12.Особенности политического и государственного развития Галицко-Волынского княжества в период государственной раздробленности XII-XIV вв. 3 страница
49. Сословная политика самодержавия в первой половине XIX в.
Главная цель внутренней политики царского правительства в начале XIX в. состояла в том, чтобы усилить Россию как великую державу, по праву занимавшую одно из ведущих мест среди европейских государств. Отождествляя Россию с самодержавием, императоры Александр I (1801-1825) и Николай I (1825-1855) стремились, с одной стороны, укрепить существующую экономическую и социально-политическую систему, а с другой - усовершенствовать ее в соответствии с потребностями времени. Поэтому в методах проведения внутренней политики некоторые нововведения сочетались с мероприятиями, консервировавшими прежнее социально-политическое устройство России. В целом же во внутренней политике первой половины XIX в. доминировала тенденция, направленная на сохранение абсолютизма, привилегированного положения дворянства и крепостного состояния крестьян, поддержку православной церкви, подавление инакомыслия и антиправительственных действий.
Важным рубежом во внутренней политике стал 1825 г., так как восстание декабристов привело к усилению ее реакционного характера.
Три проблемы: структура государственного управления, взаимоотношения помещиков и крестьян, система образования - занимали центральное место во внутренней политике первой половины XIX в. Решение первого вопроса правительство видело в углублении централизации административного аппарата, в создании кадров образованных, профессионально грамотных чиновников, преданных лично императору и материально зависящих от получаемого жалованья. При решении крестьянского вопроса главное состояло в том, чтобы снять социальную напряженность в деревне, ликвидировать возможность крестьянских выступлений. Для этого необходимо было уничтожить наиболее уродливые проявления крепостничества, тормозившие экономическое развитие страны, вызывавшие протест передовой общественности и позорившие Россию перед Западной Европой. О развитии образования правительство заботилось лишь постольку, поскольку это могло бы способствовать, во-первых, упрочению самодержавия и привилегированного положения дворянства, а, во-вторых, модернизации экономики, обеспечивающей обороноспособность страны и возможность проведения активной внешней политики.
Дискуссии при дворе и в обществе, принятие отдельных указов и проведение мероприятий по этим трем направлениям не изменили в первой половине XIX в. экономического и социально-политического строя России. Она осталась самодержавно-крепостнической страной, в которой власть опиралась на военно-полицейскую силу и на церковь, призывавшую подданных к беспрекословной покорности.
|
50. Учреждение министерств и Комитета министров в начале XIX в.
В начале XIX в. в России на смену коллегиям пришли министерства. В соответствии с царским манифестом «Об учреждении министерств», опубликованным в 1802 г., было создано восемь министерств: военных сухопутных сил, финансов, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, коммерции, народного просвещения. Два из них были новыми и не имели предшественников, это Министерство внутренних дел и министерство народного просвещения. На министерство внутренних дел кроме поддержания порядка в стране возлагалось обязанность по управлению государственной промышленностью и строительством. Министерство просвещения решало задачи идеологической обработки масс, воспитания их в духе преданности царизму, а также подготовки кадров для государственного аппарата. Ему подчинялись Академия наук, университеты и другие учебные заведения, типографии частные и государственные, библиотеки и музеи, оно осуществляло цензуру над издававшейся литературой.
В соответствии с манифестом министры должны были ежегодно представлять в Сенат отчет о своей деятельности. Но фактически они несли ответственность перед императором.
Издание в 1811 г. “Общего учреждения министерств”, составленного при непосредственном участии М. М. Сперанского, завершило оформление министерской системы управления в России. Министрам вверялась исполнительная власть в пределах деятельности порученных им министерств. Устанавливалась, что все министры подчинялись императору. Министры и их помощники, называвшиеся “товарищами министра”, назначались царем, другие
высшие чиновники утверждались императором по представлениям министров, а низшие назначались министрами. Аппарат министерств подразделялся на департаменты и канцелярии, возглавлявшиеся директорами. Наиболее важные дела рассматривались Советом при министре - совещательным органом, куда входили товарищи министра и директора департаментов.
Число министерств и приравненных к ним учреждений увеличивалось. Были созданы: Министерство полиции (вскоре упраздненное), государственное казначейство, Ревизия государственных счетов, Главное управление путей сообщения, главное управление духовных дел исповеданий.
С созданием министерств начал оформляться и новый орган - Комитет министров. В Манифесте 1802 г. не было четкой регламентации его деятельности, а лишь упоминалось, что министры могли собираться вместе для решения сложных вопросов. Полномочия и формы деятельности Комитета министров вырабатывались на практике. Комитет министров рассматривал вопросы, относящиеся к компетенции нескольких министерств и поэтому требовавшие совместного обсуждения министров. Председательствовал на его заседаниях император.
В 1812 г. Комитет министров получил законодательное оформление. В его состав вошли не только министры, но и председатели департаментов Государственного совета, государственный секретарь и другие лица в соответствии с назначением императора. Комитет министров рассматривал различные вопросы управления страной, ежегодные отчеты министров, дела о спокойствии и безопасности” страны, проекты законов, дела о награжденных и взысканиях чиновников и т. д. со второй четверти XIX в., с усилением роли царской канцелярии, значение Комитета министров стало падать.
|
51. Учреждение Государственного совета в начале XIX в.
Учрежден царским манифестом в 1810 г. и просуществовал с некоторыми изменениями до 1917 г. Инициатором создания является М. М. Сперанский. Задуман как законосовещательный орган, разрабатывавший проекты законодательных актов, которые получали юридическую силу после утверждения императором.
Членами ГС являлись крупные чиновники и помещики, и общее их число колебалось в различные годы от 40 до 80 человек. Председательствовал в ГС император, в случае своего отсутствия он назначал председательствующего из членов ГС.
ГС состоял из пяти департаментов: законов, дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии, дел царства Польского. Последний департамент был создан после польского восстания 1830-1831 гг.
Собирались и общие собрания ГС. Делопроизводство велось канцелярией, которую возглавлял государственный секретарь.
ГС осуществлял свою первоначальную задачу - подготовку законопроектов - недолгое время. Со второй четверти XIX в. законопроекты стали разрабатываться в царской канцелярии, министерствах, специальных комитетах. Обсуждение их в Государственном совете стало носить формальный характер.
В 1810 - 11 г. была произведена самая крупная и наиболее последовательно задуманная из когда-либо высших в России реформа всего управления, не доведенная, однако, до конца, вследствие чего вновь учрежденные установления оказались несогласованными с губернскими и с теми центральными учреждениями, которых реформа не коснулась. Чтобы разобраться в системе центральных учреждений России, целиком (кроме судебных) унаследованных нами от той эпохи и с того времени подвергшихся лишь несущественным изменениям, необходимо не упускать из виду того общего плана, которым определялось их взаимное отношение. Как уже указано выше, план этот сводился к следующему: органом законодательной власти являлась выборная Государственная дума, судебной - судебный Сенат, исполнительной - министерства, объединяемые правительствующим Сенатом. Все части управления соединялись в Государственном совете и через него восходили к Верховной власти. Комитет министров предполагалось упразднить. Приведен в исполнение этот план был только относительно Государственного совета и министерств, преобразованных, в виду дальнейших реформ, законодательными актами 25 июля 1810 г. и 25 июня 1811 г. Таким образом основная идея, которая определяла организацию государственного совета и его отношение к другим учреждениям, потеряла практическое значение, и Государственный совет оказался несогласованным с другими центральными установлениями, кроме министерств; известный modus vivendi выработался между ними лишь мало-помалу, путем прецедентов и обычаев. Первоначально Государственный совет был учреждением и законовещательным, и административным, и судебным. Это последняя функция сократилась, и весьма существенно, раньше других.
| | | 52. Собственная его императорского величества канцелярия и ее отделения.
«СЕВК»постепенно приобретала особое значение, оттесняя на второй план Государственный совет. Она была органом, связывавшим царя с правительственными учреждениями по всем важнейшим вопросам государственного управления. Во второй четверти XIX в. эта канцелярия превратилась в непосредственный аппарат при царе и рассматривала все важнейшие вопросы жизни страны. Аппарат канцелярии разрастался, его структура усложнялась, появлялись ее подразделения: Первое, Второе и Третье отделения (с 1826 г. ), Четвертое (с 1828 г. ), Пятое (с 1836 г. ) и Шестое (с1842 г. ).
Первое отделение осуществляло контроль над министерствами, готовило законопроекты, ведало назначением и увольнением высших чиновников (с одобрения и утверждения царя). Перед вторым отделением была поставлена задача кодификации законов. Мрачную известность получило Третье отделение, созданное для борьбы с революционным движением в стране. Ее компетенция была обширной: руководство полицией, борьба с революционерами, сектантами и раскольниками; высылка и размещение «людей подозрительных»; управление тюрьмами, в которых находились «государственные преступники»; наблюдение за всеми иностранцами в государстве. Четвертое отделение занималось благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями. Пятое отделение было создано для разработки проекта реформ управления государственными крестьянами. Существовавшее с 1842 по 1845 г. Шестое отделение занималось подготовкой предложений по управлению Кавказом.
53. Составление Полного собрания законов Российской империи.
Предпринимавшиеся ранее попытки кодификации права в России терпели неудачу. Однако необходимость в кодификации ощущалась все острее. С 1649 года, т. е. со времени принятия СУ, накопилось значительное количество актов, находившихся в ряде случаев в противоречии друг с другом и не отражавших в достаточной мере потребностей общественно-экономического развития.
Очередная попытка кодификации была предпринята в 1804 году. Комиссия под руководством М. М. Сперанского создала проекты гражданского, уголовного и торгового уложений. Но уложения эти не были приняты, так как реакционное дворянство усмотрело в них влияние законодательства французской революции, в первую очередь, французского гражданского кодекса 1804 года.
В 1826 году работа по кодификации возобновилась. М. М. Сперанский, фактически руководивший кодификацией, предложил составить Полное собрание законов Российской империи, расположив законодательные акты в хронологическом порядке. Предстояло выявить и собрать значительное количество законодательных актов. После 1649 года в России не осуществлялась ни официальная, ни частная публикация собраний законов. Многие законы вообще не публиковались, а размножались путем переписывания. Таких актов было обнаружено свыше 2 тыс. Составители проделали колоссальную работу по выявлению нормативных актов, их сличению, отбору. В составленный реестр отобранных актов вошло 53 239 наименований. К 1830 году Полное собрание законов Российской империи было подготовлено, а в апреле 1830 года напечатано. Оно включало 40 томов законов (330 920 актов) и 6 томов приложений (указатели, книга чертежей и рисунков и т. д. ).
|
54. Составление Свода законов Российской империи.
Одновременно велась работа по составлению Свода действующих законов. В 1832 году Свод законов Российской империи был опубликован и введен в действие с 1835 года. В Свод были включены лишь действующие акты: некоторые законы подверглись сокращению; из противоречащих друг другу актов составители выбрали позднейшие. Составители стремились расположить акты по определенной системе, соответствовавшей отраслям права. Свод законов делился на восемь главных разделов, охватываемых 15 томами. В 1854 году вышло второе издание Свода законов, а в 1857 году — третье. Будучи в своей основе феодально-крепостническим, Свод законов учитывал в некоторой степени интересы развивающейся буржуазии. Кодификация русского права имела большое значение. Она привела к формированию специальных отраслей законодательства: гражданского, уголовного и других, что явилось важным этапом в создании отраслей права. Вместе с тем в Своде содержалось много устаревших норм. В 1836 году была начата работа по созданию нового уголовного кодекса. В 1845 году было утверждено «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных».
55. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
Свод законов излагал нормы уголовного права в книге первой XV тома. Книга состояла из 11 разделов, разделы — из глав, главы делились на статьи (всего было 765 статей). Здесь впервые были выделены Общая и Особенная части.
Хотя т. XV Свода законов и знаменовал собою значительный шаг в развитии русского уголовного права и его систематизации, все же в нем было много несогласованных и противоречивых норм и статей, и его отсталость обнаружилась с полной очевидностью вскоре после опубликования Свода законов.
Руководство новой кодификацией уголовного права было поручено М. М. Сперанскому, но работа по подготовке нового уголовного кодекса была завершена уже после его смерти.
Подготовленный проект был рассмотрен Государственным советом, утвержден императором в 1845 году и введен в действие с 1846 года. Новый кодекс получил название «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных». Уложение подразделялось на разделы, разделы — на главы, а главы — на статьи (всего было 2224 статьи). Некоторые главы подразделялись еще и на отделения. Количество статей в новом кодексе увеличилось по сравнению с законами 1832 года втрое. Судебные органы в приговорах по делам, рассмотренным после 1 мая 1846 г., должны были ссылаться только на нормы нового Уложения.
В начале Уложения шли нормы, относящиеся к Общей части. Понятие преступления, заимствованное из т. XV Свода законов, формулировалось более развернуто. В Уложении не было четкой грани между понятиями «преступление» и «проступок». Сроки давности устанавливались лишь для преступлений. В Уложении устанавливались формы вины, стадии совершения преступления, виды соучастия, обстоятельства, смягчающие или отягчающие вину, устраняющие уголовную ответственность. Уголовная ответственность наступала с 7 лет.
| 55. 1 Незнание закона не освобождало от наказания. Уложение применялось ко всем российским подданным. Из него были выделены дела, подсудные духовному суду и военным судам. Иностранные подданные, не имевшие дипломатического иммунитета, также судились по Уложению за преступления, совершенные в Российском государстве.
Система преступлений по Уложению была более сложной. Вначале традиционно шли преступления против веры. Значительное место уделялось государственным преступлениям. При этом покушение, преступное действие и даже умысел свергнуть императора карались лишением всех прав состояния и смертной казнью. За участие в восстании также полагались лишение всех прав состояния и смертная казнь. Составление и распространение письменных и печатных сочинений с целью «возбудить к бунту» каралось лишением всех прав состояния и ссылкой на каторжные работы в крепость на срок от 8 до 10 лет. При этом лицам, не освобожденным от телесных наказаний, дополнительно назначались от 50 до 60 ударов плетью и клеймение.
Специальные разделы были посвящены преступлениям против порядка управления, должностным преступлениям, появились новые статьи «О неповиновении фабричных и заводских людей». Особенно сурово наказывались организованные выступления рабочих. Явное неповиновение фабричных и заводских людей владельцу или управляющему заводом каралось как восстание против властей, т. е. смертной казнью. Предусматривались наказания и против участников забастовок. Виновные подвергались аресту: «зачинщики» — на срок от 3 недель до 3 месяцев, «прочие» — от 7 дней до 3 недель.
Раздел «О преступлениях и проступках против законов о состояниях» предусматривал защиту сословных прав и привилегий, охраняя и закрепляя сословное разделение людей в обществе. Всякое намерение лица скрыть свою принадлежность к определенному сословию наказывалось лишением всех прав состояния и ссылкой в Сибирь на поселение, при этом лица, не освобожденные от телесных наказаний, подвергались наказанию плетьми от 10 до 20 ударов. В этом разделе имелось специальное отделение «О преступлениях крепостных людей против своих господ». Выступления крепостных крестьян против своих господ приравнивались к восстанию против правительства. Любое неповиновение помещику влекло для крепостного наказание розгами от 20 до 50 ударов. За подачу жалобы на своих помещиков крепостные крестьяне наказывались розгами до 50 ударов. Переход крестьян от одного владельца к другому и переход «в другое состояние» без воли помещика наказывался розгами от 30 до 60 ударов.
В особом разделе содержались нормы, относившиеся к преступлениям против жизни, здоровья, свободы и чести частных лиц. Умышленное убийство наказывалось лишением всех прав состояния и ссылкой на каторжные работы либо пожизненно, либо " на длительные сроки.
Обширный раздел был посвящен преступлениям против собственности частных лиц. Насильственное завладение чужим недвижимым имуществом (землей, домом и т. д. ), осуществленное вооруженными людьми, наказывалось лишением всех прав состояния и ссылкой в Сибирь. Умышленный поджог какого-либо обитаемого здания влек наказание, связанное с лишением всех прав состояния и ссылкой на каторжные работы в крепость на срок от 8 до 10 лет. Наказание увеличивалось, если здание принадлежало церкви, императору или членам его фамилии. Разбой, грабеж наказывались лишением всех прав состояния и ссылкой на каторжные работы в крепостях, заводах, рудниках на различные сроки или пожизненно.
Виновные в краже наказывались в зависимости от обстоятельств совершения преступления ссылкой, заключением в работные дома, отдачей в исправительные арестантские роты и битьем розгами.
В Уложении вводилась довольно сложная система наказаний.
| 55. 2 Все наказания делились на два разряда:
наказания уголовные и наказания исправительные. Каждый из разрядов подразделялся на несколько родов и степеней. Создавалась своеобразная «лестница наказаний».
К наказаниям уголовным относились: лишение всех прав состояния в сочетании либо со смертной казнью, либо со ссылкой на каторжные работы, либо со ссылкой на поселение в Сибирь или на Кавказ. К этому еще добавлялось битье плетьми для лиц, не освобожденных от телесных наказаний. Осужденных на каторгу клеймили. На лбу и щеках у них ставилось слово «кат» (каторжный).
Лишение всех прав состояния означало потерю всех привилегий, связанных с принадлежностью к определенному сословию, прекращение супружеских отношений, лишение прав собственности на имущество (оно переходило к наследникам), лишение родительских прав.
К наказаниям исправительным относились: ссылка, отдача в исправительные арестантские роты, заключение в крепость, тюрьму, смирительные или работные дома, кратковременный арест, выговор в присутствии суда, денежные взыскания. К этим наказаниям обычно добавлялись наказания розгами для лиц, не освобожденных от телесных наказаний.
В Уложении нашел отражение классовый подход государства к преступникам. Например, администрация тюрьмы могла принуждать к работам лишь «мещан и крестьян», а лица других «состояний» могли работать по собственному желанию. Дворяне и чиновники, подвергнутые кратковременному аресту, могли отбывать его и дома, в то время как все другие — только в полицейских органах.
Дворяне, духовенство, почетные граждане, купцы первой и второй гильдий, феодалы других народностей освобождались от наложения клейма, заключения в оковы, наказания плетьми, шпицрутенами, палками, розгами.
|
56. Гражданское право по Своду законов 1832 г.
Гражданское право. В первой половине XIX в. законодательство в области гражданского права стало развиваться более интенсивно, что в определенной степени объяснялось усилением темпов развития промышленности и торговли.
Действовавшее гражданское законодательство было систематизировано в Х томе Свода законов.
Значительное внимание уделялось в Своде законов укреплению права собственности. Имущество делилось на недвижимое и движимое. Недвижимое имущество подразделялось на «благоприобретенное» и родовое.
В ст. 262 ч. I т. Х Свода законов впервые в русском законодательстве было дано понятие права собственности.
Значительное место было отведено обязательственному праву, что вызывалось развитием товарно-денежных отношений. Договоры заключались по взаимному соглашению договаривающихся сторон. Предметом договора могли быть имущество или «действия лиц». Договоры можно было заключать как письменно, так и устно, но для некоторых договоров (займа, дарения, залога недвижимого имущества, поклажи и т. д. ) требовалась письменная форма. Всякий договор, «правильно составленный», подлежал исполнению. Закон предусматривал следующие средства обеспечения договоров: 1) поручительство, 2) неустойка, 3) залог недвижимого имущества, 4) заклад движимого имущества.
Договор мены. Запрещалась мена недвижимого имущества, кроме отдельных случаев. Мена движимого имущества не ограничивалась.
Договор купли-продажи мог совершаться как самим собственником, так и другими лицами «по доверенности». Если продавец являлся собственником, (запрещалась продажа их лицам «недворянского происхождения»). Продажа недвижимого имущества совершалась посредством оформления купчих крепостей, составление которых подробнейшим образом регламентировалось законом.
В этот период возник договор запродажи. Оформлялся на гербовой бумаге, заносился в спец. книгу.
Договор имущественного найма. Недвижимое имущество запрещалось сдавать внаем на срок свыше 12 лет. Договор найма недвижимого имущества, мореходных и речных судов оформлялся письменно. Договор найма движимого имущества мог заключаться и «словесно».
Договоры поставки и подряда рассматривались законодателем вместе. Самостоятельного договора перевозки еще не было.
Договор займа мог заключаться под проценты, но в размере не более 6% годовых. Он мог составляться домашним порядком и нотариальным. Договор займа признавался недействительным: если он был подложным, при игре в карты, во вред кредиторам. Заемные письма могли передаваться.
Договор ссуды имущества. Договор ссуды имущества носил безвозмездный характер.
Значительное место отводилось регламентированию договора товарищества, что отвечало интересам буржуазии. Товарищества составлялись из лиц, объединившихся в единую организацию и действовавших под общим именем. Товарищества могли создаваться «по торговле, по застрахованию, по перевозкам и вообще по какой бы то ни было промышленности». Различались товарищества трех видов: 1) товарищество полное; 2) товарищество на вере; 3) товарищество «по участкам».
| Полное товарищество составлялось из двух или нескольких лиц, объединивших свой капитал. В товарищество на вере входили также вкладчики, вверявшие ему определенную сумму капиталов. Товарищество «по участкам» (акционерная компания) составлялось из многих лиц, соединивших определенные суммы («складочный капитал»). Различной была и ответственность разных товариществ. В полном товариществе его члены отвечали за все свои долги всем своим имуществом, как движимым, так и недвижимым, в товариществе на вере — всем имуществом, а вкладчики — только наличным вложенным капиталом. Акционерная компания несла ответственность лишь в пределах «складочного капитала».
Договор личного найма. Ограничения сохранились. Так, государственные крестьяне не могли наниматься без паспортов, а помещичьи крестьяне, кроме того, без разрешения помещиков; замужние женщины — без разрешения мужей и т. п. Срок договора устанавливался до пяти лет.
| | | | | | | | | | | |
57. Семейное, наследственное право в первой половине XIX в.
Семейное право.
Книга первая Свода законов «О правах и обязанностях семейных» регулировала семейно-брачные отношения. Устанавливался брачный возраст для мужчин — в 18 лет, для женщин — в 16 лет. Лицам старше 80 лет вступать в брак запрещалось. Заключение брака зависело не только от согласия вступавших в брак, но и от согласия их родителей, опекунов или попечителей. Лица, состоявшие на военной или гражданской службе, должны были иметь письменное согласие начальства на их брак. Помещичьи крестьяне не могли вступать в брак без разрешения владельца. Запрещались браки христиан с не христианами. Кроме того, запрещалось вступать в четвертый брак, а также в новый без расторжения прежнего.
Законным браком считался лишь церковный брак. Расторжение брака разрешалось в немногих случаях и производилось только церковью. Общественный статус жены определялся статусом мужа. Жена находилась в неравном, подчиненном положении. «Жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства; пребывать к нему в любви, почтении и в неограниченном послушании, оказывать ему всякое угождение и привязанность как хозяйка дома», — говорилось в ст. 78 Свода законов. Жена обязана была «преимущественным повиновением воле своего супруга», хотя при этом и не освобождалась от обязанностей в отношении своих родителей (ст. 79). В имущественных же отношениях супруги были независимы. Приданое жены, а также «имение, приобретенное чрез куплю, дар, наследство или иным законным способом», признавалось отдельной собственностью. Супруги могли распоряжаться своим имуществом независимо друг от друга.
Дети делились на законных, рожденных в «законном браке», и незаконных, рожденных вне брака. Незаконные дети не имели права на фамилию отца и на наследование его имущества.
Наследственное право. Имущество переходило к наследникам либо по завещанию, либо по закону. Духовное завещание должно было составляться «в здравом уме и твердой памяти» лицами не моложе 21 года, «имеющими по законам право отчуждать свое имущество». Для завещания обязательной была письменная форма.
При отсутствии завещания имущество переходило к наследникам по закону. Ближайшее право наследования имели родственники мужского пола по нисходящей линии, т. е. сыновья умершего. Если не было сыновей, наследниками становились внуки, при отсутствии внуков — правнуки и т. д. Дочь при живых братьях получала 1/14 часть недвижимого имущества и 1/8 часть движимого. При отсутствии нисходящих наследников мужского пола к наследованию призывались нисходящие наследники женского пола: дочери, внучки и т. д. Если не было нисходящих наследников, наследство переходило к родственникам по боковой линии. При отсутствии таких родственников наследниками становились родители. Переживший супруг получал из недвижимого имущества 1/7 часть, а из движимого — 1/4.
| 58. Подготовка крестьянской реформы 1861 г.
К причинам реформы относят:
- промышленную революцию;
- изменение социальной структуры русского общества (появляются капиталисты, формируется институт наемных рабочих);
- крымская война (России показали, что она является страной второго сорта);
- общественное мнение (осуждение крепостничества);
- смерть Николая I.
Особенности крепостничества:
1. Документов о крепостничестве не было. И если в странах Европы оно исчезло естественным путем, то в России становится государственной задачей.
2. Во всех странах Европы крепостнические отношения были разнообразными, т. е. отношения крепостничества наблюдались в разных сословиях и в соответствии с этим крепостные имели разные права. В России государство само формирует единое сословие.
Император пытается подать свои действия как ответ на предложения прибалтийского дворянства. Способ решения – создание секретного комитета, но тяжесть работы перенесена в губернские комитеты, т. е. работа на местах. Комитеты создали в 45 губерниях. В 1858 г. создали главный комитет по крестьянскому делу, его возглавил, по Российской традиции, император. Ведущая роль в организации работы принадлежала министерству внутренних дел, при котором создан специальный земский собор. В главном комитете работали 2 редакционные комиссии, которые и подготовили все документы.
Юридический результат реформы в современной литературе оценивают высоко. Поскольку законодательство, созданное в данный период, учитывает все предыдущее русское законодательство о крестьянах и развивает положение обычного права. Второе обстоятельство юридической ценности это то, что механизм творческого применения законов во Франции и Пруссии был заимствован Россией.
| 59. Положения Манифеста 19 февраля 1861 г. Формы землевладения. Правовое положение крестьян.
В итоге реформы подготовили 19 законодательных актов, которые либо относились к отдельным территориям, либо регулировали отдельные вопросы (например, положение о выкупе).
Две основные идеи реформы:
немедленное исполнение законов после их опубликования;
решение о земельных наделах откладывалось, крестьяне переводились во временно обязанное состояние, отношения с помещиками (теперь только земельные) регулировались уставными грамотами, в которых фиксировались права и обязанности сторон, условия, размер и сроки выкупа.
Документы разочаровавшие население, по которым:
землю не получили кто ее не имел. Помещикам разрешалось в замен выкупа забирать у крестьян по одной десятине на душу. Размер надела имел разную цену: первые десятины стоили дороже, большие – дешевле. Это сделали потому, что бы у крестьян осталось больше земли, поскольку выкупать больше земли было выгоднее.
не была установлена частная собственность на землю. Особое ограничение земельного права было у крестьян.
Меры по формированию гражданского общества, всё население приобретает почти единые права в обществе. Хотя даже в крестьянской среде наблюдалось расслоение.
Это было переломное время, когда царствовал Александр II. Он в отличие от отца понимал, что крепостное право лучше отменить сверху, чем ждать пока его отменят снизу, в связи с чем был создан особый секретный комитет по крестьянским вопросам (по изменению жизни и быта крестьян ). Постепенно пришли к выводу о выносе подобных вопросов на широкое обсуждение, для подготовки общественного мнения. Были созданы комитеты подобные секретному, но не секретные, по всем губерниям, а в конце появились реабилитационные комиссии готовившие закон об отмене.
Этот закон был принят 18 февраля 1861 года, а наряду с ним были приняты еще с десяток других законов регламентирующих порядок раскрепощения крестьян причет только крестьян принадлежащих дворянам (о царских и дворцовых крестьянах ничего не говорилось ).
Содержание этих документов было таково:
1). крестьяне получали личную свободу
свободу передвижения, которая конечно была не полной, так как освободившись от помещиков 2). они стали зависимы от крестьянских общин
3). получили право на образование, кроме особо привилегированных учебных заведений
4). заниматься государственной службой
Но вопрос о земле не был решен сразу.
5). крестьяне находятся на положении временно обязанных до тех, пор, пока не выкупали себе надел земли, объем работ или оброк оговаривался законом и законом же регулировался размер надела и размер платы, зависящий от оброка. Если возникали споры, то нужно было идти к мировому посреднику (специально созданная должность для решения подобных вопросов). Если крестьянин не мог выкупить весь надел, то он выплачивал часть, а остальную – государство (которое имело процент с крестьянина).
|
|