Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





А. ДВОРЖАК (1841-1904)



Но и сейчас, когда оркестр играет

Свою неимоверную игру,

Как нож с березы, он с людей сдирает

Рассудочности твердую кору.

(Е. Винокуров. «Музыка»)

Антонин Дворжак – чешский композитор, представитель романтизма, один из создателей чешской национальной музыкальной школы. В его произведениях широко используются мотивы и элементы народной музыки Моравии и Богемии.

Дворжак родился в деревне Нелагозевес близ Праги, первым из восьми детей, и прожил там большую часть жизни. Его отец Франтишек Дворжак был мясником, трактирщиком и профессиональным исполнителем на цитре. Родители рано распознали музыкальное дарование ребенка и решили развивать его талант. С 6 лет Антонин начал посещать деревенскую музыкальную школу, где его учителем был местный церковный органист, затем обучался в Злонице теории музыки, игре на альте, фортепиано и органе, а завершил обучение в Пражской школе органистов, где постепенно стал виртуозным исполнителем на скрипке и альте.

В течение 1860-х годов Дворжак служил альтистом в оркестре Чешского провизионного театра, который с 1866 года возглавлял Бедржих Сметана. Однако работа альтиста оставляла мало времени для творчества, и в 1871 году Антонин решил покинуть оркестр ради сочинения музыки. В это же время композитор влюбился в одну из своих учениц, Жозефину Чермякову, которой посвятил один из вокальных сборников «Кипарисы». Однако Жозефина вышла замуж за другого претендента, и Антонин сделал предложение ее сестре Анне. Антонин и Анна поженились в 1873 году и прожили в браке 31 год. Анна подарила мужу девять детей.

Постепенно получил широкое признание и композиторский талант Дворжака. Став органистом в церкви Святого Адальберта в Праге, он с головой погрузился в плодотворную композиторскую работу. В 1875 году Антонин завершил работу над вторым струнным квинтетом, а вскоре его работы привлекли внимание Брамса, с которым они позднее стали друзьями. Именно Брамс решил дать толчок развитию творчества Дворжака, связавшись с музыкальным издателем Ф. Зимроком, который заказал Дворжаку первый сборник «Славянских танцев». Опубликованный в 1878 году сборник сразу же стал пользоваться популярностью.

В 1880 году «Stabat Mater» Дворжака стала первым его сочинением, исполненным за границей. После успеха «Stabat Mater» в 1883 году у британских слушателей Дворжак был приглашен в Лондон, где выступил с большим успехом. Год спустя там же состоялась премьера его Симфонии №7, написанной специально для британской столицы. В общей сложности Дворжак посещал Великобританию девять раз, зачастую лично дирижировал оркестрами, исполнявшими его произведения.

Терцет для двух скрипок и альта до мажор, соч. 74 был создан 7-14 января 1887 года. В то время в доме, где жил Дворжак, снимал комнату химик Йозеф Криус, которому давал уроки игры на скрипке оркестрант Национального театра Ян Пеликан. Дворжак, услышав их совместную игру, предложил написать для них терцет, в котором партию альта исполнял бы он сам. Но Терцет, изданный впоследствии как соч. 74, оказался трудным для Криуса, поэтому Дворжак создал для него новый Терцет, соч. 75а. Первыми исполнителями Терцета (соч. 74) были скрипач К. Ондржичек и музыканты-любители – юрист Ян Бухал и медик Ярослав Щастны, сыгравшие его 30 марта 1887 года. Первая часть – Introduzione. Allegro ma non troppo – написана в сложной трехчастной форме. Характер определяет светлая главная тема, сменяющаяся тревожной перекличкой быстрых фраз. Напевная вторая часть, Larghetto, отличается мечтательностью. Середина трехчастной формы своим драматизмом оттеняет крайние разделы. Третья часть – Scherzo. Vivace – балладного характера пьеса с танцевальным трио. И завершает терцет финал в форме вариаций : Tema con variazioni. Poco adagio с прихотливым сопоставлением мажорных и минорных тональностей и сменами темпов.

В 1890 году под влиянием П. И. Чайковского композитор посетил Россию и дирижировал собственными сочинениями в Москве и Санкт-Петербурге, а год спустя представил публике свой Реквием на музыкальном триеннале в Бирмингеме и получил почетное звание от Кембриджского университета.

С 1892 года начался американский период жизни и творчества Дворжака. Уехав в Америку, он стал директором Национальной консерватории в Нью-Йорке, там же встретил одного из первых афроамериканских композиторов Харли Берли, который познакомил Дворжака с американской музыкой в стиле спиричуэл. Под впечатлением от поездки в течение 1893 года Дворжак создал свою знаменитую Симфонию №9 «Из Нового света». Посетив чешскую диаспору в Спиллвилле, штат Айова, композитор сочинил также два струнных квартета, сонатину для фортепиано со скрипкой и скрипичный концерт в си-бемоль миноре. Однако материальная неопределенность, наряду с растущей популярностью в Европе и тоской по дому, заставили Дворжака в 1895 году вернуться в Чехию.

В последние годы жизни Дворжак сконцентрировался на написании оперной и камерной музыки. Он стал членом Чешской академии наук и искусства, а также занял пост директора Пражской консерватории, который и занимал до самой смерти. В 1896 году композитор в последний раз посетил Лондон, где присутствовал на премьере своего скрипичного концерта в си-бемоль миноре. Шестидесятилетие композитора отмечалось с размахом национального праздника. Однако спустя три года Антонин Дворжак скончался в Праге от сердечного приступа, оставив множество незаконченных произведений, и был похоронен на Вышеградском кладбище.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.