Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Г.Ф. ГЕНДЕЛЬ (1685-1759)



Не смолкают струнные, верша

Ход в басу фигуры остинатной,

Словно это мастера душа

Жаждет радость повторять стократно!

(Л. Болеславский. «Гендель. Аллилуйя»)

Георг Фридрих Гендель родился в Галле (Германия) в семье придворного лекаря-цирюльника, в один год с И. С. Бахом и Д. Скарлатти. Отец Георга Фридриха противился его тяготению к музыке, считая, что музыкант – не серьезная профессия, и наметил для сына карьеру юриста. Однако, несмотря на протесты отца, ребенок уже в возрасте четырех лет самостоятельно освоил игру на клавесине, найдя инструмент на чердаке и тайком пробираясь туда, пока взрослые спали. В 1692 году, отправившись вместе с отцом к двоюродному брату, семилетний Гендель выступил перед герцогом Саксонским, поразив его своей игрой на органе. Герцог по достоинству оценил талант ребенка и посоветовал не препятствовать его музыкальному развитию. Отец последовал этому совету и отдал мальчика на обучение лучшему музыканту города Ф. Цахау, у которого Гендель сформировался как композитор и исполнитель. Цахау познакомил мальчика с различными стилями, показал методы записи, свойственные разным национальностям, привил художественный вкус, помог отработать композиторскую технику. Закончив в 1696 году обучение у Цахау, юный Гендель посетил Берлин, где впервые начал выступать в качестве клавесиниста и аккомпаниатора на концертах при дворе курфюрста. Одиннадцатилетний музыкант пользовался таким успехом в высших кругах, что курфюрст Бранденбургский даже предлагал отправить его в Италию для окончания обучения. Однако отец Генделя отказался и пожелал, чтобы сын вернулся домой. Георг Фридрих отправился в Галле, но уже не застал отца – тот скончался. Вернувшись в Галле, Гендель закончил гимназию и, выполняя последнюю волю отца, поступил на юридический факультет университета. Параллельно с учебой, не вызывавшей у него особого интереса, Георг Фридрих служил органистом в церкви, сочинял, преподавал пение.

В 1703 году, движимый желанием совершенствоваться в музыке, Гендель отправился в Гамбург – один из культурных центров Германии XVIII века, имевший первый в стране публичный оперный театр, равный театрам Франции и Италии. Именно опера влекла к себе Генделя. Он поступил на скромную должность второго скрипача и клавесиниста в оркестр и познакомился с выдающимися музыкальными деятелями того времени – Р. Кайзером (бывшим на тот момент директором театра) и И. Маттезоном. Подружившись, Гендель и Маттезон даже совершили совместное путешествие в Любек, чтобы послушать известного композитора и органиста Букстехуде, который предложил двум музыкантам заменить его на посту органиста при условии женитьбы на его дочери. Гендель и Маттезон отказались, а два года спустя аналогичное путешествие в Любек с целью услышать игру великого музыканта совершил молодой Бах – и дочери Букстехуде опять не повезло, Бах также ответил маэстро отказом.

В 1705 году в Гамбурге были поставлены первые оперы Генделя «Альмира» и «Нерон». Их успех окрылил композитора. Однако банкротство Кайзера привело к закрытию оперного театра, не было предпосылок для дальнейшего развития немецкой оперы. Гендель все больше увлекался итальянским барокко и в итоге направился в Италию по приглашению герцога Тосканского Дж. Г. Медичи. Посещая Флоренцию, Венецию, Рим, Неаполь, композитор вновь учился, впитывая самые разнообразные художественные впечатления, прежде всего оперные. Буквально за несколько месяцев он освоил стилистику итальянской оперы в совершенстве. В 1707 году во Флоренции состоялась премьера итальянской оперы Генделя «Родриго», через два года в Венеции была поставлена опера «Агриппина». Оперы получили восторженное признание у избалованных итальянцев, Гендель завоевал славу первоклассного композитора, вошел в известную Аркадскую академию (наряду с А. Корелли, А. Скарлатти и Б. Марчелло), его музыку стали заказывать лучшие итальянские аристократы.

Однако главный этап в жизни и творчестве великого мастера связан с Англией, куда его впервые пригласили в 1710 году и где он окончательно обосновался с 1716 года (в 1726 году приняв английское подданство). Англия с ее ранними просветительскими идеями оказалась той плодотворной средой, где раскрылись могучие творческие силы композитора. Его путь в Англии, однако, был не простым. Англичане приветствовали Генделя вначале как мастера оперы итальянского стиля. Уже в 1713 году его «Te Deum» был исполнен на празднествах, посвященных заключению Утрехтского мира – честь, которой до этого не удостаивался ни один иностранец.

Любовь англичан стала также одной из причин, подтолкнувших Генделя к созданию сборников собственных сюит. Дело в том, что с ростом популярности Генделя его сочинения стали распространяться во множестве рукописных копий, зачастую содержавших ошибки и искажения. Именно желание оградить свои сочинения от ошибок переписчиков и побудило Генделя взяться за подготовку официальных сборников сюит. Первый сборник из восьми сюит был издан в 1720 году под непосредственным руководством самого Генделя, что делает его особенно ценным. Все остальные публикации производились не только без участия, но часто против желания и даже без ведома Генделя. Среди клавирных сюит первого сборника выделяется широтой композиционного замысла, великолепной чеканкой музыкальных образов, непривычной для клавесинных миниатюр монументальностью стиля Клавирная сюита №7 соль минор со своей знаменитой финальной частью – Пассакальей. В трактовке сюиты Бахом и Генделем есть существенное различие. Для Генделя в сюите важен прежде всего основной ее принцип – цикличность, то есть организация разнохарактерного материала и отдельных завершенных пьес в единую целостную композицию. Стремление к единству заставляет Генделя часто отступать от традиционной схемы старинной танцевальной сюиты, которой Бах довольно строго придерживался. Так, например, в Клавирной сюите №7 Гендель после быстрой жиги, которая должна звучать в финале, дает торжественную пассакалью, а саму пассакалью, нарушая незыблемость трехдольного размера для группы «сарабандных» танцев, излагает в размере 4/4. Широта концепции соль-минорной сюиты сочетается с удивительной стройностью архитектоники, где подчинение всех частей целому обусловлено закономерностями и логикой развития музыкальной идеи. Гендель компонует эту сюиту, применяя с одинаковым мастерством принцип образного контраста и принцип объединения отдельных пьес путем варьирования общих мелодических или ритмических оборотов. Как в зрелой циклической сонате, в соль-минорной сюите композиционную опору составляют крайние части цикла, то есть увертюра и пассакалья. Их роднит высокая патетика, массивность фактуры, маршевость пунктирных ритмических оборотов. Пассакалья является общей кульминацией, в которой акцентируются героические и патетические мотивы. Вариационная форма, свойственная пассакальи, имеет здесь особое значение.

Многократный показ темы в различных ракурсах, возможность слить в едином процессе контрастность сопоставлений с постепенным нарастанием динамики способствуют не только всестороннему раскрытию образа, но и росту его драматических элементов. Если первая вариация раздвигает диапазон, усиливает монументальность и величественность темы, то следующие две – спокойствием плавного движения, мягкостью мелодико-ритмических линий – разрежают густое звучание и плотную фактуру первой вариации. Четвертая вариация, как бы суммируя обе предшествующие, завершает первый этап вариационного развития. Начиная с пятой вариации, развитие вступает в новую фазу. Ритмическое дробление, «подталкивая» движение, неуклонно влечет его вперед. Разнообразные виды фигураций обогащают фактуру, и от вариации к вариации она становится все более насыщенной и полнозвучной. Отточенная веками техника варьирования доведена в этой небольшой клавирной пьесе до классического совершенства.

В том же 1720 году Гендель взял на себя руководство Академией итальянской оперы в Лондоне, возглавив национальный оперный театр. В своих шедеврах композитор вышел за рамки современной ему итальянской оперы-seria и создал свой тип музыкального спектакля с ярко очерченными характерами, психологической глубиной и драматической напряженностью конфликтов. Его оперы стояли у порога назревающей реформы, которую Гендель не только почувствовал, но и во многом осуществил. Вместе с тем социальная ситуация в стране, рост национального самосознания благодаря идеям просветителей, реакция на навязчивое преобладание итальянской оперы и итальянских певцов порождали негативное отношение и к опере в целом. На итальянские оперы создавались памфлеты, высмеивался сам тип оперы, ее персонажи, капризные исполнители. И хотя лондонские оперы Генделя распространились по всей Европе как шедевры этого жанра, падение престижа итальянской оперы в целом отразилось и на Генделе. В 1728 году Академия перестала существовать, однако композитор со свойственным ему упорством продолжил бороться за оперу. Отправившись в Италию, он набрал новую труппу и спустя год оперой «Лотарио» открыл сезон второй оперной Академии. В творчестве композитора наступила пора новых исканий и свежих трактовок жанра оперы-seria, от наполнения «сказочных» сюжетов глубоко драматическим, психологическим содержанием («Орландо», «Альцина») до ухода в комический жанр, близкий к оперетте («Партенопа», «Фарамондо», «Ксеркс», «Гименей»). Однако изнурительная борьба Генделя за оперный театр окончилась поражением: вторая оперная Академия закрылась в 1737 году. Композитор тяжело перенес крах Академии и заболел, однако поразительные жизненные силы заставили его вернуться к творчеству с новой энергией, создав свои последние оперные шедевры – «Именео» и «Дейдамию». С ними была завершена работа над оперным жанром, которому Гендель отдал более 30 лет жизни.

С этого момента композитор сосредоточился на жанре оратории. Еще в Италии Гендель начал сочинять кантаты и хоровую духовную музыку. Позднее, в Англии, он создал хоровые антемы, праздничные кантаты. Заключительные хоры в операх, ансамбли также сыграли свою роль в процессе оттачивания хорового письма композитора. Да и сама опера Генделя является по отношению к его оратории фундаментом, источником драматургических идей, музыкальных образов, стиля. В 1738 году появились на свет две гениальные оратории – «Саул» и «Израиль в Египте» – гигантские, исполненные победной мощи сочинения, величавые гимны в честь силы человеческого духа и подвига. В 1740-е годы в невиданном напряжении творческих сил, в очень короткий промежуток времени были созданы «Мессия», «Самсон», «Валтасар», «Геракл» – теперь всемирно известные оратории. Однако неприязнь со стороны английской аристократии, саботировавшей исполнение ораторий, материальные затруднения и сверхнапряженная работа вновь повергли Генделя в тяжелую депрессию. Выйти из нее помогла резко изменившаяся политическая ситуация в стране – рост национального патриотизма перед угрозой нападения на Лондон Шотландской армии. Героическое величие генделевских ораторий оказалось созвучно настроению англичан. Вдохновленный национально-освободительными идеями, Гендель создал две грандиозные оратории, призывающие к борьбе с нашествием – «Ораторию на случай» (1746) и «Иуду Маккавея» (1747). Гендель мгновенно стал кумиром Англии: в сочетании с простотой и величием музыкального языка библейские сюжеты и образы ораторий приобрели в это время особый смысл обобщенного выражения высоких этических принципов, героизма, народного единения. Последние оратории Генделя, созданные в 1750-51 годы – «Теодора», «Выбор Геркулеса» и «Иевфай» – открыли такие глубины психологической драмы, какие не были доступны никаким другим жанрам музыки времен Генделя. Однако в 1751 году композитора поразила слепота. Страдающий и безнадежно больной, он оставался за органом при исполнении своих ораторий до самой смерти. И был похоронен, как того желал, в Вестминстере.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.