Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ВСТУПЛЕНИЕ. ВОСПОМИНАНИЯ



ВСТУПЛЕНИЕ

 

Никогда не вызывало удивления, почему многие гении плохо учились в школе или добивались успеха в немолодые годы (если не посмертно). Удивительным было как раз то, как среди гениев оказывались отличники. Неужели любовь окружающих, подобно любви мужчины и женщины, настолько слепа, чтобы боготворить тех, кто, ни разу не задав себе хоть сколь-нибудь глубокого вопроса, не мог считаться достойной личностью, ведь всякий вопрошающий необходимо гневает того, кто спросил первым, и, следовательно, не может стать его любимцем. Любовь, по всей видимости, не только иррациональна, но арациональна – всегда возникая там, где потворствует нашему естественному стремлению пасть. Только Гитлер мог стать объектом настоящей народной любви, тогда как любимый всеми (и даже хоть кем-либо) гений – не менее абсурдное понятие, чем его односложный аналог – беременный. Как Ницше, обращавшийся не к современникам, а человеку будущего, этими строками я обращаюсь не к любви, а изгнаннице любого общества – справедливости.

 

ВОСПОМИНАНИЯ

 

Сократ мне друг, но истина дороже –

Возможно, скоро получу по роже…

 

Помню, как на одной из первых контрольных в университете вместо ответа на вопрос я описал придуманную ещё в школе установку для синтеза натрия методом термического разложения его азида в керосине. Лишь впоследствии я осознал, что идеи такого (в действительности, малого для меня) масштаба представлялись крайне смелыми даже для маститых профессоров. Тем не менее за контрольную я получил 4 из 5.

 

Другой подобный случай возник на начертательной геометрии, где вместо двух я изобразил большое число сопряжённых окружностей, так, что факт сопряжения визуально оттеснялся, уступая место красивому узору. Несмотря на то, что задание было формально выполнено, я получил лишь 4, поскольку «надо было изобразить 2 окружности». Возможно, не сдерживающая себя в брани и оскорбленияхпреподавательница отдавала предпочтение тем, кто, улыбаясь в ответ, был готов терпеть её ругательства.

 

Следующий пример – лабораторные работы по органической химии, где вместо того, чтобы учесть предшествующий этим работам опыт получения далеко не тривиальных соединений, учительница взглянула вскользь на мои оценки по другим предметам (объективность которых я, собственно, подвергаю сомнению) и вынесла вердикт – 4. В то же время отличные оценки получили те, кто поступал в университет по причине «недалёкого расположения от дома» и постоянно били посуду, либо проливали жидкости.

 

Другой прецедент возник попросту из-за не во время заданного вопроса о корректности опыта Майкельсона-Морли (якобы подтверждающего постоянство скорости света). Лектор долго не мог вспомнить сам опыт, но сразу вспомнил меня во время сдачи экзамена. Вновь 4 (мою просьбу показать «правильное» решение так не удовлетворили), но уверен, что лишь хорошей оценкой ограничились бы и теотличники, которые удосужились бы прочитать о данном опыте, ибо ошибка, совершённая в нём, весьма очевидна, чтобы не спросить о ней. Говоря о физике, можно заметить много несовершенного, особенно если ты математик. Увы, но сама наука не ответственна за своих представителей. Будь у физиков хоть доля самоотверженности, они задумались над тем, что с формальной точки зрения вместо любой из применяемых ими формул можно придумать бесконечное количество новых, возвращающих те же значения на изучаемом наборе данных. Забавно наблюдать, как очередной защитник некоторой гипотезы, не способен осознать этой простой детали, делающей несостоятельной всю исповедуемую им парадигму. Действительная причина этого – непониманиепричин эффективности математики, но, повторюсь, и крупицы самоотверженности, необходимого атрибута учёного, было бы достаточно для устранения данного пробела. Одним из эпизодов в этой связи является контрольная работа по молекулярной статистике, на которой студенты продолжали пользоваться готовыми формулами, тогда как я, следуя лишь формальным преобразованиям начальных условий, получил совершенно новые формулы, демонстрируя некорректность тех, что доказывались в учебниках (с этими выводами, к моему утешению, был согласен семинарский преподаватель, изучавший физику в московском университете).

 

По математике, к счастью, поставили 5, но с оговоркой «за трудолюбие». Учебные оценки всегда субъективны, пока человеку удобно видеть перед собой глупого, нежели возлагающего на наблюдателя ответственность глубокомысленного индивида.

 

Наконец, ещё один случай из учёбы, в очередной раз демонстрирующий, как на каждом углу провозглашаемая человеком справедливость им же и попирается. Речь пойдёт о вычислительной математике (информатике), на которой студенты по обмену, плохо владевшие языком, списав у меня итоговую работу (выполненную за месяц до требуемого срока), получили отличные оценки. Ситуация была бы менее забавной, если речь шла лишь об установке руководства, не позволявшей отчислять таких студентов, но почему я, предоставивший ту же самую работу, получил неудовлетворительную оценку и был вынужден пройти предложенный мне платный курс по улучшению навыков программирования (на котором так не смогли объяснить, чего в изучаемой программе я не знаю). Более странным тем не менее кажется другое – математика, информатика и химия, преподавателем которых я являлся или являюсь, были главной бедой ещё в школе (но лишь до тех пор, пока я не научился подлизываться). Учительница, произносившая замысловатые названия частей ненужного мне устройства и словно заклинаниями вещавшая о свойствах логических операций, так не смогла ответить на вопрос, который, будучи ребёнком, я боялся задать недвусмысленно – в чём суть? При этом достаточно было показать, как текст, напечатанный на клавиатуре, способен преобразоваться в красивый рисунок. Вопрос, который я задал учительнице математики был менее тривиальным, но и он не должен был стать причиной оскорбления. Я лишь спросил, почему правило перестановки скобок для 3 элементов (закон ассоциативности) распространяется на случаи с большим числом элементов (соответствующее доказательство основано на весьма необычном использовании индукции и встречается в первых главах учебников общей алгебры).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.