Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Annotation 27 страница



1-7. Смысл: «Когда небес верховных семизвездье (сошедшие с десятого неба семь светильников, затмеваемые только духовной мглой, последствием греха), указуя всем участникам шествия, что им надлежит делать, подобно тому как нижнее семизвездие восьмого неба (Малая Медведица с ее Полярной звездой) указует движения корабельщику,. остановилось... » 11. «Veni, sponsti, de Libano, уепг! »(лат. ) – «Иди, невеста, с Ливана, иди! » 17. Ad vocem tanti senis (лат. ) – при голосе столь великого старца. 17-18. Сто... вестников и слуг – множество ангелов. 19. «Benedictus qm venis! » (лат. ) – «Благословен грядущий! » 21. «Manibus о date lilia plenis! » (лат. ) – слегка видоизмененные слова Вергилия (Эн., VI, 883): «Дайте лилий полными горстями! ». 32. Предстала женщина – Беатриче. 53. Омытого росой – у подножия Чистилища (Ч., I, 121-129). 68. Минервиной листвой – то есть ветвями оливы (ст. 31). 74. Как соизволил ты взойти сюда. – Ироническое обращение к когда – то горделивому философу, пытавшемуся все постигнуть своим разумом. 83-84. «In te, Domine, speram» (лат. ) – «На тебя, господи, уповаю». 89. Едва дохнет земля, где гибнут тени – то есть едва повеет ветер из Африки, где в полдень исчезает тень. 92-93. До песни тех – то есть пока не запели ангелы. 115. В новой жизни – то есть в своей молодости, о которой он писал в книге, озаглавленной «Новая Жизнь». 124-125. Между первым и вторым из возрастов – то есть двадцати пяти лет отроду. 126. Меня покинув, он ушел к другим – то есть был неверен Беатриче и как женщине, и как небесной мудрости, ища ответы на все свои вопросы в мудрости человеческой. 134. И наяву – то есть в видениях, о которых Данте рассказывает в «Новой Жизни» (XXXIX [XL]; XLII [XLIII]). ПЕСНЬ ТРИДЦАТЬ ПЕРВАЯ
 Земной Рай – Лета
 

3. Лезвие – то есть косвенная речь о Данте (Ч., XXX, 103-145). 11. Память о годах печали – то есть о заблуждениях Данте. 12. Волной – то есть водами Леты. 23-24. О благе, взыскуемом превыше всех других – то есть о боге. 41-42. Точило вращается навстречу лезвию, притупляя меч правосудия. 72. В Ярбиной стране – то есть в Африке, где царствовал Ярба (Эн., IV, 196). 77. Первенцы творенья – то есть ангелы. 81. На Зверя, слившего два воплощенья – то есть на Грифона (см. прим. Ч., XXIX, 108). 83. Она себя былую побеждала – то есть превосходила красотой. 92. Сплетавшая венок – то есть Мательда (Ч., XXVIII, 68). 98. «Asperges me» (лат. ) – словами псалма: «Окропи меня». 102. Глотнуть пришлось литейской воды, дарующей забвение грехов. 104. Меж четверых красавиц – см. Ч., XXIX, 130-132 и прим. 106. Мы – звезды в тьме высот. – См. прим. Ч., I, 23-27. 107-108. Лик Беатриче не был миру явлен. – То есть небесное откровение еще не было явлено миру, когда четыре основные добродетели были ниспосланы людям, чтобы приготовить их к его восприятию. 111. Среди тех трех, чей взор острей направлен – то есть среди трех «богословских» добродетелей. 123. То вдруг в одном, то вдруг в другом обличье. – В глазах Беатриче Грифон отражается то как лев (человек), то как орел (божество). 137-138. Вторая красота Беатриче – ее уста. Первая – ее глаза, которые Данте уже увидел (ст. 115-123). ПЕСНЬ ТРИДЦАТЬ ВТОРАЯ
 Земной Рай. – Древо познания
 

2. Десятилетней жажды – увидеть Беатриче, умершую за десять лет до 1300 г. 8. Из уст богинь – то есть трех «богословских» добродетелей. 17-18. Святое войско шло стезей возвратной. – То есть мистическая процессия повернула обратно на восток (см. Ч., XXIX, 12). 37-39. Древо. – Это библейское «древо познания добра и зла», от запретных плодов которого вкусили Ева и Адам. Данте превращает его в символ империи. 44. Не ранишь клювом – не посягаешь на прерогативы светской власти. 49-51. Грифон оборачивается к колеснице (церкви), привлекает ее к сирому, то есть оголенному, древу (империи) и одной из его ветвей связывает с ним ее дышло (крест). 52-54. Когда поток большого света (то есть солнечного) смешан с лучами Овна, который соединяется с солнцем вслед за ельцом небесным (созвездием Рыб), – другими словами: весной. 65. Сказ о Сиринге. – Меркурий усыпил рассказом о нимфе Сиринге и затем обезглавил стоглазого Аргуса, который, по приказу Юноны, неусыпно стерег Ио, возлюбленную Юпитера (Метам., I, 568-747). 72. И возглас – возглас Мательды (см. ст. 83-84). 73-81. Смысл: «Как – в евангельской легенде – пораженные преображением Христа (яблони священной), апостолы Петр, Иоанн и Яков пали ниц и, очнувшись от его голоса, разрушавшего даже сон умерших, увидели, что на их учителе прежняя одежда и что исчезли беседовавшие с ним Моисей и Илья... » 89. Ввысь восходят – возносятся на небо. 98. Семь нимф – семь добродетелей, взявших в руки светильники. 99. Австр – южный ветер; Аквилон – северный. 103-105. Беатриче поручает поэту описать все, что он сейчас увидит. Перед Данте предстанут в аллегорических образах прошлые, настоящие и грядущие судьбы римской церкви 109-117. Орел (птица Дия), устремляющийся на колесницу с вершины дерева, которому он при этом наносит вред, олицетворяет римских императоров-язычников, преследовавших христианскую церковь в ущерб – по мысли Данте – самой империи. 118-123. Лиса – символизирует ереси первых веков христианства. 124-126 Снова к колеснице спускается орел и осыпает ее своими перьями. – Это богатства, которыми христианские императоры одаряли церковь, и главным образом – «дар Константина» (см. прим. А., XIX, 115-117) 130-141. Дракон (дьявол) оторвал у колесницы часть ее днища – дух смирения и бедности. Тогда она мгновенно оделась перьями, обросла богатствами. 142-147. Пернатая колесница превращается в апокалипсического зверя (см. прим. А., XIX, 106-110). 149-153. Наглая блудница – папство, глазами рыща, выискивает себе друзей. Рядом с ней стоит ревнивый гигант – король французский Филипп IV, иногда ладивший с Бонифацием VIII, но кончивший тем, что нанес ему жестокое оскорбление в Ананьи (см. прим. Ч., XX, 86-90). 154-160. Намек на перенесение папского престола из Рима в Авиньон, при Клименте V, в 1309 г. (см. прим. А., XIX, 79-84). ПЕСНЬ ТРИДЦАТЬ ТРЕТЬЯ
 Земной Рай – Эвноя
 

1. «Deus, venerunt gentes» (лат. ) – «Боже, пришли язычники». 10-12. «Modicum, et non vtdetntis me; et iterum modicum, et vos vzdelntis me» (лат. ) – «Вскоре вы не увидите меня, и опять вскоре увидите меня». Этими словами (цитата из Евангелия) Беатриче высказывает уверенность в том, что похищенная гигантом колесница будет возвращена и примет свой прежний вид. 13. Я предшествии седмицы – то есть семи добродетелей, несущих светильники. 14. Мне, женщине и мудрецу – Данте, Мательде и Стацию. 34. Порушенный змеей сосуд – то есть колесница церкви, у которой дракон оторвал часть днища (Ч., XXXII, 130-135). 35. Был и не стал – чудовищно искаженная церковь перестала быть собою (ср. Р., XXVII, 22-27). 36. Вино и хлеб злодея не спасут. – В Италии существовал обычай, по которому родственники убитого теряли право кровной мести, если убийца или его родич девять дней кряду приходил на могилу жертвы и съедал там хлеб, смоченный в вине. Беатриче хочет сказать: «Ничто не оградит злодея от божьего суда». 43. Пятьсот Пятнадцать – загадочное обозначение грядущего избавителя церкви и восстановителя империи, который истребит воревку (блудницу песни XXXII, занявшую чужое место) и гиганта (французского короля). Цифра DXV образует, при перестановке знаков – слово DVX (вождь), и старейшие комментаторы так ее и толкуют. 47 – 51. Сфинга (Сфинкс) – в античном мифе – крылатое чудовище с женским лицом, обитавшее возле Фив и убивавшее всех, кто не мог разгадать его загадку. Когда Эдип (Лаяд) ее разгадал, Сфинга бросилась со скалы и разбилась насмерть. Отмщая за ее гибель, прорицательница Фемида наслала на фивян хищного зверя, который губил нивы и стада (Метам., VII, 759-765). В старинных списках «Метаморфоз» вместо Laiades читалось Naiades, и разрешение загадки Данте приписывал Наядам. Смысл ст. 49-51: «События покажут, кто такой „Пятьсот Пятнадцать“, но разрешение этой трудной загадки приведет не к бедствиям, а к миру». 57. Два раза – Адамом, вкусившим от его плодов, и гигантом, отвязавшим от него колесницу. 62. Первая душа – то есть Адам. 68. Как в струи Эльсы. – Предметы, опущенные в известковую воду Эльсы (приток Арно), покрываются твердой оболочкой. 69. Не будь их прелесть – как Пирам для тута. – То есть если бы прелесть суетных помыслов не омрачала сознание Данте, подобно тому как Пирам своею кровью окрасил белые ягоды тутового дерева в темный цвет (см. прим. Ч., XXVII, 37-39). 78. Как жезл... – Беатриче хочет, чтобы Данте, вернувшись к людям, передал им ее слова, даже не вникая в их смысл, а просто сохранив их в памяти; так паломник возвращается из Палестины с пальмовой ветвью, привязанной к посоху. 85. Что за школе – школе поэтов и философов. 90. До неба мчащегося всех быстрей – то есть до Перводвигателя (см. Р., XXVIII). 98-99. Смысл: «Само твое забвенье доказывает, что ты был виновен, когда следовал ложной школе и свою волю устремлял не ко мне, а мимо. Если бы это был не грех, Лета не смыла бы этого воспоминания». 112-114. Там растекались... – Растекающиеся из одного истока Лета и Эвноя напоминают поэту Тигр и Евфрат, которые средневековая география считала текущими из общего источника. 118. На что сказали так. – То есть сказала Беатриче. 119. Мательда. – Здесь впервые названа по имени прекрасная женщина, встретившая поэта в Земном Раю. 121. И про это. – См. Ч., XXVIII, 121-133. 129. Угаснувшую силу – то есть силу памяти о совершенных им добрых делах (см. прим. Ч., XXVIII, 121-133). 139. Счет положен изначала. – В построении «Божественной Комедии» Данте соблюдает строгую симметрию. В каждой из трех ее частей (кантик) – по 33 песни; «Ад» содержит, кроме того, еще одну песнь, служащую вступлением ко всей поэме. Объем каждой из ста песен приблизительно одинаков. 142. Я шел назад – к Беатриче. 145. Светила – см. прим. А., XXXIV, 139. РАЙ
 ПЕСНЬ ПЕРВАЯ
 Вознесение сквозь сферу огня
 

4. Я в тверди был – то есть в Эмпирее. Над девятью небесами Птолемеевой системы Данте, согласно с церковным учением, помещает десятое, недвижный Эмпирей (греч. – пламенный), обитель божества. 15. Любимый лавр. – В лавр была превращена нимфа Дафна, убегавшая от влюбленного Аполлона (Метам., I, 452-567). 16-18. Мне из зубцов Парнаса нужен был пока один... – До сих пор поэт нуждался в покровительстве только той из двух вершин Парнаса, на которой обитают музы. Теперь ему требуется содействие второй вершины, Кирры (ст. 36), обители Аполлона. 20. Марсий – сатир, состязавшийся в музыкальном искусстве с Аполлоном, который победил его и содрал с него кожу (Метам., VI, 382-400). 31. Богу Дельф – Аполлону. 32. К пенейским листьям – то есть к лавровым. Дафна, превращенная в лавр (см. прим. 15), была дочерью бога реки Пенея. 37-42. В зависимости от времени года, солнце (лампада мира) восходит в разных точках горизонта (разными вратами). В весеннее равноденствие, восходя в той точке, где пересечение четырех кругов (горизонта, экватора, зодиака и равноденственного колюра) образует три креста, оно движется в небе по лучшему пути, потому что это – наилучшее время года, и с лучшею звездою, то есть в созвездии Овна (ср. А., I, 37-40), что позволяет ему благотворно влиять на земную жизнь (мирской воск). 43-47. Почти из этих врат (см. прим. 37-42) – потому что весеннее равноденствие уже миновало, – утро всплыло там, то есть в южном полушарии, в то время как здесь, в северном полушарии, пал вечер. Этими словами Данте указывает, в какое благоприятное время года и в какой благоприятной точке горизонта взошло солнце того дня, когда он вступил в Земной Рай. Далее он говорит о том, что случилось в полдень этого же дня (ср. Ч., XXXIII, 103-105), после того как, испив от струй Эвнои, он возвратился к Беатриче (Ч., XXXIII, 142-145): И в полушарье том, то есть в южном, все стало белым, то есть все озарилось светом полдня (в силу чего здесь, в северном полушарии, все черным было), когда Беатриче, обратясь лицом налево (потому что перед этим она стояла лицом к востоку и полуденное солнце было слева от нее), вонзилась в солнце взором; Данте последовал ее примеру (стр. 52-54), но, не выдержав блеска, устремил глаза к ее глазам (ст. 66) и начал, незаметно для себя, возноситься вместе с нею в небесные сферы (ст. 91). 49-51. Смысл: «Как световой луч дает начало отраженному лучу, напоминающему скитальца, прошедшего полпути и стремящегося вернуться домой... » 57. По его мерилу – то есть применительно к высшей мере его способностей. 68. Главк – рыбак, отведавший чудесной травы и превратившийся в морского бога (Метам., XIII, 898-968). 70-72. Пречеловеченье (Trasumanar) – превращение в нечто большее, чем человек. 71. Пример мой – пример Главка. 73-74. Только тем, что в теле этом всего новей – то есть только душой, которая создается позже всего (Ч., XXV, 67-75). 76-77. Круги, которых вечный ход стремишь, желанный, ты – то есть небесные сферы, вращаемые девятым, кристальным небом, или Перводвигателем, который, в свою очередь, вращается с непостижимой быстротой, потому что, как Данте поясняет в «Пире» (II, 3[4]), каждая его частица жаждет соединиться с каждой из частиц объемлющего его неподвижного Эмпирея. 77-78. Мой дух призвали гармонией – то есть привлекли мое внимание гармоническими созвучиями, производимыми, как учил Платон, вращением небес (Ч., XXX, 93). 79-81. Солнцем загорелись дали... – То, что Данте принял за солнечное сияние, было, очевидно, сферой огня (Ч., IX, 30 и прим. ). 92-93. Смысл: «Молния, покинув свой предел, то есть сферу огня (см. прим. 133-134), мчится вниз с меньшей быстротой, чем мчишься ты обратно к нему, то есть к твоему пределу, к небу». 116. В смертном сердце животных. 118. Лук этот – то есть этот позыв (ст. 114), этот инстинкт. 133-134. И как огонь, из тучи упадая... – В средние века полагали, что молния, то есть огненный пар, зажатый в водяных парах тучи, расширяясь, прорывает их в наиболее слабой их стороне, а именно в той, которая обращена к земле, и потому устремляется вниз, хотя огню свойственно стремиться ввысь, к сфере огня (ср. ст. 115). ПЕСНЬ ВТОРАЯ
 Первое небо – Луна
 

16-18. Смысл: «Читателей „Рая“ ждет еще большее удивление, чем приплывших в Колхиду аргонавтов, когда они увидели, как их вождь Ясон вспахивает на огнедышащих быках заветное поле, сеет на нем драконьи зубы и одолевает вышедших из-под земли воинов» (Метам., VII, 100-143). 30. Слиться с первою звездой. – Данте и Беатриче достигли Луны, ближайшего к земле светила, и погружаются в ее недра, как это с ними будет и на остальных планетах. 51. О Каине... – Народная фантазия видела в лунных пятнах фигуру Каина с вязанкой хвороста (А., XX, 126). 59-60. Я вижу этой разности причину... – «Эту разность», то есть чередование светлых и темных пространств на поверхности Луны, Данте в своем «Пире» (II, 13 [14]), следуя Аверроэсу, объяснял разной степенью плотности отдельных частей лунного шара. Более плотные части якобы лучше отражают солнечный свет, чем более скважные. В дальнейших стихах устами Беатриче он опровергает это мнение как ошибочное (ср. Р., XXII, 139-141). 64. Восьмая твердь – небо звезд. 65-66 Многолики... количеством и качеством – то есть различны по количеству и качеству излучаемого света. 68. Свойство – влиять на землю. 71. Существенное начало (principium formale) – термин схоластической философии, означающий то образующее начало, которое придает телам их отличительные особенности и свойства. 78. Листы – то есть плотные и скважные слои вещества, подобные страницам в книге. 79. О первом – то есть о скважности, проходящей местами насквозь через лунный шар. 83. Второе – то есть то предположение, что в лунном шаре перемежаются плотные и скважные слои. 112-114. Под небом, где божественный покой, то есть внутри неподвижного Эмпирея, кружится тело некое, то есть девятое небо, или Перводвигатель (см. прим. Р., I, 76-77). 115. Твердь вслед за ним – восьмое небо, небо звезд. 116. Естеством – то есть звездам и ниже лежащим небесам. 120. Приспособляют к целям и корням. – Смысл: «Каждое небо (круг) приспособляет свойства, полученные им от выше лежащих небес, к своим целям и воздействует на причины (корни) явлений». 129. От движителей некоих блаженных. – Согласно объяснению Беатриче, небеса вращаются не сами, а приводятся в движение ангелами, которые наделяют их силой влияния. Этих «движителей» Данте обозначает словами: «глубокая мудрость» (mente profonda), ст. 131; «разум» (intelligenza), ст. 136; «умы» (intelletti). P., VIII, 110. (Ср. А., VII, 73-76; Р., VIII, 34-37; 106-111; XXVIII, 78; XXIX, 43-45. ) 136. Этот разум. – то есть «движитель» звездного неба. 139. Каждая из разных сил – которые «разум» восьмого неба сообщает звездам. 140. С драгоценным телом – то есть с небесным светилом. ПЕСНЬ ТРЕТЬЯ
 Первое небо – Луна (продолжение). – Нарушители обета
 

18. Иначе, чем влюбившийся в ручей. – Нарцисс пленился своим отражением в воде, приняв его за живого юношу (Метам., III, 346-510), а Данте, наоборот, подлинные лица принял за отражения. 44-45. Уподобляясь той – то есть уподобляясь божественной любви, которая хочет, чтобы все обитатели небесного царства были подобны ей. 49. Пиккарда Донати (Ч., XXIV, 10-15) – сестра Форезе (Ч., XXIII, 48) и Корсо Донати (Ч., XXIV, 82-90). Корсо насильно извлек ее из монастыря и выдал замуж. 69. Как бы любовью первой пламенела. – Может быть истолковано двояко: 1) словно пылала огнем первой любви; 2) была как бы охвачена наивысшим пламенем любви. 77. Necesse – необходимо (латинский термин схоластической философии). 79. Esse – бытие (латинский термин, как и предыдущий). 97. Жену высокой жизни и деяний – Клару Ассизскую, основательницу монашеского ордена, к которому принадлежала Пиккарда. 118-120. То свет Костанцы.. – Констанция (1154-1198), последняя представительница норманнской династии в Южной Италии. Ее муж, германский император Генрих VI (с 1191 по 1197 г. ), положил начало владычеству в Сицилии и Неаполе свевского, то есть швабского, дома Гогенштауфенов. От их брака родился Фридрих II (А., X, 119). Пиккарда называет Генриха VI вторым вихрем свевского дома (первым был его отец, Фридрих I Барбаросса), а третьим – Фридриха II, выражая этим бурную природу их власти и ее мимолетность. Существовала легенда, что Констанция приняла монашество, но была насильно выдана замуж. * 121-122. «Ave, Maria» – начальные слова латинской молитвы: «Радуйся, Мария». ПЕСНЬ ЧЕТВЕРТАЯ
 Первое небо – Луна (продолжение)
 

13-15. Вроде Даниила... – По библейской легенде, вавилонские мудрецы не могли истолковать царю Навуходоносору позабытый им сон, и он велел их казнить, но гнев его прошел, когда пророк Даниил напомнил ему этот сон и объяснил его значение. Так и Беатриче угадала сомнения поэта и разрешила их. 24. Как учил, Платон. – По учению Платона, души, до своего воплощения, обитают на звездах, куда и возвращаются после смерти человека. 25. Velle – схоластический термин, означающий: воля. 28. Всех глубже вбожествленный (colui che piu s'india) – то есть всех более погруженный в созерцание божества. 30. Иль Иоанн, – он может быть любим. – То есть: «Как Иоанн Креститель, так и евангелист Иоанн». 31-32. Твердью все равновысоки тем духам. – То есть: «Все они пребывают в том же небе, что и души, являвшиеся тебе на Луне». 33. И бытия их не иные сроки. – То есть все души одинаково вечны. 34. Первый круг – Эмпирей. 48. Кем исцелен Товит – то есть архангел Рафаил, который, по библейской легенде, снял бельма у Товита. 49. Тимей – заглавие Платонова диалога, где идет речь о возвращении душ к звездам. 58-60. Так, возвращая... – Смысл: «Если Платон имеет в виду влияние звезд на человеческие души и видит в нем причину достойных и позорных поступков, то он отчасти прав». 63. Юпитер, Марс, Меркурий стали зваться. – То есть люди стали давать планетам имена богов, якобы на них обитающих. 64. В другом твоем сомнении. – См. ст. 19-21. 83. Лаврентий – римский диакон III в., сожженный на железной решетке. 84. Муций Сцевола – римский юноша, сжегший свою правую руку, когда ему не удалось убить этрусского царя Порсену. 103. Алкмеон – см. прим. Ч., XII, 49-51. 107. Насилье слито с волей. – То есть насилию способствовала уступчивая воля потерпевшего. 114. О другой – то есть о той воле, про которую говорится в ст. 109-111. ПЕСНЬ ПЯТАЯ
 Первое небо – Луна (окончание). – Второе небо – Меркурий. – Честолюбивые деятели
 

29. И этот клад – то есть свободная воля. 35. Разрешенья – то есть освобождения от обета. 57. Пока недвижны желтый ключ и белый. – То есть пока замены обета не разрешит церковь. Белый и желтый, то есть серебряный и золотой, ключи-символ церковной власти (Ч., IX, 117-129). 60. Как четыре в шесть. – Новый обет должен быть строже предыдущего. 66. Иеффай. – По библейской легенде, Иеффай, судья израильский, обещал богу, если тот пошлет ему победу над аммонитянами, принести в жертву первое, что выйдет из ворот его дома навстречу ему. Навстречу Иеффаю вышла его единственная дочь, которую он и предал смерти. 69-72. Вождь греков – Агамемнон, принесший в жертву свою дочь Ифигению, чтобы получить от богов попутный ветер для похода против Трои. 79. А если вами злая алчность правит – как жажда победы управляла Иеффаем и Агамемноном. 86. Где мир всего живей – то есть в сторону солнца. 93. Второе царство – небо Меркурия, где поэту предстанут души честолюбивых деятелей добра. 95. Тот светоч – то есть планета Меркурий. 98. Чье естество – то есть человеческая природа. 117. Пока не кончен труд войны. – То есть: «Пока ты еще жив». Богословская терминология различает «воинствующую церковь», то есть верующих, живущих на земле, и «торжествующую церковь», то есть праведников, обитающих на небе. 129. Чуждыми лучами – то есть лучами Солнца, застилающими свет Меркурия. ПЕСНЬ ШЕСТАЯ
 Второе небо – Меркурий (продолжение)
 

1-9. Смысл: «Константин Великий перенес (в 330 г. ) столицу из Рима в Византию, причем орел, символ римской империи, совершил полет с запада на восток, против видимого движения звезд, тогда как встарь он летел вслед звездам, с востока на запад, когда, после падения Трои, сопровождал родоначальника римлян Энея, который, прибыв в Италию, взял в жены Лавину (А., IV, 125; Ч., XVII, 34-39), дочь латинского царя Латина. После этого римский орел (господня птица) двести с лишним лет пребывал на рубеже Европы, на берегу Босфора, близ гор Троады, с которых он впервые взлетел с Энеем, и здесь, в Византии, переходя от одного императора к другому, достался наконец Юстиниану». 10. Юстиниан – византийский император (с 527 по 565 г. ), при котором была произведена знаменитая кодификация римского права (Ч., VI, 88-90) и отвоевана у остготов Италия. 11. Первою Любовью – то есть святым духом (А., III, 6). 16. Агапит I – римский папа (умер в 536 г. ). 24. Высокий труд – то есть труд законодателя. 25. Велисарий – военачальник Юстиниана. 31. Всю правоту – сказано иронически. 32. Священный стяг – римский орел. 33. Его присвоив – как гибеллины, приспособляющие идею империи к своим партийным целям. С ним враждуя – как гвельфы. 36. Паллант – один из героев «Энеиды», союзник Энея. 37. Альба, или Альба-Лонга – город в Лации, основанный, по преданию, Асканием, сыном Энея. 39. Три против трех... – Когда три Горация, римляне, победили трех Куриациев, альбанцев, владычество над Лацием перешло от Альбы к Риму. 41-42. От скорби жен сабинских – то есть от похищения сабинянок при Ромуле до самоубийства обесчещенной Лукреции (А., IV, 127) при Тарквинии Гордом. 44. Бренн – предводитель галлов (IV в. до н. э. ); Пирр – эпирский царь (IV-III вв. до н. э. ). 46. Косматый Квинций – Цинциннат, римский консул и диктатор V в. до н. э., прославившийся строгостью нрава (Р., XV, 129). Торкват – римский полководец IV в. до н. э. 47. Деции – три римских полководца: Публий Деций Мус и его сын и внук, носившие те же имена. Фобии – род, прославленный в римской истории. 49-51. Арабы – так названы карфагеняне, которые в 218 г. до н. э. вторглись в Италию, перевалив через Альпы. 52. Помпей Великий (106-48 гг. до н. э. ) и Сципион Африканский (ок. 235-183 гг. до н. э. ). 53. Повиты юной славой – то есть прославились в молодых годах. 54. Вершина, под которой ты рожден, – город Фьезоле, расположенный над Флоренцией (см. прим. А., XV, 61-63). 55-56. Пока то время близилось незримо – то есть незадолго до эпохи Августа, когда свой облик твердь земле дала, установив на ней мир и единовластие. 58. Ото Вара к Рейну – то есть в Трансальпийской Галлии. 59. Изара – приток Роны. Эра – Луара. Сенна – Сена. 62. Рубикон – река, впадающая в Адриатическое море к югу от Равенны. Переходом через нее в 49 г. до н. э. Цезарь положил начало гражданской войне, приведшей его к полновластию. 64-66. Испания (Ч., XVIII, 101-102), Дураццо (Диррахий), Фарсал – места борьбы Цезаря с помпеянцами. Разбитый при Фарсале (48 г. до н. э. ), Помпеи бежал в Египет и здесь был убит, на что и намекают слова: «Исторгнув стон у жарких Нильских вод». 67-68. По Лукану («Фарсалия», IX, 950-999), Цезарь после фарсальской победы посетил Троаду. Антандр – приморский город, откуда отплыл Эней (Эн., III, 6); Симоэнт – река близ Трои. Эти места – родина римского орла (см. прим. 1-9). 69. На горе Птолемею. – Цезарь низложил молодого египетского царя Птолемея XII и возвел на престол его сестру Клеопатру. 70. Юба – нумидийский царь, сторонник помпеянцев, побежденный Цезарем и покончивший с собой. 71-72. На запад ваш – то есть в Испанию, где Цезарь разбил при Мунде последние силы помпеянцев (45 г. до н. э. ). 73. В следующей длани – то есть при Октавиане Августе, первом римском императоре (с 27 г. до н. э. по 14 г. н. э. ). 74. Брут и Кассий, убийцы Цезаря (А., XXXIV, 64-67), были разбиты Октавианом при Филиппах (42 г. до н. э. ) и покончили с собой. 75. Перузию (Перуджа) Октавиан разорил в 40 г. до н. э. Около Мутины (Модена) он в 43 г. до н. э. победил Марка Антония. 77-78. Клеопатра, обратясь в бегство во время морского боя при Акции (31 г. до н. э. ) и затем тщетно пытавшись обольстить Октавиана, покончила с собой, дав себя ужалить змее. 79. Он долетел туда, где море красно – на берег Красного моря 81. Янов храм – храм Януса в Риме, двери которого отпирались только во время войны. 87. При третьем (считая от Юлия Цезаря) кесаре – то есть при Тиберии (с 14 по 37 г. ). 88-93. Смысл: «В царствование Тиберия бог (Живая Правда) возложил на римского орла, в лице римской власти в Иудее, славный долг – исполнить мщенье гнева своего, искупить распятием Христа грех Адама. А затем, что может показаться удивительным, тот же римский орел, в руках у Тита (Ч., XXI, 82-84), опять-таки по божьей воле, отомстил иудеям за это отомщение греха былого, разрушив Иерусалим (в 70 г. )». 94-96. Великий Карл, франкский король (с 768 по 814 г. ), впоследствии (с 800 г. ) император, выступил на защиту папы Адриана I в его борьбе с лангобардским королем Дезидерием, которого победил и низложил (в 774 г. ). 98. Помянут мной. – См. ст. 29-33. 101. Для желтых лилий. – Гвельфы борются с имперским орлом в интересах анжуйского дома (в гербе три золотых лилии). Тот – себе присвоил. – Так поступают гибеллины (ср. ст. 33). 107. С их новым Карлом – то есть Карлом II Анжуйским. 127. Внутри жемчужины – то есть внутри Меркурия. 128-142. Ромео – Ромэ де Вильнев (умер в 1250 г. ), министр Рамондо Берингьера (ст. 133), или Раймунда-Беренгария IV, последнего графа Прованского. Сложилась легенда, будто бы Ромео пришел ко двору графа Прованского бедным паломником, привел в порядок его имущественные дела, выдал его дочерей за четырех королей, но завистливые придворные оговорили его. Граф потребовал от Ромео отчета в управлении, тот предъявил графу его приумноженные богатства и покинул графский двор таким же нищим странником, каким пришел. Граф казнил клеветников. 138. Тот на десять представил пять и семь. – Давая отчет в управлении делами, Ромео предъявил настолько больше богатств, чем требовалось, насколько двенадцать (пять и семь) больше десяти. ПЕСНЬ СЕДЬМАЯ
 Второе небо – Меркурий (окончание)
 

1-3. Гимн на латинском языке, со введением еврейских слов: «Славься, святой бог воинств, сверхозаряющий ясностью твоею счастливые огни этих царств! » 4. Сущность – то есть душа (Юстиниана). 13. В БЕ и в ИЧЕ. – Поэта повергают в благоговейный трепет уже одни лишь звуки БЕ и ИЧЕ, образующие первый и последние слоги имени Беатриче. 20-21. Что праведная месть быть может отомщенной правосудно – см. Р., VI, 88-93 и прим. 25. Тот, кто не рождался – то есть Адам. 30. Господне Слово – то есть Христос. 50. Праведным судом – то есть разрушением Иерусалима (П., VI, 92-93). 67. Все то, что прямо от нее струится. – То есть все то, что бог создает непосредственно. 72. Новых сил – то есть сотворенных сил. 76. И человек всем этим наделен. – Смысл: «Человек наделен бессмертием (ст. 68), свободой (ст. 71) и подобием богу (ст. 73-75)». 85. Tota (лат. ) – вся. 86. В своем зерне – то есть в лице Адама. 105. Будь то одним, будь то двумя путями – либо путем милосердия, либо путем правосудия, или же обоими путями (ст. 91-93). 114. Ни на одном – из указанных выше путей. 122. Добавлю поясненье – к сказанному выше (ст. 67-69) о вечности всего, созданного непосредственно божеством. 132. В их совершенстве созданы сполна. – То есть: «Созданы непосредственно божеством и поэтому обладают совершенством». 136. Сотворены – то есть: " Созданы непосредственно божеством ". ПЕСНЬ ВОСЬМАЯ
 Третье небо – Венера. – Любвеобильные
 

1. В погибшем мире – то есть в языческом. 3. Киприда – Венера. Б третьем эпицикле. – Согласно учению Птолемея, планеты обращаются вокруг Земли не просто по круговой орбите, а вращаясь по некоему малому кругу, эпициклу, центр которого совершает круговое движение вокруг Земли, чем и объясняется их петлеобразный путь. Венера, как третья по удаленности от Земли планета, вращается в третьем эпицикле. 9. Что на руки его брала Дидона. – Чтобы внушить Дидоне (А., V, 61-62) любовь к Энею, Купидон принял вид его маленького сына Аскания и сел к ней на колени (Эн., I, 657-722). 12. То вдогонку, то с чела – сияя в небе то после захода солнца как вечерняя звезда, то перед его восходом как утренняя. 19-21. Так в этом свете... – В глубине светящейся планеты Данте видит круженье других светил. Это – души любвеобильных. Они движутся с разной скоростью, и поэт высказывает предположение, что она зависит от степени вечного их зренья, то есть доступного им созерцания бога. 27. Где реют серафимы – то есть в Эмпирее. 35. Начала – ангельский чин, управляющий третьей сферой (небом Венеры). 37. «Бы, чьей заботой третья твердь кружится» – начальный стих первой канцоны Дантова «Пира». 49-50. Я мало жил... – Это Карл Мартелл (1271-1295), старший сын Карла II Анжуйского. В 1294 г. он посетил Флоренцию, и Данте завязал с ним знакомство. 58-60. Тот левый берег – то есть Прованс, принадлежавший анжуйскому дому. 61-63. Рог авзонский – юг Авзонии (Италии), то есть Неаполитанское королевство. Реки Верде и Тронто образуют его северную границу. 65. Венец земли, где льется ток Дуная. – Карл Мартелл был коронован как венгерский король, но не царствовал. 67-70. Тринакрия (греч. – трехвершинная) – Сицилия. От мыса Пахина (Пассаро) до мыса Пелора (Фаро), вдоль берега, открытого Эвру (восточному ветру), она – мгляная, не потому, что из Этны дышит Тифей (А., XXXI, 124), а потому, что недра Этны изобилуют серой. 71-75. Сицилия ждала бы для себя государей в лице потомков Карла Мартелла (отцом которого был Карл II, а тестем – император Рудольф I), если бы произвол Карла I и его французов не вызвал в Палермо восстания (1282 г. ), лишившего анжуйский дом власти над островом (см. прим. Ч., VII, 112-114). 76-78. И если бы мой брат предвидеть мог... – Если бы младший брат Карла Мартелла, Роберт (царствовавший в Неаполе, после смерти Карла II, с 1309 по 1343 г. ), был предусмотрительнее, он не окружал бы себя нищими и жадными каталонцами, которые с его приходом к власти начнут притеснять население. 93. Что сладкое зерно столь горьким всхоже – то есть что от щедрого отца (Карла II) мог родиться жадный сын (Роберт). 103. Этот лук – то есть влияние светил («сила», упомянутая в ст. 99). 120. Ваш мудрец – Аристотель, доказывавший необходимость разделения труда для общественного благоустроения. 123. Корни ваших содеяний – то есть: «Ваши склонности и способности». 124-126. Ксеркс (персидский царь V в. до н. э. ) – тип воителя. Солон (афинский законодатель VI в. до н. э. ) – тип государственного деятеля. Мельхиседек (библейский священнослужитель) – тип церковника. Родитель того – мифический Дедал (см. прим. А. XVII, 109-111) тип ученого-изобретателя и художника. 127-129. Смысл: «Вращение светил, влияющее на человеческую природу, исполняет свое предназначение, не считаясь с происхождением человека». 130-131. Еще в зерне – то есть еще во чреве матери – библейский Исав был не похож на своего брата-близнеца Якова. 131-132. Квирин – то есть Ромул, первый римский царь. Он был сын безвестного отца, но молва считала его сыном Марса. 133-135. Смысл: «Потомки были бы во всем похожи на предков, если бы не вмешательство небесного промысла». 138. Хочу, чтоб вывод был тебе плащом – «завершая приобретенное тобою знание, как плащ завершает одежду». 146. Кто родился меч нести. – Намек на второго сына Карла II, Людовика, для которого отец избрал церковную карьеру. 147. Казнодею – то есть проповеднику. Намек на третьего сына Карла II, Роберта (см. прим. 76-78), любившего писать проповеди. ПЕСНЬ ДЕВЯТАЯ
 Третье небо – Венера (окончание)
 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.