Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Annotation 15 страница



Важнейшим средством вербовки и зомбирования человека является так называемая «бомбардировка любовью». На начальных этапах взаимодействия с объектом ее используют практически все секты. Однако не знающее меры «залюбливание» неофитов позднее обычно сменяется их запугиванием. Заманив свои жертвы любовью, секты затем гнетом страха не выпускают их из-под своей власти.

Существует, наконец, категория людей, являющихся находкой для любой секты, – это гипнабельные, легко внушаемые люди. Практически каждый психолог или психотерапевт, занимающийся врачебной практикой, назовет нескольких пациентов, которые в процессе лечения впадают в полную духовную и психологическую зависимость от врача даже вопреки желанию последнего. Врач становится, можно сказать, богом для такого человека. Естественно, подобные люди – легкая добыча для любой секты или религиозной конфессии, и в дальнейшем – наиболее искренние, истовые представители паствы.

Поиск легковерных жертв, безропотно поддающихся уговорам, обману, гипнозу – важнейшая задача и обязанность каждого члена секты.

Все зомбирующие секты в процессе обработки последователей используют тысячелетние методики восточных психотехник, некогда созданные и отработанные поколениями йогов и жрецов древнеиндийских культов, причем очень часто далеко не безобидных. Нетрудно заметить также, что многое позаимствовано ими у своих средневековых предшественников – в частности, из учения Игнатия Лойолы и монастырской практики.

По имеющимся данным, в настоящее время сектами используется три общих способа «взлома» личностной защиты:

медикаментозный – с помощью различных психотропных препаратов и наркотиков;

легкие гипнотические методики – например, когда давление на человека оказывается большим количеством людей, находящихся в одном помещении и утверждающих примерно одно и то же;

полное уничтожение защиты через утомление. Мозг, перерабатывающий огромные массивы информации, нуждается в регулярном и качественном отдыхе. Оставшись без отдыха, мозг начинает «отказывать» уже на вторые-третьи сутки, теряет способность оценивать и перерабатывать все то, что на него «валится». Наконец вынужденный бодрствовать мозг пытается приспособиться к новым условиям и, в силу огромного запаса своих возможностей, перестраивается и начинает функционировать в ином режиме. Но при этом он уже не способен критически воспринимать и сортировать поступающие сведения, реагировать на них адекватными решениями. У человека со «взломанной» таким образом психикой возникает субъективное ощущение, что сон ему теперь не нужен вовсе, или для «нормальной» работы достаточно двух-трех часов сна.

В итоге утрачивается истинное ощущение реальности, атрофируется часть воспоминаний и чувств, жертва начинает слепо доверять и подчиняться «взломщику». Самое страшное то, что мучительная «ломка» при вхождении в новое состояние продолжается три-четыре дня (нередко хватает и двух), а восстановить прежнее состояние, по утверждениям многих психологов, не удастся уже никогда.

В процессе зомбирования мозг приспосабливается к ограничению в отдыхе и в дальнейшем начинает сам себя держать на «голодном пайке». Поэтому общий и основной фактор манипулирующего воздействия на человека у всех зомбирующих сект – жертва лишается сна. Попытка лишить сна – главный признак того, что вас начали зомбировать. Для зомбирования человека (без применения сильнодействующих психотропных препаратов) его необходимо лишить сна как минимум на семьдесят два часа. Вот чем опасны многодневные молодежные тусовки-оргии, после которых человек теряет свое лицо.

В некоторых сектах зомбирование осуществляется также многократным, до изнеможения, повторением молитв (у кришнаитов – мантр). Этот метод был хорошо известен еще средневековым монастырям.

В этом же направлении работает жесткое групповое давление на каждого индивида, установление полного и непрерывного контроля над личностью, лишение человека свободного времени.

Для повышения эффективности зомбирования используются дополнительные меры воздействия – активные медитации, дыхательные техники, не имеющие решения загадки («коаны»), просто словесное «вдалбливание» жертве новых «истин». Но без первого и основного условия, связанного с разрушающим взломом психики, «вторичные» методики практически бесполезны.

 

Как защитить подростка от секты?

Прежде всего нужно уяснить основные причины попадания молодежи в секты. Современные аналитики этой проблемы относят к ним следующие факторы.

Повышение уровня жизни и одиночество. Подростки сегодня находят свою «нишу» и становятся независимыми (материально и, главное, морально) от родителей. Но обратная сторона независимости – одиночество. Случается беда – и человек не знает, кому «уткнуться лбом в плечо», кому поплакаться. Именно в этот момент и появляется эмиссар секты со своим внимательным общением, готовностью выслушать и проявить «глубокую» (навязчивую) любовь.

Переломный возраст тех, кто чаще всего оказывается под влиянием секты. В этом возрасте подросток труден как для взрослых, так и для самого себя. Налицо – волна внутренней неустроенности и эгоцентризма, когда содержание психической жизни непрочно, предельно изменчиво, в колебаниях между полярностями. Вступившие в пубертатный период погружаются в себя, становятся замкнутыми, отгороженными от окружающих и, как следствие, ранимыми, обидчивыми, остро чувствующими «драму одиночества». Внутри себя, доводя свою душевную жизнь до полного опустошения, каждый из них и делает, наконец, открытие, означающее выстраданное рождение нового варианта своего социального «Я». К сожалению, это открытие может произойти под контролем миссионера той или иной секты.

Боязнь ответственности. Для ухода от решения сложных жизненных ситуаций, бегства от всех проблем материального мира человек готов нередко использовать что угодно – от погружения в наркотическое или алкогольное опьянение до ухода в монастырь и даже до готовности прервать свою жизнь. Секта может оказаться одним из таких выходов.

Поиск легких путей как типичный вариант жизненного поведения современного молодого человека, сталкивающегося с множеством трудностей.

Стремление вырваться из домашней атмосферы, внутри которой нынешний подросток часто чувствует себя лишним, ненужным и непонятым, если взрослые заняты только бизнесом, собой и своими проблемами.

Одной из причин успеха деятельности сектантов является отсутствие знаний у подавляющего большинства населения (и особенно у молодежи) об истории религии и, в частности, истории православной культуры. Все это позволяет новым «миссионерам» толковать Библию в собственных интересах и выглядеть «убедительными» в навязываемых людям дискуссиях.

Привычка «плыть по течению», быть «марионеткой» обстоятельств (или всесильных СМИ). А при их изменении безвольно «перевешивать себя, как некую одежду, с одного крючка на другой». Отсутствие навыка критического осмысления происходящего вокруг и в собственной душе.

В деле спасения подростка особенно важно своевременно обнаружить первые признаки наметившейся неадекватной зависимости. К числу тревожных проявлений нужно отнести следующие.

1. В абсолютном большинстве случаев зомбированные подростки живут вне дома, в секте. Зомбирующая секта всеми путями препятствует контактам подростка с родителями.

2. Зомбированного подростка отличает озлобленность, нежелание разговаривать на любые темы, кроме его религии и денег.

3. Зомбированный подросток резко ограничивает себя в еде и сне.

4. Зомбированному подростку нужно много денег. Попавшие под такой прессинг подростки воруют из дома деньги и вещи, требуют от родителей материальной помощи, причем весьма агрессивно.

5. Подросток вдруг начинает задавать вопросы типа: «Папа, а почему ты не молишься перед едой? », «Мама, а почему ты работаешь в субботу? »

Как правило, у подростка, попавшего под влияние религиозной секты, отмечаются следующие негативные изменения в психике: сужение духовного и интеллектуального кругозора; потеря интереса к учебе или работе, отказ от них; агрессивность в вопросах веры;

резкое ухудшение отношений в семье, а также со светскими сверстниками;

искаженное понимание Библии;

появление очевидных психических расстройств.

 

Методы противодействия

Вопрос борьбы с сектами заключается не столько в том, как избежать контакта с проповедниками, сколько в том, как безболезненно им противостоять. Думать над этим вопросом следует заранее и изначально воспитывать учащегося невосприимчивым к довольно однообразным методикам обработки.

Если подросток все же попал под влияние сектантов, важно не упустить время. Советы специалистов в этом случае следующие.

1. Заметив в подростке интерес к какой-либо секте на начальной стадии подобного увлечения, можно сводить его в православный храм (мечеть, синагогу) и убедить пообщаться со священником (или сами обратитесь за советом к священнослужителю).

2. Попытайтесь оценить, что за секта привлекла подростка и чем именно.

3. Больше интересуйтесь, чем занимается подросток. Возможность рассказывать вам о своих субъективных открытиях позволит подростку считать вас своим соратником, а вам – следить за тем, куда ведет его увлечение, и не возникают ли вышеописанные опасности.

4. В «запущенных» случаях не пытайтесь «давить» на подростка, тыкать пальцем в нарушенные им светские и «божьи» предписания. Постарайтесь немного потерпеть, сохраняя отношение к нему как к нормальному человеку. Нередко обращение к некой вере вызвано всего лишь тем, что в данной секте находится много друзей и знакомых, с которыми не хочется терять связь.

5. Позаботьтесь, чтобы подросток ночевал дома, или увезите его в интересное путешествие. Первое, что требуется зомбированному человеку, – это сон и еда. Сам сектант от еды и сна будет отказываться.

6. Пытайтесь направлять внимание подростка на практическое использование его духовных достижений для решения существенных для него задач.

7. Постарайтесь перевести развитие подростка на самосовершенствование в реальной повседневности, не давайте ему «выпадать» из материального мира.

8. Ни в коем случае не форсируйте события! Вы можете легко потерять только-только возродившиеся отношения. Если вы попытаетесь запретить подростку «самосовершенствование», то это закончится, скорее всего, тем, что он перейдет жить в секту. Поэтому запаситесь терпением и продолжайте любить его. Как говорят священники, ребенка нужно «вымаливать» у секты через Бога и Любовь. Он должен чувствовать, что любовь есть не только в секте.

Необходимо отметить трудность реабилитации молодежи, попавшей под влияние секты. Даже если удается пробудить критическое мышление у человека, он не сразу выходит из зависимости. Процесс выхода связан с тяжелыми психологическими переживаниями, которые испытывает разочаровавшийся в «церкви» недавний ее последователь. После пребывания в секте молодые люди нередко становятся атеистами и не хотят вообще ничего больше слышать о религии.

Противостоять сектантам лучше еще на дальних подступах к информационному оболваниванию. Если незнакомые люди вдруг предложат «поговорить о важном», лучше сразу прекратить беседу. Не проявляя при этом агрессии. Ведь оказавшиеся в плену сектантства, по большому счету, тоже достойны сострадания.

Вступать в дискуссию с адептами сект бесполезно. Они фактически не способны слышать, тем более вникать в то, что им говорит оппонент. Они «зациклены» на своих убеждениях и будут вновь и вновь почти автоматически повторять заученные догмы. В этом – одно из наглядных проявлений зомбированности людей, прошедших обработку в сектах.

Самой надежной защитой от влияния секты, как и любой другой манипуляции, безусловно, является формирование с раннего детства не послушного исполнителя желаний родителей и учителей – своего рода «марионетки обстоятельств» и внешних требований, – а творчески мыслящего человека, способного критически рассматривать любую ситуацию и вырабатывать собственные решения.

Вопросы для обсуждения
 

1. Назовите причины, по которым следует осторожнее относиться к малоизвестным религиозным организациям и их представителям.

2. Какие религиозные объединения вам известны из личного опыта?

3. В чем принципиальное отличие сатанистских сект от псевдохристианских и сект восточной ориентации?

4. Приходилось ли вам встречаться с людьми, которые приглашали вас на семинары или собрания своей религиозной структуры? Как и что они говорили? Чем закончилось это знакомство?

5. Почему, на ваш взгляд, в современном мире с его образованностью, достижениями научно-технической и информационной революций не снижается интерес людей к самым, казалось бы, дремучим сектам?

6. Как распознавать вербовщиков-сектантов и как вести себя при встрече с ними?

Глава 6
 ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
 

На Западе внешний человек забрал такую власть, что она заставила его отвернуться от своей сокровенной сущности и глубинного бытия.

Карл Юнг

6. 1. Рыночные отношения – социально-экономическая основа манипуляции людьми
 

 

В настоящее время рыночные отношения, с точки зрения Запада, российской элиты и значительной части населения России, являются главной оценочной характеристикой любого государства. Право оценивать страны мира по этому критерию взял на себя конгресс США. Получившие статус «страны с рыночной экономикой», часто односторонне открытой для экспансии Запада, государства как бы сразу переходят в разряд демократических и могут рассчитывать на более благосклонное отношение Америки. Те, кто пытается защитить свои рынки и национальные интересы, объявляются западной прессой странами тоталитарными и недемократическими. Мощный всплеск подобных заявлений произошел, например, в 2006 г. в связи с действиями России по устранению грубых правовых и экологических нарушений со стороны западных фирм при освоении месторождений нефти на Сахалине. Постоянной информационной агрессии подвергается независимая экономика и политика Республики Беларусь.

Содержание рыночных отношений определяется наличием конкуренции – то есть свободой экономического соперничества за получение доли каких-либо ограниченных ресурсов. Но какое может быть «свободное экономическое соперничество» у начинающих фирм развивающихся стран с мощными корпорациями стран «семерки»? Демагогией о свободе рыночных отношений часто прикрывается стремление сильных управлять более слабыми.

Навязывается информация, что такое «равное и свободное» соперничество наиболее эффективно в деятельности, направленной на систематическое получение прибыли, и, в конечном счете, должно обеспечивать высокую производительность труда и быстрое насыщение рынка товарами и услугами. А решение этой задачи считается главным условием полного благополучия человека и человечества в этом мире.

Экономическая наука провозглашается «царицей» социальных наук, а «товаризованный» взгляд на социальные отношения и самого человека стал доминирующим: дескать, решение всех проблем человека связано с обеспечением возможности много зарабатывать. Популярнейшее убеждение нашего времени – деньги решают все. Этим и пользуются манипуляторы в условиях преобладания рыночных ценностей в сфере информации.

 

Взаимные манипуляции – один из объективных факторов рыночных отношений

Даже при добросовестной конкуренции в рыночных отношениях неизбежны различные виды обмана, скрытых манипуляций. В ходе обмена товарами или услугами обе стороны подчас стараются исказить или скрыть определенную информацию, иногда обмануть, предложить некачественный товар или услугу, не заплатить оговоренную ранее сумму.

«Манипуляция – привычный способ для любого бизнесмена добиться успеха», – пишет известный американский психотерапевт Э. Шостром.

Фил Портер, автор мирового бестселлера «Съесть или быть съеденным», откровенно признает: «Съесть или быть съеденным! – таков основной вывод, сделанный мною за тридцать лет работы в корпорациях… Менеджмент в реальном мире можно определить как дилемму: съесть или быть съеденным, растоптать или быть растоптанным. Чтобы не стать жертвой, необходимо освоить программу поведения хищника, настроиться на борьбу за выживание».

Эти факторы и особенности экономических отношений в современном обществе, включая возможные установки на обман иманипуляцию, из сферы бизнеса неосознанно переносятся в политику, массовую культуру, деятельность различных фондов и организаций, в повседневную жизнь – на работе, в семье, на улице, – в любое взаимодействие людей друг с другом. Взаимные манипуляционные отношения с целью увеличения личной выгоды за счет уменьшения выгоды ближнего часто подавляют естественное и непосредственное человеческое поведение.

Считается вполне допустимым, что участники любых переговоров используют различные способы манипулирования и искажения информации, чтобы достичь своих целей и добиться более выгодных условий для своей стороны, как правило, за счет ущемления каких-либо интересов другой. Причем это происходит как в ситуациях, затрагивающих интересы отдельных лиц, так и в межгосударственных отношениях, когда ценой манипуляций являются интересы целых народов.

Примеры подобных манипуляций можно найти в любой сфере жизни:

продавец активно использует различные приемы, чтобы скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства рекламируемого товара;

работодатель прибегает к таким же информационно-психологическим манипуляциям, чтобы дешевле оплатить труд работника;

чиновник умело манипулирует обратившимся к нему посетителем, чтобы ничего не делать или получить взятку;

политические «предприниматели» в своей «конкурентной» борьбе дают невыполнимые обещания и обменивают их на голоса избирателей. А имиджмейкеры создают кандидату, как товару, далекий от реальности привлекательный образ.

На подобных манипуляциях строятся многие отношения: между людьми, отдельными производителями и торговыми организациями, политическими партиями и управленческими структурами, между нациями, религиями, государствами.

Эти отношения свойственны уже не какому-либо отдельному бизнесу или отдельной стране, но и Всемирной Торговой Организации, и так называемому «мировому рынку» в целом.

У многих «рыночников» в ходу самые разнообразные формы недобросовестного сотрудничества – аферы, мошенничество, нарушение условий заключенных контрактов, подделка финансовых документов и многие другие. Методы манипуляции покупателями и деловыми партнерами тоже разнообразны. Они включают различные способы скрытого побуждения человека действовать вопреки своим интересам. В ходе воздействия учитываются его особенности восприятия информации и слабости характера, осуществляется тонкая игра на доверчивости, простодушии, внушаемости, других индивидуальных качествах психики. Немало финансовых средств вкладывается в научную разработку этих методов. Они – столь же важная часть манипуляции, как и реклама.

В условиях рыночной экономики без манипулятивной работы против своих конкурентов не обойдется ни одно предприятие. Таковы объективные закономерности рынка. И по ним вынуждено жить не только «недобросовестное», как порою принято считать, а любое предпринимательство.

Далеко не все предприниматели бесчестны. Особенно это было характерно для старой России, Германии, других стран. У многих купцов прошлых столетий помимо стремления к выгоде существовали и иные ценности. Сотни больниц, приютов, музеев, театров, фондов, стипендий и премий (в том числе Нобелевские) были созданы на пожертвования российских предпринимателей. И в сегодняшней России многие предприниматели ведут активную благотворительную и меценатскую деятельность в социальной сфере, в области образования, культуры и в других направлениях.

 

Последствия рыночных манипуляций человеком

Став главным системным принципом современной жизни, рыночные отношения уже не могут не влиять на внутренние установки и ценности, представления о морали и на нравственность каждого человека, выросшего в этом мире.

Нарастающий вал технических достижений и потребительских товаров, непрерывно улучшая материальную жизнь, не решает наших душевных, психологических проблем, а часто обостряет их, все больше углубляет пропасть между внешним благополучием и внутренней опустошенностью, усиливая то и другое одновременно.

Рыночные отношения, изначально сориентированные на поддержание духа соперничества, часто порождают в людях бессердечность, корыстность, завистливость и агрессивность. Жесткая конкурентная борьба любыми способами – «это благо для прогресса». Но это благо приобретается, в том числе за счет внутреннего мира человека, подчас внося в него опустошение, закрепляя однобокую устремленность к наживе, которую еще Достоевский называл «демонической».

Да, рынок способен более гибко удовлетворять потребности человека. Но все ли? Человек сложнее, глубже всех упрощений, в том числе по части оценки первичности и достаточности экономического фактора в его жизни.

Рыночные отношения могут обеспечить на какое-то время статус «победителя» по степени материального обладания, но истинно человеческое в человеке они подвергают серьезному испытанию.

 

Рынок и информационно-психологические проблемы россиян

Мы как-то не сразу поняли, что на мировом рынке нас никто не ждет, что на нем и так конкуренция острее острого.

Н. Волков, экономист-международник

Для современной России драматические последствия интенсивного внедрения рыночных отношений проявились не столько в том, что основные богатства страны оказались в руках частных компаний, сколько в массированном многолетнем навязывании средствами массовой информации сознанию россиян непривычных им нравственных ценностей и жизненных норм.

Именно информационно-психологические издержки рыночных отношений оказались наиболее губительными для многих людей, менталитет которых издревле строился на иных нравственных приоритетах.

Рыночные отношения изменили психологию людей, породили новые идеалы в обществе.

Вместе с рыночными отношениями многие россияне приобрели их неизбежных спутников – угнетающий страх, ощущение нестабильности. Мы сегодня боимся отстать в ежедневном изнуряющем беге наперегонки, оказаться последним в этих «танцах на выбывание» – остаться без работы, привычных средств существования и без уважения со стороны окружающих.

Согласно опросам, 70 % работающих граждан России заявляют, что им сегодня не до здоровья, есть проблемы важнее. Нужно безостановочно «крутиться», чтобы удержаться «на плаву», не оставить себя и, главное, свою семью без средств к существованию. Популярным стало понятие «болезни цивилизации». Это болезни, обусловленные длительным нервным перенапряжением, стрессами, постоянными страхами.

Не существует идеального рынка. И в Америке, с ее рыночными традициями, те же проблемы. Американский психоаналитик Карэн Хорни писала по этому поводу: «Противоречие в том, что, с одной стороны, мы ценим и превозносим концепцию конкуренции как двигателя прогресса, а с другой – не устаем пропагандировать братскую любовь и смирение». История рыночных отношений наглядно и неумолимо показала несовместимость этих тенденций. Приходится выбирать: чему отдать предпочтение, чем пожертвовать.

Вопрос о том, как человеку приспособиться к миру потребительства и жестокой борьбы за существование, уже десятилетиями остается центральной темой большинства исследований прикладной психологии, социологии, поведенческих наук.

«Как, как, как, скажите вы мне, нам заниматься бизнесом и при этом не отрываться от концепции человеческой личности и человеческого достоинства? Наиболее честных бизнесменов всегда тревожил конфликт между делом и духом. Но – конфликт не исчезал, а только разрастался», – пишет Э. Шостром.

Рыночная цивилизация объясняет нарастание негативных тенденций в поведении людей, общее чувство внутренней неудовлетворенности жизнью только внешними факторами, прежде всего социальной неустроенностью ряда стран, низким уровнем их экономического развития. И через наведение порядка в этих сферах пытается решить все проблемы.

Но к концу ХХ века лидерами по наркомании были социально и экономически благополучные Голландия и Бельгия, по преступности – процветающие США, по суицидам – примерная во всех отношениях Япония. Следовательно, не спасает человека от внутренних проблем экономическое благополучие. «По мере того, как растет масштаб обеспечения жизни, увеличивается ощущение недостатка и угрозы опасности», – писал немецкий философ К. Ясперс. Переживание сложившейся жизни как невыносимой ярко проявляется в самых благополучных странах и социальных слоях.

Видимо, человечеству для сохранения своей подлинности необходимо и нечто иное, позволяющее видеть в человеке не только потребителя и производителя. Но пока мы живем в условиях господства рыночных отношений, защита от постоянных попыток манипулирования будет оставаться для нас острейшей проблемой на каждом шагу и в любой сфере деятельности.

Вопросы для обсуждения
 

1. Возможны ли рыночные отношения без обмена манипулятивными воздействиями?

2. У кого выше уровень страха за свое будущее: у богатого или бедного?

3. Как влияет современный «рынок» на ваши отношения с друзьями и родственниками?

4. Какой вам видится экономика будущей России?

6. 2. Влияние средств массовой информации на мировоззрение людей и духовно-нравственное становление подрастающих поколений
 

 

Общей закономерностью общественного развития является то, что современный человек, в отличие от своих отцов, все реже находит время и возможность для обычного общения с окружающими его людьми и непосредственного обмена важной жизненной информацией. Основную часть информации, необходимой для адекватного поведения в обществе, он получает из теле– и радиопрограмм, газет и других периодических изданий. Особенно ярко это проявляется при формировании мнения людей по вопросам, которые не находят отражения в их непосредственном опыте, например, о политической жизни и ее лидерах, экономической конъюнктуре, обстановке в других странах и регионах.

В итоге одним из наиболее распространенных механизмов (институтов) современного мира стали средства массовой информации (СМИ) – понятие, объединяющее все каналы доведения информации до широкой общественности, в том числе, печать, радио, телевидение, Интернет, кино, театр, выставки, митинги и собрания.

 

Самое действенное информационное оружие современности

Возможности современных средств массовой информации таковы, что они создают для человека своего рода «вторую реальность» (или «субъективную реальность»), влияние которой на его внутреннюю (психическую) и практическую жизнь не менее значимо, чем влияние объективной реальности. Более того, современная видеотехника способна создавать продукцию, по качеству субмодальностей превосходящую образы реальных событий. К примеру, за счет использования специальной техники и пленки можно «сгущать краски» (скажем, показывать ярко-красную кровь раненого), улучшать или ухудшать образы, насыщать их более впечатляющим, чем в жизни, цветом, с помощью компьютерной техники моделировать голос и походку людей. Все это может быть использовано, например, для компрометации неугодного политика или улучшения образа того, кто в данный момент рекламируется телепрограммой. Зритель уже не в состоянии отличить подлинные съемки от компьютерных подделок.

Исторические предпосылки возникновения средств массовой информации связаны с успехами предпринимательской деятельности, развитием торговли и промышленности, переходом от аграрного к индустриальному обществу и, как следствие, с острой необходимостью регулярного информирования значительных групп населения. Предшественниками современных СМИ можно считать специальные торгово-осведомительные и корреспондентские бюро, которые информировали своих клиентов о ценах на товар, времени и условиях его доставки, ситуации с торговлей в различных регионах. Научно-технический прогресс, обеспечивший появление принципиально новых средств сбора, переработки и распространения информации, привел в конце ХХ века к революции в сфере массовых коммуникаций. Создание спутниковой связи, кабельного радио и телевидения, массовое распространение компьютеров и Интернета способствовали формированию глобальных, общемировых информационных сетей и возможности распространения нужной информации в любом уголке земного шара.

Влияние СМИ на все происходящее в жизни человечества обрело всеобщий характер. Средства массовой информации стали главным информационным оружием современного мира.

Оценки растущего влияния СМИ на политику и общество далеко не однозначны, а то и прямо противоположны. Некоторые авторы (например, американский философ О. Тоффлер) видят в нем ростки новой, более высокой и гуманной цивилизации – информационного общества, усматривают реальное движение к «антибюрократическому, ищущему, мыслящему, творческому государству», способному успешно разрешить наиболее острые конфликты современного мира.

Другие мыслители, констатируя опустошающее и разрушающее воздействие СМИ на личность, общество и культуру в целом, оценивают возрастающую роль информационной власти более пессимистично.

Опыт показывает, что потенциально СМИ способны служить различным целям. С одной стороны, они могут просвещать людей, помогать их компетентному участию в общественной жизни, способствовать личностному становлению. Но с другой, что сегодня нередко происходит, – духовно порабощать, дезинформировать, иногда не желая того, разжигать массовую ненависть, сеять недоверие и страх.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.