Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Задание 6.. Вторая группа заданий



Задание 6.

Кризис 2014 года, вызванный обвалом мировых цен на энергоносители, спровоцировал резкое снижение валютной выручки и последующий дефицит бюджета в РФ. Для того чтобы его покрыть, различные ведомства (компании, банки) садятся за стол переговоров с иностранными государствами или фондами и обсуждают условия предоставления кредита стране. После достижения договоренностей заключается соглашение, которое предусматривает следующие условия:

сумму займа;

процентная ставка;

порядок выдачи (единовременно или частями);

период возврата (обычно в течение нескольких лет) и т. д.

Следует отметить, что введенные против России санкции существенно усложнили процесс предоставления кредитов, а для некоторых компаний сделали его невозможным. С одной стороны это плохо, поскольку в экономике сокращаются источники финансовой подпитки, а с другой – внешний госдолг будет накапливаться менее интенсивными темпами или начнет постепенно снижаться.

«Заимствования государства на внешнем рынке всегда приводят к утрате самостоятельной экономической политики и подчинено интересам кредиторов». Ваш комментарий, анализ макроэкономических показателей в данный период, примеры из практики.

Вне всяких сомнений, 2014 год вошел в историю нашей страны не только как год, в котором Россия присоединила к себе Крымский полуостров, но и как тяжелый период, обусловленный введением антироссийских экономических санкций, которые нанесли серьезный удар по российской банковской системе, которая, в свою очередь, ухудшила условия кредитования для всех без исключения категорий заемщиков.

В частности, санкции предусматривают ограничение доступа американских и европейских инвесторов к средне- и долгосрочным долговым инструментам. Американским и европейским компаниям запрещено выделять российским банкам и организациям из санкционного списка кредиты на срок более чем 90 дней[4].

Указанные обстоятельства, как верно отмечено в преамбуле задания к нашему эссе, с одной стороны, несут в себе негативные последствия, которые выражаются в сокращении в экономике источников финансовой подпитки (тем более при дефицитном бюджете, каким он является в России вот уже несколько лет подряд), а с другой – заключают в себе и положительный момент, связанный с тем, что внешний государственный долг будет накапливаться менее интенсивными темпами или начнет постепенно снижаться. Докажем это, рассмотрев динамику внешнего государственного долга России в названный период.                

Так, согласно официальным данным Министерства финансов Российской Федерации, объем внешнего госдолга России на 01. 12. 2013 г. (в предкризисный год) составлял 55 834. 6 млн. долларов США[5].

Следующий кризисный 2014 год за некоторыми исключениями из месяца в месяц демонстрирует некоторое сокращение объема внешнего госдолга: так, в январе 2014 г. он составлял 55 794. 2 млн. долларов, в феврале 2014 г. - 55 750. 9 млн. долларов, в марте 2014 г. - 55 666. 9 млн. долларов, в апреле 2014 г. – немного увеличился и составил 54 881. 5 млн. долларов, с мая 2014 г. снова продолжил незначительно сокращаться, составив 54 875. 4 млн. долларов, в июне - 54 810. 3 млн. долларов, в июле - 54 672. 5 млн. долларов, в августе - 54 604. 6 млн. долларов, в сентябре - 54 553. 5 млн. долларов, в октябре - 53 746. 4 млн. долларов, в ноябре - 53 704. 6 млн. долларов, в декабре - 53 972. 2 млн. долларов.

2015 год начался для России с незначительного увеличения объема внешнего госдолга до 54 355. 4 млн. долларов (январь 2015 г. ) с последующим снижением в феврале 2015 г. – до 54 305. 5 млн. долларов, в марте – до 54 268. 0 млн. долларов, в апреле – до 53 481. 4 млн. долларов. В мае 2015 г. внешний госдолг России сократился более существенно - на 2 001 млн. долларов, составив 51 480. 4 млн. долларов, впоследствии также наблюдается незначительное сокращение госдолга. Так, в июне 2015 г. его объем составил 51 453. 7 млн. долларов, в июле - 51 324. 3 млн. долларов, в августе - 51 289. 8 млн. долларов, в сентябре - 51 300. 0 млн. долларов, в октябре - 50 226. 4 млн. долларов, в ноябре - 50 189. 3 млн. долларов, в декабре - 50 128. 6 млн. долларов[6].

На 1 января 2016 г. внешний госдолг России составлял 50 002. 3 млн. долларов. Незначительно изменяясь в течение года в сторону увеличения и уменьшения, его объем на декабрь 2016 г. составил 51 271. 3 млн. долларов (значение, близкое к значению августа 2015 г. ). В январе прошлого 2017 г. внешний госдолг России составил 51 211. 8 млн. долларов, в декабре 2017 г. - 51 172. 4 млн. долларов. В текущем году объем госдолга продолжает снижаться.

Таким образом, если графически представить динамику внешнего госдолга России в период, то перед глазами нам представится следующая кривая, не имеющая существенных резонансов в значениях в период с 2014

по 2017 г.:

   

Ключевая роль в формировании склонности к внешним заимствованиям при этом принадлежит дефициту государственного бюджета.

 Однако, в отличие от внутренних заимствований, внешние заимствования несут в себе угрозу возникновения финансовой зависимости страны от ее кредиторов, которая со временем может привести к потери экономической и политической самостоятельности. Кроме того, невыполнение обязательств государством на внутреннем рынке не влечет за собой обложение штрафными санкциями и даже отстранением суверенного заемщика от международных финансовых рынков, как это бывает при условиях внешнего заимствования.

 Так, внешний долг возникает при мобилизации государством финансовых ресурсов, находящихся за границей. Держателями внешнего долга выступают компании, банки, государственные учреждения различных стран, а также международные финансовые организации (Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд и др. ), перед которыми страна-заемщик, зачастую, становится «обязанной» не только в экономическом аспекте, но и в принятии значимых политических решений, что говорит о частичной утрате суверенным государством своей самостоятельности.

Кроме того, бремя внешнего долга является более тяжелым, нежели бремя внутреннего долга. Для покрытия внешнего долга стране требуется иностранная валюта, для получения которой необходимо сокращать импорт и увеличивать экспорт, при этом выручка идет не на цели развития, а на погашение долга, что замедляет темпы экономического роста и снижает уровень жизни.   

Рост внешнего долга способствует усилению зависимости страны от других государств, что ограничивает возможности ведения самостоятельной внешней политики с целью обеспечения собственных интересов.                                             

Таким образом, обобщая вышесказанное, сделаем следующие выводы: - введенные против России санкции действительно усложнили процесс предоставления кредитов, а для некоторых компаний сделали его невозможным на среднесрочной и долгосрочной основе. С одной стороны, это негативно отражается на экономике, поскольку сокращаются источники финансовой подпитки, а с другой стороны, положительно влияет на объем внешних заимствований – внешний государственный долг накапливается менее интенсивными темпами или начинает постепенно снижаться.

Указанное утверждение полностью доказано анализом динамики внешнего государственного долга России в период с 2014 по 2017 г. Рост же внешнего долга способствует усилению зависимости страны от других государств и организаций-кредиторов, что ограничивает возможности ведения самостоятельной внешней политики с целью обеспечения собственных интересов, что позволяет нам согласиться с утверждением, что «заимствования государства на внешнем рынке приводят к утрате самостоятельной экономической политики и подчинено интересам кредиторов».


Вторая группа заданий



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.