Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





12.Особенности политического и государственного развития Галицко-Волынского княжества в период государственной раздробленности XII-XIV вв. 3 страница



49. Сословная политика самодержавия в первой половине XIX в.

Главная цель внутренней политики царского правительства в начале XIX в. состояла в том, чтобы усилить Россию как великую державу, по праву занимавшую одно из ведущих мест среди европейских государств. Отождествляя Россию с самодержавием, императоры Александр I (1801-1825) и Николай I (1825-1855) стремились, с одной стороны, укрепить существующую экономическую и социально-политическую систему, а с другой - усовершенствовать ее в соответствии с потребностями времени. Поэтому в методах проведения внутренней политики некоторые нововведения сочетались с мероприятиями, консервировавшими прежнее социально-политическое устройство России. В целом же во внутренней политике первой половины XIX в. доминировала тенденция, направленная на сохранение абсолютизма, привилегированного положения дворянства и крепостного состояния крестьян, поддержку православной церкви, подавление инакомыслия и антиправительственных действий.

Важным рубежом во внутренней политике стал 1825 г., так как восстание декабристов привело к усилению ее реакционного характера.

Три проблемы: структура государственного управления, взаимоотношения помещиков и крестьян, система образования - занимали центральное место во внутренней политике первой половины XIX в. Решение первого вопроса правительство видело в углублении централизации административного аппарата, в создании кадров образованных, профессионально грамотных чиновников, преданных лично императору и материально зависящих от получаемого жалованья. При решении крестьянского вопроса главное состояло в том, чтобы снять социальную напряженность в деревне, ликвидировать возможность крестьянских выступлений. Для этого необходимо было уничтожить наиболее уродливые проявления крепостничества, тормозившие экономическое развитие страны, вызывавшие протест передовой общественности и позорившие Россию перед Западной Европой. О развитии образования правительство заботилось лишь постольку, поскольку это могло бы способствовать, во-первых, упрочению самодержавия и привилегированного положения дворянства, а, во-вторых, модернизации экономики, обеспечивающей обороноспособность страны и возможность проведения активной внешней политики.

Дискуссии при дворе и в обществе, принятие отдельных указов и проведение мероприятий по этим трем направлениям не изменили в первой половине XIX в. экономического и социально-политического строя России. Она осталась самодержавно-крепостнической страной, в которой власть опиралась на военно-полицейскую силу и на церковь, призывавшую подданных к беспрекословной покорности.

50. Учреждение министерств и Комитета министров в начале XIX в.

В начале XIX в. в России на смену коллегиям пришли министерства. В соответствии с царским манифестом «Об учреждении министерств», опубликованным в 1802 г., было создано восемь министерств: военных сухопутных сил, финансов, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, коммерции, народного просвещения. Два из них были новыми и не имели предшественников, это Министерство внутренних дел и министерство народного просвещения. На министерство внутренних дел кроме поддержания порядка в стране возлагалось обязанность по управлению государственной промышленностью и строительством. Министерство просвещения решало задачи идеологической обработки масс, воспитания их в духе преданности царизму, а также подготовки кадров для государственного аппарата. Ему подчинялись Академия наук, университеты и другие учебные заведения, типографии частные и государственные, библиотеки и музеи, оно осуществляло цензуру над издававшейся литературой.

В соответствии с манифестом министры должны были ежегодно представлять в Сенат отчет о своей деятельности. Но фактически они несли ответственность перед императором.

Издание в 1811 г. “Общего учреждения министерств”, составленного при непосредственном участии М. М. Сперанского, завершило оформление министерской системы управления в России. Министрам вверялась исполнительная власть в пределах деятельности порученных им министерств. Устанавливалась, что все министры подчинялись императору. Министры и их помощники, называвшиеся “товарищами министра”, назначались царем, другие

высшие чиновники утверждались императором по представлениям министров, а низшие назначались министрами. Аппарат министерств подразделялся на департаменты и канцелярии, возглавлявшиеся директорами. Наиболее важные дела рассматривались Советом при министре - совещательным органом, куда входили товарищи министра и директора департаментов.

Число министерств и приравненных к ним учреждений увеличивалось. Были созданы: Министерство полиции (вскоре упраздненное), государственное казначейство, Ревизия государственных счетов, Главное управление путей сообщения, главное управление духовных дел исповеданий.

С созданием министерств начал оформляться и новый орган - Комитет министров. В Манифесте 1802 г. не было четкой регламентации его деятельности, а лишь упоминалось, что министры могли собираться вместе для решения сложных вопросов. Полномочия и формы деятельности Комитета министров вырабатывались на практике. Комитет министров рассматривал вопросы, относящиеся к компетенции нескольких министерств и поэтому требовавшие совместного обсуждения министров. Председательствовал на его заседаниях император.

В 1812 г. Комитет министров получил законодательное оформление. В его состав вошли не только министры, но и председатели департаментов Государственного совета, государственный секретарь и другие лица в соответствии с назначением императора. Комитет министров рассматривал различные вопросы управления страной, ежегодные отчеты министров, дела о спокойствии и безопасности” страны, проекты законов, дела о награжденных и взысканиях чиновников и т. д. со второй четверти XIX в., с усилением роли царской канцелярии, значение Комитета министров стало падать.

 

51. Учреждение Государственного совета в начале XIX в.

Учрежден царским манифестом в 1810 г. и просуществовал с некоторыми изменениями до 1917 г. Инициатором создания является М. М. Сперанский. Задуман как законосовещательный орган, разрабатывавший проекты законодательных актов, которые получали юридическую силу после утверждения императором.

Членами ГС являлись крупные чиновники и помещики, и общее их число колебалось в различные годы от 40 до 80 человек. Председательствовал в ГС император, в случае своего отсутствия он назначал председательствующего из членов ГС.

ГС состоял из пяти департаментов: законов, дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии, дел царства Польского. Последний департамент был создан после польского восстания 1830-1831 гг.

Собирались и общие собрания ГС. Делопроизводство велось канцелярией, которую возглавлял государственный секретарь.

ГС осуществлял свою первоначальную задачу - подготовку законопроектов - недолгое время. Со второй четверти XIX в. законопроекты стали разрабатываться в царской канцелярии, министерствах, специальных комитетах. Обсуждение их в Государственном совете стало носить формальный характер.

 

В 1810 - 11 г. была произведена самая крупная и наиболее последовательно задуманная из когда-либо высших в России реформа всего управления, не доведенная, однако, до конца, вследствие чего вновь учрежденные установления оказались несогласованными с губернскими и с теми центральными учреждениями, которых реформа не коснулась. Чтобы разобраться в системе центральных учреждений России, целиком (кроме судебных) унаследованных нами от той эпохи и с того времени подвергшихся лишь несущественным изменениям, необходимо не упускать из виду того общего плана, которым определялось их взаимное отношение. Как уже указано выше, план этот сводился к следующему: органом законодательной власти являлась выборная Государственная дума, судебной - судебный Сенат, исполнительной - министерства, объединяемые правительствующим Сенатом. Все части управления соединялись в Государственном совете и через него восходили к Верховной власти. Комитет министров предполагалось упразднить. Приведен в исполнение этот план был только относительно Государственного совета и министерств, преобразованных, в виду дальнейших реформ, законодательными актами 25 июля 1810 г. и 25 июня 1811 г. Таким образом основная идея, которая определяла организацию государственного совета и его отношение к другим учреждениям, потеряла практическое значение, и Государственный совет оказался несогласованным с другими центральными установлениями, кроме министерств; известный modus vivendi выработался между ними лишь мало-помалу, путем прецедентов и обычаев. Первоначально Государственный совет был учреждением и законовещательным, и административным, и судебным. Это последняя функция сократилась, и весьма существенно, раньше других.

 
  52. Собственная его императорского величества канцелярия и ее отделения. «СЕВК»постепенно приобретала особое значение, оттесняя на второй план Государственный совет. Она была органом, связывавшим царя с правительственными учреждениями по всем важнейшим вопросам государственного управления. Во второй четверти XIX в. эта канцелярия превратилась в непосредственный аппарат при царе и рассматривала все важнейшие вопросы жизни страны. Аппарат канцелярии разрастался, его структура усложнялась, появлялись ее подразделения: Первое, Второе и Третье отделения (с 1826 г. ), Четвертое (с 1828 г. ), Пятое (с 1836 г. ) и Шестое (с1842 г. ). Первое отделение осуществляло контроль над министерствами, готовило законопроекты, ведало назначением и увольнением высших чиновников (с одобрения и утверждения царя). Перед вторым отделением была поставлена задача кодификации законов. Мрачную известность получило Третье отделение, созданное для борьбы с революционным движением в стране. Ее компетенция была обширной: руководство полицией, борьба с революционерами, сектантами и раскольниками; высылка и размещение «людей подозрительных»; управление тюрьмами, в которых находились «государственные преступники»; наблюдение за всеми иностранцами в государстве. Четвертое отделение занималось благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями. Пятое отделение было создано для разработки проекта реформ управления государственными крестьянами. Существовавшее с 1842 по 1845 г. Шестое отделение занималось подготовкой предложений по управлению Кавказом. 53. Составление Полного собрания законов Российской империи. Предпринимавшиеся ранее по­пытки кодификации права в России терпели неудачу. Однако необходимость в кодификации ощущалась все острее. С 1649 года, т. е. со времени принятия СУ, накопилось значительное количество ак­тов, находившихся в ряде случаев в противоречии друг с другом и не отражавших в достаточной мере потребностей общественно-экономического развития. Очередная попытка кодификации была предприня­та в 1804 году. Комиссия под руководством М. М. Спе­ранского создала проекты гражданского, уголовного и торгового уложений. Но уложения эти не были приня­ты, так как реакционное дворянство усмотрело в них влияние законодательства французской революции, в первую очередь, французского гражданского кодекса 1804 года. В 1826 году работа по кодификации возобновилась. М. М. Сперанский, фактически руководивший кодифи­кацией, предложил составить Полное собрание законов Российской империи, расположив законодательные ак­ты в хронологическом порядке. Предстояло выявить и собрать значительное количество законодательных ак­тов. После 1649 года в России не осуществлялась ни официальная, ни частная публикация собраний зако­нов. Многие законы вообще не публиковались, а разм­ножались путем переписывания. Таких актов было об­наружено свыше 2 тыс. Составители проделали колос­сальную работу по выявлению нормативных актов, их сличению, отбору. В составленный реестр отобранных актов вошло 53 239 наименований. К 1830 году Пол­ное собрание законов Российской империи было подго­товлено, а в апреле 1830 года напечатано. Оно включало 40 томов законов (330 920 актов) и 6 томов прило­жений (указатели, книга чертежей и рисунков и т. д. ).  

54. Составление Свода законов Российской империи.

Одновременно велась работа по составлению Свода действующих законов. В 1832 году Свод законов Рос­сийской империи был опубликован и введен в дейст­вие с 1835 года. В Свод были включены лишь дей­ствующие акты: некоторые законы подверглись сокра­щению; из противоречащих друг другу актов состави­тели выбрали позднейшие. Составители стремились расположить акты по определенной системе, соответ­ствовавшей отраслям права. Свод законов делился на восемь главных разделов, охватываемых 15 томами. В 1854 году вышло второе издание Свода законов, а в 1857 году — третье. Будучи в своей основе феодаль­но-крепостническим, Свод законов учитывал в некото­рой степени интересы развивающейся буржуазии. Кодификация русского права имела большое значение. Она привела к формированию специальных отраслей законодательства: гражданского, уголовного и других, что явилось важным этапом в создании отраслей пра­ва. Вместе с тем в Своде содержалось много устарев­ших норм. В 1836 году была начата работа по созда­нию нового уголовного кодекса. В 1845 году было ут­верждено «Уложение о наказаниях уголовных и ис­правительных».

55. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.

Свод законов излагал нормы уго­ловного права в книге первой XV тома. Книга состоя­ла из 11 разделов, разделы — из глав, главы делились на статьи (всего было 765 статей). Здесь впервые были выделены Общая и Особенная части.

Хотя т. XV Свода законов и знаменовал собою зна­чительный шаг в развитии русского уголовного права и его систематизации, все же в нем было много несо­гласованных и противоречивых норм и статей, и его отсталость обнаружилась с полной очевидностью вско­ре после опубликования Свода законов.

Руководство новой кодификацией уголовного права было поручено М. М. Сперанскому, но работа по подго­товке нового уголовного кодекса была завершена уже после его смерти.

Подготовленный проект был рассмотрен Государ­ственным советом, утвержден императором в 1845 году и введен в действие с 1846 года. Новый кодекс полу­чил название «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных». Уложение подразделялось на разделы, разделы — на главы, а главы — на статьи (всего было 2224 статьи). Некоторые главы подразделялись еще и на отделения. Количество статей в новом кодек­се увеличилось по сравнению с законами 1832 года втрое. Судебные органы в приговорах по делам, рас­смотренным после 1 мая 1846 г., должны были ссы­латься только на нормы нового Уложения.

В начале Уложения шли нормы, относящиеся к Об­щей части. Понятие преступления, заимствованное из т. XV Свода законов, формулировалось более разверну­то. В Уложении не было четкой грани между понятия­ми «преступление» и «проступок». Сро­ки давности устанавливались лишь для преступле­ний. В Уложении устанавливались формы вины, ста­дии совершения преступления, виды соучастия, об­стоятельства, смягчающие или отягчающие вину, устраняющие уголовную ответственность. Уголовная ответственность наступала с 7 лет.

55. 1 Незнание закона не освобождало от наказания. Уложение применялось ко всем российским подданным. Из него были выде­лены дела, подсудные духовному суду и военным су­дам. Иностранные подданные, не имевшие диплома­тического иммунитета, также судились по Уложению за преступления, совершенные в Российском государ­стве.

Система преступлений по Уложению была более сложной. Вначале традиционно шли преступления против веры. Значительное место уделялось государ­ственным преступлениям. При этом покушение, пре­ступное действие и даже умысел свергнуть императора карались лишением всех прав состояния и смертной казнью. За участие в восстании также полагались ли­шение всех прав состояния и смертная казнь. Соста­вление и распространение письменных и печатных со­чинений с целью «возбудить к бунту» каралось лише­нием всех прав состояния и ссылкой на каторжные ра­боты в крепость на срок от 8 до 10 лет. При этом ли­цам, не освобожденным от телесных наказаний, допол­нительно назначались от 50 до 60 ударов плетью и клеймение.

Специальные разделы были посвящены преступле­ниям против порядка управления, должностным пре­ступлениям, появились новые статьи «О неповиновении фа­бричных и заводских людей». Особенно сурово наказы­вались организованные выступления рабочих. Явное неповиновение фабричных и заводских людей владель­цу или управляющему заводом каралось как восстание против властей, т. е. смертной казнью. Предусматривались на­казания и против участников забастовок. Виновные подвергались аресту: «зачинщики» — на срок от 3 недель до 3 месяцев, «прочие» — от 7 дней до 3 недель.

Раздел «О преступлениях и проступках против за­конов о состояниях» предусматривал защиту сослов­ных прав и привилегий, охраняя и закрепляя сослов­ное разделение людей в обществе. Всякое намерение лица скрыть свою принадлежность к определенному сословию наказывалось лишением всех прав состояния и ссылкой в Сибирь на поселение, при этом лица, не освобожденные от телесных наказаний, подвергались наказанию плетьми от 10 до 20 ударов. В этом разделе имелось специальное отделение «О преступлениях кре­постных людей против своих господ». Выступления крепостных крестьян против своих господ приравнива­лись к восстанию против правительства. Любое непо­виновение помещику влекло для крепостного наказа­ние розгами от 20 до 50 ударов. За подачу жалобы на своих помещиков крепостные крестьяне наказывались розгами до 50 ударов. Переход крестьян от одного вла­дельца к другому и переход «в другое состояние» без воли помещика наказывался розгами от 30 до 60 ударов.

В особом разделе содержались нормы, относившие­ся к преступлениям против жизни, здоровья, свободы и чести частных лиц. Умышленное убийство наказыва­лось лишением всех прав состояния и ссылкой на ка­торжные работы либо пожизненно, либо " на длитель­ные сроки.

Обширный раздел был посвящен преступлениям против собственности частных лиц. Насильственное завладение чужим недвижимым имуществом (землей, домом и т. д. ), осуществленное вооруженными людь­ми, наказывалось лишением всех прав состояния и ссылкой в Сибирь. Умышленный поджог какого-либо обитаемого здания влек наказание, связанное с ли­шением всех прав состояния и ссылкой на каторж­ные работы в крепость на срок от 8 до 10 лет. Наказание увеличивалось, если здание принадлежало церкви, императору или членам его фамилии. Раз­бой, грабеж наказывались лишением всех прав со­стояния и ссылкой на каторжные работы в крепо­стях, заводах, рудниках на различные сроки или по­жизненно.

Виновные в краже наказывались в зависимости от обстоятельств совершения преступления ссылкой, за­ключением в работные дома, отдачей в исправитель­ные арестантские роты и битьем розгами.

В Уложении вводилась довольно сложная система наказаний.

55. 2 Все наказания делились на два разряда:

наказания уголовные и наказания исправительные. Каждый из разрядов подразделялся на несколько ро­дов и степеней. Создавалась своеобразная «лестница наказаний».

К наказаниям уголовным относились: лишение всех прав состояния в сочетании либо со смертной каз­нью, либо со ссылкой на каторжные работы, либо со ссылкой на поселение в Сибирь или на Кавказ. К это­му еще добавлялось битье плетьми для лиц, не осво­божденных от телесных наказаний. Осужденных на каторгу клеймили. На лбу и щеках у них ставилось слово «кат» (каторжный).

Лишение всех прав состояния означало потерю всех привилегий, связанных с принадлежностью к опреде­ленному сословию, прекращение супружеских отноше­ний, лишение прав собственности на имущество (оно переходило к наследникам), лишение родительских прав.

К наказаниям исправительным относились: ссыл­ка, отдача в исправительные арестантские роты, за­ключение в крепость, тюрьму, смирительные или ра­ботные дома, кратковременный арест, выговор в при­сутствии суда, денежные взыскания. К этим наказани­ям обычно добавлялись наказания розгами для лиц, не освобожденных от телесных наказаний.

В Уложении нашел отражение классовый под­ход государства к преступникам. Например, адми­нистрация тюрьмы могла принуждать к работам лишь «мещан и крестьян», а лица других «состоя­ний» могли работать по собственному желанию. Дворяне и чиновники, подвергнутые кратковремен­ному аресту, могли отбывать его и дома, в то вре­мя как все другие — только в полицейских ор­ганах.

Дворяне, духовенство, почетные граждане, купцы первой и второй гильдий, феодалы других народностей освобождались от наложения клейма, заключения в оковы, наказания плетьми, шпицрутенами, палками, розгами.

 

56. Гражданское право по Своду законов 1832 г.

Гражданское право. В первой половине XIX в. зако­нодательство в области гражданского права стало раз­виваться более интенсивно, что в определенной степени объяснялось усилением темпов развития промышлен­ности и торговли.

Действовавшее гражданское законодательство было систематизировано в Х томе Свода законов.

Значительное внимание уделялось в Своде законов укреплению права собственности. Имущество делилось на недвижимое и движимое. Недвижимое имущество подразделялось на «благоприобретенное» и родовое.

В ст. 262 ч. I т. Х Свода законов впервые в рус­ском законодательстве было дано понятие права соб­ственности.

Значительное место было отведено обязательствен­ному праву, что вызывалось развитием товарно-денеж­ных отношений. Договоры заключались по взаимному соглашению договаривающихся сторон. Предметом до­говора могли быть имущество или «действия лиц». Договоры можно было заключать как письменно, так и устно, но для некоторых договоров (займа, дарения, залога недвижимого имущества, поклажи и т. д. ) тре­бовалась письменная форма. Всякий договор, «пра­вильно составленный», подлежал исполнению. Закон предусматривал следующие средства обеспечения дого­воров: 1) поручительство, 2) неустойка, 3) залог недви­жимого имущества, 4) заклад движимого имущества.

Договор мены. Запрещалась мена недвижимого имущества, кроме отдельных случаев. Мена движимого имущества не ограничивалась.

Договор купли-продажи мог совершаться как са­мим собственником, так и другими лицами «по дове­ренности». Если продавец являлся собственником, (запре­щалась продажа их лицам «недворянского происхож­дения»). Продажа недвижимого имущества соверша­лась посредством оформления купчих крепостей, соста­вление которых подробнейшим образом регламентиро­валось законом.

В этот период возник договор запродажи. Оформлялся на гербовой бумаге, заносился в спец. книгу.

Договор имущественного найма. Недвижимое иму­щество запрещалось сдавать внаем на срок свыше 12 лет. Договор найма недвижимого имущества, мореход­ных и речных судов оформлялся письменно. Договор найма движимого имущества мог заключаться и «словесно».

Договоры поставки и подряда рассматривались законодателем вместе. Самостоятельного договора пере­возки еще не было.

Договор займа мог заключаться под проценты, но в размере не более 6% годовых. Он мог составляться до­машним порядком и нотариальным. Договор займа признавался недействительным: если он был подлож­ным, при игре в карты, во вред кредиторам. Заемные письма могли передаваться.

 Договор ссуды имущества. Договор ссуды имуще­ства носил безвозмездный характер.

Значительное место отводилось регламентированию договора товарищества, что отвечало интересам бур­жуазии. Товарищества составлялись из лиц, объеди­нившихся в единую организацию и действовавших под общим именем. Товарищества могли создаваться «по торговле, по застрахованию, по перевозкам и вообще по какой бы то ни было промышленности». Различа­лись товарищества трех видов: 1) товарищество пол­ное; 2) товарищество на вере; 3) товарищество «по уча­сткам».

Полное товарищество составлялось из двух или нескольких лиц, объединивших свой капитал. В товарищество на вере входили также вкладчики, вве­рявшие ему определенную сумму капиталов. Товари­щество «по участкам» (акционерная компания) соста­влялось из многих лиц, соединивших определенные суммы («складочный капитал»). Различной была и от­ветственность разных товариществ. В полном товари­ществе его члены отвечали за все свои долги всем сво­им имуществом, как движимым, так и недвижимым, в товариществе на вере — всем имуществом, а вкладчи­ки — только наличным вложенным капиталом. Акцио­нерная компания несла ответственность лишь в преде­лах «складочного капитала».

Договор личного найма. Ограничения сохранились. Так, государ­ственные крестьяне не могли наниматься без паспор­тов, а помещичьи крестьяне, кроме того, без разреше­ния помещиков; замужние женщины — без разреше­ния мужей и т. п. Срок договора устанавливался до пя­ти лет.

                   

 

57. Семейное, наследственное право в первой половине XIX в. Семейное право. Книга первая Свода законов «О правах и обязанностях семейных» регулировала семейно-брачные отношения. Устанавливался брачный воз­раст для мужчин — в 18 лет, для женщин — в 16 лет. Лицам старше 80 лет вступать в брак запрещалось. За­ключение брака зависело не только от согласия всту­павших в брак, но и от согласия их родителей, опеку­нов или попечителей. Лица, состоявшие на военной или гражданской службе, должны были иметь пись­менное согласие начальства на их брак. Помещичьи крестьяне не могли вступать в брак без разрешения владельца. Запрещались браки христиан с не христианами. Кроме того, запрещалось вступать в четвертый брак, а также в новый без расторжения прежнего. Законным браком считался лишь церковный брак. Расторжение брака разрешалось в немногих случаях и производилось только церковью. Общественный статус жены определялся статусом мужа. Жена находилась в неравном, подчиненном положении. «Жена обязана по­виноваться мужу своему как главе семейства; пребы­вать к нему в любви, почтении и в неограниченном по­слушании, оказывать ему всякое угождение и привя­занность как хозяйка дома», — говорилось в ст. 78 Сво­да законов. Жена обязана была «преимущественным повиновением воле своего супруга», хотя при этом и не освобождалась от обязанностей в отношении своих ро­дителей (ст. 79). В имущественных же отношениях су­пруги были независимы. Приданое жены, а также «имение, приобретенное чрез куплю, дар, наследство или иным законным способом», признавалось отдель­ной собственностью. Супруги могли распоряжаться своим имуществом независимо друг от друга. Дети делились на законных, рожденных в «закон­ном браке», и незаконных, рожденных вне брака. Незаконные дети не имели права на фамилию отца и на наследование его имущества. Наследственное право. Имущество переходило к на­следникам либо по завещанию, либо по закону. Духов­ное завещание должно было составляться «в здравом уме и твердой памяти» лицами не моложе 21 года, «имеющими по законам право отчуждать свое имуще­ство». Для завещания обязательной была письменная форма. При отсутствии завещания имущество переходило к наследникам по закону. Ближайшее право наследования имели родственники мужского пола по нисходя­щей линии, т. е. сыновья умершего. Если не было сы­новей, наследниками становились внуки, при отсутст­вии внуков — правнуки и т. д. Дочь при живых брать­ях получала 1/14 часть недвижимого имущества и 1/8 часть движимого. При отсутствии нисходящих наслед­ников мужского пола к наследованию призывались нисходящие наследники женского пола: дочери, внуч­ки и т. д. Если не было нисходящих наследников, на­следство переходило к родственникам по боковой ли­нии. При отсутствии таких родственников наследника­ми становились родители. Переживший супруг полу­чал из недвижимого имущества 1/7 часть, а из движи­мого — 1/4.   58. Подготовка крестьянской реформы 1861 г. К причинам реформы относят:
  • промышленную революцию;
  • изменение социальной структуры русского общества (появляются капиталисты, формируется институт наемных рабочих);
  • крымская война (России показали, что она является страной второго сорта);
  • общественное мнение (осуждение крепостничества);
  • смерть Николая I.
Особенности крепостничества: 1. Документов о крепостничестве не было. И если в странах Европы оно исчезло естественным путем, то в России становится государственной задачей. 2. Во всех странах Европы крепостнические отношения были разнообразными, т. е. отношения крепостничества наблюдались в разных сословиях и в соответствии с этим крепостные имели разные права. В России государство само формирует единое сословие. Император пытается подать свои действия как ответ на предложения прибалтийского дворянства. Способ решения – создание секретного комитета, но тяжесть работы перенесена в губернские комитеты, т. е. работа на местах. Комитеты создали в 45 губерниях. В 1858 г. создали главный комитет по крестьянскому делу, его возглавил, по Российской традиции, император. Ведущая роль в организации работы принадлежала министерству внутренних дел, при котором создан специальный земский собор. В главном комитете работали 2 редакционные комиссии, которые и подготовили все документы. Юридический результат реформы в современной литературе оценивают высоко. Поскольку законодательство, созданное в данный период, учитывает все предыдущее русское законодательство о крестьянах и развивает положение обычного права. Второе обстоятельство юридической ценности это то, что механизм творческого применения законов во Франции и Пруссии был заимствован Россией.  
59. Положения Манифеста 19 февраля 1861 г. Формы землевладения. Правовое положение крестьян. В итоге реформы подготовили 19 законодательных актов, которые либо относились к отдельным территориям, либо регулировали отдельные вопросы (например, положение о выкупе). Две основные идеи реформы: немедленное исполнение законов после их опубликования; решение о земельных наделах откладывалось, крестьяне переводились во временно обязанное состояние, отношения с помещиками (теперь только земельные) регулировались уставными грамотами, в которых фиксировались права и обязанности сторон, условия, размер и сроки выкупа. Документы разочаровавшие население, по которым: землю не получили кто ее не имел. Помещикам разрешалось в замен выкупа забирать у крестьян по одной десятине на душу. Размер надела имел разную цену: первые десятины стоили дороже, большие – дешевле. Это сделали потому, что бы у крестьян осталось больше земли, поскольку выкупать больше земли было выгоднее. не была установлена частная собственность на землю. Особое ограничение земельного права было у крестьян. Меры по формированию гражданского общества, всё население приобретает почти единые права в обществе. Хотя даже в крестьянской среде наблюдалось расслоение. Это было переломное время, когда царствовал Александр II. Он в отличие от отца понимал, что крепостное право лучше отменить сверху, чем ждать пока его отменят снизу, в связи с чем был создан особый секретный комитет по крестьянским вопросам (по изменению жизни и быта крестьян ). Постепенно пришли к выводу о выносе подобных вопросов на широкое обсуждение, для подготовки общественного мнения. Были созданы комитеты подобные секретному, но не секретные, по всем губерниям, а в конце появились реабилитационные комиссии готовившие закон об отмене. Этот закон был принят 18 февраля 1861 года, а наряду с ним были приняты еще с десяток других законов регламентирующих порядок раскрепощения крестьян причет только крестьян принадлежащих дворянам (о царских и дворцовых крестьянах ничего не говорилось ). Содержание этих документов было таково: 1). крестьяне получали личную свободу свободу передвижения, которая конечно была не полной, так как освободившись от помещиков 2). они стали зависимы от крестьянских общин 3). получили право на образование, кроме особо привилегированных учебных заведений 4). заниматься государственной службой Но вопрос о земле не был решен сразу. 5). крестьяне находятся на положении временно обязанных до тех, пор, пока не выкупали себе надел земли, объем работ или оброк оговаривался законом и законом же регулировался размер надела и размер платы, зависящий от оброка. Если возникали споры, то нужно было идти к мировому посреднику (специально созданная должность для решения подобных вопросов). Если крестьянин не мог выкупить весь надел, то он выплачивал часть, а остальную – государство (которое имело процент с крестьянина).  

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.