|
|||
Роберт ЭггерсЭто режиссер и сценарист, проживающий в Бруклине. Родился в Нью-Гэмпшире и там же начал свою творческую деятельность в качестве режиссера экспериментальных и классических постановок в одном из театров Нью-Йорка. В прокате «Маяк» – черно-белый хоррор с Уиллемом Дэфо и Робертом Паттинсоном. Но главная звезда в этой истории – даже не они, а постановщик Роберт Эггерс, о котором все чаще говорят как о самом одаренном мастере ужасов в современном кино. Его дебютный фильм «Ведьма» (2015) принес ему приз за режиссуру на фестивале Sundance. А «Маяк» (2019), который сам Эггерс называет продолжением «Ведьмы», и вовсе был показан на кинофестивале в Каннах. Оба фильма — отшельнические. В «Ведьме» мы видим пуританскую семью, живущую на лесном отшибе, в «Маяке» — островок неподалеку от побережья Новой Англии и двух смотрителей. Бегство становится одним из мотивов каждой из картины различается здесь только его причина. Но герои бегают по кругу: они будто спасаются от своих корней и настоящих сущностей, а те, в свою очередь, наступают им на пятки. «Ты даже не человек», — говорит герой Уиллема Дефо своему молодому напарнику в исполнении Роберта Паттинсона, и сам обращается в покрытого ракушками Нептуна. В «Ведьме» религиозные мотивы формируют противостояние Христа и Дьявола: здесь нашлось место изгнанию, падшему ангелу и служению Антихристу. В «Маяке» вера не играет главную роль, позволяет поставить важный акцент — герои не надеются на Бога, а боятся его. В обеих картинах ритуал ощущается как кочка на ровной дороге, от которой становится некомфортно. В сюжете можно разглядеть библейские отсылки. Как уже было упомянуто выше, Томасина вполне может сойти за падшего ангела, которого изгнали не только из общины, но и из собственной семьи за мнимую причастность к черному колдовству. Зато после утраты родственников девушка принимает свою настоящую сущность, действительно становясь одной из ведьм. В «Маяке» дело обстоит сложнее: сама лампа становится запретным плодом Томаса-младшего после того, как ему не разрешают подниматься к ней. В «Ведьме» дьявольские силы становятся спасительными, заставляют зрителя переосмыслить реальные мотивы нечистой силы. Эггерс ставит Бога и Дьявола на один уровень, показывая, что первый не терпит малейшего неповиновения и оттого тираничен, а второй готов приютить отвергнутых и дать им новый шанс. В «Маяке» же Нептун и подвластные ему карают людей за их бесчеловечность и низвергают до состояния животных. В обоих случаях столкновение с высшими силами является как раз той точкой невозврата, после которой герои сами того не подозревая предрасполагают свой дальнейший путь. Главное в фильмах режиссера — приближенная в них к реальности атмосфера, благодаря которой зритель проживает происходящее. В «Ведьме» ради нескольких секунд была выстроена целая деревня, которую мы видим в расфокусе, а формат съемки 1, 66: 1 как бы стесняет пространство, неестественно вытягивая его. Для гнетущего воя кораблей в «Маяке» звукооператоры записывали гул наутифона, который сводил героев с ума. «Я даже читал о том, как смотрители маяка так привыкали постоянно его слышать, что, выйдя на пенсию, не могли от этой привычки избавиться и делали паузы в речи, соответствующие промежуткам между завываниями», — рассказывал режиссер в одном из интервью.
|
|||
|