|
|||
Субъективный мир 13 страница⇐ ПредыдущаяСтр 27 из 27 знаком теоретически или практически». И если родители не отдают себе отчет в этом, если не занимаются вдумчивым психолого-педагогическим самообразованием, они могут оказаться перед грозной стихией беспомощности и страданий. А в конце жизни - одинокой, заброшенной старостью. В типичном варианте такие родители «упускают» детей. Дети уходят в мир других отношений, в другую среду общения. Нередко в этом случае - в среду преступную. Семейное воспитание и семейная педагогика 249
2. Другая причина - жестокие, варварские методы «воспитания», в результате которых дети начинают бояться, ненавидеть, презирать родителей и любыми путями спасаются от них. Тут уже на смену (если когда-то и существовавшему) общению приходит полное отчуждение, вражда. «Когда я садился за уроки, отец ругал меня тупицей и бил чем попало». «Отец бил меня за каждый проступок ремнем и шлангом. Я уходил в подвал к товарищам. В 4-ом классе начал пить и курить. Играл в карты - задолжал, стащил у отца деньги и сбежал». «В 7-м классе меня стали бить в семье и не пускать на улицу. После школы запирали с маленьким братом до позднего вечера, пока придут с работы и снова начнут бить. Летом мне удалось бежать». (Из писем, газет). Это из «благополучных» семей, где есть отец, мать - здоровые, работающие, непьющие». Заметим, что во всех этих исповедях несовершеннолетних правонарушителей, оказавшихся в воспитательно-трудовой колонии, присутствуют физические наказания - эти дикости извращенного родительского мышления. «В детстве меня били. Даже не только в детстве, а до самого недавнего времени. Каждый раз, когда родители (большей частью отец, когда приходил пьяный) меня бьют, мне хочется закричать: «Мне уже 16 лет, я вполне взрослый человек, у меня паспорт есть, вы не смеете, не имеете права меня бить! »... И еще много всего гораздо более резкого, но... я молчу. Я уже много раз собиралась в такие минуты убежать куда-нибудь, попросить у кого-нибудь помощи, даже заявить в милицию. Я знаю, есть семьи, где детям приходится в 100, 1000 раз хуже, чем мне. Но когда я иногда смотрю на шрам на ноге, оставшийся от порки собачьим поводком с железным карабином, во мне одновременно растут жалость к себе и злоба, звериная злоба по отношению к родителям». (Из письма в газету). В этом ожесточении нарастающих конфликтов и взаимной ненависти есть в жизни крайний предел - смертельная точка. Из газетных сообщений: «35-летний А. ударил ножом своего 60-летнего отца. Тот в больнице скончался». «Трагически завершились жестокие семейные конфликты: 48- летний неработающий убил свою мать, 70-летнюю пенсионерку». Как скорбно сказал поэт: «Тут не убавить, ни прибавить... » А глубоко задуматься надо. В одной из центральных газет были опубликованы вполне современные - при всей их невероятности! - результаты анкетирования школьников с третьего по десятый класс в пятнадцати городах страны (семь тысяч ответов). Оказалось 60% родителей используют физические наказания. В 86% случаях применяется порка, в 9% - стояние в углу на коленях, горохе, кирпичах, в 5% - удары по лицу и по голове.
3. Следующая причина парадоксально противоположна только что обозначенной. Сотворение в семье кумира - обычно единственного ребенка. Задобренного, зацелованного, заласканного. Капризного и плаксивого. А в результате - эгоцентричного и бессовестно-равнодушного. По определению П. Ф. Лесгафта - «мягко- забитый тип». 3. Рациональные условия отношений родителей и детей Духовные контакты в семье не могут возникнуть в результате одних лишь платонических пожеланий и стремлений родителей. Для этого должны быть созданы психолого-педагогические предпосылки. Разумная организация семьи Первая и главная из них - разумная организация семьи. Общие перспективы, совместная деятельность, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместных решений, общих интересов и увлечений служат благодатной почвой для произрастания и развития ростков внутренних взаимосвязей родителей и детей. В коллективной жизни семьи можно наиболее успешно создавать обстоятельства воспитательного процесса, подкрепляющие словесные требования. Нужные педагогические обстоятельства отнюдь не всегда совпадают с жизненными. И их нередко приходится создавать вопреки жизненным обстоятельствам. К примеру, семья может освободить девочку-подростка от хозяйственных забот, так как в семье есть трудоспособная бабушка. Тогда обязанности бабушки и внучки должны быть распределены таким образом, чтобы девочка чувствовала необходимость своей помощи и считала ее для себя совершенно обязательной. Дети ожидают от родителей глубинного, пристального интереса к их внутреннему миру, учета их возрастных и индивидуальных особенностей. Возрастные особенности - это характерные для того или иного возрастного периода анатомо-физиологические и психологические особенности. А под индивидуальностью человека имеется в виду существенное своеобразие его основных свойств и качеств. Учет возрастных особенностей детей требует постепенного изменения воспитательных влияний на различных ступенях становления личности. «Я уже ученик! » - говорит всем своим мироощущением младший школьник и хочет, что это постоянно замечалось родителями. «Я не маленький: считайтесь с моими возможностями и моим мнением! » - заявляет подросток и жаждет деятельности, в которой он с наибольшей полнотой мог бы проявить свои возросшие силы. «Мы уже взрослые. Помогите нам определить свое место в жизни! » - это запросы старшеклассников. И родители не могут не считаться с этим движением растущего человека, его стремлением к самостоятельности. Семейное воспитание и семейная педагогика 251
Педагогический такт Подход к детям требует от родителей педагогического такта, учета жизненного опыта воспитанников, их эмоционального состояния, тонкого и неторопливого анализа мотивов поступка, чуткого, мягкого прикосновения к внутреннему миру человека. Чувство такта должно подсказать родителям, как скрыть обнаженность прямого воспитательного воздействия. Ведь хорошо известно, что дети не любят чувствовать себя объектом воспитания. И поэтому общение, совместные дела, единые стремления становятся наиболее естественным процессом воспитания. Важная сторона обоюдных контактов - участие в занятиях и интересах детей. Если родители смогут разделить интересы, увлечься занятиями своих детей, то в их руках окажется эффективное средство воспитательного воздействия. Общие увлечения Но этот путь - по следам интересов и увлечений детей - предполагает и другое: привлечение детей к собственным занятиям и увлечениям. В некоторых семьях существует правило: вещи, необходимые человеку для жизни, он должен уметь делать сам. Так у отца и сына обыкновенная кладовка становится столярной и слесарной мастерской. Временами она переоборудуется в фотолабораторию. По родителям можно узнать в детях конструкторов, туристов, спортсменов, участников художественной самодеятельности, коллекционеров... Наконец, общесемейные увлечения, интересы, традиции: вечера семейного чтения, семейные турниры, семейные коллективы художественной самодеятельности, семейные культпоходы, путешествия, походы выходного дня... Таким образом, в каждой семье может сложиться многообразная система установления и укрепления тесных связей родителей и детей: от родителей к детям, от детей к родителям. Некоторые выводы Инстинкт родственности, «голос крови» интенсивно проявляется тогда, когда родители и дети по-человечески близки друг другу, связаны узами не только родственной, но и духовной близости. Это важная предпосылка успешного воспитательного процесса в семье, проникновения во внутренний мир детей и успешного воздействия на них. Каждый возрастной период создает особые возможности для укрепления и развития внутренних связей с детьми. Только при их наличии требования и пожелания родителей становятся для детей нравственными критериями их поведения. У детей возникает и развивается потребность советоваться с родителями, мысленно ставить их на свое место в трудных жизненных ситуациях, равняться на них, следовать их наставлениям.
Тот или иной отрицательный вариант отношений в семье вовсе не является непреодолимой фатальной доминантой. Если родители смогут психологически и педагогически грамотно - сами ли, с помощью классного руководителя, психолога-консультанта - разобраться в сложившейся стадии отношений, то преодоление отрицательных факторов возможно. И преобразование любой ущербной стадии в благополучную - тоже. Конечно, наиболее тяжко видоизменяется стадия последняя, грозная - отчуждения и враждебности. Необходима ее бдительная профилактика. И понимание морально-психологической природы «ступеней» вниз может служить как раз ее залогом. Сознательное отношение к благонравию в семье требуется и от детей. В воспитание входит постепенное развитие их ответственности за семейный микроклимат. А. С. Макаренко вполне правомерно отрицал жертвенность родителей и «авторитет» своеобразной тирании любви со стороны родителей, когда не требуют от детей возмещения за свою самоотверженность. Благополучие родителей столь же необходимо для нормального воспитания, как и детей. Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения. Да будет оптимизм свойством родителей! ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ 1. Каковы основные проблемы отношений родителей и детей? 2. Как можно охарактеризовать типичные варианты этих отношений? 3. По каким существенным причинам они возникают? 4. В чем разница между возможными противоречиями между родителями и детьми? 5. Попробуй оценить, какими сложились отношения между тобой и твоими родителями. 6. Какие уроки на будущее (для твоей собственной семьи) ты мог бы извлечь из прочитанного? ЛИТЕРАТУРА 1. Макаренко А. С О воспитании. М., 1968 2. Нефедов В. И., Щербань Ю. Ю. Искусство воспитания в семье. Минск, 1971. 3. Отец в семье: Кн. для родителей. Сб. статей. М., 1970. 4. Семейное воспитание: Словарь для родителей. М., 1967. 5. Соловейчик С. Л. Педагогика для всех: Кн. для будущих родителей. М., 1987. 6. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими: Пер. с англ. М., 1993.
Примечания 1 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946. С. 677. 2 Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967. С. 181. 3 Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1960. С. 455. В связи с этим следует упомянуть о работах американского профессора Г. Гэллапа, обнаружившего у высших обезьян необычайно высокий уровень способностей к развитию новых для них способов самоузнавания (зеркало, телевизоры). 4 См. Т. Бауэр. Психическое развитие младенца. М., 1979. С. 11-13. 5 Сеченов И. М. Избранные произведения. М., 1953. С. 306. 6 По мнению большинства психологов различение экстероцептивных и интероцептивных ощущений начинается уже на третьем месяце жизни. 7 3. Фрейд еще 80 лет назад доказал, что наши сокровенные мысли рождаются не из других мыслей, а из мотивационной сферы сознания: наших влечений, потребностей, интересов, эмоций и т. п. 8 Пациенты с расщепленным мозгом полностью утрачивают способность осознавать процессы правополушарного мышления, так как для осознания необходима фиксация осознаваемой информации в пространственных и, главное, временных координатах, на что само правополушарное мышление не способно. Это функции левого полушария. 9 Любая попытка отделить индивидуальное самосознание индивида от его «внутреннего Я» приводит к так называемому парадоксу «гомункулуса», то есть к представлению о сидящем в нашем мозге маленьком человечке, в мозге которого также должен сидеть «совсем маленький человечек», и так до бесконечности. Ю «Даже часть Я (один Бог ведает, насколько важная), может быть бессознательной... иначе... само осознание не представляло бы столько трудностей». 3. Фрейд. Я и Оно. М., 1980. С. 188. 11 Любая форма психической деятельности в какой-то степени телесно обусловлена, психикой могут обладать только организмы. Наше тело является самым важным фактором, который позволяет другим узнавать, идентифицировать нас. С другой стороны, в случаях комы или под влиянием гипноза мы утрачиваем идентичность собственной психики, даже если тело остается неизменным. И потеряв значительные части своего тела, многие сохраняют единство самосознания, ощущение собственной идентичности. 12 Расстройство взаимосвязи между аффективным и рефлексивным уровнями является, по мнению некоторых психиатров, одной из основных причин деперсонализации многих других нарушений нормального функционирования самосознания. 13 Узнадзе Д. Н. Формы поведения человека. //Психологические исследования. М., 1966. С. 334. 14 Логическая аргументация не является единственной. В последние годы все настойчивее (и на большом, клиническом материале) отстаиваются представления о том, что при поражении правого полушария нарушается восприятие схемы тела, что именно правое, эволюционно «базовое» полушарие мозга более связано с интеграцией личностно-смыслового аспекта психики человека, чем речевое (следовательно, ответственное за рефлексивные функции) левое. «
Психология и педагогика Составитель и ответственный редактор А. А. Радугин Научный редактор ЕЛ. Кроткое Издательство Центр: дизайн, верстка Разработка серии, макет, обложка Э. Дудин Верстка Н. Лаврова Корректор Л. Захарко Лицензия ЛР № 063857 от 30. 12. 1994 г. Подписано в печать 21. 09. 98 Формат 60x90/16 Бумага книжно-журнальная Печать офсетная Печатных листов 16 Тираж 10 000 экз. Заказ № 33 Издательство «ЦЕНТР» 103009 Москва, Тверская, 10 Тел. (095) 229-3669, факс (095) 229-9005 Отпечатано в типографии № 6 Комитета Российской Федерации по печати 109088 Москва, ул. Южнопортовая, 24.
|
|||
|