Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Т.А. ВИТАЛИ (1663-1745)



Эта музыка вечна, и в вечности гаснут звуки.

Через густо сплетенные нити ходов и тем

Продираются такты, аккорды – на свет, на стук и

По наитью, на ощупь, навзрыд, как слова поэм

Ненаписанных…

(И. Рейм. «Чакона»)

Томазо Антонио Витали был итальянским композитором и скрипачом из Болоньи, старшим сыном в музыкальной династии известного барочного композитора Джованни Батиста Витали. Томазо Антонио изучал композицию в Модене, затем работал в придворном оркестре с 1675 по 1742 годы, а также был учителем музыки.

Чакона Витали – наиболее известное музыкальное произведение вариационной формы (чакона), приписываемое Томазо Антонио Витали. Это сочинение в редакции для скрипки и клавира было впервые опубликовано скрипачом и композитором Фердинандом Давидом во втором томе сборника «Высшая школа скрипичной игры» (1872), включавшего различные обработки малоизвестной в его время барочной музыки. Стилистически пьеса из сборника Давида заметно отличается от других произведений Витали, опубликованных позднее, особенно в отношении весьма необычной последовательности тональностей: начальный соль минор по мере варьирования переходит в си-бемоль минор, ля минор и даже ми-бемоль мажор. В XX веке несоответствие стиля вызвало у специалистов предположение, что Чакона Витали представляет собой оригинальное сочинение Давида: начиная с 1954 года появился ряд статей, ставящих авторство Витали под сомнение. Однако затем в Саксонской земельной библиотеке в Дрездене, унаследовавшей собрание Саксонской королевской библиотеки, к которому обращался Давид, были обнаружены и в 1980 году опубликованы ноты, на которых основано опубликованное Давидом сочинение, – не автограф Витали (по-прежнему не найденный), а немецкая копия первой половины XVIII века. Оригинальная версия произведения несколько длиннее, чем известная обработка Давида. Автором пьесы в найденной рукописи значится Томазо Виталино (итал. Tomaso Vitalino). Как сообщает Эндрю Манце, две последние буквы были приписаны к фамилии позднее: эта приписка (уменьшительный суффикс), по мнению разных специалистов, должна была либо отличать Томазо Витали от его отца, известного композитора Джованни Батиста Витали, либо, напротив, указывать на авторство сына и полного тезки Витали, известного как Антонио Витали (1690–1768), либо, наконец, сигнализировать о том, что пьеса представляет собой подражание Витали и ему самому не принадлежит. Название пьесы было прочитано первопубликатором рукописи Вольфгангом Райхом как Parte (с итал.   –  «части» – в значении «вариации»). По мнению позднейших исследователей, это чтение ошибочно, а в действительности произведение озаглавлено: «Сочинение Томазо Витали-младшего» (итал. L'arte di Tomaso Vitalino). Таким образом, совершенной ясности по поводу первоначального авторства пьесы нет, но некий оригинал, ориентировочно датируемый началом XVIII века, определенно существует.

Фердинанд Давид от себя дал пьесе название «Чакона», сократил и переделал ее в романтическом стиле, а партию клавира, по сути, написал заново. Дальнейшие видоизменения внес своей транскрипцией (1909) Леопольд Шарлье, усиливший виртуозный характер обеих партий и поменявший местами несколько вариаций, чтобы степень технической сложности постепенно возрастала по ходу сочинения. Преимущественно исполняются и записываются эти две редакции. Другие наиболее известные оркестровки Чаконы принадлежат Отторино Респиги (1908) и тому же Шарлье (1933). Кроме того, есть оркестровки Альфонса Дипенброка (скрипка и камерный оркестр), Марка Оливье Дюпена (скрипка и струнный оркестр), Альфреда Эйкона и Гвидо Фарина (обе для оркестра без солирующего инструмента), Луиджи Сильва и Эдмунд Курц осуществили переложения Чаконы для виолончели и фортепиано, Фридрих Херман – для альта и фортепиано.

Чакона Витали входила и входит в репертуар выдающихся исполнителей. Яша Хейфец 27 октября 1917 года в Карнеги-холле открыл Чаконой Витали (в оркестровке Респиги) свой первый концерт в США. Сохранились записи Чаконы, осуществленные Натаном Мильштейном, Зино Франческатти, Жаком Тибо, Давидом Ойстрахом. Одним из первых исполнителей, сделавших аудиозапись произведения по рукописи XVIII века, был Эдуард Мелькус.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.