|
|||
Зарубка одиннадцатая
Все тот же треугольник, который означает шалаш. Только на сей раз шаман вырезал на бересте несколько фигурок, обозначающих людей. Они сидят около огня и, наверное, старший из них рассказывает О временах былых.
Уходя в лес, охотники племени жили не в земляных домах, а в остроконечных шалашах, обернутых толстыми и прочными лосиными шкурами. Строились шалаши очень просто: три широко расставленные длинные слеги связывались верхушками, на них накладывались жердины покороче, на которые настилались шкуры, наверху оставлялось отверстие для выхода дыма, что на ночь закрывали пологом, – вот и вся премудрость. Получался остроконечный дом высотой примерно в два роста и шириной внизу почти в десять шагов. И что очень важно: внутри такого можно разжигать огонь. Костер в центре походного дома развел Летящий Зимородок, примчавшийся на стоянку раньше всех. Когда уже из ночи внутрь стали заходить окончившие хлопоты охотники – внутри было светло и жарко. В берестяном ведре, что качалось на свисающей от макушки шалаша веревке, уже успел растопиться снег. На другой, что опускалась к самому огню, шкворчал жиром жарящийся окорок. Каждый входящий, словно следуя неписаному обряду, снимал рукавицы, подтягивал к себе ведро, долго пил, утоляя жажду, потом наклонялся к мясу, и только убедившись, что оно еще не готово, отходил к стене, усаживался на свободное место, скидывал шапку, верхнюю одежду, потягивался, расстегивал пояс и клал его рядом. Некоторые сразу вытягивались на камышовых матах, некоторые оставались сидеть, разбираясь со снаряжением: проверяя, чистя, что‑ то подправляя. Летящий Зимородок, устроившись возле самого огня, широко расстелил кусочек тонкой замши, красиво, полукругом разложил добытые в честной схватке клыки, выбрал из них один, не очень большой и, гордо расправив плечи, кончиком короткого кремниевого скребка стал проковыривать сбоку выемку. Затем отложил скребок и взялся за оклеенную белым песком палочку, вставил ее в намеченное место, закрутил между пальцами. Вниз посыпалась легкая пыль. – Достойная добыча, охотник, – признал Беседующий‑ с‑ Небом, опускаясь напротив, по другую сторону костра. – Сегодня духи проявили к тебе свою милость. – Сегодня я убил двух волков! – гордо сообщил шаману Летящий Зимородок. – Мы дрались вместе с Могучим Саблезубом двое против семи! – А ты, Могучий Саблезуб, – перевел взгляд на юного охотника шаман. – Сколько добыл ты? – Только трех, – ответил Камыш, пристраивая на мерзлой земле волчий череп. Зажав его ногами, паренек топором аккуратно, без особой силы ударил в кость над верхней челюстью. Послышался легкий хруст, на всю длину зазмеилась длинная трещина. Юный охотник удовлетворенно хмыкнул, поддел край острием топора, нажал, отломил широкую костяную пластину, а остальной череп переложил к огню, на самый край очага. – Ты достоин своего имени, любимец духов, – похвалил его шаман. – У него гордое имя, Беседующий‑ с‑ Небом, – неожиданно приподнялся на локте Грозный Вепрь, отдыхавший у самой стены шалаша. – Скажи, шаман, а охотник может в своей жизни поменять старое имя на новое? – Нет, не может, – покачал головой шаман. – Никогда не слышал о подобном обряде. Но знаю, случается такое, что имена воруют. – Кто? Как? – заинтересовались уже все охотники, отдыхающие возле очага. – Кто может украсть имя? – пожал плечами Беседующий‑ с‑ Небом. – Это ведь не мясо и не туесок. Украсть имя способен только дух. Шаман надолго замолк, распуская узелки накидки. Охотники нетерпеливо загудели. Даже Летящий Зимородок ненадолго отвлекся от своей работы, подняв к нему лицо. – Так вот, – продолжил шаман, сняв рысью, с беличьими хвостами по краям, накидку, отложив ее в сторону и вытянув ладони к огню. – Еще мой отец сказывал, жил в племени у Каменного Клыка охотник. Он был самым сильным и ловким среди мальчиков своего рода, он смело карабкался на Каменный Клык с любой его стороны, чтобы достать птичьи яйца, он не боялся один отправляться в лес, когда охотники племени уходили в поход. Несколько раз он вместе с охотниками прогонял пещерного льва, который голодными зимами пытался найти добычу прямо в селении. За него радовались и родители, и все племя. За него радовались духи, послав на посвящении рысь для испытания его отваги. И никто не удивился, когда при обряде посвящения духи дали ему имя Отважный Рык. Беседующий‑ с‑ Небом опять замолчал, протянул руку к сложенным ближе ко входу дровам, выбрал несколько толстых валежин, добавил в очаг. Толкнул кончиком ножа окорок, заставив его медленно крутиться на веревке перед огнем, и продолжил: – Отважный Рык был хорошим охотником, храбрым и умелым. Через зиму после посвящения у него уже накопилось ожерелье с клыками медведя и волка, а еще через одну он сделал подарок родителям молодой красивой Свиристели, и та стала его женой. Потом у него в доме родились дети, тоже сильные и красивые. К его голосу прислушивалось все племя, хотя он и оставался самым молодым из охотников. Многие слушали его даже внимательнее, нежели старших охотников. Ведь и духи любили его больше остальных. Он был удачливее и смелее всех мужчин племени. Шаман приподнялся, пару раз ткнул окорок острием ножа, вернулся на место: – Но в один из весенних дней, когда Отважный Рык, несколько женщин и много детей были у реки, откуда‑ то из зарослей к ним кинулся медведь, недавно поднявшийся из спячки. Его заметили слишком поздно, зверь успел придавить двух малышей, прежде чем все остальные спаслись в реке. Медведь насытился и ушел. Дети и женщины выбрались из воды и стали искать Отважного Рыка. Но он пропал. Пропал без всякого следа. Ведь охотник по имени Отважный Рык не мог убежать в реку, оставив детей медведю. Отважный Рык кинулся бы навстречу и бился со зверем. Или хотя бы отпугнул его. Или увел бы за собой, заманил, отвлек внимание. Но он куда‑ то сгинул, и больше его никто никогда не видел. Беседующий‑ с‑ Небом удовлетворенно кивнул, подтянул к себе окорок и аккуратно срезал длинный поджаристый ломтик с его поверхности, ловко скинул себе на колени, на старую рукавицу. – Подожди, а имя? – возмутился за его спиной Грозный Вепрь. – Ты обещал рассказать о том, как духи воруют имена! – А, совсем забыл! – спохватился Беседующий‑ с‑ Небом. – Там, в реке, вместе с детьми и женщинами, оказался какой‑ то мужчина. У него не было никакого имени. Он не мог быть Отважным Рыком – ведь Отважный Рык от медведя бы не убежал. А кто этот мужчина – никто не знал. У него не было имени. Он хотел войти в дом к жене, но она не пустила человека без имени. Ведь она была женой Отважного Рыка. Он собрался в поход за зверем, но его не взяли. Ведь никто не знал, что за охотник человек без имени и охотник ли он. Он пытался говорить с родителями Отважного Рыка, но те слишком горевали из‑ за исчезновения сына и не стали ему отвечать. Все в племени жалели человека без имени. Никто так и не понял, откуда он взялся и куда вскоре пропал. Но имени у него не было. Совсем. Все уверены, что его имя украли злые духи. Так он и остался безымянным. И шаман, облизнувшись, откусил наконец кусочек от отрезанного ломтя. А все охотники почему‑ то оглянулись на круглолицего, раскрасневшегося Парящего Коршуна, точившего тонким каменным листком гибкую ивовую ветку. Под общими взглядами опытный охотник слегка растерялся, перехватил камень и веточку в одну руку, несколько раз прочесал ими свою длинную, кудрявую с проседью бородку, полюбопытствовал; – Что за племя Каменного Клыка? Я никогда не слышал про такое. – Я слышал, мне отец рассказывал, – ответил ему Черный Стриж. – И я знаю, – добавил Упрямый Лось. – Отец говорил, мы сами раньше там жили. – Да, это верно, – кивнул Беседующий‑ с‑ Небом. – Это племя тоже принадлежало к роду Хозяина Реки, и наши предки тоже когда‑ то жили у Каменного Клыка. Там были богатые угодья, сытая жизнь, мало опасностей. Поэтому в племени вырастало много сыновей и дочерей. Однажды охотников стало так много, что угодья оказались слишком тесны для многочисленного племени. Охотники уже не ходили в лес все вместе, они собирались по несколько друзей и уходили в разные стороны на много дней пути, чтобы найти добычу. Но лето за летом это становилось все труднее и труднее. У нас возле стойбища всего одна стая волков появилась, и то охота хуже стала. А возле Каменного Клыка одних домов настроили так много, что и не сосчитать. Шаман, словно проверяя себя, растопырил все пальцы и скользнул по ним взглядом. – Когда охотники начали возвращаться вовсе без добычи, самые опытные из них пришли к шаману и попросили спросить совета духов. Духи предрекли великий голод, и мужчины решили разойтись вместе с семьями далеко‑ далеко в стороны, дабы не мешать друг другу охотиться. Отец моего отца, моего отца, моего отца, моего отца, – он аккуратно загнул пять пальцев, – и еще двое охотников с семьями ушли по воде к великой Большой Реке и спустя много дней выбрали холм на ее берегу для новой жизни. Их звали Зоркого Око, Львиный Коготь и Быстрый Ястреб. – А кто был мой предок? – поинтересовался Летящий Зимородок. – Они все наши отцы, – укоризненно покачал головой шаман. – Дочери Зоркого Ока вышли замуж за сыновей Ястреба и Когтя, дочери сыновей вышли замуж за сыновей дочерей, потом еще и еще. Каждый из переселившихся на Большую Реку ныне стал далеким отцом для любого из жителей племени. – Почему же мы про это первый раз слышим? – удивился Парящий Коршун, несколько преувеличивая свое недоумение. Но был прав. Если уж он, опытный охотник, прошедший посвящение так давно, что летам и зимам уже потерян счет, имеющий свой дом, в котором подрастают две дочери, если даже он не знал о далеких предках – что тогда можно сказать о более молодых охотниках? – Когда я был еще маленьким ребенком, не прошедшим посвящения, – ответил шаман, – мы по два, по три раза за лето ездили к Каменному Клыку. Меняли шкуры и топоры, вяленое мясо на нити и каменные ковши, узнавали новости из других родов. Отец говорил, два раза наши охотники даже привозили себе жен из племени Каменного Клыка! Но уже давно, еще до моего посвящения, на людей Каменного Клыка напали вороньи духи и пожрали всех. Больше мы никогда туда не показывались, чтобы голодные духи не смогли нас выследить и сожрать людей нашего стойбища. – Голодные духи или вороньи? – тихо уточнил завороженный рассказом Могучий Саблезуб. – Вороньи духи – они тоже голодные. – Беседующий‑ с‑ Небом взялся за мясо, покрутил его и положил обратно на рукавицу. – Духи лесов – они все добры к нам, хотя порой гневаются или обижаются. Но в мире духов есть такие, которые, как волки или рыси, охотятся на людей и даже убивают их. Они духи, мы их не видим, но когда кто‑ то из людей вдруг слабеет, валится с ног, у него все болит, он становится горячим, то понятно, что на него кто‑ то напал и пожирает. Тогда я прихожу с бубном и отпугиваю голодного духа шумом и криками, стараюсь сделать человека невкусным, заставляя есть малину с медом, чтобы он стал сладким на вкус, или пить настой зверобоя и полыни, чтобы он стал горьким. Вкус этот для голодного духа непривычен, и очень часто он уходит, оставляя жертву недоеденной, живой. Иногда шум и зелья не помогают. Мне жаль, но я не всесилен. Такие голодные духи ходят поодиночке, они опасны одному, двум людям. Иногда кусают сразу всех обитателей дома, но быстро уходят. Но есть духи вороньи. Они летают огромными стаями. Найдя человеческое селение, они набрасываются на всех до единого, не боятся ни шума, ни заклинаний, от них не помогают отвары, изменяющие вкус человека. Они душат и грызут человека, пока тот не почернеет и не погибнет. Если вороньи духи нашли племя, ему уже не уцелеть. Поэтому дети Хозяина Реки никогда не навещают селений, уничтоженных голодными духами. Запомните все: делать этого никак нельзя. Если случайно показать вороньим духам путь к нашим домам, они сожрут всех обитателей племени. Вороньи духи – самый страшный зверь наших лесов. Они куда страшнее волчьей стаи, голодного медведя или даже пещерного льва. – А что стало с безымянным? – спросил Зимородок. – Ушел куда‑ то из племени, – пожал плечами шаман, – с тех пор больше никто его не видел. Шаман немного помолчал, но потом все же стал доедать уже совершенно остывший кусок запеченного мяса. Следуя его примеру, к окороку потянулись другие охотники, отрезая ломоть за ломтем, пока снаружи не осталось только розовое с тонкими прожилками, еще сырое мясо. Пламя заметно осело, и Летящий Зимородок перевязал яство, опустив его пониже к жару. Могучий Саблезуб, слегка подкрепившись, подсел ближе к огню, выкатил к себе из очага погасший уголек, нарисовал им на отломанной костяной пластине четырехугольник, наметил точки под углами, затем не спеша изобразил нечто, похожее на оскаленную пасть. – Ты не вешаешь клыки на ожерелье? – спросил Летящий Зимородок, уже почти полностью просверливший отверстие в первом из своих. – Нет, – покачал головой юный охотник. – Я хочу сделать из них подарок. Охотники примолкли, снова глядя на Парящего Коршуна. Тот пригладил голову, повернулся к Черному Стрижу: – Куда утром пойдем? Тот почесал в затылке и сказал: – Завтра бы нужно искать волчицу. Слишком опасная соседка. – Завтра нужно возвращаться в стойбище, – покачал головой шаман. – Небо ясное, грядут морозные дни. Пора радовать Праматерь. Черный Стриж поморщился от такого известия, но спорить не стал, кивнул согласно: – Коли так, возвращаемся.
Чем хорош шалаш, так это тем, что мгновенно согревается, едва только в нем загорается огонь. Чем он плох – так же мгновенно выстывает, стоит очагу погаснуть. Если ночью и спасает – то только от ветра. Однако, собравшись все вместе, охотники могли себе позволить меняться всю ночь по очереди, следя за огнем и время от времени выходя наружу, на хрусткий снег, чтобы отпугнуть от своей добычи незваных гостей. Впрочем, холод на улице стоял такой, что все зверье лесное предпочитало сидеть голодным в норках, но не отмораживать себе уши и лапы под мертвенным звездным светом. На рассвете дети Хозяина Реки споро свернули стоянку, благо дело привычное и несложное: в одну широкую лыковую волокушу поверх матов покидали окаменевшее на холоде мясо, прикрыв затвердевшими шкурами, в другую, скрутив, кинули лосиный полог, стянув его с шалаша. Развязывать остов из жердей никто не стал: зачем, что с ним в лесу случится? Уходя из стойбища на охоту, дети Хозяина Реки всегда останавливались в одних и тех же привычных местах. Таких дальних стоянок было всего шесть, и на каждой имелся каркас из связанных слег над обложенным камнями очагом. С места на место мужчины возили только шкуру. Осталось закинуть за плечи мешки, разобрать копья и гарпуны – и не успело солнце толком подняться над деревьями, а путники уже шли к родному селению, по двое, по очереди, тяня за собой по снегу широкие и вместительные «снежные лодки».
|
|||
|