Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Субъективный мир 13 страница



знаком теоретически или практически».

И если родители не отдают себе отчет в этом, если не

занимаются вдумчивым психолого-педагогическим

самообразованием, они могут оказаться перед грозной стихией

беспомощности и страданий. А в конце жизни - одинокой,

заброшенной старостью. В типичном варианте такие родители

«упускают» детей. Дети уходят в мир других отношений, в другую

среду общения. Нередко в этом случае - в среду преступную.

Семейное воспитание и семейная педагогика 249

 

 

2. Другая причина - жестокие, варварские методы

«воспитания», в результате которых дети начинают бояться,

ненавидеть, презирать родителей и любыми путями спасаются от них.

Тут уже на смену (если когда-то и существовавшему) общению

приходит полное отчуждение, вражда.

«Когда я садился за уроки, отец ругал меня тупицей и бил чем

попало».

«Отец бил меня за каждый проступок ремнем и шлангом. Я

уходил в подвал к товарищам. В 4-ом классе начал пить и курить.

Играл в карты - задолжал, стащил у отца деньги и сбежал».

«В 7-м классе меня стали бить в семье и не пускать на улицу.

После школы запирали с маленьким братом до позднего вечера, пока

придут с работы и снова начнут бить. Летом мне удалось бежать». (Из

писем, газет).

Это из «благополучных» семей, где есть отец, мать - здоровые,

работающие, непьющие». Заметим, что во всех этих исповедях

несовершеннолетних правонарушителей, оказавшихся в

воспитательно-трудовой колонии, присутствуют физические

наказания - эти дикости извращенного родительского мышления.

«В детстве меня били. Даже не только в детстве, а до самого

недавнего времени. Каждый раз, когда родители (большей частью

отец, когда приходил пьяный) меня бьют, мне хочется закричать:

«Мне уже 16 лет, я вполне взрослый человек, у меня паспорт есть, вы

не смеете, не имеете права меня бить! »... И еще много всего гораздо

более резкого, но... я молчу. Я уже много раз собиралась в такие

минуты убежать куда-нибудь, попросить у кого-нибудь помощи, даже

заявить в милицию. Я знаю, есть семьи, где детям приходится в 100,

1000 раз хуже, чем мне. Но когда я иногда смотрю на шрам на ноге,

оставшийся от порки собачьим поводком с железным карабином, во

мне одновременно растут жалость к себе и злоба, звериная злоба по

отношению к родителям». (Из письма в газету).

В этом ожесточении нарастающих конфликтов и взаимной

ненависти есть в жизни крайний предел - смертельная точка. Из

газетных сообщений:

«35-летний А. ударил ножом своего 60-летнего отца. Тот в

больнице скончался».

«Трагически завершились жестокие семейные конфликты: 48-

летний неработающий убил свою мать, 70-летнюю пенсионерку».

Как скорбно сказал поэт: «Тут не убавить, ни прибавить... » А

глубоко задуматься надо. В одной из центральных газет были

опубликованы вполне современные - при всей их невероятности! -

результаты анкетирования школьников с третьего по десятый класс в

пятнадцати городах страны (семь тысяч ответов). Оказалось 60%

родителей используют физические наказания. В 86% случаях

применяется порка, в 9% - стояние в углу на коленях, горохе,

кирпичах, в 5% - удары по лицу и по голове.

 

 

3. Следующая причина парадоксально противоположна только

что обозначенной. Сотворение в семье кумира - обычно

единственного ребенка. Задобренного, зацелованного, заласканного.

Капризного и плаксивого. А в результате - эгоцентричного и

бессовестно-равнодушного. По определению П. Ф. Лесгафта - «мягко-

забитый тип».

                  3. Рациональные условия

отношений родителей и детей

Духовные контакты в семье не могут возникнуть в результате одних

лишь платонических пожеланий и стремлений родителей. Для этого

должны быть созданы психолого-педагогические предпосылки.

Разумная организация семьи

Первая и главная из них - разумная организация семьи. Общие

перспективы, совместная деятельность, определенные трудовые

обязанности, традиции взаимопомощи, совместных решений, общих

интересов и увлечений служат благодатной почвой для произрастания

и развития ростков внутренних взаимосвязей родителей и детей.

В коллективной жизни семьи можно наиболее успешно

создавать обстоятельства воспитательного процесса, подкрепляющие

словесные требования. Нужные педагогические обстоятельства

отнюдь не всегда совпадают с жизненными. И их нередко приходится

создавать вопреки жизненным обстоятельствам. К примеру, семья

может освободить девочку-подростка от хозяйственных забот, так как

в семье есть трудоспособная бабушка. Тогда обязанности бабушки и

внучки должны быть распределены таким образом, чтобы девочка

чувствовала необходимость своей помощи и считала ее для себя

совершенно обязательной.

Дети ожидают от родителей глубинного, пристального интереса

к их внутреннему миру, учета их возрастных и индивидуальных

особенностей. Возрастные особенности - это характерные для того

или иного возрастного периода анатомо-физиологические и

психологические особенности. А под индивидуальностью человека

имеется в виду существенное своеобразие его основных свойств и

качеств.

Учет возрастных особенностей детей требует постепенного

изменения воспитательных влияний на различных ступенях

становления личности. «Я уже ученик! » - говорит всем своим

мироощущением младший школьник и хочет, что это постоянно

замечалось родителями. «Я не маленький: считайтесь с моими

возможностями и моим мнением! » - заявляет подросток и жаждет

деятельности, в которой он с наибольшей полнотой мог бы проявить

свои возросшие силы. «Мы уже взрослые. Помогите нам определить

свое место в жизни! » - это запросы старшеклассников. И родители не

могут не считаться с этим движением растущего человека, его

стремлением к самостоятельности.

Семейное воспитание и семейная педагогика 251

 

 

Педагогический такт

Подход к детям требует от родителей педагогического такта, учета

жизненного опыта воспитанников, их эмоционального состояния,

тонкого и неторопливого анализа мотивов поступка, чуткого, мягкого

прикосновения к внутреннему миру человека. Чувство такта должно

подсказать родителям, как скрыть обнаженность прямого

воспитательного воздействия. Ведь хорошо известно, что дети не

любят чувствовать себя объектом воспитания. И поэтому общение,

совместные дела, единые стремления становятся наиболее

естественным процессом воспитания.

Важная сторона обоюдных контактов - участие в занятиях и

интересах детей. Если родители смогут разделить интересы, увлечься

занятиями своих детей, то в их руках окажется эффективное средство

воспитательного воздействия.

Общие увлечения

Но этот путь - по следам интересов и увлечений детей - предполагает

и другое: привлечение детей к собственным занятиям и увлечениям. В

некоторых семьях существует правило: вещи, необходимые человеку

для жизни, он должен уметь делать сам. Так у отца и сына

обыкновенная кладовка становится столярной и слесарной

мастерской. Временами она переоборудуется в фотолабораторию. По

родителям можно узнать в детях конструкторов, туристов,

спортсменов, участников художественной самодеятельности,

коллекционеров...

Наконец, общесемейные увлечения, интересы, традиции: вечера

семейного чтения, семейные турниры, семейные коллективы

художественной самодеятельности, семейные культпоходы,

путешествия, походы выходного дня...

Таким образом, в каждой семье может сложиться

многообразная система установления и укрепления тесных связей

родителей и детей: от родителей к детям, от детей к родителям.

Некоторые выводы

Инстинкт родственности, «голос крови» интенсивно проявляется

тогда, когда родители и дети по-человечески близки друг другу,

связаны узами не только родственной, но и духовной близости. Это

важная предпосылка успешного воспитательного процесса в семье,

проникновения во внутренний мир детей и успешного воздействия на

них.

Каждый возрастной период создает особые возможности для

укрепления и развития внутренних связей с детьми. Только при их

наличии требования и пожелания родителей становятся для детей

нравственными критериями их поведения. У детей возникает и

развивается потребность советоваться с родителями, мысленно

ставить их на свое место в трудных жизненных ситуациях, равняться

на них, следовать их наставлениям.

 

 

Тот или иной отрицательный вариант отношений в семье вовсе

не является непреодолимой фатальной доминантой. Если родители

смогут психологически и педагогически грамотно - сами ли, с

помощью классного руководителя, психолога-консультанта -

разобраться в сложившейся стадии отношений, то преодоление

отрицательных факторов возможно. И преобразование любой

ущербной стадии в благополучную - тоже. Конечно, наиболее тяжко

видоизменяется стадия последняя, грозная - отчуждения и

враждебности. Необходима ее бдительная профилактика. И

понимание морально-психологической природы «ступеней» вниз

может служить как раз ее залогом.

Сознательное отношение к благонравию в семье требуется и от

детей. В воспитание входит постепенное развитие их ответственности

за семейный микроклимат. А. С. Макаренко вполне правомерно

отрицал жертвенность родителей и «авторитет» своеобразной тирании

любви со стороны родителей, когда не требуют от детей возмещения

за свою самоотверженность. Благополучие родителей столь же

необходимо для нормального воспитания, как и детей.

Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое

жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А

родителям приносят радостное чувство удовлетворения.

Да будет оптимизм свойством родителей!

ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ

1. Каковы основные проблемы отношений родителей и детей?

2. Как можно охарактеризовать типичные варианты этих отношений?

3. По каким существенным причинам они возникают?

4. В чем разница между возможными противоречиями между родителями и

детьми?

5. Попробуй оценить, какими сложились отношения между тобой и твоими

родителями.

6. Какие уроки на будущее (для твоей собственной семьи) ты мог бы извлечь из

прочитанного?

ЛИТЕРАТУРА

1. Макаренко А. С О воспитании. М., 1968

2. Нефедов В. И., Щербань Ю. Ю. Искусство воспитания в семье. Минск, 1971.

3. Отец в семье: Кн. для родителей. Сб. статей. М., 1970.

4. Семейное воспитание: Словарь для родителей. М., 1967.

5. Соловейчик С. Л. Педагогика для всех: Кн. для будущих родителей. М., 1987.

6. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с

окружающими: Пер. с англ. М., 1993.

 

 

Примечания

1 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946. С. 677.

2 Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967. С. 181.

3 Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1960. С.

455. В связи с этим следует упомянуть о работах американского

профессора Г. Гэллапа, обнаружившего у высших обезьян необычайно

высокий уровень способностей к развитию новых для них способов

самоузнавания (зеркало, телевизоры).

4 См. Т. Бауэр. Психическое развитие младенца. М., 1979. С. 11-13.

5 Сеченов И. М. Избранные произведения. М., 1953. С. 306.

6 По мнению большинства психологов различение экстероцептивных

и интероцептивных ощущений начинается уже на третьем месяце

жизни.

7 3. Фрейд еще 80 лет назад доказал, что наши сокровенные мысли рождаются

не из других мыслей, а из мотивационной сферы сознания: наших влечений,

потребностей, интересов, эмоций и т. п.

8 Пациенты с расщепленным мозгом полностью утрачивают способность

осознавать процессы правополушарного мышления, так как для осознания

необходима фиксация осознаваемой информации в пространственных и,

главное, временных координатах, на что само правополушарное мышление не

способно. Это функции левого полушария.

9 Любая попытка отделить индивидуальное самосознание индивида от его

«внутреннего Я» приводит к так называемому парадоксу «гомункулуса», то

есть к представлению о сидящем в нашем мозге маленьком человечке, в мозге

которого также должен сидеть «совсем маленький человечек», и так до

бесконечности.

Ю «Даже часть Я (один Бог ведает, насколько важная), может быть

бессознательной... иначе... само осознание не представляло бы

столько трудностей». 3. Фрейд. Я и Оно. М., 1980. С. 188.

11 Любая форма психической деятельности в какой-то степени телесно

обусловлена, психикой могут обладать только организмы. Наше тело является

самым важным фактором, который позволяет другим узнавать,

идентифицировать нас. С другой стороны, в случаях комы или под влиянием

гипноза мы утрачиваем идентичность собственной психики, даже если тело

остается неизменным. И потеряв значительные части своего тела, многие

сохраняют единство самосознания, ощущение собственной идентичности.

12 Расстройство взаимосвязи между аффективным и рефлексивным уровнями

является, по мнению некоторых психиатров, одной из основных причин

деперсонализации многих других нарушений нормального функционирования

самосознания.

13 Узнадзе Д. Н. Формы поведения человека. //Психологические

исследования.

М., 1966. С. 334.

14 Логическая аргументация не является единственной. В последние годы все

настойчивее (и на большом, клиническом материале) отстаиваются

представления о том, что при поражении правого полушария нарушается

восприятие схемы тела, что именно правое, эволюционно «базовое»

полушарие

мозга более связано с интеграцией личностно-смыслового аспекта психики

человека, чем речевое (следовательно, ответственное за рефлексивные

функции) левое.   «

 

 

Психология

и

педагогика

Составитель и ответственный редактор А. А. Радугин

Научный редактор ЕЛ. Кроткое

Издательство Центр: дизайн, верстка

Разработка серии, макет, обложка Э. Дудин

 Верстка Н. Лаврова

Корректор Л. Захарко

Лицензия ЛР № 063857 от 30. 12. 1994 г.

Подписано в печать 21. 09. 98

Формат 60x90/16 Бумага

книжно-журнальная

Печать офсетная

Печатных листов 16

Тираж 10 000 экз.

Заказ № 33

Издательство «ЦЕНТР»

103009 Москва, Тверская, 10

Тел. (095) 229-3669, факс (095) 229-9005

Отпечатано в типографии № 6

Комитета Российской Федерации по печати

109088 Москва, ул. Южнопортовая, 24.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.