Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





{334} Краткие сведения об авторах



ВЛАДИМИРОВ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1921 – 1972) — кандидат искусствоведения, заведовал сектором театра НИО ЛГИТМиК в 1965 – 1972 гг.

ГРОМОВ ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ — доктор филологических наук, член ССП, критик.

ГЕРАСИМОВ ЮРИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник сектора источниковедения НИО ЛГИТМиК.

КЛИМОВА ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора театра НИО ЛГИТМиК.

ЛЮБОМУДРОВ МАРК НИКОЛАЕВИЧ — кандидат искусствоведения, заведующий сектором театра НИО ЛГИТМиК.

СМИРНОВ-НЕСВИЦКИЙ ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора театра НИО ЛГИТМиК.


[1] Блок А. Собр. соч. в 8 т., т. 5. М. ‑ Л., 1962, с. 252.

[2] См. Волошин М. Мысли о театре. — «Аполлон», 1910, № 5, с. 34.

[3] Дымов О. Декадентский театр. — «Свобода и жизнь», 1906, № 12, с. 3.

[4] См. М. Горький. О театре. — В кн.: Горьковские чтения. 1961 – 1963. Драматургия и театр. М., 1964, с. 7.

[5] См. Мамонтов П. Шаляпин и Мамонтов. — В кн.: Федор Иванович Шаляпин. Статьи, высказывания, воспоминания, т. 2. М., 1960.

[6] Статья является частью работы П. П. Громова о творчестве Мейерхольда.

[7] См. Волков Н. Мейерхольд, т. 2. М. ‑ Л., 1929, с. 266 – 267.

[8] Статья С. В. Владимирова является посмертной публикацией сокращенного раздела большой незавершенной работы о возникновении и развитии русской режиссуры. Подготовлена к печати Н. Б. Владимировой.

[9] См. Sylvain Dhomine. La mise en scé ne contemporain. D’Andre Antoine en Bertolt Brecht. P., 1959, p. 23.

[10] С. Ратов [Муратов С. М. ]. Роль режиссера в прошлом нашего театра. — «Библиотека “Театра и искусства”», 1905, кн. XIII – XIV, с. 23.

[11] Всеволодский-Гернгросс В. Ф. Г. Волков и русский театр его времени. — В кн.: Ф. Г. Волков и русский театр его времени. М., 1953, с. 36.

[12] Там же, с. 149.

[13] Там же, с. 46.

[14] Архив дирекции императорских театров, вып. I. (1746 – 1801). СПб., 1892, с. 113.

[15] Архив дирекции императорских театров, с. 335.

[16] Там же, с. 400.

[17] См. Приказ директора от 23 июня 1800 г. — В кн.: Архив дирекции императорских театров, с. 621.

[18] См. Родина Т. Русское театральное искусство в начале XIX века. М., 1961.

[19] См. Медведева И. Екатерина Семенова. Жизнь и творчество трагической актрисы. М., 1964, с. 66.

[20] Письмо в Москву 21 окт. 1809 г. — «Цветник», 1809, № 11, с. 245, 246.

[21] См. Медведева И. Указ. соч., с. 262, 296.

[22] Мнение актрисы Катерины Семеновой об улучшении драматических представлений. — «Театр», 1952, № 11, с. 138, 139.

[23] Аксаков С. Т. Собр. соч., т. 3. М., 1956, с. 79, 80.

[24] Театрал. Князь Александр Александрович Шаховской. (Из истории русского театра). — «Театрал», 1896, № 34, с. 74 – 75.

[25] Максимов Г. М. Свет и тени петербургской драматической труппы за прошедшие тридцать лет. 1846 – 1876. СПб., 1878, с. 161.

[26] Шуберт А. И. Моя жизнь. Л., 1929, с. 66.

[27] См. Куликов Н. И. Театральные воспоминания (с 1820 по 1883 г. ) — «Искусство», 1883, № 4, с. 42.

[28] Шуберт А. И. Указ. соч., с. 123 – 124.

[29] Шуберт А. И. Указ. соч., с. 83.

[30] Соловьев С. П. Отрывки из памятной книжки отставного режиссера. — В кн.: Ежегодник императорских театров. Приложения, кн. I. СПб., 1896, с. 130.

[31] Соловьев С П. Указ. соч., с. 129, 135.

[32] См. Арапов П. Летопись русского театра. СПб., 1861, с. 199 – 202.

[33] Куликов Н. И. Театральные воспоминания (с 1820 по 1883 г. ) — «Искусство», 1883, № 2, с. 19.

[34] Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. 8. М., 1955, с. 532.

[35] Там же, с 333, 532.

[36] Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. 2. М., 1953, с. 528.

[37] Соловьев С. П. Указ. соч., с. 136 – 137.

[38] Нильский А. А. Закулисная хроника. 1856 – 1894. СПб., 1897, с. 294.

[39] Аксаков С. Т. Собр. соч., т. 3, с. 252.

[40] См. Алперс Б. Актерское искусство в России. М. ‑ Л., 1945, с. 261 – 262.

[41] Гоголь И. В. О театре, об одностороннем взгляде на театр и вообще об односторонности. (Отрывок из письма к гр. А. П. Т...... му). — В кн.: Гоголь и театр. М., 1952, с. 387.

[42] См. Давыдов В. Н. Рассказ о прошлом. Л., 1962, с. 101.

[43] Островский А. Н. Собр. соч., т. 12. М., 1952, с. 66.

[44] П. Р. [Рябов П. Я. ]. Записки старого актера. — «Русская старина», 1905, март, с. 571 – 572.

[45] Баженов А. Н. Сочинения и переводы, т. I. M., 1869, с 109, 110.

[46] Островский А. Н. Собр. соч., т. 12, с. 233.

[47] Толстой А. К. Собр. соч. в 4‑ х т., т. 3. М., 1964, с. 454.

[48] Вальц К. Ф. Шестьдесят пять лет в театре. Л., 1928, с. 97 – 98.

[49] Стасов В. В. Собр. соч., т. 3. СПб., 1894, с. 364.

[50] Сыркина Ф. Я. Русское театрально-декорационное искусство второй половины XIX века. М., 1956, с. 120.

[51] Там же, с. 124.

[52] Краткий очерк десятилетней деятельности русского драматического театра Корша в Москве. М., 1892, с. 25.

[53] Глаголь [Голоушев С. С]. Наша сцена с точки зрения художника. Постановка «Орлеанской девы» Шиллера в бенефис г. Гельцера на сцене Большого театра. — «Артист», 1894, № 33, с. 151 – 153.

[54] Извеков Н. П. Сцена Архитектура сцены М., 1935, с. 9 – 10.

[55] Максимов Г. М. Указ. соч., с. 200.

[56] Театрал. Москва. Дневник московского театрала. 18 января. — «Искусство», 1883, № 4, с. 46.

[57] Островский А. Н. Собр. соч., т. 12, с. 142.

[58] Островский А. Н. Собр. соч., т. 12, с. 216 – 217.

[59] Глаголь [Голоушев С. С]. Наша сцена с точки зрения художника. — «Артист», 1890, № 11, с. 153.

[60] Глама-Мещерская А. Я. Воспоминания. М. ‑ Л., 1937, с. 307 – 308.

[61] Гобой [Немирович-Данченко Вл. И. ]. В. С. Лихачев. — «Новости дня», 1891, 6 сент., № 2944, с. 3.

[62] Громов П. Герой и время. Статьи о литературе и театре. Л., 1961, с. 267 – 269.

[63] Глаголь [Голоушев С. С]. Художественно-общедоступный театр. — «Курьер», 1898, 19 февр., № 288, с. 3.

[64] С. Васильев [Флеров С. В. ]. «Царь Федор Иоаннович». — «Московские ведомости», 1898, 19 окт., № 288, с. 3.

[65] Мейерхольд Вс. Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. М., 1968, с. 68.

[66] Мейерхольд Вс. Э. Указ. соч., с. 69 – 70.

[67] Станиславский К. С. Собр. соч. в 8 т., т. 1. М., 1954, с. 189.

[68] Театр и музыка. — «Новости дня», 1896, 2 февр., № 4566, с. 5.

[69] Там же.

[70] Станиславский К. С. Собр. соч., т. 1, с. 206 – 207.

[71] Гнедич П. Театр будущего. — «Мир искусства», 1900, № 3 – 4, с. 52.

[72] Художественно-общедоступный театр. Шейлок. — «Русское слово», 1898, 23 апр., № 295, с. 3.

[73] Россовский Н. Театральный курьер. — «Петербургский листок», 1904, 2 апр., № 90, с. 4.

[74] Н. Э—съ [Эфрос Н. Е. ]. Из Москвы. — «Театр и искусство», 1902, № 46, с 856.

[75] А. Кель [Кугель А. Р. ]. Театральные заметки. — «Театр и искусство», 1902, № 46, с. 861.

[76] Квидам [Кугель А. Р. ]. «Мещане». — «Русское слово», 1902, 4 апр., № 92, с. 1.

[77] Буренин В. Критические очерки. — «Новое время», 1903, 5 дек., № 9970, с. 2.

[78] А. Кель [Кугель А. Р. ]. Заметки о Московском Художественном театре. — «Театр и искусство», 1901, № 9, с. 184.

[79] См. Сергей Глаголь [Голоушев С. С]. Проблески новых веяний в искусстве и московские театры. — «Жизнь», 1900, № 12, с. 175 – 176.

[80] Old Gentleman [Амфитеатров А. В. ]. Москва. Типы и картинки. — «Новое время», 1896, 6 апр., № 7220, с. 2.

[81] Сергей Глаголь [Голоушев С. С]. Проблески новых веяний в искусстве и московские театры. — «Жизнь», 1900, № 12, с. 156 – 157.

[82] Сергей Глаголь [Голоушев С. С]. Проблески новых веяний в искусстве и московские театры. — «Жизнь», 1900, № 12, с. 162.

[83] Попов Н. Станиславский. Его значение для современного театра. — В кн.: Ежегодник императорских театров, вып. 2. М., 1909, с. 73.

[84] Режиссерский экземпляр «На дне». — Музей МХАТ. Архив К. С. Станиславского.

[85] Буренин В. Критические очерки. — «Новое время», 1903, 5 дек., № 9970, с. 2.

[86] Сергей Глаголь [Голоушев С. С]. Проблески новых веяний в искусстве и московские театры. — «Жизнь», 1900, № 12, с. 174 – 175.

[87] Сахновский В. Г. Художественный театр и романтизм на сцене. Письмо К. С. Станиславскому. М., 1917, с. 26.

[88] А. К—ель [Кугель А. Р. ]. Театральные заметки. — «Театр и искусство», 1900, № 8, с. 169 – 170.

[89] Горнфельд А. Дузе. Вагнер. Станиславский. — В кн.: Театр. (Книга о новом театре). СПб., 1908, с. 86 – 87.

[90] Н. Эф [Эфрос Н. Е. ]. «Драма жизни». — «Парус», 1907, № 1, с. 3.

[91] Там же.

[92] Немирович-Данченко Вл. И. Театральное наследие, т. 1. М., 1952, с. 90.

[93] Немирович-Данченко Вл. И. Театральное наследие, т. 1, с. 94. Курсив мой. — Л. К.

[94] Немирович-Данченко Вл. И. Из прошлого. М., 1936, с. 153.

[95] Строева М. Чехов и Художественный театр. М., 1955, с. 25 – 26.

[96] Московский Художественный общедоступный театр. «Чайка». — «Новости», 1899, 10 янв., № 9, с. 3.

[97] Станиславский К. С. Собр. соч., т. 1, с. 225.

[98] Станиславский К. С. Собр. соч., т. 1, с. 222 – 223.

[99] Там же, с. 222.

[100] «Чайка» в постановке Московского Художественного театра. Режиссерская партитура К. С. Станиславского. Л. ‑ М., 1938, с. 121.

[101] Там же, с. 167.

[102] Станиславский К. С. Собр. соч., т. 1, с. 223.

[103] Горнфельд А. Указ. соч., с. 86.

[104] «Чайка» в постановке Московского Художественного театра…, с. 291.

[105] АН [Ремезов М. Н. ]. Современное искусство. — «Русская мысль», 1899, № 1, с. 167.

[106] Н. Мв. Театр и музыка. — «Московский листок», 1898, 20 дек., № 383, с. 4.

[107] Ф. [Эфрос Н. Е. ]. «Чайка». — «Новости дня», 1898, 23 дек., № 5593, с. 3.

[108] Художественно-общедоступный театр. Мысли и впечатления зрителя. М., 1901, с. 13.

[109] Художественно-общедоступный театр…, с. 13 – 14.

[110] Режиссерский экземпляр «Дяди Вани». — Музей МХАТ. Архив К. С. Станиславского.

[111] Режиссерский экземпляр «Дяди Вани». — Музей МХАТ. Архив К. С. Станиславского.

[112] Там же.

[113] Смоленский [Измайлов Л. А]. «Дядя Ваня». — «Биржевые ведомости», 1901, 21 февр., № 50, с. 3.

[114] Андреевский С. А. Литературные очерки. СПб., 1913, с. 432.

[115] Старик [Эфрос Н. Е. ]. Из Москвы. — «Театр и искусство», 1899, 31 окт., № 44, с. 3.

[116] Немирович-Данченко Вл. И. Театральное наследие, т. 2. М., 1954, с. 180.

[117] Немирович-Данченко Вл. И. Театральное наследие, т. 2, с. 180.

[118] Богданович А. Критические заметки. — «Мир божий», 1901, № 4.

[119] Поссе В. Московский Художественный театр. — «Жизнь», 1901, № 4, с. 334 – 335.

[120] Поссе В. Московский Художественный театр. — «Жизнь», 1901, № 4, с. 336.

[121] Смоленский [Измайлов А. А]. «Дядя Ваня». — «Биржевые ведомости», 1901, 21 февр., № 50, с. 3.

[122] Беляев Юр. «Дядя Ваня». — «Новое время», 1901, 21 февр., № 8975, с. 4.

[123] Немирович-Данченко Вл. И. Театральное наследие, т. 2, с. 180.

[124] Джемс Линч [Андреев Л. Н. ], Сергей Глаголь [Голоушев С. С]. Под впечатлением Художественного театра. М., 1902, с. 31 – 32.

[125] Там же, с. 83 – 84.

[126] Немирович-Данченко Вл. И. Из прошлого, с. 210 – 211.

[127] Станиславский К. С. Собр. соч., т. 1, с. 236.

[128] Джемс Линч [Андреев Л. Н. ], Сергей Глаголь [Голоушев С. С]. Под впечатлением Художественного театра, с. 85.

[129] Эфрос Н. К. С. Станиславский (Опыт характеристики). М., 1918, с. 83.

[130] Там же, с. 84.

[131] А. Кель [Кугель А. Р. ]. Театральные заметки. — «Театр и искусство», 1900, № 8, с. 169 – 170.

[132] Симов В. А. Моя работа с режиссерами. — «Советское искусство», 1934, 5 мая, № 21, с. 3.

[133] Режиссерский экземпляр «Трех сестер». — Музей МХАТ. Архив К. С. Станиславского.

[134] Режиссерский экземпляр «Трех сестер». — Музей МХАТ. Архив К. С. Станиславского.

[135] Симов В. А. Моя работа с режиссерами. — «Советское искусство», 1934, 5 мая, № 21, с. 3.

[136] Таиров А. Я. Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма. М., 1970, с. 84.

[137] Попов Н. Станиславский, его значение для современного театра. (Опыт характеристики). — В кн.: Ежегодник императорских театров, вып. 2. М., 1909, с. 76.

[138] Комиссаржевский Ф. Творчество актера и теория К. С. Станиславского. Пг., 1916, с. 118.

[139] Комиссаржевский Ф. Творчество и Теория К. С. Станиславского, с. 118.

[140] М. П. [Путлиц Максимилиан]. Сценическая теория К. С. Станиславского. — «Маски», 1913 – 1914, № 3, с. 14.

[141] Станиславский К. С. Собр. соч., т. 1, с. 225.

[142] А. Кель [Кугель А. Р. ]. Заметки о Московском Художественном театре. — «Театр и искусство», 1901, № 9, с. 185 – 186.

[143] Кугель А. Театральные заметки. — «Театр и искусство», 1905, № 21, с. 338.

[144] Кугель А. Театральные заметки. — «Театр и искусство», 1905, № 21, с. 337.

[145] Кугель А. Театральные заметки. — «Театр и искусство», 1905, № 21, с 338.

[146] Там же.

[147] Поссе В. Московский Художественный театр. — «Жизнь», 1901, № 1, с 328.

[148] Ченко. Театральная распря в Москве. — «Новое время», 1901, 14 февр., № 8968, с. 3.

[149] И. Р—н. По театрам. — «Московский листок», 1900, 26 окт., № 299, с. 3.

[150] Сергей Глаголь [Голоушев С. С]. Герой ли Штокман? — В кн.: Джемс Линч [Андреев Л. Н. ], Сергей Глаголь [Голоушев С. С]. Под впечатлением Художественного театра, с. 61.

[151] Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч., т. 4, М., 1935, с. 312.

[152] Немирович-Данченко Вл. И. О театре романтическом, реалистическом. — В кн.: Ежегодник МХТ, т. 1. М., 1944, с. 14.

[153] Не фельетонист. Московская жизнь. — «Новое время», 1900, 28 окт., № 8862, с. 2.

[154] Игнатов И. «Доктор Штокман». — «Русские ведомости», 1900, 26 окт., № 298, с. 3.

[155] Там же.

[156] «Доктор Штокман». Режиссерский экземпляр. 1900. — Музей МХАТ. Архив К. С. Станиславского.

[157] А. Б. [Богданович А. И. ]. Критические заметки. — «Мир божий», 1901, № 4, с. 12.

[158] Н. Рок [Ракшанин Н. О. ]. Из Москвы. История о двух «Снегурочках». — «Новости» и «Биржевая газета», 1900, 30 сент., № 271, с. 3.

[159] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 6, с. 25.

[160] «На дне» Горького. — «Новости дня», 1902, 21 дек., № 7013.

[161] Дорошевич В., Потресов С., Гиляровский Вл. «На дне». — «Русское слово», 1902, 19 дек., № 349, с. 3.

[162] Режиссерский экземпляр «На дне». — Музеи МХАТ. Архив К. С. Станиславского.

[163] Vivos voco, mortuos plango (лат. ) — зову живых, оплакиваю мертвых,

[164] А. В. [Амфитеатров А. В. ]. Театральный альбом. — «Русь», 1904, 3 апр., № 110, с. 2.

[165] Станиславский К. С. Собр. соч., т. 5. М., 1958, с. 413.

[166] Цит. по: Виноградская И. Н. Жизнь и творчество К. С. Станиславского, т. 2. М., 1971, с. 41.

[167] Мейерхольд Вс. Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы, с. 119.

[168] Там же, с. 85.

[169] Там же, с. 119.

[170] Строева М. Н. Режиссерские искания Станиславского. М., 1973, с. 219.

[171] Блок А. А. Собр. соч., т. 4. М. ‑ Л., 1961, с. 534.

[172] Чуковский К. Из беседы К. С. Станиславского. «Драма жизни». — «Сегодня», 1907, 4 апр.

[173] Станиславский К. С. Собр. соч., т. 5, с. 414.

[174] Там же, с. 409.

[175] Там же, с. 410.

[176] Станиславский К. С. Собр. соч., т. 1, с. 270.

[177] Там же, т. 5, с. 411.

[178] Немирович-Данченко Вл. И. Театральное наследие, т. 1, с. 174.

[179] Станиславский К. С. Статьи. Речи, беседы. Письма. М., 1953, с. 88.

[180] Станиславский К. С. Статьи. Речи. Беседы. Письма, с. 88.

[181] Калашников Ю. Театральная этика Станиславского. М., 1960, с. 6.

[182] Крэг Г. Искусство театра. СПб., 1910, с. 93.

[183] Толстой Л. Н. Полн. собр. соч., т. 48. М., 1952, с. 129.

[184] Станиславский К. С. Собр. соч., т. 5, с. 420.

[185] Станиславский К. С. Собр. соч., т. 6. М., 1959, с. 73 – 75.

[186] Там же, с. 75.

[187] Станиславский К. С. Собр. соч., т. 1, с. 328.

[188] Дикий А. Повесть о театральной юности. М., 1957, с. 290.

[189] Станиславский К. С. Собр. соч., т. 1, с. 369.

[190] Станиславский К. С. Собр. соч., т. 5, с. 475 – 476.

[191] Н. Эф. [Эфрос Н. Е. ]. «Драма жизни». — «Парус», 1907, № 1, с. 3.

[192] Станиславский К. С. Собр. соч., т. 5, с. 639.

[193] Режиссерский экземпляр «Драмы жизни» К. Гамсуна, 1905 год. — Музей МХАТ. Архив К. С. Станиславского.

[194] Станиславский К. С. Собр. соч., т. 1, с. 326 – 327.

[195] Там же, т. 5, с. 414.

[196] Ширмы Крэга нашли сторонников и врагов, вызвали бурю споров. «Замысел Крэга, — писал Л. Гуревич, — поразил и потряс меня своею художественной глубиной. Кошмарное, фантастическое видение двора — эта мерцающая в дымном свете гора закованных в золото человеческих фигур, и перед этим видением, на грани, отделяющей полутемную сцену, скорбный Гамлет — в этом зрительном образе уже намечена основа трагедии». (Гуревич Л. «Гамлет» в Московском Художественном театре. — «Новая жизнь», 1912, № 4, с. 197). А. Кизеветтер утверждает обратное. По его словам, крэговские ширмы кричали «бедной оголенностью». Мысли Крэга о выразительности органических материалов на сцене нашли глубокий отклик в современном театре. Достаточно вспомнить «Короля Лира», поставленного П. Бруком.

[197] См. Ежегодник МХТ, 1944, т. 1, с. 673 – 675.

[198] Чушкин Н. Н. Гамлет — Качалов. М., 1966, с. 30.

[199] Цит. по: Качалов В. И. Сборник статей, воспоминаний, писем. М., 1954, с. 241.

[200] Станиславский К. С. Собр. соч., т. 7. М., 1960, с. 530.

[201] Станиславский К. С. Собр. соч., т. 1, с. 346.

[202] Там же, с. 366.

[203] Там же, т. 4. М., 1957, с. 182.

[204] Немирович-Данченко Вл. И. Театральное наследие, т. 1, с. 119.

[205] Немирович-Данченко Вл. И. «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». — «Русская мысль», 1900, № 9, с. 183.

[206] Виленкин В. Я. Вл. И. Немирович-Данченко. М., 1941, с. 139.

[207] Немирович-Данченко Вл. И. Театральное наследие, т. 2, с. 272.

[208] Немирович-Данченко Вл. И. Из прошлого, с. 373.

[209] Суть спора Горького с театром глубоко проанализирована Ю. К. Герасимовым в его докладе «Из истории инсценировок романа Ф. М. Достоевского», сделанного им на научной конференции, посвященной 75‑ летию Художественного театра.

[210] Муратова К. Д. Реализм нового времени в оценке критики 1910‑ х гг. — В кн.: Судьбы русского реализма начала XX века. Л., 1972, с. 153.

[211] Цит. по: Музей МХАТ. Архив Немировича-Данченко, № 29.

[212] Дикий А. Указ. соч., с. 66.

[213] Цит. по: Музей МХАТ. Архив Немировича-Данченко, № 29.

[214] Немирович-Данченко Вл. И. Театральное наследие, т. 2, с. 292 – 294.

[215] Леонидов Л. М. Воспоминания. Статьи. Беседы. Переписка. Записные книжки. М., 1960, с. 217.

[216] Там же.

[217] Там же.

[218] Кугель Л. Р. Профили театра. М., 1929, с. 145.

[219] Немирович-Данченко Вл. И. Театральное наследие, т. 2, с. 292.

[220] Дикий А. Д. Указ. соч., с. 75.

[221] Немирович-Данченко Вл. И. Театральное наследие, т. 2, с. 297.

[222] Цит. по: Музей МХАТ. Архив Немировича-Данченко, № 28.

[223] Немирович-Данченко Вл. И. Театральное наследие, т. 2, с. 286.

[224] Немирович-Данченко Вл. И. Театральное наследие, т. 2, с. 296 – 297.

[225] Там же, т. 2, с. 297.

[226] Станиславский К. С. Собр. соч., т. 5, с. 422.

[227] Там же, с. 415.

[228] О театре. Современный театр и рабочие. — «За правду», 1913, 17 ноября, № 38, с. 4.

[229] Книппер-Чехова О. Желанная встреча. — Цит. по: Встречи с Мейерхольдом. М., 1967, с. 26.

[230] Волков Н. Мейерхольд, т. 1. М. ‑ Л., 1929, с. 34.

[231] Берковский Н. Я. Статьи о литературе. М. ‑ Л., 1962, с. 440.

[232] См. Роскин А. А. П. Чехов. М., 1959, с. 131.

[233] Мейерхольд Вс. Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы, ч. 1. 1891 – 1917. М., 1968, с. 81.

[234] См. Лакшин В. Толстой и Чехов. М., 1964, с. 291.

[235] Письмо А. П. Чехова к Вс. Э. Мейерхольду, 1899 г. — В кн.: Литературное наследство, т. 68. М., 1960, с. 227 – 228.

[236] Волков Н. Указ. соч., с. 111.

[237] Полоцкая Э. А. Чехов и Мейерхольд. — В кн.: Литературное наследство, т. 68, с. 419.

[238] Эфрос Н. Е. Московский Художественный театр. М., 1924, с. 224.

[239] Мейерхольд Вс. Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы, ч. 1, с. 85.

[240] Мейерхольд Вс. К истории и технике театра. II. Натуралистический театр и театр настроения (1906). — В кн.: Мейерхольд Вс. Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы, ч. 1, с. 118.

[241] Мейерхольд Вс. Статьи. Письма. Речи. Беседы, ч. 1, с. 120.

[242] Мейерхольд Вс. Статьи. Письма. Речи. Беседы, ч. 1, с. 121 – 222.

[243] Мейерхольд Вс. Статьи. Письма. Речи. Беседы, ч. 1, с. 205.

[244] Там же.

[245] Там же.

[246] Мейерхольд Вс. Статьи. Письма. Речи. Беседы, ч. 1, с. 119.

[247] Там же, с. 85.

[248] Мейерхольд Вс. Статьи. Письма. Речи. Беседы, ч. 1, с. 125.

[249] Мейерхольд Вс. О театре. СПб., 1913, с. 13.

[250] Мейерхольд Вс. Статьи. Письма. Речи. Беседы, ч. 1, с. 109.

[251] Мейерхольд Вс. Статьи. Письма. Речи. Беседы, ч. 1, с. 128.

[252] Там же, с. 109 – 110.

[253] Мейерхольд Вс. Статьи. Письма. Речи. Беседы, ч. 1, с. 108.

[254] Брюсов В. Искания новой сцены. — «Весы», 1906, № 1, с. 73.

[255] Волков Н. Указ. соч., с. 232.

[256] Веригина В. П. По дорогам исканий. — В кн.: Встречи с Мейерхольдом. М., 1967, с. 38.

[257] Кугель А. Театральные заметки. — «Театр и искусство», 1906, № 47, с. 732 – 733.

[258] Блок А. А. Драматический театр В. Ф. Комиссаржевской. — Собр. соч. в 8 т., т. 5. М. ‑ Л., 1962, с. 97.

[259] Кугель А. Р. Профили театра. М., 1929, с. 85 – 86.

[260] Рославлев А. Призраки на сцене. — «Театр и искусство», 1906, № 49, с. 768.

[261] Блок А. А. Собр. соч., т. 5, с. 98.

[262] Мейерхольд Вс. Статьи. Письма. Речи. Беседы, ч. 1, с. 247.

[263] Луначарский А. Заметки философа. — «Образование», 1906, № 12, с. 87.

[264] Мейерхольд Вс. Статьи. Письма. Речи. Беседы, ч. 1, с. 103 – 104.

[265] Мейерхольд Вс. Статьи. Письма. Речи. Беседы, ч. 1, с. 250.

[266] Дейч А. Немногое, что память сохранила… — В кн.: Встречи с Мейерхольдом. М., 1967, с. 63.

[267] Блок А. А. Набросок к «Балаганчику». — В кн.: Собр. соч., т. 4. М. ‑ Л., 1961, с. 425.

[268] Там же, с. 426.

[269] Мейерхольд Вс. Статьи. Письма. Речи. Беседы, ч. 1, с. 228.

[270] Влад. Азов [Ашкинази В. А. ]. «Балаганчик» — «Чудо странника Антония». — «Речь», 1907, 1 янв., № 1. Примечательно, что к этому выпаду фактически присоединился Андрей Белый — в своих статьях он тоже осуждал «вопль какого-то Петрушки о том, что священная кровь трагической жертвы есть кровь клюквенная» («Утро России», 1907, 28 сент. ). В полном противоречии со своим основным утверждением, Белый пишет, что мистическая тема Вечной Женственности профанируется «каким-то Петрушкой», превращается в «начало картонное», хотя до этого он же требовал, чтобы в спектакле все было именно картонным.

[271] Беляев Юр. Театр Комиссаржевской. «Балаганчик» А. Блока. «Чудо странника Антония». — «Новое время», 1907, 3 янв., с. 13.

[272] Дейч А. Указ. соч., с. 64.

[273] Веригина В. П. Указ. соч., с. 40.

[274] Дейч А. Указ. соч., с. 64.

[275] Дейч А. Указ. соч., с. 62.

[276] Блок А. А. Собр. соч., т. 4, с. 434.

[277] Блок А. А. Собр. соч., т. 5. М. ‑ Л., 1962, с. 192.

[278] Мгебров А. Жизнь в театре, т. 1. Л., 1929, с. 322.

[279] Веригина В. Л. Воспоминания. Л., 1974, с. 85.

[280] С. Яблоновский. [Потресов С. В. ]. «Фауст». — «Русское слово», 1912, № 207, 7 ноября, с. 5.

[281] См. Жаров М. Жизнь, театр, кино. М., 1967, с. 96, 128.

[282] Ильинский И. Сам о себе. М., 1961, с. 58.

[283] Жаров М. Указ. соч., с. 106.

[284] Цит. по: Волков Н. Вс. Э. Мейерхольд, т. 1. М. ‑ Л., 1929, с. 310.

[285] Там же, с. 343.

[286] Цит. по: «Театр», 1940, № 2, с. 116.

[287] Ф. У Ф. Ф. Комиссаржевского. — «Театр», М., 1909, № 473, с. 6.

[288] Мгебров А. Указ. соч., с. 262.

[289] Меньшиков М. Критические очерки, т. 2. СПб., 1902, с. 257, 266.

[290] Булгаков С. Два града. М., 1911, с. 291 – 292.

[291] Розанов В. Когда начальство ушло. СПб., 1910, с. 51.

[292] Лихачев Вл. Формоискательство. — «Театр и искусство», 1910, № 47, с. 905.

[293] Брюсов В. Театр будущего. — «Театр», М., 1907, № 8, с. 7 – 8.

[294] Комиссаржевский Ф. Вольфганг Амадей Моцарт. — «Рампа и жизнь», 1911, № 3, с. 4.

[295] Мейерхольд Вс. Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы, ч. 1. М., 1968, с 177.

[296] Александрович Ю. [Потеряхин А. Н. ]. После Чехова, ч. 2. Нигилизм-модерн и наши моралисты. М., [б. г. ], с. 233.

[297] Блок А. Собр. соч. в 8 т., т. 8. М. ‑ Л., 1963, с. 266.

[298] Венгеров С. Литературные настроения 1910 года. — «Русские ведомости», 1911, № 1, 1 янв., с. 11.

[299] Зноско-Боровский Е. Русский театр начала XX века. Прага, 1925, с. 232.

[300] Комиссаржевский Ф. Вольфганг Амадей Моцарт. — «Рампа и жизнь», 1911, № 3, с. 4.

[301] Комиссаржевский Ф. Театральные прелюдии. М., 1916, с. 125. Далее сноски на эту книгу приводятся в тексте.

[302] См. Русский романтизм. М., 1974, с. 29 – 30.

[303] Комиссаржевский Ф. По поводу книги Вс. Э. Мейерхольда «О театре». — «Маски», 1912 – 13, № 4, с. 36.

[304] Комиссаржевский Ф. Немцы и русский театр. — «Маски», 1913 – 1914, № 7 – 8, с. 10.

[305] Икс. Обо всем. — «Театр», 1912, № 1192, с. 8.

[306] Зноско-Боровский Е. Указ. соч., с. 349.

[307] Гуревич Л. Литература и эстетика. Критические опыты и этюды. М., 1912, с. 159.

[308] Сахновский В. Театр А. Н. Островского. М., 1919, с. 25.

[309] Цит. по: Кугель А. Русские драматурги. Л., 1933, с. 53.

[310] Слонимская Ю. Театр Островского. — В кн.: Ежегодник императорских театров. 1915, с. 75, 96.

[311] Невежин П. «Символизм» и «быт». — «Слово», 1907, 24 марта, № 107, с. 2.

[312] См. А. Н. Островский и литературно-театральное движение XIX – XX веков. Л., 1974, с. 245.

[313] См. Фрейдкина Л. Дни и годы Вл. И. Немировича-Данченко М., 1962, с. 257.

[314] Сахновский В. О бытовом театре. — «Маски», 1912 – 13, № 6, с. 43.

[315] Юрьев М. Театр Незлобина. — «Рампа и жизнь», 1910, № 37, с. 606.

[316] Львов Як. У Незлобина. — «Новости сезона», 1910, № 2022, с. 6.

[317] Сахновский В. О бытовом театре. — «Маски», 1912 – 13, № 6, с. 43.

[318] Блок А. Собр. соч., т. 5. М., 1962, с. 276.

[319] Герасимов Ю. К. Кризис модернистской театральной мысли в России. — В кн.: Театр и драматургия, вып. 4. Л., 1974, с. 228.

[320] Комиссаржевский Ф. О гармонии искусств на сцене. — В кн.: Ежегодник императорских театров, т. 1. 1912.

[321] Там же.

[322] Львов Я. «Мещанин-дворянин». — «Рампа и жизнь», 1911, № 37, с. 10.

[323] Гуревич Л. Русский драматический театр. «Принцесса Турандот». — «Речь», 1913, 29 сент., № 266, с 6.

[324] Соловьев Вл. «Турандот» графа Карло Гоцци на русской сцене. — «Любовь к трем апельсинам», 1914, № 2, с. 49.

[325] Бескин Э. «Принцесса Турандот». — «Раннее утро», 1912, 24 окт., № 245, с. 5.

[326] Комиссаржевский Ф. Сапунов — декоратор. — «Аполлон», 1914, № 4, с. 12.

[327] Комиссаржевский Ф. О гармонии искусств на сцене. — В кн.: Ежегодник императорских театров, т. 1. 1912, с. 7.

[328] Комиссаржевский Ф. Писатель и актер. — В кн.: В спорах о театре. М., 1914, с. 104.

[329] Комиссаржевский Ф. По поводу книги Вс. Мейерхольда «О театре». — «Маски», 1912 – 13, № 4, с. 39.

[330] Комиссаржевский Ф. К характеристике «Фауста». Отрывок. — «Рампа и жизнь», 1911, № 35, с. 5 – 6.

[331] Там же.

[332] Сахновский В. «Фауст» в постановке ф. Ф. Комиссаржевского. — «Маски», 1912, № 1, с. 33.

[333] Сахновский В. «Фауст» в постановке Ф. Ф. Комиссаржевского. — «Маски», 1912, № 1, с. 34.

[334] Е. В. К постановке «Фауста». — «Театр», 1912, № 1111, с. 4.

[335] Волков Н. Гете в русском театре. — В кн.: Литературное наследие, т. 4 – 6. М., 1932, с. 914.

[336] См. Русский романтизм, с. 18.

[337] С. Яблоновский [Потресов С. В. ]. «Фауст». — «Русское слово», 1912, 7 сент., № 207, с. 5.

[338] Комиссаржевский Ф. День Щепкина. Памяти идеального актера — «Театр», 1913, № 1318, с. 3.

[339] Ильинский И. Указ. соч., с. 56.

[340] Комиссаржевский Ф. Творчество актера и теория Станиславского. Пг., 1916, с. 9.

[341] Станиславский К. С. Собр. соч. в 8 т., т. 7. М., 1960, с. 458 – 459.

[342] Цит. по: Жизнь и творчество К. С. Станиславского. Летопись, т. 2. М., 1971, с. 432.

[343] Комиссаржевский Ф. Творчество актера и теория Станиславского, с. 10.

[344] Комиссаржевский Ф. Писатель и актер. — В кн.: В спорах о театре. М., 1914, с. 99.

[345] Комиссаржевский Ф. Творчество актера и теория Станиславского, с. 37.

[346] Там же, с. 37 – 38.

[347] Станиславский К. С. Собр. соч., т. 2. М., 1954, с. 6.

[348] Комиссаржевский Ф. Творчество актера и теория Станиславского, с. 38.

[349] Комиссаржевский Ф. Творчество актера и теория Станиславского, с. 73.

[350] Там же, с. 14.

[351] Комиссаржевский Ф. Писатель и актер. — В кн.: В спорах о театре, с. 99.

[352] Там же.

[353] Комиссаржевский Ф. За границей. (Впечатления). — «Маски», 1913 – 14, № 5, с. 67.

[354] Там же, с. 68.

[355] Комиссаржевский Ф. Творчество актера и теория Станиславского, с. 54.

[356] Там же, с. 68.

[357] Там же, с. 61.

[358] Сахновский В. «Идиот». — «Маски», 1912, № 3, с. 62.

[359] Караванов Н. «Идиот». — «Театр», М., 1913, № 1204, с. 6.

[360] Львов Я. Достоевский у Комиссаржевского. — «Рампа и жизнь», 1916, № 1, с. 12.

[361] Сахновский В. Г. Работа режиссера. М. ‑ Л., 1937, с. 139.

[362] Жизнь и творчество К. С. Станиславского. Летопись, т. 2. М., 1971, с. 443.

[363] Там же, с. 455.

[364] Станиславский К. С. Собр. соч., т. 1. М., 1954, с. 366.

[365] Комиссаржевский Ф. Немцы и русский театр. — «Маски», 1913 – 14, № 7 – 8, с. 4.

[366] Там же, с. 4.

[367] Там же, с. 5.

[368] Комиссаржевский Ф. Почему мы ставим «Дмитрия Донского»? — «Театр», 1914, № 1586, с. 5.

[369] Зноско-Боровский Е. Указ. соч., с. 359, 360, 363.

[370] Комиссаржевский Ф. Прав ли Горький в своем выступлении. — «Раннее утро», 1913, 27 сент., № 222, с. 6.

[371] Комиссаржевский Ф. А воз и ныне там… — «Театр и искусство», 1917, № 12, с. 244.

[372] Комиссаржевский Ф. А воз и ныне там… — «Театр и искусство», 1917 № 12, с. 244.

[373] Комиссаржевский Ф. День Щепкина. Памяти идеального актера — «Театр», 1913, № 1318, с. 4.

[374] Комиссаржевский Ф. Декорация в современном театре. — «Маски», 1913 – 14, № 6, с. 5.

[375] Комиссаржевский Ф. По поводу новой книги Вс. Мейерхольда «О театре». — «Маски», 1912 – 13, № 4, с. 39.

[376] Марков П. История моего театрального современника. — «Театр», 1968, № 12, с. 72.

[377] Русская литература конца XIX – начала XX века (1908 – 1917). М., 1972, с. 95.

[378] Цит. по: Советский театр. Документы и материалы. 1917 – 1921. Л., 1968, с. 56.

[379] Соболев Ю. Пыль веков. — «Театр», 1917, № 2076, с. 8.

[380] Петров Н. Театр-студия ХПСРО. — «Театральный курьер», 1918, № 1, с. 12.

[381] Ашмарин В. «Буря». — «Известия», 1919, № 93, 3 мая, с. 4.

[382] Комиссаржевский Ф. Письмо от 27 июля 1920 г. из Лондона. — «Вестник театра», 1920, № 68, 21 – 26 сент., с. 13.

[383] Из писем Ф. Ф. Комиссаржевского. — «Вестник театра», 1920, № 70, 9 – 17 окт., с. 15.

[384] Русское искусство за границей. Письмо из Лондона. — «Театр и музыка», 1922, № 8, 21 ноября, с. 73.

[385] Ф. Ф. Комиссаржевский — заведующий художественной частью ак. театров. — «Красная газета», веч. вып., 1926, № 120, 24 мая. с. 4.

[386] В последние годы жизни Ф. Ф. Комиссаржевский проживал в США, в городке Дариен (штат Коннектикут). По сведениям, полученным автором от А. А. Евреиновой-Кашиной (вдовы Н. Н. Евреинова), личный архив Комиссаржевского хранится в университете Бостона.

[387] Рындин В. Художник и театр. М., 1966, с. 22 – 23.

[388] Головашенко Ю. Режиссерское искусство Таирова. М., 1970, с. 11, 13.

[389] Таиров А. О музыке в драме. — «Студия», 1911, № 3, с. 7.

[390] Там же.

[391] Таиров А. Музыка и драма. — «Обозрение театров», СПб., 1908, № 522, 20 сент., с. 6.

[392] Таиров А. О музыке в драме. — «Студия», 1911, № 3, с. 7.

[393] ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 4, л. 5.

[394] Там же, л. 6 об.

[395] Беседа Таирова с актерами об «Анатэме». — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 261, л. 6 об.

[396] ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 4, л. 7 об.

[397] Там же, ед. хр. 261, л. 11.

[398] Беседа Таирова с актерами о пьесе «Изнанка жизни» (1911). — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 273, л. 3.

[399] Таиров А. Я. Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма. М., 1970, с. 78 – 79. Далее сноски на это издание даются в тексте с указанием названия («Записки режиссера…») и страницы.

[400] Таиров А. Инсценировки. — «Театральная газета», 1914, № 4, 26 янв., с. 4.

[401] Таиров А. Пантомима. — «Театральная газета», 1914, № 14, 6 апр., с. 6.

[402] ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 309, л. 2.

[403] Hup. «Желтая кофта» (беседа с А. Я. Таировым). — «Театр», 1913, № 1417, с. 8.

[404] Там же.

[405] См. Крыжицкий Г. К. Л. Марджанов и русский театр. М., 1958, с. 97.

[406] Таиров А. Наброски. — «Рампа и жизнь», 1914, № 14, с. 8.

[407] Блок А. А. Собр. соч. в 8 т., т. 6. М. ‑ Л., 1962, с. 158.

[408] Таиров А. Пути Камерного театра. — «Жизнь искусства», 1928, № 12, с 5.

[409] Блок А. А. Собр. соч., т. 6, с. 56 – 57.

[410] Камерный театр (беседа с А. Я. Таировым). — «Театральный курьер», 1918, № 2, 18 сент., с. 4.

[411] Цит. по: Советский театр. Документы и материалы. 1917 – 1921. Л., 1968, с. 173.

[412] Зноско-Боровский Е. Русский театр начала XX века. Прага, 1926, с. 385.

[413] Цит. по: Аскольд. Камерный театр. — «Театр», 1917, № 2075, с. 3.

[414] См. Театр. Книга о новом театре. СПб., 1908, с. 44.

[415] Таиров А. Инсценировки. — «Театральная газета», 1914, № 4, 26 янв., с. 4.

[416] Гуревич Л. На путях обновления театра. — «Алконост», 1911, кн. 1, с. 173.

[417] Евреинов Н. Секрет режиссерского сердца. — «Театр и искусство», 1909, № 21, с. 371.

[418] Крэг Г. Искусство театра. СПб., 1912, с. 98.

[419] Цит. по: Таиров А. Пути Камерного театра. — «Жизнь искусства», 1928, № 12, с. 5.

[420] См. Беседа о театре. — «Русские ведомости», 1916, № 31, 9 февр., с. 4.

[421] Там же.

[422] Бердяев Н. Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные, литературные. (1900 – 1906). СПб., 1907, с. 31.

[423] ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 69, л. 12.

[424] Бердяев Н. Sub specie aeternitatis…, с. 31.

[425] Бердяев Н. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. М., 1916, с. 231.

[426] Соловьев Вл. Собр. соч., т. 1. СПб., 1901, с. 350.

[427] Радлов Э. Владимир Соловьев. Жизнь и учение. СПб., 1913, с. 220.

[428] Булгаков С. Два града, т. 2. М., 1911, с. 154.

[429] Бердяев Н. Смысл творчества. Опыт оправдания человека, с. 239.

[430] Таиров А. Наброски. — «Рампа и жизнь», 1914, № 14, с. 8 – 9.

[431] ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 1047.

[432] Московский Камерный театр. — «Русское слово», 1914, № 286, 12 дек., с. 6.

[433] Васильев П. У А. Таирова. — «Театр», 1916, № 1952, с. 10.

[434] Тау. Театр и молодежь. — «7 дней МКТ», 1924, № 9, с. 2.

[435] Цит. по: Советский театр. Документы и материалы. 1917 – 1921. Л., 1968, с. 173.

[436] ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 69, л. 12 – 13.

[437] Головашенко Ю. Указ. соч., с. 58.

[438] Бальмонт К. Камерный театр и литература. — «Мастерство театра», 1923, № 2, с. 36.

[439] Эфрос Н. «Фамира Кифаред». — «Речь», 1916, № 312, 12 ноября, с. 3.

[440] Соболев Ю. Стиль Питтореск. — «Театр», 1918, № 1095, с. 4.

[441] Эфрос А. Введение. — В кн.: Камерный театр и его художники. М., 1935, с. 9.

[442] Марков П. История моего театрального современника. — «Театр», 1968, № 12, с. 71.

[443] Там же.

[444] Марков П. Театральные портреты. М. ‑ Л., 1939, с. 25 – 26.

[445] Ильинский И. Сам о себе. М., 1961, с. 129.

[446] Сологуб Ф. Театр одной воли. — В кн.: Театр. Книга о новом театре. СПб., 1908, с. 184 – 185.

[447] ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 320, л. 45.

[448] Там же, л. 5, 17.

[449] Там же, л. 17, 19.

[450] ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 320, л. 17.

[451] Игнатов С. «Сакунтала». «Жизнь есть сон». — «Любовь к трем апельсинам», 1914, № 6 – 7, с. 103.

[452] Ашкинази З. Письмо из Москвы. Камерный театр. — «Аполлон», 1914, № 10, с. 75.

[453] Ашкинази З. «Сакунтала». (Камерный театр). — «Театральная газета», 1914, № 50, с. 4.

[454] Соболев Ю. «Сакунтала». — «Театр», 1914, № 1617, с. 5.

[455] Тугендхольд Я. Московские театры. — «Северные записки», 1915, № 4, с. 161.

[456] Театрал. Театр исканий. — «Театр», 1916, № 1950, с. 5.

[457] Тугендхольд Я. Московские театры. — «Северные записки», 1915, № 4, с. 160.

[458] Игнатов И. Московский Камерный театр. «Сакунтала». — «Русские ведомости», 1914, № 287, 13 дек., с. 6.

[459] И. И[гнатов]. Московский Камерный театр. — «Русские ведомости», 1915, № 22, 28 янв., с. 6.

[460] С. Я[блоновский]. Камерный театр. «Веер». — «Русское слово», 1915, № 22, 28 янв., с. 6.

[461] Коонен А. Страницы жизни. М., 1975, с. 214.

[462] Другой. Камерный театр. — «Театральная газета», 1915, № 42, 18 окт., с. 6.

[463] См.: А. Р. Московский Камерный театр. «Безумный день, или Женитьба Фигаро». — «Любовь к трем апельсинам», 1915, № 4 – 7, с. 200.

[464] Коонен А. Указ. соч., с. 212.

[465] Тугендхольд Я. К инсценировке «Женитьбы Фигаро». — «Русские ведомости», 1915, № 240, 20 окт., с. 6.

[466] А. Р. Московский Камерный театр. «Безумный день, или Женитьба Фигаро». — «Любовь к трем апельсинам», 1915, № 4 – 7, с. 200.

[467] Тугендхольд Я. Московские театры — «Северные записки», 1915, № 4, с. 162.

[468] Театрал. Театр исканий. — «Театр», 1916, № 1950, с. 6.

[469] Тугендхольд Я. Московские театры. — «Северные записки», 1916, янв., с. 144.

[470] Тугендхольд Я. К инсценировке «Женитьба Фигаро». — «Русские ведомости». 1916, № 240, 20 окт., с. 6.

[471] А. Р. Московский Камерный театр. «Безумный день, или Женитьба Фигаро». — «Любовь к трем апельсинам», 1916, № 4 – 7, с. 200.

[472] Коонен А. Указ. соч., с. 219.

[473] Там же, с. 216.

[474] Бонч-Томашевский М. Пантомима Шницлера в Свободном театре. — «Маски», 1913 – 1914, № 2, с. 53.

[475] Румнев А. О пантомиме. М., 1964, с. 148.

[476] Коонен А. Указ. соч., с. 232.

[477] Соболев Ю. «Фамира Кифаред». — «Театр», 1916, № 1933, с. 7.

[478] Марков П. История моего театрального современника. — «Театр», 1968, № 12, с. 72.

[479] Коонен А. Указ. соч., с. 228.

[480] ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 8, л. 27 об.

[481] Игнатов И. Камерный театр. «Фамира Кифаред» Иннокентия Анненского. — «Русские ведомости», 1916, 10 ноября, с. 5.

[482] ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 8, л. 33 об.

[483] Державин К. Книга о Камерном театре. Л., 1934, с. 50.

[484] Тугендхольд Я. Письмо из Москвы. — «Аполлон», 1917, № 1, с. 74.

[485] Державин К. Указ. соч., с. 74.

[486] Коонен А. Указ. соч., с. 229.

[487] Тугендхольд Я. Письмо из Москвы. — «Аполлон», 1917. № 1, с. 74.

[488] И. Жн. Камерный театр. «Фамира Кифаред». — «Русское слово», 1916, № 259, 9 ноября, с. 4.

[489] Доклад А. Я. Таирова о роли художника в Камерном театре. 5 января 1929 г. — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 54, л. 2.

[490] Рий. Камерный театр. «Фамира Кифаред» И. Анненского. — «Русские ведомости», 1916, № 260, 10 ноября, с. 5.

[491] Освещение, при котором источники света находятся на заднем плане сцены и направлены к рампе.

[492] Первая лекция Таирова о творческом методе Камерного театра 2 января 1931 г. — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 69, л. 20.

[493] К. «Соломенная шляпка». — «Театральная газета», 1917, № 2, 8 янв., с. 7.

[494] К. «Голубой ковер». — «Театральная газета», 1917, № 5, 29 янв., с. 7.

[495] К. «Соломенная шляпка» — «Театральная газета», 1917, № 2, 8 янв., с. 7.

[496] Записи Таирова к спектаклю «Саломея». — ЦГАЛИ, ф. 2328 оп. 1 ед. хр. 9, л. 3.

[497] Бальмонт К. О любви. — В кн.: Уайльд О. Саломея. СПб., 1908, с. 32.

[498] Державин К. Указ. соч., с. 81.

[499] Гроссман Л. Алиса Коонен. М. ‑ Л., 1930, с. 42.

[500] Коонен А. Указ. соч., с. 239.

[501] Коонен А. Указ. соч., с. 239.

[502] Н. Эф[рос]. «Саломея» в Камерном театре. — «Русские ведомости», 1917, № 233, 12 (25) окт., с. 6.

[503] Бескин Эм. Листки. — «Театральная газета», 1917, № 42, 18 окт., с. 8.

[504] Коонен А. Указ. соч., с. 240.

[505] Гроссман Л. Указ. соч., с. 46.

[506] Бескин Эм. Листки. — «Театральная газета», 1917, № 42, 18 окт., с. 8.

[507] К. Камерный театр. — «Театральная газета», 1916, № 46, 13 ноября, с. 8.

[508] Ъ. «Фамира Кифаред». — «Раннее утро», 1916, № 259, 9 ноября, с. 4.

[509] Н. Эф[рос]. «Саломея» в Камерном театре. — «Русские ведомости», 1917, № 233, 12 (25) окт., с. 6.

[510] Я. Т[угендхольд]. Московские театры. — «Аполлон», 1917, № 8 – 10, с. 120.

[511] Доклад Таирова о роли художника в Камерном театре 5 января 1929 г. — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 54, л. 4.

[512] Марков П. История моего театрального современника. — «Театр», 1969, № 5, с. 107.

[513] Державин К. Указ. соч., с. 56.

[514] Там же, с. 94.

[515] Бескин Э. Листки. — «Театральная газета», 1918, № 11, 17 марта, с. 9.

[516] Соболев Ю. Арлекин на троне. — «Театр», 1917, № 2072, с. 4.

[517] Державин К. Указ. соч., с. 83.

[518] Доклад Таирова о роли художника в Камерном театре 5 января 1929 г. — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 54, л. 4.

[519] Державин К. Указ. соч., с. 83.

[520] Румнев А. Указ соч., с. 145.

[521] Головашенко Ю. Указ. соч., с. 96.

[522] Бэн. «Фамира Кифаред». — «Московские ведомости», 1916, № 260, 10 ноября, с. 2.

[523] Мих. Ос[оргин]. О мечте — «Русские ведомости», 1917, № 38, 16 февр., с. 2.

[524] Боровский В. В. Литературно-критические статьи. М., 1956, с. 419.

[525] Бенуа А. Балет в Александринке. — «Речь», 1910, № 318, 19 ноября.

[526] ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 26, л. 2.

[527] ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 42, л. 84.

[528] Марджанишвили К. А. Воспоминания. — В кн.: Марджанишвили К. А. Воспоминания. Статьи и доклады. Статьи о Марджанишвили. Тбилиси, 1958, с. 9 (далее ссылки на это издание даны сокращенно).

[529] Там же.

[530] Тавридов И. Харьковские письма. — «Театр и искусство», 1907, № 12, с. 208.

[531] Марджанишвили К. А. Воспоминания…, с. 9.

[532] Марджанов К. А. Воспоминания. (Рукопись). — ГЦТМ, ф. 158, оп. 1, ед. хр. 1, л. 77 – 78.

[533] К. А. Марджанов — Н. Д. Марджановой. — В кн.: К. А. Марджанишвили. Творческое наследие. Письма. Воспоминания и статьи о К. А. Марджанишвили. Тбилиси, 1966, с. 55.

[534] Там же, с. 61.

[535] Там же, с. 65.

[536] Любитель. Рига. (Хроника). — «Театр и искусство», 1904, № 51, с. 923.

[537] Любитель. Рига. (Хроника). — «Театр и искусство», 1904, № 51, с. 924.

[538] Марджанишвили К. А. Воспоминания…, с. 14.

[539] Там же, с. 14 – 15.

[540] М. Р[абинович]. Письма из Киева. — «Театр и искусство», 1907, № 47, с. 788.

[541] Марджанишвили К. А. Воспоминания…, с. 28 – 29.

[542] Марджанов К. А. Воспоминания. (Рукопись). — ГЦТМ, ф. 158, оп. 1, ед. хр. 1, л. 28.

[543] Е. А. Как будет поставлена «Ню» О. Дымова. — «Театр», 1909, № 475, с. 5.

[544] Бескин Э. Московские письма. — «Театр и искусство», 1909, № 38, с. 648.

[545] Марджанишвили К. А. Воспоминания…, с. 49.

[546] Марджанишвили К. А. Воспоминания…, с. 72. Симптоматично для противоречий марджановского вкуса упоминание швейцарского художника-модерниста А. Бёклина, пошло-претенциозные картины которого несопоставимы с искусством И. Е. Репина.

[547] Марджанишвили К. А. Воспоминания…, с. 93.

[548] Станиславский К. С. Собр. соч. в 8 т., т. 7. М., 1960, с. 472.

[549] Там же.

[550] Немирович-Данченко Вл. И. Театральное наследие, т. 2. М., 1954, с. 301.

[551] Марджанишвили К. А. Воспоминания…, с. 64 – 65.

[552] Там же, с. 67.

[553] Немирович-Данченко Вл. И. Указ. соч., с. 310.

[554] См. Марджанишвили К. А. Творческое наследие, с. 301.

[555] Марджанишвили К. А. Воспоминания…, с. 112.

[556] Там же.

[557] Крыжицкий Г. Режиссерские портреты. М. ‑ Л., 1928, с. 65.

[558] См. «Театр», 1913, № 1386.

[559] Комиссаржевский Ф. По поводу книги В. Мейерхольда «О театре». — «Маски», 1912 – 13, № 4, с. 41.

[560] Юренева В. То, чего не забудешь. — В кн.: К. А. Марджанишвили. Творческое наследие, с. 507.

[561] Николаев Н. Театральные заметки. «Слезы». — «Киевлянин», 1912, № 110, 21 апр., с. 4.

[562] К. А. Марджанишвили. Творческое наследие, с. 67.

[563] Комиссаржевский Ф. О гармонии искусств на сцене. — В кн.: Ежегодник императорских театров, т. 1, 1912, с. 9.

[564] «Театр», 1913, № 1364.

[565] Свободный театр. Дневник общих собраний и заседаний Режиссерского правления. — ГЦТМ, ф. 158, ед. хр. 4 – 10, л. 2.

[566] Свободный театр. Дневник общих собраний… — ГЦТМ, ф. 158, оп. 1, ед. хр. 4 – 10, л. 1.

[567] Свободный театр. Дневник общих собраний… — ГЦТМ, ф. 158, оп. 1, ед. хр. 4 – 10, л. 2 – 4.

[568] Марджанишвили К. А. Воспоминания, с. 95.

[569] Там же.

[570] Станиславский К. С. Собр. соч., т. 7, с 539.

[571] Комиссаржевский Ф. О «Прекрасной Елене». — «Маски», 1913 – 14 № 2, с. 31.

[572] К. А. Марджанишвили. Творческое наследие, с. 274.

[573] Там же, с. 66, 68.

[574] Козинцев Г. Сила одухотворенности. — В кн.: К. А. Марджанишвили. Творческое наследие, с. 284.

[575] Марджанишвили К. А. Воспоминания…, с. 65 – 66.

[576] Там же, с. 96.

[577] Е. В. [Вахтангов Е. Б. ] [Без названия]. — «Терек», Владикавказ, 1907, 22 июля, № 164.

[578] Е. В. [Вахтангов Е. Б. ]. [Без названия]. — «Терек», Владикавказ, 1907, 22 июля, № 164. Цензура вычеркнула слово «красное». Рукой Вахтангова оно вписано в газетную вырезку. Хранится в комнате-музее Вахтангова.

[579] Евгений В. [Вахтангов Е. Б. ]. Бутафор. — «Терек», Владикавказ, 1907, 10 авг., № 179.

[580] Бунин И. А. Собр. соч. в 9 т., т. 6. М., 1966, с. 216 – 217.

[581] Станиславский К. С. Собр. соч., т. 5. М., 1958, с. 496.

[582] Там же.

[583] Выражение, употреблявшееся для характеристики одной из разновидностей психологического реализма.

[584] Станиславский К. С. Собр. соч., т. 5, с. 497.

[585] Выражение С. Г. Бирман.

[586] Выпускники Чечено-Ингушского педагогического института Л. Н. Зубков и В. А. Кан-Калик собрали и опубликовали в 1968 году данные, по-новому освещающие связи Вахтангова с революционным движением на Кавказе (см. Зубков Л. Н., Кан-Калик В. А. Вахтангов в Грозном. Грозный, 1968).

[587] Е. Б. Вахтангов — Л. А. Сулержицкому. 8 июля 1911 г. Новгород-Северский. — В кн.: Л. А. Сулержицкий. М., 1970, с. 484.

[588] Сушкевич Б. М. Семь моментов работы над ролью Л., 1933, с. 11.

[589] См.: Бирман С. Путь актрисы, с. 129.

[590] Евг. Вахтангов. Материалы и статьи. М., 1959, с. 58.

[591] См. Антокольский П. Детство и юность Е. Б. Вахтангова. — В кн.: Вахтангов. Записки. Письма. Статьи. М. ‑ Л., 1939, с. 8.

[592] Ерёменко Н. Его юность. — В кн.: Евг. Вахтангов. Материалы и статьи. М., 1959, с. 346.

[593] Евг. Вахтангов. Материалы и статьи, с. 254.

[594] Анчар [Боцяновский В. Ф. ]. В студии Художественного театра. — «Биржевые ведомости», веч. вып., 1914, 16 апр., № 140.

[595] Громов В. Михаил Чехов. М., 1970, с. 29.

[596] Кармин Серг. Студия Станиславского. — «Театральная газета», 1913, 24 ноября, № 9.

[597] Печерский Э. Праздник мира. — «Раннее утро», 1913, 16 ноября, № 265.

[598] Шебуев Н. Впечатления. — «Обозрение театров», 1914, 17 апр., № 2409.

[599] Зигфрид [Старк Э. А. ]. Эскизы. — «Санкт-Петербургские ведомости», 1914, 17 апр., № 85.

[600] Сергей Глаголь [Голоушев С. С. ]. Студия Художественного театра. — «Столичная молва», М., 1913, 22 ноября, № 338.

[601] Стенограмма производственных совещаний МХТа 2‑ го. Доклад Б. М. Сушкевича от 31 января 1932 года. — ЦГАЛИ, ф. 1990, оп. 2, ед. хр. 22, с. 94 – 95.

[602] Марков П. Правда театра. М., 1965, с. 282.

[603] Евг. Вахтангов. Материалы и статьи, с. 43.

[604] См. Пыжова О. И. Призвание. — «Театр», 1973, № 5.

[605] И. Джонсон [Иванов И. В. ] Московские письма. — «Театр и искусство», 1915, № 52, с. 1000.

[606] См. Громов В. Указ. соч., с. 39.

[607] См. Бергер Г. «Потоп». М., 1925, с. 72.

[608] Сергей Яблоновский [Потресов С. В. ]. Студия Художественного театра. «Потом» Г. Бергера. — «Русское слово», М., 1915, 15 дек., № 287.

[609] Евреинов Н. Н. История русского театра с древнейших времен до 1917 года. Нью-Йорк, 1955, с. 354.

[610] Бирман С. Г. Записи лекций Е. Б. Вахтангова. (Рукопись). 17 ноября 1916 г. — ЦГАЛИ, ф. 2046, оп. 1, ед. хр. 273.

[611] Беседы о Вахтангове. М. ‑ Л., 1940, с. 80.

[612] Чехов М. А. Путь актера. Л., 1928, с. 88.

[613] Гиацинтова С. Жизнь театра. М., 1963, с. 80.

[614] Геронский. После смерти Вахтангова. — «Театр и студия», М., 1922, № 1 – 2, с. 23.

[615] Кнебель М. Вся жизнь. М., 1967, с. 92 – 93.

[616] Станиславский К. С. Собр. соч., т. 7. М., 1960, с. 401.

[617] К. А. Марджанишвили. Творческое наследие. Тбилиси, 1966, с. 67 – 68.

[618] Евг. Вахтангов. Материалы и статьи, с. 66.

[619] Евг. Вахтангов. Материалы и статьи, с. 212.

[620] См. Завадский Ю. Отважный первооткрыватель. — В кн.: Встречи с Мейерхольдом. М., 1967, с. 249.

[621] Евг. Вахтангов. Материалы и статьи, с. 208.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.