Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





12.Особенности политического и государственного развития Галицко-Волынского княжества в период государственной раздробленности XII-XIV вв. 7 страница



98. Уголовное законодательство в конце 1920-х –40-е гг. УП в период тоталитаризма. Источники: УК РСФСР 1926 г., законы, которые его меняли. Особенностью принятия актов Союзных органов, то, что действовали на весь СССР и принимались ЦИКом, Президиумом ЦИКа, СНК, после 1936 г. Верховным Советом и его президиумом. Отличие УП – это инструмент политики, при помощи которого перестройка социальной структуры, коллективизация и индустриализация. Это появляется в 1929 г. в общесоюзном положении о государственных и особо опасных преступлениях, конкретизация 58 статьи. Криминализируется некоторые поступки, выразилось принятием в 1929 г. – постановление президиума ВЦИК – не вернувшиеся граждане из-за границы или добровольно покинувшие СССР объявляются вне закона, и подлежат расстрелу в течении 24 часов. Постановление ЦИКа от 7 августа 1932 г. – Об охране имущества государственных предприятий, колхозов, кооперации, укреплении общественной “социалистической” собственности (наиболее применяем). Является примером несоизмеримости наказания с общественной опасностью деяния. Размер похищенного не имел значение, т. к. хищение наказывалось расстрелом с конфискацией имущества, смягчающие обстоятельства 10 лет. Это явный политический заказ Сталина, он уравнивает собственность государственную, колхозную, кооперативную, и они называются общественной “социалистической” собственностью. Он мало похож на юридический документы, носит декларативный характер, эффект в моменте устрашения. Но сильного влияния не дал. 1940 г. Закон об уголовной ответственности за мелкие кражи и хулиганство на производстве. О производстве – повторили нормы постановление 1932 г. УП: 1930 г. Ужесточение уголовных репрессий (санкций). Постановление ВЦИК 1934 г. За измену Родине (шпионаж и др. ). Санкция военным лицам расстрел, гражданским – 10 лет с конфискацией имущества. Этот акт известен тем, что вводит понятие “член семьи изменника Родины” – это все совершеннолетние лица проживавшие и не проживавшие (родственники) с этим лицом. Для них уголовная ответственность за недонесение, в спец лагеря их отправляли. В этом законе нет принципа – ответственности за вину. В законодательстве несовершеннолетних: 1. Постановление 1935 г. – Уголовная ответственность за особо тяжкие преступления с 12 л., с применением всех мер уголовного наказания, даже высшую меру. 2. В 1941 г. перечень преступлений с 12 л., расширен, за все остальные головная ответственность с 14 л. 1937 г. Увеличиваются стоки лишения свободы с 10 до 25 лет. УП вторгается в те отрасли и общественные отношения, которые должны регулироваться другими отраслями права (административными и др. ). 1940 г. уголовная ответственность за выпуск не доброкачественной продукции, за невыполнение плана, по этому акту уголовная ответственность руководителей предприятий за перечисленные проступки. Суды применяли этот закон, но по 80% - оправдательные решения. Уголовная ответственность за нарушение трудовой дисциплины. УП 30-х г. инструмент политики и репрессий, отход от гуманности Русского УП.   99. Уголовно-процессуальное законодательство в конце 1920-х –40-е гг. Уголовно-процессуальное законодательство в конце 1920-х -40-е гг. Политические процессы. Уголовный процесс. Действовал УПК, на него ссылались народные суды. Советские суды действовали на основе принципов: законности, гуманности, целесообразности, экономии репрессий. Действовали особые совещания при НКВД, “тройки”, “двойки” на местах, военные трибуналы, Военная коллегия Верховного Суда, и строили свою деятельность на иных принципах, чем в УПК. Большую роль в репрессиях сыграло постановление президиума ВЦИК от 1 декабря 1936 г. О порядке ведения дел, т. к. Убит Киров. Его последствия: 1 Сокращение прав обвиняемого, 2 максимальный срок следствия 10 дней, 3 обвинительное заключение выдавалось обвиняемому за 1 сутки до суда, 4 заседание проходило без участия сторон или заочно, 5 кассационное обжалование и подача ходатайства о помиловании не допускалось, 6 приговор к высшей мере наказания осуществлялся сразу же. С 1937 г. этот порядок расширен на другие преступления (о вредительстве и диверсии). Способы осуществления репрессий были часто использованными. Так же часто были и публичные процессы (шахтинское дело, Эсеров). 1936 г. – 1-ое московское дело, процесс на котором осужден блок оппозиционеров (Зиновьев, Каменев, Евдокимов, Смирнов). Обвинение – нравственное пособничество убийству Кирова. Но большая часть была осуждена еще до этого процесса. 1937 г. - 2-ое московское дело, разоблачение троцкистско-зиновьевского центра (Серебренников, Сокольников и др. ), руководители Госплана, ВСНХ, обвинение в саботаже. 1938 г. – 3-е московское дело, открытый процесс, (Рыков, Бухарин, и др. ) последние члены ленинского политбюро. Использовались и закрытые заседания – военный трибунал 12 июня 1938 г., расстрел советских военноначальников Тухачевского и др., по надуманным преступлениям. Последствия репрессий – 10 млн. человек.   100. Изменения в гражданском и семейном праве в конце 1920-х –40-е гг. Развитие семейного и гражданского права. Действует ГК 1922 г., но многие положения отменены конституцией, иные виды собственности. Договоры: 1. Генеральные – между центральными государственными органами. 2. Локальные – на основе генеральных, между предприятиями. Особое значение договоров о поставке. В начале 30-х доминировали генеральные договоры, но жесткая централизация привела к выполнению пятилетки, но в некоторых отраслях и не выполнили. К середине 30-х стали преобладать прямые договоры, а генеральные заменены протокольными соглашениями между ведомствами. 1937 г. протокольные соглашения заменены на основными условиями поставки, в которых нормы обязательные для подведомственных предприятий. Значение тогда договоров падает. Семейное право. В целом, семейная идеология тех характеризовалась двумя важнейшими принципами: 1) декларированным стремлением к достижению равенства возможностей мужчин и женщин в профессиональном плане и равенства ответственности в семейной жизни и в родительстве; 2) принципиальной открытостью публичных дискуссий о семье, любви. Однако это было лишь декларированное равенство, ибо реалии семейных практик при облегчении процедуры развода вели к полному переносу ответственности за детей на женщин. Кроме того, у строящегося советского государства не было ресурсов для осуществления объявленных программ по освобождению женщин от быта и от ответственности за воспитание детей.

 

101. Изменения в трудовом праве в конце 1920-х –40-е гг. - развивалось динамично, новации. Основные принципы в Конституции 1936 г. труд является право и обязанность граждан СССР. В целом: ухудшение положение работников в новых нормах. 1932, 1934 г. Уставы о трудовой дисциплине в отдельных отраслях – Ж/Д, мореходство, жесткие санкции за нарушение дисциплины. Во второй половине 30-х г. Закон 38 г. об упорядочении трудовой дисциплины, в котором за прогулы ответственность до Суда, главное наказание увольнение с работы. 1940 г. Увеличение продолжительности трудового дня, 8 часов и 6 дней. Номы выработки повышались, а зарплата нет. Запрещение самовольного увольнения. Народные комиссариаты сами перераспределяли рабочих внутри отрасли, не зависимо от их мнения. В 30-е г. введены трудовые книжки, где собирались данные о трудовой деятельности работника. Оценивая все сказанное можно выделить причины: 1. Суровые условия перед военными временами. 2. Исчерпание трудовых резервов, которые приходили из деревни. 3. Политика тоталитарного государства, жесткое урегулирование всех отраслей права и не только права. Но многие законы были отменены после войны   102. Создание колхозного права. Развитие колхозного права в 1930-е годы. Действовал Земельный кодекс 1922 г., он действовал, но многие нормы изменены и отменены. Колхозное право возникло, только после коллективизации, и отношения колхозов не были урегулированы данным кодексом. Основные источники: Примерные уставы сельскохозяйственной артели (1-ый приняты в 1930 ВЦИКом и Совнаркомом, 2-ой 1935 г. принят всесоюзным съездом колхозников ударников и только затем был утвержден ЦК РКП (б)). В этом уставе не оговорены размеры приусадебного участка, о личном хозяйстве, о мере труда и потребления. Устав 1935 г. более подробный: земля в бессрочном пользовании, нет сделок с землей, регламентирован приусадебный участок от ¼ - 1 га. Жестко регламентированы отношения касающиеся скота. Артель – это свободное объединение, можно войти и выйти из неё, принимали всех с 16 лет, кроме кулаков и не имеющих избирательных прав. Обязательны поставки для государства, до 1933 г. их высчитывали по валовому сбору зерна и скота, с 1933 – видовая урожайность, т. е. на местах корреспонденты (СЦО) на корню рассчитывали валовой доход. 1940 г. – по гектарный принцип обложения, исходя из количества земель закреплённых за колхозом. После войны этот принцип сказался отрицательно. 1939 г. принято постановление ЦК и СНК О мерах охраны общественных, колхозных земель от разбазаривания. Пересмотр колхозных земель – 2, 5 млн. Га не законно отчуждены. Введение минимального количества трудодней, кто не выполнит тот исключается из колхоза. 1913 г. - 100% доля отчуждаемого хлеба. 1925 г. - 73% 1940 г. - 170%   103. Государственный аппарат в период Великой Отечественной войны.   Конституционные основы советского государства и права в годы Великой Отечественной войны остались незыблемыми: продолжали функционировать СНК СССР, Верховный Совет СССР (он собирался в 1942, 1944, 1945 гг. ), местные советы депутатов трудящихся, прочие государственные органы.   22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О военном положении», власть на территориях, объявленных на военном положении, была в значительной степени передана военным органам управления. 23 июня 1941 г. была создана Ставка Главнокомандования (позже - Ставка Верховного Главнокомандования) - высший стратегический военный орган, ее позже возглавил Генеральный секретарь ЦК ВКП(б), председатель Государственного комитета обороны И. В. Сталин. 30 июня 1941 г. совместным решением Президиума Верховного Совета СССР, СНК СССР и ЦК ВКП(б) был создан Государственный комитет обороны (ГКО) во главе с Генеральным секретарем ЦК ВКП(б) И. В. Сталиным (он впервые занял официальный государственный, а не партийный пост). ГКО являлся высшим чрезвычайным государственным органом в период военного времени. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ о всеобщей мобилизации граждан 1905-1918 гг. рождения. Начали формироваться отряды народного ополчения, совершенствовалась структура Рабоче-Крестьянской Красной Армии. На военные рельсы под руководством СНК СССР была переведена промышленность Советского Союза. Были созданы новые народные комиссариаты (в частности, Народный комиссариат боеприпасов СССР и Народный комиссариат танковой промышленности СССР), успешно была проведена эвакуация ряда промышленных объектов из прифронтовой полосы (преимущественно на Урал). В годы Великой Отечественной войны резко возросла значимость партийно-командной системы СССР, например, широко практиковались совместные постановления Совета Народных Комиссаров СССР, Центрального Комитета Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) и Президиума Верховного Совета СССР. Именно в годы войны завершается становление культа личности И. В. Сталина, Генерального секретаря ЦК ВКП (б), председателя ГКО и Верховного Главнокомандующего. В 1945 г., после победоносного окончания войны СССР против фашистской Германии, милитаристской Японии и их союзников, Государственный комитет обороны был расформирован, как и Ставка Верховного Главнокомандования.

 

 

104. Законодательство военного времени 1941-1945. В военное время установленными нормами советского государственного права (прежде всего Конституцией СССР 1936 г. ). основы общественного и государственного строя, положение личности с государстве, принципы организации и деятельности системы органов оставались незыблемыми. Вместе с тем в условиях войны были внесены изменения в структуру государственных органов. Направленным решением Президиума ВС СССР, ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 30 июня 1941 образован Государственный комитет обороны (ГКО), который сосредоточил всю полноту власти в государстве. В соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 22 июня 1941г. «О военном положении», в местностях, объявленных на военном положении, все функции органов государственной власти в области обороны, обеспечении общественного порядка и государственной безопасности принадлежала военным советам фронтов, армий, военных округов, а там, где не было военных советов, - высшему командованию войсковых соединений. Определенных изменениям подверглись также нормы государственного права, регулирующие образование и деятельность Советов народных депутатов. Хотя в годы войны в полном объеме действовали нормы государственного права, устанавливающие основы правового отношения граждан, тем не менее в связи с обстоятельствами военного времени были введены некоторые ограничения в пользовании правами и дополнительными обязанностями, особенно в местностях, объявленных на военном положении (например постановление СНК СССР от 2 июля 1941 на граждан возлагались обязанности по подготовке к противовоздушной и противохимической обороне, постановление ГКО СССР от 19 сентября 1941 введено всеобщая обязанность обучение военному делу). В соответствии с приказом Президиума ВС СССР «О военном положении» от 22 июня 1941 в местностях, объявленных на военном положении, военным властям предоставлялось права привлекать граждан к трудовой повинности для выполнения оборонительных работ, охраны путей сообщений, сооружений, средств связи, электростанций и др. особо важных объектов, для участия в борьбе с пожарами, эпидемиями, стихийными бедствиями. Привлечение граждан к трудовой повинности производилось в соответствии с кодексами законов о труде. Положением о порядке привлечения населения к трудовой и транспортной повинности (1927), другими актами, изданными в военное время. К трудовой повинности не привлекались лица, не достигшие 18 лет, а также мужчины старше 45 и женщины старше 40. Кроме того, от трудовой повинности освобождались лица, утратившие трудоспособность; беременные женщины на период за 8 недель до родов или роженицы в течении 8 недель после родов; женщины, имевшие детей до 8 летнего возраста, при отсутствии в семье других лиц могущих ухаживать за детьми. 10 августа 1942 СНК СССР принял постановление о порядке привлечения граждан а трудовой повинности в военное время, в соответствии с которым трудовая повинность могла вводится каждый раз только по постановлению СНК СССР, а в местностях, объявленных на военном положению, также военными властями. Привлечение граждан к трудовой повинности допускалось на срок до 2 месяцев с продолжительностью рабочего дня 8 часов в сутки и 3 часа обязательных сверхурочных работ. Оплата труда, осуществлявшегося в порядке трудовой повинности, производилась учреждениями и организациями для которых выполнялись работы. Лица, привлекающиеся к трудовой повинности, могли быть использованы на работе как в местностях их постоянного жительства, так и в других местностях. Лица уклоняющиеся от трудовой повинности, несли ответственность по законам военного времени. Самовольный уход с работы лиц, привлеченных к трудовой повинности, рассматривался как уклонение от трудовой повинности и влек за собой уголовную ответственность. Миллионы Советских людей героически и самоотверженно участвовали в работах на основе трудовой повинности. 106. 1В области колхозного права одним из важнейших послевоенных актов стало постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 19 сентября 1946 г. «О мерах по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах». Главной целью этого постановления было закрепление за колхозами отведенных им земельных массивов и предотвращение перехода этих земель в индивидуальное пользование. Согласно постановлению Правительства «О мерах по улучшению организации, повышению производительности и упорядочению оплаты труда в колхозах», принятому в апреле 1948 г., основной формой организации труда в колхозе становилась производственная бригада. С1955 г. в соответствии с постановлением Совета Министров СССР «Об изменении практики планирования сельского хозяйства» райисполкомы стали доводить до колхозов только общие показатели по объему заготовок и натурой, конкретное планирование производства стали осуществлять сами колхозы. С 1958 г. вместо обязательных поставок сельхозпродукции и натуроплаты был установлен порядок закупки сельхозпродукции государством. Одновременно с этим были изменены принципы оплаты труда в колхозе. В области уголовного права в послевоенное время кардинальных изменений не происходит. Основные изменения касались круга субъектов, видов наказания, отмены чрезвычайных положений закона и др. В середине 1945 г. был принят указ Верховного Совета СССР «Об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией». В соответствии с данным нормативным актом освобождались от наказания или смягчалось наказание лицам, осужденным за менее тяжкие преступления. С большой категории лиц снималась судимость и административная ответственность. В мае 1947 г. была отменена смертная казнь, с 1950 г. она была восстановлена по важнейшим государственным преступлениям (измена, шпионаж и т. д. ).   105. Изменения в органах государственной власти в 1945-1955 гг. По окончании войны были ликвидированы либо преобразованы чрезвычайные органы, вызванные к жизни обстоятельствами военного времени. Так, дела упраздненного ГКО передавались Совету Народных Комиссаров, военно-промышленные наркоматы преобразовывались в органы управления мирными отраслями производства и т. д. В марте 1946 г. Верховный Совет СССР принял закон, в соответствии с которым Совет Народных Комиссаров СССР, совнаркомы союзных и автономных республик были преобразованы в соответствующие советы министров, а наркоматы — в министерства. В рассматриваемый период были успешно реализованы планы четвертой и пятой пятилеток.   В мире началась новая научно-техническая революция. Встали задачи по поднятию технического уровня промышленности. После окончания войны судебные органы перестраивались на работу в мирных условиях. Восстанавливались обычная подсудность и порядок деятельности. С отменой военного положения военные трибуналы железнодорожного и водного транспорта преобразовывались в линейные и окружные суды. Были восстановлены транспортные коллегии Верховного Суда СССР. В соответствии с Конституцией СССР 1936 г. и Законом о судоустройстве 1938 г. были проведены выборы в народные суды. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1948 г. для народных судей и народных заседателей устанавливался возрастной ценз в 23 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 июня 1948 г. устанавливалась ответственность судей перед дисциплинарными коллегиями. В 1945—1947 гг. военные трибуналы разбирали дела военных преступников, бывших военнослужащих германской армии, которые совершили массовые убийства, истязания гражданского населения и военнопленных, угон мирных советских граждан в Германию и другие преступления.   После окончания войны была упразднена Ставка Верховного Главнокомандования. С 1946 г. Красная Армия стала именоваться Советской Армией. Вооруженные Силы СССР состояли из следующих видов: сухопутные войска, военно-воздушные силы, военно-морской флот, войска ПВО, воздушно-десантные войска, во главе со своими главнокомандующими. Основными типами соединений являлись стрелковая, механизированная и танковая дивизии. Были утверждены Дисциплинарный устав (1946 г. ), Устав внутренней службы Вооруженных Сил СССР (1946 г. ), Уставы строевой (1947 г. ), гарнизонной и караульной службы (1950 г. ).     107. Политика ликвидации культа личности и его последствий в середине 1950-60-е гг. Начало процесса десталинизации. Развернувшаяся после смерти И. В. Сталина (5 марта 1953 г. ) борьба за власть сопровождалась перераспределением властных функций между различными партийно-государственными структурами. Председателем Совета Министров стал считавшийся главным преемником Сталина Г. М. Маленков. Его первым заместителем был назначен Л. П. Берия, возглавивший объединенные министерства внутренних дел и государственной безопасности. В Секретариате, избранном мартовским Пленумом ЦК КПСС, первой фигурой стал Н. С. Хрущев. Новым руководством страны была осознана необходимость изменений в стране, были предприняты шаги с целью ликвидировать очевидные преступления сталинского режима (отменялись внесудебные органы, началось освобождение из лагерей и ссылок, реабилитация по “делу врачей”, ”ленинградскому делу”). В июне 1953 г. благодаря личному мужеству Н. С. Хрущева при поддержке руководства армии был устранен Берия, с которым ассоциировалась опасность установления новой диктатуры. Одновременно органы госбезопасности были поставлены под контроль партийных органов. После отставки с поста Председателя Совета Министров СССР Г. М. Маленкова (январь 1955 г. ) центр власти переместился в Секретариат ЦК КПСС, к Первому секретарю Н. С. Хрущеву. Поворотным пунктом в истории страны стал ХХ съезд КПСС(февраль 1956 г. ), который сопровождался разоблачением преступлений Сталина и его окружения, началом массовой реабилитацией репрессированных, определенной критикой диктаторских методов управления. Съезд внес также изменение в идеологическую концепцию партии, отказавшись от идеи диктатуры пролетариата и провозгласив тезис общенародного государства. Политические и экономические просчеты предшествующих десятилетий были объединены понятием “культ личности”. При Н. С. Хрущеве был нанесен первый удар по административно-командной системе. Развитие политического процесса в стране в конце 50-х-начале 60-х гг. Венгерские события 1956 г. и последовавшая в 1957 г. попытка смещения Н. С. Хрущева подтолкнули советское партийное руководство к корректировке общего политического курса, смысл которой заключался в свертывании начавшегося процесса демократизации. “Венгерский синдром” имел долговременные политические последствия. В связи с началом преследований московской интеллигенции зародилось диссидентское движение. В 1959 г. на ХХI съезде КПСС было заявлено о “полной и окончательной победе” социализма в СССР и переходе к “развернутому строительству коммунизма”. В 1961 г. на ХХII съезде КПСС была принята новая, третья Программа партии, целью которой провозглашалось строительство коммунизма. шло в привычных традициях социалистического соревнования. Итоги. В ходе в процессадесталинизации была разрушена сталинская система репрессий и тотального страха. Политическая либерализация способствовала раскрепощению личности и пробуждению общественного сознания. Впервые стала возможной критика первых лиц в государстве, в связи с чем была поколеблена вера в непогрешимость верховной власти. В целом, несмотря на противоречивый характер, преобразования в духовной жизни советского общества были значительными. Однако речь при этом не шла о коренном преобразовании тоталитарной системы.   106. Развитие права в 1945-1955 гг. В послевоенный период в сфере хозяйственного права договор стал одним из важнейших рычагов управления. 21 апреля 1949 г. Совет Министров СССР принял постановление «О заключении хозяйственных договоров», в котором вновь закреплялась двойная система договоров: генеральные договоры заключались между хозяйственными системами и отраслями, локальные — между конкретными контрагентами. В некоторых областях народного хозяйства продолжали применяться прямые договоры. Обязательными элементами договора, были следующие: количество, ассортимент, качество, цена, порядок, сроки исполнения и формы ответственности сторон. В мае 1955г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР, в соответствии с которым расширялись права руководителей ведомств в области распоряжения материальными ресурсами и денежными средствами, ограниченные с февраля 1941 г. В области трудового законодательства с окончанием войны были ликвидированы чрезвычайные меры, вызванные потребностями военного времени. С 1 июля 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 июня 1945 г. восстанавливались отпуска и 8-часовой рабочий день, отменялись обязательные сверхурочные работы, прекращалась трудовая мобилизация граждан. 23 июня 1945 г. был принят Закон о демобилизации, в соответствии с которым местные органы власти и руководители предприятий были обязаны предоставить работу демобилизованным военнослужащим в течение одного месяца. В феврале 1947 г. было возобновлено заключение коллективных договоров между администрацией предприятий и профсоюзами. Большое внимание уделялось охране труда и здоровья трудящихся. В соответствии с Инструкцией Министерства здравоохранения СССР и ВЦСПС, принятой 21 июня 1949 г., на предприятиях с вредными условиями труда устанавливался обязательный медицинский осмотр всех работающих. На сверхурочные работы не допускались беременные женщины, подростки и некоторые другие категории трудящихся. Для разрешения трудовых споров в соответствии с Положением о порядке разрешения трудовых споров, принятым в 1957 г., на предприятиях создавались комиссии по трудовым спорам. Решения комиссии могли быть обжалованы в фабрично-заводском комитете, а затем в суде. 14 июля 1956 г. был принят Закон о государственных пенсиях, которым устанавливались единые критерии для назначения пенсий: возраст (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин), трудовой стаж (25 лет для мужчин, 20 лет для женщин), среднемесячный размер заработной платы. Закон вводил минимум и максимум пенсионных выплат, для категорий низкооплачиваемых работников повышались пенсионные ставки.   108. Изменения в государственном аппарате в конце 1950-1960-е гг. После смерти Сталина прошла амнистия. Летом 1953 г. произошли восстания заключенных, на которых амнистия не распространялась. В апреле 1953 г. в прессе стали Появляться обвинения в адрес сотрудников госбезопасности. В июле был арестован Берия, возглавлявший эту систему. В марте 1954г. политическая полиция была преобразована в самостоятельную организацию - Комитет государственной безопасности (КГБ), были упразднены особые трибуналы (" тройки" ), система ГУЛАГа была передана от МВД Министерству юстиции. Усилилась контролирующая роль органов прокуратуры и генерального прокурора. (Однако основная мае политических заключенных была освобождена только после Двадцатого съезда, партии в 1956 г. В 1954 г. происходило разукрупнение министерств. Сложила четырехзвенная структура: главк - управление -отдел-сектор. Было произведено значительное сокращение численности аппарата. Отраслевой принцип в 1957 был заменен территориальным принципом управления, были созданы) экономические административные районы, управленческими органами в которых стали советы народного хозяйства (совнархозы). Территориальный принцип управления позволял корректировать производство в пределах экономических районов. Но в марте 1963 г. образуется Высший совет народного хозяйства. В августе 1953 г. был принят новый закон о сельхозналоге, который вводил погектарное (а не подоходное) обложение и облегчал налоговый пресс хозяйства (коллективные и личные). В 1958 г. были отменены обязательные поставки колхозами сельхозпродукции; они были заменены государственные закупками, а закупочные цены повышены. Передача за выкуп техники МТС колхоз связывалась с повышением закупочных цен в 1953-1954 гг. Органы правящей партии в 1962 г. были разделены на городские и сельскохозяйственные. Советы были разделены (как и партийные органы). В ноябре 1964 г. воссозданы единые районы. В 1954 г. в составе Верховных судов (союзных и автономных) республик и краевых (областных) судов были образованы президиумы, которым бы предоставлено право пересмотра в порядке надзора приговоров, решение кассационных определений по протестам прокуроров и председателей судов феврале 1957 г. Верховный Совет СССР принял новое Положение о Верховном суде СССР, расширявшее надзорные права республиканских судов. Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик 1958г. упразднили участковую систему народных судов, заменив ее единым районным или городским судом, увеличивая срок полномочий судей (с трех пяти лет), декларировали отчетность народных судей перед избирателями. Идея " социалистической законности", практика реабилитации нашли отражение решениях Двадцатого съезда КПСС (февраль 1956 г. ), на котором был прочитан " секретный доклад" Хрущева о культе личности Сталина. В октябре 1961 г. состоялся Двадцать второй съезд КПСС, принявший новую. программу партии, в которой намечался переход общества к коммунизму. В октябре 1964 г. Н. Хрущев, с именем которого ассоциировались начавшиеся реформы, был смещен с высших государственных и партийных постов.

 

108. 1Пришедшая к власти 1964 г. группировка пыталась сочетать идеологический консерватизм экономическими реформами. С 1965 г. упразднением совнархозов восстановлением центральных промышленных министерств начинается новая административная централизация. Вместе с тем предприятиям была предоставлена определенная автономия: в октябре 1965 г. к минимуму бы сведено число обязательных показателей, введены новые: стоимости реализованной продукции, общий фонд заработной платы, общая сумма| централизованных капиталовложений. Часть доходов оставалась в распоряжении предприятий. Но в 70-х г. консервативные тенденции, ориентирующиеся в экономике на такие приоритеты, как тяжелая и оборонная промышленность, сельское хозяйство и энергетику, берут верх над реформаторским либерализмом и технократизмом. В 1969 г. создан Союзный совет колхозов (и их местные советы). В ноябре 1979 г. был принят закон, определивший функции и структуру органов народного контроля. Система народного контроля существовала параллельно прокуратуре. 109. Реформа прокуратуры в 1950-е гг. Фундамент современной российской прокуратуры закладывался Петром I, который учредил прокуратуру России 12 января 1722 года. В Именном Высочайшем Указе Петра I Правительствующему Сенату отмечалось: «Надлежит быть при Сенате Генерал-Прокурору и Обер-Прокурору, а также во всякой Коллегии по Прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-Прокурору». Спустя несколько дней были введены должности прокуроров и при надворных судах. При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония». 18 января император Петр I назначил графа Павла Ивановича Ягужинского первым Генерал-Прокурором Сената. Представляя сенаторам Генерал-Прокурора, Петр I сказал: «Вот око мое, коим я буду все видеть». Указ устанавливал основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры. Екатерина II придавала должности генерал-прокурора исключительно важное значение. В 1764 году, при вступлении в должность генерал-прокурора, князь Вяземский получил от императрицы собственноручно написанное ею «секретнейшее наставление», в котором не очерчивались какие-либо границы его служебных обязанностей, а давались принципиальные установки его взаимоотношений с Сенатом и сенаторами, обращалось внимание на те вопросы, которым он должен был уделить внимание в первую очередь. В отдельные периоды российской истории генерал-прокурор выступал не только как блюститель законов, но и как министр финансов, внутренних дел. Особенно наглядно это проявилось во времена царствований Екатерины II и Павла I. Начиная же с 1802 года, генерал-прокурор стал одновременно и министром юстиции. Судебная реформа 1864 года установила «Основные начала судебных преобразований», которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что «при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей», а также констатировали, что «власть обвинительная отделяется от судебной». 24 ноября 1917 года высшим органом власти в стране - Советом Народных Комиссаров был принят Декрет о суде № 1, согласно которому были упразднены существовавшие до Октябрьской революции суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также присяжной и частной адвокатуры. Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы. Для производства предварительного следствия были образованы особые следственные комиссии. Уже в 1922 году, 28 мая было принято Положение о прокурорском надзоре, согласно которому в составе Народного комиссариата (наркомата) юстиции была учреждена Государственная Прокуратура. 109. 1При этом на прокуратуру были возложены следующие функции: осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных, частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений; непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов Государственного Политического Управления; поддержание обвинения в суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей; 23 ноября 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда Союза ССР. Прокурором Верховного суда был назначен П. А. Красиков, которому были предоставлены широкие права: законодательной инициативы и совещательного голоса на заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда СССР. После учреждения Прокуратуры Верховного суда Союза ССР, в стране начали функционировать две системы, организационно не связанные между собой: названная прокуратура и прокуратуры союзных республик в системе наркоматов юстиции. 20 июня 1933 года была образована Прокуратура Союза ССР, на которую возлагались: надзор за соответствием Конституциям и Постановлениям Правительства Союза ССР постановлений и распоряжений отдельных ведомств Союза ССР и союзных республик и местных органов власти; наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения; возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории Союза ССР; надзор, на основе особого положения, за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска, деятельности исполнительно-трудовых учреждений; общее руководство деятельностью органов прокуратуры союзных республик. Таким образом, несмотря на то, что в союзных республиках прокуратуры еще три года оставались в системе народных комиссариатов юстиции, все прокурорские органы оказались объединены под единым оперативным руководством. Прокуратуру Верховного суда Союза ССР упразднили. Первым прокурором Союза ССР был назначен И. А. Акулов. Законом, принятым Верховным Советом СССР 19 марта 1946 года Прокурору СССР присвоено наименование Генеральный прокурор СССР. 28 декабря 1955 года было утверждено Положение о прокурорском надзоре в СССР, которое впервые четко конкретизировало основные функции высшего надзора по всем его отраслям. Наиболее заметным нововведением стала статья 29, предусматривающая, что в случае, если Генеральный прокурор СССР усматривает, что постановление пленума Верховного суда СССР не соответствует закону, он обязан войти по этому вопросу с представлением в Президиум Верховного Совета СССР. Таким образом, Генеральный прокурор СССР наделялся законным правом требовать отмены или изменения уже принятого высшим органом судебной власти СССР решения.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.