|
|||
Annotation 10 страницаПрактика манипулирования сознанием и поведением людей восходит к глубокой древности и сопровождает человечество на всех этапах его истории, составляя фактически главную, сущностную, особенность отношения цивилизации, в том числе современной, к человеку. В настоящее время хорошо известны древние методы зомбирования людей, применяемые культом Вуду и гаитянскими колдунами. Этнологи, изучавшие эти методы, пришли к выводу, что процесс модификации психики осуществляется с использованием сильных токсических веществ, образующих так называемый «порошок зомби». В его состав входит высушенная и истертая рыба фугу, а также активные вещества, получаемые от жабы Bufo marinus, желчный пузырь мертвого мула или человека, некоторые растения. Главным действующим компонентом «порошка зомби» является яд тетрадотоксин. После применения порошка возникает чувство эйфории, покалывание в конечностях, затем наступает паралич, дыхание перестает определяться, сердце почти останавливается, и человек переходит в состояние, подобное клинической смерти (способное обмануть даже опытного врача). Однако если доза порошка выверена точно, человек не умирает, но в его мозгу происходят необратимые изменения – он теряет волю, разум и становится послушным орудием. В практике Вуду есть два уровня зомбирования: низшая, грубая, степень зомбирования – это существование тела с практически «мертвым» мозгом. Такие зомби могут только тупо выполнять команды и не способны к осмысленным действиям; более тонкая степень зомбирования отличается тем, что зомби выглядит вполне по-человечески, может реагировать на боль, контролирует поведение и мысли, но лишен эмоциональной сферы. Он тоже ориентируется лишь на приказы хозяина, однако, в отличие от глубоких зомби, способен самостоятельно планировать свои действия для наилучшего достижения цели. В своем развитии мир прошел через практику обращения человека в раба, феодальное закабаление людей, их церковную унификацию, в том числе с помощью методов инквизиции. Но только в ХХ веке человечество узнало, что такое тотальное насилие над сознанием и поведением людей. Этот век (на фоне научно-технического прогресса и нарастания демократических преобразований в общественной жизни) превзошел все другие эпохи человеческой истории в своем стремлении поставить под полный контроль мысли, потребности и практические действия человека. Задачу «улучшения» человека через манипуляцию его сознанием пытались практически решить марксисты всех разновидностей, национал-социалисты, многочисленные диктаторские режимы, тоталитарные секты, религиозные фундаменталисты. Именно в этом столетии мир узнал, что такое японские камикадзе, исламские шахиды, готовые к самопожертвованию солдаты, фанатики всех мастей – идеологические, религиозные, националистические, классовые и даже футбольные. ХХ век по разнообразию методов, использованных для манипулирования внутренней жизнью человека, стал, безусловно, наиболее заметным в истории человечества, значительно обойдя в этом отношении средние века и эпоху «святой инквизиции». Апробацию прошли самые различные приемы и средства приведения людей к «единому знаменателю» – от социальной демагогии до концентрационных лагерей, от психотерапии до психотропных препаратов. Наиболее показательным примером использования тотального насилия ради установления нужного порядка во внутреннем мире человека оказался метод концентрационных лагерей. Здесь имеет место совсем не то, что было при крепостном праве или рабстве. Обе эти системы насилия сложились стихийно и были вполне естественными для своего времени. Концлагерь же есть искусственно созданная, спланированная по целям и методам система подавления человеческого в человеке, его перерождения в нечто механическое. Этот эксперимент чрезвычайно показателен в своей завершенности. У него нет внешних, словесных прикрас в виде призывов к свободе, равенству, братству, соблюдению прав человека, здесь в полной наготе видится то, что, по сути, заложено в любой идее овладения душевной жизнью человека, создания из него идеального члена той или иной социальной системы. Что представляет собой «идеальный заключенный»? Автор многих публикаций по вопросам психологии лагерной жизни М. Максимов описывает вложенный в это понятие замысел следующим образом. Когда человеку дают команду, то между ее получением и началом исполнения есть хотя бы небольшой временной зазор – время на обработку команды внутри человека. Так вот, у «идеального заключенного» этого зазора нет. Команда мгновенно проваливается в исполнительные органы. Обработки внутри не происходит, потому что «нутра» – нет. У этого существа (назвать его человеком уже трудно) нет внутреннего содержания – разума, души и всего того, что призвано принимать решения. Оно похоже на модель, управляемую по радио: один человек переключает кнопки на пульте управления – и тысячи, миллионы «идеальных заключенных» выполняют нужные действия. Задачей гитлеровских концлагерей поначалу и было научиться превращать за три года нормального здорового человека в «идеального заключенного», а затем этот опыт использовать для формирования миллионов «идеальных людей». Какими методами решалась задача? В их основе – тотальный страх, боль, неопределенность, бессмысленность, доведенные до неукоснительной, абсолютной системы. Заключенным не позволялось ни о чем думать, они не должны были понимать смысл происходящего. Например, при загрузке песком вагона, им вдруг приказывали оставить лопаты и бросать песок только руками или выполнять бессмысленные упражнения: «Встать! Лечь! Встать! Лечь! ». «Идеальный заключенный» не должен иметь возможности планировать свое поведение хотя бы на час вперед, распределять силы, самостоятельно оценивать ситуацию. Он должен быть окончательно и бесповоротно убежден: от меня ничего не зависит. Все осмысленные действия заменяются реакциями на приказ. В предельном варианте реализуется бихевиористская идея манипулированного поведения по принципу «стимул—реакция». Концлагерь, прежде всего, направлен против духа человека, его внутреннего мира, он имеет целью сломать и подавить в человеке все то, что не поддается другим методам, довести его до животного состояния и даже до состояния вещи, добиться, чтобы не духовная, а материальная сущность управляла его поведением. По мнению французского философа А. Камю, система концлагерей позволяла осуществлять на практике «диалектический переход от управления личностями к управлению вещами, поставив личность на место вещи». Однако идея, заложенная в концлагерях, тоже не состоялась. Некоторую часть заключенных удалось довести до «идеального» состояния. Но все они очень быстро погибали – получалось нежизнеспособное существо, лишенное внутреннего содержания, ходячий труп. Как пишет Максимов, к 1942 г. стало ясно, что программа перевоспитания в лагерях не дает результата, и с этого времени рабочие лагеря в Германии стали постепенно превращаться в лагеря уничтожения. А новые уже сразу строились как лагеря смерти. И пусть не кажется происходившее в концлагерях чем-то бесконечно далеким от реальной жизни. Бывшие узники в один голос говорят: концлагерь – «микрокосмическое отражение мира людей вообще» (В. Франкл); «лагерь – не противопоставление, а слепок нашей жизни, сгусток тех же ее законов» (В. Шаламов). В обычной жизни происходит все то же самое, только методическое оснащение работы иное – преобладают экономические, идеологические, националистические или религиозные формы воздействия на людей. Педагогика концентрационных лагерей – апофеоз общей тенденции ХХ века по созданию полностью манипулируемого человека. Эта же задача настойчиво решается и сегодня. Так называемое гражданское общество западных стран несравнимо глубже влияет на формирование психики человека, чем любая тоталитарная система. Шаблоны поведения, обусловленные мнением элиты и волей окружающего большинства, быстрее приобретают внутреннюю обязательность, заставляют неукоснительно следовать предлагаемой системе отношений. А в этой системе тоже все строго предопределено гласными и негласными правилами, требованиями имиджа, принадлежностью к тому или иному слою населения. Человек постоянно находится под давлением страха отстать от своего круга, выбиться из колеи, опуститься до автомобиля или магазина другого класса, до журнала, собеседника или клуба иного уровня. Критикуя американского психолога-бихевиориста Б. Скиннера, основного теоретика превращения человеческого поведения в полностью манипулируемое, один из крупнейших мыслителей ХХ века Л. Берталанфи писал: «Расширяющаяся экономика «общества изобилия» не может существовать без подобной манипуляции. Только при все большем манипулятивном превращении людей в скиннеровских крыс, роботов, торгующих автоматов. может это великое общество прогрессировать к все возрастающему национальному продукту». В течение века менялись формы воздействия, их словесное прикрытие, но цель переделки человека под вещь (или робота) оставалась неизменной. Принято считать, что разные социальные системы стремятся создать разные типы людей, каждая «строит» человека под себя, видит собственный идеал. Но в своей сути идеал везде видится одинаковым. Это – послушное, управляемое существо, знающее общие правила поведения и действующее, в том числе инициативно, лишь в их пределах; кроме того, имеющее потребность славословить хозяина, благодарить его за счастливую жизнь. На практике любое общество стремится «держать человека в выгодном для себя состоянии безликости» (А. Швейцер). Различается только «метафизическое обоснование рабства» (Н. А. Бердяев). И всегда такого рода усилия прикрываются обращениями к «достоинству» человека, словами об «интересах самого человека», о стремлении сделать его жизнь более благополучной. Вступление человечества к концу ХХ века в информационную стадию развития существенно расширило возможности получения нужных результатов в деле управления индивидуальной психикой и психологией больших масс людей. В работу по программированию психики включились новые науки (кибернетика, информатика, генетика) и технологии (электронные СМИ, глобальные информационные сети, в первую очередь Интернет как «мировая паутина» – для человека – в буквальном смысле). Установки манипуляторов те же: сделать поведение людей более стабильным, неконфликтным, хорошо поддающимся контролю и управлению. Переход к глобальному обществу позволил только придать информационно-психологическому воздействию и использованию психологических манипуляций всеобщий, почти вселенский характер. Особенно преуспели в этом средства массовой информации. Сегодня по их шаблонам люди высказывают «свое» мнение, спорят друг с другом. По их рецептам определяют отношение к политическим партиям и общественным лидерам, воспитывают детей, одеваются, лечатся, худеют, выбирают покупки и «идолов» для подражания, влюбляются, занимаются сексом. Заметна программирующая роль СМИ и во время выборов, когда, главным образом, они подводят наивного избирателя к мысли, что только предлагаемый кандидат лучше всего защитит его права. При этом избиратель остается в святом убеждении, что выбор он сделал самостоятельно. Во все времена каждый, кто пытался переделать человека, приспособить к своим требованиям, искал пути к овладению его душой. К душе рвутся, хотят заполучить власть над нею все – от гаитянских колдунов (или Мефистофеля у Гёте) до современных последователей Рона Хаббарда. Известно, что Сталин активно поощрял работу так называемых «инженеров человеческих душ». Уже в те времена говорили о возможности создания новой отрасли науки – «душевной инженерии». С этой же целью в секретных лабораториях Гитлера изучались возможности языческих ритуалов, буддийских мантр, опыта оккультных сект, особых рунических табличек, на которых якобы рукой дьявола было начертано некое знание. Философ Мераб Мамардашвили назвал идею модификации человека «одной из самых трагических и глупых идей ХХ века». Вроде бы нынче нет того, что проделывали с людьми маги и гаитянские колдуны. Однако с младенчества и до самой смерти мы тоже подвергаемся разным типам зомбирования. Этот процесс принято называть социальным программированием, или социализацией, социальной адаптацией. Цель же любого социального программирования не отличается от цели магов Вуду: создать послушный человеческий экземпляр, которым легко управлять. Причем, в отличие от гаитянского, наш зомби убежден, что действует по собственной воле и все мысли принадлежат ему самому. Именно такой тип манипуляции человеческим сознанием заложен в современной системе воспитания и обучения, деятельности различных коллективов, фирм, общественных организаций и государственных образований в целом, независимо от степени их цивилизованности. В любой структуре зомбированный под ее требования человек делает не то, что ему выгодно или приятно, а то, что выгодно фирме, коллективу, партии, государству. Уже не кажется преувеличением описанный известным американским публицистом и психотерапевтом Э. Шостромом в книге «Анти-Карнеги, или человек-манипулятор» инструктаж опытным мексиканцем своих земляков, впервые выезжающих в США: «Американцы – прекраснейшие люди, но есть один момент, который их задевает. Вы не должны говорить им, что они трупы». По мнению Э. Шострома, здесь – предельно точное определение «болезни» современного человека (не только американца). Он – мертв; он – кукла, и его поведение действительно очень похоже на «поведение» зомбированного трупа. У него серьезные трудности с эмоциями, сменой переживаний, способностью жить и реагировать на происходящее по принципу «здесь и теперь», менять решения и вдруг, неожиданно даже для себя, без всякого расчета, ставить свое «хотение» превыше всего. «Мертвым душам» (отнюдь не по Гоголю) не знакомы искренние переживания. Рыночные отношения требуют: никаких чувств, только дело. Процесс манипулирования начинается с первых шагов ребенка, его наставляют, «вводят в рамки», призывают к повиновению, контролируют, наказывают, требуют: «ты должен», «ты обязан». Даже знание оказывается в этом процессе обоюдоострым оружием. С одной стороны, оно помогает человеку приспособиться к определенному виду деятельности и образу жизни; с другой – делает его привязанным к этому знанию и даже подчиненным ему. Иногда не столько человек овладевает знанием, сколько знание овладевает человеком. Хорошо воспитанный и обученный ребенок – это уже социально управляемый индивид. Дальше с ним работать намного проще, он прошел первый и самый важный этап в деле снижения уровня внушаемости. Так что подготовку к будущим манипуляциям проводят сами родители, заинтересованные в благополучии своего чада. Такого рода манипулирование не связано с неблаговидными целями. Более того, оно исходит из добрых побуждений. Однако и у добрых побуждений есть второе дно. Не случайно говорят, что благими намерениями вымощена дорога в ад. И в данном случае, помогая ребенку адаптироваться к условиям жизни, родители и учителя, не желая того, одновременно снижают порог его внушаемости, делают более подверженным любой манипуляции в будущем. С таким манипулированием мы сталкиваемся в жизни постоянно. И уже как бы смирились с ним. Гораздо хуже, когда бытовое манипулирование перерастает в целенаправленное зомбирование с использованием более жестких средств и методов, например, психотропных препаратов и специальных технологий. Их цель – выключить самоконтроль и способность к сопротивлению и, следовательно, открыть путь к овладению психикой человека. Это облегчает ее последующее программирование любыми, специально подобранными для конкретного человека или группы людей, методами – от убеждения и внушения до нейролингвистического программирования. Сегодня все чаще появляются сообщения о людях с полностью утраченной памятью («человек без прошлого») и как бы выключенным сознанием. Внутренняя пустота делает их идеальными исполнителями команд любого «хозяина». Конечная цель интенсивного манипулирования психикой людей в современном мире состоит в том, чтобы незаметно подвести человечество к новому обществу, в котором есть управляющее меньшинство и управляемое большинство. Люди, в одинаковой степени самостоятельные в своих решениях, для нового миропорядка не пригодны. Меньшинство—это «золотой миллиард», «интернациональное братство богатых и очень богатых людей» (П. И. Одинцов), которым необходима только стабильность. Задача большинства – быть управляемым и не омрачать своими действиями жизнь тех, кто принадлежит к «золотому миллиарду». Взгляд управляющего меньшинства на большинство людей определил еще Наполеон: у народа есть единственная обязанность – быть управляемым. Популярные слова о демократии как власти народа, власти большинства – красивая легенда, часто весьма далекая от того, что происходит в реальной жизни.
Защитные действия Учащимся, подросткам необходимо вновь и вновь показывать, что манипуляция их сознанием может осуществляться не только через реализацию глобальных проектов, специальных научных методов и технических средств, перед которыми человек беззащитен. В значительно большей степени она оказывается результатом того, что происходит с ними ежедневно, и что мы не расцениваем как манипуляцию. Программирование и зомбирование начинается и в обычных жизненных ситуациях. И особенно эффективно оно осуществляется в детстве и подростковом возрасте, на фоне формирования человеческой психики и ее высокой пластичности. Чтобы, по возможности, избежать манипулирования (зомбирования), подростку необходимо знать и уметь выявлять основные признаки внушенного извне (значит, утратившего естественность) поведения, уметь оценивать по ним свои действия. Вот некоторые явные признаки того, что молодой человек подвергся информационной манипуляции или запрограммирован и находится на пути к состоянию социального зомби: он бесповоротно одержим каким-либо желанием, связанным, например, с приобретением престижной вещи, стремлением всеми доступными средствами «делать деньги», добиваться лидерства в коллективе или выглядеть эффектнее других внешне; круг основных интересов его узок, неоригинален, почти полностью подобен общепринятым в данной среде шаблонам; он готов бездумно повторять в кругу друзей как «последнюю истину» то, что услышал в телепередаче, от знакомых или прочитал на рекламном щите; он верит рекламе, живет от одного телешоу до другого, не представляет свое времяпрепровождение без телевизора и сериалов; почти утрачена способность переживать за других людей, сострадать им, а понятия «душевность», «сердечность», «справедливость» стали для него пустыми звуками; налицо боязнь ответственности за свои решения и действия и готовность обвинять всех и каждого в совершенных ошибках, утрачена способность сомневаться, чувствовать свою вину в случившемся; защищая свое мнение, он готов лгать, изворачиваться, извращать факты или, напротив, бездумно, не приводя аргументов, при первых возражениях оппонентов отказаться от собственного утверждения; потеряло остроту чувство любви к близким, способность получать наслаждение от общения с природой, искусством, людьми, осталось желание, например, часами сидеть у компьютера или игрового автомата; в его суждениях и убеждениях много фанатизма и нетерпимости к другим мнениям, растет желание активно участвовать в деятельности объединений «фанатов» того или иного толка; проявляется феномен «туннельного» отношения к жизни – он видит и слышит в ней лишь то, что хочет видеть и слышать. Что можно рекомендовать подросткам для повседневной защиты от постепенного превращения в зомбированное существо, для сохранения собственного лица, независимости и яркой индивидуальности? Во-первых, нужно знать и уметь распознавать цели, методы и средства манипулирования сознанием и уметь контролировать степень своей зависимости от внешних воздействий (например, по указанным выше признакам) каждый день и в каждой из жизненных ситуаций. Это достигается тренингом и обсуждением примеров и ситуативных задач. Во-вторых, в любой пламенной речи, тексте, рекламе лучше «пропускать мимо ушей» красивые фразы, обороты, сравнения и стараться ухватить только главный довод. Что же вам предлагают и куда так настойчиво зовут? Нет ли более адекватной, безопасной или интересной альтернативы этой идее? Стоит включить здравый смысл, и окажется, что альтернатива всегда есть. Хотя и здравый смысл надо уметь ставить под сомнение. Ведь он – тоже хорошо усвоенная программа. В-третьих, освобождению сознания от однобокой зависимости, его раскрепощению могут способствовать творческое отношение к жизни, участие в делах, требующих нестандартного мышления и оригинальных решений, наконец, постоянный интерес ко всему новому, неожиданному, приобщенность и любовь к искусству, природе, науке. В-четвертых, надо поменьше бывать в зоне контакта с теми субъектами, которые способны вами манипулировать. Не следует уповать на свою устойчивость – речи нынешних манипуляторов очень убедительны. Для противостояния им хорош «метод Одиссея». Помните? Чтобы не попасть под чары пения сирен, он членам команды своего корабля залепил уши воском, а себя приказал привязать к мачте. Только поэтому путешественники избежали зомбирования пением сирен и не погибли. Можно использовать один из этих приемов, если не хватает силы воли для того, чтобы ограничить, например, время сидения перед телевизором или компьютером. В-пятых, можно использовать такой простой прием, как временный уход из зоны действия внушения. Оцените ситуацию со стороны, подумайте, успокойтесь. Возникшее вначале очарование пропадет, и дальнейшие стадии манипуляции могут показаться даже странными. С этой же целью, если есть возможность, полезно прервать словоизлияния манипулятора вопросами, нарушающими его сценарий. Перерыв или хотя бы временная смена стиля отношений всегда действуют отрезвляюще. Еще более полезен прием защиты, сформулированный народной мудростью: «Утро вечера мудренее». Отложите окончательный вывод об услышанном или увиденном до утра, и подумайте о нем «на свежую голову». Государство нередко является участником процесса манипуляции сознанием и поведением своих граждан в контексте общих задач и принципов. Однако нынче и оно стремится защитить людей от нарастающего использования «жестких» методов и средств информационного воздействия на их психику. В связи с этим 26 июня 2001 г. Государственной Думой РФ была принята поправка в Федеральный закон «Об оружии»; 26 июля того же года Президент РФ В. В. Путин подписал эту поправку. Вот что она гласит: «На территории РФ запрещается оборот в качестве гражданского и служебного оружия: оружия и иных предметов, поражающее действие которых основано на использовании радиоактивного излучения, электромагнитного излучения, инфразвукового излучения, ультразвукового излучения и биологических факторов». Вопросы для обсуждения 1. По мере развития цивилизации человек становится более (или менее) податливым к влиянию различных видов манипуляции? А что происходит с возрастом? 2. В какой мере каждый из присутствующих считает свое поведение манипулируемым? Не зомби ли вы? 3. Есть ли у вас опыт манипулирования другими людьми? В какой ситуации и какими методами оно осуществлялось? 4. Что отличает гаитянского зомби от манипулируемого (зомбированного) человека наших дней? 5. Назовите примеры и признаки манипулирования в подростковой среде. 5. 2. Основные методы и средства информационного воздействия на человека
В конце ХХ века активно формировались все новые факторы, расширяющие возможности информационного воздействия на человека и более полного управления его поведением. Наряду с появлением принципиально новых технических средств массового информирования людей и глобализацией информационных потоков к числу таких факторов следует отнести бурное развитие поведенческих (бихевиористских) наук, используемых для разработки эффективных методов и технологий манипуляции сознанием граждан, их отношением к происходящему в окружающем мире. В настоящее время существуют целые научные дисциплины о том, как управлять поведением человека, коллектива, общества. К ним относятся современные варианты психотерапии, теория рекламы, суггестология, нейролингвистическое программирование, дианетика и т. п. Получил свое теоретическое обоснование гипноз, и были сделаны попытки перенесения методов гипнотического воздействия с отдельного индивидуума на коллективы и целые человеческие сообщества. Все это было невозможно 40–50 лет назад из-за отсутствия эффективных средств массовой информации и научно обоснованных алгоритмов управления социумом. «Там, где манипуляция является основным средством социального контроля, как, например, в Соединенных Штатах, разработка и усовершенствование методов манипулирования ценятся гораздо больше, чем другие виды интеллектуальной деятельности». Г. Шиллер, американский политолог.
Нейролингвистическое программирование В основе концепции нейролингвистического программирования (НЛП) лежит убеждение, что нашу психику можно уподобить компьютеру, в котором восприятие и обработка информации осуществляется по определенным, заданным, программам. Первичная информация в ней воспринимается, структурируется, осмысливается и оценивается на основе внутреннего опыта, состоящего из мыслей, убеждений, ценностей, эмоциональных переживаний, памяти. Один из принципов НЛП: сознание и тело – части одной управляемой системы. Вторым основанием НЛП является убеждение, что можно соединить в единое целое две системы: первую сигнальную систему (система условно-рефлекторных связей, формирующихся в коре больших полушарий головного мозга животных и человека при воздействии конкретных раздражителей: свет, звук, боль) и вторую сигнальную систему (обычная человеческая речь). Поэтому словосочетание «нейролингвистическое программирование» включает в себя три понятия: «нейро» – то, что происходит в мозге и центральной нервной системе; «лингвистическое» – то, какими словами мы пользуемся, и как это влияет на наше восприятие внешнего мира и взаимодействие с ним; «программирование» – процесс, который позволяет самому человеку (или тому, кто его программирует) решить, как он будет мыслить, чувствовать и говорить. Специалисты по НЛП работают с так называемыми словесными «якорями», то есть программами, которые незаметно для пациента вводятся в его мозг в виде слов и вызывают проявление того или иного типа поведения. НЛП – это современный вариант кодирования (или перекодирования) психики. Территория и карты. Один из базовых постулатов НЛП гласит: у человека есть индивидуальный образ мира, его карта. Этот образ всегда субъективен и не тождествен реальности. Он формируется за счет фильтрации внешней информации с помощью языка, личного опыта (персональной истории), особенностей перцептивной системы (специфики работы органов чувств, анализаторов) и, в конечном счете, образует ментальную карту (или психологическую «карту мира») человека. Территория – это громадный мир вокруг нас, все события и вещи в нем; тогда как карта («ментальная карта») – наша модель, наше представление об этом мире. Ментальная карта – это символическое представление (не обязательно адекватное) в нашей психике реальности, всего внешнего и внутреннего мира, это присущая каждому человеку субъективная модель реальности, тех или иных ее фрагментов. Мы воспринимаем мир в ходе повседневного опыта с помощью органов чувств, мозга и языковых систем, посредством которых осмысливается реальность. Первичный материал всегда богаче, чем отображающая его ментальная карта. Поэтому результаты нашего восприятия подобны карте, которая представляет мир, но не копирует его. У всех людей свои, специфические карты, или субъективные модели мира. И они в большей степени, чем сама действительность, определяют то, как мы интерпретируем окружающий мир, реагируем на его сигналы, какой смысл придаем своему поведению. Нейролингвистические программы определяют, что и как мы воспринимаем и интерпретируем. От их характера и совершенства непосредственно зависят восприятие и обработка информации, образ мышления, ощущения, действия и жизнь вообще. Программы, имеющиеся у разных людей, существенно отличаются не только с точки зрения субъективных ощущений, но и с точки зрения эффективности решения жизненных проблем. Поэтому разные люди неодинаково воспринимают одни и те же события и даже слова и по-разному реагируют на них. Столь важная роль ментальных карт (программ) в восприятии и отборе стимулов делает их одним из ключевых звеньев в управлении психикой. Они как бы предопределяют и программируют наше общее восприятие и общую реакцию на мир. На протяжении многих тысячелетий ментальные карты формировались преимущественно стихийно с помощью традиционных институтов социализации: семьи, церкви, школы и т. д. В конце ХХ века стало возможным, как считают создатели НЛП, целенаправленно в сравнительно короткий промежуток времени формировать или по крайней мере существенно изменять наши «программы». Этим, собственно, и занимается нейролингвистическое программирование. Следовательно, НЛП можно рассматривать как процесс анализа и преобразования структуры субъективного опыта человека, обучения его новым формам реагирования на внешние и внутренние стимулы путем модификации старых «программ» или замены их на новые. Фильтры восприятия – еще одно понятие НЛП. Способности человеческого восприятия ограничены, и нам приходится выбирать наиболее важное, а все остальное – отсеивать. Поэтому в определенном смысле НЛП – это также наука о фильтрах нашего восприятия, о том, что для конкретного человека важно, а что он отсеивает. Мы не можем видеть или слышать абсолютно все, что нас окружает, мы выбираем то, что нам кажется более важным и интересным, или то, что нам ближе и роднее. Как говорится, что ищем, то и находим.
|
|||
|