Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Схема 1д. 1 страница



 

 " Комментарий к Федеральному закону от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ " Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (постатейный) (Сальков О. А. ) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013)
 Документ предоставлен КонсультантПлюс www. consultant. ru Дата сохранения: 06. 09. 2016

 

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ

ОТ 22 ИЮЛЯ 2008 Г. N 123-ФЗ " ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ

О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"

 

(Постатейный)

 

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 10 января 2013 года

 

О. А. САЛЬКОВ

 

Сальков Олег Анатольевич, специалист в сфере технического регулирования и стандартизации, кандидат юридических наук, сотрудник межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

 

В книге дан постатейный комментарий к Федеральному закону от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ " Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в редакции изменений, внесенных Федеральным законом от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ.

Подробно рассмотрены общие требования пожарной безопасности, пожарно-технические классификации, требования пожарной безопасности к видам объектов защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения, формы оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности. Нормы технического регламента проанализированы в их взаимосвязи с положениями Федеральных законов " О техническом регулировании", " О пожарной безопасности", " О промышленной безопасности опасных производственных объектов", других законодательных и иных нормативных правовых актов. При рассмотрении положений технического регламента использован самый широкий круг нормативных документов - национальных и международных стандартов (ГОСТ, ИСО, МЭК, ЕН), строительных норм и правил (СНиП), норм пожарной безопасности (НПБ), сводов правил (СП), руководящих документов (РД) и пр.

Дан подробный анализ всех изменений, внесенных в технический регламент.

Издание предназначено для правоприменителей - владельцев зданий (сооружений, строений), субъектов предпринимательской деятельности - производителей и импортеров продукции, должностных лиц и работников государственного пожарного надзора и пожарной охраны.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ " Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - комментируемый Закон) разработан и принят во исполнение пункта 7 ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ " О техническом регулировании" < 1>, в первоначальной редакции предписывавшего принять технические регламенты в течение семи лет со дня вступления в силу названного Закона (т. е. до 1 июля 2010 г.; с принятием Федерального закона от 1 мая 2007 г. N 65-ФЗ " О внесении изменений в Федеральный закон " О техническом регулировании" < 2> пункт 1 ст. 9 данного Закона также дополнен перечнем первоочередных технических регламентов, которые должны быть приняты до 1 января 2010 г.; однако в этом перечне указание на технический регламент о требованиях пожарной безопасности не содержится).

--------------------------------

< 1> СЗ РФ. 2002. N 52. Ч. 1. Ст. 5140.

< 2> СЗ РФ. 2007. N 19. Ст. 2293.

 

Законопроект, принятый в качестве комментируемого Закона, подготовлен МЧС России и внесен в Государственную Думу Правительством РФ в рамках реализации Программы разработки технических регламентов, утв. на основании предписания п. 12 ст. 7 Федерального закона " О техническом регулировании" распоряжением Правительства РФ от 6 ноября 2004 г. N 1421-р < 3> (в последующем вносились изменения; распоряжением Правительства РФ от 23 ноября 2004 г. N 1511-р < 4> предусмотрен ряд мер по реализации Программы разработки технических регламентов). Однако все другие законопроекты о технических регламентах (а таковых насчитывает порядка полутора десятков) внесены депутатами Государственной Думы и (или) членами Совета Федерации.

--------------------------------

< 3> СЗ РФ. 2004. N 46. Ч. 2. Ст. 4551.

< 4> СЗ РФ. 2004. N 49. Ст. 4920.

 

В качестве обоснования необходимости принятия законопроекта в пояснительной записке к нему указывалось на следующее:

в соответствии с действующим законодательством РФ нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности. Нормативное регулирование в области пожарной безопасности - установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности (ч. ч. 1 - 3 ст. 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ " О пожарной безопасности" < 5> );

--------------------------------

< 5> СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3649.

 

в настоящее время нормативная правовая база в области пожарной безопасности в основном сформирована и в целом обеспечивает реализацию мер противопожарной защиты в организациях, муниципальных образованиях и субъектах РФ. В то же время имеется ряд серьезных проблем. Во-первых, более двух тысяч нормативных документов, которые содержат свыше 150 тысяч требований, которыми сегодня руководствуются около 3 миллионов субъектов хозяйственной деятельности. Во-вторых, документы имеют различный юридический статус, часто противоречивы и дублируют друг друга. Все это затрудняет их применение как со стороны собственников объектов противопожарной защиты, так и со стороны надзорных органов;

Федеральным законом " О техническом регулировании" определено, что обязательные требования к продукции могут быть установлены только техническими регламентами. Не включенные в технические регламенты требования к продукции или к связанным с ней процессам не могут носить обязательный характер. В связи с этим крайне назрела необходимость существенной модернизации и реформирования нормативной базы в области пожарной безопасности.

Цель законопроекта определялась как обеспечение уровня защиты жизни и здоровья людей, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, соответствующей современному состоянию развития общества и экономики.

В пояснительной записке к законопроекту продекларировано, что он устанавливает общие принципы обеспечения пожарной безопасности и регламентирует систему требований в этой области. При этом обеспечивается комплексное решение следующих задач:

во-первых, внедряется система гибкого нормирования в области пожарной безопасности;

во-вторых, устанавливаются оптимальные обязательные противопожарные требования;

в-третьих, создаются необходимые условия для реализации конституционного права собственника по выбору вариантов противопожарной защиты объекта, а также обеспечения объективности и прозрачности процедур государственного надзора и контроля;

в-четвертых, устанавливаются общие требования пожарной безопасности к пожарно-технической продукции и продукции общего назначения;

в-пятых, формируются основы для внедрения современной системы независимой оценки пожарных рисков в Российской Федерации.

Кроме того, вырабатываются действенные меры, направленные на повышение персональной ответственности собственников за состояние пожарной безопасности.

Наряду с изложенным выше авторами законопроекта отмечено следующее:

принятие законопроекта позволит привести нормативную базу требований пожарной безопасности в соответствие с требованиями Федерального закона " О техническом регулировании", сохранив преемственность подходов по обеспечению защиты объектов, проверенных многолетней практикой;

проект технического регламента соответствует принципам технического регулирования, так как предусматривает единые правила установления минимально необходимых требований по обеспечению пожарной безопасности продукции или связанных с ней процессов (объектов защиты), с учетом степени риска причинения вреда;

проект технического регламента соответствует интересам национальной экономики, так как соблюдение российскими производителями требований данного технического регламента позволит обеспечить нормативный уровень безопасности людей и предотвратить опасность причинения вреда третьим лицам в результате пожара и при этом не потребует дополнительных расходов государства на его реализацию. Проект технического регламента разработан с учетом тенденций и правил обеспечения пожарной безопасности в странах ЕС и других развитых странах, что будет способствовать преодолению технических барьеров в области международной торговли;

проект технического регламента соответствует уровню развития материально-технической базы, так как не содержит требований, которые отличаются от обязательных требований, действовавших на территории России до вступления в силу Федерального закона " О техническом регулировании";

проект технического регламента соответствует уровню научно-технического развития, так как в основу проекта заложены существующие в настоящее время нормы и правила пожарной безопасности. При разработке проекта не вводились дополнительные ужесточающие требования;

проект технического регламента соответствует целям принятия технических регламентов, так как выполнение установленных в нем требований обеспечивает защиту жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охрану окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона " О техническом регулировании".

В комментируемый Закон изменения вносились единственный раз - с принятием Федерального закона от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ " О внесении изменений в Федеральный закон " Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон 2012 г. N 117-ФЗ). Основанием для разработки проекта данного Закона явились поручения Президента РФ от 7 февраля 2009 г. N Пр-255 о повышении пожарной безопасности учреждений здравоохранения и социальной защиты с проживанием престарелых людей и детей, от 23 августа 2010 г. N Пр-2429 по увеличению противопожарных расстояний от границ застройки населенных пунктов до лесных массивов и от 18 сентября 2010 г. N Пр-2729 по обеспечению пожарной безопасности критически важных объектов.

Целью Закона 2012 г. N 117-ФЗ авторы его проекта обозначили совершенствование законодательных основ обеспечения эффективного функционирования системы предупреждения и ликвидации пожаров на объектах защиты с учетом практики применения комментируемого Закона, устранение избыточных технических барьеров в области пожарной безопасности, обеспечение более гибкого подхода к противопожарному нормированию и достижение в полной мере соответствия принципам технического регулирования.

Как отмечалось в пояснительной записке к законопроекту, принятому в качестве Закона 2012 г. N 117-ФЗ, его основной идеей является установление минимально необходимых законодательных требований, определенных комментируемым Законом, обеспечивающих пожарную безопасность объектов защиты; при этом часть обязательных требований пожарной безопасности исключается из технического регламента и включается в своды правил пожарной безопасности, являющиеся нормативными документами добровольного применения; такие изменения способствуют достижению в полной мере соответствия нормативных правовых и нормативных основ функционирования системы предупреждения и ликвидации пожаров принципам технического регулирования, устранению избыточных технических барьеров, обеспечению более гибкого подхода к противопожарному нормированию.

Также отмечалось, что принятие и последующее применение законопроекта позволит:

1) упростить процедуру подтверждения соответствия объекта требованиям пожарной безопасности, а также сократить период от проектирования до ввода объекта в эксплуатацию за счет:

устранения бюрократических барьеров со стороны надзорных органов путем четкого определения критериев обеспечения пожарной безопасности и исключения разночтений в регламентировании противопожарных требований в документах различного уровня;

более четкого и однозначного регламентирования процедуры подтверждения обеспечения пожарной безопасности;

определения статуса документов, которые будут использоваться для подтверждения обеспечения пожарной безопасности;

предоставления производителям продукции возможности выбора способов подтверждения ее соответствия требованиям пожарной безопасности;

2) устранить избыточные технические барьеры в области пожарной безопасности, сформировать более гибкий подход к противопожарному нормированию, обеспечив при этом защищенность личности, имущества, общества и государства от пожаров за счет упорядочения противопожарных требований, усовершенствования процедуры подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности;

3) обеспечить на необходимом уровне безопасность людей от пожара, в т. ч. маломобильных групп населения, находящихся в учреждениях здравоохранения и социальной защиты, за счет введения дополнительных требований пожарной безопасности к учреждениям здравоохранения и социальной защиты с пребыванием людей на постоянной основе или стационарном лечении;

4) урегулировать отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований пожарной безопасности.

 

22 июля 2008 года N 123-ФЗ

 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ

О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

(в ред. Федерального закона от 10. 07. 2012 N 117-ФЗ)

 

Раздел I. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Цели и сфера применения технического регламента

 

Комментарий к статье 1

 

1 - 2. В части 1 комментируемой статьи определены цели, в которых принят комментируемый Закон. Эти положения основаны на общей норме п. 1 ст. 6 Федерального закона " О техническом регулировании" (здесь и далее в ред. Федерального закона от 21 июля 2011 г. N 255-ФЗ < 6> ), согласно которой технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей. При этом в п. 2 указанной статьи установлено, что принятие технических регламентов в иных целях не допускается. Кроме того, следует иметь в виду, что согласно п. 2 ст. 7 названного Закона требования технических регламентов не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения указанных целей.

--------------------------------

< 6> СЗ РФ. 2011. N 30. Ч. 1. Ст. 4603.

 

Часть 1 статьи также определяет содержание правового регулирования, осуществляемого комментируемым Законом. При этом в ч. 2 статьи определены области деятельности, в которых положения данного Закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения. Иначе говоря, в этих положениях определен предмет регулирования комментируемого Закона или, как указано в названии статьи, сфера применения Закона. С общетеоретических позиций определение предмета регулирования законодательного акта представляет собой определение общественных отношений, которые урегулированы нормами этого акта и которые в силу этого становятся правовыми отношениями.

Предмет регулирования комментируемого Закона предопределен общими положениями ст. 7 Федерального закона " О техническом регулировании" о содержании технических регламентов (этой же статьей определен и порядок применения технических регламентов). Так, согласно п. 3 указанной статьи технический регламент должен содержать перечень и (или) описание объектов технического регулирования, требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения технического регламента; технический регламент должен содержать правила и формы оценки соответствия (в т. ч. в техническом регламенте могут содержаться схемы подтверждения соответствия, порядок продления срока действия выданного сертификата соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения; технический регламент должен содержать требования энергетической эффективности и ресурсосбережения.

В соответствии с п. 6 ст. 7 Федерального закона " О техническом регулировании" технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от вида нормативного правового акта, которым они приняты, страны и (или) места происхождения продукции или осуществления связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями, в том числе потребителями, с учетом положений п. 9 данной статьи.

В то же время предмет регулирования комментируемого Закона сформулирован в ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи в несколько ином виде, нежели это следовало бы из приведенных положений Федерального закона " О техническом регулировании". Кроме того, обращает на себя внимание то, что предмет регулирования комментируемого Закона выходит за рамки данных положений - согласно п. 2 ч. 2 комментируемой статьи положения данного Закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения и при разработке, принятии, применении и исполнении технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом " О техническом регулировании" (до внесения Законом 2012 г. N 117-ФЗ изменения говорилось о федеральных законах о технических регламентах, содержащих требования пожарной безопасности). При этом в ч. 1 статьи предусмотрено, что федеральные законы о технических регламентах, содержащие требования пожарной безопасности к конкретной продукции, не действуют в части, устанавливающей более низкие, чем установленные комментируемым Законом, требования пожарной безопасности (в этом положении просматривается аналогия с нормой ч. 2 ст. 2 Федерального закона " О пожарной безопасности", предусматривающей, что законодательство субъектов РФ не действует в части, устанавливающей более низкие, чем названный Закон, требования пожарной безопасности).

Как предусмотрено в ч. 1 комментируемой статьи, технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом " О техническом регулировании", не действуют в части, содержащей требования пожарной безопасности к указанной продукции, отличные от требований, установленных комментируемым Законом (до внесения Законом 2012 г. N 117-ФЗ изменения предусматривалось несколько иное правило - предусматривалось, что федеральные законы о технических регламентах, содержащие требования пожарной безопасности к конкретной продукции, не действуют в части, устанавливающей более низкие, чем установленные комментируемым Законом, требования пожарной безопасности). Данное правило основано на следующих положениях п. 3 ст. 7 Федерального закона " О техническом регулировании":

содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории России и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент;

не включенные в технические регламенты требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер.

3. В части 3 комментируемой статьи определена та часть сферы действия комментируемого Закона, которая одновременно является сферой действия в части установления требований пожарной безопасности нормативных правовых актов иных отраслей законодательства, нежели законодательство о техническом регулировании. Эта сфера охватывает регулирование в области пожарной безопасности объектов защиты специального назначения, среди которых в рассматриваемой норме названы объекты военного назначения, атомные станции, производственные объекты, объекты переработки, хранения радиоактивных и взрывчатых веществ и материалов, объекты уничтожения и хранения химического оружия и средств взрывания, наземные космические объекты и стартовые комплексы, горные выработки, объекты, расположенные в лесах (следует обратить внимание на то, что этот перечень не определен как закрытый).

Соответственно, техническое регулирование в области пожарной безопасности указанных объектов защиты специального назначения осуществляется на основании как комментируемого Закона, так и Федеральных законов от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ " Об обороне" < 7>, от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ " О государственном оборонном заказе" < 8>, от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ " Об использовании атомной энергии" < 9>, от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ " О радиационной безопасности населения" < 10>, от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ " О промышленной безопасности опасных производственных объектов" < 11> и от 2 мая 1997 г. N 76-ФЗ " Об уничтожении химического оружия" < 12>, ЛК РФ, Законов РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 " О недрах" (изложен полностью в новой редакции в соответствии с Федеральным законом от 3 марта 1995 г. N 27-ФЗ) < 13>, от 20 августа 1993 г. N 5663-1 " О космической деятельности" < 14> и от 21 июля 1993 г. N 5485-1 " О государственной тайне" < 15>.

--------------------------------

< 7> СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2750.

< 8> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 6.

< 9> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4552.

< 10> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 141.

< 11> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3588.

< 12> СЗ РФ. 1997. N 18. Ст. 2105.

< 13> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 16. Ст. 834; СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 823.

< 14> РГ. 1993. 6 октября. N 186.

< 15> РГ. 1993. 21 сентября. N 182.

 

Следует также отметить, что в ст. 5 Федерального закона " О техническом регулировании" (в ред. Федерального закона от 1 мая 2007 г. N 65-ФЗ от 30 ноября 2011 г. N 347-ФЗ < 16> ) определены особенности технического регулирования в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством РФ иной информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения указанной продукции.

--------------------------------

< 16> www. pravo. gov. ru. 2011. 1 декабря.

 

4. Часть 4 комментируемой статьи определяет изъятия из сферы действия комментируемого Закона. Согласно данной норме в эту сферу не входит, во-первых, техническое регулирование в области пожарной безопасности ядерного оружия и связанных с ним процессов разработки, производства, эксплуатации, хранения, перевозки, ликвидации и утилизации его составных частей и, во-вторых, техническое регулирование в области пожарной безопасности зданий, сооружений, строений, объектов организаций ядерного оружейного комплекса России.

Как указано в рассматриваемой норме, такое регулирование устанавливается законодательством РФ. Среди основных актов законодательного уровня, в соответствии с которыми или на основе которых осуществляется такое регулирование, необходимо упомянуть об указанных выше Федеральных законах " Об обороне" и " О государственном оборонном заказе", а также о Федеральном законе от 3 апреля 1996 г. N 29-ФЗ " О финансировании особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов" < 17>.

--------------------------------

< 17> СЗ РФ. 1996. N 15. Ст. 1552.

 

Статья 2. Основные понятия

 

Комментарий к статье 2

 

Комментируемая статья определяет понятийный аппарат, который используется комментируемым Законом. Поскольку данный Закон является актом законодательства РФ о техническом регулировании, во вводной части статьи установлено, что для целей этого Закона используются основные понятия, установленные статьей 2 Федерального закона " О техническом регулировании" (системообразующего акта названной отрасли законодательства). Вводная часть комментируемой статьи в отношении понятийного аппарата, используемого комментируемым Законом, отсылает также к Федеральному закону " О пожарной безопасности" (к его ст. 1), предмет регулирования которого самым непосредственным образом связан с предметом регулирования комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 3 Закона).

Законом 2012 г. N 117-ФЗ в комментируемую статью внесен ряд изменений. В частности, признан утратившим силу пункт 42, содержавший определение понятия " сооружение" (это понятие было определено как строительная система любого функционального назначения, в состав которой входят помещения, предназначенные в зависимости от функционального назначения для пребывания или проживания людей и осуществления технологических процессов). Кроме того, уточнено содержание понятия " безопасная зона" - в определение включено указание на непревышение опасными факторами пожара предельно допустимых значений, а также содержание понятия " взрывопожароопасность объекта защиты" - в определение включено указание на возможность возникновения пожара и последующего взрыва.

Следует отметить, что по общему правилу юридической техники определения понятий (предписания-дефиниции) включаются в законодательные акты в следующих случаях: когда юридический (правовой) термин сформирован с использованием специальных слов - редких либо малоупотребительных иностранных слов, а также переосмысленных общеупотребительных слов; когда правовое понятие формируется из слов, позволяющих неоднозначно истолковывать его смысл, порождающих разнообразные смысловые ассоциации.

Определения основных понятий, используемых Федеральными законами " О техническом регулировании" и " О пожарной безопасности", приведены при рассмотрении соответствующих положений комментируемого Закона. Здесь же представляется целесообразным остановиться на определениях основных понятий, данных непосредственно в комментируемой статье. В нормы-дефиниции рассматриваемой статьи вошли положения соответствующих стандартов, и прежде всего ГОСТ 12. 1. 033-81 " ССБТ. Пожарная безопасность. Термины и определения", СТ СЭВ 383-87 " Пожарная безопасность в строительстве. Термины и определения" и ГОСТ 12. 2. 047-86 (СТ СЭВ 5236-85) " ССБТ. Пожарная техника. Термины и определения".

Так, в ГОСТ 12. 1. 033-81 (в ред. изменения N 1, введ. в действие Постановлением Госстандарта СССР от 26 августа 1983 г. N 4030) определены следующие основные понятия:

загорание - неконтролируемое горение вне специального очага, без нанесения ущерба;

угроза пожара (загорания) - ситуация, сложившаяся на объекте, которая характеризуется вероятностью возникновения пожара, превышающей нормативную;

причина пожара (загорания) - явление или обстоятельство, непосредственно обуславливающее возникновение пожара (загорания);

очаг пожара - место первоначального возникновения пожара;



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.