|
|||
1 глава. Ларс фон Триер1 глава Ларс фон Триер Известный датский режиссер и сценарист, а по совместительству большой провокатор. Его фильмы традиционно вызывают очень бурную и неоднозначную реакцию в киносообществе, а также яростную критику. Тем не менее, это не мешает ему регулярно снимать новые картины, бюджеты которых давно сравнимы с голливудскими блокбастерами. Также Ларс Фон Триер является автором манифеста «Догма 95» Вдохновением для «Догмы» служили манифесты советских кинематографистов, итальянского неореализма, и французской «новой волны». Режиссеры, подписавшиеся под манифестом, отвергали принципы буржуазного и авторского кино. Отличало «Догму» от других присутствие чёткой инструкции «Как снимать фильм». 1. Съемки должны проводиться на натуре, без использования дополнительных декораций и реквизита. 2. Звук не должен записываться отдельно от картинки. Музыку можно использовать, только если она играет во время съёмок. 3. Камеру нужно держать на плече. 4. Фильм должен быть цветным. Дополнительное освещение запрещено. 5. Фильтры и спецэффекты запрещены. 6. Фильм не должен содержать экшен-сцены 7. Действие фильма происходит здесь и сейчас: отстранение во времени и пространстве запрещено. 8. Жанры запрещены. 9. Снимать нужно на плёнку 35 мм. 10. Имя режиссёра не должно быть указано в титрах. Одна из любимых тем режиссера — исследование темной природы человека. Она может проявляться через отношения людей. Так происходит в фильмах «Догвилль», «Мандерлей». Многие герои Триера выпускают своих внутренних демонов посредством саморазрушения, например в «Меланхолии». Наконец, изучение своего потаенного «я» может происходить через сильнейшую боль и страдания, как в картинах «Рассекая волны» и «Танцующая в темноте». Здесь важно обратить внимание на то, что носителем зла у режиссера, как правило, становится женщина, которая оказывается связана с разрушительными силами природы. Во многих работах чувствуется, что женская сущность пугает режиссера и представляется ему очень мрачной. Режиссер когда-то сказал, что кино должно быть неудобным, как камешек в ботинке. Видимо, поэтому после его фильмов зритель задает себе те вопросы, ответы на которые (парадокс! ) совсем не хочет знать. Например, «Меланхолия» невольно наводит на мысль о том, что бы каждый из нас делал в ситуации, если бы узнал, что скоро миру наступит конец? Что в такой ситуации для человека естественнее: впасть в депрессию, наслаждаться оставшимися днями или покончить с собой? Режиссер мастерски расставляет ловушки, связанные с темой морали и нравственности. Скажем, в своем последнем фильме «Дом, который построил Джек» он нарочно делает всех жертв маньяка отвратительными. В какой-то момент зритель и сам хочет убить назойливую героиню Умы Турман. Или в картине «Догвилль»: когда Грейс расправляется со всеми своими обидчиками, которые причинили ей столько зла, мы принимаем ее сторону и внутренне радуемся, что все происходит именно так. Уникальная визуальная составляющая фильмов Во всей эстетике работ Триера чувствуется отпечаток северной Европы, который выражается в холодной цветовой гамме. Пожалуй, его фильмы можно назвать « скандинавским нуаром ». В фильме «Европа», рассказывающий о послевоенной Германии, цвет появляется только тогда, когда главный герой встречает девушку. То есть Триер использует цветные кадры, чтобы подчеркнуть эмоциональное состояние персонажей. Это довольно необычный прием, которым впоследствии стали пользоваться многие режиссеры. Что касается декораций, то здесь Ларс фон Триер пользуется следующими приемами: либо снимает фильмы в максимально реалистичных пейзажах, либо вовсе превращает съемочную площадку в театральную сцену, как было в картинах «Догвилль» и «Мандерлей». Вероятно, таким образом режиссер хочет подчеркнуть условность любой формы и сосредоточиться на эмоциях и переживаниях героев. Наконец, режиссер любит разбавлять повествование дополнительными вставками. Это могут быть архивные записи времен Второй мировой войны («Дом, который построил Джек») или кадры, не относящиеся к главным событиям.
|
|||
|