Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Н. ПАГАНИНИ (1782-1840)



И небо более паленое, чем свиток,

И воздух более надтреснутый, чем вскрик,

И в сердце, более прерывистом, чем «слушай»

Глухих морей в ушах материка,

Врасплох застигнутая боле, чем удушьем,

Любовь и боле, чем любовная тоска!

(Б. Пастернак. «Скрипка Паганини»)

Никколо Паганини – один из ярчайших представителей романтизма в музыке. Его творчество во многом исходит из художественных традиций итальянского народного и профессионального музыкального искусства. При этом Р. Шуман назвал музыку Паганини «поворотным пунктом виртуозности». Смело вводя новые технические приемы, обогащая выразительные средства инструмента, композитор пришел к новой колористической трактовке скрипки и освободил скрипичную игру от последних остатков влияния эстетики церковного стиля. Колористическая трактовка скрипки Паганини основана на полнозвучном использовании всего ее диапазона, самых высоких регистров, разнообразных видов двойных нот, аккордов, двойных флажолетов, пиццикато, ударных отскакивающих и летучих штрихов, глиссандо, вибрации, хроматизации пассажей.

Никколо Паганини был третьим ребенком в семье Антонио Паганини и Терезы Боччардо, имевших шестерых детей. Отец Никколо одно время был грузчиком, позднее имел в порту лавку, а при переписи населения Генуи, выполненной по приказу Наполеона, был назван «держателем мандолин». Когда мальчику исполнилось пять лет, отец, заметив способности сына, начал учить его музыке сначала на мандолине, а с шести лет – на скрипке. По воспоминаниям самого музыканта, отец строго наказывал его, если он не проявлял должного прилежания, и это впоследствии сказалось на его и без того слабом здоровье. Однако Никколо сам все более увлекался инструментом и усердно упражнялся, надеясь найти еще неизвестные сочетания звуков, которые удивили бы слушателей. Мальчиком он написал несколько не сохранившихся виртуозных произведений для скрипки, которые сам он успешно исполнял. Вскоре отец отправил Никколо на обучение скрипачу Джованни Черветто. С 1793 г. Никколо стал регулярно играть на богослужениях в генуэзских церквях, где к тому времени сложилась традиция исполнять не только духовную, но и светскую музыку. Там его однажды услышал композитор Франческо Ньекко, который взялся консультировать юного музыканта. В том же году Никколо прошел обучение и у Джакомо Коста, пригласившего мальчика играть в соборе Сан Лоренцо, капельмейстером которого он являлся. При этом неизвестно, посещал ли Паганини обычную школу. Возможно, читать и писать он научился позднее.

Первый публичный концерт (или, как тогда говорили, «академию») Никколо дал в 1795 г. в генуэзском театре Сант-Агостино. Сборы от него предназначались на поездку Паганини в Парму для обучения у знаменитого скрипача и преподавателя Алессандро Ролла. В концерт было включено сочинение юного музыканта «Вариации на тему Карманьолы», французской революционной песни, которая привела в восторг генуэзскую публику, в то время настроенную про-французски. В этом же году меценат маркиз Джан Карло Ди Негро отвез Никколо и его отца во Флоренцию. Концерт, данный Никколо во флорентийском театре, позволил собрать недостающие средства для поездки в Парму. В тот день, когда отец и сын Паганини посетили Ролла, последний был болен и не собирался никого принимать. В комнате рядом со спальней больного на столе лежали ноты концерта, написанного Ролла, и скрипка. Никколо взял инструмент и сыграл с листа произведение, созданное накануне. Удивленный Ролла вышел к гостям и, увидев, что его концерт играет мальчик, заявил, что уже не может ничему научить его, посоветовав обратиться к Фердинандо Паэру, а тот рекомендовал юного скрипача виолончелисту Гаспаре Гиретти. Гиретти давал Паганини уроки гармонии и контрапункта, в пору этих занятий Никколо под руководством учителя сочинил «24 четырехголосные фуги».

Осенью 1796 г. Никколо возвратился в Геную, а в начале 1797 г. вместе со своим отцом предпринял первое концертное путешествие. В их маршрут были включены Милан, Болонья, Флоренция, Пиза, Ливорно. Из-за военных действий гастроли пришлось прервать, Паганини вновь вернулся в Геную, а вскоре, вместе со всей семьей, уехал в принадлежавший отцу дом в долине Польчевера. Здесь он занялся совершенствованием исполнительского и композиторского мастерства. Работая усердно над произведениями Корелли, Вивальди, Тартини, Виотти, он сознавал, что богатые средства скрипки не вполне еще угаданы этими авторами. Труд знаменитого Локателли «L’Arte di nuova modulazione» («Искусство новых модуляций») навел Паганини на мысль воспользоваться разными новыми эффектами в скрипичной технике. Композитор придумал для себя и выполнял сложные упражнения, подобные упражнениям скрипача XVII века Вальтера. Взяв на вооружение приемы мастеров прошлого, Паганини неустанно совершенствовался в исполнении переходов, стаккато, пиццикато (в том числе в гаммах, простых и двойных трелях и флажолетах), необычных аккордов, диссонансов, стремился к верному извлечению звуков при самой высокой скорости. Он выполнял упражнения много часов в день до полного изнеможения.

За исключением двойных флажолетов, которые Паганини ввел в скрипичную игру несколько позднее, все его приемы получили законченное воплощение в цикле «24 каприса для скрипки соло» – своеобразной энциклопедии романтической инструментальной техники. «Каприсы» были созданы Паганини под влиянием произведений аналогичной формы Локателли. При этом Паганини художественно смелее и шире подошел к разрешению задачи, поставленной Локателли, дав музыкально законченное воплощение тому, что для Локателли являлось лишь техническими формулами. В скрипичной литературе «Каприсам» Паганини по своей значимости могут быть противопосталены лишь Сонаты и Партиты для скрипки соло И. С. Баха. Бах и Паганини различными путями разрешили задачу выделения художественных возможностей скрипки как самостоятельного, не опирающегося на сопровождение инструмента. При этом первый исходил из полифонической, второй – из гомофонной трактовки скрипки. В «Каприсах» каждая страница изумляет богатством творческой фантазии, технической выдумки. Новизна мелодики с ее смелыми ходами, неожиданные модуляции, обилие хроматизмов, острых гармонических сочетаний, импульсивность и характерность ритмики, темпов – все это элементы нового музыкального языка. В этом произведении Паганини выступает как революционер в искусстве, совершивший переворот в технике инструментальной игры, беспредельно расширивший ее выразительные возможности.

Свою концертную деятельность Паганини возобновил в декабре 1800 г. в Модене, а в 1801 г. избавился от опеки отца. Известность Никколо как выдающегося скрипача росла необычайно. Осенью 1801 г. он приехал в Лукку. Два выступления в луккском соборе были с восторгом приняты публикой. В местном рукописном журнале Паганини воздавалось должное как мастеру, однако автор сообщения с неодобрением указывал, что в соборе не место имитации птичьего пения, звука флейты, рожка, трубы, так поразившей собравшихся. В декабре 1801 г. Паганини получил должность первой скрипки Луккской республики. В Лукке он провел несколько лет, занимаясь также преподавательской деятельностью и работая с музыкантами оркестра. Также с этим периодом связано, вероятно, самое серьезное любовное увлечение Паганини. Три года композитор прожил в тосканском поместье своей возлюбленной, имя которой скрывал всю жизнь. В годы затворничества он пристрастился к игре на гитаре и написал 12 сонат для этого инструмента и скрипки (соч. 2 и 3). Еще одной страстью Паганини в то время была любовь к карточной игре. Часто он проигрывал все, и, по его собственным словам, «только его собственное искусство могло спасти его». По счастью он сумел отказаться от азартных игр и более никогда не прикасался к картам.

Ненадолго Паганини покинул Лукку и вернулся в Геную. Обратно в Тоскану его пригласила Элиза Бонапарт, ставшая благодаря своему брату княгиней Пьомбино, Лукки, Массы, Каррары и Гарньяфо. По признанию самого Паганини, у него завязался роман с Элизой. Композитор получил титул «придворного виртуоза» и одновременно был назначен капитаном личной гвардии княгини. За небольшое жалованье он исполнял обязанности личного музыканта княгини, дирижировал спектаклями, регулярно устраивал концерты и давал уроки игры на скрипке князю.

В 1808 г. Паганини получил длительный отпуск и отправился с концертами по Италии. Постепенно у него сформировалась своя собственная, отличная от других скрипачей, исполнительская манера. Известность ему принесли его необычный вид и поведение во время концертов. Он держал себя подчеркнуто загадочно и вначале не пресекал распространение о себе самых фантастических слухов. Залы на его выступлениях заполняли не только ценители высокого искусства, но и публика, привлеченная внешними эффектами и невероятными приемами игры, которые демонстрировал Паганини. Его имя было окружено некой таинственностью, чему содействовал и сам музыкант, говоря о каких-то необычайных секретах своей игры, которые он обнародует только по окончании своей карьеры. При жизни Паганини было напечатано очень мало его сочинений. Его современники объясняли это тем, что автор боялся обнаружить многие тайны своей виртуозности. Для него было не в новинку играть не только на трех, но и на двух, и даже на одной струне. Так, во время службы при дворе Элизы Бонапарт он написал и исполнял пьесу «Любовная сцена» для струн ля и ми, а позднее, ко дню рождения императора – сонату для струны соль «Наполеон». Во второй половине 1808 г. Паганини по приглашению Элизы Бонапарт приехал во Флоренцию, однако в конце 1812 г. покинул ее, оставив тяготившую его придворную службу.

Слава Паганини еще больше возросла после путешествия по Германии, Франции и Англии. Музыкант везде пользовался огромной популярностью. В Германии он купил титул барона, который впоследствии передавался по наследству.

В возрасте 34 лет Паганини увлекся 22-летней певицей Антонией Бьянки, которой он помогал с подготовкой сольного выступления. В 1825 г. у Никколо и Антонии родился сын Ахилл, однако в 1828 г. музыкант расстался с Антонией, добившись единоличной опеки над сыном. Много работая, Паганини давал концерты один за другим. Желая обеспечить сыну достойное будущее, он запрашивал себе огромные гонорары, так что после смерти его наследство составило несколько миллионов франков. Однако постоянные гастроли и частые выступления подорвали здоровье музыканта. В сентябре 1834 г. Паганини решил закончить свою концертную карьеру и вернулся в Геную. Он постоянно болел, однако в конце декабря 1836 г. все же выступил в Ницце с тремя концертами. Несмотря на то, что скрипач прибегал к помощи именитых врачей, он не мог избавиться от недугов. В октябре 1839 г., больной и в чрезвычайно нервном состоянии, Паганини в последний раз приехал в родную Геную. Последние месяцы своей жизни он не выходил из помещения, у него постоянно болели ноги, болезнь уже не поддавалась лечению. Истощение было столь сильным, что он не мог взять в руку смычок, его сил хватало лишь на то, чтобы перебирать пальцами струны лежащей рядом скрипки.

Никколо Паганини скончался в Ницце 27 мая 1840 г. Перед смертью к музыканту дважды приходил священник, однако исповедаться Паганини так и не смог – скрипач совершенно потерял голос. Однако священник доложил епископу Ниццы, что покойный отказался от святого причастия и умер как богоотступник. Это привело церковь в ярость, и церковники запретили предавать «сатану» земле в любой стране, где есть христианский крест. Музыкант был тайно похоронен в местечке Валь-Польчевера, рядом с загородным домом его отца. Лишь спустя 19 лет сын великого скрипача Ахилл добился того, чтобы останки Паганини были перенесены на кладбище в Парме.

Паганини обладал драгоценной коллекцией скрипок Страдивари, Гварнери, Амати, из которых свою наиболее любимую и известную скрипку работы Гварнери завещал родному городу Генуе, не желая, чтобы какой-нибудь другой артист на ней играл. Скрипка, на которой играл великий мастер, после его смерти получила имя «Вдова Паганини».

Вариации на темы Паганини создавали композиторы разных стран и эпох – и это неизменно был вызов себе и исполнителю. Лучшие вариации пользовались бешеным успехом у публики. Великому мистификатору отдала дань целая плеяда романтиков – И. Брамс, Ф. Лист, Ф. Шопен, Р. Шуман. Однако и в ХХ веке музыка Паганини не утратила свою популярность. Она продолжала оставаться своеобразным эталоном и экзаменом для скрипачей и композиторов. Пожалуй, самые известные вариации ХХ века – это «Рапсодия на тему Паганини» Сергея Рахманинова. Большую известность приобрела также «Паганиниана» одного из крупнейших представителей классической русской скрипичной школы XX века, Натана Мильштейна (1904-1992).

Натан Миронович Мильштейн (1904, Одесса – 1992, Лондон) родился в далекой от музыки многодетной семье – отец, Мирон Мильштейн, работал в торговавшей шерстяными тканями фирме «Гурлянд и К», а мать, Мария Блюштейн, была домохозяйкой, в семье было семеро детей. Натан обучался игре на скрипке в школе П. Столярского до 1914 года, затем учился в Петроградской консерватории у Л. Ауэра. В 1920 году Мильштейн впервые выступил с концертом в Одессе, в том же году исполнил Скрипичный концерт Глазунова под управлением автора. В течение последующих пяти лет скрипач совершенствовал мастерство и выступал в СССР, часто в одних концертах с В. Горовицем, при этом аккомпанировала Мильштейну сестра Горовица, Регина. В 1925 году Мильштейн и Горовиц выехали на гастроли за границу и приняли решение не возвращаться на родину. В эти годы музыканты подружились с виолончелистом Г. Пятигорским, также незадолго до этого эмигрировавшим из СССР, и иногда выступали в трио. Вскоре Мильштейн обосновался в Брюсселе, где его тепло принял Эжен Изаи. Три года спустя музыкант впервые выступил в Нью-Йорке вместе с филармоническим оркестром этого города, его концерты имели большой успех, и вскоре он перебрался в США, где и выступал в течение ближайших лет. После Второй мировой войны, уже приняв гражданство США (1942), Мильштейн возобновил концерты в Европе. Женившись в 1945 году на Терезе Кауфман, скрипач продолжал концертировать и давать мастер-классы вплоть до 1988 года, когда сломал руку при падении.

Натан Мильштейн считается одним из крупнейших представителей классической русской скрипичной школы XX века, и в то же время наименее «русским» среди них. Такое мнение сложилось из-за чисто интеллектуальной манеры игры скрипача. Мильштейн обладал совершенной техникой исполнения и хорошим чувством формы и стиля. Используя тщательно отработанную технику вибрато и частую смену направления движения смычка, он достигал особого, теплого и искреннего звучания.

Выступая с ведущими оркестрами и дирижерами, Мильштейн давал многочисленные концерты по всему миру и сделал ряд записей сочинений Мендельсона, Бруха, Чайковского и других композиторов. Многие записи скрипача выпущены на компакт-дисках. Наибольшую известность ему принесли исполнения музыки для скрипки соло И. С. Баха, за которые он в 1975 году получил премию «Грэмми» за лучшее классическое исполнение. Среди других наград Мильштейна – звание Офицера Ордена Почетного легиона (1968).

Натан Мильштейн является также автором ряда оригинальных сочинений для скрипки, в том числе «Паганинианы», написанной в 1954 году, а также каденций к концертам Бетховена и других композиторов. Совместно с С. Волковым Мильштейн написал книгу воспоминаний «Из России на Запад» (опубликована в 1990 году в Нью-Йорке).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.