|
|||
КОНЦЕПЦИЯ 4 страница12. 6. Долгое время в судах общей юрисдикции существует правило о возможности обжалования определения суда об оставлении искового заявления без движения, что было также отражено в определении Конституционного Суда РФ от 13 июля 2000 г. N 194-О. В арбитражной системе такие определения не обжалуются, ибо нет прямого указания в законе на их обжалование и их принятие не препятствует дальнейшему движению дела. В целях единообразия практики данная дилемма должна быть решена. С точки зрения классического процессуального подхода, определение об оставлении заявления без движения не должно обжаловаться, т. к. нет ни одного из двух обстоятельств: нет прямого указания в законе на возможность обжалования и их принятие не препятствует дальнейшему движению дела, ибо истец вправе вновь подать исковое заявление.
Глава 13. ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ
Институт обеспечения иска имеет важное значение для достижения основных целей и задач гражданского судопроизводства и является гарантией исполнения будущего решения суда. В свою очередь развитие рыночных отношений, норм материального права требует совершенствования и развития процессуальных механизмов защиты прав и интересов участников гражданского оборота, чему, в том числе, призвана служить и унификация норм законодательства об обеспечении иска. В целях унификации норм гражданского и арбитражного процессуального законодательства представляется необходимым следующее. 13. 1. В названии главы и по тексту использовать категорию " обеспечительные меры", не ограничиваясь их применением в исковом производстве. 13. 2. При определении субъектов, обладающих правом заявить о применении обеспечительных мер, наряду с лицами, участвующими в деле, необходимо указать и на иных лиц в случаях, предусмотренных Кодексом, в частности, сторон третейского разбирательства. 13. 3. Перечень обеспечительных мер изложить в соответствии со ст. 91 АПК, поскольку перечень ст. 140 ГПК носит более ограниченный характер в части возложения на ответчика и других лиц обязанности совершить определенные действия. Другое лицо, не являющееся ответчиком, также может быть субъектом обязанности при применении обеспечительных мер в случаях, предусмотренных законом. 13. 4. Положения ч. 2 ст. 140 ГПК о последствия нарушения запрещений, указанных в качестве мер по обеспечению иска, и ч. 4 ст. 140 ГПК об обязанности суда незамедлительно сообщать в соответствующие государственные органы или органы местного самоуправления о принятых мерах по обеспечению иска необходимо учесть в отдельной статье об исполнении определения об обеспечении иска. 13. 5. Сохранить нормы ст. 92 АПК, содержащие требования к заявлению об обеспечении иска, в том числе поданного сторонами третейского разбирательства, а также нормы ст. 93 АПК о порядке рассмотрения заявления об обеспечении иска. 13. 6. При применении норм о возмещении ответчику убытков, причиненных обеспечением иска, определить подсудность таких споров по месту жительства (нахождения) ответчика. 13. 7. Исходя из принципа диспозитивности, исключить право суда по своей инициативе отменять меры по обеспечению иска, за исключением случаев отказа в иске. 13. 8. Унифицировать нормы о предварительных обеспечительных мерах, используя правовой механизм АПК, не ограничиваясь применением в гражданском процессе мерами защиты исключительных прав на объекты авторских и смежных прав в информационно-телекоммуникационных сетях.
Глава 14. ПОДГОТОВКА ДЕЛА К СУДЕБНОМУ РАЗБИРАТЕЛЬСТВУ
14. 1. От уровня подготовки дела к судебному заседанию зависит правильное и своевременное рассмотрение дел. Сохраняется значимость и обязательность данной стадии для эффективного судопроизводства. Подготовка дела проводится по каждому судебному делу единолично судьей. В силу состязательности судопроизводства, лица, участвующие в деле, принимают активное участие в подготовке дела. При этом суд также активен в пределах своих полномочий. Подготовка дела имеет много общего при рассмотрении любых дел. В концептуальном плане для данной главы важно решение вопросов, обозначенных ранее: - регламентация обмена состязательными документами и раскрытия доказательств. Оба эти процессуальные института позволяют и спорящим лицам, и суду заблаговременно владеть информацией о сути спора, а не узнавать о нем во время судебного разбирательства. В итоге это способствует не только быстрому и правильному рассмотрению дела, но и объективной оценке сторонами перспектив рассмотрения дела, что является залогом для организации примирительных процедур. Введение отзыва на иск, а также обязательность или факультативность его представления. Как известно, по АПК 2002 г. сначала предусматривалась факультативность по отношению к представлению отзыва на иск, что приводило к тому, что ответчик либо несвоевременно представлял отзыв, либо вообще его не представлял. После введения обязанности ответчика представлять отзыв ситуация стала меняться; - возложение на лиц, участвующих в деле, обязанности самостоятельно обмениваться состязательными документами, освободив суд от выполнения данной функции; - сохранение электронной подачи документов и доказательств и пр.; - судебное усмотрение по оформлению определения о подготовке дела (в виде самостоятельного документа или совместно с принятием дела к производству и пр. ). 14. 2. Для формулирования статьи, посвященной действиям суда при подготовке дела, важным является решение вопроса о сохранении упрощенного производства в арбитражных судах. При сохранении названной формы упрощенного судебного разбирательства суд совершает определенные действия: выносит определение о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства в случае, если при подготовке к судебному разбирательству дела истцом заявлено ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства и в арбитражный суд представлено согласие ответчика на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства или суд по своей инициативе предлагает рассмотреть дело в порядке упрощенного производства и при согласии сторон выносит соответствующее определение. Одновременно с указанным определением сторонам направляются данные, необходимые для идентификации сторон, в целях доступа к материалам дела в электронном виде. Исковое заявление, заявление по данному делу размещаются на официальном сайте соответствующего арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети " Интернет" в разделе, доступ к которому предоставляется исключительно лицам, участвующим в деле (далее - в режиме ограниченного доступа), не позднее следующего дня после дня вынесения указанного определения. 14. 3. На стадии подготовки дела к судебному разбирательству особое значение имеет проведение судом предварительного судебного заседания, которое выступает организующим для участников процесса, позволяет рассмотреть и разрешить заявленные ходатайства, представить доказательства, " взвесить" правовые позиции спорящих сторон. Однако, как показывает практика судов, далеко не всегда есть необходимость в проведении предварительного судебного заседания. Опыт гражданского судопроизводства Германии показывает, что происходит отказ от обязательности предварительного судебного заседания и рассмотрение всех вопросов в обычных судебных заседаниях. В связи с этим полагаем, что возможно оставить вопрос о проведении предварительного судебного заседания на усмотрение судьи по конкретному делу. С целью процессуальной экономии предполагается использовать имеющийся опыт перехода из предварительного судебного заседания в основное при наличии надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, а также при отсутствии возражений с их стороны о переходе в основное заседание, за исключением случая, если в соответствии с Кодексом требуется коллегиальное рассмотрение данного дела.
Глава 15. ПРИМИРИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ. МИРОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ
15. 1. Защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц - это основная задача суда. Вместе с тем, не менее важной является задача по содействию становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота. Решение спора самими сторонами миром позволяет не только снизить нагрузку на судей, но и сохранить партнерские отношения между сторонами на будущее, минимизировать вероятность возникновения дальнейших противоречий между ними и в целом снижает конфликтность в обществе. Следует более активно развивать и стимулировать досудебное примирение между сторонами, в том числе путем введения по отдельным, точно выверенным категориям дел обязательного претензионного порядка разрешения спора по аналогии со спорами в сфере перевозки. Так, например, по делам о пресечении действий, нарушающих исключительное право автора или иного правообладателя, не исключается возможность добровольного урегулирования спора при направлении претензии. Судебный порядок должен применяться по таким категориям дел лишь в случае, если досудебный порядок оказался неэффективным. Необходимо также определить, при каких условиях претензионный порядок считается соблюденным. В случае же, если спор стал судебным, суд также должен предпринимать меры к примирению сторон. На необходимость содействовать примирению сторон на стадии судебного разбирательства в целях сокращения количества рассматриваемых судами дел и улучшения качества отправления правосудия обращено внимание в принятой в 1986 году Рекомендации Комитета министров Совета Европы N R (86) 12 о мерах по недопущению и сокращению чрезмерной рабочей нагрузки на суды. При этом предложено в качестве одной из основных задач возложить на судей обязанность добиваться примирения сторон и заключения мирового соглашения по всем соответствующим вопросам на любой стадии судебного разбирательства. Данной главой Кодекса должны определяться возможные пути поиска общих точек соприкосновения сторонами для их возможного примирения, а также возможные результаты примирения и способы их фиксации судом. 15. 2. Кроме того, должны быть сформулированы общие принципы примирения. В частности, должно быть определено, что любые лица, содействовавшие примирению сторон (например, медиаторы, лица, участвовавшие в переговорах и т. п. ), должны сохранять конфиденциальность любой процедуры примирения (не только, например, медиации). Также должно быть предусмотрено, что примирение осуществляется на добровольных началах с учетом принципов равноправия и сотрудничества. Для того чтобы примирительные процедуры не использовались в качестве способа затягивания судебного разбирательства, целесообразно предусмотреть сроки проведения примирительных процедур и последствия искусственного заявления ходатайства о намерении провести примирительную процедуру (в данном случае могут использоваться механизмы реагирования на злоупотребление процессуальными правами). Целесообразно также предусмотреть и в Налоговом кодексе Российской Федерации стимулы примирения в виде возможности возврата определенной части уплаченной государственной пошлины, если примирительная процедура увенчалась успехом. 15. 3 Перечень способов поиска путей примирения должен быть открытым, вместе с тем основные из них должны быть определены в законе. 15. 3. 1. Переговоры Переговоры должны быть указаны в законе как основная примирительная процедура, которая осуществляется по воле сторон, без каких-либо посредников или иного " внешнего" участия. Правила ведения переговоров при этом не должны определяться процессуальным законодательством. 15. 3. 2. Сверка расчетов Данная процедура, как представляется, в исключение из общего правила может быть признана судом обязательной. Она должна применяться в случаях представления сторонами документов финансового характера, которые одна из сторон не имела возможности изучить до начала судебного разбирательства. Аналогичным образом следует в обязательном порядке назначать примирительную процедуру и в случае поступления в суд иных новых документов по существу заявленных требований, с которыми другая сторона не имела возможности ознакомиться заблаговременно. Представляется, что одной возможности в данном случае представить отзыв недостаточно, поскольку внимательное изучение обеими сторонами таких документов может привести к полному или частичному признанию иска или к полному или частичному отказу от иска. 15. 3. 3. Медиация Стороны вправе урегулировать спор путем применения процедуры медиации. Представляется нецелесообразным определять правила медиации (кроме общих принципов проведения примирительных процедур) в кодексе, учитывая наличие специального закона в данной сфере. 15. 3. 4. Судебное примирение Имея в виду возможную активную роль суда в примирительных процедурах, а также задачу суда помочь найти сторонам общие точки соприкосновения интересов, следует предусмотреть и такую процедуру, как судебное примирение. При этом не следует судебного примирителя рассматривать в роли своего рода непрофессионального медиатора, работающего в суде, поскольку судебное примирение не должно подменять собой процедуру медиации. Судебное примирение может рассматриваться как своего рода взгляд на рассматриваемое судом дело " со стороны" с указанием сторонам спора на возможные пути разрешения конфликта миром в целях скорейшего урегулирования спора и сохранения между сторонами деловых отношений. Судебным примирителем может выступать судья в отставке, помощник судьи, не принимающего участие в рассмотрении дела, работник аппарата суда, имеющий высшее юридическое образование. Судебное примирение должно осуществляться на основе принципов независимости, беспристрастности, нейтральности и добросовестности судебного примирителя. Судебный примиритель не является участником арбитражного процесса и не вправе совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников арбитражного процесса. При этом судебный примиритель не вправе давать заключение о перспективе разрешения спора в судебном заседании. 15. 3. 5. Результатами проведенных примирительных процедур могут быть мировое соглашение, частичный или полный отказ от иска, его частичное или полное признание, признание обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, соглашение по обстоятельствам дела. 15. 3. 6. При частичном или полном отказе от иска, его частичном или полном признании суд должен исследовать дело лишь в части, позволяющей определить, не противоречит ли закону и не нарушает ли права других лиц такие отказ или признание. Если таких противоречий не выявлено, то производство по делу при частичном или полном отказе от иска подлежит прекращению полностью или в части, а при частичном или полном признании иска - принимается решение об удовлетворении заявленных требований в соответствующей части. При этом если о признании требований заявляет по делу, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, административный орган (например, соглашаясь с неправильностью своего решения), целесообразно определить, что в таком случае суд не принимает решение по существу вопроса, разрешавшегося административным органом, а направляет вопрос для его разрешения административным органом повторно. 15. 3. 7. Признание обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения может быть как в форме одностороннего заявления о согласии с позицией другой стороны, так и в результате заключения сторонами соглашения по обстоятельствам дела. Признанные сторонами обстоятельства должны приниматься судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания. При этом возможно считать признанными обстоятельства, которые не оспариваются другой стороной без явно выраженного признания. Вместе в тем представляется целесообразным применять такой подход лишь в ситуации, когда между сторонами есть спор по каким-либо обстоятельствам дела, а по части обстоятельств стороны не высказываются. В таком случае суд должен расценивать обстоятельства, по которым иная сторона, нежели указывавшая на них, молчит, как признанные. Вместе с тем следует отметить, что признание обстоятельств может быть искусственным. В связи с этим следует определить, что не должно приниматься признание стороной обстоятельств, если суд располагает доказательствами, дающими основание полагать, что признание такой стороной указанных обстоятельств совершено в целях сокрытия определенных фактов или под влиянием обмана, насилия, угрозы, заблуждения. 15. 3. 8. Мировое соглашение может быть заключено сторонами на любой стадии рассмотрения дела и при исполнении судебного акта. Оно, являясь институтом процессуального законодательства, представляет собой сделку, к которой могут применяться также правила гражданского законодательства, например: о договорах, в том числе правила о свободе договора, об отступном, о новации, о прощении долга, о зачете встречного однородного требования, о возмещении вреда. Мировое соглашение по общему правилу заключается по предмету заявленных требований. Вместе с тем нельзя исключать включение в мировое соглашение положений, которые связаны с заявленными требованиями, но не были предметом судебного разбирательства. Как правило, при заключении мирового соглашения стороны готовы идти на взаимные уступки, которые могут не ограничиваться лишь заявленными требованиями. Следует указать, что мировое соглашение в обязательном порядке должно содержать согласованные сторонами сведения о его условиях, которые должны быть четкими, ясными и определенными, о размере и о сроках исполнения обязательств друг перед другом или одной стороной перед другой с тем, чтобы не было неясностей и споров по поводу его содержания при исполнении, а само мировое соглашение было исполнимым с учетом правил о принудительном исполнении судебных актов. Мировое соглашение утверждается судом. При этом оно не утверждается судом лишь в том случае, если оно нарушает права и законные интересы других лиц и (или) противоречит закону. С этой точки зрения следует определить, что суд при рассмотрении вопроса об утверждении мирового соглашения исследует фактические обстоятельства спора и представленные лицами, участвующими в деле, доводы и доказательства, дает им оценку лишь в части проверки соответствия мирового соглашения требованиям закона и отсутствия нарушений прав и законных интересов других лиц (в том числе с точки зрения искусственности спора и мирового соглашения по нему). Иные обстоятельства дела исследоваться не должны. Не должна проводиться проверка мирового соглашения по иным основаниям - например, по равноценности взаимных уступок сторон (если такие уступки совершены по свободной воле обеих сторон, то суд не должен вмешиваться в результаты примирения). Также суд не вправе утверждать соглашение в части, изменять или исключать из него какие-либо условия, согласованные сторонами. Вместе с тем он вправе предложить сторонам исключить из мирового соглашения отдельные условия, противоречащие закону или нарушающие права и законные интересы других лиц. Следует определить порядок утверждения мирового соглашения, в частности определить, в каких случаях каким судом такое мировое соглашение утверждается (имея в виду возможность примирения на любой стадии процесса, при рассмотрении дела в любой инстанции, а также при исполнении судебного акта. Также необходимо определить порядок обжалования определения об утверждении или об отказе в утверждении мирового соглашения. Следует определить, что неутвержденное судом мировое соглашение не порождает правовых последствий. Учитывая, что мировое соглашение является результатом добровольных примирительных процедур сторон, исполняться оно должно добровольно. Вместе с тем, учитывая, что оно утверждается судебным актом, следует предусмотреть и допустимость принудительного его исполнения при неисполнении соглашения добровольно. 15. 3. 9. Следует предусмотреть особенности применения примирительных процедур по делам, возникающим из административных или иных публичных правоотношений. Возможно предусмотреть, что результатами примирения по таким делам могут быть только частичный или полный отказ от иска, его частичное или полное признание, признание обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, соглашение по обстоятельствам дела. В отношении мирового соглашения возможно предусмотреть, что по таким делам оно возможно, только если к полномочиям соответствующего административного органа, участвующего в деле, федеральным законом прямо отнесено заключение мировых соглашений.
Глава 16. СУДЕБНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО
16. 1. Традиционно ГПК более детально регламентирует процедуру проведения судебного заседания, чем АПК. В связи с этим концептуально правильно сохранить существующую сегодня модель проведения судебного заседания в судах общей юрисдикции, распространив ее и на рассмотрение иных дел. Вместе с тем имеются другие вопросы, возникающие на стадии судебного разбирательства, требующие своего разрешения. Сегодня большинство гражданских дел в общей юрисдикции рассматривается в течение двух месяцев со дня поступления заявления в суд, если иные сроки рассмотрения и разрешения дел не установлены настоящим Кодексом, дела о восстановлении на работе, о взыскании алиментов, а также дела мировым судьей - до истечения месяца со дня принятия заявления к производству. Дела, рассматриваемые арбитражным судом, как правило, рассматриваются в течение трех месяцев, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и на принятие решения по делу, если соответствующим Кодексом не установлено иное. Такой различный подход можно сохранить, учитывая сложившуюся практику судов. В то же время желательно было бы унифицировать сроки рассмотрения исковых дел в судах общей юрисдикции и арбитражных судов, установив срок рассмотрения дел в пределах трех месяцев. При наличии возможности никто не мешает суду рассматривать дела в более сжатые сроки. 16. 2. В целях обеспечения достаточного времени для рассмотрения дел возможно введение института продления срока рассмотрения дел на основании мотивированного заявления судьи, рассматривающего дело, председателем суда до шести месяцев в связи с особой сложностью дела, со значительным числом участников арбитражного процесса. Арбитражные суды нечасто применяют данную норму, но в то же время это определенная гарантия для суда по соблюдению процессуальных сроков. При этом заявление о продлении срока рассмотрения дела должно быть подано до истечения процессуального срока, установленного Кодексом для его рассмотрения и быть мотивированны. Кроме того, с целью рассмотрения в дальнейшем возможных заявлений о компенсации ввиду несвоевременного рассмотрения дела возможно признать не только сроки, на которые приостановлено рассмотрения дела, но и на которые производство было отложено, не включаемыми в сроки рассмотрения дела, но учитываемыми при заявлении требования о компенсации ввиду несвоевременности осуществления правосудия. 16. 3. Со временем принцип непрерывности судебного заседания стал препятствовать быстрому рассмотрению отдельных заявлений и ходатайств, а также и дел ввиду запрета их рассмотрения в период перерывов в судебных заседаниях. Как показывает опыт арбитражных судов, в перерывах судебных заседаний возможно рассматривать различные ходатайства, заявления по иным делам. В период постоянно растущей нагрузки в судах было бы уместно отказаться от принципа непрерывности судебного заседания. В связи с этим и перерывы в судебных заседаниях можно увеличить до пяти дней, а не только использовать перерыв для обеденного, ночного времени, в выходные и праздничные дни. 16. 4. Требуется унификация процедуры проведения судебного заседания. Сегодня в ГПК имеется норма, согласно которой: " При коллегиальном рассмотрении дела в районном суде председательствует судья или председатель этого суда, в заседаниях других судов - судья, председатель или заместитель председателя соответствующего суда". В арбитражном процессуальном законодательстве такая норма отсутствует. Возможно, нет необходимости делать особый упор на председательствование в судебном заседании руководства суда. Кстати, в арбитражных судах председательствует всегда докладчик по делу. Поскольку председатель суда и его заместители выполняют функции судьи при рассмотрении дела, то вряд ли есть основания для существования указанной нормы. Традиционно в судах общей юрисдикции секретарь судебного заседания докладывает председательствующему о явившихся участниках процесса, о доказательствах извещения не явившихся. Однако в арбитражных судах ввиду отсутствия достаточного количества секретарей судебных заседаний (а в кассационных инстанциях их вообще нет), часто протокол ведет помощник судьи. В связи с этим возможно сохранить практику для арбитражных судов, в которых сам председательствующий проверяет явку участников процесса и проверяет наличие надлежащего их извещения. Другое отличие связано с началом рассмотрения дела по существу, когда в общей юрисдикции судья докладывает дело, данные действия не совершаются в арбитражном суде, где исследование доказательств начинается объяснениями истца. В силу состязательности судопроизводства, вероятно, правильнее было бы предоставить сторонам возможность состязаться без предварения их объяснений докладом судьи. Разный подход в судах имеется по фиксации предупреждения свидетеля, переводчика, эксперта об уголовной ответственности: в общей юрисдикции отбирается подписка о предупреждении, которая приобщается к протоколу, в арбитражных судах соответствующая информация вносится в протокол судебного заседания. Возможно, большей силой является тот документ, в котором есть подпись лица, в отношении кого было предупреждение. 16. 5. В качестве временной остановки судебного разбирательства выступает перерыв в судебном заседании. В проекте предложено отойти от традиционного толкования перерыва как временной остановки в судебном заседании для отдыха, на ночное время, выходные и праздничные дни, дав судам возможность при наличии на то необходимости объявлять перерыв в судебном заседании до 5 дней. 16. 6. В последние годы удачным явился новый подход к отложению судебного разбирательства, введенный в АПК. В отличие от классического понимания отложения, судебное разбирательство в новом судебном заседании возобновляется с того момента, с которого оно было отложено. Повторное рассмотрение доказательств, исследованных до отложения судебного разбирательства, не производится. Аналогично предлагается решить вопрос с регулированием отложения в новом Кодексе. Кроме того, не исключены ситуации, когда судья заболел, по иным уважительным причинам не может провести судебное заседание. Для таких случаев предусмотрена следующая норма, получившая свою апробацию в арбитражном процессе: " Судебное разбирательство также может быть отложено по решению председателя суда, заместителя председателя суда или председателя судебного состава в случае болезни судьи или по иным причинам невозможности проведения судебного заседания на срок, не превышающий десяти дней". 16. 7. Ведение протокола судебного заседания имеет определенные отличия в различных видах судов. Поскольку в арбитражных судах ведется аудиопротоколирование судебных заседаний судов первой и апелляционной инстанций, а также в кассационных инстанциях в случае участия в деле лица, ранее не привлекаемого к рассмотрению дела, а письменный протокол выступает дополнительной формой, постольку возможно сохранение в указанном виде судов такого подхода. В судах общей юрисдикции предусмотрено ведение протокола в судах первой, апелляционной и кассационной инстанции в письменной форме. По инициативе суда или по ходатайству лиц, участвующих в деле, может вестись аудиопротоколирование. В связи с тем, что сложно прийти к общему знаменателю ввиду необходимой для этого технической оснащенности судов, предложено оставить разные практики ведения судебных протоколов. Также придется сохранить практику, когда в арбитражных судах протоколы судебных заседаний ведут или секретари судебных заседаний, или помощники судей ввиду отсутствия необходимо количества секретарей судебных заседаний в штатах арбитражных судов (в кассационной отсутствуют секретари судебных заседаний). 16. 8. Увеличение штрафных санкций целесообразно предусмотреть в новом Кодексе. Так, в ГПК предусмотрен штраф до одной тысячи рублей за уклонение переводчика от явки в суд или от надлежащего исполнения своих обязанностей, за неявку без уважительных причин в судебное заседание свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков и пр.
Глава 17. РЕШЕНИЕ СУДА
17. 1. Главы, посвященные решению суда, есть во всех кодексах: и в ГПК, и АПК, и в проекте КАС. Безусловно, решение суда, как акт, которым разрешается дело по существу, имеет важное значение. В целях унификации гражданского процессуального законодательства применительно к цивилистическому процессу в новом Кодексе следует воспользоваться для наименования всех перечисленных актов суда термином " судебные акты", как это имеет место сейчас в действующем АПК, Федеральном законе " Об исполнительном производстве" и некоторых других законодательных актах. В действующем же ГПК для наименования судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений суда надзорной инстанции используется обобщающий термин " судебные постановления". В действующих кодексах в главах, посвященных решению суда, содержится много статей с тождественными названиями, но несколько с различным содержанием, поэтому при разработке нового Кодекса в каждой статье следует обращать внимание, какая из формулировок более оправдала себя на практике и способствует действительной защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и интересов граждан, организаций, лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации и ее субъектов.
|
|||
|