Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Задание 3.. Задание 4. . Задание 5.. Кривая Лаффера



Задание 3.

В декабре 2017 года в очередной раз Центральный банк объявил о снижении ключевой процентной ставки. Теперь она составляет 7, 75% годовых. При этом ЦБ считает своей «заслугой» такое резкое снижение. Все опрошенные аналитики предсказывали более «мягкое» снижение ставки (с 8, 25 до 7, 75% годовых). Банк России продолжит переходить от умеренно жёсткой к нейтральной денежно-кредитной политике постепенно.

Принимая решение по ключевой ставке, Банк России будет оценивать баланс рисков существенного и устойчивого отклонения инфляции вверх и вниз от цели, а также динамику экономической активности относительно прогноза. Банк России допускает возможность некоторого снижения ключевой ставки в первом полугодии 2018 года.

Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 9 февраля 2018 года. Время публикации пресс-релиза о решении Совета директоров Банка России — 13: 30 по московскому времени.

Как отразится снижение ключевой процентной ставки на основных макроэкономических показателях:

инфляции

номинальные ставки по банковским операциям

неценовые условия кредитования

темпы роста экономики

структурный дефицит трудовых ресурсов

изменение курса USD/RUB

индекс гособлигаций RGBI………

Возможен анализ других макроэкономических показателей. Ответ обосновать с помощью макроэкономических моделей.

 

Ключевая ставка была введена Центральным банком РФ в экономику России 13 сентября 2013 года (5, 50 % годовых), как инструмент кредитно-денежной политики в рамках перехода к таргетированию инфляции (комплекс мер, выражающийся в выборе экономических целей, на которые необходимо воздействовать, чтобы достичь планируемого уровня инфляции). Инфляция по итогу 2013 года составила 6, 45%.

Согласно новой концепции денежно-кредитной политики Банк России отводит ключевой ставке роль унификатора процентных ставок по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности на аукционной основе на срок 1 неделя. Кроме того ключевая ставка способствует формированию «коридора» процентных ставок Банка России и оптимизации системы инструментов по регулированию ликвидности банковского сектора.

1. Уровень инфляции

Влияние ключевой ставки на уровень инфляции является неоднозначным. Повышение ключевой ставки делает кредитные ресурсы менее доступными, особенно для малого бизнеса, что не позволяет предприятиям не только осуществлять расширенное воспроизводство, но зачастую и сохранять прежние объемы деятельности. Наряду с этим снижается покупательная способность потребителей, что является сдерживающим фактором для цены. Все это приводит к замедлению темпов экономического роста, что в свою очередь уменьшает инфляционные процессы. Данные о ежемесячном уровне инфляции в Российской Федерации за июнь 2014 г. – январь 2018 представлены на рисунке ниже.

Здесь прослеживается четкая взаимосвязь: резкое повышение ключевой ставки в январе 2015 г. не только вызвало остановку стремительного роста уровня инфляции, но и обеспечило резкое снижение данного показателя. Данный инструмент управления инфляционными процессами, несмотря на эффективность в краткосрочном процессе, имеет негативные последствия для экономики государства. При использовании такого способа регулирования инфляцией следует одновременно снижать ключевую ставку, чтобы избежать затяжной рецессии экономики. Это мы видим далее в последующие годы. Одновременно с понижением ключевой ставки также снижается уровень инфляции (в августе и сентябре 2016 года впервые была достигнута дефляция).

2. Номинальные ставки по банковским операциям

Рост стоимости финансовых ресурсов вынуждает банки привлекать альтернативные источники заимствования, за которые в условиях конкуренции банки готовы платить дополнительную премию.

Рассмотрим динамику ключевой ставки и кредитных ставок с сентября 2014 г. по декабрь 2017 г. включительно, на основании чего можно сделать определенные выводы о влиянии ключевой ставки на стоимость привлекаемых ресурсов физических лиц.

 

В результате повышения ключевой ставки до 17% в конце 2014 года, ставки по депозитам также возросли до 13, 11% по депозитам свыше 1 года и до 12, 33% по депозитам менее года.

Данный процесс происходит на фоне растущего уровня инфляции, так как изначальное повышение ключевой ставки обычно направлено на ее сдерживание. В результате гражданам становится не выгодно хранить деньги дома, и они готовыих инвестировать. Таким образом происходит аккумулирование свободных средств населения, которые зачастую направляются в банковский сектор.

3. изменение курса USD/RUB

Повышение ключевой ставки приводит к укреплению курса национальной валюты. Это происходит потому, что увеличивается привлекательность национальной валюты как средства инвестирования. Причина в том, что увеличение основной процентной ставки ведет к росту процентных ставок по банковским депозитам в коммерческих банках. Во-первых, заинтересованной стороной являются иностранные инвесторы. Их деньги играют существенную роль в формировании курса национальной валюты, поскольку объемы сделок с ними могут быть очень существенными. Фактически рост курса национальной валюты подогревается именно тем, что она становится популярна среди иностранных инвесторов, готовых покупать валюту за все более высокую цену в расчете на высокий доход по депозитам. Привлечение средств инвесторов сопровождается оживлением национальной экономики. Во-вторых, интерес к хранению средств в национальной валюте проявляют внутренние деловые круги и частные лица. Рост их интереса непосредственно связан с возможностью «изъятия» из активного обращения денежных средств. Соответственно, связывание денег должно сопровождаться снижением внутренней деловой активности при одновременном снижении инфляционных процессов. То есть фактически увеличивается спрос на данную национальную валюту.

Понижение ключевой ставки приводит к ослаблению курса. Снижается привлекательность национальной валюты как средства инвестирования в связи со следующим за уменьшением основной процентной ставки падением ставок по депозитам; в результате уменьшается спрос на данную национальную валюту.

4. Индекс гособлигаций RGBI

Ключевая ставка обладает прямым влиянием на этот инструмент. Снижение учетных ставок практически моментально приводит к снижению доходности по всем инструментам с фиксированной доходностью. Но при этом, развиваться компаниям становится легче и, им проще привлечь средства под меньший процент. Это в свою очередь улучшает кредитное качество эмитента. То есть увеличивает надежность облигации из-за уменьшения кредитного риска эмитента.

Если же ставка повышается, то доходность облигаций растет. Но сильно возрастает шанс разорения эмитента, так как компания может не потянуть такой высокий процент.


 

Задание 4.  

Стабилизационная политика государства представляет собой набор мероприятий, направленных на предотвращение и сглаживание нежелательных колебаний совокупного спроса. В фазе рецессии правительство проводит политику стимулирования совокупного спроса, в фазе подъема – ограничительную политику, направленную на снижение совокупного спроса. Стабилизационные мероприятия осложняются проблемой лагов, в связи с чем для правительства важно отслеживание опережающих, запаздывающих и совпадающих индикаторов деловой активности. Прокомментируйте следующее высказывание, подтвердив свои утверждения  законами экономической теории и анализом сегодняшней ситуации.

«Проблема лагов государственного регулирования исчезнет вообще в связи с ускорением получения и обработки макроэкономической информации на базе более мощных компьютеров».


 

Задание 5.

Одним из основных инструментов стабилизационной налогово-бюджетной политики являются налоги. Налоговая реформа в современной России связана со снижением налогового бремени на юридических и физических лиц. За последние годы были проведены мероприятия, призванные стимулировать деловую активность, расширить базу налогообложения и повысить собираемость налогов.

В связи с этим возникает вопрос об уровне оптимальной налоговой ставки. Дайте комментарий к следующему высказыванию, используя идею кривой А. Лаффера. «Чем выше ставки налогов, тем больше поступления в государственный бюджет». При ответе используйте графические модели макроэкономических рынков.

 

Вопрос об уровне оптимальной налоговой ставки всегда актуален в современной России. Взаимосвязь между налоговой нагрузкой и налоговыми поступлениями в бюджет в науке описывается с помощью кривой Лаффера. В последнее время интерес западных исследователей к данной концепции затухает по причине неудачного опыта применения ее на практике в ходе осуществления налоговых реформ президента США Рональда Рейгана. При этом в истории существуют примеры положительного опыта практического применения теории Лаффера, например реформы Хардинга – Кулиджа и Дж. Кеннеди. В России успешным примером следования положениямданной концепции можно считать введение плоской шкалы по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) в 2001 г.

Кривая Лаффера показывает зависимость между средней ставкой налога и налоговыми поступлениями с доходов (рис. 1):

Кривая Лаффера


Рисунок 1

Идея кривой Лаффера заключается в следующем: «Чем выше ставки налогов, тем больше поступления в государственный бюджет». Повышение ставки налогов – один из способов увеличения налоговых поступлений в бюджет. Существует уровень оптимальной налоговой ставки, при котором налоговые поступления в бюджет максимальны. Целесообразно увеличивать ставки налогов до оптимального уровня, который не будет сдерживать деятельность экономических субъектов и при котором налоговыепоступления в государственный бюджет будут максимальны.

При ставке налога, равной нулю, поступления в бюджет прекра­щаются. При ставке налога, равной 100%, — поступлений в бюджет так­
же нет, поскольку в этом случае легальная экономика трансфор­мируется в «теневую». При ставке налога, не выходящей за пределы 50% (оптимальная
ставка), — достигается максимальная величина налоговых по­ступлений. Суть так называемого «эффекта Лаффера» состоит в том, что в краткосрочном периоде уменьшение ставки подоходного нало­га до оптимального уровня приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном — к их увели­чению, т. к. возрастут стимулы к трудовой и предприниматель­ской деятельности, сократится «теневой» оборот и, соответ­ственно, расширится сфера легальной экономики. Государственные доходы могут быть максимизированы толь­ко при некотором оптимальном уровне ставки налога. Не обяза­тельно максимальная налоговая ставка ведет к максимизации дохо­дов государства. Нужно найти ту точку, в которой действительно находится экономика и оптимальный уровень налоговой ставки.

У идеи Лаффера были каккритики, так и сторонники. Критики считают, что положение экономики на кривой Лаффера нигде не зафиксировано и неизвестно. Если экономика находится в любой точке левее и ниже точки т, то снижение ставок налогов приведет к сокращению налоговых поступлений и образованию бюджетного дефицита. Критики идей Лаффера выдвинули ряд возражений. Во-первых, так ли эластично предложение труда, чтобы его реакция на снижение налоговых ставок вызвала значительный рост деловой активности. Эмпирические исследования показали, что нет однозначной зависимости между снижением налоговых ставок и увеличением предложения труда. Одни группы людей при ослаблении налогового бремени действительно готовы больше трудиться, в то время как другие, почувствовав себя реально богаче, предпочитают больше времени отводить досугу. Во-вторых, снижение налоговых ставок - это мероприятие, имеющее длительный лаг воздействия. Увеличение совокупного предложения возможно лишь в отдаленной перспективе, а не сразу же после снижения ставок. Следовательно, на краткосрочных временных интервалах возникает опасность сокращения доходов казны. В-третьих, снижение налоговых ставок вызовет сдвиг вправо кривой совокупного спроса. Когда экономика находится на промежуточном или классическом (вертикальном) отрезках кривой совокупного предложения, чревато повышением общего уровня цен. В-четвертых, кто может со стопроцентной уверенностью сказать, что существующая налоговая система соответствует тому отрезку кривой Лаффера, который находится выше точки М А если в действительности налоговая система соответствует тому участку кривой, который расположен ниже точки Ml. Ведь тогда снижение налоговых ставок с неизбежностью вызовет снижение налоговых поступлений в бюджет.

С одной стороны, повышение ставки налога ведет к уклонению от его уплаты и, как следствие, к сокращению налоговых поступлений. Плательщик может уйти в теневой сектор экономики или переложить налоговое бремя. Например, продавец, повышая цену продукции, перекладывает налоговое бремя на потребителя.

С другой стороны, макроэкономические агенты меняют свое поведение. Повышение ставки налога на каком-либо из рынков изменит равновесную ситуацию, как правило, в сторону ухудшения. Рост ставок налогов – одна из причин безработицы, инфляции и замедления экономического роста. Повышение ставки налога на рынке товаров и услуг приведет к сокращению совокупных спроса и предложения. Если налоги увеличиваются, то сокращается совокупный спрос, сокращаются потребительские расходы и инвестиционные расходы. При падении совокупного спроса реальный ВНП сократится, безработица возрастет, а цены останутся на прежнем уровне. От величины налогов зависит равновесный объем выпуска (дохода). Если государство повысит ставки налогов, то снизится доход. Государство повышает ставки налогов и снижает государственные расходы и трансферты в случае перегрева экономики и проведения сдерживающей налогово-бюджетной политики. В результате сокращается инфляционный разрыв выпуска, совокупный спрос, снижается процентная ставка, реальный ВНП, сокращается спрос на деньги.                

С 2015 г. началось сокращение объема налоговых поступлений (включая таможенные пошлины) федерального бюджета, их величина опустилась до отметки 14, 7% ВВП против 17, 2% ВВП в 2014 г. В 2017–2019 гг. запланирована стабилизация объема налоговых поступлений на уровне 13, 8–14% ВВП[2].

Основным фактором снижения налоговых доходов в последние годы является сокращение поступлений от экспортных пошлин. В 2017–2019 гг. ожидается дальнейшее снижение объема доходов от экспортных пошлин до 2, 1–1, 9% ВВП. Доходы по налогу на прибыль организаций в федеральный бюджет составили 600, 4 млрд руб. в 2017 г. Законодательные изменения привели к росту доходов по налогу на прибыль на 0, 14% ВВП. Общие доходы от НДС выросли на 6, 3% – в 2017 г.

В 2017 г. нефтегазовые доходы составят 5 050 млрд руб., или 37, 4% всех доходов федерального бюджета, что несколько выше ожидаемого уровня 2016 г. (соответственно 4 777, 5 млрд руб. и 35, 7%). Данное увеличение обусловлено предусмотренным проектом бюджета повышением ставок НДПИ, а также изменением объемов и структуры добычи и экспорта углеводородов.

Повышение ставок по некоторым налогам увеличивает налоговые поступления в бюджет. Повышение налогов в текущих неблагоприятных экономических условиях не является эффективным. Новая налоговая политика России направлена на увеличение налоговых поступлений в бюджет не за счет повышения ставок и изъятия денег из экономики, а за счет расширения налоговой базы в результате решения следующих стратегических задач: cтимулирования увеличения деловой активности и количества предприятий; cтимулирования роста производительности труда; стимулирования диверсификации экономики и снижения сырьевой зависимости доходов бюджета. [3]В условиях длительного периода низких цен на нефть и слабого потенциального роста экономики налоговую нагрузку необходимо снижать, а выпадающие налоговые доходы бюджета частично компенсировать сокращением расходов, а частично - финансировать за счет внутренних заимствований.

По прогнозу МинфинаНДС и НДПИ на нефть сформируют 60% доходов Федерального бюджета в 2018 г. НДС – по прогнозу Минфина поступления от этого налога составят 5, 4 трлн руб., 38% доходов Федерального бюджета в 2018 г. НДПИ на нефть – 2, 8 трлн руб., 20% доходов Федерального бюджета в 2018 г. Страховые взносы – 7, 1 трлн руб., 24% от доходов Бюджета расширенного Правительства.

По прогнозу Минфина повышение базовой ставки налога с 18% до 20%, а также льготной ставки - с 10% до 12%могло бы принести максимум 866 млрд руб. Сокращение спроса и рост инфляции сократит эту сумму до 756 млрд руб. Уровень эффективной ставки для экономики в целом значительно ниже, чем предельная ставка налога (18%), т. к. большая доля товаров в конечном потреблении облагается по льготным или нулевым ставкам, например, продукты питания. Реальное увеличение поступлений может быть меньше за счет роста рыночных цен для потребителей, которые могут сократить объем потребления. Чистые поступления в Федеральный бюджет от увеличения ставок НДС на 2 п. п. составят 583-756 млрд. руб. за год, что позволит сократить дефицит бюджета на 0, 6-0, 8% ВВП

Базовый коэффициент НДПИ на нефть не будет меняться в 2018 г. и будет равен 919, однако за счет роста дополнительного коэффициента (с 306 руб. /т в 2017 г. до 357 руб. /т в 2018 г. ) налоговая нагрузка возрастет. Минфин прогнозирует, что объем поступлений от НДПИ на нефть в 2018 г. составит 2751 млрд. руб. Однако в среднесрочной перспективе (3-5 лет) можно ожидать падения инвестиций и негативного влияния на рост экономики.

           Страховые взносы формируют порядка 24% доходов бюджета Расширенного правительства (примерно 7, 1 трлн руб. ). Их рост как мера экономии призван сократить трансферт из федерального бюджета. Для увеличения поступлений от страховых взносов на 866 млрд руб. необходимо повысить ставку с 30% до 33, 7%. По этому налогу экономика находится в понижательной части кривой Лаффера, т. е. увеличение налоговой нагрузки сопровождается сокращением поступлений в бюджет.

           Повышение страховых взносов приведет к росту убыточных предприятий и не принесет дополнительных доходов бюджету. Бюджет потеряет значительную часть доходов от повышения НДС в связи с ростом инфляции и падением ВВП. Более предпочтительным является повышение НДПИ, так как при повышении ставки НДПИ на 1 п. п. чистый приток в бюджет будет довольно ощутимым (382 млрд руб. ), а эффект на инфляцию (+0, 8 п. п. ) и ВВП (-0, 5 п. п. ) не таким существенным.

Целесообразно увеличивать ставки налогов до оптимального уровня, который не будет сдерживать деятельность экономических субъектов и при котором налоговыепоступления в государственный бюджет будут максимальны. Повышение ставки налога не всегда эффективно и не всегда ведет к максимизации государственных доходов. Снижение налоговых ставок по отдельным налогам ни при каких условиях не приведет в дальнейшем к равноценному росту налоговых доходов в бюджет из-за существования тяги налоговых резидентов к иностранной продукции и соблазна заработка за границей. Смягчение налогового климата, произведенное в надежде на возмещение недополученных бюджетом доходов по прошествии нескольких лет, окажется безрезультатным. Устанавливать более лояльные по отношению к налогоплательщикам ставки налогов имеет смысл только в целях стимулирования их деловой активности, т. е. если конечной целью проводимой налоговой либерализации действительно является поддержка хозяйствующих субъектов, а не пополнение бюджета. Возможно, в этом и кроется ответ на вопрос, почему фискальные ожидания от применения концепции кривой Лаффера на практике в США и странах Европы в различные периоды времени так и не были оправданы.

 




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.