Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Б. БРИТТЕН (1913-1976)



Мне снилась музыка. Она

Легко меняла очертания:

Как облако и как волна,

Как снежный день, как ночь слепая…

(В. Лазарев. «Мне снилась музыка…»)

Творчество Бриттена, опиравшегося на национальную традицию и овладевшего при этом широчайшим кругом современных выразительных средств, ознаменовало возрождение оперы в Англии, новый (после трехвекового молчания) выход английской музыки на мировую арену.

Бенджамин Бриттен родился в прибрежном городке Лоустофт в графстве Саффолк в семье зубного врача. Сочинять музыку Бриттен начал всего в пять лет. Мать Бенджамина пела и устраивала в их доме музыкальные вечера. Именно она научила сына нотной грамоте. Позже с юным Бриттеном занималась подруга матери, а настоящего учителя он обрел в лице композитора Фрэнка Бриджа – Бриттену тогда было одиннадцать. Вплоть до поступления в Королевский музыкальный колледж юный Бриттен целеустремленно учился у Бриджа, еженедельно приезжая для этого в Лондон, и продолжал сочинять музыку. Фрэнк Бридж высоко ценил самую современную музыку, да и сам Бриттен ориентировался на Стравинского, Шостаковича и Малера и хотел поехать в Вену, чтобы учиться у Берга. Однако родители были против, а преподаватели из колледжа – тем более. Как писал впоследствии Бриттен, Королевский музыкальный колледж ему мало что дал, так что Бридж оставался его главным наставником.

Бриттен посвятил Бриджу одно из своих самых популярных сочинений – «Вариации на тему Фрэнка Бриджа» (1937). За основу Бриттен взял одну из тем «Трех идиллий» Бриджа. Перед нами будто проходит вереница жанров, эпох и композиторов от Баха до Малера и Шостаковича Это произведение было впервые представлено публике на Зальцбургском фестивале в 1937 году и в дальнейшем стало широко исполняться. И хотя как сложившийся композитор Бриттен заявил о себе еще будучи студентом Королевского музыкального колледжа, именно «Вариации на тему Фрэнка Бриджа» сразу сделали имя Бриттена широко известным, в том числе и за океаном.

Затем Бриттен стал получать регулярные заказы на музыку к документальным фильмам. Благодаря этому Бриттен познакомился с поэтом Уистаном Оденом, с которым он в дальнейшем сотрудничал и дружил. Один из результатов этого сотрудничества – документальный фильм «Ночная почта» (1936) – считается классикой жанра: Оден написал для этого фильма стихи, а Бриттен – музыку. Впоследствии вплоть до отъезда в Америку весной 1939 года Бриттен много писал для радио, кино и театра.

В 1937 году умерла мать Бриттена – для него это было тяжелым потрясением, поскольку именно с матерью у него были самые глубокие отношения. В том же году Бриттен познакомился с певцом Питером Пирсом, которому предстояло стать главным человеком в его жизни – другом, моральной опорой, исполнителем его сочинений. Как убежденный пацифист, композитор принимал участие в самых разных акциях. Весной 1939 года Бриттен и Пирс отправились за океан – в Канаду, а затем в США. Когда началась война, Бриттен и Пирс обратились в британское посольство в США, но там им настойчиво посоветовали пока не возвращаться домой. В Америке творчество Бриттена было принято не всеми, однако композитора открыто поддерживал С. Кусевицкий – один из крупнейших дирижеров мира.

Бриттен и Пирс вернулись в Англию весной 1942 года. Вернувшись в Англию, Бриттен купил в городке Снейп в Саффолке старый дом (бывшую мельницу), которая ныне, после реставрации, называется «Красный дом» и входит в комплекс зданий, связанных с ежегодным фестивалем в Олдборо. Именно там в течение 1944 года он писал оперу «Питер Граймс». Премьера этой оперы в 1945 году в театре Сэдлерс-Уэллс с Питером Пирсом в главной роли вылилась в событие национального масштаба. Публика предпочитала «Питера Граймса» «Чио-Чио-сан» и другим популярным постановкам. Сколь прозорлив был великий Кусевицкий, перед отъездом Бриттена из США предложивший ему 1000 долларов в качестве аванса для постановки еще не написанной оперы! Всего Бриттен написал 14 опер, среди которых «Питер Граймс» и «Поворот винта» (по известному рассказу Генри Джеймса) по сей день остаются самыми исполняемыми английскими операми.

В том же 1945 году Бриттен создал свое самое популярное произведение – «Путеводитель по оркестру для юношества» – предназначенное для научно-популярного фильма о симфоническом оркестре. Основная тема в этом сочинении взята у Перселла.

Еще одно его сочинение имеет символический смысл не только для Бриттена-пацифиста, но и для его соотечественников: это «Военный реквием» (на стихи погибшего в Первой мировой поэта Уилфреда Оуэна). Реквием был написан в память о тотальном разрушении Ковентри и его знаменитого собора, который был заново построен рядом с сохраненными развалинами и открыт в 1962 году. Реквием посвящен друзьям Бриттена и Пирса, воевавшим и погибшим в последних войнах. Сольные партии в «Военном реквиеме» предназначались для Галины Вишневской, Фишера-Дискау и Пирса. Незадолго до премьеры Вишневскую отказались выпустить из СССР, так что заменившая ее певица Хизер Харпер начала репетировать всего лишь за десять дней до исполнения. Присутствовавшие на первом исполнении «Реквиема» в Ковентри в мае 1962 года отмечали, что после последних звуков оркестра в зале некоторое время была полная тишина. В 1963 году Вишневскую все-таки выпустили, и она записала «Военный реквием» с Пирсом, Фишером-Дискау и оркестром, которым дирижировал автор. С тех пор традиция, согласно которой партию сопрано в этом сочинении исполняет русская певица, неизменно сохраняется.

Бриттен трижды посещал Россию и был дружен с Ростроповичем, Вишневской, Шостаковичем и Рихтером. Шостакович посвятил Бриттену Симфонию №14, а Концертная симфония для виолончели написана Бриттеном для Ростроповича.

С раннего детства у композитора были проблемы с сердцем, однако до конца 1960-х годов это всерьез не проявлялось – быть может, благодаря достаточно спартанскому образу жизни, который вел Бриттен. Однако в конце 1960-х он перенес эндокардит, от которого уже не оправился. Он долго откладывал предписанную ему операцию на сердце, чтобы закончить свою последнюю оперу «Смерть в Венеции». В 1973 году Бриттена прооперировали и на спектакль привезли в кресле-каталке. Умер он в 1976 году от сердечной недостаточности, за неделю до того простившись с друзьями и родными.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.