Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





12.Особенности политического и государственного развития Галицко-Волынского княжества в период государственной раздробленности XII-XIV вв. 2 страница



 

26. Создание приказной системы управления. Органами центрального управления в Московском государстве были приказы. Московские приказы развились из тех первоначально единоличных и временных правительственных поручений, которые московский великий князь давал своим боярам и вольным слугам, “приказывая” им ведать какую-либо отрасль дворцового хозяйства и управления..   Приказы превратились в органы Верховной власти. Они существовали благодаря власти царя и были от нее неотделимы. Причина появления приказов - централизация. Это были учреждения московского порядка со строгой вертикальной структурой. Особенностью приказов была их публичность. При присоединении удела князя к Москве территория его удела превращалась в “дворец”, куда посылался дворецкий - наместник великого князя московского. (Удельный же князь отправлялся на службу в Москву, где и жил с семьей. ) Вокруг такого наместника образовывался круг ближайших помощников, позже составивших приказ, его избу. Характер дел, которыми ведала такая изба, был публичный: суд и финансы. Состав приказа. Приказ возглавлялся судьей, как правило, членом Думы. Иногда судей было несколько, но не больше трех, если дела были многочисленны. За судьями шли приказные дьяки, подьячие, обслуживающий персонал, в основном сторожа. Структурно приказы разделялись на стволы и повытья. В каждом приказе или судных избах были два сторожа. Они открывали двери тем, кто давал деньги, а кому нечего было дать, перед тем закрывали. Во всех приказах все дела записывались в книги. Во всех приказах были подьячие - помощники дьяков. Их количество колебалось от 20 до 50 в зависимости от приказа. Подьячие переписывали грамоты набело. Дьяк брал грамоту и ее подписывал. Производилась довольно сложная процедура склеивания грамоты, на склейках писалось так, что никто не мог подделать грамоту. Иными словами грамота была защищена от подделки. Серьезной проблемой приказов было разграничение их компетенции. Одно и тоже дело могли ведать несколько приказов. В результате в Московском царстве было необычайное множество коллизий. Классификация приказов. 1. группа приказов - финансово-казенная. Это прежде всего приказ Большого Дворца(первое упоминание - 1547). Первейшей его функцией было не финансы, а суд. Кроме того, приказ ведал гербовым сбором и рядом других налогов. Затем следует упомянуть Казенный приказили приказ Большия Казны(1578) 2. группа приказов - судебно-административные приказы: Разбойный, Московский, Владимирский, Земский приказы. Ведению Разбойного (1539) подлежали тяжкие уголовные преступления. 3. группа приказов - полицейские приказы. Полиция - забота государства по благоустройству жизни подданных.  4. группа приказов - приказы по военному делу. Разрядный приказ(1535) - аналог Генштаба. Стрелецкий приказ. Рейтарский, Иноземныйведали полками нового строя. Пушкарский и Оружейный(1511) ведали закупкой и производством оружия и снаряжения. Бронный(1573) приказ ведал изготовлением конской сбруи, доспехов, луков и стрел. Казачий приказ 5. группа приказов - областные приказы. Они появились в результате проведения централизации. 6. группа приказов - приказы государственно-церковного управления. Монастырский приказ, ведавший судом над церковными властями.     29. Социальная структура русского общества по Соборному уложению 1649 г. Правовой статус сословий. Всё население делилось на свободных и зависимых. В число свободных входили феодалы (владельцы земли и зависимых крестьян). Служащих гос. Учреждений называли приказными людьми, находящихся на военной службе за жалование. ( Стрельцы, пушкари, городовые казаки именовались служилыми по прибору) В отличие от бояр и дворян, которых называют служилыми по отчеству. Появились новые общественные группы – предприниматели и наёмные работники. Число феодалов росло. По соборному уложению ликвидировалась разница между вотчиной и поместьем. Также число зависимых крестьян росло, в первую очередь за счёт обращения в данную категорию свободных крестьян и перевода в эту категорию дворовых, которые ранее находились в личном услужении феодала. Растут повинности крестьян барщина возросла с 2-х до 4-х дней. Рос и оброк. Название сословия        Бояре (бояре, окольничие) Дворяне ( думные дворяне, думные дьяки) Духовенство (богатые и бедные) Крестьяне(государственные (черносошные) крепостные, помещечьи, дворцовые, моностырские, бобыли (обедневшие крестьяне)) Посадские люди ( купцы, ремесленники работные люди) Казаки (несли военную службу лично свободные) Ясачные люди 9малые народы) 27. Местное управление Руси в середине XVI - XVII вв. Образование Русского централизованного государства и создание сословно-представительной монархии, ограничение прежних прав княжеско-боярской аристократии и усиление классовых противоречий не могли не вызвать реформы местного управления. Существовавшая ранее система кормления была отменена и заменена органами губного и земского самоуправления.  Губные избы и были созданы прежде всего как карательные органы, которые ведали борьбой с разбойниками, та­тями, убийцами, поджигателями, сыском беглых. Позднее на них были возложены и некоторые управленческие функции. Так, на них возла­гался сбор податей, перепись населения, осуществление контроля за ка­баками (питейными заведениями), корчмами. Губные старосты объявля­ли административные распоряжения, ведали губной тюрьмой. В XVII в. компетенция губных органов стала еще шире по сравнению с периодом их создания и включала все дела местного управления. Губные грамоты составлялись от имени Государя всея Руси, содер­жали прямое указание на это, утверждались соответствующими подпи­сями и печатями. При губной избе состоял дьяк, ведавший делопроизводством. Губная изба первоначально избиралась без указания срока, а впоследствии - на один год. Введение губных изб не означало ликвидации сотских, десятских, пятидесятских, избираемых сельским и посадским населением. Эти вы­борные волости должны были оказывать помощь губным избам. Разбойная изба (позднее — приказ) в Москве имела определенные контрольные функции относительно губных органов, привлекала к от­ветственности самих губных старост и целовальников за взяточничество и другие злоупотребления. Во второй половине XVII в. самостоятельность губных органов была ограничена, контроль за ними, а в определенной мере и их обязанности возлагались на представителей центральных правительственных органов, губные грамоты были использованы при составлении Уставной книги Разбойного приказа. Постепенно Уставная книга этого приказа заменила губные грамоты. Губная и земская реформы по мере их осуществления приводили к созданию сословно-представительных учреждений на местах, отвечая интересам дворянства, верхушки посада и зажиточного черносошного крестьянства. Губная и земская реформы осуществлялись постепенно, путем " жалования" грамот отдельным местностям. Общего единого ука­за принято не было. Сохранилось множество текстов губных уставных грамот и наказов и земских уставных грамот. Губные грамоты начали составляться с 30-х годов XVI в. и издава­лись до конца XVII в. Одна из первых земских грамот была утверждена в 1552 г., послед­няя - в 1622 г. Организация губного и земского самоуправления усилила позиции дворянства и верхушки посада, способствовала укреплению, централи­зации государства и усилению карательной политики правительствен­ных кругов. В начале XVII в. началась существенная реорганизация местного управления. Во многие уезды и города правительственной властью были назначены воеводы. Воеводы являлись властью административной и во­енной контролировали сбор податей и выпол­нение повинностей, ведали судом, полицией. Им подчинялись местное самоуправление и городовые приказчики. 30. Укрепление феодальной собственности, имущественные правоотношения по Соборному уложению 1649 г. Большие изменения СУ 1649 года касались области вещного, обязательственного и наследственного права. Сфера гражданско-правовых отношений была определена достаточно четко. К этому побуждали развитие товарно-денежных отношений, формирование новых типов и форм собственности, количественный рост гражданско-правовых сделок. Субъектами гражданско-правовых отношений являлись как частные (физические), так и коллективные лица, причем постепенно расширялись юридические права частного лица за счет уступок со стороны лица коллективного. Для правоотношений, возникавших на основе норм, регламентирующих сферу имущественных отношений, характерна стала неустойчивость статуса самого субъекта прав и обязанностей. Прежде всего, это выражалось в расчленении нескольких правомочий, связанных с одним субъектом и одним правом (например, условное землевладение давало субъекту право владения и пользования, но не распоряжения предметом). С этим возникала сложность в определении истинного полноправного субъекта. Субъекты гражданского права должны были удовлетворять определенным требованиям, таким как пол (наблюдалось существенное возрастание правоспособности женщины по сравнению с предыдущим этапом), возраст (ценз в 15-20 лет давал возможность самостоятельного принятия поместья, кабальных обязательств и т. д. ), социальное и имущественное положение.   Вещи по СУ были предметом целого ряда правомочий, отношений и обязательств. Основными способами приобретения имущества считались захват, давность, находка, пожалование и непосредственно приобретение в обмене или при покупке. В Уложении 1649 года особо рассматривается процедура пожалования земли. Она представляло собой сложный комплекс юридических действий, включавший выдачу жалованной грамоты; составление справки (т. е. запись в приказной книге определенных сведений о наделяемом лице); ввод во владение, который заключался в публичном отмере земли. Раздачу земли, наряду с Поместным приказом, осуществляли и другие органы - Разрядный приказ, Приказ Большого дворца, Малороссийский, Новгородский, Сибирский и другие. Договор в XVII веке оставался основным способом приобретения прав собственности на имущество, и, в частности, на землю. В договоре теряют значение ритуальные обряды, происходит замена формализованных действий (участие свидетелей при заключении договора) письменными актами (“рукоприкладством” свидетелей без их личного участия). Впервые в СУ 1649 года регламентировался институт сервитутов - юридическое ограничение права собственности одного лица в интересах права пользования другого или других лиц. Личные сервитуты –это ограничения в пользу определенных лиц, специально оговоренных в законе, например, потрава лугов ратниками, находящимися на службе. Вещные сервитуты – это ограничение права собственности в интересах неопределенного числа субъектов. Они включали право владельца мельницы в производственных целях заливать нижележащий луг, принадлежащий другому лицу; возможность возводить печь у стены соседского дома или строить дом на меже чужого участка и т. д. (гл. 10). Наряду с этим, право собственности ограничивалось либо прямым предписанием закона, либо установлением правового режима, который не гарантировал “вечной собственности”. 28. Развитие права во второй половине XVI - первой половине XVII вв. Создание Соборного уложения 1649 г. и его источники. Начало 17в. хар-ся полит. и экон. упадком Р. В значительной мере этому способствовали войны со Швецией и Польшей, закончившиеся поражением Р. в 1617 году. После подписания мирного договора в 1617 году со Швецией Россия потеряла часть своих территорий - побережье Финского залива, Карельский перешеек, течение Невы и города на её побережье. Кроме того, после похода на Москву в 1617-1618 годах польско-литовского войска и подписания перемирия к Польше отошли Смоленская земля и большая часть Северной Украины. Последствия войны, вылившиеся в упадке и разорении хозяйства страны, требовали срочных мер по его восстановлению, но вся тяжесть легла, главным образом, на черносошенных крестьян и посадских людей. Правительство широко раздает земли дворянам, что приводит к непрерывному росту крепостничества. Первое время, учитывая разорение деревни, правительство несколько уменьшило прямые налоги, зато выросли различного рода чрезвычайные сборы (“пятая деньга”, “десятая деньга”, “казачьи деньги”, “стрелецкие деньги” и т. д. ), большинство которых вводилось почти непрерывно заседавшими Земскими соборами. Однако, казна остается пустой и правительство начинает лишать денежного жалования стрельцов, пушкарей, городовых казаков и мелкий чиновный люд, вводится разорительный налог на соль. В такой ситуации невозможно было избежать крупных социальных конфликтов и противоречий. 1 июня 1648 года вспыхнуло восстание в Москве (так называемый “соляной бунт”). Восставшие в течение нескольких дней удерживали город в своих руках, разоряли дома бояр и купцов. Практически, на протяжении всего правления царя Алексея Михайловича (1645-1676 г. ) страна была охвачена мелкими и крупными восстаниями городского населения. Необходимо было укрепить законодательную власть страны и 1 сентября 1648 года в Москве открылся Земский собор, работа которого завершилась принятием в начале 1649 года нового свода законов - Соборное Уложение. Составлен проект был специальной комиссией, а целиком и по частям его обсуждали члены Земского собора ( “по палатам” ). Напечатанный текст был разослан в приказы и на места. Источники и основные положения Соборного Уложения   1649 года. СУ 1649 года, обобщив и впитав в себя предшествующий опыт создания правовых норм, опирался на: - судебники; - указные книги приказов; - царские указы; - думские приговоры; - решения Земских соборов (большая часть статей была составлена по челобитным гласных собора); - “Стоглав”; - литовское и византийское законодательство; - новоуказные статьи о “разбоях и душегубстве” (1669 г. ), о поместьях и вотчинах (1677 г. ), о торговле (1653 и 1677 г. ), которые вошли в Уложение уже после 1649 года. В СУ глава государства – царь, определялся как самодержавный и наследственный монарх. Положение об утверждении (избрании) царя на Земском сборе обосновывало эти принципы. Всякие действия, направленные против персоны монарха, считались преступными и подлежали наказанию. Уложение содержало комплекс норм, регулировавших важнейшие отрасли гос-го управления. Эти нормы можно условно отнести к административным. Прикрепление крестьян к земле (гл. 11 “Суд о крестьянах”); посадская реформа, изменившая положение “белых слобод” (гл. 14); перемена статуса вотчины и поместья (гл. 16 и 17); регламентация работы органов местного самоуправления (гл. 21); режим въезда и выезда (ст. 6) - все эти меры составили основу административно-полицейских преобразований. 31. Виды преступлений и наказаний по Соборному уложению 1649 г. Виды преступленийпо Соборному Уложению: а)государственные преступления: любые действия – бунт, заговор, измена; (и даже умысел), направленные против личности государя или его семьи. б) преступления против церкви: богохульство» совращение православного в иную веру. в)преступления против порядка управления: злостная неявка ответчика в суд и сопротивление приставу; изготовление фальшивых грамот, актов, печатей; самовольный выезд за границу; фальшивомонетничество. г) преступления против благочиния: содержание притонов, укрывательство беглых, незаконная продажа имущества (краденого, чужого, неоформленного должным образом), недозволенная запись в заклад (к боярину, в монастырь, к помещику), обложение пошлинами освобожденных от них лиц; д) должностные преступления: лихоимство (взяточничество, неправомерные поборы, вымогательство); неправосудие (заведомо несправедливое решение дела, обусловленное корыстью или личной неприязнью). е)преступления против личности: убийство, разделявшееся на простое и квалифицированное (убийство родителей детьми, убийство господина рабом), нанесение увечья (тяжелого телесного повреждения). ж)имущественные преступления: татьба простая и квалифицированная (церковная, на службе, конокрадство, совершенная в государевом дворе, кража овощей из огорода и рыбы из садка), разбой (совершаемый в виде промысла) и грабеж обыкновенный или квалифицированный (совершенный служилыми людьми в отношении родителей), мошенничество (хищение, связанное с обманом, но без насилия), поджог (пойманного поджигателя бросали в огонь)  преступления против нравственности: не почитание детьми родителей, отказ содержать престарелых родителей. Виды наказаний по Соборному уложению. Смертная казнь. По Уложению она предусматривалась в 60 статьях и делилась на квалифицированную и простую. К простой смертной казни относились отсечение головы топором на плахе, повешение на виселице или на дереве. Последнее наказание, известное еще в Древней Руси, в Уложении упоминается только в одной статье (ст. 20 гл. 7). Оно применялось за измену в военное время. Повешению предшествовала полная конфискация имущества. Утопление применялось в случаях массовых казней. Ссылка. Как наказание возникла из потока и разграбления, по " Русской Правде", часто это наказание являлось дополнительным к основному. Ссылка имела важное значение как колонизационное средство в период расширения Русского государства. Чтобы удержать ссыльных от побегов, их отправляли вместе с женами и детьми. Имущественные наказания. К ним относилась конфискация общая (за политические преступления, разбой и др. ) и специальная (отбирание имущества за различные правонарушения). Штрафы в пользу пострадавших. Лишение чести и прав, впервые предусматривалось Уложением, к ним относилась выдача с головою, опала, которая выражалась в том, что знатному запрещалось в царский двор въезжать, жить только в деревне, в лишении чина, заключении в тюрьму. Отстранение от должности за преступления на службе. Выговор в практике судебных приговоров иногда объявлялся виновным во взятках, злоупотреблениях но службе и других правонарушениях.  

 

32. Суд и судебный процесс по Соборному уложению 1649 г.

С принятием СУ изменения произошли в области судебного права. Был разработан ряд норм, касающихся организации и работы суда. Происходит еще большее по сравнению с Судебниками разделение на две формы: “суд” и “розыск”.

Процедура суда описана в главе 10 Уложения. Суд основывался на двух процессах - собственно “суд” и “вершение”, т. е. вынесение приговора, решения. Суд начинался с “вчинания”, подачи челобитной жалобы. Ответчик вызывался в суд приставом, он мог представить поручителей, а также дважды не являться в суд, если на то имелись уважительные причины. Для получения док-в использовались обыск “общий” - опрос населения по поводу факта совершенного преступления, и обыск “повальный” - по поводу конкретного лица, подозреваемого в преступлении. В практику суда вводился так называемый “правеж”, когда ответчик (чаще всего неплатежеспособный должник) регулярно подвергался судом процедуре телесного наказания (битье розгами). Правеж был не просто наказанием - это была также мера, побуждающая ответчика выполнить обязательство (самому или через поручителей). Судоговорение было устным, но протоколировалось в “судебном списке” и каждая стадия оформлялось особой грамотой.

Розыск или “сыск” применялся только по наиболее серьезным уголовным делам, причём особое место и внимание в розыске отводились преступлениям, в которых затрагивался гос-й интерес (“слово и дело государево”). Дело в розыскном процессе могло начаться с заявления потерпевшего, с обнаружения факта преступления или с обычного наговора.

В СУ 1649 года впервые устанавливается такая процессуальная процедура, как пытка. Основанием для ее применения могли служить результаты “обыска”, когда свидетельские показания разделялись: часть в пользу подозреваемого, часть против него. Применение пытки регламентировалось: ее можно было применять не более трех раз, с определенным перерывом; а показания, данные на пытке (“оговор”), должны были быть перепроверены с помощью других процессуальных мер (допроса, присяги, обыска).

Были осуществлены следующие изменения и в области уголовного права - определялся круг субъектов преступления: ими могли быть как отдельные лица, так и группа лиц. Закон разделил субъектов преступления на главных и второстепенных, понимая под последними соучастников. В связи с этим, субъектом преступления стал признаваться даже раб, совершивший преступление по указанию своего господина Уложение также провело деление преступлений на умышленные, неосторожные и случайные. Наказание равное(наказание следовало не за мотив преступления, а за его результат). Закон выделил также смягчающие и отягчающие обстоятельства. К смягчающим обстоятельствам относились: состояние опьянения; неконтролируемость действий, вызванная оскорблением или угрозой (аффект); а к отягчающим - повторность преступления, размер вреда, особый статус объекта и предмета преступления, совокупность нескольких преступлений.

Закон выделил три стадии преступного деяния: умысел (который сам по себе может быть наказуемым), покушение на преступление и совершение преступления, а также понятие рецидива, которое в СУ совпадает с понятием “лихой человек”, и понятие крайней необходимости, которая является ненаказуемой только при соблюдении соразмерности ее реальной опасности со стороны преступника. Нарушение соразмерности означало превышение пределов необходимой обороны и наказывалось.

Объектами преступления по СУ 1649 года определялись: церковь, государство, семья, личность, имущество и нравственность. Наиболее опасными считались преступления против церкви и впервые они были поставлены на первое место.

 

35. Эволюция общественного строя в первой половине XVIII в.

До Петра I в России не было четких правовых разграничений между различными сословиями. Более всего реформированию Петра I подверглись высшие сословия.

В 1714 петровским указом " О единонаследии" был введен майорат, т. е. вся помещичья (и вотчинная) земля по наследству могла отходить только старшему сыну. Этим же указом окончательно был уравнен правовой статус поместий и вотчин. Если вся недвижимость отходила старшему сыну, т. е. движимое имущество умершего помещика (вотчинника) подлежало разделу поровну между его сыновьями. Запрещались продажа и иное отчуждение (кроме наследования) земельных имений, которые отныне в праве именовались вотчинами, а в быту и обыденной жизни - поместьями. Поместья теперь предоставлялись только за реальные заслуги перед государством, прекратилась раздача земли направо и налево. Т. о. сформировалось единое служилое помещичье землевладельческое сословие (" шляхетство" ).

Продолжается усиление личной зависимости крестьян от дворянства, этому, в частности, способствовал указ Петра I " О запрете продажи крестьян без земли" Окончательно сливаются воедино правовые статусы крестьян и холопов (особенно после изменения налогового законодательства - введения подушной подати). Теперь крестьянам даже для вступления в брак требовалось соответствующее разрешение помещика. Т. о. окончательно оформилось крепостное право.

В крестьянстве выделились следующие группы: посессионные крестьяне, прикрепленные к частным промышленным предприятиям; государственные (бывшие черносошные) крестьяне; дворцовые (принадлежащие царскому двору); церковные (находились в ведении специально учрежденной Коллегии экономии); частновладельческие.

Изменяется статус духовенства (как и Русской православной церкви в целом), православные священники фактически стали государственными чиновниками, а Русская православная церковь - одним из государственных учреждений.

Городское население было разделено на 3 гильдии: первая гильдия - богатые привилегированные городские жители (банкиры, ювелиры, судовладельцы, богатые купцы и пр. ); вторая гильдия - более мелкие купцы и ремесленники; третья гильдия - все остальное городское население.

33. Развитие русского права во второй половине XVII в.

Во второй половине XVII в. основным источником права являлось Соборное уложение 1649 г. Но развитие социально-экономических процессов в этот период ускорилось, поэтому на свет появилась целая серия новых законов: Новоторговый устав (1667 г. ), Новоуказанные статьи о разбойных, татебных делах и убийствах (1669 г. ), Новоуказанные статьи о поместьях (1676 г. ) и др.

При необходимости изменений в области правовых отношений к Соборному Уложению добавлялись новоуказные статьи:

  • В 1669 году были приняты дополнительные статьи по «татебным делам» (о кражах, грабежах, разбоях и т. д. ) в связи с повышением уровня преступности.
  • В 1676—1677 годах — о поместьях и вотчинах в связи со спорами о статусе вотчины и поместья.

В дополнение к Уложению были приняты также несколько уставов и наказов.

  • 1649 год — Наказ о городском благочинии (о мерах по борьбе с преступностью).
  • 1667 год — Новоторговый устав (о защите отечественного производителя и продавца от иностранной конкуренции).
  • 1683 год — Писцовый наказ (о правилах межевания вотчин и поместий, лесов и пустошей).

Важную роль сыграл «приговор» Земского Собора 1682 года об отмене местничества (то есть системы распределения служебных мест с учётом происхождения, служебного положения предков лица и, в меньшей степени, его личных заслуг. )

 

36. Реформа государственной службы в начале XVIII в. Указ 1714 г. о единонаследии и Табель о рангах 1722 г.

УКАЗ О ЕДИНОНАСЛЕДИИ - законодательный акт Петра I от 23 марта 1714 г., закрепивший дворянскую собственность на землю. По указу отец мог передать недвижимое имущество только одному из сыновей или дочери (если нет сына); при отсутствии детей - одному из своих родственников, но обязательно той же фамилии. Указ ликвидировал юридическую разницу между поместным и вотчинным землевладением. Было запрещено продавать и закладывать недвижимое имущество. Движимое имущество завещатель мог распределить между детьми по своему усмотрению. Основным мотивом издания указа было желание Петра I предотвратить дробление дворянских имений. В 1730 г. У. о е. отменен императрицей Анной Ивановной по требованию дворянства.

-согласно положениям Указа, происходило юридическое слияние поместного и вотчинного землевладения Возникло новое понятие — недвижимость:
-Указ запрещал отчуждать недвижимость, кроме случаев «нужды».

- Указ давал право наследовать неделимую недвижимость только одному сыну (как правило

старшему). Однако это не был принцип майората.

 Этот акт имел несколько последствий:
1) юридическое слияние таких форм земельной собственности как вотчина и поместье, привело к возникновению единого понятия " недвижимая собственность". На ее основе произошла консолидация сословия. Появление этого понятия привело к выработке более точной юридической техники, разработке правомочий собственника, стабилизации обязательственных отношений;
2) установление института майората (наследования недвижимости только одним старшим сыном), не свойственного русскому праву. Его целью было сохранение от раздробления земельной дворянской собственности. Реализация нового принципа приводила, однако, к появлению значительных групп безземельного дворянства, вынужденного устраиваться на службу по военной или по гражданской линии. Это положение Указа вызвало наибольшее недовольство со стороны дворян (оно было упразднено уже в 1731 г. );
3) превратив поместье в наследственное землевладение, Указ вместе с тем нашел новый способ привязать дворянство к государственной службе — ограничение наследования заставляло его представителей служить за жалование.

Табель о рангах – законодательный акт, введенный Петром 24 января 1722 г. Табель о рангах определял порядок прохождения государственной службы, как военной, так и штатской. Он установил иерархическую лестницу чинов. Табель о рангах устанавливала 14 рангов (классов, классных чинов, 1-й — высший) по трем видам: военные (армейские и морские), штатские и придворные. Просуществовал до 1917 г.

Подготовка акта была начата в 1719, он стал продолжением реформаторской деятельности Петра I

Высшим рангом табели был 1-й, низший – 14-й. Выглядела она следующим образом:

I – канцлер

II – действительный тайный советник

III – тайный советник

IV – действительный статский советник

V – статский советник,

VI – коллежский советник

VII – надворный советник  

VIII – коллежский асессор (капитан и ротмистр),

IX – титулярный советник  

X – коллежский секретарь (поручик; мичман),

XII – губернский секретарь

XIV – коллежский регистратор.

 

34. Предпосылки и особенности становления абсолютизма в России.

Абсолютная монархия--, когда монарху юридически принадлежит вся полнота государственной власти. Его власть не ограничена каким-либо органом, он ни перед кем не отвечает и никому не подконтролен. Абсолютная монархия представляет собой государственную форму диктатуры класса феодалов.

Для возникновения абсолютной монархии необходимо наличие экономических, социальных, политических предпосылок.

В начальный период становления абсолютизма в Р. монарх в борьбе с боярской аристократией опирается на верхи посада. В XVII в. наблюдаются определенные противоречия между феодалами и посадским населением. Так, СУ 1649 г. удовлетворило требование посадского населения о ликвидации конкурировавших с посадом так называемых “белых” слобод, принадлежавших светским и духовным феодалам. Русское купечество было заинтересовано в установлении абс-ма также для успешной борьбы с иностранными торговцами.

Нарождавшийся абсолютизм в целях реализации своих внешних и внутренних задач поощрял развитие торговли и промышленности, особенно в первой четверти XVII в. Проблема обеспечения возникающих мануфактур рабочей силой решалось путем приписки к ним государственных крестьян. Кроме того, разрешалось покупать крестьян с землей при обязательном условии использования их труда на мануфактурах.

В результате развития товарно-денежных отношений: возможность содержать громоздкий бюрократический гос-й аппарат и армию. В XVII в. происходит возрастание роли поместного хозяйства в экономике ---подъем политического значения дворянства. В период становления абс-ма монарх опирался на дворянство в борьбе с боярской и церковной оппозицией, выступавшей против усиления царской власти, абс-м делал все, чтобы консолидировать класс феодалов, укрепить тем самым свою социальную базу. Этому во многом способствовали начатое еще СУ 1649 г. уравнивание в правовом положении поместья и вотчины, завершено в 1714 г. Указом Петра I о единонаследии, а также отмена местничества в 1682 г. и издание в 1722 г. Табеля о рангах. В результате светские феодалы были превращены в единое сословие(«шляхетство» при П 1, затем дворянство), замещали все командные должности в гос. аппарате. Укрепление господства феодалов и купечества шло за счет эксплуатации рабочих ---обострение классовой борьбы в стране. Восстания крестьян, выступления низов посадского населения, борьба угнетенных народов - все это заставило господствующий класс перейти к созданию абсолютной монархии, при которой он мог эффективнее подавлять любые выступления народа.

Установление абсолютизма в Р. было вызвано и внешнеполитическими причинами: необходимостью борьбы за политическую и экономическую независимость страны, за выход к морю. Абсолютная монархия оказалась более приспособленной к решению этих задач, чем сословно-представительная монархия.

Абсолютизм в Р. возник и развивался в специфических условиях существования крепостного права и сельской общины, подвергнутой уже значительному разложению. Определенную роль в становлении абсолютизма сыграла и политика царей, направленная на усиление своей власти.

Таким образом, возникновение абсолютной монархии в Р. было вызвано всем ходом общественно-экономического развития, зарождением буржуазных отношений, усилением классовых противоречий и классовой борьбы, внешнеполитическим положением Р. в то время.

 

37. Реформы государственного управления в начале XVIII в. Государственный аппарат Российской империи в первой половине XVIII в.

У Петра I поначалу отсутствовала четкая программа реформ в сфере государственного правления.

С первых лет правления Петра прослеживалась тенденция снижения роли малоэффективной Боярской думы в управлении государством. В 1699 году при царе была организована Ближняя канцелярия, или Консилиум (Совет) министров, состоявший из 8 доверенных лиц, управлявших отдельными приказами. Это был прообраз будущего Правительствующего Сената, сформированного 22 февраля 1711 года. Последние упоминания о Боярской думе относятся к 1704 г. В Консилии был установлен определённый режим работы: каждый министр имел особые полномочия, появляются отчетность и протоколы заседаний. В 1711 г. вместо Боярской думы и подменявшей её Консилии был учрежден Сенат.

Сенат, в составе 9 человек (президентов коллегий), постепенно превратился из временного в постоянно действующее высшее правительственное учреждение, что было закреплено Указом 1722 года.

Одновременно с Сенатом появилась должность фискалов. Обязанность обер-фискала при Сенате и фискалов в провинциях состояла в негласном надзоре за деятельностью учреждений: выявляли случаи нарушения указов и злоупотреблений и доносили Сенату и царю. С 1715 года за работой Сената следил генерал-ревизор, с 1718 переименованный в обер-секретаря. С 1722 года контроль над Сенатом осуществляют генерал-прокурор и обер-прокурор, которым подчинялись прокуроры всех других учреждений.

В 1721 году учреждена Духовная коллегия или Синод — рассматривались дела церкви.

В 1717—1721 годах была проведена реформа исполнительных органов управления, в результате которой параллельно системе приказов[1] с их расплывчатыми функциями были созданы по шведскому образцу 12 коллегий — предшественники будущих министерств.

В отличие от приказов функции и сферы деятельности каждой коллегии были строго разграничены, а отношения в самой коллегии строились на принципе коллегиальности решений. Были введены:

-Коллегия чужестранных (иностранных) дел.

-Военная коллегия — комплектование, вооружение, снаряжение и обучение сухопутной армии.

-Адмиралтейств-коллегия — военно-морские дела, флот.

-Вотчинная коллегия — заменила Поместный приказ.

-Камер-коллегия — сбор доходов государства.

-Штатс-контор-коллегия — ведала расходами государства,

-Ревизион-коллегия — контроль сбора и расходования казённых средств.

-Коммерц-коллегия — вопросы судоходства, таможни и внешней торговли.

-Берг-коллегия — горно-металлургическое дело.

-Мануфактур-коллегия — лёгкая промышленность.

-Юстиц-коллегия — ведала вопросами гражданского судопроизводства (при ней действовала Крепостная контора: регистрировала различные акты — купчие, о продаже вотчин, духовные завещания, долговые обязательства).

-Духовная коллегия — управляла церковными делами (позже Святейший Правительствующий синод). В 1721 году была образована Вотчинная коллегия — ведала дворянским землевладением (рассматривались земельные тяжбы, сделки на куплю-продажу земли и крестьян, сыск беглых).

 

38. Реорганизация административно-территориального и местного управления в начале XVIII в.

   Реформы местных органов управления были вызваны прежде всего ростом антифеодального движения. ответом правительства было усиление карательных средств на местах. Второй причиной реформ явились многочисленные правительственные мероприятия экономического, финансового и военного значения, требовавшие развитого и сложенного управления не только в центре, но и на местах.

Преобразование местных органов началось с городов. В 1699 г. в Москве была учреждена Бурмистерская палата, которая ведала управлением посадским населением всех городов. Возглавлял Бурмистерскую палату президент. Бурмистерской палате (с 1700 г. - Ратуша) подчинялись учрежденные в городах выборные земские избы.

Административные, судебные и финансовые функции в городах осуществляли выборные из купечества земские избы, которые были независимы от воевод. Воеводы осуществляли в городах лишь военные и полицейские функции.

С целью укрепления местных органов в 1702-1705 гг. правительство Петра I стремится привлечь к управлению местных дворян. Указ 1702 г. отменил губернских старост и передал их функции в руки воевод. Вместе с тем было указано, что воеводы должны были управлять совместно с особыми дворянскими советами, члены которых (3-4; 2) избирались дворянами из своей среды. Таким образом, коллегиальное начало было введено в сферу местного управления.

В соответствии с указом от 18 дек. 1708 г. вся территория России была разделена на 8 губерний, затем их число увеличилось до 11. Во главе губерний стояли губернаторы. Петербургскую, Азовскую губернии возглавляли генерал-губернаторы. В их руках находилась адм., суд. и военная власть. Помощником губернатора являлся вице-губернатор. Кроме того, у губернатора были 4 помощника, ведавшие опред. отраслями управления. В 1713 г. при губернаторе были учреждены ландраты (советники) по 8-12 человек из числа местных дворян, контролировавших его деятельность. Исполнительным органом являлась губернская канцелярия. Вскоре стали создаваться новые адм. единицы - провинции, возглавляемые обер-комендантами. В 1712-1715 гг. адм. -тер. деление было уже следующим: вся территория государства делилась на губернии, губернии - на провинции, провинции - на уезды. В 1715 г. были ликвидированы уезды.

С 1719 г. территория государства уже делилась на 11 губерний, 45 провинций ( впоследствии их стало 50). Провинции делились на дистрикты (округа). Управление ими осуществляли земские комиссары.

Городское управление регулировалось регламентом Главного магистрата 1721 г. и Инструкцией городовым магистратам 1724 г. Главный магистрат должен был организовывать магистраты в городах и руководить ими. Городовые магистраты являлись выборными коллегиальными учреждениями, куда входило, как правило, крупное купечество. Компетенция магистратов была весьма обширной.

В результате на местах сложились две системы управления: военная и гражданская, параллельно действующие. все реформы местного управления. проводимые правительством, были направлены на укрепление дворянства на местах, для успешного 

В 1726-1727 гг. были упразднены земские и полковые комиссары. После ликвидации Главного магистрата в 1727 г. городовые магистраты стали подчиняться губернаторам и воеводам.

Произошли изменения и в адм. устройстве страны. В 1726 г. были упразднены дистрикты, а в 1727 г. восстановлены уезды.

 

39. Учреждение и развитие прокуратуры Российской империи в XVIII в.

Прокуратура в Российской Империи была учреждена Указом Петра I

Прокуратура учреждалась с целью осуществления гласного контроля (надзора) за соблюдением законности в деятельности центральных и местных органов государственной власти.
Важную роль в правовом регулировании деятельности прокуратуры сыграл Указ Петра I от 27 апреля 1722 г. «О должности Генерал-прокурора». В соответствии с этим указом Генерал-прокурор, названный «оком государевым», осуществлял непосредственно надзор за тем, чтобы высший государственный орган страны – Сенат – действовал в строгом соответствии с регламентами и императорскими указами. Генерал-прокурор был вправе предлагать сенату принимать решения по вопросам, неурегулированным правом, Ему подчинялись обер-прокуроры, прокуроры коллегий Сената и провинций. Сам же Генерал-прокурор подчинялся только императору.
Осуществляли прокуроры надзор и за законностью в деятельности других государственных органов. Прокуроры были наделены правом опротестования незаконных решений государственных органов.    Прокуратура в России учреждалась как надзорный орган и строилась как единая система на основах принципа централизации. Прокуроры преимущественно осуществляли надзор за законностью в деятельности государственных органов, должностных лиц и издаваемых ими правовых актов.
После смерти Петра I прокуратура фактически бездействовала, в особенности в период царствования Анны Иоановны. Она была восстановлена Указом императрицы Елизаветы Петровны от 12 декабря 1741 г. и наделена теми же правами, которые имела в период царствования Петра I. Полностью же прокуратура сформировалась как орган надзорного типа при Екатерине II. В значительной мере был усилен прокурорский надзор за законностью в деятельности местных (губернских) органов власти. В этом большую роль сыграло принятое в 1775 г. «Учреждение о губерниях», в котором были закреплены задачи и полномочия губернских прокуроров.
законам принимаемых ими решений.

 В период царствования Павла I прокурорский надзор был существенно ослаблен, сокращены штаты органов прокуратуры как в центре, так и на местах. В 1862 г. Государственный Совет принял «Основные положения о прокуратуре», в которых весьма четко было определено назначение прокуратуры – наблюдение за точным и единообразным исполнением законов в Российской Империи. В этом основополагающем акте были закреплены принципы организации и деятельности прокуратуры. С принятием судебных уставов в 1864 г. прокуратура из органа надзорного типа была трансформирована в основном в орган уголовного преследования. Они также осуществляли надзор за соблюдением законности в местах отбывания наказаний, назначенных судами. При рассмотрении судами гражданских дел прокуратура выполнила лишь законно охранную функцию.
В таком виде и в основном с такими функциями прокуратура просуществовала до 1917 г., т. е. до смены в России революционным путем общественной формации, когда прокуратура была вообще упразднена Декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 24 ноября 1917 г. «О суде»*.

40. Судоустройство и судебный процесс Российской империи в первой половине XVIII в.

Судебная реформа также явилась составным элементом реформы центральных и местных органов государственного аппарата. Судебную реформу Петр 1 начал проводить в 1719 г., когда были учреждены Юстиц-коллегия, надворные суды в губерниях и нижние суды в провинциях. Смысл реформы состоял в отделении суда от администрации, чтобы дать правовые гарантии купцам и промышленникам от притеснений дворянской администрации. Однако идея отделения суда от администрации и вообще идея разделения властей, заимствованная с Запада, не соответствовала российским условиям начала XVIII в. Идея разделения властей свойственна феодализму в условиях нарастающего его кризиса, разлагающемуся под натиском буржуазии. В России буржуазные элементы были еще слишком слабы, чтобы “освоить” сделанную им уступку в виде суда, независимого от администрации. На практике подданные видели власть в лице губернаторов и иных администраторов, им и обжаловали решения надворных судов. Губернаторы вмешивались в судебные дела. Хаос во взаимоотношениях судов и местных властей привел к тому, что в 1722 г. вместо нижних судов были созданы провинциальные суды в составе воеводы и асессоров (заседателей), а в 1727 г. упраздняются и надворные суды. Их функции передавались губернаторам. Дела по политическим обвинениям (как уже говорилось выше) решались в органах политической полиции (Тайной канцелярии, Тайной экспедиции) и в Сенате, а нередко и лично императорами. Таким образом попытка судебной реформы в начале XVIII в. потерпела неудачу.

 

Петром 1 были образованы новые судебные органы: Сенат, Юстиц-коллегия, гофгерихты, нижние суды. Судебные функции также исполняли все коллеги, кроме Иностранной. Судьи были отделены от администрации. Был отменен суд целовальников (аналог суда присяжных), утрачен принцип неприкосновенности неосужденной личности.

 

Большое количество судебных органов и лиц, осуществлявших судебную деятельность (сам император, губернаторы, воеводы и др. ) вносили в судопроизводство сумбур и неразбериху, введение возможности " выбивания" показаний под пытками создали почву для злоупотреблений и необъективности. Вместе с тем, была установлена состязательность процесса и необходимость того, чтобы приговор основывался на конкретных статьях закона, соответствующих разбираемому случаю.

 

41. Артикул воинский 1715 г.

Этот нормативный документ подготовлен при непосредственном участии Петра I. Это первая попытка систематизации уголовно-правовых норм России.
Артикул предусматривал усиление суровости наказаний и их исполнения, развивая идеи " Соборного уложения" о мести преступнику и устрашения населения. Расширилось применение смертной казни, телесных наказаний, тюремного заключения, появились наказания в виде каторжных работ, ссылки на галеры, новые разновидности позорящих наказаний. Теперь уже более ста видов преступных деяний влекли смертную казнь, которая могла быть простой (повешение, отсечение головы, расстрел), либо квалифицированной (сожжение, колесование, четвертование и др. ). К последнему виду казни приговаривались за наиболее опасные преступления. К ним относились нарушения христианской заповеди " не сотвори себе кумира", выразившееся в идолопоклонничестве, чародействе (чернокнижничестве). За это назначалась смертная казнь в виде сожжения (артикул 1). А за поношение имени божьего и божьей службы надлежало преступнику сначала язык раскаленным железом прожечь, а затем голову отсечь. За измену России следовало четвертование - поочередное отсечение рук, ног и головы, если изменой был причинен " великий вред", то вдобавок предписывалось еще и " рвание конечностей клещами". За убийство и отравление близких родственников предназначалось колесование - дробление тела окованным колесом.
В соответствии с Артикулом расширилось применение телесных наказаний (пробитие рук гвоздями, отсечение пальцев или руки, отрезание носа и ушей, разрыв ноздрей и т. д. ).
К избиванию кнутом и батогами добавились шпицрутены, заковывали в железо и др. Кроме того, в ряде случаев преступник подлежал клеймению каленым железом.
Довольно значительное распространение получила ссылка на каторжные работы или на галеры на определенный срок или бессрочно. На каторгу могли послать за прелюбодействия, а на вечную ссылку на галеры - за мужеложство и изнасилование.
Однако в период правления Петра I государственных структур по управлению исполнением всех видов наказаний, а также специализированного законодательства учреждено не было.

 

 

43. Сословная политика абсолютизма во второй половине XVIII в.

Дворцовый переворот 1762 г. привел на престол жену Петра III Екатерину II. Придя к власти в результате дворцового переворота, Екатерина II была вынуждена вести гибкую политику, учитывая общественное мнение и интересы дворян. Одновременно перед ней стояла труднейшая задача укрепления режима личной власти и повышения ее авторитета. Для этого императрица призвала на службу французское Просвещение.

В связи с этим время правления Екатерины называют периодом просвещенного абсолютизма, Российский вариант просвещенного абсолютизма представлял собой особый этап государственно-политического развития, связанный в социально-экономическом плане с разложением феодального уклада, в политическом плане - с поиском компромисса с дворянством и аристократией, бывшими основной движущей силой предшествовавших государственных переворотов. При том правовые принципы просвещенного абсолютизма не были принципами правового государства, так как вся полнота власти (законодательной, судебной и административной) находилась в руках монарха, кроме того, утверждалась незыблемость сословного деления общества.

«Наказ» Уложенной комиссии, созванной под влиянием идей французских просветителей, для разработки реформ, которые должны были ослабить социальное напряжение и укрепить базу самодержавия.

В «Наказе», написанном в 1765--1767 гг., императрица высказывала мысли о распространении просвещения, искоренении беззакония, жестокости, деспотизма, об умножении народного благосостояния.

Уложенная комиссия была особой временной формой привлечения представителей свободных сословий к управлению государством на административно-бюрократических началах и стала еще одним шагом по пути оформления сословного представительства. В ней заседало 564 депутата, в том числе 161 представитель от дворянства, 208 - от городов, 167 - от свободных крестьян. В декабре 1768 г. под предлогом войны с Османской империей Уложенная комиссия, начавшая тяготить императрицу, была распущена. Главная задача Уложенной комиссии (создание нового свода законов) так и не была выполнена.

Дальнейшее укрепление абсолютизма потребовало концентрации власти в руках императрицы и максимального ограничения полномочий Сената. 15 декабря 1763 г. Сенат был разделен на 6 департаментов, два из которых были переведены в Москву. Раздробление функций Сената и наполнение его послушными чиновниками существенно ослабили его значение. Таким образом, уже в начале царствования были приняты меры, призванные пресечь любые ограничения самодержавия.

26 февраля 1764 г. принят указ о дальнейшей секуляризации владений церквей и монастырей и переводе их крестьян в категорию государственных, под управление Коллегии экономии. Во второй половине XVIII в. значительно расширилось крепостническое законодательство. Указом 1765 г. помещикам разрешалось ссылать провинившихся крестьян на каторгу в Сибирь, а указом 1767 г. крестьянам запрещалось приносить жалобы на помещиков. Началась торговля крестьянами.

В 1775 г. Екатерина II провела областную реформу: вместо губерний, уездов и провинций вводилось деление страны на губернии (300-400 тыс. чел. ) и уезды (20-30 тыс. чел. ), в основе которого лежал принцип численности податного населения. Во главе администрации стоял наместник или генерал-губернатор. Губернские чиновники назначались правительством, а уездная администрация находилась в руках местного дворянства.

Начали проводиться экономические реформы. В 1775 г. объявлена свобода предпринимательства, а с 1762 г. упразднена монополия в торговле и промышленности. Заплатив сбор, купцы могли освободиться от подушной подати и рекрутской повинности.

  

 

46. Введение основ городского самоуправления в конце XVIII в. Грамота на права и выгоды городам Российской империи 1785 г.

Грамота на права и выгоды городам Российской империи, известная также под названием Жалованная грамота городам 1785 г., — законодательный акт, изданный Екатериной II 21 апреля 1785 г. и регламентирующий правовой статус «городских обывателей».

Грамота определила новые выборные городские учреждения, несколько расширив круг избирателей. Горожане были поделены на шесть разрядов по имущественным и социальным признакам:

-«настоящие городские обыватели» — владельцы недвижимости из дворян, чиновников, духовенства;

-купцы трёх гильдий;

-ремесленники, записанные в цехи;

-иностранцы и иногородние;

-именитые граждане;

-посадские люди — все прочие граждане, кормящиеся в городе промыслами или рукоделием.

Фактически Жалованная грамота городам зафиксировала два сословия - купечество и мещанство Эти разряды получили основы самоуправления, в известном смысле аналогичные основам Жалованной грамоты дворянству 1785 г. В соответствии с Грамотой в городах раз в три года созывалось собрание «градского общества», в которое входили лишь наиболее состоятельные горожане. Постоянно действующим городским органом была «общая градская дума», состоящая из городского головы и шести гласных. Судебными выборными учреждениями в городах являлись магистраты - органы сословного городского самоуправления, отдельно избирались суды для дворян и для городского населения.

«Жалованная грамота городам» была опубликована одновременно с «Жалованной грамотой дворянству» в апреле 1785 г. Она состояла из манифеста, шестнадцати разделов и 178 статей.

Жалованная грамота городам завершила устройство так называемого городского общества. Это общество составлялось из обывателей, принадлежащих к податным сословиям, то есть к купцам, мещанам и ремесленникам. Грамота закрепляла единый сословный статус всего населения городов независимо от профессиональных занятий и родов деятельности.

Положения, введенные Жалованной грамотой городам, действовали до принятия Городового положения 1870 г.

42. Развитие гражданского, семейного и наследственного права в первой половине XVIII в.

Гражданское право в значительной мере восприняло многие западноевропейские правовые традиции и институты. Доминирующим источником прав и обязанностей стал закон, а традиционные и обычные нормы отошли на второй план. В области вещных прав Указом о единонаследии, принятым 23 марта 1714 г, были ликвидированы правовые различия между вотчиной и поместьем, они стали именоваться недвижимостью

Чтобы избежать дробления земельных владений, был сокращен круг лиц, участвовавших в наследовании и выкупе недвижимого имущества. По Наследству владения передавались только одному сыну. Право выкупа принадлежало главному наследнику, в 1737 и 1744 гг. право родового выкупа также было предоставлено ближайшим нисходящим наследникам продавца. Срок выкупа устанавливался в 40 лет, впоследствии он был сокращен до 3 лет.

 В соответствии с Указом 1719 г. добыча полезных ископаемых, обнаруженных на частных землях, составляла привилегию государства. Собственник земель получал преимущественное право перед третьи ми лицами открывать производство по добыче ископаемых и их обработке или право на долю прибыли (1/32) от разработки полезных ископаемых.

В развитии обязательственного права можно отметить нормы, развивающие действующие и регламентирующие ранее неизвестные формы договорных отношений; договор поставки, договор личного найма, договор имущественного найма, договор поклажи, договор займа.

Большие изменения в сфере наследственного права внес Указ о единонаследии, принятый 23 марта 1714 г. Различалось наследование по завещанию и по закону. При наследовании по закону действовал майоратный принцип, при котором недвижимое имущество наследовал старший сын, а движимое имущество делилось поровну между остальными наследниками.

При наследовании по завещанию воля наследователя была существенно ограничена: он был вправе завещать недвижимое имущество только одному из сыновей, остальные дети получали часть движимого имущества в рамках завещательного распоряжения. Дочери наследовали недвижимость по завещанию только при отсутствии сыновей. При отсутствии детей недвижимое имущество могло быть завещано родственникам, носящим ту же фамилию, что и наследователь, а движимое -«кому захочет». Бездетная вдова получала пожизненное право на имущество мужа, а после ее смерти к наследованию призывались наследники по закону. В 1716 г. этот порядок изменился: вдова стала получать в собственность 1/4 часть имущества мужа. В1731 г. Указ о единонаследии был отменен. Наследование по закону регламентировалось следующим образом: имущество переходило ко всем сыновьям в равных долях, причем дочери получали 1/14 часть недвижимого и 1/8 часть движимого имущества, а вдова — 1/8 часть недвижимого и 1/4 часть движимого имущества. При наследовании по завещанию наследователь обладал большей свободой распоряжения: он мог завещать наследственную массу, за исключением майоратных и заповедных имуществ, по своему усмотрению. В области семейного права при Петре I были внесены большие изменения. В соответствии с Указом о единонаследии 1. 7. 14 г. был повышен брачный возраст для мужчин до 20 лет, а для женщин — до 17 лет. Законную силу имел только церковный брак.

Для заключения брака необходимо было соблюдение не которых требований. В брак могли вступать лица, не лишенные здравого рассудка. Запрещалось вступать в брак близким родственникам. Законодательство требовало согласия брачующихся на вступление в брак, а также обязательного согласия их родителей. Для вступления в брак военнослужащим требовалось разрешение начальства, для дворян— также знание арифметики и геометрии.
В 1785 г. были обнародованы жалованные грамоты дворянству и городам. Первая подтверждала все привилегии, которые дворянство приобрело в XVIII в., кроме того, оно освобождалось от обязанностей государственной службы и телесных наказаний. Грамота завершила юридическое формирование первого сословия и предоставила ему широкие права, в том числе право на самоуправление в дворянских собраниях. Жалованная грамота городам включила в себя освобождение верхушки купечества от подушной подати и рекрутской повинности. Городское население было разделено на шесть разрядов (каждый со своими правами и обязанностями). Она же вводила городское самоуправление.

К концу царствования Екатерины II в правительственном курсе наметился резкий поворот вправо, связанный с реакцией на Великую Французскую революцию и крестьянскую войну под предводительством Е. Пугачева. Идеи Просвещения дискредитировали себя, став идеологической базой Великой Французской революции, в ходе которой была свергнута монархия, а монарх был казнен. Естественно, что императрица не могла больше использовать идеологию, под знаменами которой свергалась монархия и отрубались головы королей. Боясь повторения истории Французской революции, правительство запрещало «вредные» идеи, карало за участие в тайных организациях, а все оппозиционные силы внутри страны были разгромлены. В 1790 г. был арестован и приговорен к смертной казни А. Радищев, автор книги «Путешествие из Петербурга в Москву». Императрица усмотрела в книге распространение французских идей. В 1792 г. был арестован книгоиздатель Н. Новиков, обвиненный в принадлежности к масонскому обществу.

Стареющая императрица уже не могла контролировать общественную мысль, расстройство финансов и бюрократию. 6 ноября 1796 г. Екатерина Великая скончалась, оставив престол сыну - 42-летнему Павлу Петровичу.

44. Законодательные инициативы самодержавия во второй половине XVIII в. Работа Уложенных комиссий.

Самым крупным мероприятием просвещенного абсолютизма явился созыв в 1767 г. Комиссии о сочинении проекта нового уложения (Уложенная комиссия). Социальный состав Комиссии, по подсчетам Ключевского, выглядел следующим образом: из 564 депутатов 5 процентов приходилось на правительственные учреждения, от городов – 39, дворянства – 30, сельских обывателей – 14 процентов. На казаков, иногородцев и остальные классы приходилось всего 12 процентов.

Уложенная комиссия начала заседания в Грановитой палате Московского Кремля летом 1767 г. На последующую российскую действительность работа этой Комиссии не повлияла, но зато шума и громкой фразеологии вокруг этой акции императрицы было предостаточно. На одном из заседаний Екатерине был присвоен титул «великой, премудрой матери Отечества». Екатерина не приняла и не отклонила титул, хотя в записке маршалу А. И. Бибикову (1729-1774) выразила свое недовольство: «Я им велела сделать Российской империи законы, а они делают апологии моим качествам». По данным Ключевского, комиссия работала полтора года, провела 203 заседания, ограничилась обсуждением крестьянского вопроса и законодательства, но из-за начавшейся войны с Турцией была распущена и больше в полном составе не собиралась.

Новый кодекс законов при Екатерине не был составлен. Работа Комиссии оказалась бесплодной, обширное делопроизводство сохранило лишь значение памятника общественно-исторической мысли России эпохи Екатерины II.

Уложé нные комиссии — временные коллегиальные органы в России в XVIII веке, созывались для систематизации законов, вступивших в силу после принятия Соборного уложения 1649 года.

Всего было семь таких комиссий. Крупнейшая из них — собрания российских сословных представителей — была созвана Екатериной II

47. Учреждение полиции Российской империи. Устав благочиния или полицейский 1782 г.

Уста́ в благочи́ ния 1782 года (название на момент подписания — «Устав благочиния, или полицейский») — нормативно-правовой акт, регламентирующий правовой статус полицейских органов, их систему и основные направления деятельности. Подписан Екатериной II 8 апреля 1782 года.

Работа над проектом

   Система полицейского управления обсуждалась ещё в процессе работы Уложенной комиссии по принятию нового Уложения, то есть в начале 1770-х годов.

В 1775 году было принято Учреждение о губерниях, предусматривавшее создание специальных полицейских органов.

С 1779 года началась работа над проектом Устава благочиния, завершившаяся в 1782 году. Екатерина II желала воплотить в этом акте все современные правовые тенденции, и, вместе с тем, создать закон, апеллирующий к вечным моральным ценностям.

Источники Устава.

Источниками Устава Благочиния являлись:

1) Наказ Екатерины II

2) Учреждение о губерниях 1775 года

3) Административный статут Берлина

4) Великое зерцало

5) Зарубежные правовые трактаты

6) Уложенная комиссия

Содержание Устава

Структура.

Устав включал в себя 14 глав и 274 статьи.

Содержание.

   Органом полицейского управления в городе стала управа благочиния — коллегиальный орган, в который входили полицмейстер, городничий, приставы гражданских и уголовных дел, а также выборные от граждан.

Город делился на части и кварталы по числу зданий. В части главой полицейского управления был частный пристав, в квартале — квартальный надзиратель. Все полицейские чины были вписаны в Табель о рангах.

«Устав благочиния» вводил должность частного маклера, который контролировал наём рабочей силы и условия найма.

По некоторым уголовным делам суд осуществляла сама полиция. «Устав благочиния» перечислял ряд подобных правонарушений: азартные игры, брань, пьянство, иные нарушения общественного порядка; действия, направленные против богослужения; взяточничество, самовольная застройка и т. д.

В большинстве же случаев полиция ограничивалась проведением предварительного следствия и передачей материала в судебные инстанции. По политическим преступлениям полиция следствия не проводила.

Система наказаний, применяемых полицией.

Штраф, запрещение определённой деятельности, порицание, арест, заключение в работный дом.

На полицию возлагалось не «наказание и устрашение», а воспитание подданных и контроль за тем, чтобы каждый член общества неукоснительно исполнял свои обязанности. Не случайно, именно в «Уставе благочиния» мы находим своеобразный моральный кодекс подданного Российской империи, те «семь заповедей», которые он обязан был соблюдать.

(например Сжалься над утопающим, протяни руку помощи падающему. )

Значение Устава

1) Устав Благочиния послужил формированию новой отрасли права — полицейского права, из которого позднее сформировались уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное право.

2) В Уставе Благочиния была чётко сформулирована компетенция полицейских органов, что облегчало поддержание правопорядка.

3) Устав содержал дидактические наставления для граждан, служил «улучшению нравов» населения.

 

Устанавливался следующий порядок заключения брака. Отменялись рядные и сговорные записи. За шесть недель до венчания совершалось обручение. Обручение могло быть расторгнуто при условии, если жених (невеста) впервые увидел невесту (жениха) после обручения и она (он) оказалась «без образна, скорбна и нездорова». Поводами для расторжения брака являлись следующие: политическая смерть (т. е. лишение всех гражданских прав) и ссылка на вечную каторгу, безвестное отсутствие одного из супругов в течение 3 лет, произошедшее не по вине отсутствующего супруга, поступление в монашество, прелюбодеяние одного из супругов, неизлечимая болезнь, покушение одного из супругов на жизнь другого. Брак не был равноправным — жена находилась в подчинении мужа. Правовое положение жены определялось социальным статусом мужа. Имущественные права жены ничем не ограничивались. Она могла свободно распоряжаться своим движимым и недвижимым имуществом без согласия мужа. С 1721 г. было разрешено заключать смешанные браки с христианами других конфессий, брак же с иноверцами запрещался. Родители в отношении своих детей имели почти такую же власть, как и раньше. Они могли их наказывать, отдавать внаймы, отправлять в монастырь. В 1775 г. родители получили право заключать своих непослушных детей в смирительные дома. За убийство детей родители подвергались колесованию. Развитие получили положения об опеке. Опека устанавливалась над несовершеннолетними детьми и продолжалась до их совершеннолетия. Совершеннолетие наступало: для наследников недвижимого имущества - в 20 лет, для наследников движимого имущества - в 18 и 17 лет для мужчин и женщин соответственно. Опекуном для своих малолетних братьев и сестер становился наследник недвижимого имущества, он должен был заботиться о содержании, воспитании и имуществе опекаемых. Опека также могла быть установлена над сумасшедшими и жестокими помещиками.

45. Учреждения для управления губерний 1775 г.

Крестьянская война 1773-1775 гг., показавшая неспособность местного аппарата справиться с мощным народным движением, громоздкость старых губерний, недостаточное количество местных учреждений и чиновников вызвали крупную реформу местного управления и суда - губернскую реформу 1775 г.

Накануне реформы Россия разделялась на 23 губернии, 66 провинций и около 180 уездов. По реформе 1775 г. разукрупнялись. реформа проводилась в жизнь в течение 20 лет, и к концу царствования Екатерины II в стране насчитывалось уже 50 губерний. Главный смысл реформы заключался в приспособлении аппарата к фискальным и карательным целям государства. Поэтому единственным критерием выделения губерний и уездов являлось количество населения. Губерния составляла территорию с населением в 300-400 тыс. душ и делилась на уезды по 20-30 тыс. душ. Провинции были упразднены, как и должности воевод. Во главе губерний стоял губернатор, назначаемый и смещаемый императором. Ему принадлежала вся полнота власти в губернии. Он возглавлял губернское правление, в которое, кроме него, входили губернский прокурор и два советника. Всеми доходами и расходами в губернии ведала казенная палата. В ведении приказа общественного призрения были школы, больницы.

Была учреждена должность генерал- губернатора, обычно управляющего несколькими губерниями. Полномочия генерал- губернатора были несколько шире, чем полномочия губернатора. Ему подчинялись губернаторы, он являлся “главнокомандующим в отсутствии императорского величества”, имел право непосредственного доклада императору и т. д. Надзор за законностью управления в губернии возлагался на губернского прокурора и двух его помощников (губернских стряпчих), а в каждом уезде был уездный стряпчий.

Количество уездов увеличилось почти вдвое. Уездную администрацию возглавляли земский исправник и нижний земский суд. Они избирались дворянством уезда и им принадлежала административная власть в уезде. Нижнему суду ( земский исправник и два заседателя) поручались руководство земской полицией, исполнение законов, проведение в жизнь решений губернских правлений и т. д.

В городах была введена должность городничего.

Реформа 1775 г. носила ярко выраженный феодально-крепостнический характер, она значительно укрепила позиции дворянства на местах.

 

 

48. Конституционные проекты самодержавия в начале XIX в.

   Причина возникновения движения – понимание лучшими представителями дворянства, что сохранение крепостничества и самодержавия гибельно для дальнейшей судьбы страны. Первое тайное общество – “союз спасения” 1816 г.: Пестель, Муравьев, Трубецкой, Рылеев, Якушин. 2 основные идеи переустройства российского общества: ликвидация крепостного права, уничтожение самодержавия. Введение конституции для ограничения самодержавной власти, введение конституционной монархии.

   1818 г. – “Союз благоденствия”: Муравьев, Пестель, Якушин, Лунин. Необходимость свержения монархии, ликвидации крепостничества, введение конституционного правления, выполнение этих требований насильственным путем. Распущен в 1821 г.

  1821 г. – Южное общество: Пестель, Ивашев.

  1822 г. – Северное общество: Муравьев, Трубецкой, Лунин.

  Осн. конституционные проекты – Пестеля и Муравьева.

Муравьев выступал за констит. монархию, где исполнительная власть принадлежит императору, а законодательная – парламенту (народное вече). Необходимость отмены крепостного права, личного освобождения крестьян, выделение крестьянам приусадебного участка по 2 десятины пахотной земли на двор. Федеративное устройство. Избир. право огран. высоким имущественным цензом. Введение гражд. свобод, отмена сословных привилегий, облегчение военной службы солдат.

Пестель был за парламентскую республику с президентской формой правления, где исполнительная власть принадлежит державной думе в составе 5 чел., а законодательная – однопалатному парламенту. Ежегодно один из членов державной думы становится президентом. Всеобщее избират. право. Конфискация части помещичьей земли в общественный фонд для наделения наделом тружеников. Введение гражданских свобод, отмена сословных привилегий, облегчение военной службы солдат.

   14 декабря произошло восстание декабристов. В “Манифесте” были сформулированы требования: уничтожение самодержавия, отмена крепостного права, введение демократических свобод, отмена рекрутского набора, телесных наказаний, военных поселений. Восстание было разгромлено. Значение восстания: первая программа будущего устройства страны. Причины поражения: слабая пропаганда, неподготовленность общества к преобразованиям, несогласованность действий.

 

 
                   

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.