Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Камерный ансамбль «Strings»



Камерный ансамбль «Strings»

Молодой, динамично развивающийся коллектив музыкантов, объединенных под руководством заслуженного артиста России Степана Яковича, состоит из талантливых полноправных солистов, одержимых желанием совместного творчества. Репертуар ансамбля включает разные стили и направления классики, а также смелые эксперименты в области других жанров. Музыканты ведут активную концертную жизнь, выступая с сольными и камерными программами. Общность интересов создает особую творческую атмосферу и естественность музыкальной выразительности.


И. С. БАХ (1685-1750)

Там над обломками эпох,

С улыбкой на губах,

Ведут беседу Бах и Бог,

Седые Бог и Бах.

(Г. Семенов. «Бах»)

Род Бахов был известен своей музыкальностью с начала XVI века. И. С. Бах был младшим, восьмым ребенком в семье. В 9 лет он осиротел, и мальчика взял к себе старший брат, служивший органистом. Под руководством брата Бах обучался игре на трехмануальном органе и клавесине, познакомился с творчеством современных ему композиторов, а в 15 лет переехал в Люнебург для обучения в вокальной школе Святого Михаила. К этим же годам относятся и первые произведения Баха для органа и клавира.

В 1903 году, после окончания учебы, композитор получил должность придворного музыканта у веймарского герцога Иоганна Эрнста. За семь месяцев службы распространилась слава о Бахе как об исполнителе, и он был приглашен на должность смотрителя органа в церковь Святого Бонифация в Арнштадте недалеко от Веймара, а вскоре занял и пост органиста. В этот период Бах создал много органных произведений. Однако высокие требования Баха к исполнительскому искусству, своеволие и самовольная отлучка на несколько месяцев в Любек (Бах прошел 50 км. пешком, чтобы услышать игру боготворимого им композитора Букстехуде) заставили его сменить место работы. Он получил более высокую должность органиста в церкви Святого Власия в Мюльхаузене, крупном городе на севере страны, и женился на своей кузине Марии Барбаре из Арнштадта, которая впоследствии подарила Баху семерых детей (трое из них умерли, а двое стали известными композиторами). Через год Бах стал придворным органистом и устроителем концертов в Веймаре, получив более высокое жалование и сильный состав музыкантов. «Веймарский период» (1708–1717) ознаменовался расцветом клавирных и оркестровых произведений. В этот период композитор впитывал музыкальные веяния из других стран: произведения итальянцев Вивальди и Корелли научили его писать драматические вступления, из них Бах почерпнул искусство использования динамичных ритмов и решительных гармонических схем. В Веймаре у Баха была также возможность играть и сочинять органные произведения, здесь он прославился как органист-виртуоз и написал большинство своих фуг (наиболее крупным и известным собранием фуг Баха является «Хорошо темперированный клавир»).

Однако через некоторое время неуживчивый характер заставил Баха вновь искать работу. Старый хозяин не хотел его отпускать и даже арестовал за постоянные просьбы об отставке, но в конце концов отпустил на свободу «с изъявлением немилости». А в конце 1717 года Леопольд, князь Ангальт-Кетенский, нанял Баха на должность капельмейстера. «Кетенский период» (1717–1723) ознаменовался сочинением светских произведений, т. к. новый работодатель Баха был кальвинистом и не приветствовал использование утонченной музыки на богослужениях, предоставляя при этом композитору полную свободу действий в сфере светской музыки. В этот период Бах сочинил множество скрипичных концертов, сюит для оркестра, виолончели соло, клавира, три сонаты и три партиты для скрипки соло, а также знаменитые «Бранденбургские концерты».

7 июля 1720 года, во время того, как Бах с князем находился за границей в Карлсбаде, внезапно в 35-летнем возрасте умерла его жена Мария Барбара, оставив четырех малолетних детей. О ее похоронах И. С. Бах узнал лишь по возвращении в Кетен. Смерть жены потрясла Баха и послужила импульсом к созданию гениальной Чаконы из партиты ре минор для скрипки соло, ставшей впоследствии одним из наиболее узнаваемых произведений композитора. По форме это полифонические вариации на тему, которая неизменно и настойчиво повторяется в басу (basso ostinato), а верхние голоса при этом разнообразно варьируются. Во времена Баха чаконы, как правило, были проникнуты возвышенно-сосредоточенным, трагическим настроением. Однако изначально чакона была карнавальным танцем, зародившимся в средневековой Испании или Латинской Америке. Танец этот исполнялся в сопровождении пения и игры на кастаньетах, в оживленном темпе с размером 3/4. Благодаря испанским инструменталистам XVI века, сумевшим раскрыть в своих сочинениях все богатство своей народной музыки, музыкальная тема чаконы, равно как и других народных танцев – сарабанды, фолии и пассакальи – повлияла на всю европейскую музыку. В XVII веке чакона стала популярной даже среди французской аристократии и вошла в придворный балет Франции. Став «придворной дамой», она «остепенилась», приобрела медленный темп и церемонный характер. А с XVIII века слово «чакона» стало применяться и к нетанцевальным пьесам, близким с пассакальей.

В следующем 1721 году Бах познакомился с Анной Магдаленой Вильке, молодой двадцатилетней высокоодаренной певицей (сопрано), которая пела при герцогском дворе. Они поженились, а впоследствии у них родилось еще 13 детей (из которых 7 умерли в детском возрасте).

В 1723 году состоялось исполнение знаменитых «Страстей по Иоанну» в церкви Святого Фомы в Лейпциге, после чего Бах получил должность кантора хора Святого Фомы с одновременным исполнением обязанностей учителя школы при церкви. «Лейпцигский период» (1723–1750) творчества Баха знаменит хоровыми произведениями. В обязанности Баха входило преподавание пения и еженедельное проведение концертов в двух главных церквях Лейпцига, Святого Фомы и Святого Николая. Бах получил должность «музыкального руководителя» (нем. Musikdirektor) всех церквей города, однако неоднократно вступал в конфликты с городской администрацией. В этот период Бах сочинил до пяти годовых циклов кантат, Рождественскую и Пасхальную оратории, «Мессу си минор», а также знаменитые «Страсти по Матфею», не нашедшие понимания у современников.

Работая кантором в церкви, Бах отдавал дань и светской музыке. В 1729 году он стал руководителем Музыкальной коллегии – светского ансамбля, существовавшего еще с 1701 года, когда его основал старый друг Баха Георг Филипп Телеман. В то время во многих крупных немецких городах студенты университетов и профессиональные музыкант создавали подобные ансамбли. Музыкальная коллегия устраивала концерты в кофейне Циммермана, владелец которой предоставил музыкантам большой зал и приобрел несколько инструментов. Многие светские произведения Баха этого периода (в частности «Кофейная кантата») были сочинены именно для исполнения в кофейне Циммермана.

Со временем зрение Баха стало слабеть, новые произведения ему приходилось диктовать своему зятю. В 1750 году в Лейпциг приехал офтальмолог, которого многие считают шарлатаном. Он дважды прооперировал Баха, но обе операции оказались неудачными, композитор остался слепым. Спустя некоторое время Бах неожиданно ненадолго прозрел, но уже вечером из-за осложнений после операций с ним случился удар, оказавшийся смертельным. После смерти композитор был на долгие годы забыт широкой публикой. Потребовалось целое столетие, чтобы люди услышали «Страсти по Матфею» в исполнении Мендельсона – и осмыслили всю глубину и безграничность творческого гения И. С. Баха.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.