Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Шри Ишопанишад 1 страница



 

       

 

ВВЕДЕНИЕ

   Лекция Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады,

   прочитанная 6 октября 1969 года в Конвей-Холле (Лондон, Англия).

   Дамы и господа, темой сегодняшней лекции является учение Вед. Что такое

   Веды? Санскритский глагольный корень слова веда можно переводить

   по-разному, но в конечном счете все различные значения этого слова

   являются производными от слова «знание». Любое знание, которое вы

   получаете, есть веда, потому что учение Вед — это изначальное знание.

   Пока мы пребываем в состоянии обусловленности, наше знание имеет много

   недостатков. Разница между обусловленной и освобожденной душой

   заключается в том, что обусловленной душе присущи четыре недостатка.

   Первый ее недостаток состоит в том, что она обречена совершать ошибки.

   Например, в нашей стране Махатму Ганди почитают великим человеком, но и

   он допускал много ошибок. Даже в последний день его жизни секретарь

   предупреждал его: «Махатма Ганди, не ходите на это собрание в Новом

   Дели. Я слышал от друзей, что там опасно». Но он не послушался. Он

   настоял на том, чтобы пойти туда, и был убит. Даже такие великие люди,

   как Махатма Ганди, президент Кеннеди и им подобные, совершают ошибки.

   Человеку свойственно ошибаться. В этом заключается один из недостатков

   обусловленной души.

   Другой недостаток — склонность впадать в иллюзию. Иллюзия — это вера в

   реальность того, чего не существует — майи. Майя буквально означает «то,

   чего нет». Каждый принимает свое тело за себя. Если я спрошу вас, кто

   вы, вы ответите: «Я мистер Джон, я богатый человек», и т. д., и т. п. Все

   это разные формы отождествления себя с телом. Но вы не есть тело. Это

   иллюзия.

   Третий недостаток — склонность к обману. Каждый склонен обманывать

   других. Человек может быть первейшим глупцом, но выдавать себя за

   умного. Мы уже говорили, что человек на каждом шагу заблуждается и

   допускает ошибки, но это не мешает ему рассуждать: «Я думаю, что это

   так, а то — этак». При этом он даже не знает природы своего «я». Он

   пишет книги по философии, хотя сам далек от совершенства. В этом его

   болезнь. Это и есть обман.

   И наконец, наши чувства несовершенны. Мы очень гордимся своим зрением.

   Часто люди с вызовом спрашивают нас: «Можете ли вы показать мне Бога? »

   Но есть ли у вас глаза, чтобы увидеть Бога? Вы не сможете Его увидеть,

   пока у вас не будет глаз, необходимых для этого. Если сейчас в комнате

   вдруг станет темно, вы не сможете увидеть даже собственную руку. Так

   много ли стоит ваша способность видеть? Таким образом, нельзя

   рассчитывать обрести истинное знание (веду) с помощью наших

   несовершенных чувств. Обладая этими недостатками, присущими

   обусловленным живым существам, мы никому не можем дать совершенного

   знания. Да и сами мы несовершенны. Поэтому мы безоговорочно принимаем

   авторитет Вед.

   Веды иногда называют священными писаниями индуизма, но слово «индуизм»

   иностранного происхождения. Мы не индусы. Сущность нашей культуры

   отражает слово варнашрама. Этим словом называют тех, кто следует Ведам и

   принимает деление человеческого общества на четыре варны и ашрама, то

   есть на четыре сословия и четыре ступени духовной жизни. Эту систему

   называют варнашрамой. В «Бхагавад-гите» [4. 13] сказано: «Это деление

   существует везде, поскольку оно создано Богом». Общество делится на

   брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Брахманами называют разумных людей,

   тех, кто знает, что такое Брахман. Кшатрии — это сословие правителей, то

   есть второе сословие разумных людей. Затем идут вайшьи — торговое

   сословие. Эти группы людей можно обнаружить в любом обществе. Таков

   ведический принцип, и мы принимаем его. Ведические принципы принимают,

   не требуя доказательств, так как в Ведах не может быть ошибок. В этом

   заключается смысл слова «принимать». Например, в Индии коровий навоз

   считается чистым, хотя и представляет собой испражнения животного. В

   Ведах говорится, что, коснувшись испражнений, необходимо сразу совершить

   омовение. Но в другом месте сказано, что коровий навоз чист. Если

   вымазать коровьим навозом нечистое место, то оно станет чистым.

   Руководствуясь обыденным здравым смыслом, мы можем возразить: «Это

   противоречие». И действительно, с точки зрения здравого смысла это

   противоречие, но тем не менее тут нет ошибки. Это факт. В Калькутте один

   знаменитый ученый-медик исследовал коровий навоз и обнаружил, что он

   обладает всеми антисептическими свойствами.

   В Индии, если один человек говорит другому: «Ты должен сделать то-то и

   то-то», — тот может спросить: «Чего ради? Почему я должен беспрекословно

   выполнять твои указания? Что, об этом сказано в Ведах? » Ведические

   предписания нельзя толковать по-своему. Но в конечном счете, если вы

   тщательно изучите каждое из этих предписаний, то обнаружите, что они

   безошибочны.

   Веды не являются творением человеческого разума. Ведическое знание

   пришло из духовного мира, от Господа Кришны. Другое название Вед —

   шрути. Словом шрути называют знание, которое обретают в процессе

   слушания. Это не эмпирическое знание. Шрути сравнивают с матерью. От

   матери мы узнаем об очень многом. Например, если вы хотите узнать, кто

   ваш отец, кто может ответить вам? Только ваша мать. Когда мать говорит

   вам: «Вот твой отец», — вам остается только согласиться с этим.

    Установить личность отца экспериментальным путем невозможно. Аналогично

   этому, если вы хотите познать нечто, лежащее за пределами сферы вашего

   опыта, вашего эмпирического знания, за пределами сферы действия ваших

   чувств, то должны принять Веды. В этом случае не может быть и речи об

   экспериментировании. Все эксперименты уже давно поставлены. Истина уже

   установлена. Нам остается только принять ее, как мы принимаем на веру

   слова матери. Другого пути нет.

   Веды называют матерью, а Брахму — дедом, предком, так как он был первым,

   кто получил ведическое знание. Брахма был первым живым существом во

   вселенной. Он получил ведическое знание и передал его своему сыну Нараде

   и другим ученикам и сыновьям, а они передали его своим ученикам. Так

   ведическое знание передается по цепи ученической преемственности.

   «Бхагавад-гита» также подтверждает, что ведическое знание передается

   этим путем. Поставив эксперименты, вы в конечном счете придете к тому же

   выводу, но, чтобы сберечь время, лучше просто принять учение Вед. Если

   вы хотите узнать, кто ваш отец, и признаете свою мать авторитетом в этом

   вопросе, то должны принять на веру все, что она вам скажет. Существует

   три вида доказательств: пратьякша, анумана и шабда. Пратьякша означает

   «эмпирическое доказательство». Эмпирические доказательства всегда имеют

   слабые стороны, поскольку наши чувства несовершенны. Например, мы каждый

   день видим солнце, и оно кажется нам маленьким диском, тогда как на

   самом деле оно гораздо больше многих планет. Так чего же стоят наши

   наблюдения? Чтобы составить правильные представления о солнце, мы должны

    читать книги. Итак, непосредственный опыт далек от совершенства. Другим

   видом доказательства является анумана, индуктивное знание, или гипотеза:

   «Предположим, что это так…». Примером такого доказательства является

   теория Дарвина, которая целиком основана на предположениях. Но это

   нельзя назвать наукой. Это всего лишь предположение, и оно также

   несовершенно. Совершенным может быть только знание, полученное из

   авторитетного источника. Если радиостанция пришлет вам программу

   передач, вы не станете оспаривать ее. В этом случае вам ни к чему

   проводить эксперименты, потому что программа получена из надежного

   источника.

   Ведическое знание называют шабда-праманой, или по-другому шрути. Шрути

   означает, что знание должно быть получено в процессе слушания. Веды

   учат, что если мы хотим понять трансцендентную науку, то должны слушать

   человека, сведущего в этом вопросе. Источник трансцендентного знания

      находится за пределами материальной вселенной. Знание, доступное в этой

   вселенной, — это материальное знание, а знание о том, что находится за

   ее пределами, — трансцендентное знание. Нам не под силу достичь границ

   даже материальной вселенной, не говоря уже о том, чтобы попасть в

   духовный мир. Следовательно, обрести полное знание невозможно.

   И тем не менее духовный мир существует. За пределами проявленной и

   непроявленной материи раскинулось духовное небо, в котором парят вечные

   планеты, населенные вечными существами. Но как вы сможете это проверить?

   Об этом говорится в ведических писаниях, но как вы поставите

   эксперименты? Это невозможно. Поэтому мы должны просто принять

      информацию, изложенную в Ведах. Это называется ведическим знанием. В

   нашем Движении сознания Кришны мы получаем знание от высшего авторитета,

   Кришны. Авторитет Кришны признают люди всех категорий. В первую очередь

   я имею в виду две категории трансценденталистов. Одна категория

   трансценденталистов — это имперсоналисты, майявади. Обычно их называют

   ведантистами школы Шанкарачарьи. К трансценденталистам другой категории

   относятся вайшнавы, такие, как Рамануджачарья, Мадхвачарья, Вишнусвами.

   Шанкара-сампрадая, так же как и Вайшнава-сампрадая, признает Кришну

   Верховной Личностью Бога. Шанкарачарья считается имперсоналистом, так

   как он проповедовал имперсонализм, безличный Брахман, но фактически он

   был скрытым персоналистом. В своем комментарии к «Бхагавад-гите» он

   пишет: «Нараяна, Верховная Личность Бога, пребывает за пределами

   космического проявления». И затем снова подтверждает это: «Верховная

   Личность Бога, Нараяна, — это Кришна. Он пришел в образе сына Деваки и

   Васудевы». Он специально упоминает имя Его отца и матери. Таким образом,

   все трансценденталисты признают Кришну Верховной Личностью Бога. Это

   неоспоримая истина. В Движении сознания Кришны мы опираемся на знания,

   почерпнутые из «Бхагавад-гиты», которая была поведана Самим Кришной. Мы

   опубликовали «Бхагавад-гиту как она есть», потому что принимаем все, что

   сказал Кришна, не давая Его словам собственных толкований. Это

   ведическое знание. Ведическое знание чисто, поэтому мы принимаем его. Мы

   принимаем все, что говорит Кришна. В этом суть сознания Кришны. Таким

   образом экономится много времени. Приняв истинный авторитет, вы

   сбережете много времени. В материальном мире существуют два метода

   познания: индуктивный и дедуктивный. Примером дедуктивного знания

   является наше представление о том, что человек смертен. Ваш отец

   говорит, что человек смертен, ваша сестра говорит, что человек смертен,

   все говорят, что человек смертен, но сами вы не проводите экспериментов.

   Вы не подвергаете сомнению то, что человек смертен, вы просто принимаете

   эту истину на веру. Если же вы захотите провести исследование, чтобы

   установить, смертен ли человек, вам нужно будет изучить всех людей, и

   при этом нельзя будет исключить вероятность того, что где-то живет

   бессмертный человек, но он вам еще не встретился. Таким образом, ваше

   исследование никогда бы не закончилось. Этот процесс на санскрите

   называется арохой, восходящим процессом. Попытки обрести знания,

   опираясь только на свои силы и несовершенные чувства, заранее обречены

   на неудачу. Таким образом невозможно прийти к правильным выводам.

   В «Брахма-самхите» говорится: «Отправляйтесь в путешествие на самолете,

   который движется со скоростью мысли». Материальные самолеты могут

   двигаться со скоростью три тысячи километров в час, но какова скорость

   мысли? Вы сидите дома, вдруг вы подумали об Индии, которая находится,

   скажем, за десять тысяч километров от вас, и сразу очутились там. Ваши

   мысли мгновенно перенесли вас туда. Так велика скорость мысли. Поэтому в

   «Брахма-самхите» говорится: «Пропутешествовав по просторам духовного

   неба миллионы лет со скоростью мысли, вы убедитесь в том, что оно

   безгранично». К нему невозможно даже приблизиться. Вот почему в Ведах

   утверждается, что человек должен, а точнее обязан, найти истинного

   духовного учителя, гуру. Каковы же качества духовного учителя? Он усвоил

   сущность Вед из авторитетного источника и утвердился в Брахмане. Таковы

   два качества, которыми он должен обладать, иначе его нельзя назвать

   истинным учителем.

   Движение сознания Кришны целиком основано на ведических принципах. В

   «Бхагавад-гите» Кришна говорит, что истинная цель изучения Вед — познать

   Его. В «Брахма-самхите» также говорится: «Кришна, Говинда, имеет

   бесчисленное количество форм, но все они суть одно». Они не похожи на

   наши несовершенные формы. Его форма совершенна. Моя форма имеет начало,

   но Его форма не имеет начала. Она ананта. И Его форма — многочисленные и

   многообразные формы — не имеет конца. Мое тело находится здесь, а не в

   моей квартире. Вы сидите в зале, а не в своей квартире. Однако Кришна

   может одновременно находиться везде. Он может находиться на Голоке

   Вриндаване, но в то же самое время Он вездесущ. Он — изначальная

   личность, старейшее живое существо, но на какое бы изображение Кришны вы

   ни посмотрели, вы увидите юношу пятнадцати-двадцати лет. Вы нигде не

   найдете старика. Вы видели в «Бхагавад-гите» изображение Кришны в роли

   колесничего. В то время Ему было не меньше ста лет, у Него уже были

   правнуки, и тем не менее Он выглядел как юноша. Кришна, Бог, никогда не

   стареет. Таково Его верховное могущество. И если вы захотите постичь

   Кришну, изучая ведическую литературу, то зайдете в тупик. Теоретически

   это возможно, но сопряжено с очень большими трудностями. Однако вы

   сможете легко узнать о Нем от Его преданного. Преданный Кришны может

   дать Его вам со словами: «Вот Он, возьмите Его». Таково могущество

   преданных Кришны.

   Первоначально была только одна Веда, и читать ее не было необходимости.

   Люди были такими умными и имели такую хорошую память, что могли понять

   ее, лишь однажды услышав из уст духовного учителя. Им достаточно было

   один раз услышать что-то, чтобы сразу постичь смысл сказанного. Но пять

   тысяч лет назад Вьясадева, заботясь о людях этого века, Кали-юги,

   записал Веды. Он знал, что со временем жизнь людей сократится, их память

   ослабеет, а разум притупится. «Поэтому я должен учить ведической

   мудрости, записав ее», — подумал он. Он разделил Веду на четыре части:

   «Риг», «Саму», «Атхарву» и «Яджур» — и поручил эти части своим ученикам.

   Потом он подумал о людях, не обладающих большим разумом: стри, шудрах и

   двиджа-бандху. Он решил позаботиться о женщинах, шудрах (рабочих) и

   двиджа-бандху (тех, кто, несмотря на высокое происхождение, лишен

   соответствующих качеств). Человека, родившегося в семье брахмана, но не

   имеющего качеств брахмана, называют двиджа-бандху. Для них он создал

   «Махабхарату», назвав так историю Индии, и восемнадцать Пуран. Все это:

   Пураны, «Махабхарата», четыре Веды и Упанишады — составляет ведическую

   литературу. Упанишады являются частью Вед. Затем Вьясадева обобщил

   ведическое знание для ученых и философов в «Веданта-сутре», которая

   венчает Веды.

   Вьясадева сам написал «Веданта-сутру», следуя наставлениям Нарады,

   своего Гуру Махараджи (духовного учителя), но тем не менее он не

   чувствовал удовлетворения. Это длинная история. Она описана в

   «Шримад-Бхагаватам». Вьясадева оставался неудовлетворенным даже после

   того, как создал Пураны, Упанишады и написал «Веданта-сутру». Тогда его

   духовный учитель Нарада дал ему указание: «Разъясни „Веданта-сутру“».

   Веданта означает «высшее знание», а это Сам Кришна. Кришна говорит, что

   цель всех Вед — познать Его: веданта-крд веда-вид эва чахам. Кришна

   говорит: «Я — составитель „Веданты“ и знаток Вед». Следовательно,

     конечная цель Вед — Кришна. Это объяснено во всех комментариях вайшнавов

   к философии «Веданты». У нас, гаудия-вайшнавов, есть собственный

   комментарий к философии «Веданты» — «Говинда-бхашья» Баладевы

   Видьябхушаны. И Мадхвачарья, и Рамануджачарья написали комментарии к

   «Веданте». Комментарий Шанкарачарьи далеко не единственный. Комментариев

   к «Веданте» много, но комментарий вайшнавов не был первым, поэтому люди

   ошибочно полагают, что комментарий Шанкарачарьи — единственный. Кроме

   того, Вьясадева сам написал совершенный комментарий к «Веданте» —

   «Шримад-Бхагаватам». «Шримад-Бхагаватам» начинается с тех же слов, что и

   «Веданта-сутра»: джанмадй асйа йатах. Эти слова подробно объяснены в

   «Шримад-Бхагаватам». В «Веданта-сутре» содержится только намек на то,

   что такое Брахман, Абсолютная Истина: «Абсолютная Истина — это То, из

   чего все исходит». Это афоризм, а его детальное объяснение приводится в

  «Шримад-Бхагаватам». Если все исходит из Абсолютной Истины, то какова

   природа Абсолютной Истины? Это разъясняется в «Шримад-Бхагаватам».

   Абсолютная Истина должна обладать сознанием. Она самосветящаяся

   (сва-рат). Мы развиваем свое сознание и углубляем познания, получая

   знание от других, но о Ней сказано, что Она самосветящаяся.

   «Веданта-сутра» в сжатой форме обобщает ведическое знание, и сам автор

   разъясняет ее в «Шримад-Бхагаватам».

   В заключение мы просим всех, кто действительно стремится постичь

   ведическое знание, постараться понять его смысл, изучая

   «Шримад-Бхагаватам» и «Бхагавад-гиту».

 

ОБРАЩЕНИЕ

         ом пурнам адах пурнам идам

           пурнат пурнам удачйате

         пурнасйа пурнам адайа

           пурнам эвавашишйате

 

         ом — Полное Целое; пурнам — полностью завершенное; адах — которое;

         пурнам — полное; идам — этот проявленный мир; пурнат — из

         совершенного; пурнам — законченная часть; удачйате — произведен;

         пурнасйа — из Полного Целого; пурнам — полностью; адайа — было

         выделено; пурнам — совершенное равновесие; эва — хотя; авашишйате

         — остается. ПЕРЕВОД

           Верховный Господь, Личность Бога, всесовершенен, и, так как Он

         абсолютен и совершенен, все, что исходит из Него, в частности этот

         проявленный мир, наделено всем необходимым, поскольку само

         является полным целым. Все, что исходит из Полного Целого, также

         обладает полнотой. И, как Полное Целое, Он пребывает в совершенном

         равновесии, несмотря на то что из Него исходит такое множество

         законченных частей.

 

   КОММЕНТАРИЙ

   Полное Целое, Верховная Абсолютная Истина, — это совершенная Личность

   Бога. Осознание безличного Брахмана представляет собой понимание одного

   из аспектов Абсолютного Целого, это же справедливо и по отношению к

   Параматме, Сверхдуше. Верховная Личность Бога есть

   сач-чид-ананда-виграха. Осознание безличного Брахмана — это осознание

   Его аспекта сат, то есть аспекта вечности, осознание Параматмы,

   Сверхдуши, — сат и чит, вечности и знания, но осознание Личности Бога —

   это осознание всех Его аспектов — сат, чит и ананды (блаженства). Когда

   человек осознает Личность Бога, он постигает все эти аспекты во всей их

   полноте. Как мы уже говорили, Верховная Личность Бога — это

   сач-чид-ананда-виграха. Виграха означает «форма». Итак, Полное Целое не

   лишено формы. Если бы Оно не имело формы или в чем-либо еще уступало

   Своему творению, Его нельзя было бы назвать полным. Полное Целое должно

   содержать в себе все, что находится как в пределах, так и за пределами

   нашего опыта, иначе Оно не было бы полным.

   Полное Целое, Личность Бога, обладает безграничными энергиями, и все они

   так же совершенны, как Сам Господь. Вот почему этот проявленный мир тоже

   является самодостаточным и совершенным. Двадцать четыре элемента, из

   которых состоит временно проявленная материальная вселенная, способны

   производить все необходимое для поддержания существования этой

   вселенной. Чтобы поддерживать ее существование, нет необходимости

   прилагать никаких усилий извне. На существование этой вселенной отведено

   определенное время, ограниченное энергией Полного Целого. И когда оно

   истекает, это временное проявление уничтожается в соответствии с

   совершенным планом Полного Целого.

   Крошечным полноценным частицам (живым существам) предоставлены все

   возможности для познания Полного Целого; всякого рода несовершенства —

     результат лишь неполноты их знаний о Полном Целом. Человеческая форма

   жизни дает возможность живому существу полностью проявить свое сознание.

   Живое существо обретает ее в процессе эволюции, последовательно

   воплощаясь в каждом из 8 400 000 видов жизни. Если, получив эту форму,

   наделенную совершенным сознанием, человек не осознает своей совершенной

   полноты в составе Полного Целого, то он упускает шанс реализовать свое

   совершенство и, подчиняясь законам материальной природы, снова попадает

   в эволюционный цикл.

   Не понимая того, что в природе уже есть все необходимое для поддержания

   нашего существования, мы пытаемся использовать природные ресурсы, чтобы

   создать условия для так называемой полнокровной жизни, посвященной

   чувственным наслаждениям. Но такая, уводящая с истинного пути, жизнь

   является иллюзией, так как, пока живое существо не связано с Полным

   Целым, оно не может наслаждаться жизнью чувств. Например, рука является

   полноценной частью целого только до тех пор, пока соединена с телом.

   Если отрубить руку, то она будет выглядеть как рука, но лишится всех

   свойств руки. Аналогично этому, живые существа являются неотъемлемыми

   частицами Полного Целого, и, пока они отделены от Полного Целого, их

   иллюзорные представления о своем совершенстве не принесут им желанного

   удовлетворения.

   Человек сможет осознать свою полноценность только тогда, когда будет

   служить Полному Целому. Всякое другое служение в этом мире — социальное,

   политическое, общественное, международное или даже межпланетное — будет

   оставаться неполноценным до тех пор, пока человек не свяжет его со

      служением Полному Целому. Но, когда все, что делают живые существа,

   частицы Полного Целого, так или иначе связано с Ним, они тоже становятся

   полноценными.

 

 

МАНТРА ПЕРВАЯ

         ишавасйам идам сарвам

           йат кинча джагатйам джагат

         тена тйактена бхунджитха

           ма грдхах касйа свид дханам

 

           иша — Господом; авасйам — управляемое; идам — это; сарвам — все;

         йат кинча — что бы то ни было; джагатйам — во вселенной; джагат —

         все живое и неживое; тена — Им; тйактена — выделенную долю;

         бхунджитхах — ты должен принять; ма — не; грдхах — старайся

         получить; касйа свит — принадлежащее другому; дханам — богатство.

         ПЕРЕВОД

         Все живое и неживое во вселенной находится во власти Господа и

         принадлежит Ему. Поэтому каждый должен пользоваться только тем,

         что ему необходимо и выделено ему как его доля, и не посягать ни

         на что другое, хорошо понимая, кому все принадлежит.

 

   КОММЕНТАРИЙ

   Ведическое знание непогрешимо, потому что нисходит по цепи совершенной

   ученической преемственности духовных учителей, которая начинается с

   Самого Господа. И поскольку первое слово ведического знания произнес Сам

   Господь, источник этого знания трансцендентен. Слова, сказанные

   Господом, называют апаурушеей. Это значит, что они исходят от личности,

   не принадлежащей к материальному миру. Существо, живущее в материальном

   мире, имеет четыре недостатка: оно склонно совершать ошибки,

   заблуждаться, обманывать других и наделено несовершенными чувствами.

   Ограниченный этими четырьмя несовершенствами, человек не способен дать

   другим совершенное знание. Веды не являются творением несовершенных

   живых существ. На заре творения ведическое знание было изначально

   вложено Господом в сердце Брахмы — первого сотворенного живого существа,

   а Брахма в свою очередь передал это знание своим сыновьям и ученикам,

   которые продолжают распространять его и поныне.

   Господь есть пурнам, всесовершенный, поэтому Он не подчиняется законам

   материальной природы, напротив, природа сама подчиняется Его воле. Но

   живые существа и неодушевленные объекты подвластны законам материальной

   природы и, следовательно, в конечном счете энергии Господа. «Ишопанишад»

   составляет часть «Яджур-веды», поэтому она содержит информацию о том,

   кому принадлежит все существующее во вселенной.

   Все во вселенной принадлежит Господу. Это подтверждается в седьмой главе

   «Бхагавад-гиты» (7. 4–5), где обсуждаются пара и апара пракрити. Элементы

   природы: земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, интеллект и эго —

   относятся к низшей, материальной энергии Господа (апара пракрити), тогда

   как живое существо, органическая энергия, относится к пара пракрити,

   высшей энергии Господа. Обе энергии, пракрити, исходят от Господа, таким

   образом, в конечном счете Он является владыкой всего сущего. Все во

   вселенной относится либо к пара, либо к апара пракрити, поэтому все в

   мире принадлежит Верховному Существу.

   Верховное Существо, Абсолютная Личность Бога, является совершенной

   личностью и обладает законченным и совершенным разумом, позволяющим Ему

   с помощью Своих различных энергий управлять всем. Верховное Существо

   часто сравнивают с огнем, а органическую и неорганическую материю — с

   теплом и светом огня. Подобно тому как огонь распространяет свою энергию

   в виде тепла и света, Господь также проявляет Свою энергию в разных

   формах. Но при этом Он всегда остается высшим владыкой, поддерживающим

   все и управляющим всем. Он всеведущ, обладает всеми энергиями, заботится

   о благе каждого и исполнен непостижимого могущества, богатства, славы,

   красоты, знания и отрешенности.

   Разумный человек должен всегда помнить, что кроме Господа никто ничем не

   владеет, и потому каждый должен брать только то, что Господь выделил ему

   как его долю. Корова, например, дает молоко, но сама не пьет его; она

   питается травой и соломой, а ее молоко предназначено в пищу человеку.

   Таков порядок, установленный Господом, и мы должны довольствоваться тем,

   что Он милостиво выделил нам, и всегда помнить, кому на самом деле

   принадлежит все, чем мы владеем.

   Например, наш дом построен из земли, дерева, камня, железа, цемента и

   многих других материалов. Если рассуждать в категориях «Шри Ишопанишад»,

   то необходимо признать, что мы сами не способны создать ни один из этих

   материалов. Мы можем только собрать их вместе и, приложив труд, придать

   им какую-то форму. Рабочий не имеет права требовать, чтобы его считали

   владельцем вещи только на том основании, что он усердно трудился над ее

   изготовлением.

   В современном обществе не утихают распри между рабочими и капиталистами.

   Эти распри приняли международные масштабы, так что весь мир находится в



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.