Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Схема 1д. 10 страница



 

Статья 52. Способы защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара

 

Комментарий к статье 52

 

В комментируемой статье определен перечень способов, одним или несколькими из которых обеспечиваются защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия. Иначе говоря, данная статья определяет перечень способов, применением которых (одним или несколькими) достигается противопожарная защита людей и имущества.

Положения комментируемой статьи прежде всего воспроизводят правила п. 3. 2 ГОСТ 12. 1. 004-91 " ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования", согласно которым противопожарная защита должна достигаться применением одного из следующих способов или их комбинацией:

применение средств пожаротушения и соответствующих видов пожарной техники;

применение автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения;

применение основных строительных конструкций и материалов, в т. ч. используемых для облицовок конструкций, с нормированными показателями пожарной опасности;

применение пропитки конструкций объектов антипиренами и нанесением на их поверхности огнезащитных красок (составов);

устройства, обеспечивающие ограничение распространения пожара;

организация с помощью технических средств, включая автоматические, своевременного оповещения и эвакуации людей;

применение средств коллективной и индивидуальной защиты людей от опасных факторов пожара;

применение средств противодымной защиты.

Наряду с этим в комментируемую статью вошли отдельные положения ГОСТ 12. 1. 004-91, относимые данным стандартом к иным составляющим системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты (о названной системе см. комментарий к ст. 5 Закона), нежели система противопожарной защиты.

 

Статья 53. Пути эвакуации людей при пожаре

 

Комментарий к статье 53

 

1 - 2. В частях 1 и 2 комментируемой статьи с определенными изменениями воспроизведены положения п. 3. 3 ГОСТ 12. 1. 004-91 " ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования", согласно которым каждый объект должен иметь такое объемно-планировочное и техническое исполнение, чтобы эвакуация людей из него была завершена до наступления предельно допустимых значений опасных факторов пожара, а при нецелесообразности эвакуации была обеспечена защита людей в объекте. Для обеспечения эвакуации необходимо:

установить количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и выходов;

обеспечить возможность беспрепятственного движения людей по эвакуационным путям;

организовать при необходимости управление движением людей по эвакуационным путям (световые указатели, звуковое и речевое оповещение и т. п. ).

Требование ч. 1 комментируемой статьи ранее предусматривалось также в общих положениях СНиП 21-01-97* " Пожарная безопасность зданий и сооружений". Так, согласно п. 4. 1 названного документа в зданиях должны быть предусмотрены конструктивные, объемно-планировочные и инженерно-технические решения, обеспечивающие в случае пожара (наряду с прочим) возможность эвакуации людей независимо от их возраста и физического состояния наружу на прилегающую к зданию территорию до наступления угрозы их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара.

Как предусмотрено в п. 6. 4 СНиП 21-01-97*, защита людей на путях эвакуации обеспечивается комплексом объемно-планировочных, эргономических, конструктивных, инженерно-технических и организационных мероприятий; эвакуационные пути в пределах помещения должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей через эвакуационные выходы из данного помещения без учета применяемых в нем средств пожаротушения и противодымной защиты; за пределами помещений защиту путей эвакуации следует предусматривать из условия обеспечения безопасной эвакуации людей с учетом функциональной пожарной опасности помещений, выходящих на эвакуационный путь, численности эвакуируемых, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, количества эвакуационных выходов с этажа и из здания в целом; пожарная опасность строительных материалов поверхностных слоев конструкций (отделок и облицовок) в помещениях и на путях эвакуации за пределами помещений должна ограничиваться в зависимости от функциональной пожарной опасности помещения и здания с учетом других мероприятий по защите путей эвакуации.

Понятие " эвакуация" определено в п. 50 ст. 2 комментируемого Закона. Практически такое же определение дано в п. 6. 2 СНиП 21-01-97*. При этом предусмотрено, что эвакуацией также следует считать несамостоятельное перемещение людей, относящихся к маломобильным группам населения, осуществляемое обслуживающим персоналом. Там же определено, что эвакуация осуществляется по путям эвакуации через эвакуационные выходы.

3. В части 3 комментируемой статьи установлено, что безопасная эвакуация людей из зданий и сооружений при пожаре считается обеспеченной, если интервал времени от момента обнаружения пожара до завершения процесса эвакуации людей в безопасную зону не превышает необходимого времени эвакуации людей при пожаре. Соответственно этому положению в п. 14 ст. 2 комментируемого Закона дано определение понятию " необходимое время эвакуации".

4. В отношении методов определения необходимого и расчетного времени, а также условий беспрепятственной и своевременной эвакуации часть 4 комментируемой статьи отсылает к нормативным документам по пожарной безопасности. Основным таким документом ранее являлся ГОСТ 12. 1. 004-91 " ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования", в Приложении 2 к которому приведен метод определения уровня обеспечения пожарной безопасности людей. В настоящее время основным соответствующим документом является СП 1. 13130. 2009 " СПЗ. Эвакуационные пути и выходы" (о названном документе см. комментарий к ст. 89 Закона), который устанавливает требования к эвакуационным путям и выходам из зданий, сооружений и строений.

 

Статья 54. Системы обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре

 

Комментарий к статье 54

 

1. Как установлено в ч. 1 комментируемой статьи, системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Ранее подобное требование в ГОСТ 12. 1. 004-91 " ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования" формулировалось иначе. Так, в пункте 3. 6 устанавливалось, что на каждом объекте народного хозяйства должно быть обеспечено своевременное оповещение людей и (или) сигнализация о пожаре в его начальной стадии техническими или организационными средствами. Там же предусматривалось, что перечень и обоснование достаточности для целевой эффективности средств оповещения и (или) сигнализации на объектах согласовываются в установленном порядке.

2. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей.

При этом предусмотрено, что перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности (до внесения Законом 2012 г. N 117-ФЗ изменения говорилось об обязательном оснащении указанными системами). Таким документом являются прежде всего ППБ 01-03 " Правила пожарной безопасности в РФ", согласно п. 16 которых в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. Ранее такими документами являлись ППБ 01-03 " Правила пожарной безопасности в РФ", а также НПБ 104-03 " Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" < 72>, утв. Приказом МЧС России от 20 июня 2003 г. N 323 < 73>.

--------------------------------

< 72> РГ. 2003. 3 июля. N 128.

< 73> Там же.

 

В настоящее время соответствующий документ - это СП 3. 13130. 2009 " СПЗ. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности" (о названном документе см. комментарий к ст. 84 Закона), в п. 7 которого установлены требования пожарной безопасности по оснащению зданий (сооружений) различными типами систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. В указанном пункте приведена таблица, в соответствии с которой здания (сооружения) должны оснащаться системами оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ) соответствующего типа. Там же предусмотрено, что допускается использование более высокого типа СОУЭ для зданий (сооружений) при соблюдении условия обеспечения безопасной эвакуации людей.

 

Статья 55. Системы коллективной защиты и средства индивидуальной защиты людей от опасных факторов пожара

 

Комментарий к статье 55

 

1 - 3. В комментируемой статье воспроизведены и развиты положения п. 3. 4 ГОСТ 12. 1. 004-91 " ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования", согласно которым средства коллективной и индивидуальной защиты должны обеспечивать безопасность людей в течение всего времени действия опасных факторов пожара; коллективную защиту следует обеспечивать с помощью пожаробезопасных зон и других конструктивных решений; средства индивидуальной защиты следует применять также для пожарных, участвующих в тушении пожара.

Комментируемая статья также учитывает общие положения п. 6. 4 СНиП 21-01-97* " Пожарная безопасность зданий и сооружений", предусматривающие следующее: защита людей на путях эвакуации обеспечивается комплексом объемно-планировочных, эргономических, конструктивных, инженерно-технических и организационных мероприятий; эвакуационные пути в пределах помещения должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей через эвакуационные выходы из данного помещения без учета применяемых в нем средств пожаротушения и противодымной защиты; за пределами помещений защиту путей эвакуации следует предусматривать из условия обеспечения безопасной эвакуации людей с учетом функциональной пожарной опасности помещений, выходящих на эвакуационный путь, численности эвакуируемых, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, количества эвакуационных выходов с этажа и из здания в целом; пожарная опасность строительных материалов поверхностных слоев конструкций (отделок и облицовок) в помещениях и на путях эвакуации за пределами помещений должна ограничиваться в зависимости от функциональной пожарной опасности помещения и здания с учетом других мероприятий по защите путей эвакуации.

Кроме того, учтено положение п. 8. 1 СНиП 21-01-97*, относящее оборудование здания в необходимых случаях индивидуальными и коллективными средствами спасения людей к конструктивным, объемно-планировочным, инженерно-техническим и организационным мероприятиям, обеспечивающим тушение возможного пожара и проведение спасательных работ.

 

Статья 56. Система противодымной защиты

 

Комментарий к статье 56

 

1. Комментируемая статья посвящена системе противодымной защиты, понятие которой исходя из положений самой же данной статьи определено в п. 40 ст. 2 комментируемого Закона. В части 1 комментируемой статьи, по сути, воспроизведено положение п. 3. 5 ГОСТ 12. 1. 004-91 " ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования", согласно которому система противодымной защиты объектов должна обеспечивать незадымление, снижение температуры и удаление продуктов горения и термического разложения на путях эвакуации в течение времени, достаточного для эвакуации людей, и (или) коллективную защиту людей и (или) защиту материальных ценностей.

2. В части 2 комментируемой статьи определен перечень способов защиты, один или несколько из которых должна предусматривать система противодымной защиты. В этом перечне нашли свое концентрированное выражение положения разд. 5 " Противодымная защита при пожаре" СНиП 2. 04. 05-91* " Отопление, вентиляция и кондиционирование" (к названному документу отсылают положения СНиП 21-01-97* " Пожарная безопасность зданий и сооружений", касающиеся противодымной защиты зданий). На данных положениях основываются установленные в ст. 85 комментируемого Закона требования к системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений (см. комментарий к указанной статье).

 

Статья 57. Огнестойкость и пожарная опасность зданий и сооружений

 

Комментарий к статье 57

 

1. В части 1 комментируемой статьи, как представляется, закреплено требование, вытекающее из взаимосвязанных положений п. 3. 7 ГОСТ 12. 1. 004-91 " ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования" и п. 5. 17 СНиП 21-01-97* " Пожарная безопасность зданий и сооружений". Так, в ГОСТ 12. 1. 004-91 установлено, что в зданиях и сооружениях необходимо предусмотреть технические средства (лестничные клетки, противопожарные стены, лифты, наружные пожарные лестницы, аварийные люки и т. п. ), имеющие устойчивость при пожаре и огнестойкость конструкций не менее времени, необходимого для спасения людей при пожаре и расчетного времени тушения пожара. Согласно же СНиП 21-01-97*, как говорилось выше (см. комментарий к ст. 29 Закона), степень огнестойкости здания определяется огнестойкостью его строительных конструкций, а класс конструктивной пожарной опасности здания определяется степенью участия строительных конструкций в развитии пожара и образовании его опасных факторов.

2. В отношении требуемых степени огнестойкости зданий, сооружений и класса их конструктивной пожарной опасности часть 2 комментируемой статьи отсылает к нормативным документам по пожарной безопасности. Ранее основным таким документом являлись СНиП 21-01-97* " Пожарная безопасность зданий и сооружений", содержащие общие (унифицированные) принципы и подходы к обеспечению безопасности людей, мероприятиям по ограничению распространения пожара и его тушению. Кроме того, подлежали применению строительные нормы и правила по проектированию зданий и сооружений различного назначения: СНиП 2. 08. 01-89 " Жилые здания", СНиП 2. 08. 02-89* " Общественные здания и сооружения", СНиП 2. 09. 04-87 " Административные и бытовые здания", СНиП 31-03-2001 " Производственные здания", СНиП 31-04-2001 " Складские здания" и пр. В настоящее время основным соответствующим актом является СП 2. 13130. 2009 " СПЗ. Обеспечение огнестойкости объектов защиты", который предназначен для разъяснения порядка применения требований комментируемого Закона в части обеспечения огнестойкости объектов защиты.

 

Статья 58. Огнестойкость и пожарная опасность строительных конструкций

 

Комментарий к статье 58

 

1. Аналогично сказанному выше (см. комментарий к ст. 57 Закона) следует отметить, что в ч. 1 комментируемой статьи, как представляется, закреплено требование, вытекающее из взаимосвязанных положений п. 3. 7 ГОСТ 12. 1. 004-91 " ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования" и п. 5. 9 СНиП 21-01-97* " Пожарная безопасность зданий и сооружений". Так, в ГОСТ 12. 1. 004-91 установлено, что в зданиях и сооружениях необходимо предусмотреть технические средства (лестничные клетки, противопожарные стены, лифты, наружные пожарные лестницы, аварийные люки и т. п. ), имеющие устойчивость при пожаре и огнестойкость конструкций не менее времени, необходимого для спасения людей при пожаре и расчетного времени тушения пожара. Согласно же СНиП 21-01-97*, как говорилось выше (см. комментарий к ст. 34 Закона), строительные конструкции характеризуются огнестойкостью и пожарной опасностью; показателем огнестойкости является предел огнестойкости, пожарную опасность конструкции характеризует класс ее пожарной опасности.

2. Часть 2 комментируемой статьи отсылает в отношении требуемых пределов огнестойкости строительных конструкций, выбираемых в зависимости от степени огнестойкости зданий и сооружений, к таблице 21 Приложения к комментируемому Закону. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 30 Закона), в этой таблице воспроизведена таблица 4 п. 5. 18 СНиП 21-01-97* " Пожарная безопасность зданий и сооружений", определяющая соответствие степени огнестойкости и предела огнестойкости строительных конструкций зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков. К указанной таблице 21 приложения к комментируемому Закону отсылает также часть 2 ст. 87 данного Закона, в которой установлено, что пределы огнестойкости строительных конструкций должны соответствовать принятой степени огнестойкости зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков.

 

Статья 59. Ограничение распространения пожара за пределы очага

 

Комментарий к статье 59

 

В комментируемой статье определен перечень способов, одним или несколькими из которых должно обеспечиваться ограничение распространения пожара за пределы очага. Положения данной статьи практически воспроизводят правила п. 3. 2 ГОСТ 12. 1. 004-91 " ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования", согласно которым ограничение распространения пожара за пределы очага должно достигаться применением одного из следующих способов или их комбинацией:

устройство противопожарных преград;

установление предельно допустимых по технико-экономическим расчетам площадей противопожарных отсеков и секций, а также этажности зданий и сооружений, но не более определенных нормами;

устройство аварийного отключения и переключения установок и коммуникаций;

применение средств, предотвращающих или ограничивающих разлив и растекание жидкостей при пожаре;

применение огнепреграждающих устройств в оборудовании.

Единственно новым в комментируемой статье является указание на такой способ ограничения распространения пожара за пределы очага, как применение установок пожаротушения. В то же время, как говорилось выше (см. комментарий к ст. 52 Закона), применение установок пожаротушения предусмотрено в п. 3. 1 ГОСТ 12. 1. 004-91 в качестве одного из способов, применением которого должна достигаться противопожарная защита.

Следует также отметить, что в СНиП 21-01-97* " Пожарная безопасность зданий и сооружений" содержится раздел 7 " Предотвращение распространения пожара". Как установлено в п. 7. 1 данного документа, предотвращение распространения пожара достигается мероприятиями, ограничивающими площадь, интенсивность и продолжительность горения. Там же предусмотрено, что к таким мероприятиям относятся:

конструктивные и объемно-планировочные решения, препятствующие распространению опасных факторов пожара по помещению, между помещениями, между группами помещений различной функциональной пожарной опасности, между этажами и секциями, между пожарными отсеками, а также между зданиями;

ограничение пожарной опасности строительных материалов, используемых в поверхностных слоях конструкций здания, в том числе кровель, отделок и облицовок фасадов, помещений и путей эвакуации;

снижение технологической взрывопожарной и пожарной опасности помещений и зданий;

наличие первичных, в том числе автоматических и привозных средств пожаротушения;

сигнализация и оповещение о пожаре.

 

Статья 60. Первичные средства пожаротушения в зданиях и сооружениях

 

Комментарий к статье 60

 

1. В части 1 комментируемой статьи установлена обязательность обеспечения зданий и сооружений первичными средствами пожаротушения, а также закреплена обязанность лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями и сооружениями, по осуществлению данного обеспечения.

Данные требования предусмотрены и в соответствующих нормах Федерального закона " О пожарной безопасности". Так, согласно ч. 2 ст. 34 названного Закона граждане обязаны иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления. Там же (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) установлено, что руководители организации обязаны содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

2. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи номенклатура, количество и места размещения первичных средств пожаротушения устанавливаются в зависимости от вида горючего материала, объемно-планировочных решений здания или сооружения, параметров окружающей среды и мест размещения обслуживающего персонала.

Ранее соответствующие вопросы регламентировались Приложением 3 " Определение необходимого количества первичных средств пожаротушения" к ППБ 01-03 " Правила пожарной безопасности в РФ", а также ГОСТ 12. 4. 009-83 " ССБТ. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание" и ГОСТ 12. 1. 004-91 " ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования". В настоящее время соответствующие вопросы решаются в СП 9. 13130. 2009 " Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации", который устанавливает требования к выбору, размещению, техническому обслуживанию и перезарядке переносных и передвижных огнетушителей, источникам давления в огнетушителях, зарядам к воздушно-пенным и воздушно-эмульсионным огнетушителям, а также СП 10. 13130. 2009 " СПЗ. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности", который устанавливает требования пожарной безопасности к системам внутреннего противопожарного водопровода.

 

Статья 61. Автоматические и автономные установки пожаротушения

 

Комментарий к статье 61

 

1. Комментируемая статья устанавливает требования к автоматическим и автономным установкам пожаротушения. В первоначальной редакции статьи говорилось только об автоматических установках пожаротушения - соответствующие изменения внесены Законом 2012 г. N 117-ФЗ. Этим же Законом признана утратившей силу часть 1 статьи, определявшая случаи, в которых здания, сооружения и строения должны быть оснащены автоматическими установками пожаротушения: когда ликвидация пожара первичными средствами пожаротушения невозможна; когда обслуживающий персонал находится в защищаемых зданиях, сооружениях и строениях некруглосуточно. Ранее же в п. 3 ГОСТ 12. 3. 046-91 " ССБТ. Установки пожаротушения автоматические. Общие технические требования" предусматривалось, что необходимость применения и выбор типа АУП обусловливаются уровнем пожарной опасности конкретного объекта с учетом скорости развития пожара в начальной стадии и экономической целесообразности их применения по ГОСТ 12. 1. 004-91 " ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования".

2. Часть 2 комментируемой статьи определяет цели, достижение одной или несколько из которых должно обеспечивать автоматические и (или) автономные установки пожаротушения. Ранее подобные цели по-иному формулировались в ГОСТ 12. 3. 046-91 " ССБТ. Установки пожаротушения автоматические. Общие технические требования". Так, согласно п. 7 названного стандарта автоматические установки пожаротушения должны обеспечивать:

срабатывание в течение времени менее начальной стадии развития пожара (критического времени свободного развития пожара) по ГОСТ 12. 1. 004-91 " ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования";

локализацию пожара в течение времени, необходимого для введения в действие оперативных сил и средств;

тушение пожара с целью его ликвидации;

интенсивность подачи и (или) концентрацию огнетушащего вещества;

требуемую надежность функционирования (локализацию или тушение).

3. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи тип автономной автоматической установки пожаротушения, вид огнетушащего вещества и способ его подачи в очаг пожара определяются в зависимости от вида горючего материала, объемно-планировочных решений здания, сооружения и параметров окружающей среды.

Ранее данные подобные требования содержались в приведенных выше (см. комментарий к ст. 45 Закона) общих положениях НПБ 88-2001 " Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования", а также п. 3 ГОСТ 12. 3. 046-91 " ССБТ. Установки пожаротушения автоматические. Общие технические требования". Кроме того, в п. 3 НПБ 110-03 " Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" < 74>, утв. Приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. N 315, предусмотрено, что тип автоматической установки тушения, способ тушения, вид огнетушащих средств, тип оборудования установок пожарной автоматики определяются организацией-проектировщиком в зависимости от технологических, конструктивных и объемно-планировочных особенностей защищаемых зданий и помещений, с учетом требований действующих нормативно-технических документов. Как предусмотрено там же, здания и помещения по прямо определенному перечню при применении автоматической пожарной сигнализации следует оборудовать дымовыми пожарными извещателями.

--------------------------------

< 74> РГ. 2003. 3 июля. N 128.

 

Статья 62. Источники противопожарного водоснабжения

 

Комментарий к статье 62

 

1 - 2. Как установлено в ч. 1 комментируемой статьи, здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. При этом в ч. 2 данной статьи предусмотрено, что в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в т. ч. питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

Ранее эти правила лишь подразумевались, но с очевидностью следовали из соответствующих положений нормативных правовых актов. Так, в статье 19 Федерального закона " О пожарной безопасности" (в ред. Федерального закона от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ) среди полномочий органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных указано на создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях (см. комментарий к ст. 63 Закона).

Пункт 94 ППБ 01-03 " Правила пожарной безопасности в РФ" предусматривает, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т. п. ) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Там же установлено, что поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

В пункте 8. 1 СНиП 21-01-97* " Пожарная безопасность зданий и сооружений" среди конструктивных, объемно-планировочных, инженерно-технических и организационных мероприятий, которыми обеспечиваются тушение возможного пожара и проведение спасательных работ, указано на устройство противопожарного водопровода, в т. ч. совмещенного с хозяйственным или специальным, а при необходимости - устройство сухотрубов и пожарных емкостей (резервуаров). Согласно п. 8. 13 названного документа необходимость устройства пожарного водопровода и других стационарных средств пожаротушения должна предусматриваться в зависимости от степени огнестойкости, конструктивной и функциональной пожарной опасности здания, величины и пожаровзрывоопасности временной пожарной нагрузки.

3. Согласно ч. 3 комментируемой статьи необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются непосредственно комментируемым Законом. Соответственно, в части указанного регулирования рассматриваемая норма к нормативным документам по пожарной безопасности не отсылает. В отношении требований, о которых идет речь в ч. 3 комментируемой статьи, см. комментарий к ст. ст. 68, 86 и 99 Закона.

 

Статья 63. Первичные меры пожарной безопасности

 

Комментарий к статье 63

 

Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 51 Закона), в комментируемой статье, определяющей перечень первичных мер пожарной безопасности, по сути, говорится о комплексе организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, т. е. третьей из трех названных в ч. 3 ст. 5 комментируемого Закона составляющих (наряду с системой предотвращения пожаров и системой противопожарной защиты) системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты. К комментируемой статье отсылает норма ч. 4 ст. 6 данного Закона, устанавливая, что пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления (см. также комментарий к указанной статье).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.