Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Annotation 13 страница



Преобладание некорректных методов воздействия на избирателей к концу 90-х годов стало обычным делом для выборов в ряде регионов России. Каждые следующие выборы поднимали технологию фальсификации на еще большую высоту. Не случайно некоторые избирательные кампании сравнивались с «холодной гражданской войной». В стране за короткое время возникли сотни агентств, предлагающих свои услуги по избранию претендентов в органы власти разного уровня. В составе агентств трудятся своего рода «наемники», переезжающие из одного региона в другой для зарабатывания денег на выборах. Как правило, их отличает отсутствие четких политических ориентаций, твердых нравственных позиций. Они готовы кого угодно «протаскивать» во власть. Их мораль даже позволяет им, участвуя в избирательной кампании одного из претендентов, потом голосовать совсем за другого. Один из таких «наемников» следующим образом определил свое кредо: «Выборы – это азартная игра на деньги. На кону огромная сумма, и тут нельзя надеяться только на везение. Блефуйте, передергивайте, врите – победа стоит того».

Русский язык за короткое время «обогатился» новыми понятиями. Привычными стали выражения «выборные технологии», «политтехнолог», «имидж» (по-русски, «образ»), «имиджмейкер» (то есть, «делатель образа»), «пиар» (от английского PR – public relations; в переводе на русский – «общественные отношения», или «связи с общественностью»), «черный пиар» (то же самое, только уже полностью безнравственное). Россияне, как жители рыночной страны, узнали теперь, что такое «политический товар». В ходе выборов это – кандидат в депутаты, которого надо «продать народу», то есть обеспечить избрание в представительный орган.

Основной причиной манипуляции избирателями с помощью «грязных технологий» были и остаются: острая конкуренция, нравственная порочность тех, кто стремится к власти, неспособность политиков выдвинуть привлекательные идеи и изменить к лучшему ситуацию в стране и регионах. Вот и приходится им организовывать разного рода шоу, лгать, изворачиваться, а то и заниматься откровенной покупкой голосов.

Исторические истоки пиара. Использование информационных манипуляций в ходе выборных кампаний имели место еще до нашей эры. Элементы подобных манипуляций использовали, например, глашатаи Древнего Рима, распространявшие под видом государственных распоряжений откровенные политические призывы или обличения неугодных власти людей. В таких обличениях могли содержаться неприглядные детали личной жизни политических соперников, свидетельства их чрезмерного честолюбия, моральной нечистоплотности и т. п. Кроме того, с целью информационного воздействия на граждан Рима уже тогда применялись нацарапанные на стенах зданий надписи, выполнявшие функции современных рекламных щитов. Такие надписи были обнаружены, в частности, при раскопках Помпеи. Причем значительная их часть относилась именно к предвыборной борьбе римских администраторов за свои места. Так, на одной из очищенных от пепла стен археологи нашли надпись: «Голосуйте за Ватуса! За него голосуют все пьяницы и все те, кто бьет своих жен! » Хотел автор такого текста помочь Ватусу или вредил ему, нам понять трудно. У римского пиара – своя логика. Другая надпись гласила: «Если кто отвергнет Квинтия, тот да усядется рядом с ослом».

В ХХ столетии практика манипулирования избирателями получила мировое распространение и стала фактически неотъемлемой частью всех «демократических» выборов. В избирательных кампаниях России манипулятивные технологии начали применяться с середины 90-х годов.

 

Основные приемы манипулирования избирателями

В ходе многочисленных выборов на россиянах был опробован богатейший набор приемов манипуляции их мнением и правом на свободное волеизъявление при голосовании. Рассмотрим некоторые из них.

1. Зная из опросов социологов, что лишь 6 % наших граждан читают предвыборные программы кандидатов, имиджмейкеры о них почти не вспоминают. Главное, чтобы их подопечный произвел на избирателей хорошее личное впечатление, сумел убедить людей, что перед ними «порядочный человек», «интересный мужчина», «хороший семьянин», «человек дела», «прекрасный оратор». Нанимаемые за огромные деньги «делатели образа» диктуют кандидату форму одежды, манеру поведения, стиль общения, а также содержание выступлений, которые обычно изобилуют множеством заманчивых обещаний, забываемых сразу после победы.

2. Изучение специфики потребностей и ожиданий различных групп населения. С учетом этого формируется и представляется избирателям общая характеристика кандидата, составляется перечень раздаваемых им и его командой многочисленных обещаний.

3. Прямая «работа» с наиболее опасным кандидатом-соперником. Ради снятия его с выборов в ход идут попытки подкупа, угрозы, шантаж сомнительной информацией, обещание привлекательной должности, обработка членов семьи и других авторитетных для него людей и т. п.

4. «Слив компромата», распространение измышлений и слухов о противнике, скандальные выступления в центральных и региональных СМИ, уловки с многочисленными полными тезками. Накануне голосования возможна организация выступлений авторитетных для избирателей лиц с сенсационными «разоблачениями» нежелательных кандидатов.

5. Распространение среди избирателей сувенирной продукции – маек, бейсболок, значков, календарей, брелоков с эмблемой кандидата и т. п. В целях предвыборной рекламы использовались и другие виды продукции, например, пищевой и винно-водочной с соответствующими этикетками.

6. Настойчивое повторение пропагандистских клише (призывов, лозунгов), зомбирующих избирателей на автоматическое выполнение определенных действий в ходе голосования. Примером здесь может быть долгое время внушаемый людям в ходе избирательной кампании 1996 г. лозунг: «Да, да, нет, да».

7. Сценарий другой манипуляционной акции может строиться по известной китайской пословице, которая звучит примерно так: «Мудрец не станет ввязываться в борьбу с двумя тиграми, а будет стоять на горе и смотреть, как они уничтожат или ослабят друг друга в смертельной схватке. После того как это произойдет, он спустится и заберет добычу».

8. Тайная организация перед выборами террористических актов, выступлений экстремистских групп, например скинхедов, и широкое эмоционально окрашенное освещение на телевидении и в печати трагических последствий такого рода акций. Подобная информация, как правило, активизирует потребность людей в безопасности и повышает шансы кандидатов, выступающих за «жесткие меры» и «твердый порядок».

9. Выполнение неблаговидных действий от имени конкурента. В качестве примера приведем три возможные акции в стиле «черного пиара»:

A. Старикам в деревню привозят в качестве подарка от конкурирующего кандидата… презервативы. И подробно объясняют, кто о них так заботится и насколько он достоин того, чтобы дружно отдать за него голоса.

Б. В самый разгар дискотеки прерывается музыка, к микрофону подходит импозантно одетый «представитель» конкурирующего кандидата и начинает нудную лекцию о том, как будет организован досуг молодежи в случае избрания его патрона.

B. В день голосования, когда агитация запрещена, у избирательного участка организуется шумная реклама в пользу оппонента, раздаются листовки с призывом голосовать только за него. Затем в избирком подается протест, требующий отменить результаты голосования за данного кандидата.

В периоды избирательных кампаний действия конкурентов троятся, главным образом, на технологии информационного обмана.

Известные отечественные специалисты в области выборных технологий А. В. Лукашев и А. В. Пониделко без особого стеснения рекомендуют для успеха избирательной кампании строить информационно-психологическую обработку населения с учетом следующих принципов:

«Чем более невероятной и наглой будет ложь, тем больше людей в нее поверят.

Организуйте «подтверждения» своему вранью из «независимых источников».

После получения таких «подтверждений» наворачивайте еще более невероятную ложь.

Обращайте свою ложь в адрес всех социальных групп и слоев электората. Пенсионерам врите, что уже договорились с влиятельными членами правительства о повышении пенсий. Домохозяйкам врите, что умеете вкусно готовить и не подпускаете дома свою жену к плите. Работягам врите, что снизите акциз на водку на 17 %; студентам – что уже договорились в случае своего прохождения повысить стипендии в 1, 78 раза; врите автолюбителям, что отнимите «трубу» у нефтебаронов и снизите цены на бензин в 3 раза; врите офицерам, что решите жилищную проблему армии и т. д. и т п.

Врите, что на следующий день после выборов вы всех бандитов и коррупционеров вывезете на Новую Землю (это где-то в Северном Ледовитом океане).

Врите, что вы посадите всех олигархов в камеру и дадите им срок три дня для возврата награбленных миллиардов. И за счет этого утроите пенсии, пособия, зарплаты.

Безработным врите, что у вас есть гениальный план создания очень прибыльных рабочих мест.

Врите лодырям и бездельникам, что только вы будете о них заботиться и установите пособие по безработице в 500 долларов.

Врите жителям коммуналок и «хрущоб», что уже договорились с иностранными «инвесторами» о расселении их квартир.

Создайте впечатление величия вашей Личности, достойной если не президентского кресла, то уж места «спикера» как минимум.

Врите, что остановите реформы и дадите людям спокойно жить».

Как пишет американский социолог Гор Видал, «американскую политическую элиту с самого начала отличало завидное умение убеждать людей голосовать вопреки их собственным интересам». В России быстро научились и этому ремеслу. Убедительным доказательством служат президентские выборы 1996 г. в России. Несмотря на безнадежное, казалось бы, положение баллотировавшегося на очередной срок президента Б. Ельцина (за полгода до выборов его поддерживали лишь 4 % опрошенных избирателей), с помощью СМИ организаторы его избирательной кампании смогли обеспечить переизбрание.

 

Финансовые потери

В финансовом отношении избирательные кампании весьма разорительны для регионов и страны в целом. Последние открытые выборы (до перехода на новую систему представления и утверждения глав регионов) губернатора в Красноярском крае, по некоторым данным, «стоили» около 20 миллионов долларов, а президентская кампания одного, реального, кандидата обходится уже в миллиарды долларов. Вместе с тем для кого-то эти кампании – способ немалого обогащения. Известный журналист Олег Блоцкий в книге «Владимир Путин. Дорога к власти» писал: «Абсолютно неконтролируемые деньги текли рекой. Вспомните историю с пресловутой коробкой из-под ксерокса. Шустрые клерки в модных пиджаках в течение двух-трех месяцев сколачивали миллионные состояния».

Масштабность и, следовательно, затратность организации проводимых командой каждого кандидата в президенты информационно-психологических операций хорошо иллюстрирует разработанная политологом А. Цветновым блок-схема.

Каких только структурных подразделений и специалистов в этой команде нет! В целом она имеет трехуровневое иерархическое построение. Первый уровень – ядро команды. Его составляют:

координатор, осуществляющий общее руководство;

руководители направлений;

помощники координатора и технические работники.

Второй уровень включает в себя специалистов, решающих конкретные задачи в рамках своего направления.

Третий уровень – это работники, выполняющие текущие задания руководителей направлений и узкопрофильных специалистов. Их количество определяется конкретным объемом работ.

Кроме того, параллельно с командой, но в тесном взаимодействии с ней работают:

служба безопасности;

финансовая служба;

доверенные лица;

специалисты различного профиля;

независимые эксперты.

Основная задача этой сложной и дорогостоящей структуры состоит в организации манипулятивных действий, способных обеспечить формирование позитивного образа продвигаемого кандидата с одновременным созданием негативного образа основного оппонента.

В итоге избирательное право как совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах органов власти, организацию и проведение выборов, порядок отзыва депутатов оказывается малоэффективным. Его главное условие – полная свобода волеизъявления – сводится на нет изощренными приемами манипулятивных технологий. Не случайно у россиян нарастает нежелание пользоваться этим правом и неприятие самого института выборов. Опросы социологов в 2006 г. обнаружили, что уже четвертая часть потенциальных избирателей считает: выборы не нужны, они не отражают мнение народа и не определяют демократическое развитие государства. Такое изменение настроения народа – опасная тенденция для общества, желающего считаться демократическим.

О нарастании протестного отношения населения к выборам свидетельствует и все больший процент тех, кто либо не приходит голосовать, либо голосует «против всех». Избиратели нередко остаются равнодушными к тому, кто займет выборный пост и будет управлять ими.

Однако эта реакция – не то, что можно назвать защитой против выборных манипуляций. Низкая явка лишь дает дополнительные возможности для фальсификации результатов голосования. В подобной ситуации натяжки и поправки протоколов могут оставаться менее заметными. Поэтому отказ от участия в голосовании совсем не лучший способ протеста против искусственности и продажности современных избирательных кампаний.

Нынче немало пишут о необходимости разработки защитных технологий, оберегающих граждан от деструктивного влияния в ходе выборов. Однако стремление побеждать одни «технологии» другими неизбежно ведет лишь к усилению информационных войн и никогда не бывает на пользу простому народу.

Самая надежная защита от любых информационных агрессий – внутри человека, в его духовно-нравственной позиции. Манипулятивные технологии бессильны против внутренне богатого, творчески мыслящего и самостоятельного в своих решениях человека. Соответствующие качества следует формировать и у студентов, и у школьников, заблаговременно готовя их к предстоящему через годы участию в выборах руководителей своего региона и страны в целом.

Вопросы для обсуждения
 

1. Почему предвыборные программы кандидатов приходится дополнять манипулятивными технологиями?

2. В чем различия между выборами в СССР и в постсоветской России?

3. Если неудачны оба варианта, может быть, следует вернуться к наследованию власти? Какие недостатки вы видите в этом случае?

4. Какими способами манипуляторы воздействуют на избирателей?

5. Как противостоять «политтехнологам»?

5. 5. Методы тоталитарных сект и способы защиты от них
 

 

Идея спасения человека в общении, основанном на любви, – великая идея. Она не раз в человеческой истории, проявляясь все в новых формах, радикально преобразовывала мир. Во многом на фундаменте такой идеи человек перешел к жизни в составе племени, затем создал моногамную семью и мировые религии. Она же делает неистребимым процесс возникновения и в нынешнем рациональном мире все новых и новых сообществ, в том числе – сект, религиозных общин, коммун хиппи, объединений байкеров и даже бомжей. Однако многие объединения людей очень скоро обнаруживают внутри себя отсутствие главного цементирующего вещества – Любви, без чего они неизбежно из средства спасения превращаются в средство умножения человеческих страданий.

Информационный тоталитаризм, манипулирующий сознанием людей, навязывающий им безоговорочные истины, изначально тоже строится на предложении человеку – в той или иной форме, в настоящем или будущем – подлинной любви и обычного человеческого счастья. Такой тоталитаризм может быть не только светским, в частности, государственным, но и религиозным. В истории человечества тоталитарные тенденции реально проявлялись в первую очередь в религиозных формах – в теократических государствах и отдельных религиозных организациях. В Европе многие века существовали церковные организации, бдительно следящие за образом мыслей и поведением верующих, имеющие достаточно эффективные средства контроля и наказания, апогеем которого было публичное сожжение еретиков и ведьм, выявленных по доносам правоверных граждан.

 

Примеры управления сознанием верующих в традиционных конфессиях

Монастыри и «подвижничество». Организация жизни в традиционном монастыре всегда была направлена на то, чтобы вытравить из монаха все приобретенное им «в миру». Многочисленные службы (в том числе ночные), посты и скудная трапеза, недостаток сна, абсолютное послушание, постоянные поклоны и молитвы (их общее число в сутки может доходить до тысячи) рано или поздно подавляют волю человека. По замыслу, жестокий сценарий монастырской жизни должен вытравить у человека все пришедшее с ним извне и способное мешать единению с Богом. Ради чистоты небесных связей должны быть разорваны все земные связи, отторгнуты даже воспоминания о светской жизни.

Считается, что лучше всего к этой цели продвигаются «подвижники», буквально изнуряющие себя молитвами, поклонами, разного рода обетами, обычно связанными с истязанием плоти. Поэтому в христианстве веками процветал массовый исход людей в «отшельники», «пустынники», «затворники», «молчальники», имеющий целью совершение разного рода аскетических подвигов. Вот одно из описаний такого подвига:

«Дочерна опаленный египетским солнцем мужчина насыпает в корзину песок и, отойдя на несколько шагов по раскаленному камню, высыпает его. Возвращается, привычными движениями наполняет корзину и тем же размеренным шагом относит ее. Одна горка песка уменьшается, другая – растет. Иногда мужчина передыхает, но и тогда не прячется в тень, а упрямо стоит на яростном солнце. Его лохмотья пропылены, руки потрескались, и раны на них гноятся. Тщательно собрав последние песчинки, пересыпав последнюю щепотку, он на минуту останавливается у большой кучи, снова наполняет корзину и начинает перетаскивать песок на прежнее место. Лицо его непроницаемо, пересохшие губы чуть заметно шевелятся, заученно повторяя молитву».

Цель такого рода действий – полностью подавить земные желания и стать «рабом Божьим». В этом случае люди бегут не только от реальной жизни, но и от самого себя, отказываются от беспокоящей субъективной глубины, от изначальных возможностей своего истинного, глубинного «Я», как бы возвращая эти возможности в те высшие инстанции, из которых они когда-то были получены. Удивительное сходство с тем, что мы видели в концлагерной «педагогике» ХХ века. Только в одном случае человек хочет «упростить» себя по зову веры, в другом это делается по воле власть имущих. Но в обоих случаях на выходе получается одноплановое существо по имени «раб».

Методы инквизиции. Войну, которую вела против человека инквизиция в течение нескольких веков середины второго тысячелетия новой эры, по числу жертв, потокам крови, масштабам людских страданий можно сравнить только с мировыми войнами ХХ века. Инквизиция пыталась «переделать» (по сути – зомбировать) людей не только в Европе, но и в послеколумбовой Америке, а также Африке, многих странах Азии и островов Тихого океана.

Формально инквизиция боролась с «бесовщиной» в человеке, с еретиками и отступниками от веры. Но, по сути, это была борьба с отступничеством от установленного порядка, борьба за послушного, безоговорочно вписанного в существующую систему отношений человека. Главный лозунг инквизиции: «Еретик тот, кто имеет собственное мнение». Один из наиболее жестоких инквизиторов Европы XV века Торквемада утверждал, что человек должен жить и мыслить так, как предопределено церковью и государством. Это была война за установление порядка внутри человека по меркам внешних требований. Под греховность и ересь попадало все в его поступках и мыслях, что этим требованиям не соответствовало.

Первыми гибли в такой войне самые активные, духовно одаренные, творческие люди. И это уже был генетический просев человечества по критерию отношения к навязываемому порядку.

Только по сохранившимся протоколам европейской инквизицией было уничтожено около 10 миллионов человек, большинство из них – люди, выделяющиеся из общей массы, «с Богом в голове». Для сравнительно немноголюдной в то время Европы это была громадная потеря. Такого рода селекционная работа по выращиванию посредственного, но удобного для управления человека – любящего порядок и неспособного без него быть счастливым – не могла не сказаться на состоянии генетического фонда человечества. В результате этой «селекции» и многих других, меньших по масштабам, но аналогичных по направленности деяний, европейцы стали «хуже видеть и слышать», разучились использовать на полную мощность возможности своего мозга, перестали доверять интуиции, начали бояться решений и действий, выходящих за рамки привычной нормы. Но зато стали больше ценить покой и порядок в жизни. И, что самое главное, воспитали в себе готовность послушно впитывать любую манипуляцию свыше.

Инквизиция – изобретение главным образом католической церкви. Но будущая законопослушная Европа не менее эффективно формировалась и в лагере отколовшихся от этой церкви протестантов. «Процессы ведьм» в протестантских странах нередко носили даже более фанатичный характер. Здесь тоже процветала нетерпимость к любому независимому мнению, а педантичный порядок поддерживался постоянно действующим террором. Строгость в наказаниях за малейшее нарушение этого порядка не знала предела. Вся система наказаний была направлена на поддержание тотального страха. Смертная казнь угрожала за любое высказывание, в котором можно было усмотреть ересь, нечестивость: утопление – за плотские грехи; тюрьма – за чтение «непристойных» книг и т. д. В соответствии с протестантской этикой формировался тип педантичного служаки, «идеального» человека среднего сословия. Здесь – истоки законопослушности современного Запада. Инквизиция выбила жаждущих воли, пуританская строгость «дооформила» оставшихся – так получился европейский тип ХХ века.

С такой же жестокостью устанавливался «христианский порядок» в Латинской Америке после ее открытия Колумбом. В течение столетий иезуиты, под видом миссионерской деятельности, путем жесточайшей системы наказаний превращали, якобы «в угоду Богу», индейцев в подобие бессловесных механизмов. Уже в ХХ веке эти же методы использовались ради установления «исламского порядка» при Хомейни в Иране и при талибах в Афганистане, а также в иных странах.

Орден иезуитов. Возможности манипуляции сознанием людей на основе идеи веры и последующего контроля над их мыслями в максимальной степени проявились при создании в середине шестнадцатого века Игнатием Лойолой ордена иезуитов – эффективного орудия римской церкви в борьбе с ересями и свободомыслием. Технология подготовки «воинов Иисуса» изложена Лойолой в книге «Духовные упражнения». Цель этих упражнений – формирование фанатично преданных католической церкви воинов, готовых к абсолютному повиновению приказам своего начальства. Для достижения этой цели требовалось специальное воспитание, воздействующее не только на ум человека, но и на его чувства. Считалось недостаточным внушить ему убеждение в абсолютной правоте дела, нужно было лишить его способности к критическому мышлению, привить слепую веру в самые нелепые идеи. Для этого, согласно учению Лойолы, внушаемые понятия должны быть пропущены сквозь горнило эмоций и переживаний. Внутри его должно буквально выгореть все ранее существовавшее и на чистом месте вырасти новое, нужное воспитателю, роботоподобное «Я». Занятия «духовными упражнениями» (предполагающими внутреннее созерцание иного мира и своего вхождения в него после смерти); распорядок дня, в котором с педантичностью, доходящей до абсурда, распределена каждая минута; гнетущая атмосфера доносительства; абсолютное отсутствие личного времени – все это уничтожает нормальную личность и превращает человека в раба ордена. И сегодня элементы разработанной Игнатием Лойолой системы воспитания находят применение в деятельности ряда тоталитарных сект.

Воздействие обещанием рая после смерти. Мировоззрение верующего вращается вокруг идеи царства Божьего – идеального царства, ради обретения которого можно пожертвовать всем, что есть в нас земного, включая саму земную жизнь. Подспудно человек идеалом для себя считал происходящее в «райских кущах» Иного мира, где, в отличие от нашего непрерывно меняющегося и трагичного существования, все представлялось вечным и благостным. Информационное зомбирование, основанное на обещании страдающему человеку вечного блаженства в ином мире – естественно, за определенные жертвенные услуги в этой жизни, – восходит к древним магическим и религиозным обрядам.

Интересный пример зомбирования наблюдал в секте ассасинов (буквально – потребителей гашиша) известный путешественник Марко Поло. Ассасины – секта фанатиков-мусульман, убийц, воевавших против крестоносцев в Персии (XIII век). Марко Поло описал прекрасный сад, служащий главным местом и средством информационно-психологического программирования людей, он располагался между двух гор и был устроен в соответствии с представлениями о рае пророка Магомета. В этом саду «можно было найти всевозможные фрукты и самые прекрасные дворцы в мире, там находились самые красивые женщины, которые пели и играли на музыкальных инструментах и танцевали».

В этот райский сад допускались только те молодые люди, которые желали стать ассасинами. Верховный глава культа определял готовность кандидатов к посвящению в члены секты. После его положительного заключения им давали гашиш. Затем в состоянии наркотического сна вносили в сад. Пробудившись, они были поражены неземным великолепием, слуги исполняли любые их причуды. Юноши испытали на себе блаженство рая, расставаться с которым никто не хотел. В обмен на новое вхождение в этот рай, уже навечно, ассасины обязывались слепо повиноваться руководству и выполнять его любые задания, которые обычно сводились к убийству рыцарей-крестоносцев. Собственная гибель их теперь не пугала.

На традиции мусульман-ассасинов во многом опираются и современные террористические организации, состоящие из приверженцев исламского фундаментализма. Информационное зомбирование террористов-смертников также строится на обещании им райской жизни после выполнения задания и гибели. Вот как, к примеру, описывается эта жизнь в Коране: «вечное блаженство», реки из непортящейся воды и реки из молока, вкус которого не меняется, вечно юные мальчики-слуги, вечно молодые и девственные жены, или ублажающие праведников гурии. Да и сами праведники – в неизменном возрасте; согласно послекоранному преданию, им всегда 33 года. Ради такой жизни можно взорвать себя, к примеру, «поясом шахида».

 

Современные тоталитарные секты

Не сотвори себе кумира.

Библейское предостережение

В ХХ веке под влиянием усиливающихся гуманистических тенденций основные конфессии пересмотрели методы работы с людьми. В истории осталось все то, что было характерно для времен инквизиции, ордена иезуитов, монастырской практики. Уважение к правам и свободам личности стало обязательным не только для светской, но и для церковной жизни. Однако, как говорится, «свято место пусто не бывает». Ослабленные вожжи жесткого манипулятивного влияния на души и сознание людей через их внутреннюю готовность к безоговорочной вере в нечто мистическое, потустороннее тут же подхватили многочисленные религиозные секты. Не случайно к числу основных направлений обеспечения информационной безопасности в сфере духовной жизни Доктрина информационной безопасности РФ относит активное противодействие негативному влиянию на россиян религиозных сектантских организаций и их миссионеров, как правило, иностранного происхождения.

В нынешней духовно дезориентированной массе населения России для разных сект немало плодотворной почвы. Быстрое разрушение прежней системы отношений между людьми и патриотических идеалов, кризис семьи и школы привели к образованию пустот в духовной жизни молодежи. Экономические трудности, массовое мошенничество, рост преступности и безработица толкают людей на поиск сочувствия, поддержки, утешения. Именно с обещаний и утешений начинает свой контакт с людьми любой обманщик, в том числе оперирующий понятиями веры. Появлению сект способствует и неподготовленность молодежи к хитроумным ходам разного рода миссионеров.

Кроме того, в России, как нигде в мире, люди доверчивы, отзывчивы. Поэтому в нашей стране легко создаются любые секты. Но искоренить новую тоталитарную систему после завершения формирования ее иерархической структуры чрезвычайно сложно. В случае преследований со стороны государства она уходит в подполье и непредсказуемо обнаруживает себя в разных социальных слоях. Ее проявления напоминают метастазы раковой опухоли.

Перечислить все секты и мистические учения не представляется возможным. По разным подсчетам, в мире существует несколько тысяч сект и новых культов, по своей сути мало чем отличающихся друг от друга и создающих одни и те же гуманитарные проблемы. Американские специалисты насчитывают в США от 2500 до 3000 деструктивных культов с вовлечением в них до 15 миллионов человек. По данным общественной организации (Комитета по спасению молодежи от псевдорелигий), в различные культовые новообразования на территории России уже вовлечено молодежи в возрасте до 18 лет – 500 тысяч, а от 18 до 25 лет – 1 миллион человек.

Секты растут, как раковые опухоли. Например, тоталитарная секта «Свидетели Иеговы» за последние четыре года увеличила в России свою численность в сто раз. Подобных процветающих организаций насчитываются многие десятки. Миллионы наших сограждан уже стали фанатиками, готовыми на все ради своих хозяев. Все больше случаев проникновения сектантов или их сторонников в государственные структуры управления, обороны, образования. Нарастает криминализация таких сект. Нередко сектантов привлекают к ответственности за убийство (ритуальное или для сохранения тайны), доведение до самоубийства, истязание, похищение людей, надругательство над могилами, оборот психотропных средств, сексуальные преступления, организацию массовых беспорядков.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.