в пособии.

В случае побуквенного чтения следует заново формировать у детей правильные приемы чтения. Для этого нужно уделять больше внимания работе над слогами, научить ребенка в процессе чтения воспринимать сразу две буквы, вводя опережающую ориентацию на гласные буквы, с тем чтобы подготовить правильное произнесение предшествующего согласного. За основу чтения берется, как принято в общеобразовательной школе при обучении грамоте, прямой слог.

При переходе к чтению словами важно научить ребенка читать с опорой на артикуляционную единицу — прямой слог, присоединяя к ним остальные буквы, т. е. научить выделять в читаемом слове сочетания согласного и гласного (СГ) и примыкающие к ним звуки.

 Организуя работу с детьми по развитию навыка чтения и письма, формированию умения быстро ориентироваться в звуковой форме слова, развитию синтеза с использованием зрительной опоры, логопед должен широко использовать в качестве дополнительных самостоятельных заданий различные упражнения на преобразования (их принято называть трансформационными) с последующей записью

Например:

— Составь и прочитай 8 слов со слогами ЖИ и ШИ: 4 слова — из 2 слогов; 4 слова — из 3 слогов:

 

ма не на раф
не жи вы ли
вот но вка ши

 

— Запиши по памяти 2 слова со слогом ЖИ и 2 слова со слогом ШИ. Четко и быстро прочитай записанные слова.

— Четко прочитай слова: жаба, лава, корка. Подумай, в какие слова надо вставить слоги -ло-, -очк-, -лин-, чтобы получились новые слова. Запиши новые слова. Четко их прочитай.

Подобные упражнения обеспечивают довольно высокий уровень мыслительной активности учащихся в процессе обучения чтению и письму, развивают наблюдательность, зрительный контроль.

Предлагаемые упражнения с заданием: «Читай быстро и четко» — направлены и на развитие «поля» и способа чтения; их необходимо выполнять в оптимальном темпе, с тем чтобы «поле» чтения учащихся постоянно увеличивалось. Кроме того, они направлены на совершенствование произношения.

В процессе чтения читающий прогнозирует правильное чтение букв, целого слова, иногда догадывается о последующем слове, о сочетании слов во фразе, о грамматическом их выражении.

Дети с нормальным речевым развитием в специальном обучении прогнозированию при чтении не нуждаются, т. к. этот процесс у них происходит естественно на основе интуиции. При этом опорой для читающего является его «языковое чутье», его прежний речевой опыт. Если ученику знакомо слово, если оно есть в его речевом опыте, то он его быстрее узнаёт в процессе чтения.

У детей с ОНР прогнозирование в процессе чтения развивается слабо, и оно не всегда верно в силу ограниченности речевого опыта, недостаточной сформированности звуковых и морфологических обобщений, недостаточного знания норм словоупотребления и грамматического их оформления. В то же время без умения прогнозировать нельзя добиться достаточно быстрого темпа чтения в соответствии с программными требованиями общеобразовательного учреждения.

К числу упражнений, влияющих на возникновение правильной смысловой догадки в процессе чтения и письма, относятся узнавание знакомого звуко-буквенного образа слова и умение воспринимать не только слова, но и их сочетания. Например, выбрать из текста слова-предметы (существительные) и связанные с ними смыслу слова или подобрать их самостоятельно; записать их, четко прочитать.

В процессе формирования навыков чтения и письма постоянно проводится работа по определению значения слов, а также читаемого текста.

Слоги, слоговые таблицы, слова логопед может предъявлять детям на доске, плакатах и индивидуальных карточках в зависимости от сложности задании,


Упражнения

Первый уровень

1. Читай чётко слоги и слоговые ряды:

ам от уп ла су бо
ат ок ум ра му по
ак ом ут ма жу то
ап оп ук на зу ДО

Что ты прочитал? Какие слоги ты прочитал?

Прочитай ещё раз: сначала — прямые слоги, затем — обратные; все слоги построчно; 1, 3 и 5-й столбик — сверху вниз; 2, 4, 6-й — снизу вверх; все столбики построчно справа налево.

2. Чётко прочитай:

Что ты прочитал? Прочитай ещё раз: сначала — обратные слоги, затем прямые.

3. Составь из разрезной азбуки слоги парами. Прочитай их чётко и ясно.

 

ар — ра            ос — со            ич — чи
ул — лу             аш — ша          ец — це
кро — орк        дла — адл        стра — астр
зли — изл         кси — иск        скры — ыскр

 

Прочитай ещё раз: сначала все прямые слоги, затем — обратные; слоги, в которых только звонкие согласные; только глухие согласные; слоги, в которых три согласных.


4. Чётко и быстро прочитай:

 

та — до ич — иц аст — ашт
до —то ещ — еч шта — ста
ту —ду ач — ащ оста — ошта
пат — бат драк — тлак жорт — золт
бор — пор тлок — дрок залт — жарт
пул — бул дрюк — тлюк жирт — зилт

Что ты прочитал?

Прочитай слоги справа налево; снизу вверх; со второй строчки — вни»; I читай слоги, содержащие 3 согласных; 1 согласную; 2 согласные.

5. Чётко и быстро прочитай:

 

ап то ук ир ап...
убо ехо ире ото убо...
сол шал жел зул сол...

Что ты прочитал?

Прочитай слоги, содержащие: только глухие согласные; только звонкие согласные; начинающиеся с глухой согласной.

Найди и прочитай строчку, в которой в каждом сочетании два слога. Докажи правильность своего ответа.

Продолжи данные ряды слогов. Будь внимателен при списывании!

6. Чётко и быстро читай слоги по образцу:

 

а о у а       о у
па (пра) по (про) ... са (сна) … ...
та (тра) ... ... жŸ          … ...
ка (кра) ... шŸ         … ...
ва (вра) ... ... 3Ÿ           … ...
  а чŸ (чтŸ ) щŸ (щтŸ ) ЦŸ (ЦТŸ ) о … … … у … … …  

 

 


 

 


7. Посмотри внимательно и скажи, что ты видишь:

 

• п к• •л• • ч• •о •и• •ы•
•т м• • н• • щ• •ы •ю• •у•
• ш 3• •р• • ц• •у •ё• •о•
•с ж• • в• •д• •а •я• •а•

Какие буквы написаны? Назови согласные.

а) Составь слоги из букв левых столбиков, добавляя вместо точек к согласным сначала гласную И, затем — гласную У; далее — гласную А. (Можно добавлять разные гласные. ) Чётко и быстро прочитай составленные тобой слоги.

б) Составь слоги из букв правых столбиков, добавляя к гласным вместо точек любые согласные. Чётко и быстро прочитай составленные тобой слоги.

8. Составь слоги по схемам. Запиши их и чётко прочитай:


 

Син. % Красн.

 

Красн. Син.

 

Син. Красн.

 

Красн. Син. Красн.

 

Син. Красн. Син.

 


 

Красн. Син. Син.

 

Син. Син. Красн.

 

Син. % Син. Красн.

9. Четко и быстро прочитай:

Что ты прочитал? Как ты отличаешь слово от слога? Прочитай сначала слоги, затем - слова.

10. Быстро составляй и чётко читай слова, выделяя ударный слог:



11.

а) В этих клетках «спрятались» дикие и домашние животные и птицы. Найди их названия и чётко прочитай, выделяя ударный слог:

 

вол ут гу ли ни
цы ло ки зы ры
ку ко сы ов си

Что ты прочитал? Запиши и чётко прочитай названия диких животных, выделяя ударный слог.

б) Рассмотри таблицу и определи, сколько детей должно прийти на занятия. Чётко прочитай имена детей, выделяя ударный слог:

 

ве и ко ки ля я
ю о ра то ло по

Запиши имена мальчиков.


Что ты записал и прочитал?



в) Все грибы из корзины рассыпались. Собери их. Запиши и чётко прочитай названия грибов:


12. Быстро составляй слова из слогов и четко читай их, выделяя ударный слог

 

со па ма ре-ты гра ха-ри стре нуть
ва шадь ку ти-ки бро точек шпри ла
ли за бе лы-ши глу дус-ник вздох вать
по вы бо куш-ка пла шю-ра скры цы

 

  сы сит бе леть
за со рить         по по бро речь
  но пать бе дить
  ме сти бо лить

Что ты прочитал?

Прочитай: сначала двухсложные слова, затем — трёхсложные; слова, содержащие больше согласных, чем гласных. При чтении выделяй ударный слог.

(Слоги могут быть предъявлены логопедом как на плакатах, так и на карточках)

13. Читай быстро и чётко:

 

бар вал вил дал сор нас рад
бор вол вял дул сер нос род
бур выл вёл дол сыр нёс ряд

Что ты прочитал? Что меняется во всех словах по вертикали?

 

ров сок дал тир сечь тут
рос сом дам тиф сер тушь
рот сор дашь тишь сел тур
ром соль дар тих семь туп
род сон дай тик сев тук
рок сох     сед туз
роль          

Что ты прочитал? Что меняется во всех словах по вертикали?


14. Читай чётко и быстро




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.