Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





КОНЦЕПЦИЯ 8 страница



51. 7. Предлагает урегулировать вопрос о том, может ли производство в порядке обычного процессуального соучастия быть " трансформировано" в групповое производство. Например, если дело начато как иск одного истца к одному ответчику, но в процессе рассмотрения дела было привлечено большое число соистцов. Арбитражная практика исходит из наличия такой возможности.

Суд может столкнуться с ситуацией, где из-за привлечения большого числа соучастников рассмотрение дела в порядке обычного соучастия становится крайне затруднительным или нецелесообразным. В такой ситуации суду надо предоставить возможность разрешать вопрос о переходе к рассмотрению дела в порядке, предусмотренном гл. 51 Кодекса, в судебном заседании после заслушивания мнения сторон.

51. 8. Следует обратить внимание на вопрос о категориях дел, которые могут быть рассмотрены в порядке дел о защите прав и законных интересов группы лиц, поскольку процедура рассмотрения групповых исков может использоваться для злоупотребления правом на судебную защиту.

В действующем АПК (ст. 225. 11) возможность применения группового способа судебной защиты распространена на неограниченный круг материально-правовых отношений, поскольку для обращения в суд требуется только соблюдение формальных требований.

Для исключения возможных злоупотреблений правом и защиты многочисленных групп лиц в отношениях, для которых традиционно характерна многочисленность участников либо множество однородных правоотношений, представляется целесообразным закрепить исчерпывающий перечень категорий дел, по которым возможно использование такого способа судебной защиты, с возможностью его расширения только в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом.

51. 9. Подаваемое в суд заявление должно содержать всю необходимую информацию для выдачи на основании судебного решения исполнительного листа, т. е. согласовываться со ст. 13 Федерального закона " Об исполнительном производстве", которая устанавливает, что в исполнительном листе должны содержаться следующие сведения о взыскателе: для граждан - фамилия, имя, отчество, место жительства или место пребывания, для организаций - наименование, место нахождения, фактический адрес, дата государственной регистрации в качестве юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика. Поскольку члены группы непосредственного участия в судебном заседании не принимают, указанные сведения должны содержаться в исковом заявлении, заявлении, подаваемом в защиту прав и законных интересов группы лиц.

Поэтому в проекте предлагается изложить дополнительные требования к исковому заявлению по групповому иску, позволяющие идентифицировать членов группы.

51. 10. В категорию дел, которые могут быть рассмотрены в порядке группового иска, частично входят дела, для которых установлена альтернативная подсудность. Это создает потенциальную возможность одновременного возбуждения нескольких альтернативных групповых исков. Поскольку рассмотрение альтернативных групповых исков к одному и тому же ответчику в разных судах будет противоречить самой Концепции группового иска, целесообразно установление для групповых исков исключительной территориальной подсудности по месту нахождения ответчика.

51. 11. Как известно, существуют несколько различных моделей групповых исков. Одной из основных классификаций является классификация по моделям " Возможность войти" или " Возможность выйти" (" opt-in" или " opt-out" соответственно). Обе эти модели предусматривают, что лицо, которое решило не участвовать в групповом производстве, имеет право защищать свои интересы путем подачи индивидуального иска.

Предлагаемая в главе 37 Кодекса редакция устанавливает, что лицо может присоединиться к групповому производству только путем подачи соответствующего заявления или решения, т. е. данная норма построена по модели " Возможность войти" (opt-in). Поэтому предлагается закрепить правило, по которому лицу, обратившемуся в суд с индивидуальным требованием, аналогичным по содержанию требованиям, рассматриваемым в групповом производстве, суд обязан разъяснить право присоединения к требованию группы лиц, и только в случае его присоединения к группе лиц прекратить производство по индивидуальному требованию. Однако, если лицо не выразило желания присоединиться к групповому иску, оно не может быть лишено или ограничено в праве на судебную защиту путем рассмотрения и разрешения по существу его индивидуального требования. Тем самым обеспечивается реализация ст. 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод.

51. 12. Поскольку основной особенностью групповых исков является множественность лиц на стороне истца, представляется необходимым законодательно закрепить требования к резолютивной части итогового судебного акта и особенности содержания выдаваемых на основании решения исполнительных листов.

 

РАЗДЕЛ III. ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ ВТОРОЙ ИНСТАНЦИИ

 

Глава 52. ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ

 

Ратификация Российской Федерацией Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, устанавливающей международно-правовые стандарты защиты прав человека и основных свобод, в том числе права на справедливое судебное разбирательство независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона, в разумный срок (ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод), признание юрисдикции Европейского суда по правам человека требуют унификации норм гражданского процессуального законодательства и норм арбитражного процессуального законодательства, включая и норм, регулирующих порядок обжалования судебных постановлений.

С этой целью и был принят в 2010 году Федеральный закон N 353-ФЗ " О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации". Данным Федеральным законом совершенствуется порядок обжалования судебных постановлений, в частности вводится единый порядок обжалования не вступивших в законную силу судебных постановлений. До принятия указанного закона ГПК в качестве способа обжалования судебных постановлений, принятых судами первой инстанции и не вступивших в законную силу, предусматривал апелляционное и кассационное производство. Для проверки не вступивших в законную силу судебных постановлений, принятых мировыми судьями, было предусмотрено апелляционное производство, а для проверки судебных постановлений, принятых федеральными судами общей юрисдикции, - кассационное производство. Так, ГПК не содержал различий в порядке рассмотрения и разрешения гражданских дел по существу мировыми судьями и федеральными судами общей юрисдикции, поэтому не являлись оправданными и различия в порядке пересмотра судебных постановлений, принятых судами первой инстанции. Кроме того, порядок обжалования в апелляционной инстанции, установленный в ГПК, существенно отличался от порядка обжалования в АПК.

В соответствии с положениями глав 39 и 41 ГПК теперь постановления суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, проверяются в апелляционном порядке. А постановления суда, вступившие в законную силу, можно обжаловать в кассационном порядке и порядке надзора.

Таким образом, с 1 января 2012 года обжалование судебных постановлений в гражданском процессе осуществляется последовательно, как и в арбитражном процессе, т. е. нельзя, например, обжаловать судебное постановление в кассационном порядке, минуя апелляционную инстанцию.

Указанными изменениями не только вводится единый порядок обжалования не вступивших в законную силу судебных постановлений, который позволит в полной мере обеспечить единство судебной практики по делам, подсудным мировым судьям и федеральным судам общей юрисдикции, обеспечить право на равный суд и справедливое судебное разбирательство, но и устанавливается единый порядок обжалования не вступивших в законную силу постановлений в гражданском и арбитражном процессе.

Очевидно, что указанные изменения внесены в целях унификации и гармонизации норм гражданского процессуального права и арбитражного процессуального права. Однако, несмотря на установление единого порядка обжалования постановлений в апелляционной инстанции в гражданском и арбитражном процессе, осталось немало проблем и расхождений в процедуре рассмотрения апелляционной жалобы, которые необходимо решить в новом процессуальном кодексе.

52. 1. В ст. 328 ГПК предусмотрен перечень полномочий суда апелляционной инстанции. Так, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе: 1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения; 2) отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение; 3) отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части; 4) оставить апелляционные жалобу, представление без рассмотрения по существу, если жалоба, представление поданы по истечении срока апелляционного обжалования и не решен вопрос о восстановлении этого срока. Среди указанных полномочий нет права на отмену судебного решения и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В ч. 1 ст. 47 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на законный суд. Согласно данной статье никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Это право является необходимым элементом конституционного права на судебную защиту (ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации) и одновременно - гарантией независимости и беспристрастности суда, относящейся как к производству в суде первой инстанции, так и к стадии рассмотрения дела в суде второй инстанции - апелляционной или кассационной.

В соответствии с частью второй ст. 327, ст. 328, ч. 1 ст. 330, п. 2 и 4 ч. 2 ст. 364 ГПК РФ в тех случаях, когда мировой судья рассмотрел дело в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных о времени и месте судебного заседания, либо разрешил вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, суд апелляционной инстанции обязан отменить решение мирового судьи и принять новое решение.

Следовательно, в отношении лиц, не привлеченных к участию в деле, о правах и об обязанностях которых мировым судьей принято судебное постановление (при том, что они объективно были лишены возможности принять участие в рассмотрении дела и вступают в гражданский процесс на стадии апелляционного обжалования этого судебного постановления), дело рассматривается по существу не тем судом, которому оно подсудно по первой инстанции (ст. 23 ГПК), а судом апелляционной инстанции, который для них выступает именно как суд второй инстанции. Тем самым такие лица оказываются лишенными права на рассмотрение их дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых по первой инстанции данное дело отнесено законом.

Необходимо отметить, что данный вопрос был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. 21. 04. 2010 Конституционным Судом Российской Федерации было принято Постановление N 10-П " По делу о проверке конституционности части первой статьи 320, части второй статьи 327 и статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Е. В. Алейниковой и общества с ограниченной ответственностью " Три К" и запросами Норильского городского суда Красноярского края и Центрального районного суда города Читы", в котором Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что взаимосвязанные положения части второй статьи 327 и статьи 328 ГПК, устанавливающие полномочия суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционных жалоб, - в той мере, в какой эти положения в системе действующего правового регулирования не позволяют суду апелляционной инстанции при отмене решения мирового судьи по безусловным основаниям, а именно в случаях, предусмотренных п. 2 и 4 ч. 2 ст. 364 ГПК (рассмотрение дела судом в отсутствие лица, участвующего в деле и не извещенного о времени и месте судебного заседания; разрешение судом вопроса о правах и об обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле), направить дело мировому судье на новое рассмотрение, - нарушают принцип равенства в реализации права на доступ к правосудию и права на судебную защиту и тем самым противоречат статьям 19 (часть 1), 46 (часть 1), 47 (часть 1), 55 (часть 3) и 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Однако положения ст. 328 ГПК пока не приведены в соответствие с Конституцией РФ. Поэтому на эту проблему необходимо обратить внимание при принятии нового процессуального кодекса.

Полномочие о направлении дела в суд первой инстанции можно было предусмотреть не только в гражданском, но и в арбитражном процессе. В настоящее время согласно п. 36 Постановления Пленума ВАС РФ от 28. 05. 2009 N 36 " О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при рассмотрении жалоб на определения суда первой инстанции суд апелляционной инстанции наряду с полномочиями, названными в статье 269 АПК РФ, вправе направить конкретный вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции (пункт 2 части 4 статьи 272 Кодекса).

ВАС РФ разъяснил в указанном постановлении, что применяя данную норму, следует иметь в виду, что на новое рассмотрение могут быть направлены вопросы, разрешение которых относится к ведению суда первой инстанции и которые суд по существу не рассматривал по причине необоснованного возврата искового заявления, оставления заявления без рассмотрения, прекращения производства по делу или отказа в пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам, тогда как в полномочия суда апелляционной инстанции входит повторное рассмотрение дела (часть 1 статьи 268 Кодекса). В этих случаях, поскольку суд первой инстанции не рассматривал вопросы по существу и не устанавливал обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, суд апелляционной инстанции не имеет возможности осуществить повторное рассмотрение дела, как этого требует часть 1 статьи 268 Кодекса.

52. 2. Арбитражный суд апелляционной инстанции согласно ст. 267 АПК рассматривает дело в судебном заседании коллегиальным составом судей. Тогда как ГПК предусматривает исключение из этого правила. Так, дела в судах апелляционной инстанции, за исключением районных судов, рассматриваются коллегиально (ст. 327 ГПК). Ссылки на судоустройство и большую нагрузку на районные суды вряд ли могут оправдать такое расхождение, т. к. это, во-первых, снижает уровень гарантий судебной защиты, во-вторых, лишает равноправия сторон участников гражданского и арбитражного процесса.

52. 3. Важным является и вопрос о пределах рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции.

В ГПК суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Однако, суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме (ст. 327. 1 ГПК). Проблема в том, что интересами законности подменяется диспозитивная воля заинтересованного лица. Проблема определения пределов рассмотрения жалобы в апелляционной инстанции связана с проблемой поворота к худшему. В таком случае лицо ставится перед выбором - стоит обжаловать ему решение суда первой инстанции или нет, т. к. его положение может быть ухудшено по сравнению с тем, чего он добился в суде первой инстанции.

 

РАЗДЕЛ IV. ПЕРЕСМОТР ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ СУДЕБНЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ

 

Глава 53. ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ

 

53. 1. Характерной особенностью гражданского судопроизводства является его устная форма. Принцип устности главным образом действует при рассмотрении дела судом первой инстанции, поскольку именно на данной стадии важное значение имеет наиболее полное выяснение фактических обстоятельств дела, сбор и оценка доказательств. Тогда как при рассмотрении дела в кассационном порядке суд ограничен тем доказательственным материалом, который был собран при первоначальном рассмотрении дела. При этом преимущество отдается письменным доказательствам, материалам, находящимся в деле.

В случаях, когда фактические обстоятельства дела установлены и не представляют особой сложности, когда подлежат рассмотрению лишь вопросы права, предоставление суду кассационной инстанции возможности рассмотрения дел только на основании письменных материалов дела способствовало бы упрощению и ускорению гражданского судопроизводства. В данном случае при рассмотрении дела судом кассационной инстанции во " второй кассации" отступление от принципа устности судопроизводства будет способствовать реализации принципа процессуальной экономии и соответствовать принципу законности.

С учетом специфики надзорного производства, в рамках которого судебные постановления проверяются главным образом на предмет правильности толкования и применения норм права, полный переход к письменному судопроизводству при рассмотрении дела в порядке надзора также будет способствовать повышению эффективности судопроизводства.

53. 2. Суд кассационной инстанции будет принимать дела к своему рассмотрению на основании заявлений лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями, но при этом не будет пересматривать решения автоматически в связи с подачей жалобы, а будет осуществлять отбор дел на основе их приемлемости к пересмотру в кассационном порядке. В новом процессуальном кодексе необходимо предусмотреть критерии приемлемости кассационной жалобы в целях минимизации значения усмотрения судьи в данном вопросе. Формальными критериями приемлемости, устанавливаемыми судьей единолично, являются требования к содержанию и форме жалобы, субъектному составу, соблюдению сроков, подсудности. Критерий существенного характера нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявшего на исход судебного разбирательства и приведшие к нарушению их прав и законных интересов, должен определяться коллегиально.

 

Глава 54. ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ.

 

54. 1. В соответствии со ст. 126 Конституции РФ Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствие с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

В силу ст. 19 ФКЗ от 31. 12. 1996 N 1-ФКЗ " О судебной системе Российской Федерации" одним из важнейших компетенционных полномочий Верховного Суда РФ является обеспечение единообразного применения законодательства РФ.

В соответствии со ст. 7 ФКЗ от 05. 02. 2014 N 3-ФКЗ " О Верховном Суде Российской Федерации" в целях обеспечения единства судебной практики и законности Президиум Верховного Суда РФ наделен полномочиями по проверке в порядке надзора, а также посредством возобновления производства по новым и вновь открывшимся обстоятельствам вступивших в силу судебных актов. В этих же целях Президиум Верховного Суда РФ утверждает обзоры законодательства и судебной практики.

Указания Президиума Верховного Суда РФ о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело, что прямо предусмотрено ч. 4 ст. 391. 12 ГПК.

Следует отметить, что определение (изменение) в постановлении Президиума Верховного Суда РФ практики применения правовой нормы, примененной судом в конкретном деле, в связи с принятием судебного постановления, по которому подано заявление о пересмотре дела в порядке надзора, или в постановлении Президиума Верховного Суда РФ, вынесенном по результатам рассмотрения другого дела в порядке надзора является основанием для пересмотра судебных постановлений по новым обстоятельствам (ст. 392 ГПК).

В силу этого правовые позиции Президиума Верховного Суда РФ, изложенные в обзорах законодательства и судебной практики, а также в принятых по конкретному делу судебных постановлениях, должны являться обязательными для судов, что обеспечит единообразие в толковании и применении норм права и формирование единой судебной практики.

54. 2. Одной из особенностей надзорного производства является институт вынесения представления о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора Председателем Верховного Суда РФ или его заместителем в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных материальных или процессуальных отношений возможности осуществления прав, гарантированных ГПК, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права (ст. 391. 11 ГПК).

В порядке ст. 391. 11 ГПК могут быть обжалованы в том числе вступившие в силу решения мировых судей. Поэтому дальнейшее укрепление данного института является важной гарантией обеспечения единства судебной практики и законности принятых судебных постановлений.

54. 3. Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений в порядке надзора осуществляется Президиумом Верховного Суда РФ. Передача дел в Президиум должна осуществляться коллегией из трех судей.

Постановления Президиума Верховного Суда РФ принимаются большинством голосов членов Президиума, участвующих в заседании, и подписываются председательствующим в заседании Президиума Верховного Суда РФ.

Надзорные жалоба, представление с делом, рассматриваемые в порядке надзора в Президиуме Верховного Суда РФ, докладываются судьей Верховного Суда РФ. Судья-докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы надзорных жалобы, представления, послужившие основаниями для передачи надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ (ст. 391. 10 ГПК).

Докладчиком надзорной жалобы выступает, как правило, судья, не являющийся членом Президиума.

В связи с этим следует закрепить возможность присутствия судьи-докладчика (без права голоса) при принятии решения членами Президиума Верховного Суда РФ.

Данный принцип должен распространяться и на работу президиумов областных и равных им судов при рассмотрении кассационных жалоб на судебные акты.

 

Глава 55. ПРОИЗВОДСТВО ПО ПЕРЕСМОТРУ ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ СУДЕБНЫХ АКТОВ ПО НОВЫМ ИЛИ ВНОВЬ ОТКРЫВШИМСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ

 

Настоящая глава унифицирует нормы главы 42 ГПК и 37 АПК и не требует существенной переработки, поскольку последняя редакция была введена в действие Федеральным законом от 09. 12. 2010 N 353-ФЗ " О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" и разъяснена Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 11. 12. 2012 N 31 " О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении судами заявлений, представлений о пересмотре по вновь открывшимся или новым обстоятельствам вступивших в законную силу судебных постановлений".

При подготовке положений настоящей главы необходимо учесть более подробное регулирование данного института нормами АПК, в частности, требования к содержанию заявления, его принятию к производству, возвращению, рассмотрению и результатам рассмотрения (ст. 313 - 317 АПК), с учетом отдельных особенностей рассмотрения дел судами общей юрисдикции.

 

Раздел V. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЛИЦ

 

Глава 56. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

56. 1. В положениях настоящей главы должны найти отражение унифицированные нормы главы 43 ГПК и 33 АПК.

При рассмотрении российскими судами дел с участием иностранных лиц предусмотрен различный порядок исчисления сроков рассмотрения в зависимости от того, находятся ли эти лица или их представители на территории Российской Федерации или за ее пределами. Эти правила могут приобрести существенное значение в случаях, когда возникает вопрос о возможном нарушении права на судопроизводство в разумный срок.

56. 2. В нормах о процессуальной правоспособности иностранной организации и международной организации (в действующем ГПК - ст. 400) необходимо уточнить, что речь идет не о вообще процессуальной, а о гражданско-процессуальной правоспособности иностранной и международной организации.

56. 3. В положениях об исках к иностранным государствам и международным организациям необходимо отразить концепцию функционального иммунитета иностранного государства как носителя власти. Эта Концепция получила свое отражение, в частности, в статье 124 ГК РФ, согласно которой " Российская Федерация, субъекты Российской Федерации..., а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами" (п. 1).

56. 4. При формулировании положений о процессуальных последствиях рассмотрения дел иностранным судом необходимо учитывать двоякую ситуацию. Если факт наличия тождественного дела в производстве иностранного суда выявляется на стадии подачи искового заявления в российский суд, оно подлежит возвращению. Если этот факт обнаруживается уже после принятия искового заявления к производству российским судом, иск должен быть оставлен без рассмотрения.

Аналогичным образом, если о вступившем в законную силу решении иностранного суда по тождественному спору становится известно при подаче искового заявления в российский суд, последний отказывает в принятии искового заявления.

Если соответствующая информация поступает в российский суд после принятия им искового заявления к производству, дело подлежит прекращению.

56. 5. Нормы о судебных поручениях должны учитывать ситуации, при которых иностранное поручение о выполнении отдельных процессуальных действий не охватывается компетенцией суда, но относится к компетенции какого-либо другого органа, наделенного публичными функциями.

При таких обстоятельствах представляется целесообразным направить поручение для исполнения в соответствующий орган. Если, например, иностранное поручение поступило в Министерство юстиции РФ, которому известно, какой именно орган полномочен его исполнить, Министерство юстиции РФ должен направить поручение для исполнения непосредственно в этот орган.

Если данное обстоятельство устанавливается уже после того, как иностранное поручение поступило в российский суд, последний должен направить поручение по подведомственности.

 

Глава 57. ПОДСУДНОСТЬ ДЕЛ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЛИЦ СУДАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

57. 1. В настоящей главе необходимо как в названии главы, так и в тексте статей термин " подсудность", используемый в главе 44 ГПК, заменить термином " компетенция", поскольку понятием " подсудность" принято обозначать распределение дел между различными звеньями одной судебной системы. Однако Кодекс (включая главу 56) регулирует судопроизводство в двух судебных системах: в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах. Распределение дел между различными судебными системами обозначается понятием " подведомственность". Если речь идет о распределении дел между российскими и иностранными судами, точнее также использовать понятие " подведомственность".

Поскольку понятие " компетенция" охватывает как подсудность, так и подведомственность, целесообразно в данной главе использовать именно его.

Ввиду наличия двух судебных систем можно было отдельно изложить компетенцию по рассмотрению дел с участием иностранных лиц в судах общей юрисдикции, с одной стороны, и в арбитражных судах, с другой. Однако содержание статей 402 ГПК и 247 АПК, не будучи идентичным, все же в значительной мере сходно.

Во избежание повторений необходимо определить консолидированный перечень дел (с участием иностранных лиц), рассматриваемых как судами общей юрисдикции, так и арбитражными судами, обозначенный отсылкой к главе 3 Кодекса, содержащей общие правила о подведомственности дел тем и другим судам, а также о территориальной подсудности дел в обеих судебных системах.

Кроме того, необходимо указать на рассмотрение российскими судами упомянутых дел с участием иностранных лиц с соблюдением общих правил об отнесении дел к подведомственности судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

57. 2. Нормы об исключительной подсудности дел с участием иностранных лиц требуют уточнения, что такие дела рассматриваются российскими судами с учетом правил о подведомственности дел судам общей юрисдикции и арбитражным судам.

В отличие от нормы пункта 1 части 1 статьи 248 АПК, относящей к исключительной компетенции российских арбитражных судов дела по спорам только в отношении имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации, необходимо предусмотреть исключительную компетенцию российских судов по спорам в отношении имущества, принадлежащего публичным образованиям, независимо от субъектного состава, включая право собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

57. 3. Относительно договорной подсудности дел с участием иностранных лиц при некотором различии в трактовке ст. 404 ГПК и 249 АПК необходимо за основу взять нормы статьи 249 АПК.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.