Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





12.Особенности политического и государственного развития Галицко-Волынского княжества в период государственной раздробленности XII-XIV вв. 4 страница



 

60. Крестьянское самоуправление, волостной суд в 1860-е гг. Х1Х вв. Реформа крестьянских учреждений 1889 г. Главный комитет об устройстве сельского состояния. В него входили министерство внутренних дел, государственных имуществ, начальник третьего отделения. Компетенция комитета не была изначально оформлена, сложилась в результате работы. В 1863 г. принимается постановление, подписанное царем, в котором признается правомерное обращение, в комитет могли жаловаться даже крестьяне. На стадии подготовки предполагалось, что мировой посредник, выбираемый от крестьянских помещиков, будет решать их же проблемы. Но в итоге (до 1864 г. ) их все-таки назначает губернатор. Полномочия мировых посредников:
  • помогали составлять и визировать составные грамоты;
  • разбирали дела о жалобах;
  • осуществляли надзор за крестьянским управлением;
  • судебные функции по гражданским делам до 30 рублей.
Цель их деятельности: примирение сторон, мировые посредники могут налагать денежные взыскания, принуждать к общественным работам, объявлять должностным лицам выговор, подвергать аресту, отстранить от выполнения обязанностей. Это была первая инстанция. Вторая инстанция – уездный съезд мировых посредников. Достаточно долго во главе его стоял не выборный член съезда из уездных представителей дворянства. Должность просуществовала до 1864 г. Если бы существовали общие суды, то мировых судов не потребовалось бы. Третья инстанция. Губерния по крупным делам присутствия. В него входили: дворянство, управление палаты государственных имуществ и четыре местных помещика. Данный орган поддерживал связь с МВД, давал разъяснения по циркулярам. Дела направлялись в МВД, оно рассматривало наиболее сложные и спорные дела, которые возникли в данном месте. Можно приносить жалобу на действия уездного съезда. Первоначально с 1861 г., 2-я инстанция отсутствовала. С 1874 г. создано уездное присутствие. Община в России имеет очень большие корни. Наиболее актуальными вопросами для исследования стали: что такое община, поземельные отношения общины, роль общины как социального регулятора, полицейские и фискальные функции общины, взаимоотношения с помещиком и с вотчинной администрации. Община делилась на сельскую общину (общественную) и волостную. Под первой понималось совокупность крестьян водворенных на землях одного помещика и тяготеющие к одному церковному приходу. Община выполняла полицейские и фискальные функции, имела самоуправление. Она регулировала важные вопросы для крестьян:
  • дела о земельных переделах;
  • раскладка и сбор податей, помещик сам не собирал налоги, ему их платил староста;
  • составляли списки рекрутской повинности;
  • ряд других менее важных моментов, например, отношения между общинами.
 
Община в ходе реформы была не только сохранена, но и укреплена. Впервые применены законы, которые регламентировали крестьянское самоуправление. В сельских сходах главенствовал и избирался сельский староста, в волостных сходах (волость 300 – 2000 ревизских душ) – волостное правление, во главе волостной староста и волостной суд. Интересен механизм поощрения на должности волосного старосты. Волостной староста прослуживший 3 года освобождается от рекрутской повинности на срок службы, после 6 лет освобождался абсолютно от рекрутской повинности, а после 9 лет службы мог освободить от повинности, по своему выбору, родственника. Органы руководящие крестьянской реформой сложились стихийно. Данная система была подвержена переустройству. В 1889 г. был пик реформ: ликвидированы мировые посредники, уездные съезды посредников и в это время общины получают автономию. Земский участковый начальник всегда назначался МВД. Назначали на эту должность дворян с 25 лет и наличием высшего образования. Но зачастую второе требование не соблюдалось, поскольку не хватало квалифицированных кадров. Функции участкового земского начальника во многом схожи, но значительно шире по сравнению с уездными посредниками:
  • полностью решали вопросы крестьянского землеустройства;
  • осуществляли контроль за крестьянским самоуправлением вплоть до возможности приостановления постоянных сельских сходов;
  • обладали полицейскими функциями: должны прекращать бунты и волнения.
Теперь судами первой инстанции разрешались дела мелкие уголовные и гражданские иски до 500 рублей. Позитивная оценка реформ: действовал принцип разделения властей, включены налоги на крестьянское самоуправление. Таким образом, крестьянское самоуправление было включено в систему государственной власти, и поэтому позволила работать крестьянскому самоуправлению более эффективно, улучшилось их материальное обеспечение. И служащие кроме самоуправления стали чиновниками низшего уровня, МВД служащими.    
61. Судоустройство по Судебным уставам 1864 г. Судебная реформа 1864 года была самой демократичной. Тогда была установлена судебная республика в царской России, то есть суд был отделен от административной власти, были установлены достаточно демократичные принципы процесса и судопроизводства (суд стал гласным, разбирательство – устным, равенство сторон как в гражданском, так и в уголовном праве - реальным). Появились суды присяжных, несменяемость судей и т. п. Судебная система. Существовала 2 вида судов: - система общих судов ( окружной судья, потом судебная палата)  - система мировых судов (мировой судья, потом съезд мировых судей) каждый из которых действовал самостоятельно, конституционная инстанция – одна – сенат. Мировые суды рассматривали мелкие дела (о проступках и мелкие гражданские дела) стоимостью до 300 рублей, остальные дела рассматривались в общих судах. Особая подсудность была у судебной палаты, которая рассматривала государственные преступления и т. п. Каждый судья – единолично рассматривал все дела. Это единственный, кто избирался, остальных – назначали. Каждый судья автоматически был членом палаты. Окружной суд - суд профессиональных юристов с присяжными заседателями. Суд присяжных - одна из форм окружного суда. Окружной, так как юристов по губерниям не хватало, поэтому созывались юристы с нескольких. Плюсом деления на округи было то, что такой суд оказывался выше по рангу губернского начальства. Все дела, которые вел суд присяжных подлежали обжалованию только в конституционном порядке, остальные - в судебной палате (кута входили сословные представительства, что было минусом). Сенат с этого времени стал высшей судебной инстанцией.   В 1864 г. уставы опубликованы как законы. Уставы состояли из 4-х книг: 1. Устав гражданского судопроизводства. 2. Устав уголовного судопроизводства. 3. Учреждение судебных установлений. 4. О наказаниях налагаемых мировыми судьями. Основные идеи: отделения суда, как ветви власти, гласность, несменяемость судей, устранение самостоятельности мировой юстиции для маловажных дел, отмена формальных доказательств, учреждение кассационного суда, устройство прокурорского надзора и появление присяжных заседателей, адвокатуры, нотариата, судебных следователей и т. д. Судебная система имела 2 уровня: 1. Общие суды. Все изменения произошли в общих судах. Общие суды освободили от решения мелких дел, решали споры о недвижимости. 2. Мировая юстиция. Они могли наложить штраф, телесные наказания, но не более. Волостные суды стоят особняком. Создавались судебные округа, в них созданы окружные суды состоящие из 2-х палат, по гражданским и уголовным делам. Присяжные работали в отделах по уголовным делам. Второй инстанцией была судебная палата. Их по России было около 10, они обладали надзорными функциями, ведали исполнительным судопроизводством. Третья инстанция – Сенат.  

 

 

62. Судебный процесс по Судебным уставам 1864 г. Судебный процесс различался по гражданским и уголовным делам в общих и местных судах. Уголовный процесс был смешанным следственно-состязательным. Государство в лице следователя начинало уголовное преследование и вело тайно, в интересах следствия. Но участвующие в деле могли подавать жалобы прокурору или суду. Главная стадия – судебное заседание. Где устно и гласно проверялись материалы предварительного следствия, обвинение и защита в правах равны. После председатель объяснял присяжным обстоятельства дела и законы, относящиеся к этому преступлению. Разъяснял юридические основания о силе доказательства в пользу и против подсудимого, затем председатель формулировал вопросы, на которые должны были ответить присяжные. Это очень тонкий момент, учитывая юридическую грамотность присяжных, председатель мог сформулировать вопросы по-разному. Гражданский процесс состязательный, суд сам не занимался изысканием доказательств, пользовался предоставленными показания свидетелей, документами, экспертизой, заключениями экспертов, специалистов. Отменяется формальная система доказательств, теперь законодательно. На практике применение уставов во многом зависело от людей, которые реализуют эти уставы. Дилемма между правдой внутренней и внешней. Глазами Толстого председатель суда вел праздную жизнь, в основном аморальную, судебный пристав представлен человеком – пившим запоями. Прокурорнезависимый от местной администрации, подчинен министру юстиции и императору. Прокурора обязательно ставили в известность о следствии, после окончания следствия он мог передать дело в суд, либо прекратить его. При поступлении дела в суд знакомил с собственноручно составленным актом подсудимого и защитника. Адвокатура представлена присяжными и частными поверенными. Присяжные работали при суде, частные – отдельно от него. Термина “адвокат” до этого не было. Подсудимый сам выбирал себе адвоката, по ряду дел присутствие адвоката было обязательным, при отсутствии средств могли выбрать или назначить государственного защитника. Судьи общих судов. Весь состав назначался императором. Назначение происходило только с их согласия и все такое (смотреть выше). Появляются судебные приставы. Присяжные заседатели. Списки присяжных заседателей составляли в количестве 30 человек, каждая сторона могла отклонить без причин по 6 кандидатур. В заседании участвовало 12 присяжных. Эта работа была бесплатной. Присяжные решали 2 вопроса: 1. о действительности событий подавших повод для обвинения: 2. о виновности подсудимого.   63. Реформа земского самоуправления. Положения о земских учреждениях 1864. Земская реформа была призвана не только заменить прежнюю, крайне неудовлетворительную систему местного управления: она явилась естественным следствием отмены в Российской Империи крепостного права. Дело в том, что с освобождением крестьян возникла необходимость привлечения широких масс населения к хозяйственному управлению на местах. Фактическое уничтожение феодализма и переход к рыночным, буржуазным отношениям, значительный рост народонаселения, экономическое развитие страны, все это увеличило старые потребности и выдвинуло новые. Значительно усложнились и умножились административные дела. По словам В. В. Гармизы(? ) “ При наличии сравнительно развитой промышленности, сельского хозяйства и торговли уже нельзя было мириться с отсутствием или непригодностью путей сообщения, систематическими неурожаями, падежами скота, низкой агрикультурой, неграмотностью населения (лирическое отступление: это -  крайне нелогичное высказывание, продиктованное конъюнктурными политическими соображениями: развитое сельское хозяйство подразумевает сведение к минимуму такихявлений, как неурожаи и падеж скота. Таким образом, здесь представлены два взаимоисключающих условия. .           Негодное состояние дорог было весьма веской причиной для введения местного самоуправления. Так комиссия, рассматривавшая отчет министерства путей сообщения за 1862-1863 годы, пришла к заключению о совершенной невозможности строительства шоссе на государственный счет и о необходимости передать это дело в руки местных земских учреждений. Работы по переустройству местного уездного и губернского управления начались в 1858 году, почти одновременно с разработкой крестьянской реформы. Это позволяет говорить о том, что к тому времени правительство уже располагало определенным планом действий по полному социально-экономическому переустройству страны.   25 марта 1859 года царь дал высочайшее повеление, которым  были окончательно определены основные положения будущего устройства всего местного хозяйственно-распорядительного управления в смысле предоставления ему “ большего единства, большей самостоятельности и большего доверия “. Разработка подробных проектов на основе указанных начал возлагалось на особую комиссию, учрежденную 27 марта 1859 года при министерстве внутренних дел. Председателем этой комиссии стал брат тогдашнего военного министра Николай Алексеевич Милютин. Первоначально комиссия Милютина уделяла основное внимание разработке полицейской реформы. По исходным проектам местные хозяйственно-распорядительные дела исключались из ведения полиции. Последняя также теряла право назначения и раскладки земских повинностей. Вообще, по мнению, например, Милютина, формирование местных органов самоуправления на выборной основе была необходима “ при коренном изменении юридического и экономического быта большей части уездного населения ( крепостных крестьян ) и при новых отношениях, которые возникают из сего для поместного дворянства. “  Таким образом, земская реформа - это привлечение освобожденных и уравненных в своих правах масс общества к участию в хозяйственно-административном управлении на местах.   1 января 1864 года было утверждено “ Положение о губернских и уездных земских учреждениях “. На них возлагалось: управление капиталами, имуществом и деньгами земства, содержание  земских зданий и путей сообщения, меры по обеспечению “ народного продовольствия “, мероприятия по благотворительности, взаимное земское страхование имуществ; попечение о развитии местной торговли и промышленности; санитарные меры, участие в хозяйственных отношениях в области здравоохранения и образования.     Местные органы управления ( как уездные, так и губернские ) были также разделены на исполнительные и распорядительные. Распорядительным органом в уезде являлось уездное земское собрание. Во главе собрания был местный предводитель дворянства. Выборные же ( гласные ) избирались по 3-м куриям:   1. Крупных землевладельцев ( ценз на вхождение в курию - 100. минимальных крестьянских наделов, гласные -  15 тыс. ) 2. Сельские общества ( представители крестьянских общин ). 3. Городские избиратели ( ценз - 600, 15 тыс. рублей в год соответственно ). Из представителей земских собраний составлялись губернские  собрания. Однако уездные собрания были в целом независимы от губернских учреждений. Вообще земские учреждения в идеале должны были быть полностью свободны в действиях, входящих в их компетенцию ( как-то социальная и хозяйственная сфера, здравоохранение, торговля, образование и т. п. ). Однако уже при Александре II деятельность земских и губернских органов подчинялась, по выражению Ключевского, “ известному надзору “ со стороны местной губернской власти и, следовательно, министра внутренних дел. Решения же земских органов чаще всего могли быть проведены в жизнь через фискальные и полицейские структуры. Исполнительными органами на местах были соответственно  земские и губернские  управы. Они обычно состояли из председателя и двух членов. Председатель уездной управы   утверждался в должности губернатором, председатель губернской управы - министром внутренних дел.  

 

 

64. Положение о земских учреждениях 1890 г. 12 июня 1890 г. было опубликовано новое «Положение о земских учреждениях», еще более усилившее представительство от дворян. По новому Положению в первую избирательную группу входили дворяне потомственные и личные, во вторую – прочие избиратели и юридические лица, в третью – крестьяне. Согласно новому положению, в губернское собрание обязательно включались все уездные предводители дворянства и председатели уездных земских управ. Состав губернских гласных в 1897 г. например, по сословиям складывался так: дворяне и чиновники – 89, 5%, разночинцы – 8, 7%, крестьяне – 1, 8% Значительная часть населения была лишена избирательных прав: духовенство, церковный притч, крестьянские товарищества, крестьяне, владеющие в уезде частной землей, лица, имеющие купеческие свидетельства, владельцы торговых и промышленных заведений, а также евреи.   Сельские избирательные съезды были упразднены, гласные назначались губернатором из числа кандидатов, избранных волостными сходами. Вводился порядок утверждения не только для председателя управы, но и для всех членов управы, причем земские собрания лишались права обжаловать неутверждение. Председатели и члены управ числились состоящими на государственной службе (ст. 124), и в председатели управ не могли избирать лиц, не имеющих права на государственную службу.    Последнее обстоятельство особенно отозвалось на окраинах, где председателями управ были, как правило, крестьяне или купцы.  Уездные собрания были лишены права непосредственных ходатайств перед Правительством. Прежний порядок возбуждения ходатайств был восстановлен только законом от 2 февраля 1904 г. Из положительных аспектов Положения 1890 г., необходимо отметить: а) расширение круга лиц, подлежавших избранию в председатели и члены управ (ими могли быть не только гласные, но и вообще лица, имеющие избирательный ценз); б) некоторое увеличение компетенции земств, перечня предметов; в) восстановление почти в полном объеме права земств на бесплатную пересылку корреспонденции.   65. Городская реформа 1870 г. Городская реформа 1870, Городовое положение 16 июня 1870, одна из буржуазных реформ в России. Имела целью поднять хозяйство городов и привлечь к управлению ими крупную финансовую и торговую буржуазию. Подготовка Городская реформа 1870 началась в 1862, но только в 1870 проект был утвержден царём Александром II и опубликован. Городская реформа 1870 заменяла прежние сословные думы все словными городскими учреждениями местного самоуправления. Распорядительными органами явились городские думы, а исполнительными — избранные думами городской управы. Члены городских дум выбирались на 4 года и назывались «гласными». Состав гласных колебался в пределах от 30 до 72. В Москве их было 180, в Петербурге — 250. Управы состояли из 2—3 человек под председательством городского головы, который являлся одновременно и председателем городской думы. Правом выбора в городские думы пользовались лишь лица, достигшие 25 лет и владевшие недвижимой собственностью, обложенной оценочным сбором, владельцы промышленных и торговых предприятий и купцы, вносившие городские сборы. Таким образом, рабочие, мелкие служащие и лица умственного труда, не имевшие недвижимой собственности, лишались избирательного права. Выборы в городские думы производились по так называемой трёхклассной избирательной системе, в соответствии с величиной уплачиваемых в пользу города сборов. Тысячи мелких налогоплательщиков избирали в думу такое же количество гласных, как несколько десятков крупных промышленников и купцов. Система имущественного ценза обеспечивала преобладание в думе крупной финансовой и торгово-промышленной буржуазии. Компетенция городского общественного управления была ограничена местными хозяйственными вопросами: внешнее благоустройство города, торговля и промышленность, здравоохранение и народное образование и т. п. Городские доходы думы складывались из оценочного сбора с недвижимых имуществ, налога с промышленных, торговых и др. предприятий. Думы и управы подчинялись губернатору (в каждой губернии создавалось губернское по городским делам присутствие) и министерству внутренних дел. При всей своей ограниченности Городская реформа 1870 всё же была шагом вперёд по сравнению с дореформенной организацией городского управления.   66. Городовое положение 1892 г. Участь земских учреждений в 1892 г. постигла и городское самоуправление. Городовое Положение 1892 г. значительно урезало избирательное право для горожан, что привело к уменьшению числа избирателей в 6-8 раз (до 0, 5% - 2% всего городского населения). Вместе с тем сокращено было и число гласных (примерно в 2 раза). Произошли также изменения и во внутреннем устройстве органов городского управления: управа была поставлена в более независимое от думы положение, права городского головы, как председателя думы, значительно расширены за счет прав гласных, дума лишена была права отдачи под суд членов управы. Вместе с тем новое Городовое Положение приравнивало выборных должностных лиц городского управления к правительственным чиновникам и ставило их в дисциплинарную зависимость от администрации. Городские головы и члены управы считались состоящими на государственной службе, губернатор получил право делать им предписания и указания, а губернское по городским делам присутствие могло устранять их от должности, дума же этого права была лишена. " Есть ли что-либо ненормальнее такого положения вещей! " – горестно восклицал по этому поводу К. А. Пажитнов. " Можно сказать, что после реформы 1892 г. у нас вообще не осталось самоуправления в общепринятом смысле слова... " [14]. Реформа 1890-1892 гг. отбросила устройство местной власти в России далеко назад. Если Городовое Положение 1870 г. во многом напоминало тот порядок, который существовал в городах Западной Европы, то законы 1890-1892 гг. внесли такое ограничение избирательного права и такое вмешательство в местные дела со стороны администрации, каких не знало в то время ни одно цивилизованное государство.

 

 

67. Военная реформа второй половины ХIХ века. Причины реформы. Поражение в крымской войне было вызвано технической, тактической отсталостью. Ужасные условия в армии погибло 100000 человек в мирное время. Армия самая многочисленная сокращена до 1. 5 млн. Реформу провел назначенный военным министром Милютин, до назначения был профессором. Реформа с 1762 –1784, включала ряд мероприятий: -изменен принцип комплектования армии -введена всеобщая рекрутская повинность, но армия не могла принять всех и призывали около 30% остальных записывали в ополчение. Кому идти на службу решали жребием, существовали многочисленные льготы. Служили в армии 6 лет и 9 лет запаса, на флоте 7 лет и 3 года запаса. Служба была бессословной. Окончившие вузы служили 0. 5 года, гимназии –1. 5 года, начальную 4 года. В 1888г принят новый воинский устав, введены единые сроки службы: 5 лет действительной и 12 лет в запасе. -Реорганизованы военные училища. Кадетские училища частью остались, а частью переведены в военные гимназии с более высоким уровнем подготовки. Для подготовки младших офицеров созданы специальные юнкерские училища. Офицерский корпус пополнялся выпускниками вузов, которые служили 0. 5 года. Но только во время войны призывали к реальной службе. В юнкерские училища стали принимать не только дворян, хотя по-прежнему преобладали дворяне. -Реорганизован аппарат военного управления. Раньше командующие гвардией, артиллериями, военными округами, были великими князями, право личного доклада царю, не подчиняясь военному министру, теперь весь аппарат подчинялся военному министру. -Территория России разделена на 15 военных округов – во главе командующий округа. -Проведена военно-судебная реформа по уставу 1864 года, отменены телесные наказания, но избиение солдат офицерами оставалось. -Приняты новые военные уставы. В них новые принципы обучения войск: для войны, а не для парадов. Изменился устав караульной службы. -Началось перевооружение армии. Внедряется нарезное оружие, строятся первые броненосцы, стали иметь стальные пушки вместо чугунных. -Милютин очень много сделал для изменения имиджа солдата, раньше служба воспринималась как каторга, теперь – почетное право и обязанность. Введен термин “защитника отечества”. Выводы организационных реформ вооружённых сил, проведённых в 60—70-х годах XIX века: -На протяжении первых 8 лет Военному министерству удалось осуществить значительную часть намеченных реформ в области организации армии и управления войсками. -В области организации армии была создана система, способная в случае войны увеличить численность войск, не прибегая к новым формированиям. -Реорганизация Военного министерства обеспечила относительное единство военного управления.   68. Реформа полиции и тюремной системы во второй половине ХIХ века. Принятие судебных уставов, бессословность все это требовало гуманизации мест лишения свободы, качество содержания и т. д. До 60-х годов отсутствовало централизованное управление тюрьмами, присутствовала сословность в отбывании наказаний, для каждого сословия были свои места отбывания наказаний, принадлежали они различным ведомствам. Суть реформы – создание единой тюремной системы. 1869 создано главное управление, вначале в составе МВД, а затем в 1895 г. переведено в министерство юстиции. Ликвидированы различные смирительные и рабочие дома, арестантские роты и долговые тюрьмы, вместо них и всех сословных тюрем созданы тюрьмы 3-хтипов: 1) Крупные тюрьмы “централы”, например Александровский централ, шлисербургская церковь. Подчинялись главному тюремному управлению. 2) Общие, подчинены местным губернским властям. 3)Каторжные, починены местным учреждениям. Специально определены места каторги. Иногда наказание была каторга и ссылка, места ссылки так же определялись. Смягчены условия в тюрьме. 1863 г отменено клеймение каторжников, в 1895 г. запрещено наказание женщин розгами. Принят устав о содержании под стражей. По нему вводилось раздельное содержание лиц низших и высших сословий, осужденных за разные преступления, политические и уголовные. Физическим трудом в заключении занимались крестьяне и мещане, дворянство и духовенство не работало. Режим пребывания в тюрьме был крайне либеральным.   69. Финансовая реформа второй половины ХIХ века. Реформа связана в первую очередь с развитием капитализма, рынка. Еще в 18 веке появляются ценные бумаги. Необходимо было современное законодательство, несколько направлений мероприятий: 1)Централизация финансов: государство не могло допустить, чтобы деньги были бесконтрольны. Учрежден государственный банк России. Все денежные средства государства хранились на счетах государственного казначейства в государственном банке. Ликвидирована бюджетная самостоятельность министерств, введен государственный бюджет. С 1862 г. введена гласность бюджета, роспись доходов и доходов стала публиковаться в печати. В 1864 г. реорганизован государственный контроль – теперь проверяются все расходы и их целесообразность, с 1866 г. его отчеты тоже стали публиковаться. Государственный контроль не когда не был министерством, у государственного контроля особый статус. Учреждение коммерческих банков, теперь упрощена регистрация и т. д. С государством связано 3 банка: государственный, дворянский, крестьянский банк. 2)Изменение налоговой системы. До 60-х годов до 40% бюджета составлял “питейный сбор”. Государство продавало право на продажу водки, а откупщик уже устанавливал свою цену. В 1863 г. откупа были упразднены, введен акциз в пользу казны, т. е. теперь продажа алкоголя свободна, но с каждой бутылки брали налог. С конца 19 века вновь введена государственная монополия, алкоголь продавали только в казенных магазинах и с акцизом. Отменена подушная подать, которую платили крестьяне и мещане, теперь введен для землевладельцев и крестьян поземельный налог, а для промышленников – промысловый сбор. Налоговая система становится бессословной. Основной доход в казну приносили косвенные налоги. Для крестьян сохранялись натуральные повинности, например, гужевая, по содержанию войск, дорожная повинность.  

 

70. Гражданское право, фабричное законодательство во второй половине ХIХ - начале ХХ века.   По-прежнему важным источником права остается обычай, особенно в крестьянской среде и на окраинах России. В царстве Польском действует свое гражданское уложение, принятое под влиянием кодекса Наполеона. В Финляндии действует шведское уложение. В Сибири действовал устав об управлении инородцев. Толкование законов, является еще одним источником права. Толкованием занимался Сенат, его разъяснения создавали новые нормы права. Сенат создает новый источник права - судебный прецедент. Торгового кодекса тогда не было, зато действовал устав о векселях от 1832 г. Нормы гражданского права, их большинство, собрано в 10 томе были внесены механически (без системно), многие из которых явно устарели, противоречили друг другу. Число пробелов в законодательстве так же росло, в связи с развитием банковской и иной деятельностью. Особенности гражданского права: Не было раздела о лицах, не было равенства граждан перед законом, например, даже освобожденные от крепостной зависимости крестьяне не могли получить в частную собственность землю. Сохраняется привилегированное положение дворянства, но у дворянских имений сохранялся особый статус, существовали так называемые заповедные и родовые имения, и сделки с такого рода имениями были затруднительны. Для лиц иудейского вероисповедания характерно неравенство между мужчиной и женщиной в гражданских правах. Права иностранцев были также ограничены, они не могли приобретать в собственность землю в западных губерниях, этот запрет были наложен из соображения военной безопасности. Появляются нормы, которые регулируют авторские, промышленные права, расширяются гражданские права женщин. Расширяется сфера действия гражданского права. Теперь гражданских законов больше чем каких-либо иных. Появляются промышленные и торговые уставы, которые регулируют правовое положение частных предприятий. В обязательном праве развиваются договоры. Получает развитие принцип договорной свободы. Заключались договоры найма, кабальные договоры. Постепенно, в конце 19 века, из гражданского права выделяется фабричное право. Рабочий день снижается с 18 часов/сутки до 11. 5 часов/сутки. Ограничивается труд женщин и подростков. Правительство делает попытки регулировать деятельность администрации по применению штрафов. Гражданский процесс. В нем нашла своё отражение судебная реформа. Отличие ведения дела в мировых и общих судах. В мировых судах рассмотрение гражданского дела происходило в упрощенной форме. После подачи заявления истцом, ответчика вызывали в канцелярию и знакомили с иском. Неявка ответчика давала право судье рассматривать дело без него. Неявка же истца вела к прекращению дела. Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке. По судебной реформе 1864 г. мировой судья мог ссылаться на обычаи, с 1882 г. это право стало использоваться и в окружных судах. Общие суды. В этих судах дело начиналось с подачи заявления, в процессе подготовки заявления ответчик мог с ним ознакомиться, а также мог написать возражение на заявление, подкрепляя показаниями свидетелей и т. п. 72. Первая русская революция и государственные реформы в России. Манифест 17 октября 1905 г. 9 января 1905 г. в Петербурге была расстреляна мирная многотысячная демонстрация, участники которой в петиции требовали достаточно радикальных изменений в жизни страны. Главным политическим требованием было формирование представительного учреждения на основе всеобщего избирательного права. Выдвигались требования политических свобод, экономические и др. После Кровавого воскресенья события развивались по восходящей линии. Происходили демонстрации, массовые забастовки, крестьянские выступления, восстание на броненосце «Князь Потемкин-Таврический». В Иваново-Вознесенске были созданы Советы. В августе 1905 г. министр внутренних дел Булыгин заявил о создании в стране законосовещательной Думы. Но это не удовлетворило антимонархическую оппозицию. В октябре 1905 г. общественное движение приобрело размах всеобщей политической стачки. 17 октября манифестом императора Николая II были провозглашены свобода слова, печати, собраний, митингов. Была разрешена деятельность политических партий и движений. Царь обещал провести выборы в Государственную думу, придать ей не законосовещательные, а законодательные функции. 3 ноября царским манифестом было объявлено о сокращении наполовину выкупных платежей за землю и о полной их отмене с 1 января 1907 г. Это была крупная победа. Эсеры и социал-демократы, наиболее решительные противники самодержавия, недовольные масштабом уступок, организовали в декабре 1905 г. вооруженное восстание, которое правительству удалось подавить. В апреле 1906 г. прошли выборы в Государственную думу, которая была распущена уже в июле 1906 г. 3 июня 1907 г. была распущена II Государственная дума. Революция закончилась.. Первую русскую революцию 1905-1907 гг. составили действия миллионов людей, разнообразные акции, события, происходившие на различных уровнях и в различных местах огромной российской империи. За 1905-1907 гг. произошло более 18 тыс. крестьянских выступлений (волнений, восстаний и мятежей). Крестьяне сожгли 3 тыс. помещичьих имений. Во Всероссийской октябрьской политической стачке участвовали 2 млн человек. В армии и на флоте в революционных выступлениях в 1905-1907 гг. участвовали 15 тыс. человек. В результате революции Россия начала превращаться в конституционную монархию. Началась Столыпинская аграрная реформа. Итоги революции Окончание революции привело к становлению временной внутриполитической стабилизации в стране. Власть сумела на этот раз взять ситуацию под контроль и подавить революционную волну. Вместе с тем оставался нерешенным аграрный вопрос, сохранялось множество феодальных пережитков и привилегий. Как буржуазная революция, революция 1905 г, не выполнила всех своих задач, она осталась незавершенной. МАНИФЕ́ СТ 17 ОКТЯБРЯ́ 1905 г. («Об усовершенствовании государственного порядка»), подписан Николаем II в момент наивысшего подъема Октябрьской всероссийской политической стачки. Провозглашал гражданские свободы, создание Государственной думы.   75. Реформа Совета министров в начале ХХ в. Совет министров Российской империи — высший исполнительный орган власти Российской империи, созданный в новом виде именным Высочайшим указом от 19 октября 1905 года для общего «управления и объединения действий главных начальников ведомств по предметам как законодательства, так и высшего государственного управления». Министры перестали быть отдельными чиновниками, ответственными перед императором каждый лишь за свои действия и распоряжения. Ранее, с 1861 года, существовал орган с таким же названием под председательством императора — наряду с Комитетом министров. Он рассматривал дела, которые требовали не только утверждения императора, но и личного его присутствия при их обсуждении. Заседания не были регулярными и назначались каждый раз императором. После февральской революции 1917 года был заменён Временным правительством. Совет министров возглавлялся Председателем совета министров.  В Совете министров входили:
  • Министр внутренних дел
  • Министр финансов
  • Министр путей сообщения
  • Министр иностранных дел
  • Министр юстиции
  • Военный министр
  • Министр народного просвещения
  • Министр императорского двора
  • Морской министр
и др.  
 3 июня 1886 года был принят закон, регулировавший порядок и условия найма рабочих. Зарплата должна была выдаваться не реже 1-2раз в месяц. Был предусмотрен запрет взимать проценты за первоначальную “ссуду”. За неполучение зарплаты, оскорбления, побои рабочий мог требовать расторжения договора найма. В то же время были усилены наказания за организацию рабочих волнений. Подстрекатели - заключение от 4 до 8 месяцев. Прочие - от 2 до 4 месяцев. В случае угроз другим рабочим, порчи оборудования - возможен был арест на срок от 8 месяцев до 1 года. За самовольный отказ от работы до истечения установленного в договоре срока - арест на 1 месяц. Надзор за исполнением данного закона осуществляли  фабричные присутствия ( состояли из представителей местной администрации, судей, фабричных инспекторов ).   Это присутствие также принимало меры по обеспечению охраны жизни и здоровья рабочих, а обеспечивало последних врачебной помощью. 24 апреля 1890 года был принят закон, согласно которому вновь разрешался ночной труд подростков с 12 до 15 лет ( в текольным производстве ). Фабричные присутствия и губернаторы теперь в некоторых случаях могли разрешать ночной труд женщин и подростков с 15 до 17 лет. Фабричная работа разрешалась и детям с 10 до 12 лет. 1897 год.   Петербургские фабриканты ходатайствовали о запрещении более, чем 11-часового рабочего дня ( предпосылки - стачки в столице в 1896 и 1897 гг. ). 2 июня 1897 года - принят закон, нормирующий рабочий день. Ночная работа была ограничена 10 часами. Дневной рабочий день был ограничен почти в соответствии с предложениями столичных предпринимателей. Таким образом можно заключить, что большую роль в формировании русского фабричного законодательства XIX века играли непосредственно сами предприниматели. При этом налицо резкое расхождение во взглядах петербургских и московских предпринимателей. Это может объясняться различным, несколько неравномерным технологическим развитием промышленности в разных регионах Российской Империи. 1859 год - новая комиссия при Минфине: проекты широких реформ ( в частности, уничтожение цехов ). На фабричную работу не допускались дети до 12 лет. С 12 до 18 - запрещалось работать более 10 часов. Работать ночью уже не разрешалось и взрослым. Для надзора - правительственный инспектор, наделенный всеми необходимыми полномочиями. Для разрешения споров и разногласий между рабочими и хозяевами создавались особые промышленные суды. В них были представлены хозяева и рабочие в равных количествах.   Правом выбора обладали все рабочие в возрасте от 21 года, проработавшие на данном предприятии не менее 1 года.     73. Учреждение Государственной Думы: порядок избрания, механизм функционирования. Эволюция законодательства о Думе. В 1905 году Булыгину было дано задание на разработку некоего представительного органа и к разработке приступили в феврале, а закончили в августе. Результат – принятие манифеста “О государственной думе” утверждающей порядок ее избрания и т. п. Но государственная дума не была создана так как она должна была быть в проекту чисто законосовещательным органом (то есть если закон отвергался думой, это не означало что царь не мог его принять). Избираться такая дума должна была по куриям: - дворянская курия - крестьянская - городская Но принятие этого закона не принесло ожидаемого результата, а даже напротив – усилила революционное движение, так как выборы в такую булызинскую думу был бойкотированы многими социалпартиями. В результате – в октябре 1905 года – всеобщая стачка, которая парализовала все движение и ее поддержали очень значительная часть населения. В ответ и был принят манифест 1905 года: - даровал основные политические свободы гражданам России (слова, собрания, совести, организаций, …) - изменился статус государственной думы: 1/ законодательный орган (без него ни один закон не проходит) 2/должны быть представлены те классы, которые раньше не были 3/получает контроль за деятельностью исполнительной власти Этот манифест удовлетворил некоторую часть бастующих, так как это был реальный шаг к переходу к ограниченной конституционной монархии. В декабре 1905 года появились ряд положений, которые ограничивали цензуру (о повременной и не повременной печати), разрешали (при определенных условиях) создания союзов и т. п. Это все повлияло на революционное движение, которое пошло на спад, но не прекратилось и в борьбе с ним использовали все тот же закон 1881 года “О чрезвычайном положении”, то есть принятые положения не реализовывались в местах с объявленным чрезвычайным положением, что вызывало недовольство. В декабре же 1905 года был принят новый избирательный закон, по которому в думу добавлялась четвертая курия – рабочих. Для всех курий порядок выборов в них был разный, как и количество мест в думе. Волости à уезды à губернии à губернское собрание выборщиков – для крестьян. Предприятия à губернский съезд à губернское собрание выборщиков – для рабочих. Для городского населения – в два этапа и самый простой способ выборов – для дворян (часть в один этап, часть – в два). Количество выборщиков учитывало соотношение дворян к населению в данном выборном районе. То есть выборы были не равные и не всеобщие, так как некоторые слои населения (женщины, военнослужащие, жандармерия, студенты). Дума приступила к работе в конце апреля 1906 года, но до этого в феврале был принят указ о том, что государственный совет является второй палатой российского парламента (то есть все законы должны проходить через нее). 76. Императорская власть по Своду основных государственных законов 1906 г.            Основные государственные законы - законодательный акт, утвержденный 23 апреля 1906 г., подытоживший реформирование государственного строя России 1905-1906 гг. Основные законы 1906 г. закрепляли государственное устройство Российской империи, государственный язык, существо верховной власти, порядок законодательства, принципы организации и деятельности центральных государственных учреждений, права и обязанности российских подданных, положение православной церкви и др. Можно выделить несколько причин создания Основных Законов: - нарастающий политический кризис; - беспорядки в стране; - общественное развитие страны переросло административные формы и приемы, применявшиеся до этого. Все это стало предпосылками создания Основных законов 23 апреля 1906г. В России, после утверждения Основных Законов, установилась дуалистическая монархия. Характерным признаком такой формы в России являлось незавершенное разделение властей, порождавшее синтез элементов абсолютной и конституционной монархии, при явном преобладании первых. О существе Верховной Самодержавной Власти 4. Императору Всероссийскому принадлежит Верховная Самодержавная власть. Повиноваться власти Его, не только за страх, но и за совесть, Сам Бог повелевает. 5. Особа Государя Императора священна и неприкосновенна. 6. Та же Верховная Самодержавная власть принадлежит Государыне Императрице, когда наследство Престола, в порядке, для сего установленном, дойдет до лица женского; но супруг Ее не почитается Государем; он пользуется почестями и преимуществами, наравне с супругами Государей, кроме титула. 7. Государь Император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным Советом и Государственною Думою. 8. Государю Императору принадлежит почин по всем предметам законодательства. Единственно по Его почину Основные Государственные Законы могут подлежать пересмотру в Государственном Совете и Государственной Думе. 9. Государь Император утверждает законы и без Его утверждения никакой закон не может иметь своего совершения. 10. Власть управления во всем ее объеме принадлежит Государю Императору в пределах всего Государства Российского. В управлении Верховном власть Его действует непосредственно; в делах же управления подчиненного определенная степень власти вверяется от Него, согласно закону, подлежащим местам и лицам, действующим Его Именем и по Его повелениям. 11. Государь Император, в порядке верховного управления, издает, в соответствии с законами, указы для устройства и приведения в действие различных частей государственного управления, а равно повеления, необходимые для исполнения законов.   71. Развитие уголовного права во второй пол. ХIХ - начале ХХ в. Главным источником являлось уложение о наказаниях 1845 г. В 1857 г. принята его новая редакция, дальнейшее обновление последовало в 1860 г., в 1885 г. принята окончательная редакция. В результате число статей сначала возрастало затем уменьшилось. Это обусловлено тем, что в 1857 г. появляется много статей о повреждениях телеграфов, об урегулировании табачной отрасли. В качестве недостатков уголовного законодательства, и в первую очередь уложения о наказаниях уголовно-исправительных – это суровость, наказания не соответствовали содеянному, отсутствие простора у судьи для вынесения решения. К концу 19 века появляются новые составы преступлений. Закон по-прежнему остается казуальным, громоздким. Большое место занимают место преступления против церкви в 1885 г. их насчитывалось 65, в тоже время в Германии преступлений такой же направленности насчитывалось всего 3. Работа над подготовкой нового уголовного уложения велась очень долго от 12 до 25 лет, в итоге новое уголовное уложение появилось в 1903 г., но туда вошла лишь небольшая часть от проекта нового уложения, а большая часть (в связи с тем, что там содержались буржуазно-демократические принципы уголовного права) самодержавие так и не осмелилось принять, пока в 1917 г. Временное правительство не приняло новое уложение целиком. Новации уложения 1903 г. Наказание теперь определялось на основании закона, т. е. имелся исчерпывающий список наказаний. Основой уголовной ответственности является вина, до этого суды могли оставить обвиняемого в подозрении. Нахождение в подозрении накладывало некоторые ограничения, например, запрещалось покидать местность, на которой проживает лицо. Уголовное уложение содержало перечень всех обстоятельств устраняющих уголовную ответственность. Виды преступлений остались прежними: государственные, религиозные, воинские и т. д. Достаточно широко трактовались государственные преступления, например, против жизни и здоровья императора. Убийство делилось на простое, квалифицированное, привилегированное. Привилегированным убийством считалось убийство на дуэли, новорожденного и т. п. В уголовной статистике основная часть преступлений это кража. Наказания: Самым тяжким остается смертная казнь (теперь применяется через повешение). Уже начинается движение за гуманизацию наказаний, в общем, и отмену смертной казни, в частности. Круг применения телесных наказаний сокращается, в 1903 г. отменяется вообще, но уставы о ссыльных и о содержании под стражей допускают применение телесных наказаний. В целом система наказаний характерная для европейского права. Существуют имущественные наказания, но нет конфискации имущества. Особым видом наказаний является лишение прав в 3-х видах: лишение сословных прав, состояния и др. Применялась ссылка. С 1909 г. слали применять досрочное освобождение из тюрьмы, ссылки. Уголовный процесс, по судебным уставам 1864 г., осуществлялся на принципах гласности, состязательности, с правом на защиту, действовала презумпция невиновности. Отменена система формальных доказательств, теперь окончательно, вместо них свободная оценка доказательств по внутреннему убеждению судей. Уголовный процесс имеет некоторые отличия в мировом и окружных судах. В окружных судах рассматривают наиболее серьезные дела с участием присяжных. Внесудебные репрессии применялись с участием уголовного права с 1880-х гг. Такие репрессии были возможны на местности, где действовало чрезвычайное положение. А чрезвычайное положение могло вводиться министром внутренних дел. Срок репрессивной ссылки, в данном случае как административной меры наказания, 5 лет. Право административного ареста имели губернатор и генерал-губернатор. 74. Реорганизация Государственного совета в начале ХХ в. Государственный совет в 1906-1917 годах - высшее наряду с Государственной думой, законодательное (верхняя палата первого российского парламента), а до этого с 1810 по 1906 годы - высшее законосовещательное учреждение Российской империи. Законодательной инициативой Государственный совет не обладал - внесение законопроектов в Государственный совет определялось волей царя. Обсуждённые в департаментах Государственного совета законопроекты выносились на его общее собрание и, после утверждения императором, получали силу закона. В ведении Государственного совета находились все вопросы, требовавшие отмены, ограничения, дополнения или пояснения прежних узаконений и принятия новых, общие распоряжения к исполнению существующих законов. Государственный совет рассматривал ежегодные отчёты министерств (до 1827 года), сметы общих государственных приходов и расходов (с 1862 года государственную роспись доходов и расходов), годовые отчёты Госбанка (с 1894 года). Государственный совет также рассматривал сметы и штаты государственных учреждений, отдельные вопросы, требовавшие утверждения верховной власти. Первоначально в состав Государственного совета входили 35 человек, к 1890 году — 60, назначаемых (как и председатель Государственного совета) императором из числа высших сановников. К 1905 году Государственный совет насчитывал 90 человек. Министры являлись членами Государственного совета по должности. В случае присутствия царя председательство переходило к нему. Фактически членство в Государственном совете было пожизненным. Члены Государственного совета делились на присутствовавших только на общем собрании и присутствовавших в департаментах. В 1812—1865 годах председатель Государственного совета являлся одновременно председателем Комитета министров. Государственный совет состоял из 4 департаментов: Департамента законов, рассматривавшего законопроекты общегосударственного значения; Департамента гражданских и духовных дел, ведавшего вопросами юстиции, полиции и духовного ведомства; Департамента государственной экономии, занимавшегося вопросами, касающихся финансов, промышленности, торговли, наук и пр.; Военного департамента, существовавшего до 1854 года. Перед рассмотрением в Государственном совете все дела поступали в Государственную канцелярию, во главе которой стоял государственный секретарь, имевший ранг министра. Задача Государственной канцелярии - делопроизводство и подготовительные работы к заседаниям Государственного совета. В ведении Государственной канцелярии также находились Государственный архив и Государственная типография. После реорганизации Государственный совет включал: 1-й департамент — рассмотрение дел по административным, гражданским и судебным вопросам; 2-й департамент — по отчётам финансово-кредитных учреждений и дел о строительстве железных дорог, об отводе и продаже участков казённых земель; Государственную канцелярию; Финансовую комиссию (1907-1917 годы) для предварительного рассмотрения проектов государственной росписи доходов и расходов, смет и чрезвычайных расходов; Особое присутствие по делам о принудительном отчуждении недвижимых имуществ и вознаграждении их владельцев (1905 -1917 годы). После Февральской революции 1917 года Государственный совет фактически перестал существовать. 6 октября 1917 года был издан декрет Временного Правительства о роспуске Государственной думы и утрате полномочий членами Государственного совета. Так как предстояло созвать Учредительное Собрание, которое должно было разработать и принять Конституцию России (республиканского, парламентско-президентского типа). 24 декабря 1917 года Государственный совет был окончательно упразднен. 12. Государь Император есть верховный руководитель всех внешних сношений Российского Государства с иностранными державами. Им же определяется направление международной политики Российского Государства. 13. Государь Император объявляет войну и заключает мир, а равно договоры с иностранными государствами. 14. Государь Император есть Державный Вождь российской армии и флота. Ему принадлежит верховное начальствование над всеми сухопутными и морскими вооруженными силами Российского Государства. Он определяет устройство армии и флота и издает указы и повеления относительно: дислокации войск, приведения их на военное положение, обучения их, прохождения службы чинами армии и флота и всего вообще относящегося до устройства вооруженных сил и обороны Российского Государства. Государем Императором, в порядке верховного управления, устанавливаются также ограничения в отношении права жительства и приобретения недвижимого имущества в местностях, которые составляют крепостные районы и опорные пункты для армии и флота. 15. Государь Император объявляет местности на военном или исключительном положении. 16. Государю Императору принадлежит право чеканки монеты и определение внешнего ее вида. 17. Государь Император назначает и увольняет Председателя Совета Министров, Министров и Главноуправляющих отдельными частями, а также прочих должностных лиц, если для последних не установлено законом иного порядка назначения и увольнения. 18. Государь Император, в порядке верховного управления, устанавливает в отношении служащих ограничения, вызываемые требованиями государственной службы. 19. Государь Император жалует титулы, ордена и другие государственные отличия, а также права состояния. Им же непосредственно определяются условия и порядок пожалования титулов, орденов и отличий. 20. Государь Император издает непосредственно указы и повеления как в отношении имуществ, личную Его собственность составляющих, так равно в отношении имуществ, именуемых Государевыми, кои, всегда принадлежа Царствующему Императору, не могут быть завещаемы, поступать в раздел и подлежать иным видам отчуждения. Как те, так и другие имущества не подчиняются платежу налогов и сборов. 21. Государю Императору, как Главе Императорского Дома принадлежат, согласно Учреждению о Императорской Фамилии, распоряжения по имуществам удельным. Им же определяются также устройство состоящих в ведении Министра Императорского Двора учреждений и установлений, равно как порядок управления оными. 22. Судебная власть осуществляется от имени Государя Императора установленными законом судами, решения коих приводятся в исполнение именем Императорского Величества. 23. Государю Императору принадлежит помилование осужденных, смягчение наказаний и общее прощение совершивших преступные деяния с прекращением судебного против них преследования и освобождением их от суда и наказания, а также сложение, в путях Монаршего милосердия, казенных взысканий и вообще дарование милостей в случаях особых, не подходящих под действие общих законов, когда сим не нарушаются ничьи огражденные законом интересы и гражданские права. 24. Указы и повеления Государя Императора, в порядке верховного управления или непосредственно Им издаваемые, скрепляются Председателем Совета Министров или подлежащим Министром либо Главноуправляющим отдельною частью и обнародываются Правительствующим Сенатом.  

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.