Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





12.Особенности политического и государственного развития Галицко-Волынского княжества в период государственной раздробленности XII-XIV вв. 5 страница



77. Февральская революция 1917 г. Образование Временного правительства, основные направления его деятельности. Можно выделить основные предпосылки: 1)Признание системного кризиса русского общества, т. е. нежизнеспособность на всех уровнях жизни. 2)Идея модернизации, ускорение перестройки всех сфер сторон общественной жизни, которые ломают традиционное общество. Революции (февральская, октябрьская) являются реакцией традиционного общества на ускоренную модернизацию. К революционной ситуации приводит стремление или способность определенных слоев подтолкнуть или ускорить модернизацию. Самодержавие в такой обстановке занимало двойственную позицию: с одной стороны проводит мероприятия, которые способствуют модернизации (в экономической, государственной, правовой сферах), с другой – цепляется за устаревшие архаичные институты (в стране не было гражданского, фабричного кодексов, уголовное уложение в 1903 г. было принято не полностью). Самодержавие отталкивало людей (например, Николай II), на которых следовало бы опираться. В подтверждение этого можно сказать, что даже в дворянских кругах витала идея замены Николая II. Февральская революция началась стихийно, император отрекся от престола от своего имени и от имени Александра. Достаточно долго до 1 сентября 1917 г. Россия оставалась монархией без монарха, а в этот день провозглашается республикой. Инициатива в организации новой власти, проявилась в лице Государственной Думы и Совета Министров. По инициативе части депутатов Государственной Думы (временного комитета Государственной Думы) возникло временное правительство, в которое вошли практически все структуры Совета Министров, во главе которого встал Львов. Другие государственные организации были либо распущены, либо фактически не работали. В связи с крушением самодержавия упраздняется канцелярия его величества. Остальные органы императора бездействовали. Временный комитет Государственной Думы выступал в роли общественного органа. Сохраняется Сенат, но внутри его упразднены особое присутствие, дисциплинарный суд и другие особые органы. Изменения происходят и внутри Совета Министров. Упразднен ряд структур: ликвидировали департамент полиции (вместо него создали главный комитет милиции), главный комитет печати (его заменила всероссийская книжная палата). Создали уголовный розыск. Упразднен Синод, вместо него создано министерство по делам вероисповеданий. Появляются новые министерства: труда, продовольствия, призрения. Создан экономический совет, его цель, выработка общего экономического плана. Появляется ряд новых комитетов, комиссий, созданных на короткое время, например, в марте 1917 г. при министерстве юстиции создана чрезвычайная следственная комиссия по преступлениям прошлого режима. Временное правительство существовало в четырех составах: 1. 2 марта – 2 мая; 2. 5 мая – 2 июля; 3. 24 июля – 26 августа; 4. 25 сентября – 25 октября. Причем в 1, 2 периоды его возглавлял Львов, а во 3, 4 – Керенский.     Органы местного управления. Упразднены должности генерал-губернатора, градоначальника, частных приставов, земских городовых начальников, вместо них создали должности комиссаров губернских, городских и уездных. Впервые организовано повсеместное самоуправление (например, в Сибири земские и городские органы самоуправления появились только в 1917 г. ). Кое-где введено волостное правление и волостные думы, основанные на всеобщих выборах, путем тайного голосования. Судебная реформа. Судебная система дополнена временными революционными судами в составе мирового судьи, который председательствовал в суде. В суде участвовали представители от армии, трудовых коллективов и т. д. Вопросы решались простым голосованием, и приговор вступал в силу немедленно. Последняя попытка временного правительства сохранить власть – это 17 сентября 1917 г. создание демократического органа в составе 1. 5 тысяч человек, из которых избирались во временный совет республики. Первое заседание состоялось 7 октября, совещание превратилось в пустую дискуссию и конструктивных решений не принесло. Им надо было объединиться против тоталитарного течения. После проявления неспособности данных органов стать во главе государства, судьба временного правительства была предрешена. 78. Образование и деятельность Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (февраль – октябрь 1917 г. )   Существовало двоевластие. Период его существования с февраля по октябрь 1917 г. Рассматривать Советы как орган государственной власти сложно. Некоторые исследователи не считают их таковыми, а их акты не считают нормативными актами. Советы возникли с 1905 г. После падения самодержавия, инициативная группа депутатов (Чхеидзе, Кобелев и т. д. ) создала временный исполнительный комитет совета. Временный комитет обратился с просьбой к рабочим послать в Совет своих представителей, в результате набралось 50 человек. В дальнейшем Совет должен формироваться из расчета 1 человек из 1000 рабочих. В итоге численность Совета разрослась до 2000 человек. Петроградский совет становится ядром всех советов. Во главе всероссийского Совета становится Чхеидзе, он укрепляет организацию, формируется секретариат, президиум, комиссии. Именно Петроградский совет в начале апреля 1917 г. смог провести всероссийское совещание рабочих и крестьянских депутатов. Острой борьбы между временным правительством и Советом не было. У них были разделены сферы влияния. Если временное правительство занималось управлением, сохранением жизнеспособности государства, то Советы занимались контролем работы на предприятиях. Им принадлежали милиция и отряды красной гвардии. Они принимали много недействующих актов.   79. Изменения в праве (февраль - октябрь 1917 г. ) Выборы в учредительное собрание произошли после октябрьской революции. В комиссию по подготовке положения о выборах учредительного собрания работали виднейшие юристы (примерно 120 человек), но самое важное, что они представляли все круги общественности: ученые, представители советов, нерусских народностей (в том числе и от Сибири). Один депутат избирался от 200 тысяч избирателей. Параллельно готовился проект новой конституции. Россия в нем рассматривалась как республика, во главе с президентом, избранным учредительным собранием. Предлагается ввести двухпалатный парламент. Изменения в области гражданского права. В России ввели вместо подданства - гражданство. Женщины уравнены в юридических правах с мужчинами, уравнены в правах представители всех религий и т. д. Проводится амнистия политических заключенных. Правовая регламентация прав и свобод отсутствует, а ее попытки расцениваются как наступление на революцию. В области уголовного права - политическая амнистия с марта 1917 г. распространилась на преступления против религии, об аграрных беспорядках. В итоге из 155 тысяч заключенных было выпущено 2/3. Смертная казнь отменяется, на замену приходят срочная и бессрочная каторга. Наблюдается гуманизация наказаний: отменены розги, кандалы, смирительные рубашки. Запрещалось унижение достоинства заключенных. Осенью 1917 г. происходит некоторое ужесточение наказаний, например, устанавливается уголовная ответственность за агитацию против политики правительства, за призывы к анархии, за забастовки на ж/д. В августе 1917 г. дано право всем министрам и МВД ссылать в административном порядке. В уголовном процессе в основном действуют дореволюционные нормы, введенные с 1864 г., надо отметить, что происходит дальнейшая демократизация процесса.  

 

  80. Великая Октябрьская социалистическая революция и ее влияние на общественный, политический и государственный строй России. Великая Октябрьская социалистическая революция — процесс революционного установления Советской власти на территории России с октября 1917 года по март 1918 года, в результате которого было свергнуто буржуазное Временное правительство, а власть была передана Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Великая Октябрьская социалистическая революция явилась результатом внутренних конфликтов, накапливавшихся в российском обществе по меньшей мере с середины XIX века, порождённого ими революционного процесса, переросшего позже в первую мировую войну. Её победа в России обеспечила практическую возможность глобального эксперимента по построению социализма в отдельно взятой стране. Революция имела глобальный характер, фактически полностью изменив историю человечества в ХХ веке, и привела к формированию на политической карте мира социалистического лагеря, существующего по сей день и каждодневно демонстрирующего всему миру преимущества социалистического строя над капиталистическим. Временное правительство было свергнуто в ходе вооружённого восстания 25—26 октября (7 — 8 ноября по новому стилю), главными организаторами которого были В. И. Ленин, Л. Д. Троцкий, Я. М. Свердлов и др. Непосредственное руководство восстанием осуществлял Военно-революционный комитет Петроградского Совета, в который входили также левые эсеры. -Конфликты в деревне, которые развивались еще острее. Крестьяне, веками мечтавшие отобрать землю у помещиков и прогнать их самих, не были удовлетворены ни реформой 1861 г., ни Столыпинской реформой. -Мировая война. -Слабость Временного правительства и всего государственного аппарата, созданного им. Если сразу после Февраля Временное правительство обладало каким-то авторитетом, то чем дальше, тем более оно его теряло, будучи неспособным решить насущные проблемы жизни общества, прежде всего, вопросы о мире, хлебе, и земле. -Наличие у большевиков сильного руководителя, авторитетного как в самой партии, так и в народе, сумевшего за несколько месяцев после Февраля стать настоящим вождем, - В. И. Ленина. В итоге Октябрьское вооруженное восстание одержало победу в Петрограде с большей легкостью, чем Февральская революция, и почти бескровно именно в результате сочетания всех названных выше факторов. Ее результатом явилось возникновение Советского государства. Октябрьская революция, а сейчас приянто считать " большевистский переворот" - ее главный итог, что в результате в России на 70 лет впервые в мировой истории была сделана попытка установить новый социально-экономический и политический строй, так называемую диктатуру пролетариата. Как итог октябрьской революции для нашей страны - это гражданская война, которая помогла окончательно установить власть большевиков и создать СССР. В мировой истории Октябрьская революция стала началом этапа масштабного коммунистического движения во многих странах. В результате победы Октябрьской революции произошли изменения в положении всех социально-политических сил страны. Пролетариат стал господствующим классом. Изменился характер деятельности партии большевиков. Она стала правящей партией. Противостояние новой власти составили свергнутые классы и выразители их интересов -- монархические, буржуазные и мелкобуржуазные партии.

81. Разработка и принятие Конституции РСФСР 1918 г. Основные положения Конституции РСФСР 1918 г.

Конституция РСФСР 1918 года — первая конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (Советской России).

III Всероссийский съезд Советов в январе 1918 года выдвинул подготовку Конституции РСФСР в качестве одного из приоритетов Советской власти и поручил Центральному Исполнительному Комитету подготовить к новому съезду Советов основные положения Конституции РСФСР, однако в связи с усложнением внутреннего положения и обострением международной обстановки работа ВЦИК по разработке Конституции была временно отложена.

 Конституция была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года и была опубликована в «Собрании Узаконений РСФСР». Содержала 6 разделов, 17 глав и 90 статей. Основные принципы, лёгшие в основу Конституции РСФСР 1918 года (как и Конституции СССР 1924 года), были изложены в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Конституция 1918 года закрепила диктатуру пролетариата. Лица, жившие на нетрудовые доходы или использовавшие наемный труд были лишены политических прав. Данная Конституция была самой идеологизированной из всех советских конституций. Она в основном утратила силу в связи с принятием Конституции (Основного Закона) РСФСР, утверждённой Постановлением XII Всероссийского съезда Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов от 11 мая 1925 года. Однако статья 25 Конституции 1918 года действовала вплоть до 1937 года в связи с тем, что на неё прямо ссылалась статья 20 Конституция РСФСР 1925 года.

Итоги преобразований первого периода истории Советского государства были зафиксированы в Основном Законе РСФСР, принятом в июле 1918 г. Первая советская Конституция обобщила (хотя и весьма небольшой) опыт государственного строительства.

Проекты комиссии ВЦИК и Наркомата юстиции были рассмотрены специальной комиссией ЦК РКП(б). На заседании V Всероссийского съезда Советов 4 июля 1918 г. была образована комиссия для рассмотрения проекта Конституции, который с некоторыми изменениями и дополнениями был принят съездом 10 июля 1918 г. 19 июля 1918 г. Основной Закон был опубликован в «Известиях ВЦИК» и с этого момента вступил в силу.

Конституция закрепила, что Российская Республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Власть в ней принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в Советах.

Конституция допускала лишение эксплуататоров любых прав, если они используются в ущерб трудящимся. Избирательных прав лишались лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли, живущие на нетрудовые доходы, частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; ограничивались их права на военную службу, на них возлагалось отправление военно-транспортных и военно-строительных обязанностей.

Конституция устанавливала равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, при этом предусматривалось предоставление убежища иностранцам, преследуемым за политические и религиозные преступления. Косвенно устанавливался принцип равноправия полов, равноправия женщины с мужчиной. Предоставлялся широкий круг демократических свобод: свобода совести, свобода слова и печати, свобода собраний, свобода объединения во всякого рода союзы.

 

Конституция отразила соответствие правам граждан их обязанностей. Важнейшими обязанностями устанавливались всеобщая обязанность трудиться и всеобщая воинская обязанность.

В Конституции закреплялись основные принципы советской федерации. Так, Конституция закрепила возможность объединения в автономные областные союзы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом. Закреплялся национально-территориальный принцип формирования Российской Федерации: членство в федерации строилось на основе выделения определенной территории, компактно населенной людьми той или иной национальности.

Определялась компетенция высших органов власти РСФСР. Высшими органами власти и общего управления являлись Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и Совнарком. Конституция упоминала также о Президиуме ВЦИК, но правовое положение не раскрывала. Органами отраслевого управления согласно Конституции являлись народные комиссариаты.

Была зафиксирована и структура местных органов власти и управления, затрагивались взаимоотношения центральной власти с областными союзами.

Поскольку органы Советской власти всех степеней были выборными, в Конституции были закреплены основные принципы советской избирательной системы.

 

82. Создание советской судебной системы. Декреты о суде. Революционные трибуналы.

В ноябре 1918 г. декрет о суде № 1, который ликвидировал старые суды. Было создано 2 вида судов: народные суды и революционный трибунал. К народным судам относились практически все гражданские суды и некоторые уголовные. К ведению революционных трибуналов относились все самые серьезные преступления, главным из которых была контрреволюционная деятельность. Декретом № 1 упразднена старая прокуратура, в революционных трибуналах создавались камеры обвинения, которые действовали до мая 1922г. Закрыты царские суды и суды Временного правительства, например, Сенат, Петроградский коммерческий суд. В декрете № 1, 2 утверждены принципы советского суда: участие народных заседателей, выборность судей и заседателей, судопроизводств на русском языке, независимость судей и подчинение их только закону, право обвиняемого на защиту. В качестве кассационной инстанции учреждены съезды местных судей. Постоянно происходило расширение компетенции местных судов, они разбирали гражданские дела ограниченные суммой до 3 тысяч рублей и/или 2-мя годами заключения. Вскоре учреждены окружные суды, которые избирались городскими и уездными советам, работали в составе 3-х членов и четырех заседателей. Окружные суды имели специальные следственные комиссии из 3-х человек, которые избирались советами. У них были функции предварительного следствия. При советах учреждались коллегии защитников и обвинителей. Советские суды созданы изначально, как не самостоятельные органы, они включены в систему советов по конституции 1918 г. Очень часто судьи не избирались, а назначались.

1919 г. был принят декрет об организации революционных комитетов. Ревкомы это тоже чрезвычайный орган власти, он обладал всей полнотой власти, состоял на не подотчетном положении. Образовывался из состава расположенной Красной армии, либо из местных или командированных активистов. Ревкомы опирались на революционное насилие.

В декрете СНК названо 3 вида комитетов:

1. Ревкомы освобожденных территорий, образовывались советами армии.

2. Ревкомы прифронтовой полосы. Образовывались также. Могли включать в себя местные исполкомы. В этом случае, местные советы распускались.

3. Ревкомы тыла, образовывались постановлением СТО, могли действовать наряду с местными советами. У ревкомов оставались военно-административные функции, а у советов хозяйственно-экономические. К концу 1920 началу 1921 г. ревкомы организовали выборы советов и передали им власть, например, в Омской губернии в 1920 г. создали губернский съездный комитет.

83. Юридические основы ликвидации частной собственности в 1917-1920 гг.

Политика «военного коммунизма» (названа так потому, что чрезвычайные меры, диктуемые военной необходимостью, воспринимались многими теоретиками большевизма как воплощение коммунистических представлений об обществе без частной собственности, товарного и денежного обращения и др. ) в экономической и социальной сферах складывалась из следующих элементов: ликвидация частной собственности, национализация крупной, средней и даже мелкой промышленности, ее огосударствление; подчинение промышленности и сельского хозяйства непосредственному руководству центральных органов исполнительной власти, нередко наделенных чрезвычайными полномочиями и действующих приказными, командными методами; свертывание товарно-денежных отношений, введение прямого продуктообмена между городом и деревней на основе продразверстки (с января 1919 г. ) — изъятия у крестьян всех излишков хлеба сверх установленного государством минимума; утверждение государственной системы распределения по талонам и карточкам, уравнительная заработная плата, всеобщая трудовая повинность, создание трудовых армий, милитаризация труда.

Вы́ сший сове́ т наро́ дного хозя́ йства (ВСНХ)

Окончательный разгром предпринимательства в России связан с Декретом от 28 июня 1918 г. Он характеризовался усиленным применением репрессивных мер при проведении экспроприации. С лета 1919–го года под каток «национализации» попали уже все средние и большая часть мелких предприятий. Национализация средств транспорта была осуществлена в короткие сроки 1917 – 1918 г. г. Этому способствовал высокий уровень централизации транспортных предприятий, а также преобладание государственных (казённых) железных дорог. Так, уже январе 1918 была завершена национализация морского и речного транспорта; а осенью 1918 были национализированы частные железные дороги. Крупное российское предпринимательство практически перестало существовать. У частного капитала пока оставались торговля, мелкие и часть средних промышленных предприятий. Постановлением ВСНХ от 29 ноября 1920 года была национализирована не только средняя, но даже и мелкая промышленность; вводилась государственная монополия внутренней торговли. В результате была ликвидирована частная собственность, из обращения изъяты денежные знаки и свернуты товарно–денежные отношения. В экономической системе «военного коммунизма» не осталось места для предпринимателей.

Этот процесс правильней было бы назвать экспроприацией – (от лат. expropriatio — лишение собственности) – проводимое государством принудительное, безвозмездное или возмездное изъятие, отчуждение имущества. Экспроприацию с выплатой компенсации называют реквизицией, а без выплат - конфискацией.

84. Становление советского уголовного права в конце 1917-1920 гг.   Развитие уголовного права впериод Гражданской войны характеризовалось наличием ряда уголовно-правовых актов, издаваемых органами советской власти, в которых содержались нормы об отдельных составах преступлений и мерах наказания. Данные акты применяли в своей деятельности революционные трибуналы, наделенные чрезвычайными судебными и карательными полномочиями. Уголовные дела разрешались не на основании закона, а в соответствии с ≪ революционным правосознанием≫, что вело к произволу и по сути представляло собой узаконенный террор по отношению к неугодным власти элементам. Систематизировав и обобщив судебную практику, Наркомюст в 1919 г. издал Руководящие начала по уголовному праву РСФСР. Руководящие начала представляли собой кодификацию норм Общей части уголовного права. Руководящие начала состояли из 8 разделов: об уголовном праве, об уголовном правосудии, о преступлении и наказании, о стадиях осуществления преступления, о соучастии, о видах наказания, об условном осуждении, о действии уголовного права в пространстве. Введение содержало классовую характеристику уголовного права, раскрывались его задачи - охрана общественных отношений в интересах трудящихся масс путем репрессий. Преступлениепонималось как нарушение порядка общественных отношений, охраняемого уголовным правом. Наказание трактовалось не как возмездие, а как оборонительная мера. При определении меры наказания суду предписывалось оценивать не только совершенное преступление, но и личность преступника. Насчитывалось 16 видов наказаний, причем меры общественного воздействия применялись в качестве уголовного наказания (общественное порицание, бойкот). Высшей мерой наказания был расстрел. Уголовная ответственность наступала с 14 лет. Широко применялось условное осуждение как имеющее воспитательное значение.  Специфика Особенной части уголовного права состояла в наличии условного деления преступлений на ≪ обычные≫, характерные для любой исторической обстановки, и ≪ государственные, контрреволюционные преступления≫, направленные против правящего режима (вооруженные мятежи, шпионаж, теракты). Последние подлежали жестокому подавлению с применением крайних мер. Появление новых составов преступлений (объявление врагом народа, лишение свободы до победы мировой революции, объявление вне закона) являлось порождением революционного творчества и было спецификой отдельной страны.    
             

 

85. Первые советские кодексы: КЗАГС 1918 г. и КзоТ 1918 г. КЗАГС - первый советский Кодекс не только в своей отрасли, но и вообще. К тому же это первый семейный Кодекс в истории России. Кодекс состоял из 4 разделов и 246 статей. Заголовок каждого раздела вошел составной частью в наименование Кодекса. Отсюда его длинное и не очень удобное для восприятия название. Демократическая, революционная направленность Кодекса выражалась в следующих положениях: 1. Решительное отстранение церкви от регистрации браков и иных форм участия в семейных отношениях. Статья 52 КЗАГС гласит: «Только гражданский (светский) брак, зарегистрированный в отделе актов гражданского состояния, порождает права и обязанности супругов. 2. Предоставление полного равноправия супругам, выразившегося в изменение места жительства одним из супругов не влечет за собой обязанности другого супруга следовать за ним ( ст. 104 КЗАГС); любой нуждающийся супруг имел право на получение материального содержания от другого супруга, способного оказывать такую помощь (ст. 107 КЗАГС); 3. Брак не порождал общности имущества, нажитого в процессе семейной жизни (ст. 105 КЗАГС). Каждый из супругов мог свободно распоряжаться собственным имуществом и вступать с супругом в любые предусмотренные гражданским законодательством договоры (ст. 106 КЗАГС). 4. Кодекс устанавливал равноправие детей, родившихся в зарегистрированном браке и вне брака. Статья 133 гласит: «Основой семьи признается действительное происхождение. Никакого различия между родством внебрачным и брачным не устанавливается». 5. Кодекс предоставлял возможность доказывать заинтересованным лицам отцовство и материнство в судебном порядке при отсутствии записи о родителях, неправильности ее или неполноте (ст. 135 КЗАГС). Кодекс законов о труде. В декабре 1918 г. был принят Кодекс законов о труде (КЗоТ). Он закрепил завоевания трудящихся, достигнутые в результате победы революции. Впервые провозглашалось право граждан РСФСР на труд. КЗоТ содержал главы, регулирующие порядок найма на работу, рабочее время и время отдыха, а также труд женщин и детей на производстве. Кодекс закреплял максимально возможную продолжительность рабочего времени и минимальную продолжительность времени отдыха. На практике, при заключении коллективных договоров между работниками и администрацией, а также при выработке правил внутреннего трудового распорядка эти условия могли изменяться. Действие КЗоТа распространялось не только на государственные предприятия, но и на частные. Многое из провозглашенного Кодексом не могло быть проведено в жизнь в обстановке Гражданской войны и интервенции. В 1919—1920 гг. принимается значительное число актов, отменяющих нормы КЗоТ, прежде всего Общее нормальное положение о тарифе от 2 мая 1919 г. и Общее положение о тарифе от 17 июня 1920 г., которые регулировали также порядок найма и увольнения с работы. РСФСР была первой советской республикой, кодифицировавшей трудовые нормы. Российский КЗоТ действовал в Белоруссии, остальные республики использовали опыт Советской России.   86. Изменения в советской государственной системе в период гражданской войны. Развитие государственного аппарата в годы Гражданской войны определялось закономерностями переходного периода от капитализма к социализму, при этом определенную роль сыграли условия Гражданской войны и интервенции. Общая структура высших органов власти и управления осталась такой, какой она сложилась в пору образования Советского государства и была закреплена в Конституции РСФСР. Военная обстановка не вызвала свертывания деятельности конституционных органов, регулярно созывались всероссийские съезды Советов, правда теперь они собирались раз в год. Продолжали функционировать ВЦИК, его Президиум, а также Совнарком, хотя в правовом положении этих органов произошли изменения, вызванные стремлением к совершенствованию государственного аппарата. VII Всероссийский съезд Советов 9 декабря 1919 г. принял Постановление «О советском строительстве», аналогичный акт издал VIII съезд Советов 29 декабря 1920 г. Устанавливался сессионный порядок работы ВЦИК, очередные заседания проводились раз в 2 месяца, предусматривалась возможность созыва чрезвычайных заседаний. Состав ВЦИК увеличился с 200 до 300 членов. Государственный аппарат – такой же как предусмотренный конституцией, но появляются: -совет труда и обороны -Система главкизма (несколько десятков главков ориентированные на безусловное выполнение заказов партии)   Появляются комитеты бедноты (органы которым руководил наркомпрод, но фактически – местные партийные органы ). Они сыграли определенную роль в решении продовольственного вопроса. Создавались ревкомы (временные комитеты, назначаемые). Красный террор (осень 18 года) начался после покушения на Ленина, заключался в беспощадном уничтожении врагов революции, опять вспомнили смертную казнь и активно ее применяли (1000 – 10000 человек). ВЧК реализует приговоры и ведет весь процесс расследования. Тогда же ВЧК принимает на себя функции охраны границы, занимается особо опасными преступниками и т. п. /   87. Изменения в государственном аппарате в период нэпа. Система власти остается прежней, зафиксирована в конституции 1918 г. Но в 1924 г. в связи с образованием СССР, принимается новая конституция, которая фиксирует федеральный принцип управления и естественно происходит усложнение органов государственной власти. Помимо республиканских, в том числе и российских, создаются союзные органы власти. Образуется съезд советов союза ССР и образовывается ВЦИК СССР. Более существенные изменения в органах управления. Наркоматы делятся на 3 группы: 1)общесоюзные их всего 5 штук (иностранных дел, военных и морских дел, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов). На местах работали уполномоченные данных наркоматов. 2)Объединенные наркоматы (ВСНХ, продовольствия, труда, финансов, РКИ). 3)Республиканские (НКВД, юстиции, земледелия, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения), их количество со временем менялось, поэтому перечислены лишь основные. Меняются приоритеты в государственном аппарате, особенно сильно это наблюдается в функциях экономических ведомств. Постепенно сужается компетенция самого мощного министерства – наркомпрода, а в 1924 г. он полностью ликвидируется, т. к. все налоги взимаются в денежной форме и их собирает НКФ (народная комиссия финансов). Усложнилась структура НКФ и его представительств, а вместе с тем и численность. На местах создаются должности финансовых инспекторов (из них образовалась большая прослойка). Появляются продоотделы косвенных налогов. В этот период возрастает роль НКВД, он становится, наряду с руководством милицией и пожарной охраной, координирующей и руководящей силой местных советов. Именно НКВД собирает информацию о выборах, процедуре, итогах. Наркомат рассылал материалы в местные советы, полагал организовать делопроизводство, именно по смете НКВД финансировались местные советы. Были идеи отнять эти функции у НКВД и передать их ВЦИКу. Сокращение государственное аппарата. Когда в 1921 г. подсчитали число чиновников, их оказалось в 2 раза больше чем до революции. Поэтому создается комиссия по сокращению и упрощению государственного аппарата. Особо эффективным был переход на единую тарифную сетку в оплате труда служащих. Ранее учрежденные получили определенное число пайков и самораспределили их. Теперь устанавливается численность сотрудников по разрядам (17 штук). В этот период проводятся правовые реформы, административно-территориальные. До этого Россия сохранят деление оставшееся от времен губерний. В 1924-1925 гг. проведено районирование, т. е. разрушена царская волость, создан район. В районах действуют совет и райисполком, их функции были расширены. Сами райисполкомы собирают налоги с местного населения. Создан районный бюджет и определены его источники наполнения. Губернии ликвидируются, вместо них создаются округа. Цель этих действий благая: приблизить управление к населению, однако, это не оправдывает себя. Особенности государственного развития. Происходит демократизация избирательного законодательства. Лишение избирательных прав проводилось на основе документальных свидетельства от компетентных органов: суда, финансового отдела, Одновременно смягчился диктат партии над процедурой выборов. Они стали проводиться из собрания: только они могли выдвигать кандидатов в советы, в итоге уже в первых выборах проведенных по новому законодательству доля коммунистов снизилась, было переизбрано множество председателей советов.  

                                                                                                                                    



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.