Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Annotation 19 страница



Однако существуют и причины субъективного характера, которые заключаются в том, что в последние годы в России продолжает сохраняться своеобразная мода на использование американских терминов в литературе по вычислительной технике и информатике. Наиболее часто этой моде следуют молодые авторы, которые оперируют иностранной терминологией не столько для того, чтобы осветить существо рассматриваемой проблемы, сколько для демонстрации эрудиции и знания зарубежных публикаций.

Так или иначе, сегодня мы имеем дело с процессом «американизации» нашей административной и технической терминологии. Если же учесть, что техническая культура составляет значительную часть общей культуры, то можно сделать вполне обоснованный вывод о том, что этот процесс, безусловно, оказывает свое воздействие и на всю культуру российского общества.

Однако еще более опасно нарастание вала технического и компьютерного сленга для индивидуального сознания представителей поколений, только начинающих сознательную жизнь и сразу ощущающих себя внутри мира современной информации, его неотделимой частью. Это уже не только российская, но и общемировая проблема, проблема будущих граждан глобального информационного общества.

По сообщению газеты Daily Telegraph, специалисты Министерства образования Великобритании бьют тревогу: школьники забывают элементарные правила языка, предпочитая писать на интернет-сленге. Сообщается о 13-летней девочке, повергшей своим сочинением в состояние шока всех учителей школы. Никто не смог понять написанное, ибо все страницы были испещрены принятыми в компьютерной практике сокращениями и иероглифами. По мнению университетских психологов Великобритании, предпочтение интернет-сленга – уже глобальная тенденция в молодежной среде.

Криминализация русской речи. Об этой угрозе русскому языку говорят и пишут уже давно. Блатной жаргон уголовников, «русская феня», а с некоторого времени и откровенно нецензурные выражения все настойчивее заполняют нашу литературную и повседневную речь. Происходящий сегодня процесс опошления русского языка некоторые авторы образно называют процессом его «привокзализации».

Слова «наезд», «разборка», «мочить», «крыша», «бабки», и тому подобные выражения уже чуть ли не ежедневно звучат из уст дикторов радио и телевидения, и даже в речах государственных деятелей. Это – уже не технические термины – «американизмы», а прямое заимствование из лексикона преступного мира.

Процесс криминализации жизни нашего общества или нарастающая криминализация его языка – что является первичным в этом взаимодействии? Проще всего назвать исходной причиной состояние общества. Однако было бы ошибкой недооценивать влияние языка на сознание и поведение людей. Все здесь взаимосвязано. И нынешнее увлечение уголовным жаргоном – не только следствие нашей жизни, но и ее активное творение в соответствую щем варианте.

В обстановке ложно понимаемого плюрализма, бравады близостью к «народным массам», а по сути – господствующей вседозволенности – мы поступаем весьма безответственно, расширяя масштабы засорения русского языка подобного рода «приобретениями» из криминальной лексики. Это увлечение не безобидно. За ним следует выбор жизненных идеалов и образцов для подражания. Опросы показывают, что именно среди любителей уголовного жаргона и матерных выражений больше всего в почете такие профессии, как киллер, валютная проститутка, «вор в законе», а популярные герои – Япончик, Григорий Распутин, Сонька – Золотая ручка. Это их жизненный лозунг: «Для добывания денег все способы хороши».

Еще одна напасть для русского языка. В последние годы среди определенных групп молодежи, прежде всего студенческой, стало модным говорить и писать с ошибками, сознательно искажая слова родной речи. Среди любителей «новой орфографии» популярны, например, выражения: «аццкий сотона», «превед кросавчег», «превед солнц», «пасиб» (спасибо), «кстате», «будющее» и др. Подобное произношение стало уже чуть ли не паролем-пропуском на определенные «тусовки» и форумы.

К этому же ряду порочных тенденций, проявляющихся в нашем языке и ведущих к подавлению духовных ценностей, нужно отнести и усиливающееся господство в современной речи откровенной лжи, пустой демагогии. Это – не новое явление. Еще из древности пришло убеждение: слово изреченное есть ложь. «Язык дан человеку для того, чтобы скрывать свои мысли», – писал Никколо Макиавелли. Об этом же пишет в XIX веке польский поэт А. Мицкевич:

Лжет слово голосу
А голос – мысли лжет,
И в слове гибнет мысль,
Утратив свой полет.

 

Однако многие наши – весьма известные и авторитетные – политики, экономисты, как никто другой из прошлых эпох, довели до «совершенства» исполнение совета знаменитого русского сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина: «Ври и будь свободен от меры». Наш «великий и могучий» язык и здесь может быть виртуозным. Но такое его использование работает отнюдь не на «обеспечение информационной безопасности России в духовной сфере». При современных масштабах обмена информацией и ее влияния на общественное мнение, состояние здоровья и психического самочувствия отдельных людей проблема лжи становится уже глобальной проблемой всего человечества.

 

Русский язык в ближнем и дальнем зарубежье

Оценивая состояние русского языка в других странах, специалисты выделяют две тенденции.

Во-первых, происходит активное сокращение русскоязычного информационного пространства в ближнем зарубежье – в новых независимых государствах, еще недавно бывших республиками

СССР.

Во-вторых, после ликвидации Советского Союза с его авторитетом и возможностями наметился процесс вытеснения русского языка из зоны дальнего зарубежья, все большего ограничения его использования в качестве одного из языков международного общения.

Сегодня объективной реальностью является тот факт, что в большинстве независимых государств ближнего зарубежья проводится активная и целенаправленная политика по сокращению использования русского языка в сферах государственной деятельности, экономики, науки, образования и культуры. Русский язык сегодня является вторым государственным языком лишь в Республиках Беларусь, Казахстан и Молдова.

В других странах ближнего зарубежья русский язык не получил подобного государственного статуса, и поэтому русскоязычное информационное пространство там быстро сокращается. На улицах городов Латвии, Литвы, Эстонии, Армении, Грузии уже практически нет вывесок и надписей на русском языке, хотя на нем еще свободно говорит часть населения этих государств. Наименования улиц, организаций и учреждений, а также рекламные объявления выполнены теперь, как правило, лишь на национальном языке данной страны или на английском языке, который знают очень немногие граждане. Таким образом, налицо формирование в этих странах нового языкового и, следовательно, информационного пространства, не соответствующего историческим традициям, лингвистической культуре общества, стремлениям части населения к сохранению русского языка как средства общения.

Сегодня в странах ближнего зарубежья проживает около 27 миллионов русских людей, оказавшихся за пределами своей этнической родины. Кроме того, много здесь и тех, кто, не являясь русским, вырос в русскоязычной среде и поэтому считают русский своим родным языком. Драматизм положения этих людей заключается не только в том, что им насильственно, под угрозой различных социальных ограничений, навязывается национальный язык страны пребывания, но и в том, что их дети, порою искусственно, лишены возможности получить образование на русском языке.

Во многих государствах СНГ фактически стали дефицитом необходимые учебники и методические пособия по тематике русского языка, не готовятся в необходимом объеме соответствующие педагогические кадры. Видимо, в ближайшие годы в этих странах вырастет новое поколение людей, уже не знающих русского языка.

Сокращается русскоязычное информационное пространство и в странах дальнего зарубежья. Все реже можно найти какие-либо русскоязычные информационные материалы за дальними рубежами нашей родины. На международных выставках и научных конференциях русский язык как рабочий используется все реже.

Что представляется необходимым? Традиционный набор мероприятий, обычно предлагаемый сегодня политиками в виде различных программ и обращений к руководству Российской Федерации и других стран, русскому языку за рубежом, видимо, уже не поможет. Пока Россия не займет в своем регионе и в мире место, достойное ее предназначению и возможностям, статус русского языка не поднимется. Остается заняться более интенсивной информационно-методической поддержкой русского языка в странах ближнего и дальнего зарубежья: подготовкой и рассылкой в учебные учреждения зарубежных стран словарей и учебников, приглашением возможно большего числа работающих там специалистов для переподготовки в России.

В настоящее время более важно, чтобы язык не растерял свои высокие качества, присущее ему богатство внутри России. Для этого россиянам, особенно молодежи, необходимо показать стратегическую важность русского языка в деле обеспечения информационной безопасности страны и сохранения народом и каждым человеком своей национальной идентичности. Такое осознание необходимо и тем, кого народ избирает во властные структуры, кому доверены средства массовой информации, газетные страницы и микрофоны, кто руководит издательствами и образовательными учреждениями. Высокая культура речи должна стать не только показателем интеллектуального уровня специалиста, но и одним из обязательных критериев его профессиональной пригодности для того, чтобы занять должность преподавателя, журналиста, руководителя коллектива, работника культуры.

По мнению специалистов, важно также обеспечить нормативное регулирование использования иностранной терминологии в официальных названиях предприятий и учреждений, на страницах печатных изданий и в передачах электронных средств массовой информации. К примеру, Европейский союз даже на законодательном уровне рассматривает допустимость использования на территории Европы тех или иных выражений, затрагивающих национальные, религиозные и политические интересы населения.

Русский язык пережил в своей истории немало трудных времен, окажется он сильнее и нынешних угроз. Тревожит другой вопрос: как скажутся текущие трудности на душах тех, кто в этот период только осваивает родную для себя речь? Не обернутся ли проблемы языка проблемами, куда более опасными – издержками духовно-нравственного обустройства внутреннего мира будущих граждан России и страны в целом? Этот вопрос главным образом и должен сегодня беспокоить родителей, преподавателей всех уровней, политических и культурных лидеров государства, каждого человека, причастного к становлению подрастающего поколения.

Вопросы для обсуждения
 

1. Почему русский язык называют национальным богатством России, не менее ценным, чем ее территориальные и сырьевые ресурсы?

2. Какая, на ваш взгляд, из перечисленных угроз русскому языку наиболее опасна?

3. Чем обусловлена связь между русским языком и духовностью нашего народа?

4. Почему русская классическая литература высоко ценится в других странах и теряет читателей в России?

5. Что вы знаете о борьбе за право говорить на русском языке части населения Украины, Латвии и других стран?

6. Подберите 50 синонимов словам «клево», «прикольно». Например: сильно, мощно, здорово, красиво, изящно, кудряво, весело, блестяще и т. д.

6. 6. Средства информационного воздействия и защита здоровья
 

В правовом отношении внимание к вопросам здоровья наших граждан, и прежде всего детей, в последние годы заметно возросло. Это внимание распространяется и на информационную сферу как на потенциальный источник не только развития, но и искажения процесса психического и физического становления современного молодого человека. В настоящее время действует Конвенция о правах ребенка, определяющая необходимость доступа детей лишь к той информации, которая направлена на содействие их социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию. Доступ детей к информации регулируют также законы РФ «О средствах массовой информации» и «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

Статья 14 Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» обязывает органы государственной власти принимать меры по защите ребенка от информации, наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, а также от распространения печатной продукции, аудио– и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

В 2006 г. вступили в действие национальные программы «Здоровье» и «Образование». В соответствии с ними проводится дополнительное оснащение электронными технологиями медицинских учреждений, повышаются оклады их персоналу; в образовательных учреждениях создаются компьютерные классы с подключением их к Интернету. Все это расширяет возможности оперативного обращения школьников к самой современной информации, но одновременно требует соответствующих мер по диагностике и коррекции их здоровья.

К числу положительных тенденций можно отнести и то, что в условиях свободного обмена информацией о неблагополучии здоровья населения страны стали говорить открыто и на всех уровнях. Более активной и принципиальной стала позиция родителей по вопросам влияния деятельности СМИ и компьютеризации на здоровье, развитие и воспитание детей. Постепенно приходит осознание того, что каждый родитель, в соответствии со ст. 17 Конституции РФ, вправе требовать от редакций и редакторов не нарушать права и интересы ребенка при осуществлении своей деятельности.

Вместе с тем, как свидетельствуют оценки специалистов и сама жизнь, несмотря на принимаемые меры, состояние здоровья населения, и особенно подрастающего поколения, в условиях перехода страны к информационному обществу и ускоренного включения в систему глобального мира продолжает оставаться критическим. Почему? Попытаемся разобраться.

 

Переход к информационному обществу и проблемы здоровья

Объективные предпосылки проблемы. Стремительный переход к индустриальному, а затем и постиндустриальному (информационному) обществу создал объективные предпосылки для дезорганизации психики человека, переводу ее в состояние, удобное для искусственных манипуляций и патологических внутренних искажений. За предельно короткие (по историческим меркам) сроки кардинально изменились условия жизни человека. Он был вынужден ослабить свои тесные связи с природной средой и полностью окунуться в технизированное бытие, предъявляющее принципиально иные требования к функционированию психики и ее «запасам прочности». Н. А. Бердяев назвал этот переход «страшной революцией», «непоправимой катастрофой в судьбе человека, катастрофой ухода от природной жизни». Однако трансформация стиля и темпов повседневного бытия людей продолжается в каждой индивидуальной биографии почти непрерывно. В итоге незнающий перерывов и остановок прогресс – в данном случае независимо от воли общества, объективно – «рушит человека», чтобы, может быть, на его месте, по законам эволюционной необходимости, могло появиться некое новое существо, отвечающее условиям и запросам глобального информационного мира.

В условиях постоянного ускорения темпа жизни, частого и резкого обновления ее требований к человеку психика части людей не успевает перестраиваться и хотя бы временно обретать состояние устойчивой адаптированности. Известно, что 90 % всех научных открытий, сделанных человечеством за свою историю, пришлось на ХХ век. По этому показателю каждые десять лет ХХ века равны одному тысячелетию человеческой истории. Изобретение парового двигателя (1776) и электромотора (1876) разделяет столетие. То есть в течение трех поколений человек осваивал это техническое чудо, привыкал к тому, как оно меняет его жизнь.

В ХХ веке прежний, естественный и привычный для человека мир начал рушиться обвально. Каждые десять лет, а потом – ежегодно в его жизнь входили автомобиль, самолет, кинофильм, транзистор, телевизор, компьютер, Интернет, «мобильник», масса бытовой техники, множество новых средств и материалов, изменяющих окружающий мир до неузнаваемости. Человек меньше созидает, меньше творит, чаще нажимает кнопки. У него – иная пища, иные методы лечения, иные средства общения с себе подобными. Да и землю, на которой живет, он в естественном варианте чаще видит по телевизору или из окна дачи, автомобиля.

На дворе – новый мир. А что внутри? Главным образом – хаос. Не поспевает внутренний мир за внешним. Современная жизнь – это некий гиперпереходный процесс, в котором мало отрезков стабильности, когда можно осознать и закрепить отношение к происходящему, прежде чем начать ассимиляцию очередного новшества. Непреходящий стресс, дезориентированность в настоящем и неуверенность в будущем, отсутствие проверенной опытом субъективной позиции, непостоянство в оценках и поведении – вот типичные психологические следствия этой гонки. Нет времени, чтобы заглянуть в собственную душу, помочь ей хотя бы на мгновение избавиться от давления необходимости, попытаться услышать нечто, исходящее из глубин своего «Я». Сегодня у нас куда больше оснований повторить слова одного из героев Достоевского из века девятнадцатого: «Кто же теперь не в аффекте, вы, я, все в аффекте».

Психоаналитик и выдающийся мыслитель К. Г. Юнг еще в середине прошлого столетия бил тревогу, полагая, что под влиянием цивилизации, природных, социальных и хозяйственных катаклизмов психическая конструкция человека становится все более хрупкой и уже работает на пределе. Она все больше страдает от прогрессирующего ощущения опасности, неуверенности, подспудного чувства страха за свое «Я». По убеждению Юнга, расщепленность внутреннего мира человека переходит допустимую меру. В условиях постоянного ускорения темпа жизни, частого и резкого обновления ее требований к человеку психика не успевает перестраиваться и хотя бы временно обретать состояние устойчивой адаптированности.

В этом и состоит важное психотерапевтическое и стабилизирующее значение последовательного и планомерного изучения проблем и методов обеспечения личной и общественной безопасности в информационной, социальной, технической и природной сферах.

Основатель Римского клуба, известный менеджер и философ Аурелио Печчеи отмечал: «Достигнув за несколько десятилетий прогресса, сравнимого с итогами предшествующих столетий, мы совершили поистине гигантский рывок в техническом и материальном восхождении и оказались просто не в состоянии подтянуть к этим бешеным темпам свое культурное развитие. Безудержно меняющаяся на наших глазах действительность, за которой мы не успеваем уследить, мучает и пугает нас. Ведь все наше мироощущение, все стимулы нашего поведения, … в сущности, остались нам в наследство от предшествующих веков. И, чувствуя себя явно не в своей тарелке, мы робко и безуспешно пытаемся приспособиться к новым условиям, уже не способные жить в прежнем, естественном мире, но и не готовые еще к тому, чтобы полностью акклиматизироваться. От всего этого глубоко страдает наша психика и здоровье, ослабевают способности к здравым оценкам и суждениям, и, подавленные, сбитые с толку всей этой лавиной изменений, мы никак не можем выработать правильную и последовательную линию поведения – то впадаем в панику и начинаем предпринимать какието судорожные, конвульсивные меры, то инсценируем беспомощные и безадресные протесты, то замираем в покорном смирении… Вот он, дьявольский порочный круг человеческих затруднений».

Навязывание человеку столь ущербного для его внутреннего мира существования не может оставаться без последствий. Мы привычно искали истоки нынешних бед со здоровьем и нравственностью людей в социально-экономической сфере, а они – прежде всего в неадекватности их душевной жизни. Опережая успехи в накоплении материальных благ, победы в соревновании за прогресс и «сытость» оборачиваются для человечества приобретающими уже эпидемический характер неврозами, наркоманией, почти системной безнравственностью, трагическими прорывами разрушительных наклонностей и, в конечном счете, серьезным ослаблением физического здоровья населения в целом.

По мере того как нарастает давление на психику со стороны общества и научно-технического прогресса, растет напряжение внутри ее. Пружина как бы сжимается. Где пределы такого сжатия? Неожиданную обратную реакцию этой пружины у отдельных людей (и групп людей) мы видим все чаще в проявлениях экстремизма, терроризма, в поисках новой веры.

 

Характер информационного воздействия и здоровье

Принципиальное значение для психоэмоционального состояния и всех видов здоровья человека имеет содержание информации, поступающей из электронных и печатных средств массовой информации. В последние годы с экранов телевизоров и дисплеев, со страниц газет и журналов на россиян обрушиваются главным образом потоки негативной информации. Воспользовавшись отсутствием цензуры, в погоне за рейтингами и прибылью некоторые из наших СМИ потеряли чувство меры в показе насилия, безнравственности, развратных действий, пренебрежительного отношения к здоровью окружающих людей и собственному здоровью. Боевики и вестерны, «не покладая рук», трудятся над разрушением нервно-психического статуса молодого поколения нашей страны. Во многом благодаря явной и скрытой рекламе мы вынуждены говорить сегодня о росте числа юных курильщиков, массовом потреблении подростками пива, активизации сексуального поведения в раннем возрасте. Дальнейшим следствием этого оказывается высокий уровень заболеваний, передающихся половым путем, рост числа ВИЧ-инфицированных, расширение масштабов токсикомании и наркомании, снижение уровня физического здоровья обучающихся.

Информация, получаемая сегодня в некоторых общеобразовательных учреждениях, тоже ведет к сужению разнообразия и масштабов душевной деятельности развивающегося индивида и этим, вольно или невольно, приближает его к психической и физической неадекватности. Заметной тенденцией последнего времени стал все более выраженный в рамках так называемого «Болонского процесса» переход от фундаментального образования в пользу «практикоориентированного». Школам предлагается воспитывать социально компетентного человека только в определенной области. Общекультурное содержание фундаментального образования предлагается заменить воспроизводством конкретных практических навыков, целостные курсы обучения заменяются рядом частных предметов (модулей), дающих сугубо прикладные навыки. Внутреннюю множественность потенциальных возможностей учащегося искусственно запирают в рамках одной узкой сферы деятельности. Вероятно, это будет компенсировано нашими отечественными технологиями обучения и воспитания, но порабощающее уже с детства «разведение людей по стойлам» неизбежно предполагает формирование «частичного человека» с «частичным мышлением» или «ролевого индивида», имеющего с другими людьми только функциональные отношения.

Частичный человек» – это человек с мнимой индивидуальностью, ибо он —. не самостоятельный человек, не определяемый из самого себя, а определяемый другими. Он не достиг действительности (установленного единства сущности и явления) своих общественных отношений и живет только на поверхности, ведет несущностный способ существования.

Н. Лимнатис

Сложившейся рационально-машинной действительности удобнее видеть человека только логичным, здравомыслящим. Ей нужен исполнитель, накачанный конкретными знаниями, отчеканенный в действиях и не позволяющий себе загадочных душевных проявлений. Он должен не жить, а действовать – всегда четко, объяснимо, без эмоций и переживаний. Такое поведение исключает возможность глубоко и искренне дружить, любить, кого-то презирать или ненавидеть. Человек неуклонно вытесняется из многоцветия подлинной жизни в роботоподобное существование на искусственно выстроенной арене, где ему отводится роль стандартной и понятной части общего порядка.

Позволительно ли такое состояние назвать подлинно человеческим и в какой мере оно может способствовать сохранению душевного и физического здоровья индивида, развитию его личностных качеств? Будет ли он всегда доволен отведенной ему ролью? Или его психика, на всех ее уровнях, рано или поздно начнет бунтовать против навязанного неестественного для человека – но нормального для робота – состояния, в том числе срывами в болезнь? Ответы на эти вопросы не всегда достаточно очевидны, как и возможные тяжелые социальные последствия. По словам Э. Шострома, «рынок стремится обезличить нас, лишить индивидуальности, а мы не хотим этого, мы – возмущаемся. Протестуем всеми доступными нам средствами – от террористического акта до ухода в болезнь и даже самоубийства».

Рассматривая влияние информационных средств на здоровье человека (и, в частности, на учащегося), уместно различать три вида здоровья: психическое, физическое и нравственное.

Причем состояние психики и адекватность душевной деятельности являются теми базовыми факторами, на которых главным образом выстраиваются все другие виды человеческих аномалий. Поэтому психическое здоровье заслуживает того, чтобы говорить о нем в первую очередь.

Психическое здоровье. Нетрудно заметить, что цивилизованность и подверженность психическим расстройствам идут нога в ногу. ХХ век дал не только впечатляющие прорывы в технике, но и столь же впечатляющее нарастание числа разнообразия психических болезней. На хроническую усталость, раздражительность, бессонницу, застойную тревогу, депрессию, разного рода комплексы сегодня не может пожаловаться разве что младенец. Мир колеблется на границе, отделяющей нормальное общество от больного, превратившегося во вселенскую «палату № 6» – гениально описанную профессиональным врачом А. П. Чеховым.

Рыночно-потребительская цивилизация, навязывая миру свои представления о жизни, по сути, борется с человеком, разрушает его внутренний мир. В итоге максимальные обороты набирает «роковой процесс внутренней порчи» человека (Н. А. Бердяев). Из «венца творения» он все больше превращается в агрессивное, завистливое существо, подверженное порочным наклонностям и психическим расстройствам. Стремительно множится число неврозов, депрессивных состояний, других расстройств психики, как и число неожиданных срывов у людей, вроде бы вполне нормальных в повседневной жизни.

Особенно трудно противостоять давлению нынешних шаблонов поведения детям с их изначальной искренностью, особой чувствительностью к любой фальши. Врачи бьют тревогу: здоровых детей уже практически нет, нормой становится их эмоциональное неблагополучие, дети теряют контакт с действительностью. В проблему превращается школьный невроз, и даже невроз дошкольного возраста. Прием детьми антидепрессантов стал почти нормой для некоторых развитых стран. Нарастает острота подростковых коллизий, все больше подростков кончает жизнь самоубийством; множество детей предпочитает стать беспризорниками, не желая вернуться в «нормально обустроенное бытие» под родительский кров.

Согласно выводам всероссийской диспансеризации, «проблема состояния психического здоровья детей в России за последнее десятилетие стала острой медико-социальной проблемой». Рост психических расстройств за последние годы составил 32 %, подростков – в 1, 7 раза. Критический уровень психического здоровья детей и подростков во многом ограничивает возможности получить полноценное образование, снижает показатели годности юношей к воинской службе. По этой же причине около 70 % учащихся общеобразовательных учреждений испытывают значительные трудности в усвоении базовой школьной программы. По данным Министерства обороны РФ, среди заболеваний, послуживших причиной освобождения юношей от призыва на военную службу в 2000 г., более 20 % пришлось на психические расстройства.

По данным Московского НИИ психиатрии, частота пограничных психических расстройств среди детей всех возрастов, воспитанников и учащихся различных образовательных учреждений колеблется (по разным регионам) от 22, 5 до 71 %. Эти цифры позволяют считать проблему психического здоровья подрастающего поколения более чем актуальной. Она уже непосредственно влияет на качество трудовых ресурсов страны и ее безопасность.

Собственно, психическое расстройство может быть даже протестом – молчаливым, загнанным внутрь и, в силу своей невысказанности, оборачивающимся разрушительным действием против самого человека, его здоровья. У того, кто не способен протестовать осознанно, бунтует психика. Душевный мир, будто используя последний вариант протеста, выходит из фальшивой игры под названием «жизнь», ведет себя неадекватно ее требованиям, безжалостно разрушает ранее сформированные психические качества.

Предельным выражением этой тенденции является увеличение количества суицидов. Уровень числа самоубийств на 100 тыс. населения России вырос с показателя 26, 4 в 1990 г. до 39, 7 в 2001 г. и превысил число убийств. Продолжает расти число суицидов среди подростков. В 2003 г. покончили с собой 7800 несовершеннолетних. Эта драматическая тенденция сохраняется и сегодня. Для многих из них такая форма протеста оказывается наиболее доступной и поэтому все более распространенной. Умение защититься от негативной информации и манипулирования – важнейшее средство профилактики суицидов.

Физическое здоровье. В качестве наиболее репрезентативного исследования здоровья школьников можно рассматривать проведенную в 2002 г. всероссийскую диспансеризацию. Из ее итогов следует, что за последние 10 лет общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет выросла в 1, 4 раза. Самые высокие темпы роста наблюдаются у болезней костно-мышечной системы – сказывается компьютеризация и малоподвижность (в 2, 6 раза), системы кровообращения (в 2, 5 раза), эндокринной и мочеполовой системы.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.